10 АС-401 (10 МАС-1М)

15ас401 ldsound_ru (1)Изготовитель: завод «Комунист» (Киев) и Бердский радиозавод (с начала 1970).

Назначение: малогабаритная акустическая система предназначена для использования в качестве выносных монофонических и стереофонических систем высококачественного воспроизведения звука.

15ас401 ldsound_ru (9)

 

Технические характеристики:

 

2-х полосная АС закрытого типа

Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 18000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 63–18000 Гц: 15 дБ

Чувствительность: 87 дБ

Среднее звуковое давление в диапазоне 63–18000 Гц: 0,15 Па

Сопротивление: 8 Ом

Номинальная мощность: 10 Вт

Паспортная мощность: 16 Вт

Размер (ВхШхГ): 425х272х234 мм

Вес: 7,5 кг

15ас401 ldsound_ru (12)

 

Описание:

 

         Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из фанеры со съемной задней стенкой. Все стенки толщиной 13 мм, задняя 10 мм. Внутренний объем составляет 18 л. Внутри корпуса для уменьшения внутренних резонансов применен так называемый «ватный валик».

15ас401 ldsound_ru (11)

         В акустической системы применяются динамики 20 ГДН-1-8 (10 ГД-30Б) в качестве низкочастотного и 5 ГДВ-1-8 (3 ГД-31) в качестве высокочастотного. Громкоговорители установлены с внутренней стороны передней панели.

15ас401 ldsound_ru (14)

В ранних моделях использовался низкочастотный динамик 10 ГД-30Е, он имел магнит альнико, это сплав железа (53%), алюминия (10%), никеля (19%) и кобальта (18%). Сплав обладает высокой остаточной намагниченностью. Альнико получают литьем, из порошков и горячей деформацией слитка. Он обладает высокой коррозионной устойчивостью, большим значением силы магнитного поля и стабильностью при высоких температурах (до 550°C).

15ас401 ldsound_ru (10)15ас401 ldsound_ru (8)

         Так же внутри на дне акустической системы на отдельной доске расположен электрический фильтр. НЧ динамик играет в широкополосном режиме, а ВЧ обрезается 2 порядком. Катушки на воздушном сердечнике, конденсаторы МБГО, резисторы С5.

15ас401 ldsound_ru (13)15ас401 ldsound_ru (15)

10 МАС-1М crossover ldsound.ru

187 комментариев: 10 АС-401 (10 МАС-1М)

  1. Андрей С пишет:

    ради интереса вскрыл свои старые самодельные АС. Внутри динамики:

    рама что у 10гд-30е что у 10гд-30е-32 одинаковы


    и насчет 7рублевого 3гд-31

    не знаю как фото выложилось.

    Ещё с отцом их собирали в 76году, фильтры потом переделывал.

    • Чалов Денис пишет:

      А как это? Как тут фотки оказались???

      • шел мимо пишет:

        а что, даже очень классно! пояснение и визуально посмотреть можно!

        • Евгений пишет:

          Вот как раз и фотографии древнего 10ГД-30Е. У меня был такой же, только без синей наклейки. Разобрал за убитость – теперь его подвижка трудится пассивным излучателем в коробке от 15АС-3 с парой 25ГДН-3. Кстати, даже утяжелять ничего не пришлось – резонанс подвижки примерно 34-36 Гц.

          • шел мимо пишет:

            мной пересланные фото 10гд-30 точно такие же, только без наклейки, надпись на керне и крашеная черная корзина.

      • LDS пишет:

        Я подкорректировал. Добавить может каждый, но ссылкой с внешнего сайта. К примеру, сюда загрузили: https://hostingkartinok.com/ и ссылкой вставили через код в поле комментария. Код простой, пример показан на странице “О сайте”. Абзац Комментарии.

  2. Alik пишет:

    А в справочнике объем указан 24 литра.

  3. eugene888 пишет:

    У меня одна колонка 10мас-1-рижская, старая, в лаковом корпусе, даже в инете фотографию с такой крапчатой обивкой не нашел, хотя раньше в комиссионках встречал. А другая-типовая? в полированном корпусе с алюминиевой рамочкой, бердская, с клетчатой мордой. Так мас-1 играет гораздо лучше, звонче, чем мас-1м. И басы лучшие и по верхам не так тупо звучит. Обе работают от аккорда-001, так что сравниваю воочию обе.

    • Сергей пишет:

      Акустическая ткань имеет очень большое значение. лучше когда ее вообше нет. клечатая как раз это вообще отстой полный включите генератор и вы услышите как она хлюпает по колонке. а верха от нее отражаются обратно. динамики неплохие и тот и другой. 3 гд 31 все ругают просто не нужно его пускать слишком низко

      • Vip Kit пишет:

        Слишком низко 3гд31звучит резко, с окрасом, а высоко( выше 10 Кгц),уже не играет.))

        • Alik пишет:

          Играет,и еще как.После 3гд-31 я к купольным ВЧ больше не вернусь.В фильтре 10МАС-1(М) на ВЧ звене стоит резистор аж 12 Ом.Естественно 3гд-31 не слышно,оптимальный резистор для этой ВЧ 5,1 Ома.

  4. юрий пишет:

    10мас-отличный ящик из фанеры+полировка–смотрится в комнате и нч дин отличный (где сейчас встретите дины литые да из мягкого металла)– поставить фазик в журналах Радио много доработок и никаких затрат- и сразу услышите разницу- сделайте одну колонку сравните потом другую

  5. Alik пишет:

    Да,фазоинвертор делает звук совсем другим.Отец давно еще делал,правда НЧ заменил на 35ГДН-1-8.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Динамик НЧ в 10МАС не рассчитан на вариант фазоинвертора, в ящике уже имеем могучий выброс на 80Гц, а с инвертором ачх будет просто трагической. Сказки про улучшенный звук 10МАС с добавлением порта рождены невежеством и отсутствием приборных измерений того, что делаешь. Вдобавок, качество басовиков по мере выпуска этих колонок упало ниже плинтуса , и дубьё с названием 10ГД-30 совершенно не похоже на изначально удачный 10ГД-30Е.

      • Михаил пишет:

        Для большой массы пользователей горб на 80-100 гц является хорошим басом. Куча сабиков, которые не играют ниже сотки, считаются чуть-ли не эталоном звука. Многие гул, и дребезжание номерного знака на авто считают “прокачанным” авто. Знаю по себе, в школьные годы, акустика 6ас-322 ноктюрн, считалась и мной, и всеми моими знакомыми, хорошей акустикой с могучим басом. По сравнению с разными современными автономными перделками, они и теперь имеют хорошие низкочастотные хар-ки. Я думаю, многие из таких “ценителей хорошего баса” в жизни не слышали ничего ниже 80 гц, как и я в те времена. А про 20 гц и говорить нечего, редкий зверь…

        • Константин пишет:

          Есть у меня мнение что будь им доступен нормальный АВ усилитель с 50/100Вт на канал заблуждение о наличии БАСа в 10МАС не стояли бы. Насчет 80гц это повальное увлечение SPL автолюбителей в силу не доступности из за конструкции автоакустики вожделенных 20/40гц.
          Еще хуже мне становится при взгляде на БУМбоксы эти чурки с платиковым нутром и светящимися динамиками имеют запредельный КНИ. А в сочетании с караоке и безголосым певцом и вовсе средство пытки не хуже акустической камеры из Гуантанамо.

          • Аудиостроитель пишет:

            Класс усилителя (А, АВ и т.п.) на наличие НЧ в акустике никак не влияет.
            Специфика акустики автомобильного салона позволяет гораздо легче получить 40-20 Гц с ровной АЧХ, чем в домашних условиях. Просто уметь нужно.
            А сравнивать 10МАС с малогабаритными Блютус колонками – действительно Гуантанамо. Полное.

            • Константин пишет:

              Не скажи. Многие сборки класса D страдают отсутствием баса ниже 100гц и задирают 300гц.
              Этим часто страдают китайские одноплатные усилки на PAM/TDA. О чем не раз упоминал в своих видео stalker29218.
              Более чем уверен что именно их и используют горе аудиофилы.
              Там с АЧХ не поможет даже самый “золотой провод” с изоляцией из жемчуга.

        • LDS пишет:

          Все верно.

  6. Игорь пишет:

    Добрый день!
    Буду делать новые корпуса для 10МАС.
    Если увеличить объем на 5-10 литров будет лучше или хуже.
    Так же хочу добавить пищалку.
    Заранее извиняюсь за бестолковость…
    Спасибо!

    • LDS пишет:

      Да только лучше будет. Баса больше, ниже бас должен быть немного.

    • Константин пишет:

      Пищалка там уже стоит 3гд31, просто она отстойная. Лучше заменить на 6гдв6 благо отверстия 100% подходят.
      Насчет увеличения корпуса тут есть момент.
      Если динамик на феррите 10гд30 то это вполне годный вариант.
      При хорошем раскладе можно посоревноваться с Вега 35АС105 и Электроника 25АС128.
      10гд30Е изначально лучше ферритового 10гд30 из за АЧХ которая позволяла использовать его и вовсе без фильтра(в полную полосу).

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        недавно , зайдя на радиорынок в павильон динамиков, попросил дать звук на 10ГД-30. И был приятно порадован спокойным красивым звуком, певучим и ясным. динамик явно недооценен или скорее, попал в руки к дуракам. Хотя, сколь угодно примеров, когда на Сканспиках- ревелаторах умудряются сочинять бездарную мычалку и потом на выставку её возить.

      • Alik пишет:

        В чем 3гд-31 отстойная??

        • алексей пишет:

          Как вседа, ненависть к 3ГД31 объясняется совкофобией))))
          А если серьёзно, мощность у ней маленькая, что не позволяло полностью реализовать потенциал НЧ головы. Как выход из положения, их ставили в колонку до 4 штук.(20АС-1=2шт, 20АС-2=4штуки)

  7. Игорь пишет:

    Ещё вопрос…
    Делаю новые корпуса для 10МАС1М.
    Получились примерно 25 л.
    Что посоветуете: (скажу сразу – войлока у меня нет)
    1. Положить мешок с ватой из старого корпуса.
    2. Оклеить стенки изолоном (типа как под ламинат кладут) толщиной 7…8 мм.
    3. Как то комбинировать “1 и “2” варианты…
    Спасибо.

    • Евгений пишет:

      Конечно, комбинировать… Если у Вас корпус – ЗЯ, то оклеить стенки изолоном в 2 слоя, а внутрь положить вату.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      оклеивать стенки с целью убрать вибрацию стенок ящика- дело благое. Другой вопрос: чем и как мы будем контролировать результат. как обычно, слухометром? и почему именно два слоя, а не 15?
      Вся эта битва с вибрациями с умным видом, сколько помню себя, ни разу не подкреплена малой толикой измерений до и после. А учитывая маскировку этих призвуков звучанием динамика, размером колонок по отношению к толщине стенок, на эту ерунду можно не тратить силы, заодно сохранить полезный объем ящика, что куда полезнее для звучания.
      Поместить внутрь ящика поглотитель(применяю холофайбер для подушек) – вещь точно необходимая , результат предсказуемый и измеряемый. Остальное- суета и томление духа.

      • Евгений пишет:

        А при чём тут вибрация? Стоячие волны композитные материалы или, например, слоистые гасят гораздо эффективнее, нежели однослойные.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          изолон не является поглотителем по причине закрытых пор.
          значит, этим материалом- хотят вибрации погасить. Не затем же его клеить, чтобы полезный объём ящика отожрать?
          Стоячие волны на сотнях Герц убираются скромным количеством ваты, синтепона или что душе угодно, помещенных рыхло внутрь ящика.

          • Константин пишет:

            10мм поролона на все стенки “наше все” и никакие вибраторы не возьмут “православный поролон”.
            Кайтесь грешники с гудроном.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              что с поролоном делает время- нужно рассказывать? думаю, не нужно. Хотя, в своих англицких Селешинах , набитых странными фигурами из поролона, попытка замены его на что-то привычное успеха не принесла, вернул поролон. Секретный, значит, акустический. Что истинная правда.

              • Константин пишет:

                Поролон как и все на земле не вечен. Но будучи в кондиции материал отличный.
                В акустике СССР применялся для всего подряд от герметизации до изготовления конструктивных элементов таких как ФИ, ПАС в том числе и подвесов.
                Разве что диффузоры из него не делали(хотя может и было, просто я не знаю)

                • LDS пишет:

                  Для изготовления диффузоров от 100 АС-063 поролон участвовал как то)

                • Аудиостроитель пишет:

                  Поролон, как мягкий пенополиуретан, использовался в СССР для всего подряд по ряду причин.
                  1. Дешевизна.
                  2. Отсутствие знаний и понимания = и так сойдёт.
                  А проистекало всё это из отсутствия исходников и технологий.
                  ППУ – действительно материал широкого спектра применения, но его нужно “уметь готовить”.
                  Знания во многих случаях так и не появились, вот и пихают, клеят, уплотняют и т.п.

                  • Евгений пишет:

                    Особенно глубокие чувства у меня вызвал поролон когда я снял переднюю панель 50АС-106 1993-го года рождения (предварительно нарушив заводскую пломбу) и увидел, что поролоном бердские выдающиеся специалисты закрыли щель, образовавшуюся у криво посаженного в своё отверстие 35ГДН-1-8.
                    Лучше них, правда в 1991 году, работали только независимые латвийские специалисты: при разборке S-30A, опять же с нарушением заводской пломбы обнаружено, что в 1991 году на заводе решили, что прикручивать головки к ящику совершенно не обязательно, поэтому просто полили посадочные места какой-то незасыхающей уплотняющей гадостью, поставили в отверстия головки и, чтоб они точно не выпали, прикрутили-таки декоративную панель.

                • Пётр, Красноярск пишет:

                  Поддержу насчёт поролона. Лет 20 назад, когда был ещё школьником и руки чесались доработать отцовские 10МАС-1М, обклеил ящики изнутри акустическим поролоном. Ватные валики вынул. По звуку отметил изменения в лучшую сторону: низкие стали более очерченные, ушел бубнеж. Вообще, удивлен, что данные АС ещё обсуждают и комментарии свежие. Значит, модель и правда удачная :)

    • LDS пишет:

      Изолон только объем украдет. Положите мешок ваты или распушенный ватин/войлок. Я когда то оклеил стенки у 15АС-109 плотным войлоком, бас вообще пропал.

      • Аудиостроитель пишет:

        Уже писал в какой-то ветке, что многие АС в СССР прослушивались (изготавливались) именно в расчёте на пустой корпус и голые стенки. (информация не моя).

        • LDS пишет:

          Что-то в этом есть. Ибо второй корпус, который был не тронут (с голыми стенками и всеми призвуками) звучал.

        • Игорь пишет:

          У меня в старых корпусах 10МАС-1М – Все стенки и задняя – фанера…

  8. Игорь пишет:

    Вот в “Радио” 2-1978 предлагают сделать фозоинвертор 30х38 длиной 150…
    Стоит ли это делать?

  9. сашог пишет:

    В комментариях верно про закрытый ящик написали, только он с этими динамиками даёт годный звук. Я будучи школьником уже “улучшил” 25ас-309, вырезал дыру под порт ФИ, батины колонки завалил, короче. Ну мы тогда выживали как могли, по журналам Радио и пробам с ошибками.

  10. Новичок пишет:

    У меня такая проблема, есть две такие колонки но разных годов выпуска. Первая 1973 вторая 1974. Так вот, 74 года в конце названия стоит буква М, 73 “1” и нет катушки в фильтре. Сам я в этом ни чего не понимаю, может кто подскажет, поможет доработать этот фильтр или сделать новый.

    • LDS пишет:

      Катушка в этом фильтре срезает низкие частоты, которые идут у ВЧ динамику, делает кривую среза круче. Если там только один конденсатор, то срез более пологий, но все же будет работать. В идеале нужно поставить катушку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *