Старое обозначение 10 ГД-36К
Изготовитель: завод «Акустика», г. Знаменка.
Назначение: для применения в закрытых выносных акустических системах второй группы сложности для работы в помещениях.
Основные технические характеристики:
Диапазон частот: 63 – 20000 Гц
Чувствительность: 90 дБ
Звуковое давление: 0,8 Па
Коэффициент гармоник на частотах:
80 – 125 Гц: 8%
200 – 630 Гц: 5%
1000 – 10000 Гц: 3%
Сопротивление: 4 Ом
Паспортная мощность: 10 Вт
Долговременная мощность: 15 Вт
Кратковременная мощность: 20 Вт
Основной резонанс: 40 ±8 Гц
Полная добротность: 0,6 – 1
Эквивалентный объем: 21 – 23 л
Размеры: Ø 200 х 87 мм
Вес: 1,2 кг
Конструкция
Головка громкоговорителя электродинамического типа, широкополосная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Корзина изготовлена методом литья под высоким давлением из алюминиевого сплава.
Магнитная цепь:
Кольцевой магнит марки 22РА220 размером К85х35х15 мм
Керн диаметром 25 мм
Верхний фланец с отверстием диаметром 27,6 мм
Радиальная ширина воздушного зазора 1,3, индукция в зазоре 0,85 Тл.
Подвижная система:
Звуковая катушка, намотанная проводом марки ПЭВЛ диаметром 0,18 мм, намотка двухслойная, в первом слое 33 витка, во втором – 30, омическое сопротивление 3,6 ±0,54 Ом. Каркас звуковой катушки изготовлен из бумаги электроизоляционной марки ЭН-70. Высота ЗК 22 мм, внутренний диаметр 25,7 мм, внешний (вместе с намоткой) 26,8 мм.
Диффузор и высокочастотный конус из бумажной массы.
Подвес гофрированный синусоидальной формы из пенополиуретана.
Центрирующая шайба из пропитанной ткани.
Все переделки только портят динамик, разработчик ставил рупорок не просто так,намного технологичней было бы выпускать без рупорка. А окончательную точку в споре может поставить только сравнение АЧХ до и после переделки!
P.S. 10ГД36 считаю лучшим бытовым широкополосником в СССР.
Есть у мена пара 10 ГДШ в новых АС стоят, никак не сделаю статью по ним. В 10 ГДШ я убрал рупор и вклеил пулю (чулок + эпоксидка). ВЧ стало меньше, АЧХ имеет плавный спад, с фильтром вообще отлично получается. Сверху подкрепил 10 ГИ. Так что все эти высказывания, что рупор должен быть – ничего не доказывают, смотря для каких целей.
Я удалял рупорок у Визатона БГ-20, заклеив отверстие тряпочным куполочком. И такое ощущение, что какая-то искра… ушла из звука. Можно было не трогать, а просто фильтром обвалить. Хотя в целом разница -три миллишиша.
Александр Ростов-на-ДОНУ.
Какой фильтр можете посоветовать для двухполосного варианта с 8 омным ВЧ звеном, чтобы резал для 10 ГДШ ВЧ, а для пищалки соответственно НЧ/СЧ? Учитывая, что НЧ для 10 ГДШ уже отфильтррованы на звуковой карте ПК.
Был бы признателен за схемы с номиналами.
Давно этим занимался, но примерно 0,33- 0,47 мгн катушка для 10 гдш и скажем, 2.2 мк емкость для вч 8- омного динамика.
Даёте розовый шум на 10гдш и включаете катушки разной индуктивности до выравнивания на слух отдачи низа и средины, чтобы и не глухо и не крикливо, а вроде шума прибоя. Тогда и пищалку можно стыковать. Недодавите ширик- средина будет кричать. Передавите- звук мягкий получится, живинка уйдёт.
Вот в этих “миллишишах” и всё дело. Акустика – такое дело, где мелочей нет и быть не может, ибо все люди индивидуальны. Каждый слышит по-своему.
Я рад, что возникла дискуссия. Прозвучало немало убедительных доводов за то, чтобы строить АС не только “под осциллограф”, но и руководствуясь своим звуковосприятием.
Мои АС на таких же ГГ уже четверть века играют. Рупор оставил на месте, чтобы не повышать резонанс и отдачу 10ГД-36. 10ГИ-1 отыгрывают весь свой штатный диапазон – с 2 кГц.
закажите в Питере (Диффузор СПБ) состав хитин, обработайте диффузор, только осторожно, чтобы не повело геометрию. Получите улучшение на середине еще больше. Это самый простой способ “апгрейда”.
Рупор портит верхние сч. ИМХО.
Очень неплохой вариант в плане обработки диффузора – настойка прополиса аптечная. На слух не хуже хитинки звучит.
Рупор удалить и подпереть вч, либо без вч,если жанровость прослушиваемой музыки не критична к верхним вч. Опять же, мое мнение.
В том-то и дело, что жанровость весьма широка. Планирую заморочится с добавлением ВЧ звена в АС. Рупорок решил пока не трогать. Появится лишний 10 ГДШ – поэкспериментирую.
Подвесы к 10ГД-36к встречаются на avito.ru, заказал 300 рублей пара пенополиуретан. По утверждениям продавца – заводские, придут – посмотрим, сниму АЧХ на белом шуме: Berhinger-2000 имеется. Планирую поставить в щит с демпфированием синтепоном или акустической панелью – надо пробовать. Если ВЧ не хватит, подопру 2ГД-36 через 1 мкф бумага в масле: лет 30 назад в школе к колонкам от Маяк-232 так делал.
2ГД-36 те же 3 ГДВ-1-8 хороши как ВЧ звено?
У 2ГД-36 разброс очень большой, найти пару ровных с приличным звуком -их нужно ведро перебрать. да и ачх там своеобразная, самые верхушки там обвалены выше 10 кил.
Тогда смысл их установки мизерный. Что из продаваемых ныне стоит попробовать? На avito нынче широкий выбор.
Что можете сказать о 6 ГДВ-2-8.
Вот про наши 3ГД-2 рижские скажу тёплые слова. потому что хорошие динамики, и часто попадаются совершенно замечательные по звуку и ачх. Про другие мало знаю. Я больше со всякой фирмой возился.
Кстати, наши 3ГД-47 очень удачные. ровные по ачх, чистые по звуку. И небольшие.
6гд-11 достойная шелковая вч головка, резонансная частота около 2кгц, АЧХ ровная до 20к без призвуков,ремонтопригодность отличная, но редкая как 3гд-47
Заимел на днях 10 ГДВ-2-16 (10 ГД-35Б).
Спарил их через 2,2 мкФ электролит с 10 ГДШ. Ну что сказать, я удовлетворён! :) Доберусь до радиотоваров, попробую полипропилен и бумагу. Посмотрю, так ли они хороши, как нахваливают. :)
В планах: немного подрезать 10 ГДШ “сверху” индуктивностью. Вот только какой? Как-нибудь надо статью про фильтры осилить. :)
на розовом шуме на слух пробуете разные катушки, чтобы ушёл избыток средины, маскирующей отдачу внизу. Услышали ровный шум прибоя-готово . Навскидку катушка 0,4 мгн.
@Бокарев
Ой, давно было. АЧХ выравнивается примерно так же, как и у 3ГД-31(5 ГДВ-1-8) путем наклейки на внутреннюю поверхность корпуса 1 мм фетра, пропиткой жиденьким герленом подвеса и чем-нибудь жестким (ИМХО фенольными смолами, можно хитином) 1/3 центральной части. Да, еще 4 дырки 6 мм по крпусу, заклеить синтепоном. По крайней мере на нескольких динамиках удавалось выровнять АЧХ до 8 дБ от заводских 18 дБ: звучало намного мягче и не было этого раздражающего шипения от тарелочек, а шел тихий звон. В общем, надо пробовать, и слушать, слушать, и пробовать.
Хотя в сравнении с теми же купольниками Перлесами или Визатонами получается не айс, но “что ви хочите за эти маленькие деньги?”(тм)
@Азамат Альфатович
Из продаваемых? У меня рижские послеперестроечные Supersound-150 долгое время играли на калужских средничках и пищалках, сделали качественно. Про массовые модели не скажу, как-то переполз на лампы, а там фильтры в принципе противопоказаны – надо широкополосники. Предпочитаю 4А32 ЛОМО с АлНиКо, большая и дорогая редкость :( Делал три варианта на них: TQWP, малого Онкена и ПАС, остался TQWP. Все ну очень крупногабаритное получалось. Сейчас вот решил сделать TQWP на 10ГД-36, вроде как поменьше раза в 2 должен быть по расчетам, не 160 см, как с ЛОМОвскими головками. Вообще ИМНХО фильтры в колонках выше первого порядка – бяка, лучше запилить нормальный УНЧ-трехполосник с ПОС по НЧ каналу, согласовать каждый канал со своим динамиком и жить-радоваться. Но это тема очень отдельная и очень большая.
За 6ГДВ ничего не скажу: в руках вертел, но в деле не использовал.
точно могу советовать пищалки Визатон SC-10n, повторяемость у них за 15 лет не упала ничуть, динамики идеально одинаковые и параметры и ачх и звук одни и те же, цена за пару в районе 3500руб.
Я их в разные колонки ставил, всегда удачно, несмотря на их малую цену. На одном форуме на смех подняли: зачем, мол, поженил Фостексы с этими Золушками? Я им: дело не в цене а в звуке. А звук там достойный.
Спасибо за совет, буду думать в ту сторону. Вчера вечером посчитал щит под 10ГД-36, будет прямоугольник, если динамик по центру и на частоту 47 Гц 87х130 см, много шире TQWP на 4А32, что не есть гуд.
Однако тут одна тонкость есть: у меня в больших друзьях концентрмейстер нашего симфонического оркестра и народ из струнной группы. Как посылочка из Лондона с винилом приходит, набиваются в гости и 2-3 вечера сидят слушают. Так что соврать по качеству звука колонок – это лицо перед ними потерять. Причем крик при прослушивании стоит до хрипоты – кто где что услышал про трам-пам-пам и тииииу-тииииу… Так что с экспертным прослушиванием проблем не будет: не какие-то доморошенные эксперды-блохеры, а серьезные профессионалы :) В работе TQWP 4А32 + PP на базе Прибоя (6SN7 RCA + светлановские ГУ-19-1), RIAA на 6Н17П по схеме Василича и прямоприводная вертушка Hitachi HT-350 с AT-12E.
Кстати, в фильтрах второго-третьего порядка рижских Supersound-150 разницы звучания между бумагой в масле (раздетые МБГЧ, МБГО) и аксиальным лавсаном К73-16 они не услышали. И провода были самые обычные 2,5 и 4 мм2 от автомобильной электрики. Вот такие они легенды от Hi-End ;)))
zippo70 , щит на 40 герц нереально будет, если по формуле считать. делайте так: На половину двери (примерно 80 на 100см ) крепите динамик 10 гдш.
Ачх его в этом щите будет падать влево ,плавно теряя отдачу( акустическое кз в действии) Его выравниваем катушкой индуктивности такого номинала, чтобы отдачу на средине уравнять с отдачей внизу. Навскидку возьмите 1 мгн. Послушайте розовый шум. Позже катушку можно будет чуток подшунтировать резистором, протянуть срединку вверх, если нет желания делать 2-полоску. резистор -навскидку -30 ом.
Если сделаете щит метр на полтора, коррекция внизу может не понадобиться.
Интересная мысль с дверью в качестве модели
Ладно, приедут подвесы, появится время – займусь
А за щит 100х150 меня просто из дома выгонят :)))
делая щит умеренного габарита, вы тем самым крените басовую полку влево, задирая средину и маскируя звук низких частот. Приходится обваливать средину до уровня баса, звук становится ровным и комфортным, но при этом падает чувствительность всей акустики. Без коррекции низ-средина вы будете слушать кричалку вместо динамика.
Корректор от Василича звучит прилично, попадал ко мне клон его конструкции. АТ12 хорошая голова, но лучше будет её грузить на 100 килоом и кабель как можно короче. Иначе яма в средине и выброс на краю. Я бы посоветовал копеечную АТ-95 или АТ-120, сам её слушаю и рад по уши.Кондёры применяйте наши к78-19, самое то, здоровый компромисс.
> АТ12 хорошая голова, но лучше будет её грузить на 100 килоом и кабель как можно короче.
Без проблем воспроизводит на нагрузке 47 кОм и 220 пф который год, четвертую или пятую NOS вставку меняю: на тестовой пластинке Мелодия проверял
> Кондёры применяйте наши к78-19, самое то, здоровый компромисс
Так да, ставить фильтры внутрь колонки только для небольшой коррекции. Или поиграть с заполнением объема :)))
Я проверяю бошки на комплекте винила БрюльКъаер, там вылезают все неточности настройки, понимаю , о чём вы пишете. Избыточная емкость на входе привалит горбик от электрического резонанса , выправит провальчик на средине, но круто обвалит верхнюю полосу. Можно сделать иначе, нагрузив высокоиндуктивную голову на повышенное сопротивление нагрузки , уменьшив ёмкость. Полоса протянется заметно и спад будет пологий. Вот гляньте, как это смотрится в реале на одной ветке форума Димы Горнова, где я обитаю.Измерения сам делал, лично.
Вам будет интересно:
http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/avtorskie_stranicy/tvorcheskij_praktikum_a_bokarjova/korrektory_riaa/7-1-0-14
Заказал 4а32 , теперь в раздумьях что делать . А онкен чем не устроил ? Что посоветуете , размеры меня не пугают .
Это прекрасный динамик, единственное, чем я увеличил НЧ, так это заключил в закрытый корпус по 4 динамика (между собой их не разделяю, чтобы играли в общем ящике), чтобы не менять сопротивление пару соединил последовательно, а потом эти пары между собой соединил параллельно, осталось так же 4 ома, а вот на низах стал звучать шикарно! ВЧ мне хватает, но ведь это на любителя))
А объём ящика- не учетверяли? В ящик для одного 10гдш врезали 4 и утешились? Или я чего-то недопонял?
Александр , ткните пожалуйста человека носом : что делать онкен или http://www.magictubes.ru/ves/ruporak.htm на 4а32 .
Собрал еще в 86 году колонки с повышенным КПД Голученкова на этих динамиках, очень хорошее решение.стоят трудозатрат До сих пор слушаю,теперь уже, на даче . Cейчас приобрел новый комплект НЧ, летом заменю
Собрал на этих динамиках корпус ЗЯ на 56 с копейками литров. Все нормально,от ВЧ,до НЧ. Лучше трубы Войта и никикие ВЧ подпирать не нужно,2гд 36 просто не услышать на фоне 10ки.
Впрочем,труба в этом же диаметре тоже недурно звучит.