1А-16 «Ломо»

Высокочастотная головка электродинамическая Ленинградского оптико-механического объединения им. В.И. Ленина (ЛОМО). Выпуск с 1958 года.

1А-16 «ЛОМО»

Основные технические характеристики:

Эффективный диапазон частот: 500 – 14000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 800-14000 Гц: 16 дБ
Номинальная мощность: 6 Вт
Максимальная мощность: 12 Вт
Неравномерность АЧХ: 12 дБ
Номинальное электрическое сопротивление: 12 Ом
Диаметр излучающей поверхности: 57,7 мм
Вес излучателя: 1,9 г
Индукция в воздушном зазоре: 18000 гс
Размеры: 126х124х162 мм
Вес: 7,3 кг
1А-16 «ЛОМО»
1А-16 «ЛОМО»
1А-16 «ЛОМО»

Описание:

Излучатель и подвижная система

Излучатель представляет собой сферическую диафрагму из дюралюминиевой фольги толщиной 0,06 мм. Подвес имеет форму тангенциального гофра. Подвес и излучатель являются одним целым. Центрирующая шайба плоская металлическая с тангенциальным подвесом. Высота предрупорной камеры 0,7-0,8 мм.

Фотографии головки 1А-16 со снятой крышкой:

1А-16 «Ломо» 1А-16 «Ломо» 1А-16 «Ломо»

1А-16 «ЛОМО»

1А-16 «ЛОМО»

Звуковая катушка

Катушка изготовлена из намоточной изоляционной бумаги толщиной 0,05 мм. Внешний диаметр звуковой катушки 58,8 мм, внутренний 58,1 мм. Катушка намотана проводом марки ПЭАТ диаметром 0,15 мм. Намотка двухслойная, общее число витков 42.

1А-16 «ЛОМО»

1А-16 «ЛОМО»

1А-16 «ЛОМО»

Магнитная система

Магнитная цепь динамика прямоугольной формы. Керн диаметром 57,7 мм. Диаметр отверстия в верхнем фланце 59,5 мм. Габариты воздушного зазора: ширина 0,9 мм, высота 3 мм. Магнит литой керновой марки ЮДНК-24. Размер магнита 80-1003 мм, высота 65 мм. Вес магнита 2,75 кг. Зазоры: каркас-керн 0,2 мм, катушка-фланец 0,35 мм.

1А-16 «Ломо»

Фото магнитной системы головки 1А-16 ЛОМО со снятым телом Венте:

1А-16 «Ломо»

1А-16 «Ломо» 1А-16 «Ломо» 1А-16 «Ломо» 1А-16 «Ломо» 1А-16 «Ломо» 1А-16 «Ломо» 1А-16 «Ломо»

1А-16 Ломо

1А-16 «ЛОМО»

1А-16 «ЛОМО»

Большое спасибо Vladi за фотографии громкоговорителя

23 комментария: 1А-16 «Ломо»

  1. Александр Юрьевич пишет:

    Магниты запросто можно как намагнитить,так и размагнитить,и даже изменить полярность имея для тог специальное оборудование (у меня оно есть)

  2. Брат Люи пишет:

    Очень солидно выглядит. Всё советское-на века.

  3. Николай пишет:

    Админ, добавьте, пожалуйста, информацию по 1А-20 и 1А-22…
    http://ldsound.ru/1a-20-lomo/
    http://ldsound.ru/1a-22-lomo/

  4. Archi пишет:

    Здравствуйте Дмитрий-модератор!
    Имею на руках пару драйверов без маркировки, внешне похожие на 1А-20, но излучатель представляет собой сферическую диафрагму из дюралюминиевой фольги толщиной 0,06 мм. Подвес имеет форму тангенциального гофра.Цвет синий(голубой), как а Вашей фото над заголовком : ОПИСАНИЕ. (Но там почему-то 2разных)
    Вопрос: Как определить какие именно у меня драйвера?
    Спасибо. С уважением, Артем.
    Дополнение: ПАРАМЕТРЫ
    Магнит h=45мм,Диаметр 106/107мм,
    сопротивление 20,2 Ом

  5. Артем пишет:

    Спасибо, за ответы. Николай, да, по мембране похожи на 17тые. Про корпуса-раструбы или магнит с фланцами речь?

  6. Vladi пишет:

    Фото магнитной системы головки 1А-16 ЛОМО со снятым телом Венте.
    Фото для модератора сайта, чтобы он прикрепил к описанию.
    1А-16 «Ломо»

  7. Vladi пишет:

    Фотографии головки 1А-16 со снятой крышкой.
    1А-16 «Ломо»

    • Francesco пишет:

      Как они звучат? Ни разу не слышал и в сети ничего не нашел, а очень интересно!

      • Vladi пишет:

        Francesco, 1А-16 головка обладает достаточно хорошим звучанием, не ровня 1А20/22 с их гнусавым, отдающим пластиком звуком. Хотя ваши ролики, подтверждают факт того, что при правильном подходе головки 1А-20 могут также достаточно хорошо звучать. Я не имею стереотипов. У 1А16 очень живая подача материала за счёт применения лёгкой и прочной мембраны из дуралюминиевой фольги и большой излучающей поверхности. Пусть материал подвижной системы не особо пугает адептов “мягкого звучания” для компрессионных драйверов немного иные требования к материалу диафрагмы. В звучании живого оркестра, если конечно кто из присутствующих таковые посещает, присущи звуки далеко не все напоминающие вожделенную мягкость. При использовании с секционированным рупором или с рупором имеющим акустическую линзу на выходе устья, ее можно использовать как самодостаточную без “поддержки выше”. Другое дело, что эти головки дошли до нас пройдя большие испытания, более сложные чем ее собратья 1А20/22, как в нещадном использовании их музыкантами, так и небрежно хранившиеся в сараях и гаражах, по этому данные факторы оказывают большое влияние на итоговое звучание, как и не особо высокая культура производства от партии к партии, года от года накладывает свой отпечаток на всю продукцию от КИНАП. Имею несколько таких головок но к сожалению только одну “идеальную” по этому также нахожусь в поиске. Конечно же она не лишена и недостатков как и любой другой промышленный продукт. С удовольствием послушал бы онную с фенольной неродной мембраной, если бы таковые были, но НЕ с мембраной с “голимого” пластика. Это все пройденный этап, были ещё головки 3А-2 ЛОМО имеющие идентичные параметры подвижной системы включая намоточные данные с головкой 1А-16, но отличающейся только материалом мембраны, он был прастиковый, полностью аналогичный материалу мембран головок 1А20/22.

        • Vladi пишет:

          С удовольствием послушал бы онную с фенольной неродной мембраной, если бы таковые были, но НЕ с мембраной с “голимого” пластика, которые хочет в будущем впаривать таковые продаватор Мелодия владельцам данных головок. Это все пройденный этап, были ещё головки 3А-2 ЛОМО имеющие идентичные параметры подвижной системы включая намоточные данные с головкой 1А-16, но отличающейся только материалом мембраны, он был прастиковый, полностью аналогичный материалу мембран головок 1А20/22.

          • Мелодия пишет:

            Что в Вашем понимании “фенольная мембрана”?

            • Vladi пишет:

              В моем обывательском понимании и смысле, в котором я упоминал ее выше, это бумажная мембрана, пропитанная неким композитом на основе фенольной смолы. Подложка может быть и тканевая, выпускались и подобные. Дабы исключить флуд и прочие остроумия, акцентирую, что я не считаю данную мембрану и только ее, залогом “хорошого” звука, вклад в звук в целом делает грамотно спроектированная конструкция громкоговорителя и его качественное изготовление.

              • Мелодия пишет:

                Не обывательское у Вас понимание. Это действительно мембрана отформованная в горячей пресс-форме из ткани, обработанной в бакелитовом лаке. Лак почти нацело состоит из раствора фенольно-резольных смол, оттого готовое изделие и называют”фенольным”. Яркий пример такой мембраны – подвижка от уличного “колокольчика”. Очень жесткая – подвес почти не гнётся, – горластая, но высших частот нет и в помине, несмотря на наличие фазового тела. Это оттого, что мембрана имеет большую массу и коэффициент затухания.
                Решающее значение имеет порой масса подвижки.

                Размер диафрагмы 1А-16 значителен; при гораздо меньших размерах и массе, подвижки от 1А-20 уже сдают, обрушивая АЧХ ниже 12 кГц. Стало быть, модифицированием динамика “фенольной” подвижкой тут делу не помочь. Характер звучания, несомненно, изменится, но в худшую сторону: появится гнусавость с резким обвалом ВЧ. Для того, чтобы хоть как-то расширить диапазон, следует искать подвижки из материалов небольшой плотности; хорошо подойдёт подвижка легкая и тонкая. И жесткая. Тканевые тонкие подвижки, на манер тех, что кладут в 1А-20, тут непригодны. При таком диаметре мембраны ее неминуемо поведет, а ввиду мягкости будет наблюдаться ещё больший спад ВЧ.

                Из материалов на ум приходят пластик (металлизированный, если хотите), либо бумага и ДВП. Технологию видел в интернете, сводится к распусканию в кипятке, затем повторной формовке.

                • Vladi пишет:

                  Интересный комментарий, не стану отрицать, в какой-то степени познавательный. Со своего опыта слушателя, не профессионала, общения с фенольными мембранами, была замечена особенность таковых смягчать подачу музыкального материала, придавая некой комфортности в звучание, не напряжности, но вместе с этим также припоминаю на примере того же культового драйвера KLIPSCH K-55v, драйвера с фенольной мембраной, размера мембраны конечно поскромнее чем 1А-16, присутствие некого налета гнусавости в звуке,по крайней мере тех, что были у меня, почему я от них и отказался. Многие мне конечно возразят, да я и не буду спорить. Припоминаются ещё драйвера Peavey 22а старых лет на фенольной мембране, Goodmans midax, если не изменяет память с литыми их родными рупорами, University HF-206, какие-то електровойсы, то что удалось вспомнить, но их было у меня не столь много, может кто здесь имеет более реальный опыт прослушки и измерения,но и среди них ситуация достаточно похожа. К стати, возможно кто подскажет, какие ещё выпускались головки с фенольными и мембранами, желательно «взрослые» для расширения кругозора? Я думал, что причиной в этом есть именно не совсем продуманная конструкция звукового канала внутри керна, совместно с конфигурацией тела Венте, конфигурацией его звуковых каналов, а также начальной части рупора. С другой же стороны помнится приятный голос рупоров типа Магновокс, Оквард и прочих Дженсенов с американских консольных радиол, с фенольными мембранами но небольших размеров. Слушая же головку 1А16 я таковой гнусавости не услышал, наоборот звук виразительный, полновесный, даже лёгкий, слышится дыхание зала, я не слышу в ней отравленности металлом и прочего звонкости и т.д. наоборот хорошее разрешение, детальность, если головка нормальная не убитая и магнит не севший. В свою очередь головки 1А17 звучат на уровне клипшей и на мой слух ничем не хуже. На счёт жёсткости подвеса у фенольных мембран то как обыватель вижу решение этого вопроса в применение подвеса с другого материала, подобные мембраны промышленно выпускаются, на счёт увеличения веса то с высокочастотным диапазоном здесь конечно же придется распрощаться в угоду более деликатного, спокойного и смягченного как многим нравится звучания.

                  • Иван пишет:

                    “…своего опыта слушателя, не профессионала…”
                    Не слабое такое утверждение, судя по высказываниям!
                    “…Goodmans midax, если не изменяет память с литыми их родными рупорами, University HF-206…”
                    Это ж какие нужно иметь возможности, чтобы прийти к выводу, что их все же недостаточно! Такое возможно только при разработке и производстве. Кто-то же должен оплатить поиски и эксперименты?

                  • А.Б. пишет:

                    Если не путаю, то Электровойс Т-77 пищалки тоже фенолики. Очень ровная ачх, красивый звук, высокая отдача. Были такие у приятеля. Из металлов, не создающих мерзкого призвука консервной банки, как это делает титан, только бериллий имеет короткий чистый быстро спадающий спектр искажений и ясный малоокрашенный звук. Но и цена нешуточная.
                    Драйверы TAD , с которыми имел дело, на бериллии, звать их ТD 2001, TD4001 TD4003. Самый крутой конечно 4003, за 5000 долл штука.

        • Francesco пишет:

          Спасибо большое за ответ! Очень захотелось такие головки у себя в системе иметь.
          Что касается звучания живого оркестра, я не писал, но у меня всегда была задача добиться звучания, приближенного даже не к прослушиванию как зритель, а как непосредственный участник оркестра, когда от удовольствия при тутти волосы шевелятся. Давно забытые ощущения – в молодости я был первой скрипкой в оркестре)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *