1А-20 – замена подвижной системы. Где взять запасную?

Здравствуйте, уважаемые аудиофилы и любители ретро-техники!

Я хотел бы затронуть тему, которая, вероятно, волнует многих; речь пойдёт о разновидностях подвижных систем для ВЧ-головок 1А-20, о преимуществах одного материала над другим, а также подробное руководство по замене диафрагмы. В конце я расскажу, где приобрести подвижные системы, если возникла необходимость в ремонте или замене.

Предисловие

Не секрет, что кинотеатральные ВЧ-звенья и АС, их использующие давно перестали быть только лишь принадлежностью концертных залов; они успешно используются многими аудиофилами дома, ввиду высококачественного звучания, откровенно превосходя многие зарубежные аналоги, да и стоят куда дешевле. Наверняка многие обладатели звеньев театрального назначения задавались вопросом: возможно ли построить на их базе качественную бюджетную акустику? Ответом будет горячее “Да”, ибо динамики 1А-20 (22) выступают в этом плане настоящей жемчужиной.

Материалы диафрагм и дефекты подвижек

Как известно, самая важная и самая уязвимая часть динамика – подвижная система. Она состоит из двух оправных колец: дюралевого и карболитового (Кинап), либо двух дюралевых (Ломо), между которых зажимается пластиковая либо металлическая диафрагма с подклеенной звуковой катушкой, имеющая купол и тангенциальный подвес.

Подвижная система 1А-20 “Ломо”:

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Подвижная система 1А-20 “КинАп”:

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Подвижные системы 1А-17, с металлическими (дюралевыми) куполами:

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Материал купола имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести тембр, приемлемые частотные характеристики, условно-высокую ремонтопригодность. Наиболее существенными недостатками куполов являются низкая ремонтопригодность, неравномерная АЧХ и окрашиваемость звучания.

Вопреки расхожему мнению, лавсановые (полиэтилентерефталат, ПЭТ, пластик для бутылок) диафрагмы стали применяться Ломо лишь в поздних моделях динамиков (1А-44), 99% же всех диафрагм, изготовленных на заводах Ломо и Кинап сделаны из полистирола – дешевого и доступного пластика, который наверняка знаком каждому; в настоящее время из него изготовляют пищевые контейнеры.

Купола (диафрагмы) из полистирола:

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Основной недостаток полистироловых диафрагм – их хрупкость. С течением времени, полистирол стареет – хрупкость его повышается, поверхность изделий обветривается, покрывается микротрещинами. Хорошего звука от таких подвижек не получить. Гораздо более прочен и долговечен лавсан, однако заводские подвижки с лавсановыми диафрагмами очень редки и на практике почти не встречаются.

Диафрагма из лавсана (ПЭТ):

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Подвижная система динамика 1А-44 Ломо, с диафрагмой из лавсана:

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Кооперативная (пр. Украины) подвижная система 1А-20, с диафрагмой из лавсана:

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

При использовании концертных звеньев в небольшом помещении, возникает ряд нюансов, например, инертность диафрагмы, не позволяющая динамику “раскрыться” на небольшой (приемлемой для слушателя) мощности. Кроме того, диафрагма неминуемо будет “окрашивать” звучание, примешивая к воспроизводимому сигналу свой “чужеродный” пластиковый либо металлический тембр. Окрашивание звучания наиболее выражено у диафрагм из металла и пластика, наименее – у диафрагм из ткани. Ввиду популярности театральных звеньев, для нужд аудиофилов в настоящее время выпускаются диафрагмы из шелка (арамидная ткань, НПО “Диффузор”). К сожалению, ранние партии диафрагм имели значительные недостатки, по причине неверного выбора производителем материалов звуковой катушки.

Есть мнение, что в качественной АС все три звена (ВЧ, СЧ и НЧ) должны иметь излучатели из одного материала, например – металла или бумаги. Это гарантирует, что в АС не будет разброса по тембру. Но на практике это не всегда осуществимо, либо результат оказывается иной, чем ожидалось. Таким образом, производители вынуждены использовать излучатели из разнородных материалов.

Шелковые диафрагмы и подвижные системы (НПО “Диффузор”):

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную? 1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Немного о звуковых катушках

Для улучшения частотных характеристик, намотка звуковой катушки непременно должна быть выполнена алюмопроводом, а учитывая низкую совместимость алюминия с медью и материалами, из которых изготовлен припой, место спайки выводов катушки с концами гибких шнуров выглядит потенциально уязвимым. В этом месте часто возникает полупроводимость (при хранении подвижек в сырости), что первоначально проявляет себя как снижение громкости на номинальной мощности; при нагрузке динамика от низковольтной батарейки слышны тихое шипение и потрескивание.

Широкую огласку получил факт низкой культуры производства на заводе Кинап (г. Самарканд), где беспредельничали не только работники, но и сотрудники ОТК. К сожалению, халтура работников не обошла стороной и звенья 1А-20. Зачастую, при вскрытии заведомо “не копанных” динамиков оказывается, что диафрагма даже не была отъюстирована.
Сами диафрагмы пользуются дурной славой, ввиду заведомо низкого качества. Проблемы начинаются уже при центровке, когда оказывается, что звуковая катушка подклеена несоосно керну либо, что особенно неприятно, имеет слишком малый диаметр.
Нередко всплывают факты откровенного попустительства, вроде сползших от времени витков ЗК, даже если диафрагма хранилась в пригодных условиях.

Дефектные звуковые катушки производства Кинап:

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Витки на заводе клались на плохо прогрунтованный (либо вовсе сухой) каркас, после чего, в целях конспирации, сверху намотка покрывалась клеем. Судя по форме и размеру лепестков, вырезаны они явно без использования резака – очевидно, вручную, маникюрными ножничками.

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Приклеивались каркасы крайне небрежно – несоосно, причем лепестки, выпирая, задевали за фазовое тело, препятствуя юстировке мембраны.

Где взять подвижную систему для ремонта?

На минутку представим, что у Вашего динамика вышла из строя диафрагма; наверняка Вами овладели горе и отчаяние – динамик погиб безвозвратно: эпоха их завершилась более 30-40 лет назад.

На самом деле, всё не так плохо. Оригинальные диафрагмы, конечно, уже не выпускаются, но в ряде случаев можно приобрести “новую” подвижку с хранения – они иногда есть в продаже на барахолках. К сожалению, этот вариант почти на сто процентов проигрышный. Наверняка в коробочке, продаваемой за баснословную сумму, лежит откровенный брак. По этой причине, разумнее будет искать подвижки б/у, которые уже показали себя в работе.

Второй вариант. Покупка нового динамика. Стоят они не так уж дорого, так что, этот вариант можно рассмотреть. Разумеется, Вы должны понимать, что покупаете “кота в мешке”, динамик может попасться размагниченный либо с испорченной подвижкой.

Третий вариантНоводельные подвижные системы. Вы всегда можете приобрести новые высококачественные подвижки, изготовленные с полным соответствием технологии. Их уже опробовали многие люди – все они остались довольны результатами. Для изготовления звуковых катушек используются каркасы из состаренной бумаги, легчайший омедненный алюмопровод западного производства. Мы используем шелковые купола производства НПО “Диффузор”, и оригинальные диафрагмы Ломо, из старых запасов. Мы подарили им новую жизнь, сделав подвижные системы доступными для всех нуждающихся. Наши диафрагмы подходят не только для восстановления акустики, но и выступают выгодной альтернативой для замены оригинальных, ввиду лучшего звучания.

Подвижные системы, изготовленные в моей лаборатории:

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

По вопросам приобретения обращайтесь

Итак, Вы приобрели пару подвижных систем и теперь хотите их установить. Как и что сделать? Ниже показана подробная фотоинструкция:

1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную? 1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную? 1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную? 1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную? 1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную? 1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную? 1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную? 1А-20 - замена подвижной системы. Где взять запасную?

Спасибо за внимание!

Автор: “Мелодия”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *