1А-22 «Ломо»

Изготовитель: оптико-механическое общество “ЛОМО”, г. Ленинград.

1А-22 "Ломо" 1А-22 «ЛОМО»

Технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 1000 – 16000 Гц

Мощность: 12 Вт

Импеданс: 25 Ом

Чувствительность: 105 дБ

Сопротивление постоянному току: 12 – 16 Ом

Габаритные размеры: Ø117х102 мм

Вес: ∼4 кг

Описание:

Высокочастотная рупорная динамическая головка состоит из магнитной системы, подвижной системы, крышки корпуса и нагрузочного рупора (на чертеже не показан).

Излучатель представляет собой купол из жёсткой лавсановой диафрагмы толщиной 200 мкм. Подвес тангенциальный. По окружности подвеса крепится кольцо, которое зажимается между крепежными кольцами.  Каркас звуковой катушки выполнен из пропитанной бумаги и приклеен к диафрагме. Звуковая катушка  двухслойная, намотана алюминиевой жилой Ø0,13 мм в эмалевой изоляции с высотой намотки 4 мм.

1А-22 «ЛОМО» 1А-22 «ЛОМО»

Звук излучается внутренней (под купольной) стороной диафрагмы, по этому керн изготовляется расточенным. Предрупорная камера образуется между диафрагмой и конусным распределителем (кольцевая щель в распределителе образует горло рупора) приклеенным к керну.

Головка 1А-22 со снятой крышкой:

Головка является почти полной копией 1А-20. Отличие в конструкции подвижной системы, диапазоне воспроизводимых частот и в том, что магнитная система 1А-22 запрессована в полиэтиленовый защитный стакан.

В куполе излучателя 1А-22 имеется сквозное отверстие диаметром 10 мм, а по его краям наклеены демпферирующие полоски.

Рупора для данных динамиков в основном изготовляют из алюминия.

Головки использовались в акустических системах концертного назначения – “Венец0-02”, “30 А-188” (ЛОМО):

30 А-188 Венец-02

61 комментарий: 1А-22 «Ломо»

  1. Николай пишет:

    У кого-нибудь есть опыт изготовления самодельных мембран?

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Гарий из Сибири делает такие мембраны. Зайдите на АУДИОПОРТАЛ

    • Николай пишет:

      К сожалению, не нашёл его. Вы могли бы порекомендовать что-то что-то по прессованию лавсановой пленки?
      И кстати. Встречался ли Вам 1А-20 на ферритовом магните? Динамик плоский, клеммы у него пружинные. На крышке – никаких опознавательных знаков.

      • юрий пишет:

        у меня есть 3 шт таких с круглым рупором , характер звука такой же как и на кобальте!

        • Николай пишет:

          Мне очень нужна справка, это точно заводские, или самопалы? Кстати, подвижка намотана плоским алюмопроводом.

          • Николай пишет:

            Говорят, такие изготавливали в 90-е годы небольшие фирмы, как Гамма, Рекорд. Инфа по ним крайне скудная.

            • Vladi пишет:

              Данные головки к КИНАПу отношения не имеют. Отличаются не только материалом магнита но и формой фазовыравнивающего тела, а также диаметром выходного отверстия. Если конечно речь шла об этих головках, что во вложении.

              • Шульга пишет:

                Простите, а где Вы взяли этот динамик? Что известно о фирме их выпускавшей?
                Имею точно такой же, с пластмассовой очень жесткой подвижкой.

                • Vladi пишет:

                  Ничего конкретного. Купил из-за пары литых круглых вч-рупоров. Одна головка была эта, вторая 1А-22. В головке было отклеено фазовыравнивающее тело, по этому далее разборки дело не дошло в связи с отсутствием времени и интереса. Мембрана родная, молочного цвета. Каркас катушки вклеен в купол, какой-то коричневой дрянью, мазали не жалеючи. Если бы не этот момент то по-сути к мембрана претензий особых нет.
                  Есть у меня не менее интересные головки с родными рупорами. Магнитные системы и фазовыравнивающие тела конструктивно одинаковые но на последних лучшее качество магнитной системы и отменное литье рупоров. Рупора у них бирадиальные. Выходное отверстие как и у первых 0.5 дюйма. Достались мне без родных мембран.
                  Фазовыравнивающие тело скопировано предположительно с Altec. После перестановки мембраны с первой головки во вторую и беглой простушки , пришел к выводу что головки достаточно высоко играют, не плохо отыгрывают вч-диапазон и верхнюю средину. Звучание приятное с неплохой прорисовкой и не напряжное. Впечатления первые и беглые по этому за полную достоверность не ручаюсь.

                  • Шульга пишет:

                    Спасибо! А Вы могли бы показать фото подвижки? С разных сторон, пусть админ статью по ним сделает.

                    • Vladi пишет:

                      Непременно но немного позже т.к они находятся у меня в другом месте.

                    • Vladi пишет:

                      Пока выкладываю фото другой, аналогичной по конструкции головки, о которой упоминал выше. Под пластиковым колпаком такая же конструктивно магнитная система как и упомянутого выше динамика.

                    • Vladi пишет:

                      Кто знает о них какую либо информацию, прошу поделиться.

                    • Евгений пишет:

                      Клеммы похожи на продукцию петербургской EVM… Возможно, что-то из их ассортимента… Головки они выпускают с начала 90-х примерно…

  3. Алик Авдеев пишет:

    Если сопротивление постоянному току – 25 Ом, как импеданс может быть 25 же Ом? Он будет 50 Ом!
    Ушлый человек бы смог развернуться на подвижках. Делов то – купил матрицу и штампуй.

    В питерских кооперативах мембраны прессовали на украденных с заводов матрицах из… пластиковых бутылок. Да да, это и есть настоящий ПЭТ, он же лавсан, а не то белое говно, из которого подвижки клепали в Кинап.

    Но есть один толстый минус: АЧХ лавсановых куполов горбатая. Ну прям очень.

    • LDS пишет:

      Почему написано – импеданс: 25 Ом, сопротивление постоянному току: 12 – 16 Ом

      • Аудиофил пишет:

        Дмитрий, импеданс у 1А-22 ЛОМО – 50 Ом, поскольку сопротивление подвижки – 25 Ом. В статье ошибка, исправьте.

        • Vladi пишет:

          Сопротивление катушки динамика 1А-22 постоянному току, т.е измеряемое обычным измерительным прибором равно +-20 Ом. Интересно откуда данные,сказанные выше?

    • Ёшкин Кот пишет:

      “Ушлый человек бы смог развернуться на подвижках. Делов то – купил матрицу и штампуй”.
      Не Вы первый об этом подумали. Для изготовления качественной матрицы для прессования тангенциальных подвесов требуется нетривиальное высокоточное оборудование, и стоимость такой работы выйдет соответствующей.
      А всё, что ранее украдено с заводов и не использовано по назначению, давно сдано в лом.

      • Алекс Дациев пишет:

        Не надо говорить, если не знаешь
        В Виннице давно уже продают мембраны синус 800р. штука Тангенс не нужен! На авито один парень умелец уже полгода торгует подвижками, копии оригиналов. Только неясно он сам печатает купола или берет.

      • Алекс пишет:

        Тангенциальную матрицу можно с легкостью изготовить, отлив из алюминия по гипсовому слепку. Берете купол ненужный, смазываете с обоих сторон мылом и заливаете заливаете гипсовым тестом. Потом эту матрицу аккуратно чистите, и кладете в ящик с песком просеянным и заливаете жидким алюминием.

        Технология плавки алюминия – в ютюбе.

    • Борис Викторович пишет:

      Не в Питере, а в Житомире печатали из бутылок. Кооператив был, не помню, как назывался. Акустичка была в основном дискотечная, фотки ещё иногда ещё всплывают на форумах.

      • Марк пишет:

        На авито один умелец делает, из пластика и шелка.

      • Денис Д. пишет:

        Именно что в питере. Был там кооператив “Красный луч”, штамповали на матрицах отнюдь не украденных, а изготовленных специально под кривизну тела с дольками.

    • Мелодия пишет:

      Лавсан может быть прозрачный, а может молочного цвета. То же самое можно сказать и про полистирол. Несведущему человеку сложно отличить один пластик от другого, поэтому и обозвали подвижки “лавсановыми”. Разница в звучании полистироловых и лавсановых куполов значительна.
      ___
      Матрицу для формовки можно купить без проблем – станков с чпу сейчас валом по стране. Только вот кому это надо. Разве что какому-то ужасному любителю старины.

      • Vladi пишет:

        Подскажите откуда взяты данные, что мембраны “молочного” цвета, применяемые в головках ЛОМО , изготовлены из полистирола? Заранее спасибо за ответ.

        • Шульга пишет:

          Последние 10 комментов (до импеданса) – бред шизофазиков. Нашли, о чем спорить.
          Пресс-формы им, видите ли. Удалите.

          Молочные подвижки сделаны скорее всего из полипропилена. Прозрачные делали из лавсана и пвх. Подвижки из пвх со временем превращаются в шелуху.

          • Vladi пишет:

            Мнение, касательно того, что подвижные системы динамиков 1А20/22 ЛОМО “молочного цвета” сделаны именно полипропилена полностью поддерживаю. Интересно было услышать факты от ТС выше, утверждающего что они сделаны с полистирола и излагаюшего информацию от лица хорошо разбирающегося в материалах.

            • Шульга пишет:

              Молочного цвета есть 2 разновидности.

              1. Пластик тонкий, дымчатый, полупрозрачный. Склонен к растрескиванию. Боится ацетона. На изгибах белеет. Фактура рисок тангенциального подвеса выражена, ребра острые. При постукивании издаёт звонкий “лавсановый” щелчок. Это полистироловые. Их больше всего было сделано.

              2. Пластик гораздо более толстый, белый, на просвет даёт оранжевое окрашивание. Купол очень жесткий, звук щелчка глуховатый. Не боится растворителей. Фактура рисок сглажена, грани закругленные. Это очевидно полипропилен.

              На звук обе разновидности одинаково “хороши”

              Также есть из лавсана и пвх.

              • Vladi пишет:

                Правильное уточнение, что подвижные системы “молочного цвета” всё-таки были двух видов с разных материалов. На фото во вложении мембрана, находящаяся слева относится к первому пункту сообщения выше, а мембрана находящаяся справа ко второму пункту. На фото хорошо видно, что мембрана находящаяся слева полупрозрачная, вторая мембрана не прозрачна. При постукивании действительно первая мембрана издает звонкий звук, та что справа – глухой.
                Эти мембраны производства именно ЛОМО.

                • А. Шульгин пишет:

                  Есть ли у Вас схема строения подвижки с размерами? А то на фото если присмотреться, купола как будто разных размеров, и стакан подкупольный – цоколь – у белой подвижки как будто выше. у прозрачной – менее миллиметра, у этой – 1 мм

  4. Роман пишет:

    Скажу и я что думаю про эти ДГ, так как купил 1А-22 парочку, недорого, рабочие без рупоров. Рупорки небольшие я сделал самодельные, длинной около 100 мм. Для дома давка на СЧ не нужна такая какую могут выдать они с такими дудками, поэтому и рупор небольшой.
    Эти головки настоятельно рекомендую перебрать перед применением. С завода сделано все грубо, криво да и мусор с железными опилками за годы жизни налипло в зазор. Все работы которые сделал не буду описывать, скажу только самую важную.
    Смысл этой доработки повысить чувствительность на верхах. Это можно сделать регулировочными прокладками под прижимным кольцом, уменьшив зазор между диафрагмой и конусным распределителем до 0,5 мм. Я делал это надавливая пальцем на диафрагму, так виден её ход. Дело тонкое, нужно еще понять задевает ли катушкой об железо. Еще может быть диафрагма не соосна с остальными частями, то есть на какой-то бок нужно меньше или больше прокладок при регулировке.
    После этой переделки естественно на СЧ из-за меньшего рабочего хода её нужно ограничить. Хотя… все зависит от вкачиваемой мощности и размера рупора.
    Поработав напильником эти головки годятся для хорошего домашнего звука.

    • Ник пишет:

      С завода диафрагмы уже отъюстированы и шли ОТК. Это я к тому, что лишние кольца никто не стал бы пихать. Есть 2 краеугольных камня: размер ПРК и центруемость. Далеко не все диафрагмы можно отъюстировать так, чтобы ПРК было 0,5. Каркасы косые. Лепестки часто приклеены “ляпом” и при небольшом расстоянии начинают задевать за фазовое тело. Самый правильный вариант, я считаю – это замена катушки. Я много уже отремонтировал таких, перематывал алюмомедью, на пергаментной бумаге. Разница в звучании была заметна даже без измерений. Один аудиофил после этого ко мне чуть ли не целоваться полез. Я даже денег не взял – неудобно стало.

      • LDS пишет:

        Спасибо, довольно качественно расписали.

      • Роман пишет:

        Плохо в союзе юстировали. Если не перебрал бы эти головки они прослужили бы не долго (при номинальных мощности и диапазоне частот). После разборки и осмотра выяснилось что цепляло катушкой об МС и к тому же она не соосно приклеена к диафрагме и лупила одним краем о конус.
        Да, заменить катушку на нормальную было бы неплохо.
        Нет только алюмомедного провода под рукой. Что если медью?

        • Александр пишет:

          По звуку будет много хуже.

          • Шульга пишет:

            Практически не изменится. Об этом Дмитрий Рутковский хорошо писал, поищите в интернете его пёрлы.

        • Агатс пишет:

          Брехню Вы несете. Вы ее включаете на всю полосу что ли?..

          Амплитуда волн ВЧ небольшая, поэтому даже на номинальной мощности подвижка почти не движется. Нечему перетираться и ломаться.

          • Роман пишет:

            Если эту головку гонять на её рабочем диапазоне, как ни крути а крутизну спада не сделаешь такой большой чтобы соседние частоты не проникали. Плюс рупор нагружает диафрагму меньше на этих частотах что просачиваются. Этого хватает чтобы амплитуда выросла.

      • Шульга пишет:

        Хорошо ли пристаёт клей к “пергаментной бумаге”?

    • Vladi пишет:

      Скорее всего речь идёт о головках Самаркандского завода КИНАП, ЛОМОвские “напильником” дорабатывать не нужно качество у них на протяжении многих лет хорошее. Очень редко среди ЛОМОвских 1А22 попадается некондиция и то даже эти головки значительно лучше Самаркандских. На счёт предрупорной камеры сказано верно, в справочниках приводится ее номинальная величина в мм как расстояние от фазовыравнивающего тела до мембраны. При уменьшении ее улучшается воспроизведение высоких частот. Но эта регулировка не безгранична т.к катушка в итоге может занять не оптимальное положение в зазоре (по высоте) и это приведет к росту искажений. На счёт рупора то именно его физические размеры отвечают за нижнюю граничную частоту и соответственно за эффективный частотный диапазон, который рупор может пропустить через себя. По этому не совсем верно утверждение, что если высокое звуковое давление на сч дома не нужно, которое они могут в реалии воспроизвести с большим рупором то нужно применить маленький рупор. Маленький рупор улучшить ситуацию на высоких частотах т.е диаграмма направленности будет значительно шире но завалит сч-диапазон. Большой же рупор улучшит ситуацию на средних частотах но на высоких частотах их воспроизведение будет ощущается только на оси воспроизведения рупора.

  5. Фил пишет:

    По звуку будет ощутимо хуже, к сожалению. По причине бóльшей массы намотки подвижка станет инертнее. Готовые катушки продаются на авито.

  6. Николай пишет:

    У Вас идут вперемешку фото от 1А-20 и 1А-22. У кого мембрана с дыркой – это 22, остальные фото из другой оперы.

  7. Владимир пишет:

    ЛОМО – Ленинградское оптико-механическое объединение.

  8. Сергей пишет:

    Ребята где у них + а где -? Возле клемм только цифры 1 и 2. Спасибо!

    • Мелодия пишет:

      Обычно клеммы маркируются цифрой 1 и 2.
      1 – это начало катушки, к этой клемме нужно подключать “-” выхода, поскольку динамик играет мембраной назад, даже если там явно стоит “+”.
      _______
      И самое главное. Для того, чтобы эти динамики зазвучали так же ярко и красиво, как в клубе, нужно включать их строго через фильтр, желательно оригинальный либо максимально к нему приближенный. Отрезать не ниже 5000 Гц. При кривых фильтрах мембрана может легко треснуть либо перегорит катушка.

      • Сергей пишет:

        Спасибо. Фильтра оригинальные колонки Кинап 30А-204.

        • Анатолий пишет:

          Сергей!Подскажите .В Вашей колонке два динамика 16 омные вроде-а сколько ом на клемниках?у меня в акустике также 1а22 и второй 16 ом но на тестере 10ом.Это нормально или нет?

          • Vladi пишет:

            Приблизительно нормально, вы ведь измеряете прибором сопротивление катушки динамика постоянному току, а в паспорте указывается сопротивление переменному на определенной частоте к примеру 1кГц. Измеренное прибором всегда будет меньше, заявленного в паспорте.

      • Vladi пишет:

        Очень странно, без обид конечно, выглядит рекомендация включать сч-вч головку именно через фильтр, что бы она зазвучала ярко и красиво. Как будто ее можно включать без фильтра. Оригинальный фильтр их “режет” на частоте 1250 Гц +-. Такова стандартная частота раздела у КИНАП, первые КИНАПы “резались” на частоте 850 Гц. У АС типа Солист возможно выше. Частоту раздела нужно выбирать исходя из применяемых в будущей ас динамиков и их параметров, а так головка 1А-22 в состоянии отыграть и от 1кГц что и написано на ее крышке.

        • Шульга пишет:

          А-а-а, это тяжелый вопрос. Рупор этой головки вызывает нездоровые ассоциации с СГУ. Обычно всё заканчивается сгоревшей катушкой. Затем следует попытка спихнуть испорченную голову на Авито (ибо мембраны новой в деревне не достать да и незачем) и наконец поход в пункт приема металла.

    • Vladi пишет:

      Цифрами 1 и 2 не всегда промаркированы выводы на головках. Такая маркировка применялась на более старых головках Самаркандского завода, но зависимость такой маркировки не прослеживал по этому утверждать не буду. В основной массе головок в первую очередь пр-ва ЛОМО выводы промаркированы как Н и К соответственно обозначающие начало и конец намотки катушки диафрагмы. Начало намотки это всегда +, конец -. В 1А22, которые устанавливались в акустические системы типа Солист дополнительно белой краской возле клеммы Н стоял знак +. То что головка работает в противофазе исходя из ее конструкции это другой вопрос.

  9. Анатолий пишет:

    Всем ценителям винтажа Привет!Есть такой оказывается у меня динамик и стоит в “30 А-188” (ЛОМО) и вч динамик 1а20 также имею в коллекции.1а22 стоял только внутри акустики.А 20 как?Нужно поставить сверху на онкен 4а32.Никто не подскажет крепление?

  10. Мелодия пишет:

    По поводу приобретения новых, выококачественных подвижных систем обращайтесь: diaphragms@rambler.ru

  11. Анатолий пишет:

    Если в колонке динамик 1а20 и динамик 2А-16-1 «Ломо» сколько должно быть Ом на выходе?если 16 омные оба динамика то хотя-бы не меньше 13-14 я думаю.А всего 10ом.Очем это говорит?

    • Vladi пишет:

      Говорит о том, что с вашей АС скорее всего все в порядке. Сопротивление головки 1А20 – 25 Ом. Но она вклад в измеренное вами сопротивление пробном не вносит т.к подключена через фильтр. Вы измерили сопротивление катушки динамика 2А16 постоянному току. Ответ смотрите выше.

  12. Мелодия пишет:

    см. Подвижная система 1А-22, ЛОМО. В отличие от подвижек Кинап, где всё склеено в единое целое, подвижки ЛОМО позволяли выполнить замену диафрагмы. Для этого нужно было расслоить подвижку.

    • Vladi пишет:

      Прошу прощения, я понимаю “в свою песочницу” вы меня не звали, в которой вы играетесь залого до меня, но я всё-таки хотел бы внести некоторое уточнение, аббревиатура КинАп применима по сути ко всем изделиям, выпущенными также разными заводами, имеющая отношение к кинотеатральной аппаратуре или являющиеся ее составными частями, как по сути она и расшифровывается Кинотеатральная Аппаратура. По этому все изделия выпущенные Ленинградским заводом КинАп (ЛенКинАп), как во время когда он был отдельной производственной единицей, так и после его объединения в ЛОМО по сути являются тоже кинотеатральной аппаратурой или ее составными частями, и к ним также применима данная аббревиатура. С мой точки зрения, считаю что более правильно было бы подразумевая продукцию Самаркандского завода и называя ее КинАп всё-таки уточнять что это Самаркандский завод КинАп или просто СК что и означает Самаркандский завод КинАп.
      “…В отличие от подвижек Кинап, где всё склеено в единое целое, подвижки ЛОМО позволяли выполнить замену диафрагмы…” внесу некоторые уточнения, в подвижных системах ЛОМО верхнее прижимное кольцо небыло приклеено к мембране, оно прижималось через тонкую резиновую прокладку. Ремонтные же мембраны они же по сути подвижные системы как кому нравится, шли без верхнего прижимного кольца но с дистанционным нижним, подразумевая на сколько я понимаю, использование такового со старого комплекта, но некоторые ремонтные подвижные системы ЛОМО шли вообще без обеих колец. Самаркандский КинАп же лёгких путей для себя не искал и ремонтные подвижки уже имели оба кольца склеенных с мембраной воедино, что предполагаю облегчало киномеханикам их монтаж “на коленке”. Приведенная же выше мембрана, как уточнение, не страктуйте его не правильно, не является ремонтной, а скорее является демонтированной с драйвера т.к по мимо того, что она имеет в наличии верхнее кольцо, ещё и видно что к клеммам “Н” и “К” были ранее припаяны выводные провода и место припоя было защищено красным лаком, в дальнем таковые были отпаяны , о чем говорят небрежные остатки припоя и следы защитного красного лака.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *