1А-22 «Ломо»

Изготовитель: оптико-механическое общество “ЛОМО”, г. Ленинград.

1А-22 1А-22

Технические характеристики 1А-22 «Ломо»:

Диапазон воспроизводимых частот: 1000 – 16000 Гц

Мощность: 12 Вт

Импеданс: 25 Ом

Чувствительность: 105 дБ

Сопротивление постоянному току: 12 – 16 Ом

Габаритные размеры: Ø117х102 мм

Вес: ∼4 кг

1А-22

Описание 1А-22 «Ломо»

Высокочастотная рупорная динамическая головка состоит из магнитной системы, подвижной системы, крышки корпуса и нагрузочного рупора (на чертеже не показан).

1А-22

Излучатель представляет собой купол из жёсткой лавсановой диафрагмы толщиной 200 мкм. Подвес тангенциальный. По окружности подвеса крепится кольцо, которое зажимается между крепежными кольцами.  Каркас звуковой катушки выполнен из пропитанной бумаги и приклеен к диафрагме. Звуковая катушка двухслойная, намотана алюминиевой жилой Ø0,13 мм в эмалевой изоляции с высотой намотки 4 мм.

1А-22 1А-22

Звук излучается внутренней (под купольной) стороной диафрагмы, по этому керн изготовляется расточенным. Предрупорная камера образуется между диафрагмой и конусным распределителем (кольцевая щель в распределителе образует горло рупора) приклеенным к керну.

1А-22

Головка 1А-22 со снятой крышкой:

1А-22

1А-22

Головка является почти полной копией 1А-20. Отличие в конструкции подвижной системы, диапазоне воспроизводимых частот и в том, что магнитная система 1А-22 запрессована в полиэтиленовый защитный стакан.

В куполе излучателя 1А-22 имеется сквозное отверстие диаметром 10 мм, а по его краям наклеены демпферирующие полоски.

Рупора для данных динамиков в основном изготовляют из алюминия.

Головки использовались в акустических системах концертного назначения – “Венец0-02”, “30 А-188” (ЛОМО):

30 А-188 Венец-02

66 комментариев: 1А-22 «Ломо»

  1. Николай пишет:

    У кого-нибудь есть опыт изготовления самодельных мембран?

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Гарий из Сибири делает такие мембраны. Зайдите на АУДИОПОРТАЛ

    • Николай пишет:

      К сожалению, не нашёл его. Вы могли бы порекомендовать что-то что-то по прессованию лавсановой пленки?
      И кстати. Встречался ли Вам 1А-20 на ферритовом магните? Динамик плоский, клеммы у него пружинные. На крышке – никаких опознавательных знаков.

      • юрий пишет:

        у меня есть 3 шт таких с круглым рупором , характер звука такой же как и на кобальте!

        • Николай пишет:

          Мне очень нужна справка, это точно заводские, или самопалы? Кстати, подвижка намотана плоским алюмопроводом.

          • Николай пишет:

            Говорят, такие изготавливали в 90-е годы небольшие фирмы, как Гамма, Рекорд. Инфа по ним крайне скудная.

            • Vladi пишет:

              Данные головки к КИНАПу отношения не имеют. Отличаются не только материалом магнита но и формой фазовыравнивающего тела, а также диаметром выходного отверстия. Если конечно речь шла об этих головках, что во вложении.

              • Шульга пишет:

                Простите, а где Вы взяли этот динамик? Что известно о фирме их выпускавшей?
                Имею точно такой же, с пластмассовой очень жесткой подвижкой.

                • Vladi пишет:

                  Ничего конкретного. Купил из-за пары литых круглых вч-рупоров. Одна головка была эта, вторая 1А-22. В головке было отклеено фазовыравнивающее тело, по этому далее разборки дело не дошло в связи с отсутствием времени и интереса. Мембрана родная, молочного цвета. Каркас катушки вклеен в купол, какой-то коричневой дрянью, мазали не жалеючи. Если бы не этот момент то по-сути к мембрана претензий особых нет.
                  Есть у меня не менее интересные головки с родными рупорами. Магнитные системы и фазовыравнивающие тела конструктивно одинаковые но на последних лучшее качество магнитной системы и отменное литье рупоров. Рупора у них бирадиальные. Выходное отверстие как и у первых 0.5 дюйма. Достались мне без родных мембран.
                  Фазовыравнивающие тело скопировано предположительно с Altec. После перестановки мембраны с первой головки во вторую и беглой простушки , пришел к выводу что головки достаточно высоко играют, не плохо отыгрывают вч-диапазон и верхнюю средину. Звучание приятное с неплохой прорисовкой и не напряжное. Впечатления первые и беглые по этому за полную достоверность не ручаюсь.

                  • Шульга пишет:

                    Спасибо! А Вы могли бы показать фото подвижки? С разных сторон, пусть админ статью по ним сделает.

                    • Vladi пишет:

                      Непременно но немного позже т.к они находятся у меня в другом месте.

                    • Vladi пишет:

                      Пока выкладываю фото другой, аналогичной по конструкции головки, о которой упоминал выше. Под пластиковым колпаком такая же конструктивно магнитная система как и упомянутого выше динамика.

                    • Vladi пишет:

                      Кто знает о них какую либо информацию, прошу поделиться.

                    • Евгений пишет:

                      Клеммы похожи на продукцию петербургской EVM… Возможно, что-то из их ассортимента… Головки они выпускают с начала 90-х примерно…

  3. Алик Авдеев пишет:

    Если сопротивление постоянному току – 25 Ом, как импеданс может быть 25 же Ом? Он будет 50 Ом!
    Ушлый человек бы смог развернуться на подвижках. Делов то – купил матрицу и штампуй.

    В питерских кооперативах мембраны прессовали на украденных с заводов матрицах из… пластиковых бутылок. Да да, это и есть настоящий ПЭТ, он же лавсан, а не то белое говно, из которого подвижки клепали в Кинап.

    Но есть один толстый минус: АЧХ лавсановых куполов горбатая. Ну прям очень.

    • LDS пишет:

      Почему написано – импеданс: 25 Ом, сопротивление постоянному току: 12 – 16 Ом

      • Аудиофил пишет:

        Дмитрий, импеданс у 1А-22 ЛОМО – 50 Ом, поскольку сопротивление подвижки – 25 Ом. В статье ошибка, исправьте.

        • Vladi пишет:

          Сопротивление катушки динамика 1А-22 постоянному току, т.е измеряемое обычным измерительным прибором равно +-20 Ом. Интересно откуда данные,сказанные выше?

          • Анатолий пишет:

            Всем привет.Интересует что означают буквы на задней крышки вч динамика Н и К.Где плюс и минус.Начало и конец? тогда не совпадаетплюс и минус..Подскажите!

            • Александр Михайлович Григорьев пишет:

              Говорят , плюс в начале , минус , соответственно, в конце . Однако , это не работает в случае дифференциальной катушки .

    • Ёшкин Кот пишет:

      “Ушлый человек бы смог развернуться на подвижках. Делов то – купил матрицу и штампуй”.
      Не Вы первый об этом подумали. Для изготовления качественной матрицы для прессования тангенциальных подвесов требуется нетривиальное высокоточное оборудование, и стоимость такой работы выйдет соответствующей.
      А всё, что ранее украдено с заводов и не использовано по назначению, давно сдано в лом.

      • Алекс Дациев пишет:

        Не надо говорить, если не знаешь
        В Виннице давно уже продают мембраны синус 800р. штука Тангенс не нужен! На авито один парень умелец уже полгода торгует подвижками, копии оригиналов. Только неясно он сам печатает купола или берет.

      • Алекс пишет:

        Тангенциальную матрицу можно с легкостью изготовить, отлив из алюминия по гипсовому слепку. Берете купол ненужный, смазываете с обоих сторон мылом и заливаете заливаете гипсовым тестом. Потом эту матрицу аккуратно чистите, и кладете в ящик с песком просеянным и заливаете жидким алюминием.

        Технология плавки алюминия – в ютюбе.

    • Борис Викторович пишет:

      Не в Питере, а в Житомире печатали из бутылок. Кооператив был, не помню, как назывался. Акустичка была в основном дискотечная, фотки ещё иногда ещё всплывают на форумах.

      • Денис Д. пишет:

        Именно что в питере. Был там кооператив “Красный луч”, штамповали на матрицах отнюдь не украденных, а изготовленных специально под кривизну тела с дольками.

    • Мелодия пишет:

      Лавсан может быть прозрачный, а может молочного цвета. То же самое можно сказать и про полистирол. Несведущему человеку сложно отличить один пластик от другого, поэтому и обозвали подвижки “лавсановыми”. Разница в звучании полистироловых и лавсановых куполов значительна.
      ___
      Матрицу для формовки можно купить без проблем – станков с чпу сейчас валом по стране. Только вот кому это надо. Разве что какому-то ужасному любителю старины.

      • Vladi пишет:

        Подскажите откуда взяты данные, что мембраны “молочного” цвета, применяемые в головках ЛОМО , изготовлены из полистирола? Заранее спасибо за ответ.

        • Шульга пишет:

          Молочные подвижки сделаны скорее всего из полипропилена. Прозрачные делали из лавсана и пвх. Подвижки из пвх со временем превращаются в шелуху.

          • Vladi пишет:

            Мнение, касательно того, что подвижные системы динамиков 1А20/22 ЛОМО “молочного цвета” сделаны именно полипропилена полностью поддерживаю. Интересно было услышать факты от ТС выше, утверждающего что они сделаны с полистирола и излагаюшего информацию от лица хорошо разбирающегося в материалах.

            • Шульга пишет:

              Молочного цвета есть 2 разновидности.

              1. Пластик тонкий, дымчатый, полупрозрачный. Склонен к растрескиванию. Боится ацетона. На изгибах белеет. Фактура рисок тангенциального подвеса выражена, ребра острые. При постукивании издаёт звонкий “лавсановый” щелчок. Это полистироловые. Их больше всего было сделано.

              2. Пластик гораздо более толстый, белый, на просвет даёт оранжевое окрашивание. Купол очень жесткий, звук щелчка глуховатый. Не боится растворителей. Фактура рисок сглажена, грани закругленные. Это очевидно полипропилен.

              На звук обе разновидности одинаково “хороши”

              Также есть из лавсана и пвх.

              • Vladi пишет:

                Правильное уточнение, что подвижные системы “молочного цвета” всё-таки были двух видов с разных материалов. На фото во вложении мембрана, находящаяся слева относится к первому пункту сообщения выше, а мембрана находящаяся справа ко второму пункту. На фото хорошо видно, что мембрана находящаяся слева полупрозрачная, вторая мембрана не прозрачна. При постукивании действительно первая мембрана издает звонкий звук, та что справа – глухой.
                Эти мембраны производства именно ЛОМО.

                • А. Шульгин пишет:

                  Есть ли у Вас схема строения подвижки с размерами? А то на фото если присмотреться, купола как будто разных размеров, и стакан подкупольный – цоколь – у белой подвижки как будто выше. у прозрачной – менее миллиметра, у этой – 1 мм

    • Юджин Сендоу пишет:

      Удалите брехню про Питер и Житомир. Никто там ничего не “печатал”, тем более из пэт-бутылок. Чушь абсолютная. Формовка пластика-само по себе дело нетривиальное, а тут весьма достал опус про отливку формы из алюма или выделки на чпу. Опять мимо! Пресс-форма от этих диафрагм таких размеров, что не уместится на столе. Там целый автомат был, с воздушным подогревом матрицы и пуансона, для термовакуумной формовки лавсановой ленты, которую кооператив закупал в рулонах, по грошевой цене. Резать и переплалвлять бутылки было бы себе дороже.

      Маленькая пресс-форма для 1а-20 у Диффузора, поэтому они делают подвижки только из ткани. Пластик на такой априори нельзя формовать.

      • Михаил Ивлев, Красноярск пишет:

        Спасибо. Теперь понятно, почему стал так юлить менеджер диффузора Евгений Макруша, когда я попросил его сделать под заказ партию пластиковых мембран. Оснастки нет у них.

  4. Роман пишет:

    Скажу и я что думаю про эти ДГ, так как купил 1А-22 парочку, недорого, рабочие без рупоров. Рупорки небольшие я сделал самодельные, длинной около 100 мм. Для дома давка на СЧ не нужна такая какую могут выдать они с такими дудками, поэтому и рупор небольшой.
    Эти головки настоятельно рекомендую перебрать перед применением. С завода сделано все грубо, криво да и мусор с железными опилками за годы жизни налипло в зазор. Все работы которые сделал не буду описывать, скажу только самую важную.
    Смысл этой доработки повысить чувствительность на верхах. Это можно сделать регулировочными прокладками под прижимным кольцом, уменьшив зазор между диафрагмой и конусным распределителем до 0,5 мм. Я делал это надавливая пальцем на диафрагму, так виден её ход. Дело тонкое, нужно еще понять задевает ли катушкой об железо. Еще может быть диафрагма не соосна с остальными частями, то есть на какой-то бок нужно меньше или больше прокладок при регулировке.
    После этой переделки естественно на СЧ из-за меньшего рабочего хода её нужно ограничить. Хотя… все зависит от вкачиваемой мощности и размера рупора.
    Поработав напильником эти головки годятся для хорошего домашнего звука.

    • Ник пишет:

      С завода диафрагмы уже отъюстированы и шли ОТК. Это я к тому, что лишние кольца никто не стал бы пихать. Есть 2 краеугольных камня: размер ПРК и центруемость. Далеко не все диафрагмы можно отъюстировать так, чтобы ПРК было 0,5. Каркасы косые. Лепестки часто приклеены “ляпом” и при небольшом расстоянии начинают задевать за фазовое тело. Самый правильный вариант, я считаю – это замена катушки. Я много уже отремонтировал таких, перематывал алюмомедью, на пергаментной бумаге. Разница в звучании была заметна даже без измерений. Один аудиофил после этого ко мне чуть ли не целоваться полез. Я даже денег не взял – неудобно стало.

      • LDS пишет:

        Спасибо, довольно качественно расписали.

      • Роман пишет:

        Плохо в союзе юстировали. Если не перебрал бы эти головки они прослужили бы не долго (при номинальных мощности и диапазоне частот). После разборки и осмотра выяснилось что цепляло катушкой об МС и к тому же она не соосно приклеена к диафрагме и лупила одним краем о конус.
        Да, заменить катушку на нормальную было бы неплохо.
        Нет только алюмомедного провода под рукой. Что если медью?

      • Шульга пишет:

        Хорошо ли пристаёт клей к “пергаментной бумаге”?

    • Vladi пишет:

      Скорее всего речь идёт о головках Самаркандского завода КИНАП, ЛОМОвские “напильником” дорабатывать не нужно качество у них на протяжении многих лет хорошее. Очень редко среди ЛОМОвских 1А22 попадается некондиция и то даже эти головки значительно лучше Самаркандских. На счёт предрупорной камеры сказано верно, в справочниках приводится ее номинальная величина в мм как расстояние от фазовыравнивающего тела до мембраны. При уменьшении ее улучшается воспроизведение высоких частот. Но эта регулировка не безгранична т.к катушка в итоге может занять не оптимальное положение в зазоре (по высоте) и это приведет к росту искажений. На счёт рупора то именно его физические размеры отвечают за нижнюю граничную частоту и соответственно за эффективный частотный диапазон, который рупор может пропустить через себя. По этому не совсем верно утверждение, что если высокое звуковое давление на сч дома не нужно, которое они могут в реалии воспроизвести с большим рупором то нужно применить маленький рупор. Маленький рупор улучшить ситуацию на высоких частотах т.е диаграмма направленности будет значительно шире но завалит сч-диапазон. Большой же рупор улучшит ситуацию на средних частотах но на высоких частотах их воспроизведение будет ощущается только на оси воспроизведения рупора.

      • Дмитрий Кобзев пишет:

        Нп нпдо было писать такую длиннпю портянку не по делу
        Это артихудожественно и огульно, ругать динамипи без прослушки.

        Диапазон а 1а-22 до 18600 Гц. Сам мерял пишу как есть.

  5. Фил пишет:

    По звуку будет ощутимо хуже, к сожалению. По причине бóльшей массы намотки подвижка станет инертнее. Готовые катушки продаются на авито.

  6. Владимир пишет:

    ЛОМО – Ленинградское оптико-механическое объединение.

  7. Сергей пишет:

    Ребята где у них + а где -? Возле клемм только цифры 1 и 2. Спасибо!

    • Vladi пишет:

      Цифрами 1 и 2 не всегда промаркированы выводы на головках. Такая маркировка применялась на более старых головках Самаркандского завода, но зависимость такой маркировки не прослеживал по этому утверждать не буду. В основной массе головок в первую очередь пр-ва ЛОМО выводы промаркированы как Н и К соответственно обозначающие начало и конец намотки катушки диафрагмы. Начало намотки это всегда +, конец -. В 1А22, которые устанавливались в акустические системы типа Солист дополнительно белой краской возле клеммы Н стоял знак +. То что головка работает в противофазе исходя из ее конструкции это другой вопрос.

    • Алексей пишет:

      Подскажите пожалуйста диаметр катушки.

  8. Анатолий пишет:

    Всем ценителям винтажа Привет!Есть такой оказывается у меня динамик и стоит в “30 А-188” (ЛОМО) и вч динамик 1а20 также имею в коллекции.1а22 стоял только внутри акустики.А 20 как?Нужно поставить сверху на онкен 4а32.Никто не подскажет крепление?

  9. Анатолий пишет:

    Если в колонке динамик 1а20 и динамик 2А-16-1 «Ломо» сколько должно быть Ом на выходе?если 16 омные оба динамика то хотя-бы не меньше 13-14 я думаю.А всего 10ом.Очем это говорит?

    • Vladi пишет:

      Говорит о том, что с вашей АС скорее всего все в порядке. Сопротивление головки 1А20 – 25 Ом. Но она вклад в измеренное вами сопротивление пробном не вносит т.к подключена через фильтр. Вы измерили сопротивление катушки динамика 2А16 постоянному току. Ответ смотрите выше.

  10. 1geos пишет:

    Доброго времени года! Набросал 3D модельку рупора для 1А-22, почти как заводская, вот только угол раскрытия по панораме не 90 а 120 градусов. Буду размещать на сайте geosstep(dot)ru Напишите, пожалуйста, как вам нравится такая мысль, или – это не новость?
    Смысл размазать канал по панораме. Для больших аудиторий и открытого воздуха должно иметь глубокий смысл.

    • Дмитрий пишет:

      Небезызвестные Technics SB-E100 так в рупорных секциях имеют раскрыв так еще больше – около 150 градусов… Рупор нарисован визуально, или рассчитан по сечениям ? Какая образующая использована?

  11. 1geos пишет:

    Дмитрий! Мы использовали трактрису. Хотя, как мы думаем, мы вправе использовать и другие кривые, и построить 3D модель рупора любой мыслимой и немыслимой формы. 🙂 Вопрос в том, нравится вам такая возможность или не нравится. Или для вас это не новость?

    • 1geos пишет:

      3D модель рупора может быть нами выполнена по вашему заданию, с учётом фланца динамика, длины, угла раскрытия, кривой, формирующей рупор, формы устья рупора, толщины стенки и других, необходимых и важных исходных данных, и подготовлена с учётом плотности stl сетки к вашей 3D печати в высоком разрешении.

  12. Сергей пишет:

    Из чего сделан магнит у 1а20 и 1а22, альнико?

  13. Евгений пишет:

    Привет форумчанам. Что-то подвижки для них очень дорогие, особенно шелк. Кто подскажет, стоит брать?? Достался динамик, который прежний хозяин использовал как сгу.

    • Игорь Иванов пишет:

      Шелковые звучат на порядок выше, чем пластиковые, очень хорошо и без артефактов.

      Только не берите диффузоровские, они лажовые. На авито смотрите подвижки.

  14. Денис пишет:

    Эти динамики почти близнецы с А-20. Только диапазон выше.

  15. Кирилл пишет:

    А зачем у мембраны дырка? С ней разве не тише будет играть?

    • Игорь Иванов пишет:

      На 10 Дб тише. Это всё равно, что спрашивать, какая кучность у базуки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *