2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Корпус, за исключением передней панели, которая изготовлена из 19 мм MDF, сделан из мебельного 16 мм ламината, но, как потом станет понятно, вполне заслуживают и более качественной отделки. Изначально, в качестве ВЧ, были установлены 1 ГД-50, т.к. была большая задержка по доставке из Китая и я уже потерял надежду, что посылка вообще приедет. Но она таки приехала и после сравнительного прослушивания, от 1ГД-50 я был вынужден отказаться. Хотя для этого и пришлось слегка переделать переднюю панель. Надеюсь, фото дадут представление о ее конструкции.

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

10ГДШ крепится к доп. панели, которая, в свою очередь, с тыльной стороны притягивается к лицевой. Фрезером сделана круговая выборка, по глубине точно равная толщине фланца динамика. Фронтальная плоскость отделана натур. шпоном.

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Изодинамическая пищалка поместилась в толщину передней панели, но все же была прикрыта прямоугольной фанеркой, что бы было во что саморезы крутить.

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Корпус выполнен в виде закрытого ящика с чистым внутренним объемом 53 л и задемпфирован довольно основательно. Демпфирование базальтовой ватой, “увеличивает” внутренний объем ас.

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

В качестве динамиков использованы 10 ГДШ-1-4 и динамики из Китая. По 10 ГДШ – доработка свелась к замене родных истлевших подвесов на новые, с аналогичным профилем и близкими свойствами. Так же удалил рупорки, а на их вклеил п/з колпачки.

Измеренная АЧХ доработанной таким образом головки без фильтров:

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Видим рост чувствительности с повышением частоты. С этим надо что-то делать. Катушка 0,76 мГн, включенная последовательно с головкой, исправляет ситуацию.

Сравнительный график было/стало:

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

ВЧ динамики. Это китайские головки, позиционируемые производителем как ленточные. На самом деле, динамик изодинамический. Их часто путают, но разница все же есть. Кому интересно, можете глянуть в сети эту тему. Так вот, я познакомился с этой головкой случайно. Паренек притащил мультимедиа колонки Vigool и попросил заменить сгоревшие пищалки на эти. Мне очень понравилось, практическое отсутствие горизонтальной направленности излучения и то, как молниеносно они отрабатывают импульс. В общем, я заказал такие же.

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Их АЧХ без фильтров по оси и под углом около 30°:

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

АС собраны, водружены на стойки, начинается самое интересное – настройка фильтра. Тут следует признаться, если бы знал, что придется менять пищалки, то расположил бы динамики на пару см. ближе друг к другу, что дало бы шанс чуть повысить частоту раздела полос. Вообщем, катушку 0,76 мГн решил оставить и попробовать стыковать изодинамическую пищалку. Динамики хорошо состыковались по чувствительности, хотя, если верить даташиту, ВЧ головка должна звучать значительно громче.

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

АЧХ с места прослушивания (диван):

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Эксперименты с первым порядком ВЧ фильтра не принесли желаемого результата. АЧХ вроде выходила, но звук категорически не складывался. Сложилось стойкое впечатление, что первый порядок не для них. Но стоило лишь добавить катушку в параллель динамику, как все поменялось! Я не буду грузить вас кучей промежуточных графиков, приведу конечный результат, который меня полностью устроил с точки зрения звучания. АЧХ снята с места прослушивания. Интересный факт состоит в том, что при перемещении микрофона в широких пределах, АЧХ меняется крайне не значительно!

Микрофон по оси правого канала и левого канала:

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Фаза и импеданс:

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Электрический фильтр:

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Фото фильтра:

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Выслушивал пару недель, на разном материале, пытаясь выявить недостатки. Не нашел к чему придраться. Просто наслаждаюсь музыкой! Глядя на графики, может сложиться впечатление, что не хватает НЧ. Реально, это не так. Скажу больше, даже на самой малой громкости, они улавливаются как бы даже не ушами. В ближнем поле, это выглядит так:

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Чертеж и 3D модели:

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100) 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

Автор работы: Aluk

93 комментария: 2-х полосная АС (10 ГДШ-1-4 + AL-100)

  1. Дмитрий Большаков пишет:

    Красота- загляденье! Глаз радуется)) Ну и ухо тоже, должно быть!

    • Александр Лукин пишет:

      ВНИМАНИЕ!!!
      В чертежах, посадочное место вч динамика показано под установку Visaton SC10n/8 (рассматривался и такой вариант). У AL-100, диаметр фланца меньше (100мм.) и отв. под магнит другое. Так что если кто решит повторить, не “наколитесь”!

  2. kolobrkin пишет:

    Ну издалека, практически – родственник BG-20

  3. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Блестящая основательная работа. Чем-то напомнило труды Троэлса, настолько подробно все и неспешно изложено. И внешний вид достойный.
    Респект автору.

    • Коля пишет:

      Насчет внешнего вида у меня сомнения. Похоже на дешевые шкафчики из ДСП. Видимо они и послужили основой для корпусов. У меня в таком оформлении чуланчик Мастер Дорс выполнил.

      • Олег OLD пишет:

        какой Ваш идеал внешнего вида АС? конечно кроме уродских современных “башенок”

        • Коля пишет:

          Мне нравится вот это. Одна из причин покупки

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Коля, звать эти столбики громким именем Клипши, жаль, от настоящих Клипшей там даже запаха не осталось, даже не пародия на них. Так, развод народа. помнящего громкие имена.

            • Александр Лукин пишет:

              Ямаха НС-777. Кабы не возился с такими на прошлой неделе, то же подумал бы, что Клипши, из за характерного рупорного оформления вч/сч звена. Гнутые стенки, лаковое покрытие, но послушать толком не удалось, обе пищалки в обрыве и кондерам в фильтре сч каюк. Специфика работы в кафе…

              • Коля пишет:

                Насчет кафе. Там что кондерами закусывают?
                Звучание – не сомневайтесь! В СЧ звене рупора нет. В ВЧ звене небольшой рупорок с отражателем вблизи диафрагмы. Не знаю у кого как, у меня играют хорошо. Я понимаю в звуке. Играет, в основном, на малой громкости. С телевизором, у нас HD кабельные каналы. Для кафе не знаю. Это домашние ящики.
                Я их не разбирал, устройство не знаю – “черный ящик” в прямом и переносном смысле. Свои деньги отыгрывают с лихвой.

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Вам повезло больше . Мне трудно вспомнить хотя бы одни заводские колонки, звук которых очаровал бы с первых нот. Всегда что-то да царапнет неприятно. Или баланс в целом смещён или призвуки неприятные или ватность или резкость или серость. Другое дело, во многих случаях к звуку новых колонок можно привыкнуть и он потом не достает. Но первое впечатление чаще всего верное.

                  • Коля пишет:

                    Мне повезло потому что брал одни из первых в серии в 2010 году. Хотя и Индонезийская сборка.

      • Александр Лукин пишет:

        Насчет внешнего вида, пожалуй соглашусь. Если б заранее знал, что эти Дуни так запоют, то и приодел бы их соответствующе! Темные грили должны подправить ситуацию.

        • Коля пишет:

          Зачем Вы такую ширину передней панели забабахали? У Ямахи тоже 200 мм динамики. Я Вам привел их просто в качестве примера исполнения и в интерьере. За площадь-то квартиры регулярно платим, жалко площади.

          • Александр Лукин пишет:

            Мне, по духу, как то ближе пропорции ас из 60-х, 70-х годов. Широкомордики. В данном случае, вдохновился изделиями фирмы Audionote. На счет особенностей звучания подобной акустики распостроняться пока не буду, но субъективно, так же, отдам предпочтение системе с не узким лицом. С точки зрения жилплощади, самым удачным вариантом, будут малюсенькие полочники, висящие на кронштейнах и саб, запрятанный куда нибудь в угол.

            • Михаил Чуйковский пишет:

              Александр, отмечу, в третьих, да и во вторых аудионотах(ящики на обратных рупорах, которые довелось лицезреть и послушать), применены 8-ми дюймовые динамики Seas, конструктивно очень напоминающие 10гдш, за исключением материала примененного в качестве магнитопровода.

            • Синьор Распони из Турина пишет:

              Здравствуйте, Александр!

              Рад за Вас, что нашли время, силы, терпение довести задумку до ума и ещё поделиться опытом!
              У многих именно терпения и не хватает, всё макетами колонок и ограничивается.
              Сам “сижу” на изодинамиках со времени покупки 25АС-033, поэтому Ваше решение применить изопланары поддерживаю. Закрытый ящик – тоже.
              Катухи на фильтрах грамотно размещены, как законы физики того и требуют.
              Про “необходимость и правильность” выбора широких лицевых панелей все четко показано в учебнике И. Г. Дрейзена “Курс электроакустики” – Часть первая. Стр. 74 – 77. Москва, 1938. Сразу скажу, учебник сложный, не все читать его будут.
              Да и Александр Бокарев настоятельно советует делать лицевые панели колонок шириной два-три диаметра НЧ динамика, чтобы уменьшить дифракцию и соответственно неравномерность АЧХ.
              Кто не верит данным в учебнике Дрейзена, пусть поверит А. Бокареву и собственным ушам.
              Вопрос к Александру Лукину: что Вы ставили на терминалы – винтовые или пружинные клеммы?

              • Александр Лукин пишет:

                Благодарю за ссылку! Книга эта у меня имеется. На указанных страницах, речь идет скорее об открытом оформлении в виде щита (экрана), от размеров которого напрямую зависит наступление акз. А вот снижение дифракции для закр. корпусов, действительно важно.
                Терминалы винтовые установил, с ними больше возможностей для подключения толстым проводом.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Согласен с Александром, сам начинал общение с фирменной акустикой именно с AN-E . И такой корпус , кажущийся непропорционально большим в сравнении с 8″ басовиком, обеспечивает на дистанции приличную ровность низкочастотного участка 100-400гц, без провала , присущего “узкомордикам”
            Ещё более ровная ачх внизу, практически горизонтальная, у колонок Танной серии Престиж. Они выполнены в виде огромных шкафов . И звучание низких у них безупречное..

  4. Sergik-88 пишет:

    Красота!!! Очень впечатляет проделанный труд.

  5. Станислав пишет:

    Про акустические центры излучения как то никто и никогда не вспоминает. Как поставятся головы на панель-так и ладно.
    Кроме того почему то некоторые включают ВЧ голову после конденсатора в фазе(!).
    Отсюда и появляется миф про “первый порядок не звучит!”. (Просто крутануть фазу методом разворота полярности проводов)
    Как это не звучит-у первого порядка самые минимальные фазовые искажения, это его самый основной +

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Вроде все сведено как надо. с учетом направленности и разноса центров излучения. Могу спросить, что вызывает ваши сомнения в правильности настройки, когда все ачх перед вами, в деталях и пошагово.
      Александр весьма грамотный конструктор. чтобы промахнуться с фазировкой .

      • Станислав пишет:

        В тексте упоминалось применение первого порядка и недовольство им по звуку. АЧХ этого варианта не было приведено. Если по запарке пищалка была включена в фазе, звук будет “не тот”.
        Или у вас имеются факты, когда первый порядок звучит хуже второго не из-за крутизны среза, а именно из-за того, что он “портит звук”?

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Если вспомнить все случаи чисто первого порядка фильтров, то, пожалуй, на НЧ он намного более удачен и полезен, чем на вч. На пищалке , отрезанной просто емкостью, проблем намного больше, нежели у басовика. К тому же, слух штука неблагодарная и непостоянная, что нравилось вчера, сегодня режет слух, требуя пересведения заново. И оказывается, что слух выявил неприятные моменты, которые убирает ВЧ фильтр 2го порядка, в дополнение к первому порядку фильтра басовика , ачх оказалась ровнее вчерашней, а звук чище и спокойнее .
          В общем, сложно всё, братие. И неоднозначно.
          .

        • Александр Лукин пишет:

          Не сфазированность включения динамиков, может ввести в заблуждение слух, но изм. микрофон – никогда!
          С фильтром первого порядка, ачх имела более пологий спад, который начинался с более высокой частоты, из за чего в р-не 7кГц, образовывался провальчик на этой самой ачх. Фильтр второго порядка, имеет более крутой спад, при этом область частот, следующая сразу выше за ним слегка приподнимается. Подбором номинала катушки, удалось вывести эту область в “полочку” с уровнем излучения более высоких частот. Так что никакой “запарки” при сведении не было, а была выверенная, кропотливая работа.

          • Станислав пишет:

            Вот теперь понятна причина. Завышенная частота среза. По вашей фразе “АЧХ вроде выходила, но звук категорически не складывался” виноват фильтр первого порядка. А на самом деле не правильная настройка частоты среза. Будьте честными, хотя бы по отношению к себе.

            • Александр Лукин пишет:

              Настройка фильтра двухполоски это постоянный поиск компромисса между тремя сторонами нч, вч и собственным звуковым восприятием. Сделаешь срез вч чуть ниже – слышатся шероховатости, хотя ачх может быть вполне пристойной, задерешь частоту нч – назойливо попрет средина. Вот и крутишься аки червяк на сковородке. С трех полоской все еще сложнее.
              Резюмирую: “Фильтры первого порядка-идеальные фильтры для идеальных головок” – мысль не моя, но полностью с ней согласен.

  6. Коля пишет:

    Частотные характеристики – вызывают бааальшие сомнения. Особенно мне понравились кривые со смещением микрофона. Нижнечастотные составляющие не должны изменяться. Или демоны что-то хулиганят.
    Кривые в ближнем поле – это что-то! Тем более когда видишь спад до 20 дБ в ВЧ области. Поясните, что это такое?

    • KSV пишет:

      “Кривые в ближнем поле – это что-то! Тем более когда видишь спад до 20 дБ в ВЧ области. Поясните, что это такое?”
      Это снято “в упоре” от НЧ-СЧ динамика. Пищалку микрофон не видит, а фильтр добавляет спад на ВЧ, 0,75 мГн фильтра очень пригибают СЧ-ВЧ.
      Вот только надо все АЧХ делать единообразно – или линией или ступеньками.
      Но у меня сомнения по поводу фильтров. Есть у меня такая пищалка. Я тоже заметил, что диаграмма направленности по горизонтали у неё практически круговая, я с такими не сталкивался. Но по вертикали она очень острая (плохая). И чувствительность у неё низкая, паспорту совсем не соответствуют, точно как с “китайскими ваттами”.
      Я тоже для неё делал фильтр второго порядка, но одну проблему пока не решил. У пищалки колоссальный горб около 10 дБ от 10 кГц и выше (в обзоре почему-то гораздо меньше, может у автора микрофон не калиброван, хотя у меня пищалки чуть другие). И вот даже мои старческие уши этот горб раздражает.
      Поэтому нужно или делать раздел на 10 кГц и этот “ленточный” динамик будет “сверхпищалкой”, или давить фильтром этот горб.
      Наверное, для большинства “и так сойдёт”, но я достаточно придирчив (в первую очередь к себе).
      Думаю, что в таком “немодном” большом ЗЯ звук будет неплохим, лучше большинства покупных АС, а цена этих АС на порядок ниже.
      БАС чрезвычайно зависит от размеров комнаты и расстановки АС.
      Судя по графикам, от данных динамиков получен максимум.

      • Александр Лукин пишет:

        Чувствительность выше 10кГц у пищалки действительно приподнята, но и чувствительность человеческого уха, в этом диапазоне, уже не такая, как на сч. Я никакого дискомфорта не ощутил. У меня имеется пара изм. микрофонов. Один из них самодельный на основе капсуля Panasonic WM61, второй фирменный. Так вот, их АЧХ ложатся друг на друга с точностью до Дб. а замеры всегда совпадают со слуховыми ощущениями. Не доверять им, микрофоны не дали ни единого раза.
        Попробуйте снизить номинал катушки, параллельной динамику. Крутизна спада повысится, но при этом задерется и область частот, с которой этот спад начинается. Есть все шансы подтянуть диапазон 7-10кГц поближе к уровню чувствительности выше 10кГц.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        АЧХ , снятые микрофоном Александра, а позже увиденные моим конденсатором М-101, хорошо совпадают, отчего нет у меня сомнений в его измерениях. К тому же, понять все тонкие моменты измерений с помошью спектроанализатора может тот, кто сам занимается этим не один день. Отсюда множество странных упрёков от работающих с другой техникой либо просто теоретизирующих .
        Что касаемо меня, я вижу свои же картинки, привычные, но выполненные более аккуратно и последовательно.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        АЧХ типа забор при всей её некрасивости имеет важное преимущество, отчего давно пришел к такому отображению: видно далеко. Когда комп далеко , а увидеть надо, что динамик вытворяет, забор прекрасно виден, а вот линия на экране уже исчезает .
        С опытом возни зубастый вид кривой уже не пугает, смотришь на всю линию в целом, не обращая на мелочи.

        • Станислав пишет:

          Камешек в ваш огород (не смог удержаться-пардон): забором очень “удобно” не замечать пики/провалы и показывать красивые “линейные” графики АЧХ.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Есть вещи более постыдные для конструктора, например, представить все в одной трети октавы. С таким усреднением любая позорная ачх станет красавицей для мировой выставки .
            Работая в одной девятой октавы, хорошо слышим то, что видим, ощущения совпадают. И если пик виден на ачх, то он и слышен. А в трети октавы всё на диво ровно, с любыми косяками.

  7. Коля пишет:

    Г-н Лукин. Специально для Вас вариант оформления от Klipsch

    • Олег OLD пишет:

      вот эти АС лично я считаю красивыми, а приведенный выше Вами вариант на 3-. так что красота – понятие относительное. не стоит быть столь категоричным. Александр Лукин, мне Ваша работа очень понравилась! Лично я предпочитаю классику новомодным “столбикам”
      P.S. Николай, ни в коей мере не хочу упрекнуть Вас в дурном вкусе. Каждый сам волен определять для себя предпочтения

    • Коля пишет:

      Вы хорошо смотрели картинку? Обратите внимание, что НЧ динамик занимает почти всю ширину передней панели. Если поставить еще один динамик, то будет как Вы сказали “столбик”.

      • Александр Лукин пишет:

        Я не очень то жалую различные эмуляторы/симуляторы, но для наглядности, иногда бывает полезно глянуть. В данном случае, прога вычислила поведение АЧХ, в зависимости от ширины морды (баффла) ас, при одних и тех же динамиках и расположении микрофона.
        В качестве информации к размышлению…

        • Коля пишет:

          И что это значит?

          • Коля пишет:

            Вы взяли какое-то отвлеченное расположение ГГ. И программа Вам что-то показало.
            Но это расположение не Ваше, не 777. У Вас головка смещена вверх относительно центра. У 777 ДВЕ головки, находящиеся в центре и на 1/3 от пола. То есть, это чисто теоретические кривые, с продуктом не связанные.
            Это что лабораторная работа?

            • Коля пишет:

              Попробуйте измерить частотную характеристику в условно дальнем поле. Хотя бы на расстоянии 1,5 – 2 м при наличии какой-нибудь заглушки в виде ковра на стене, мягкой мебели и т.п.

              • Александр Лукин пишет:

                Все наше с Вами общение здесь чисто теоретическое, а чисто практические замеры, которые Вы предлагаете провести, уже проведены и присутствуют в публикации.

                • Коля пишет:

                  Это которые “В ближнем поле”?

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    Чем вас смутили измерения в ближнем поле? Любой, кто возится, ответит, что в упор к динамику смотрим его поведение на частоте нижнего среза не выходя за пределы радиуса гулкости и дифракционных потерь оформления.
                    Прекрасный метод для измерения ачх динамика в конкретном оформлении , с поглотителями, щелями, брехнёй насчет добротности в паспорте. Смотрим и видим. что с добротностью нас нахлобучили, с резонансом тоже, а жить надо. Пересчитали, добавили , убавили-смотрим заново, -во, попали в ровный срез без выброса, ура. Или я чего-то незнакомое бурчу, чего в учебнике нет?

                    • Коля пишет:

                      Измерения в ближнем поле – это блеф, самообман. “Любой” – это кто?
                      Вы понимаете, что если отойдете метра на 2, у Вас характеристика изменится? И дело не в отражениях от стенок, а в изменении характера поля. Вы слышали про ближнее поле излучателя? А про дальнее? Наверняка слышали.
                      Это форум свободных людей, каждый может мерить как угодно и что угодно. Для меня Ваши измерения – фейк. Другие могут верить.
                      А почему Вы отказываетесь мерить в точке прослушивания? Или как говорят в измерительной акустике – на рабочем месте. Времени нет? Или боитесь, что кривые уползут.

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      В точке прослушивания свожу ачх колонки в целом, когда уверен в соответствии параметров динамика его оформлению. Иначе к всем неопределенностям, внесенным комнатной, добавится ещё одна от отбалдинского оформления.
                      Только видимо зря рассказы про тонкости настройки. Непременно найдется диванный теоретик, доказывающий. что так нельзя, а надо иначе. А как это, иначе? А- иначе, иди книги читай, вот список великих. Я – читал, потому и умный такой, а ты неуч и все, что делаешь- ерунда.
                      Своё покажи, измерения выложи. Тогда ясно будет, кто критикует. А обгадить ближнего всегда проще.
                      Любимая форумная тактика, я тебя обгажу, а ты отмывайся, доказывай. что белый и чистый.
                      Задрали теоретики.

                    • Vip Kit пишет:

                      В ближнем поле измеряют, что бы свести к минимуму влияние Сбир-эффекта в обычной комнате и не дорогим микрофоном.
                      Если рядом с АС, или в паре метров от нее,звучание разное, значит с тональным балансом и ФЧХ не порядок.
                      Если всё, с АЧХ и ФЧХ, в полном порядке,
                      харрактер саунда даже в соседней комнате хороший, без бубнения и пр. артефактов.

  8. Станислав пишет:

    Да и ещё, вопрос: а почему у вас судя по эл.схеме НЧ динамик включен в фазе, если используется только катушка (первый порядок, задержка сигнала на полупериод)? Может все таки “запарка” присутствует?!

    • Станислав пишет:

      И, да, забыл упомянуть: колонки мне нравятся!
      П.С. Если бы не нравились, просто бы мимо прошел)

    • Александр Лукин пишет:

      Позволю себе еще процитировать самого себя: “Не сфазированность включения динамиков, может ввести в заблуждение слух, но изм. микрофон – никогда!”
      И добавлю, что на фазу влияет не только порядок фильтра, но и направленность излучения и расстояние между излучателями и даже покрытие фронт. панели вокруг вч излучателя может влиять.

      • Коля пишет:

        Ну это Вы уже в дифракцию забрели.

      • Станислав пишет:

        Александр Лукин
        Именно комплексное влияние на общую фазировку абсолютно верно. А не применение “плохо звучащего” фильтра первого порядка.
        Про схему фильтра вы так и не ответили.

        • Александр Лукин пишет:

          Давайте не будем делать из меня противника фильтров первого порядка. Я с удовольствием применяю их в случаях, когда динамики позволяют это сделать. К сожалению, это бывает не часто. Я практик и привык верить тому что вижу на графиках и слышу собственными ушами. Для меня не существует правильных и не правильных порядков фильтров. Если понимаю, что первый порядок не катит, то никакие россказни про их “аудиофильность” меня не переубедят. Это же касается и полярности включения. А еще, меня не покидает чувство, что Вы сами хотите ответить на свой вопрос:) Либо прочли не все мои сообщения, Вам адресованные.

          • Станислав пишет:

            В третий раз спрашиваю про полюсовку НЧ головки вашего кроссовера. Вы почему игнорируете вопрос?

            • Александр Лукин пишет:

              Станислав, имеем две двухполоски, обе с фильтрами первого порядка, но с разным набором динамиков. АЧХ и звучание у обеих в порядке, но у первой вч включены в противофазе с нч, а у второй в одинаковой полярности. Сможете ответить почему?

              • Александр Лукин пишет:

                При этом, если изменить полярность включения на любой из АС, на АЧХ образуется приличный провал в области совместной работы головок.

                • Станислав пишет:

                  Опять увиливаете от вопроса.
                  На ваш встречный вопрос я знаю ответ. На него еще в свое время Алдошина И.А. ответила и в книге под ее редакцией это упомянуто. По этому принципу так же собраны известные “фазолинейные” техниксы, которые лесенкой из кубиков.
                  Но. При фазировке АС ориентируются на НЧ динамик, а не на пищалку (или СЧ). Так логичнее. А у вас на схеме НЧ динамик подключен (по переменному току) на 180 градусов из-за наличия катушки . А вы упорно этот факт размазываете теорией. Я правда не понимаю зачем? Тут все свои и никто троллить не будет. Да и поправить картинки всегда можно, если что.

    • Коля пишет:

      Если Вы считаете, что Ваш способ правильный, а все тупые безмозглые “теоретики”, всю жизнь пролежавшие на диване с томиками Исаковича и Скучика, то попробуйте подать заявку на Патент, в котором официально оформите изобретение. Чем посрамите ретроградов и они со слезами на глазах раскаются и, забросив ненужные книги и стерев предыдущие знания, пойдут рыть канаву для новой линии Московского метро.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Для душевного спокойствия и уверенности, что всё делаю правильно, хватает позорно звучащих изделий с конвейера , равно как откровенно бездарных самопалов. Которые хвалят их владельцы, ровно до первых звуков, а потом нужно бежать уши зажамше.
        И все как один – теоретики, по науке делали. Только мимо главного.

        • Коля пишет:

          По поводу “ближнего поля”. Могу Вам посоветовать только один вариант прослушивания. Сядьте в точку, где Вы проводили измерения и слушайте.
          Ухо слабо реагирует на колебательную скорость, а на звуковое давление хорошо как микрофон.
          Тогда Вы услышите правильную, без дураков, звуковую картину в том качестве, в котором Вы намерили.
          Садится в кресло и слушать будет неправильно, ведь согласно Вам же весь “мусор” отражений полезет.
          Да еще и изменение картины поля выползет из-за падения уровня излучения ближней зоны излучения.

  9. kolobrkin пишет:

    А зачем, еще один динамик? Этот комплект самодостаточен. Появление акустики в виде “столбиков” очередной маркетинговый ход. Который, как обычно, ведет к отъему денег у населения под предлогом “не модно”. К сожалению это привело к снижению общего качества акустики. В погоне за “золотым тельцом” большинство фирм уповают на внешний вид, распиаренные технические изыски и прочие, по большому счету, выдумки, которые к качеству воспроизведения имеют весьма отдаленное отношение.

    • Коля пишет:

      Нет это не маркетинговый ход! И к моде никакого отношения не имеет.
      Причин несколько.
      Возможность использования головок ГГ с меньшей массой подвижной системы при удваивании площади излучения (и как следствие к.п.д. на низких частотах);
      сужение площади передней панели – экрана и как следствие уменьшение дифракционных искажений на средних и высоких частотах;
      поднятие высоты размещения СЧ и ВЧ динамиков без подставок.
      Есть еще несколько причин, не имеющих прямого отношения к звуку:
      Стоимость двух головок меньшего размера ниже, чем головки большей площади. Трудоемкость изготовления ниже, точность изготовления выше, применение сравнительно небольших магнитов. наверное есть еще плюсы, сейчас не вспомню. Таким образом, можно снизить и значительно стоимость АС при сохранении высокого качества звука.
      Есть и недостатки.
      Так что, уважаемый, маркетинг – это последнее дело.

      • Станислав пишет:

        Не согласен.
        Две головки меньшего диаметра-кпд не дадут больше, чем одна большая. Об этом споров было со времен появления динамических голов. Из плюсов-правильно замечено-более легкая подвижка-лучше отрабатывает СЧ и мидбас. А из минусов -целая чехорда из допущений: Диаметр катушек, размер магнитов, толщины фланца у двух мелких ГГ меньше, чем у одного большого?-если да-снижение кпд и качества звукопреобразования у этих мелких ГГ. + повышенная резонансная частота, супротив большой головки.
        По этому-все таки маркетинг, подразумевающий снижение себестоимости изделия в угоду рынку.

        • Александр Лукин пишет:

          Забавно читать подобные комментарии, поскольку “штакетник” и плавный график”- один и тот же, но представленный в разных видах отображений. Мне урок, считал будет понятней, а оказалось совсем наоборот.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Саша, эти люди крепко обижаются, когда их называют диванными теоретиками. Поймет тот, кто возится. Прочие начнут ковыряться и доказывать твою несостоятельность.
            Больше тайны и тумана вокруг, тогда уважение и пример для других. Делишься опытом- сам дурак. Молчи и надувай щеки , орденами греми. Тогда уважуха.

  10. Коля пишет:

    Это что у Вас за графи. И как он связан со “штакетником”?

  11. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Можно я за Сашу отвечу? Он из Омска, там уже ночь глубокая.
    На картинке ачх представлена в логарифмическом масштабе, не в октавных полосах , так сказать, для ублажения взора изучающих .
    В октавных полосах ( одна шестая- одна девятая октавы) получим привычный штакетник, который можно оставить, а можно и облагородить парой движений мышки: Опшинс- Скалинг-Лог-ОК. И у нас- красивая картинка взамен забора.

  12. Коля пишет:

    Так и чему верить.
    Немного об измерениях в “ближнем поле”. Почему не проводят измерения в ближнем поле. Основной величиной, которая переносит звуковую энергию в пространстве является I – интенсивность звуковой волны. Мгновенная интенсивность звукового источника сферических волн равна произведению звукового давления на колебательную скорость и cos угла между ними. Звуковая энергия малого источника звука содержит два слагаемых: реактивную и активную составляющие. Реактивная составляющая представляет собой соколеблющуюся массу воздуха вблизи излучателя. Она потому и называется реактивной потому что не предает энергию в пространство, в отличие от активной составляющей. Теперь про cos. В активной составляющей разность фаз между давлением и колебательной скоростью равна нулю. Соответственно, какой сдвиг фаз мы замеряем, такой и будет величина интенсивности или связанная с ней величина мощности. Считается, что реактивная составляющая звукового давления заметна на расстоянии от источника порядка длины волны. Величина эта уменьшается по мере удаления от источника. Вблизи источника, особенно малого по сравнению с длиной волны величина реактивной составляющей может быть значительно больше активной. Если сдвиг фаз составит 90 градусов, то источник излучает только реактивную составляющую. На слух это воспринимается как резкое уменьшение доли излучения на низкой частоте при удалении от источника. В прослушиваемом помещении уменьшение компоненты реактивной составляющей на низкой частоте из-за сравнимых габаритов помещения и длины волны не так заметна при удалении от источника из-за наличия отражающих поверхностей.
    Для измерения интенсивности используют устройства интенсиметры. В 1998 был впервые утвержден ГОСТ 30457-97 (ИСО 9614-1-93) на проведение замеров интенсивности звука в ближнем звуковом поле.
    Принцип излучения ближнего поля используется в наушниках. Малые размеры излучателя тем не менее вблизи диафрагмы дают очень приличную НЧ составляющую. При удалении от уха уровень НЧ резко падает.

  13. Коля пишет:

    Да, кстати, некоторое время назад была злая дискуссия о колонке с двумя 4ГД35 с двумя страшными провалами на средних частотах. По-моему это была поделка Вашего дружбана Лукина (или я ошибаюсь?). Так вот, глядя на его ЧХ, я удивлялся. Он считал, что звук хороший, но, судя по провалам-пикам, эту АС слушать нельзя.

    • Александр Лукин пишет:

      Вот АЧХ тех моих “поделок”, как вы изволили выразится. Сможете указать пальцем на “страшные провалы”?

      • Александр Лукин пишет:

        А вот, АЧХ, столь любимых вами, ас Yamaha NS-777, измеренная специалистами одного авторитетного журнала. Без комментариев…

        • Коля пишет:

          Видел я эти кривульки. Это такой же фейк. Я измерял их в БЭ камере АКИН. Поищу в архивах. Представлю.

      • Ёшкин Кот пишет:

        Александр, спасибо за Ваши работы, дальнейших творческих успехов Вам!
        Если позволите, пару вопросов. Можете ли Вы дать сравнительную субъективную характеристику данной вашей работе, и предыдущей на 4ГД-35? Общее впечатление, какая музыка как звучит, достоинства-недостатки, и т.п.
        Второй вопрос. Вы написали, что вынуждены были отказаться от 1ГД-50. Почему? Пробовали ли Вы дорабатывать его?

  14. Александр Лукин пишет:

    Субъективно, ас на 4ГД-35 это, все же, жанровая акустика, на которой отлично звучит джаз, блюз, камерная классика, не сложный, классический рок. Ее прелесть в натуральности передачи, прежде всего, сч диапазона. Женский и мужской вокал, живые инструменты-звучат открыто и эмоционально. АС на 10ГДШ более “всеядны”. При, так же, отличной средине, они имеют расширенный частотный диапазон по нч и вч. Поэтому, к уже перечисленным муз. жанрам, можно добавить большие симфонические составы с барабанами и литаврами, сложный прогрессив рок. Даже на этих стилях, звучит все четко, никакой звуковой каши! Без напряжения для слуха прослушиваются линии всех муз. инструментов. Считаю это заслугой динамиков, обладающих легкими, мало инерционными подвижными системами, способными отрабатывать сигнал коротко, с мгновенной атакой и такой же остановкой. При плавном повышении громкости от нуля до “очень громко”, тональный баланс не нарушается, просто становится громче, ничего не выпирает и не пропадает. Следует онако понимать, что 10ГДШ, все же, не слишком мощный динамик. Так что сфера применения этих колонок сугубо домашняя. Комнату 20-25кв.м. они озвучат без труда.
    Про 1ГД-50, скажу, что не смотря на мою симпатию к этим головкам, даже в доработанном виде (пропитка центра, пас на окнах), в этой системе, они не смогли обеспечить желаемого звучания и в сравнительном прослушивании, уступили изодинамическим головкам, практически по всем параметрам, показав более низкий класс в целом. Их звучание было мутноватым, менее детальным, ощущался недостаток вч.

    • Александр Лукин пишет:

      Благодарю за интерес, проявленный к моим работам.

      • Михаил Чуйковский пишет:

        Очень достойная работа. Если она разогрела стул диванного умника, значит она действительно успешна! Так держать!!!

        • Марков Николай пишет:

          Хорошая работа и доверяющие внушение измерения.
          Респект и уважуха.

  15. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Насчет 1ГД-50. Как верно заметил Александр Лукин, этот динамик в качестве пищалы не самый идеальный. Он как бы не для этого. Хотя, вместо позорного 3гд31 – будет явно лучше. Есть такое дело, пищала , способная работать высоко и чисто, на нижнем крае шипит и звучит неестественно, и наоборот, пищала с крупным куполом, средину отрабатывает красиво, ровно, слитно с басовиком, но валит с десятки килогерц обязательно.
    Дюйм -некий компромисс, удачный, работающий во многих случаях .

  16. Vip Kit пишет:

    С индуктивностью 0,76 mH, спад должен начинаться с 840 Hz.
    На графике спад – с 200Hz ?!

  17. Александр Лукин пишет:

    Формула по -3Дб. на частоте раздела считает. Естественно, плавный спад начинается гораздо раньше.

  18. Vip Kit пишет:

    Так почему, спад АЧХ ,начинается гораздо раньше ?
    Индуктивность начинает работать с 840 Hz, но не раньше.

    • Александр Лукин пишет:

      Если внимательно глянуть на графики, увидим, что полосы стыкуются примерно на 3,5кГц. Значение импеданса 10ГДШ на этой частоте – 6,8Ом. Подставив в формулу расчета индуктивности эти значения, получим требуемую величину 0.31mH. Если бы АЧХ “голого” динамика была идеально ровной, возможно это значение нас бы удовлетворило. В реале, видим нарастание чувствительности головки на сч/вч. Чтобы его обуздать, нужно применить катушку большего номинала. Естественно, общий спад начнется раньше и затронет бОльшую часть графика. Именно по этой причине, не видя реальной АЧХ головки, расчет по формулам мало что дает. В пацанские годы, когда не было ни микрофона ни знаний, тоже удивлялся; да как так, считаю по формулам, все верно, а заветного звука добыть не могу.

    • Александр Лукин пишет:

      По определению, с повышением частоты, катушка индуктивности, все хуже пропускает вч. Происходит это довольно плавно. Так что нельзя сказать, что до 840 Гц. катуха не работала, и вдруг, на тебе, включилась.

  19. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Саша, а представь, что усилитель у нас с каким-то выходным сопротивлением, тогда вообще сливай воду. Всё не так вообще.

    • Александр Лукин пишет:

      Ну да, ламповик например. Тогда еще большего номинала катуха запросится, для получения того же результата. Или я не прав?

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Ты конечно прав, какие сомнения? Я про это и говорю. Что под ненулевое выходное – нужно корректировать схему . И то, не факт что сложится. Запас по чутью нужен у пищалы, что-то делать с повышенной добротностью у басовика и прочие тонкостЯ.

  20. Vadim Zel пишет:

    Александр подскажите, а что за п/з колпачки на 10 ГДШ-1-4?

    • Александр Лукин пишет:

      Колпачки покупал на Али. Довольно плотная бумага с каким то покрытием для снижения резонанса, как я понял. Можно и родные вклеить, обратно предварительно срезав воротник виззера. Или не срезать, если из первых партий динамики попадутся, где бумажный виззер и тканевый колпачек являются отдельными элементами. Я сравнивал АЧХ с разными колпаками, разница на грани погрешности измерений.

  21. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Ещё, Саша, столкнулся с интересным моментом, на примере Визатона и ещё ранее- у КЕФа Кода 9. Просто катушка – формируя спад ачх, обваливает и важный кусок в районе 1000-1500, средина тухнет , пищалка этот провал не восполняет без проблем.
    Зато емкость параллельно динамику подтягивает просаженный участок, подчищает вч хвосты, средина становится ясной, уходит муть и свалка на стыке, голос стягивается к басовичку, звук обретает прозрачность и детальность. Емкость нужна небольшая, для КЕФа хватило 2, 2 мкф, для Визатона БГ20- 6,8мк.

    • Александр Лукин пишет:

      Верно! Я повторял твою акустику на бг-20 + СИС1149 с двумя вариантами фильтра; просто с катушкой и с конденсатором в параллель с бг-шкой. Ощущения точно как ты описал! Можно попробовать и здесь подкинуть конденсатор, не исключаю, что станет еще лучше, но и сейчас все устраивает. Голос звучит очень естественно. Еще подметил: эти ас очень чутко отзываются на смену усилителей. Сразу становится ясно ху из ху.

      • Александр Лукин пишет:

        На счет добавочного кондера и превращения фильтра из первого порядка в как бы второй, думается, что это имеет смысл, в случае когда из за не равномерности ачх динамика на сч/вч, приходится обрушивать оную слишком рано. А у 10гдш, с не равномерностью дела обстоят получше чем у бг-20, можно и без этой емкости обойтись.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          И снова не могу не согласиться, потому что сам рассуждаю точно так . Кондер нам сохраняет от обвала очень важный участок, презенс, это 1200-1300. И у ширика с выпертым участком выше 2 кгц , скорректированного катушкой до нормы, этот участок просядет непременно. А потом начнутся страшные сказки на ночь, про катушку-убийцу звука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *