2-х полосная АС “Electrostatic” (пара 5 ГДШ-4-4 + 3 ГДВ-1-8)

2-х полосная/широкополосная АС открытого типа. На стадии проектирования:

polkaS_020 ldsound.info (14)

Технические характеристики в 2-х полосном режиме:

Диапазон воспроизводимых частот: 100 – 20000 Гц (100 – 19000 Гц)
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100-20000 Гц: ±8 дБ (±10 дБ)
Чувствительность: 90 дБ (90 дБ)
Сопротивление: 8 Ом (8 Ом)
Паспортная мощность: 10 Вт (10 Вт)
Долговременная мощность: 12 Вт (12 Вт)
Кратковременная мощность: 40 Вт (40 Вт)
Используемые динамики:
Габариты (ВхШхГ): 530х350х75 мм

Вес одной АС: 5 кг

В скобках приведенные данные в широкополосном режиме.

АЧХ акустической системы и динамиков в корпусе. Условия измерений одинаковы (микрофон с 1 м, задержка 5 мс, сглаживание 1/24 окт). Все графики подписаны:

polkaS_020 ldsound.info 001

ШП динамики, напрямую

polkaS_020 ldsound.info 002

2-х полосная. 3 мГн на ШП динамики + 1 мкФ на ВЧ. В фазе

polkaS_020 ldsound.info 009

ВЧ динамик с конденсатором 1 мкФ

polkaS_020 ldsound.info 012

ВЧ динамик с конденсатором 2,2 мкФ

polkaS_020 ldsound.info 013

2-х полосная. На ШП динамики 0,25 мГн + 2,2 мкФ на ВЧ. В фазе

polkaS_020 ldsound.info 017

АЧХ системы. 2-х полосный режим. 0,25 мГн на ШП + 1 мкФ на ВЧ. В фазе

Описание:

Акустическая система спроектирована в оформлении открытый корпус. Корпус АС выполнен из фанеры толщиной 10 мм. Внешне фанера покрыта шпоном дуба и обработана маслом для дерева. С внутренней части боковые стенки дополнительно соединены с передней панелью через треугольники из той же фанеры, что придает корпусу дополнительную жесткость и положительно влияет на рассеивание звуковой волны.

polkaS_020 ldsound.info (20)

Корпуса склеены

polkaS_020 ldsound.info (19)

Стыки

polkaS_020 ldsound.info (13)

Неровности зашпаклеваны перед шпоном

Переднюю панель закрывает съемный гриль с натянутой тканью. Гриль так же сделан из фанеры и крепится винтами. Динамики расположены вдоль вертикальной оси, между широкополосными находится ВЧ динамик. С внутренней стороны передней панели расположен фильтр, клеммы и переключатель. Проводка выполнена акустическим кабелем.

polkaS_020 ldsound.info (17)

Съемный гриль

polkaS_020 ldsound.info (16)

Отверстие в гриле под врезную гайку

polkaS_020 ldsound.info (15)

Врезные гайки позволяют закручивать винт с одной стороны

polkaS_020 ldsound.info (18)

Врезная гайка поставлена

polkaS_020 ldsound.info (7)

Грили окрашены в черный цвет, ткань натянута

polkaS_020 ldsound.info (8)

Ткань фиксируется скобами

Схема фильтра и переключения между режимами работы показана ниже. Фильтр 1-го порядка, состоит из конденсатора МБГО и катушки индуктивности на воздушном сердечнике. Тумблер сетевой 250В/15А. Проводка акустическая. Клеммы хромированные, с пружиной.

Схема фильтра и акустической системы в целом:

polkaS_020 ldsound.info (1)

Режимы работы:

Работа в 2-х полосном режиме. Контакты 1-3 и 2-4 замкнуты. Сигнал из плюсовой клеммы приходит на точку 3. В данном режиме точки 1, 2, 3 и 4 образуют единую точку, с которой сигнал расходится на конденсатор и катушку, динамики ШП и ВЧ, и далее на минусовую клемму. Контакт 5 находится в воздухе. Контакт 6 не используется.

Работа в широкополосном режиме. Контакты 3-5 и 4-6 замкнуты. Сигнал из плюсовой клеммы приходит на точку 3 и перемыкается на точку 5, с которой подается на пару динамиков ШП и на минусовую клемму. Контакты 1 и 2 находятся в воздухе, тем самым отрезая динамик ВЧ и его фильтр. Контакт 6 не используется.

polkaS_020 ldsound.info (1)

Вид спереди, без гриля

polkaS_020 ldsound.info (2)

Крупным планом

polkaS_020 ldsound.info (3)

polkaS_020 ldsound.info (4)

Вид сзади

polkaS_020 ldsound.info (5)

Крупным планом

polkaS_020 ldsound.info (6)

Элементы схемы крепятся саморезами и винтами, все довольно просто

Благодаря двум режимам работы у слушателя есть возможность выбрать между удобный для себя вариант работы АС. Более высокой чувствительностью, но кривая АЧХ и мало высоких частот (ШП режим) или менее высокая чувствительность, но АЧХ ровнее и высокие частоты дотянут до 20 кГц. На слух работа в двухполоске практически не отличается от широкополосного.

polkaS_020 ldsound.info (10)

Вид с переди

polkaS_020 ldsound.info (11)

Через сетку слегка присматривается лицевая панель

polkaS_020 ldsound.info (12)

Автор: LDS специально для сайта ldsound.info

33 комментария: 2-х полосная АС “Electrostatic” (пара 5 ГДШ-4-4 + 3 ГДВ-1-8)

  1. Дмитрий пишет:

    Кто будет повторять, стоит попробовать сместить головки с одной оси, т.е. сдвинуть ШП в разные стороны. Возможно уменьшиться неравномерность ШП головок. Это смахивает на известную проблему верности измерения головки в щите, об этом писал Alex_Jet http://alex-jet.narod.ru/acoustics/different/Acoustic_Screen.html Правда на его сайте много рекламного мусора (

  2. Кристас пишет:

    Есть желание повторить этот проект, но широкополосные динамики будут 8гдш-2-8. Размеры щита вроде как аналогичные будут?

    • LDS пишет:

      Если динамик такого же размера, то и корпус тот же. Если нужно больше баса, то щит придется делать больше.

      • Кристас пишет:

        Доброго дня! Прошу уточнить: центр ВЧ-ника совпадает с геометрическим центром щита? Спасибо.

        • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

          видимо, да. Потому что другие динамики непременно нужно стянуть к центру щита, чтобы уйти от акустическог кз на краях щита, а пищалу нельзя смещать в сторону от акустической оси всей колонки.

        • LDS пишет:

          Доброго. Да, центр ВЧ находится в самом центре щита.

  3. Андрей пишет:

    Кроме смещения шп голов относительно вертикальной оси, не следует-ли развернуть на 90 градусов вч динамик? Ради лучшей равномерности АЧХ и расширения диаграммы направленности?

    • Дмитрий пишет:

      Моя колокольня говорит, что поворот заменит текущую “инварианту” по вертикали (направленность меньше, высота поверхности излучения меньше) на горизонталь, что может и не лучший вариант. Хотя я может и не прав, есть у кого-нить мат. доказательства излучения такой поверхности или карта направленности?

      • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

        Данный вариант размещения пищалки более удобный в плане направленности, не нужно самому подстраиваться к их вч оси по высоте (есть у колонок такого типа забавный эффект)
        При нехватке верхов(в чём я сомневаюсь) достаточно чуть направить колонки на себя.

    • Кристас пишет:

      А расположение ВЧ-ника между ШП-ками идеально для такого варианта или есть смысл переместить ВЧ-ник в ино место? Кто как думает?

  4. WaveCorp.ru пишет:

    Где Electrostatic? Электро есть, статики не вижу)))

  5. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Молодца автор! И красиво и грамотно и звучно ( насчёт звучно-уверен внутренним чутьём, потому что динамики добрые)
    И дистанция между шириками выбрана верно и частотка подправлена катушечкой и пищалку можно отключить на выбор. Браво! АБ.
    ПС.Для пущего звука внутрь бросить матрасик синтепоновый, чтобы крикушка с тыльной части колонки не отскакивала от стен и не рушила прозрачность звука.

  6. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Ещё советик полезный: внутренние края отверстий под ширики нужно раздать под пологим углом, уйти от резонанса “стакана”, в котором сейчас вынужден работать ширик.
    Как вариант- вокруг динамиков делается выборка с утончением стенки, чтобы края отверстия оттянуть подальше от окон в корзине. Это известные приёмы улучшения равномерности ачх ШП динамиков.

  7. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    и последнее. Бортики в данной конструкции помимо придания законченного вида колонкам играют полезную роль в увеличении длины экрана в плане уменьшения влияния АКЗ.
    Лично проводил замеры щита без бортиков и с ними, выгода на самом нижнем крае -около 1,5 дБ, это немало для НЧ , когда каждая децибела на вес золота.

  8. Любитель пишет:

    Схема очень хорошая. Я в свое время делал то же самое и был впечатлен. Конденсатор лучше заменить на 4 МКФ, а динамики расположить ближе друг к другу, так, чтобы ВЧ оказался между ними, но не вплотную.

  9. юрий пишет:

    не понимаю…..на фото одни дины на схеме и описании другие

    • LDS пишет:

      Где они разные?

    • Алексей Климов пишет:

      И на схеме, и на фото, и в описании 3ГД-45 (он же 5ГДШ-4-4). Может быть, Вы его перепутали с 3ГД-38е, хотя, в принципе, в данной АС не важно, какой динамик из них лучше применить. В этом случае всё зависит от Ваших предпочтений.

      • Юрий пишет:

        Там есть различии на одних есть кз медное кольцо на других его нет, т.е. есть подъем на вч и спад на нч, его как раз хорошо использовать под однополоску, другой без оного, для подпорки на вч той же 2гд36

  10. Дмитрий пишет:

    поясните пожалуйста кто нибудь: на сколько я знаю чтобы избежать АКЗ размер щита должен быть более или равен длине волны. В противном случае ниже частоты с длиной волны равной размеру щита будет сильный спад АЧХ.. Для выбранного в проекте размера щита спад должен начаться уже ниже 1000 Гц. ОТкуда тогда нижняя граница от 100 Гц? Или я что то не так понимаю?

  11. Игорь пишет:

    Имел подобный опыт только там были 4гд35 и 3гд31.Сколько слушал,вслушивался,располагать вч между двумя одинаковыми нч ошибочно.Появляется каша.Нужно однотипные вместе держать и как можно ближе.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Есть опыт сведения колонки на паре басовичков Динаудио 17см и пищале 28мм. Результат превзошел все ожидания, фильтр несложный, звук прекрасный, направленность широкая. Редкая удача, добиться такого звучания. Но там 90 процентов успеха были сами динамики. Им просто ума не дали, как обычно. Насовали на фильтры понтовых деталей, а результат мерзость вместо звука.
      все строго наоборот. Даем шум на оба динамика, сводим на дистанцию, при которой слышно изменение характера шума, потом разводим обратно. Это будет та дистианция, при которой взаимовлияние и интерференция слабо проявляются.
      Тогда можно думать о пищалке. Но обвалить ширики перед стыковкой совершенно необходимо. Тогда можно их снова сблизить немного, дополнительно . В общем, пошаманить придется, до результата.

  12. Юрий пишет:

    С двумя 3гд-32 такой проект должен быть ещё звучнее. Подскажите как лучше расположить овальные 32- е на таком щитке? Кроме того, такой щиток неплохая СЧ- ВЧ секция для будущей трёхполоски

    • Коля пишет:

      Юрий, 3ГД32 не 3ГД38.
      3ГД32 (6ГДШ 1) имеет добротность (по справочнику Алдошиной, Веселова) около 1. У 3ГД38 добротность 2, поэтому ее можно располагать в экране (тоже не айс).
      Для 3ГД32 желателен ящик литров 10, оборудованный правильным ПАС.
      В противном случае Вы будете слышать, в основном, среднечастотную и немного высокочастотную составляющие.

  13. AndrewDontknow пишет:

    Доброго времени суток,
    Хочу повторить данную конструкцию на 2гд-36 и 3гд-45 (или 3гд-38), но в уже имеющихся корпусах 3АС-2.
    Вопрос к автору – подскажите пожалуйста, фильтр для 2х-полосного режима, но для одного 3гд-45 можно оставить без измененний? или все-таки нужно как-то менять номинал катушки..? Т.к. в ящик 3АС-2 физически не войдет 2 х 3гд-45 + 1 х 2гд-36
    Заранее благодарен

    • ldsound пишет:

      Доброго.
      На ВЧ оставляйте 1 мкФ.
      В теории катушку на ШП ставьте 0,12 -0,13 мГн. А возможно придется сделать 0,25 мГн + резистор 4 Ом.

Добавить комментарий для LDS Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *