2-х полосная малогабаритная АС на 6 ГД-6 и 2 ГД-36 (Кубики Салтыкова)

Параметры описываемого ниже самодельного 2-х полосного громкоговорителя удовлетворяют современным требованиям к малогабаритным системам высококачественного звуковоспроизведения. Громкоговоритель рассчитан на работу с усилителем, отдающим мощность 10-25 Вт на нагрузку сопротивлением 4 Ом. Два громкоговорителя с такими усилителями обеспечивают нормальный уровень и высокое качество звучания в помещении объемом до 100 кв. м, т. е. практически в любой жилой комнате. Громкоговоритель прост по конструкции и поэтому изготовление его доступно большинству радиолюбителей.

 

Параметры

 

Диапазон частот: 40 – 20000 Гц

Сопротивление: 4 Ом

Неравномерность АЧХ в диапазоне 50 – 20000 Гц: 8 дБ

Частота разделения фильтра: 4000 Гц

Крутизна спада характеристики низкочастотного звена фильтра: 12 дБ/окт

Крутизна спада характеристики высокочастотного звена фильтра: 18 дБ/окт

Среднее стандартное звуковое давление 0,12 Па

Средний приведенный КПД в интервале частот 50 – 4000 Гц: 0,18 %

Размеры (ВхШхГ): 28х28х21 см

Масса: 7,5 кг

 

В качестве излучателя нижних частот в громкоговорителе применена конструктивно доработанная динамическая головка 6ГД-6, а для воспроизведения высших частот – головка 2ГД-36. Низкочастотное звено громкоговорителя выполнено в виде фазоинвертора (ящик объемом 8,5 л с цилиндрическим туннелем). Правильно рассчитанный фазоинвертор позволяет расширить эффективно воспроизводимый диапазон в сторону низших частот, увеличить КПД и уменьшить искажения на этих частотах по сравнению с закрытым ящиком. Так как глубина ящика громкоговорителя мала, а низкочастотная головка и труба фазоинвертора расположены несимметрично, стоячие волны внутри ящика выражены слабо и практически не ухудшают частотную характеристику громкоговорителя. Поэтому в данной конструкции нет необходимости заглушать внутренние поверхности ящика. Высокочастотная головка смонтирована в непосредственной близости к низкочастотной это уменьшает неравномерность частотной характеристики вблизи частоты раздела. Большая ось высокочастотной головки расположена вертикально, что позволяет расширить диаграмму направленности в горизонтальной плоскости на верхних частотах.

saltukov-as_ldsound-ru (1)Разделительный фильтр состоит из фильтра нижних и фильтра верхних частот; их входы соединены параллельно (рис. 1). Катушки разделительного фильтра намотаны проводом ПЭВ-1 на каркасах, выточенных из органического стекла, эбонита, текстолита или иного изоляционного материала. Данные катушек приведены в таблице, а размеры каркасов на рис. 3. В фильтре применены конденсаторы типа МБГО (МБГП) с лапками для крепления и резистор ПЭВ-7,5 (ПЭ-7,5); вместо него можно использовать три параллельно включенных резистора МЛТ-2 по 68 Ом. Провод для соединения входа фильтра с усилителем должен иметь сопротивление не более 0,1 Ом.

saltukov-as_ldsound-ru (6)

 

Доработка головки 6ГД-6

 

У некоторых образцов головок 6ГД-6 плохо проклеена центрирующая шайба и верхний борт латексного гофра «3» (рис. 2). Поэтому до сборки громкоговорителя целесообразно проверить качество швов и при необходимости их проклеить. Дефектные швы можно обнаружить несильным надавливанием на борт гофра в указанном на рис. 2 направлении. При плохой склейке шов будет расходиться. Если длина шва с дефектом велика, нельзя расклеивать весь этот участок, так как при этом возможно нарушение центрирования головки. Следует проверять и проклеивать шов участками не более 30 мм. saltukov-as_ldsound-ru (3)При обнаружении дефектного шва, борт гофра следует отделить от диффузородержателя «4» на участке длиной не более 30 мм. С помощью полоски ватмана промазать этот участок клеем марки 88-Н, прижать борт гофра к диффузородержателю, аккуратно положить головку на ровную горизонтальную поверхность диффузором вниз и дать клею просохнуть. Только после этого можно продолжать проверку шва. Центрирующую шайбу проклеивают аналогично нитроклеем для кожи, приподнимая ее скальпелем и прижимая пальцами к диффузородержателю до схватывания клея. Пылезащитный колпачок «2» головки 6ГД-6 изготовлен из материала, обладающего малой жесткостью. Вследствие этого при больших амплитудах колебаний диффузора колпачок проминается внутрь, а затем распрямляется, издавая звонкие щелчки. Для устранения этого дефекта колпачок следует аккуратно удалить с помощью бритвы и миниатюрных ножниц и приклеить на его место нитроклеем для кожи кружок из прессшпана толщиной 0,5 – 0,8 мм. Шов должен быть герметичным.

 

Изготовление ящика

 

saltukov-as_ldsound-ru (4)Для сборки ящика нужно заготовить шесть панелей (стенок) из фанеры или древесностружечной плиты. При толщине материала, равной 20 мм, заготовки должны иметь следующие размеры: для передней и задней стенок – 240х240; для верхней и нижней – 210х240; для боковых – 210х280 мм. При другой толщине материала размеры заготовок нужно изменить так, чтобы внутренний объем ящика не изменился. Нельзя применять материал тоньше 18 мм, так как при этом жесткость стенок будет недостаточной. Стенки соединяют встык шурупами длиной 30 мм с потайными головками, по два шурупа на грань (рис. 4). При использовании древесностружечных плит просверленные для шурупов отверстия (до ввинчивания шурупов) заливают эпоксидным клеем. Круглые отверстия в передней панели (рис. 5) можно выпилить лобзиком или высверлить сверлом небольшого диаметра. Углубление под головку 2ГД-36 высверливают по контуру на глубину 15 мм применяя сверло с ограничителем, а затем выбирают стамеской. Скос отверстия в месте крепления головки 6ГД-6 необходим для обеспечения беспрепятственного движения воздуха, связанного с задней стороной ее диффузора.

saltukov-as_ldsound-ru (5)Тунель изготовляют из жесткой трубы (дюралюминий, пластмасса и т. д.) внутренним диаметром 30 мм. Автор использовал кусок трубы от пылесоса. Можно склеить трубу из плотной чертежной бумаги (ватмана) эпоксидным клеем или нитроклеем для кожи. Толщина стенок трубы должна быть не менее 1 – 1,5 мм. Трубу вклеивают в проделанное для нее отверстие эпоксидным клеем и герметизируют шов по окружности пластилином (рис. 5). После этого можно приступить к сборке ящика. В случае использования древесностружечных плит внутреннюю поверхность ящика следует покрыть нитрокраской. Все внутренние швы ящика промазывают пластилином или замазкой. На задней стенке ящика монтируют разделительный фильтр, крепят провод для подключения громкоговорителя к усилителю и подготавливают проводники для подключения головок. Расстояние между катушками фильтра должно быть не менее 100 мм, длина каждого из проводников для подключения головок – не менее 300 мм. Провод для подключения высокочастотной головки продевают в отверстие «I» (рис. 5), припаивают его к выводам головки, монтируют головку на передней панели, как показано на рис. 6а. Щели вблизи головки со стороны ее магнитной системы также промазывают пластилином.

saltukov-as_ldsound-ru (2)Далее крепят переднюю панель к боковым стенкам ящика (рис. 6б) и через отверстие под низкочастотную головку промазывают пластилином изнутри швы между передней панелью и боковыми стенками. Наконец, подпаивают выводы низкочастотной головки, монтируют ее без амортизирующих прокладок и производят герметизацию (рис. 6в). Низкочастотную головку монтируют с наружной стороны передней панели так же, как и высокочастотную. При недостаточно тщательной герметизации громкоговорителя частотная характеристика громкоговорителя на нижних частотах ухудшится. Заделка швов и щелей способствует также хорошему демпфированию стенок ящика (при постукивании они издают глухой звук). Внешнюю отделку громкоговорителя производят фанерованием, оклеиванием декоративной пленкой или другим доступным радиолюбителю способом. Декоративную рамку изготовляют из деревянных брусков сечением 15×15 мм, укрепляя их дюралюминиевыми уголками. Рамку обтягивают капроновой сеткой, тканью типа «бортовка» или иной акустически прозрачной тканью, и на трении вставляют в углубление, образованное боковыми стенками и передней панелью. Описанный громкоговоритель при небольших размерах и малой массе обладает высокими качественными показателями. Сравнение с агрегатом аналогичного класса 10МАС-1 показало значительное преимущество разработанного громкоговорителя. Он звучит более естественно и ярко, не «бубнит» на нижних частотах. Широкая диаграмма направленности во всем диапазоне рабочих частот весьма благоприятно сказывается на качестве звучания громкоговорителя. При воспроизведении монофонической фонограммы почти отсутствует «привязка» звука к громкоговорителю, а пара таких громкоговорителей при воспроизведении стереопрограммы обеспечивает очень хороший стереоэффект. Вместо головки 6ГД-6 в громкоговорителе можно применить без какого-либо изменения конструкции ящика головку 10ГД-34, а в качестве высокочастотной головки – 6ГД-11. При использовании последней в передней стенке ящика прорезают отверстие по диаметру ее магнитной системы.

 

Автор проекта: Салтыков О.

32 комментария: 2-х полосная малогабаритная АС на 6 ГД-6 и 2 ГД-36 (Кубики Салтыкова)

  1. Быков Владимир пишет:

    несколько раз повторял. Результат всегда великолепный.

  2. Сергей Речкалов (Самара) пишет:

    Тоже повторял их в те годы.Потом собрал в вариАнте с 10 ГД-34.Звук порадовал,правда несколько изменились данные НЧ-звена.Тогда уже понимал,что сконструировал их очень грамотный человек любящий акустику больше себя.Всегда задавался вопросом,а почему такие вот удачные разработки не запускали в производство..Ведь уходили бы вмиг с прилавка..

  3. Захаров Александр пишет:

    Тоже делал такие. Очень давно. Был в восторге! Качественно и доступно. Решил повторить снова. Однако, вот беда – не могу найти такие дины. В связи с этим вопрос- а кто-нибудь делал данный агрегат на автодинамиках, которых в изобилии в автомагазинах? Или в посылочной торговле? Эксплуатировать буду с JLH1969..

    • Сергей пишет:

      Александр!Неужели такая большая проблема cейчас найти 10 ГД-34 или 6 ГД-6 на Авито? Автодинамики широкополосны,и это уже будет совсем другой звук,совершенно не тот,что был задуман и воплощён конструктором.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Главное не нарваться на позорный новодел времен перестройки, резонансная там не 45-50, а все 90 гц, баса не добыть из этого дубья.

        • ZLOIVOVAN пишет:

          Это где вы встречали 10ГД34 с резонансом 45 – 50 Гц ???

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Нормальные советские 10гд-34 на тонком резиновом подвесе имели резонанс в районе 50 гц, вотличие от позорного дубья времён перестройки, негодного кооперативного хлама .

            • Андрей пишет:

              Несколько десятков 10гд-34(25гдн1-4) прошли через мои руки. Резонансная не выходила за пределы 62-85гц.
              у 15гд-14(25гдн-3-4) попадались 50-76гц.

    • юрий пишет:

      авто динамики для рёва и забития шума ( в движении ……….)домашняя для души

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        а вот и нет. лежит пара овальных динамичков от BMW , ровнейшая ачх и комфортнейший звук, дай бог каждому такое чудо “для рёва”

  4. Антон пишет:

    Вы видимо спутали 10 ГД-34 с каким то другим динамиком.Там резиновый подвес,он не дубеет,в отличие от прорезиненного.Вот сколько их у меня было,ни 1,не был тугим..А пособирал и поремонтировал я их предостаточно (я про колонки)Прав тут Сергей,у вас не получится из автомобильных сделать достойную акустику в кубиках Салтыкова.Это другое направление,и оно никак не вяжется с домашней добротной акустикой..сЕЙЧАС вот специально потратил полчаса и наскидку нашел сразу 5 вариантов добротных 10 ГД-34. 3 из них в Питере и 2 в Москве.Кто ищет,как известно-тот находит…кто не хочет или сомневается ищет причину..

  5. Сергей пишет:

    Добрый день. Помогите подружить 4омные 10гд34 и 8омные 2гд32. Не представляю как сделать кроссовер. Колонки собраны остался нюанс ..

    • Сергей пишет:

      Если, вы про точный замер АЧХ, то дистанционно это невозможно. Всё в ваших руках.
      А если про предлагаемую конструкцию, то вероятно, не внимательно читали, там всё есть.

      • Сергей пишет:

        Перечитал оригинальную статью (номер 11-1977) и никаких комментариев к изменению фильтра не увидел. Может быть в другом выпуске есть комментарии от создателя?

        • Евгений пишет:

          А зачем что-то менять? 10гд-34 – почти аналог 6гд-6…

          • Сергей пишет:

            Мужики, практически в конце статьи, ясно написано, что автор допускает замену.
            “Вместо головки 6ГД-6 в громкоговорителе можно применить без какого-либо изменения конструкции ящика головку 10ГД-34”
            Будьте внимательнее!

        • Игорь пишет:

          Где-то в последующих номерах дважды были комментарии от создателя.

  6. Сергей пишет:

    Динамики есть 10гд34 8омные, от них и пляшем. Про отсутствие изменений в конструкции при замене 6гд6 на 10гд34 я понял. Но вопрос в другом – в начале статьи перечисляются параметры системы, и сопротивление указано 4ом. 10гд34 бывают 4ом и 8ом. Могу предположить что говоря про замену автор имел ввиду 4омные 10гд34. У меня иная ситуация и как человек не сведущий я спрашиваю у более образованных и подкованных в этих вопросах людей – как изменится фильтр при установке 10гд34 8ом? Надо ли лепить L-pad(скомпенсировать разницу в чувствительности – 2гд32 90дб/10гд34 84дб) с Цобелем(увеличить импеданс у 10гд34 до 8ом) или разница в сопротивлении динамиков компенсирует разницу в чувствительности? Или вообще собрать как есть и не вникать?..

    • Сергей пишет:

      Так, вы и не указали ранее, что ваши 10ГД восьми-омные.
      Лучше, конечно, в точности следовать, его конструкции.
      Возможно, попробуйте увеличить номиналы фильтра НЧ, в 2 раза.
      Это в теории,но не факт, что будет, как было задумано автором.
      В оригинальной схеме, довольно точно подгонялось всё под 10ГД-34 4 Ом.

      • Евгений пишет:

        ИМХО, проще купить пару 10гд-34 на 4 Ом или 6гд-6… Тем более, что первые – далеко не дефицит…

  7. Сергей пишет:

    Согласен! Так, конечно, было-бы лучше.

  8. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Если я что-нибудь в чем-нибудь понимаю, как говаривал Винни-Пух, то для 8-омного динамика катушку L1 берем на 1,5 мГн, емкость С1 – 5 мкф(стандартный номинал 5,1) резистор R1 на 43-47 Ом 2 вт . Само собой, отдача 4-омной пищалы будет выше чем у басовичка, нужна гасилка на входе вч фильтра , но как оно там сложится и сколько надо в Омах- не скажу. Накрай, можно на шуме подобрать резистор, накрутив переменным резистором и потом заменив его обычным.

  9. Евгений пишет:

    Здравствуйте, есть 2 пары 10ас-225, как многие пишут, динамики можно использовать для вышеописанных «кубиков». Появилась идея использовать все имеющиеся динамики. Прочитав разные форумы появились следующие вопросы: 1)Стоит заморачиваться с «велосипедом») 2) Если ставить 2 «одинаковых» динамика в один корпус, то расчётный объем увеличиваем вдвое? 3) Как тогда изменяется настройка и объём фазоинвертора? 4) Можно ли изменить форму куба на колону(например) с таким же удвоенным объемом?

    Насчёт объема многие говорят, что в 2 раза увеличить, хотя некоторые говорят о среднем значении: сложить и разделить на 2!? Насчёт физика, люди спорят о том что две головы уменьшают резонансную частоту вдвое, а дальше бредовый тупик о 10 динамиках и инфразвуке:)) Ну и насчёт корпуса, почитав инфу, удивило, что самая неудачная в плане акустики конструкция в виде куба, ещё и без внутренней «отделки» при таком расчёте, даёт, как многие пишут хороший и музыкальный результат! Отсюда и вопрос о изменении формы на «прямоугольник» и последующей внутренней доработки..?

    Объясните пжста почему при вышеописанных размерах, внутреннний объем получился 8,5 литров, он же больше, даже если толщина дсп 20мм???

    • LDS пишет:

      1) Если только сделать как автор прописал.
      2) Не в два раза придется увеличивать, а немного меньше.
      3) Кардинально.
      4) Можно попробовать, если есть возможность снимать АЧХ.

      В одном справочнике СССР была такая инфа, что куб это ужас, а шар идеал. Если и делать, то только так как сделал автор.

      Объем получается 9,8 литров. Но, если присмотреться на разрез передней панели, мне кажется, что она из двух плит толщиной 20 мм или передняя панель утоплена. Если это так, то тогда объем равен 8,6 литра.

      • А.Р. пишет:

        Передняя панель, скорее, утоплена, так как автор говорит о 6 заготовках для ящика.

    • Евгений пишет:

      Можно сделать и на двух НЧ, подключённых последовательно. Объём увеличится меньше, чем в 2 раза, но не намного. Вообще, можно померить эквивалентный объём НЧ-головок и взять немного меньше, либо посмотреть в справочнике и взять немного меньше двойного. Это как отправная точка.

      По поводу ФИ – использование 2 НЧ-головок в 2 раза увеличивает площадь излучателя, фигурирующую в формуле по расчёту его резонансной частоты. Но это не значит, что резонансная частота ФИ сразу упадёт вдвое – она зависит ещё от многих параметров.

      Не забудьте также, что Вам придётся пересчитывать фильтры, так как у Вас сопротивление нагрузки НЧ-фильтра станет в 2 раза больше, а в цепи ВЧ-головки нужно будет заменить резистор, так как отдача на НЧ у Вас вырастет и для уравнивания чувствительности 2-х НЧ и одной ВЧ-головки нужен будет резистор меньшего номинала. Это минимальные прикидки для размышления.

      • Евгений пишет:

        Сперва хотел не просто 2 нч, но и 2 вч в каждый короб загнать, насчёт фильтров вообще думал не заморачиваться и оставить родные от 10ас, при том по два фильтра в каждый короб на каждую пару) и тупо запаралелить на входе… Сейчас уже перелопатил кучу инфы и ухожу в другой лес;) Объем там действительно примерно 8,5, помимо того что утоплена стенка, ещё и сам нч с фи вытесняют около литра объема… Идеальным объемом с максимально ровной АЧХ для +- таких динамиков, по крайней мере для 25гдн-3-4 будет примерно 16,5 литров…, но тут автор получил что то вроде «золотого сечения» при чем очень близко для расчета как бумбокса… Как позже отметит А.Петров такое отношение объема и параметров ФИ практически не критично к смене всех подобных по размеру и параметрам НЧ динамиков, они все заиграют в этом корпусе;) Ну а я решил делать каплевидный корпус по работе и расчетам громкоговорителя Петрова, там и динамик он такой же использовал и конструкция совершенней… конечно с искривлением двп чувствую придётся изрядно попотеть! В остальном понял, что не так уж и тяжело все считается в программах и онлайн калькуляторах и по корпусу и по фи и по фильтрам, правда по последним ещё много вопросов: таких как где брать новые катушки, какие конденсаторы лучше( советские или которые сейчас продают и как они влияют на звук) и как блин вообще схему переделать без печатной платы, просто на доске заколхозить проводами элементы… ну главное это начать;)

        • Евгений пишет:

          *как бумбокса, имею ввиду следующее: на одном сайте нашел калькулятор, и там после ввода параметров динамика предлагаются варианты расчета: с макс ровной ачх, под зя, усиление баса на заданной частоте, баттерворд, бумбокс и др.. Так вот если выбрать бумбокс, то программа показывает объем 9л, dФИ ~30мм, LФИ ~60мм, что практически авторский расчет, почему такое название не знаю, видимо самый «музыкальный» варик)

  10. Николай пишет:

    Ходят упорные слухи, что технология изготовления советских динамиков была заимствована у немцев, при захвате заводов в оккупированных странах. Несмотря на это, находились тем не менее халтурщики, которые не могли соблюсти задокументированный технологический процесс… Немало динамиков вскрытых мной по причине дефектности имели внутри грубые ошибки изготовления – витки “внавал”, либо капли клея, болтающиеся внутри зазора. Бывали случаи, что сбивалась центровка магнита. Но чтобы на клее экономили – это нонсенс, господа.

    Кстати, кто слушал ноэмовские новоделы? С виду вроде казисты, а качество?

    • Константин пишет:

      Только 35гдн62 нормальный басовик с аллергией на ЗЯ.
      И может эстрадники на Шириках но это “такое себе”.

Добавить комментарий для Александр Ростов-на-Дону Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *