20 ГДН-1-8 (10 ГД-30Е-32)

Изготовитель: Бердский радиозавод

Назначение и применение: для установки в закрытые АС второй группы сложности и работы в помещениях.

10гд30е ldsound_ru (2)

Технические характеристики:

Эффективный рабочий диапазон частот: 25 – 5000 Гц
Неравномерность АЧХ: 14 дБ
Чувствительность: 86 дБ
Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом
Частота основного резонанса: 25 Гц
Номинальная мощность: 10 Вт
Долговременная мощность 20 Вт
Полная добротность: 1,0
Эквивалентный обьём: 60 л
Размер: 200х200х97 мм
Вес: 2,1 кг
10гд30е ldsound_ru (1)
10гд30е32 ldsound.ru (1)

Описание:

Низкочастотный динамик с неэкранированной магнитной цепью. Круглый. Корзина изготовлена из алюминиевого сплава под давлением. Магнит кобальтовый.

10гд30е ldsound_ru (4)

Магнитная система:

  1. керновой магнит марки М28РА180, размером 110х45х16 мм;
  2. керн диаметром: 39,8 мм;
  3. верхний фланец диаметром: 42,8 мм;
  4. высота воздушного зазора: 7 мм;
  5. радиальная ширина воздушного зазора: 1,46 мм;
  6. индукция в зазоре: 1,46 Тл.

10гд30е ldsound_ru (5)

10гд30е32 ldsound.ru (2)

Подвижная система:

  1. звуковая катушка намотана проводом марки ПЭТВ-1 диаметром 0,2 мм. Намотка двухслойная, общее число витков 93, в первом слое 48 витков, во втором 45.  Высота намотки 11,3 мм, оммическое сопротивление 7 Ом. Каркас ЗК изготовлен из бумаги марки К-120Н толщиной 0,12 мм. Высота катушки 23,8 мм, её внутренний диаметр 40,3 мм, внешний, вместе с намоткой – 41,8 мм;
  2. диффузор конической формы с криволинейной образующей из бумажной массы с пропиткой.
  3. подвес тороидальной формы из резины.
  4. центрирующая шайба из ткани с пропиткой.
  5. колпачок сферической формы с отверстием в центре из ткани или полностью из ткани.

10гд30е ldsound_ru (3)

10гд30е32 ldsound.ru (3)


10 ГД-30:


10 ГД-30А:


10 ГД-30Е-32:

Тема на форуме по 10 ГД-30

97 комментариев: 20 ГДН-1-8 (10 ГД-30Е-32)

  1. Вячеслав пишет:

    Так и хочется задать вопрос неужели 25 ГДН мощнее 20 ГДН. По описанию у 25 ГДН все размеры аналогичны 35 гдн разница в количестве витков на катушке 93 против 117 и ее высоте, толщина провода меньше 0,2 против 0,224? И еще возможна ли совместимость скажем заменить 35 ГДН на 20 ГДН так как 8-ми омный аналог проще найти в 10МАС.

    • LDS пишет:

      20гдн и 25гдн какой модели?

    • Владимир пишет:

      Вы товарищ что то все перемешали, 20ГДН-1-8 и 35ГДН-1-8 похожи лишь размерами, определяющими параметрами для увлечения номинальной мощности явились не только количество витков, но и диаметр провода, жесткость ЦШ, подвеса, диффузора… А так, 20ГДН-1-8 выдержит и больше 20 ватт, вопрос лишь в том, что он начнет давать искажения, думаю этим его и ограничили в номинальной мощности! А вместо 35ГДН-1-8 он вряд ли подойдет, уж больно они разные!
      А 25ГДН вообще других размеров, не зависимо от следующих цифр будь то 25ГДН-1-4 или 25ГДН-3-8.

  2. Вячеслав пишет:

    Которые стоят в s30

  3. Вячеслав пишет:

    Это какойто ГДС получается почему не назвали 20 ГДС, а потому скорее всего что уже есть 20 ГДС. Вот если сравнить 20 ГДС с 25 ГДН то увидим опять что все размеры также аналогичны друг другу разница в количестве витков на катушке 93 против 117 и ее высоте, толщина провода меньше 0,2 против 0,224 как и у 20 ГДН с 35 ГДН? Это что какието уменьшенные клоны? Кстати вот смотрю на фотографию на 10ГД-30 написано написано 25-5000 ГЦ (понятно что назаборе тоже написано….), почему бы не напиать что это динамик 20 ГДСУ с утежеленной подвижной системой чтобы не путаться с маркировками и названиями и еще можно сделать вариант на 16 Ом. красиво бы смотрелись трехполосники s50 и веговские 25АС всякие разве немного повыше были. Как раз раздумываю S50 перенести в другие корпуса и попробовать такой вариант не специалист, но чисто для любопытства, но вот как раз упираешься в 8Ом, значит надо чтото с фильтрами делать, интересно ктото пробовал или нет, 20 ГДС что то слабоваты в плане среднечастотников.

    • Станислав пишет:

      Алдошина Бытовая Электроакустическая Аппаратура. Справочник. Найдите ТАМ нормальные характеристики этих трех динов-все вопросы отпадут.
      10ГД30 утяжелили, умощнили -получилось 25гд26 (с более низким КПД). А 10гд34 сюда не вмешивайте-это уже динамик с другим диаметром, как диффузора, так и звуковой катушки.

  4. Вячеслав пишет:

    Думаю лишняя писанина, но чуть позже после вышенаписанного заметил коечто насчет 20 ГДС, в s50 минимальное омическое значение сопротивления колонок 7,5 Ом потому что 20ГДС тут 16 омные, а вегавских колонках 6,4 видимо среднечастотники 8-ми омные. Вот тут как раз есть возможность взаимной замены 20ГДС на 20ГДН без переделки фильтров, но вот будет ли практическая польза? Кто знает.

  5. LDS пишет:

    С динамиками ….ГДС не стал бы связываться. В совке нормальных динамиков мало, кто-то скажет, что их совсем нет.

  6. Антон пишет:

    очень трудно отцентровать катушку дифузора чтоб не касалась магнита .

    • Станислав пишет:

      Так это нормально-там зазор не сильно большой-вот и получается-чуть передвинул-опять слипся, только другим краем.

  7. Антон пишет:

    у меня такой . магнит касается катушки ,и отклеился от задней крышки .

    • ВК Колонки динамики пишет:

      Последовательность действий:
      -крышку заднюю открутите (3 винта)
      -магнит приклейте на старое место
      -снимите пылезащитный колпак
      -вставьте кусок картона для центровки
      -потихоньку вращайте магнитную систему пока картон не станет свободно двигаться в зазоре
      -затяните винты

      Конечно для таких манипуляций нужна определённая сноровка, но в общем то ничего сложного..
      Хуже уже всё равно не сделаете :-)

  8. Владимир пишет:

    После разборки-сборки магнитной системы, на кобальте в большей степени, ее нужно намагнитить. Так же в описании указана индукция 1,46Тл, это не правдивые данные 0,95 там.

    • Станислав пишет:

      Указываете правдивые данные после намагничивания? Или сняли показания у неизвестного образца?
      В наличии 4 таких дина с Кобальтовыми магнитами. 3 из них не копанные. Из последних трех -два магнита явно слабее одного. Еще есть с ферритовым. И он, как не странно соответствует двум “слабым” кобальтовым по “силе” (на подвижке). Может быть тот единственный и неповторимый “сильный” кобальтовый и имеет те самые заявленные 1.46 Тл?!

  9. павел пишет:

    подскажите начинающему отличие 10ГД-30Б от 35 гдн

  10. triton102 пишет:

    Интересно, а можно за менить 10ГД-30 на 35ГДН-1-8 в Электронике 25АС-128? Нужно ли будет дорабатывать фильтры?

    • Экспериментатор пишет:

      10гд30б при перемотке на катушку 4ом от 25гд26(35гдн1) в оформлении вега 25 ас 109- 2. с заменой на них каркаса на алюминий (пивная банка). С применением штатного фильтра от 35ас 018 и заменой сч на 4гд53. Даёт вполне заметное улучшение звука. А если туда как вч 6гд11 приделать, то вообще хорошо в разумных пределах конечно.

    • Евгений пишет:

      Нужно заменить, так как в 25ас-128 штатно должен стоять 35гдн-1-8

  11. Дмитрий пишет:

    Здравствуйте, а можно в колонку Б1-01 вместо одного 20 ГДН-1-8 поставить 35 ГДН-1-8 из колонки 25ас-328 и там и там 8-ом

    • Евгений пишет:

      Это разные головки, несмотря на то, что похожие внешне….

    • Alik пишет:

      Можно,правда возможно будут немного по разному играть,но можно смело ставить)

    • Леонид пишет:

      По частоте характеристики одинаковые, думаю можно фильтра не трогать. А усилитель можно подключить более мощный.

  12. Андрей пишет:

    Можно.

  13. Александр пишет:

    Непонятно, в описании написано:
    Эффективный рабочий диапазон частот: 63 – 5000 Гц.
    А на одной из ваших фото,на шильдике динамика написано 25-5000 Гц.
    В Чем подвох.???

    • Андрей пишет:

      Это самый настоящий 10гд-30 как был задуман конструкторами с резонансной около 25гц и каучуковым подвесом. Потом пошли варианты с буквами Е на резине и Б с ферритовым магнитом

    • Чалов Денис пишет:

      25 герц он не играет. Даже в ящике 50 литров – 40 герц по уровню -5-6 дБ. У меня был именно такой, с синей наклейкой, Fрез 25 Гц.

      • Андрей С пишет:

        В Радио 1980г №3 стр43 описана ас на 10гд30е-32 (автор Голунчиков) Примерно в 35литрах заявлена АЧХ с неравномерностью 6дб от 25гц. Имел дело с этими АС, басили весьма солидно без бубнёжа, глубже чем 50ас-106. По просьбе хозяина акустики, 10гд30е-32 (с резонансной 26 и 28гц с синей этикеткой)были заменены на 35гдн1-8 бас стал слабже как у 50ас-106. Причина замены: для Кумир-001с слабоваты были да и блестящие пятаки на 35гдн1-8 в моде были.

        • Чалов Денис пишет:

          Делал и такие АС, как раз в них 25ГД-26 играли глубже. Ну, значит такие 10ГД-30 мне попались. 74 гв. Убил я их тогда жестко… Только учился

          • Андрей С пишет:

            С 25ГД-26 мало дел имел, вот 25ГД-26Б та ещё лотерея, из десятка-двух попадались с разбросом добротности Qts 0,32-0,71 и резонансной 33-41гц.Да и 10ГД-30Е 1976года лежит с Qts-0,82 и 41гц резонансной (ни рыба не мясо). 25ГД-26 на кобальте попадался с рыжим пыльником, подвес очень мягкий был

  14. VasKart пишет:

    Большое спасибо за информацию))

  15. Алеесандр пишет:

    Можно поставить в колонку 25 ГДН-3-4 на середину а 10ГД-З0Е на нч

  16. Артем пишет:

    Сегодня возьму динамик 10гд30е и сравню с 25гд-26 и 26б. Скажу что у 10гд30е нежные подвесы мне в мас 10 очень нравится. Думаю переделать в мас 10 3гд31 убрать и поставить другой, в одной был рваный поменял на 3гд от с30, звук приятнее. 10гд30е использовал в сч звене в самодельной эстраде, играли супер. Голос ведущего слышно хорошо, чётко. музыка понятная и громкая, в своей мощностной характеристики считаю их удачными. Интересно их опробовать в 106х вегах как нч, до 20Вт.

    • Чалов Денис пишет:

      Там зазор в магнитной системе узковат, они действительно середину недурно играют, а вот с басами у них не очень.

  17. Дмитрий пишет:

    Подскажите, они действительно до 5000гц чешут, или один нолик лишний?

  18. Андрей С пишет:

    Насколько я понимаю 10гд30е-32 в 76году унифицировали корзинами с выпуском 25гд-26. Есть 10гд30е-32 75года со старой и 10гд30е-32 76года с “новой” корзиной

  19. Олег пишет:

    У меня 10ГД-30 (в 10МАС-1 <ердского завода выпуска 1972 года) четко работают и ниже 14 Гц. Как проверить? Ступенчатым фильтром предусилителя-коммутатора <14Гц; <50Гц; 9кГц<; 15кГц<. При включение первого фильтра разница звучания вполне ощутима.
    Все остальные модификации 10ГД-30 меня как-то мало интересуют. Первый 10ГД-30 стоил 30(35?)руб. Последние с ферритовым магнитом 10(?) руб. (промежуточные модели 15 руб.) Конечно будет разница в звучании при такой-то цене!

    • Марков Николай пишет:

      14 Гц он не воспроизводит. При подаче 14 Гц Вы услышите, скорее всего, 42 Гц
      (третью гармонику). Срезаете 14 Гц – уменьшаете амплитуду и 42 Гц тоже уменьшается.)

    • Станислав пишет:

      Какой необычный способ проверки:). То, что динамик четко болтается на частоте 14 Гц, не означает, что он эту частоту воспроизводит. 10гд30 может “четко работать” и на 5 Гц. Как и другие НЧ динамики с большим ходом и мягким подвесом.

  20. Ano†her Mσoη пишет:

    Если два таких в один ЗЯ на 120 л. поставить, всё будет нормально?

    • Алексей Климов пишет:

      Вполне, можно даже взять объём чуть поменьше – около 90-100 л.

    • Андрей С пишет:

      У меня пара 10гд-30е-32 стоят в 51л. в закрытом ящике. Микрофон показывает 35гц с завалом -6дб относительно 100гц. Басят чуть слабже чем 35ас-018, но мощнее чем 50ас-106. Чувствительность АС под 90дб не требует мощного усилителя.

      • Станислав пишет:

        Вы их попробуйте последовательно включить и послушать. Ну и что, что 16 Ом будет, зато низ добавится.

        • Vip Kit пишет:

          Низ добавится, при параллельном включении НЧ динамиков.
          При последовательном – наоборот, басов меньше и играют тише.
          Ещё номинал катушки индуктивности нужно, для 16 Ом, в два раза увеличить, а номиналы конденсатора и резисторов в два раза уменьшить.

        • Марков Николай пишет:

          АЧХ при изменении подключения с параллельного на последовательное изменится, поскольку сопротивление одного динамика будет мешать усилителю демпфировать колебания другого. Конечно, динамики связаны и акустически, но считать их одним целым, особенно при разбросе резонансных частот, стрёмно. По теории, добротность, отдача и бубнёж могут вырасти. При параллельном подключении УМ разбирается с каждым дином по отдельности по мере имеющегося у него низкого выходного сопротивления и мешающего сопротивления фильтра (при наличии). Чувствительность, ессно, разная, и АС надо всю делать под другое сопротивление.

  21. сер пишет:

    У меня 35гдн-1с 30 литров ас 3 полосы с фаоинвертором диаметром 70мм длиной 160мм разделенный пополам перегородкой и играет обалденно на низах особенно оч нравится луче чем 35ас-1

  22. Дмитрий пишет:

    Добрый день всем хорошим людям!
    Попал ко мне динамик.
    По маркировке – 10ГД30Е. Дата выпуска – февраль 1983г.
    Но смущает 2 вещи: ферритовый магнит и отсутствие сеточки на колпачке.
    Внешне динамик ничем особым не отличается. Ну, разве что клея из-под подвеса выперло. Но это скорее норма для того времени.
    Очень сомневаюсь, что кто-то взял корзину от от динамика типа Б и поставил на него букву Е, или что переклеивали магнит. Слишком большой геморрой.

    В связи с этим вопрос: есть ли у кого сведения, что поздние 10ГД30Е выпускали с ферритовым магнитом? И если да, то в чём тогда отличие у такого динамика от 10ГД30Б?

    • LDS пишет:

      Доброго!
      Пришлите фото пожалуйста.
      Отличия? Это как с 4А-32 есть на кобальте, есть на феррите. В интернете есть даже ролик сравнения, где кобальт выигрывает.

  23. Дмитрий пишет:

    Вот фото этого динамика

    • LDS пишет:

      Получается, что делали их и на феррите. Скорее всего это последние выпуски динамиков.

      • Евгений пишет:

        Может, на заводе штамп случайно неправильный поставили на 10ГД-30Б?

        • Дмитрий пишет:

          Да вроде где-то промелькнуло, что поздние динамики действительно шли с ферритом.
          Но корзина уже явно другая. И в чём тогда разница с Б?
          Пока найти не удалось.
          Динамик неплохо работает вроде бы. Но без акустического оформления особенно не нагружал. У меня вообще ощущение, что он с хранения, только с какого-то неудачного. Нигде на корзине ни следов, ни царапин от крепежа. Какой-то слишком новый, только колпачок помятый, и резина пыльная.

          • Константин пишет:

            Фото №1 с верху это корзина старого образца и альнико.
            Фото №3 с верху это корзина нового образца с альнико
            Представленная Дмитрием фотография действительно 10гд30Е.
            Это корзина нового образца на ферите и с катушкой на бумажной гильзе с проводом от 10гд30Б.
            Вся суть этого динамика заменить вышедший из строя 10гд30е в акустических системах при постгарантийном ремонте. В мастерских такие лежали блоками по 10шт на деревянных палетах перевязанные “плоским шпагатом”.
            Это не ошибка маркировщика. Это классические “брюки превращаются”.

  24. Мonster9000 пишет:

    Есть две колонки 25ас-2 , в одной 10гд-30е ,в другой 35 ГДН-1-4 (25 ГД-26Б)
    Правда без буквы Б
    первый 8 ом второй 4 ,какому лучше пару подобрать?
    или как понять 4-8 Ом?

  25. Аудиостроитель пишет:

    Там 4Ома. 8 – последняя цифра ГОСТа.

  26. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Поправьте мой склероз, если что не так. По памяти, был такой 10ГД-30Е, с кобальт-керновым магнитом и каучуковым подвесом ЖЕЛТОГО ЦВЕТА. Динамик по всем Тил-Смоллам прекрасно подходил в предназначенный ему ящик от 10МАС. Это уже позже заводские изобретаторы сэкономили на всем и родили эти чучела на феррите. Которые играли так, как склалось, а не так, как Мастер задумал.

    • Евгений пишет:

      Скорее просто 10ГД-30 ещё без букв. Нашёл такие в 10МАС-1 1973 года рождения. Подвес с лица чёрный, с унутренней (с) стороны – коричнево-жёлтый какой-то… До сих пор мягкий и нежный, кстати…

  27. Семён пишет:

    “индукция в зазоре: 1,46 Тл.” Как такое может быть?! Это просто сказка какая-то! (с)
    Кто в курсе на счёт долговечности магнитов в 10ГД-30Е? Слышал от одного совсем не глупого товарисча, что со временем индукция падает и очень сильно. Он же сказал, что разбирать магнитную систему с керновым магнитом категорически нельзя.
    Вопрос не праздный. Именно 10 ГД-30Е мне ооочень нравятся, Они такие мягкие!)) Есть возможность купить за недорого пару таких динамиков, но терзают меня смутные сомнения, что за эти годы магнтики превратились просто в кусок железа..

    • Сергей Гудков пишет:

      ну так проверяйте при покупке, есть несколько способов – подать звук от УНЧ, подключить портативный генератор, плеер, смартфон, просто батарейку, можно закоротить выводы и подвигать диффузор, должен двигаться чуть труднее. Если магнитную систему не разбирали и не нагревали (что маловероятно), то от времени магнит такой мощности сам не размагнитится. Авиапривод на алнико работает с 70х годов

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      1, 46 Тл не проблема для кобальтового магнита. Неодим позволяет получить в зазоре и больше, до 2,5 Тл, но магнитопровод входит в насыщение и нужен более подходящий сплав, пермендюр. Он хрупкий, тяжело обрабатывается.
      Так что, сказки- наша реальность.Всё возможно.

  28. Сергей Гудков пишет:

    а нет действительно керновый магнит, извиняюсь, сталь только сверху http://ldsound.ru/wp-content/uploads/2019/03/comment-27098.jpg тогда ферритовый должен быть мощнее
    всё равно не понимаю как магнит такой формы может иметь размеры “110х45х16 мм” он же цилиндрический?

  29. Александр. звукотехник пишет:

    Прочёл вышеизложенные темы. Словоблудие. 10ГД-30Е динамик компрессионного типа. Фазоинвертор и мотыляние диффузора не применимы!Правильно 10ГД-30Е работает в герметичном корпусе. После утапливания диффузор выходит из чрева АС в течение 5 секунд!Только тогда будет конкретный БАС. Мотыляние диффузора не даст заряженную мощность звука и растреплет шины вплоть до разрыва. Будет хрип сначала.
    Radiotehnika У-101 где 20Вт на 4 Ом оптимальный вариант. Кстати импеданс у 10ГД-30Е 6Ом а не 8.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Не все так категорично, как пишете. Басовик в ЗЯ со снижением частоты может выйти за пределы допустимого смещения диффузора, с запасом его у 10ГД-30 негусто. Про это ещё Александр Петрович Сырицо рассказал в Радио за 1979 год , в статье про радиолюбительский комплекс.
      Фазоинвертор наоборот демпфирует болтанку диффузора, но в ограниченной полосе частот. Ниже болтанка резко усиливается. Все советы снабжать усилитель, работающий на инвертор, отрезным фильтром ниже 40гц, прошли мимо ушей. Проще сказки рассказать про плохое оформление ФИ.И этот сказочник не я.

    • Евгений пишет:

      6 с копейками Ом у него активное сопротивление, которое Вы измеряете тестером, на частоте 0 Гц. А импеданс – таки 8 Ом, как на нём написано, так как он измеряется на частоте, отличной от 0 Гц.

  30. Александр. звукотехник пишет:

    Колонки 10МАС-1 многие заводы выпускали. И БРЗ для ВЕГИ и для МК РОСТОВ и для МК ЮПИТЕР. На мой слух и взгляд лучшими были изделия Таллинского з-да PUNANE RETсо съёмной передней панелью. Да и объёмом они были ёмче!

  31. Назар пишет:

    Есть ли график ачх на этот динамик или он аналогичен 10гд30б? Правду сказать, именно “б” ни разу и не слышал. Во всех 10 МАС, которые проходили через мои руки ( несколько пар разных годов) всегда были именно “е”. А вот в сравнении с 35 гдн он (е) играет немного мягче по низам и шире в сторону высоких частот, то есть, там где 35 гдн тарелочки не воспроизводит, то 10гд30е их ещё играет немного. Но это все субъективно и на слух. Вот если б график глянуть…

  32. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Хотел заняться, загнали в будку. Ковид на жительство по всей физиономии))))

  33. KSV пишет:

    В продолжение обсуждений в теме из ветки “2-х полосная АС по мотивам кубиков Салтыкова”
    http://ldsound.ru/2-x-polosnaya-as-po-motivam-kubikov-saltykova/comment-page-1/#comment-48723
    Есть у меня бердские 10ГД-30Е на кобальте с резиновым (увы) подвесом и 10ГД-30Б с ферритом. Первые очень НЕплохи, а вот с ферритом очень ПЛОХИ.
    Надеюсь, результат вызовет интерес и поможет понять “как и почему”.
    Первый график – кобальт, второй – феррит. В ящиках разного объема, ФИ и ЗЯ. Насколько помню, 18 литров – штатный объем 10МАС, 32 литра – мой измерительный ящик, T-S параметры сняты с ним программой LIMP.
    10ГД-30Е в ящике ФИ выдаст честные (по -3 дБ) 31 Гц, реальные (по – 6 дБ) 27 Гц и рекламные (по -12 дБ) 21 Гц! Однако! Делали бы для баса нормальные ящики, но… тогда это были бы не Мас, а народ требовал маленьких, но басовитых, чтобы легко таскать с собой по вечеринкам. И есть сомнения, что это будет хорошо – рабочий ход диффузора невелик и не знаю что выйдет на практике, да и 30 Гц в квартире не нужны. Но зато весь бас “в полку” (по симулятору).
    А теперь что будет в “родном” ящике. Удивительно, но АЧХ ЗЯ и ФИ в этом объеме почти одинакова, преимущество ФИ = 2 дБ (при условии точной настройки ФИ). А импульсные характеристики у ЗЯ, конечно, лучше. Вот отсюда рекомендации не делать ФИ (для такого объема – разумно). Видно, что увеличение объема до 32 литров ничего не дает в ЗЯ.
    Делаю вывод. Удачный динамик хорошо работает в ЗЯ 18 литров. Честных 60 Гц (а все думали, что 20 или на худой конец 30), реальных 45Гц – отлично, а рекламных аж 30 Гц (но в музыке их слышно вряд ли будет). Итак, ура кобальту.
    Но долой всё старое и прогнившее. Дорогу инновации, лапшинаушизации, рацилизации, экономизации, даёшь феррит! Не знаю, может мне так “повезло” но у двух добротность более 1, вот единственный “лучший” 10ГД-30Б. Предполагаю, что виноват слабый мотор (магнит, зазор и пр.) ибо подвесы и размягчал, и менял,но без толку.
    Видим оптимальный объем аж 75 литров. Думаю, не годится такой ящик для такого динамика. Можно поиграть с объемом ФИ и длинной трубы, но не буду. При этом АЧХ несколько бубнящая и кривая. Но честных 32 Гц. Интересно, что остальные варианты снова почти сливаются. В ЗЯ 18 литров имеем вполне допустимую добротность =1, но честных уже 70 Гц, реальных (еще слышимых в музыке) под 60 Гц, а реальных 40 Гц. В принципе, терпимо, но куда хуже устаревшего кобальта. Динамики с добротностью 1 и более будут гораздо хуже, хотя можно их настроить на “мясо”.
    Выводы делаю на основании измерений 5-ти штук, тут может быть случайность, поэтому это просто информация.
    P.S. Без измерений было бы гадание на кофейной гуще, непредсказуемый результат, а главное – неизвестно какой ящик пилить.

    • KSV пишет:

      Приложилась только одна картинка и та вторая – феррит.
      Здесь выложу первую – кобальт 10ГД30Е.

  34. Коля пишет:

    Простите, повторите а какая Qts у Вашего 10ГД30Е? И Vas?

    • KSV пишет:

      Уважаемый Коля.
      Все три T-S параметра отлично видны, если щелкнуть по картинке – она увеличивается. Попробуйте – только так можно всё разглядеть.
      Qts=0.44 Vas=42 Fs=33.6
      P.S. Получается, что 18 литров выбраны с учетом разброса параметров динамиков, что и требуется для промышленной техники. Получается средне-удовлетворительно. Но увеличив объем ящика и настроив ФИ можно получить намного лучший результат. На производстве этого никто делать не будет, но вот мы – можем.
      По небольшому личному опыту, настройка ФИ весьма заметно влияет на бас.

  35. Коля пишет:

    Не знаю как Вы мерили Qts. Я измерял 12 штук и у всех 10ГД30Е была величина 0,6 1 шт., остальные от 0,7 до 1,0. Было это в далеком 1983 году. Т.е., динамики были сравнительно свежие. 0,44 даже в мечтах не было. Я измерял добротность по ГОСТ. Люблю, знаете ли, правильные измерения. Резонансы в районе 1 -30 Гц, остальные 32-33 Гц. Vas от 65 до 70 л. С таким характеристиками проходило оформление только ЗЯ с ватой. Частота в корпусе – около 70 – 75 Гц. Других динамиков не было, а МАС были нужны, причем дешевые и простые. Сейчас – это анахронизм. Но тогда 10МАС были в хите и быстро расходились, в основном из-за малых габаритов, стоимости и способности громко бумкать.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Дело за малым, связать условия измерений добротности с ачх по давлению, полученными в расчетном оформлении. Тогда ясно станет, кто надул с добротностью, чья методика. В бытность работы в лаборатории, когда полдня уходило на замеры и расчеты параметров динамика, а на следующий день цифры не совпадали с прежними замерами, переход на прямые измерения микрофоном по ачх позволили упростить и ускорить постройку басового оформления. Чем и занимаюсь сегодня.
      Всякие умные программы , вываливающие мешок Т-С параметров с жуткой точностью, иногда выдают забавные цифирки, мало похожие на жизнь.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Добавлю, что Колиным словам про реальную добротность 0,6 у 10ГД-30 поверю больше, так как сам свидетель измеренных ачх 10МАС-1, там явно высокодобротный дин засунули в тесный ящик со всеми вытекающими.

        • KSV пишет:

          Вера – это дело такое – “я верую и на измерения и доказательства наплевать”, “другое мнение – ересь”.
          Я сразу и ясно написал, что у меня пара динамиков на кобальте и тройка динамиков на феррите. Параметры у пары – отличные, у тройки – дрянь.
          Измерениями занимаюсь не первый год, хорошо представляю что это такое, а также то, что ТОЧНО измерить на практике невозможно.
          Считаю, что из двух существующих методик – с грузом и с измерительным ящиком, последняя более точная и правильная. Хотя для меня держать в квартире здоровенный ящик только для того чтобы что-то когда-нибудь измерить – проблема.
          Проблема и подключать разные динамики (диаметры и посадочные места) с обеспечением хоть какой-то герметичности. Поэтому опять-таки полную точность получить нельзя. Тем не менее я считаю, что мои измерения достаточно достоверны, практика подтверждает это.
          Относительно результатов Коли – ни слова о самих динамиках, о том кто и как проводил измерения.
          Поэтому я верю его цифрам менее, чем он моим.
          У ферритов я заменил подвесы на тряпичные. Заказывал у Петра Зодниева. Увы, это не помогло. Думаю, проблема высокой добротности в “моторе”. Поскольку вряд ли зазор увеличен (хотя всё может быть), скорее магниты фиговые поставили. “Третий сорт – не брак”.
          Повторяю, для меня цель – скорее исследования, чем жажда практической выгоды. Но по примеру своей трехполоски в которой я опробовал много нестандартных приёмов и решений, из отобранных советских дешевых и распространенных динамиков, можно получить неплохой результат (отчетливо вижу, что выше головы не прыгнешь).
          Поэтому смешат восторги по поводу “кубиков Салтыкова”, очаровательного звука от 3ГД-38Е (ночью налил в ту ветку немного яда), превосходного “тонального, а скорее анального баланса” от Ы-30 (какой может быть баланс с никудышней серединой). По поводу последних один человек настойчиво, аргументированно и терпеливо у Клячина доказывал, что звук – дрянь. В ответ он получил бездоказательную травлю, с главным аргументом – “нас большинство”, а затем, несмотря на провозглашаемую “свободу слова и свободу мнений”, был молча забанен.
          По поводу измерений моих 10ГД-30.
          У кобальта 0,44 и 0,49. У феррита 0,95 и 0,78 и 1,11.
          Понимаю, что должно быть или 0,6 или никак, но имеем то что имеем.

          • Коля пишет:

            “Относительно результатов Коли – ни слова о самих динамиках, о том кто и как проводил измерения.”
            В тексте прописано 10ГД30Е, измерение по ГОСТ. Вы видимо не знаете, что есть ГОСТ 16122-87 (с изменениями) п.4.2.7. Добротность головки громкоговорителя электродинамического типа без акустического оформления или в закрытом ящике.
            10ГД30Е – с магнитной системой с “кобальтовым” магнитом.
            10ГД30В – с магнитной системой с ферритовым магнитом.

          • Andreez пишет:

            Измерял только 2 штуки, 1973 года издания, на кобальте
            (пресловутый Limp)
            №1 Qts = 0.52/Fs = 33.8/Vas = 43.7
            №2 Qts = 0.55/Fs = 37/Vas = 41.5

            • Коля пишет:

              Они наверное как вино улучшаются во времени. Или в консерватории что-то не то?

        • KSV пишет:

          Александр Сергеевич! Что скажете?

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Скажу. что у меня нет такого хорошего динамика. До сих пор. Всякие Сканспики не в счёт.

          • Аудиостроитель пишет:

            Откуда такой красивый импеданс?

  36. Александр Лукин пишет:

    Я, так же пользуюсь Limp-ом, для измерения ТС параметров. Нареканий по точности измерений не возникало. Меряю методом добавочной массы, используя шарики из “герлена” и электронные ювелирные весы. АС, рассчитанные и изготовленные на основе этих измерений, всегда показывают прогнозируемый результат.
    KSV, Вам попалась удачная пара динамиков! Разброс параметров, и у фирменных голов встречается. Буквально, пару часов назад, закончил мерить отнюдь не дешевые ETON 7-360, так из четырех штук, у пары сошлись параметры а вторая пара-просто жуть: полная добротность у одного 0,77, а у другого 0,46. В паспортные данные не попал ни один из четверки, хотя первая пара где-то рядом.
    Электрическая добротность имеет решающее значение. Слабый “мотор”- низкая чувствительность, отсутствие контроля подвижной системы.. Подвес, здесь, как бы с краю:) По поводу кубиков-не соглашусь. Если слушать музыку, а не вслушиваться в звуки, то эти ас звучат очень дружелюбно, не вызывая ни малейшего отторжения. Может и не блещут сверх звуковым разрешением, но точно не дрянь.

    • KSV пишет:

      Александр! (самое популярное имя аудиофила – случайность?)
      Делал я разные грузы, в том числе и полоски герлена. Не хотелось мастерить здоровенный ящик.
      Чем мне это не понравилось.
      – Грузы должны быть достаточно тяжелыми чтобы сильно сместить резонанс динамика.
      – Держатся они плохо.
      – Динамик должен быть только на столе магнитом вниз – неудобно и нехорошо, разница между магнитом вниз и нормальным магнитом вбок – весьма заметна.
      – Герлен или что-то еще если хорошо прилип, то плохо отдирается, вместе с бумагой диффузора и т. д.
      Дарю совет – я использовал в теле пластилина или герлена маленькие, но мощные магниты с обеих сторон от диффузора, они хорошо фиксируют груз (не ставить слишком близко к керну).

      “Слабый “мотор”… Подвес, здесь, как бы с краю:) ”
      Понимаю, но хочется надеяться на лучшее – авось. И непонятно почему ферриты слабо магнитят – по книжкам всё хорошо. Брак?
      Спасибо.
      ***
      “По поводу кубиков-не соглашусь. Если слушать музыку, а не вслушиваться в звуки, то эти ас звучат очень дружелюбно”
      А здесь я не соглашусь. Я оцениваю качество не по звукам, а по критерию “хочу слушать и слушать”, “хочу сделать еще громче”. Их слушать мне не хотелось.
      Хорошо помню, как ко мне пришёл мой личный Гуру (я его звал “Золотое ухо” и восторгался им – ему надо для оценки и вывода несколько секунд, а мне для тех же выводов надо слушать по 5…10 минут. И это не дома у меня, а на выставке Hi-End, любопытно что мнения всегда совпадали). Так вот я включил эти “кубики” и не назойливо спросил его мнение. Он ТАК НА МЕНЯ ПОСМОТРЕЛ, что я осёкся и вырубил эти кубики.
      Понимаю, у каждого свой вкус, просто это не моё.

  37. KSV пишет:

    Тема на форуме и фото с измерениями: https://ldsound.club/index.php?threads/20-gdn-1-8-10-gd-30e-32.397/#post-10702

  38. Андрей Кравцов пишет:

    Чёт я разошёлся, и мне корпуса от 10МАС показалось мало, да и материал появился. Прикинул по размерам, и получается, что у меня внутреннего объёма будет, если учесть бокс средника и тому подобное, то где-то литров 27. Для 10ГД-30е этого хватит?

  39. Коля пишет:

    Сложно сказать. Я бы доделал в этих корпусах. А материал бы приберег.
    Знаете, есть хорошее правило. Не оставлять недоделок. Тем более, что 27 л – это ни то, ни се. Лучше достаньте ещё 10гд30 и сделаете что-нибудь ещё.
    Насколько я понял, для Вас это первый серьезный проект “по правилам”. Так это очень хороший материал для обучения. Изначально, колонки 10МАС спроектированы странно. Очень неплохой проект. При малых габаритах (для имеющихся динамиков) создали корпус, который не очень сильно гудит (речь только о габаритах). Неважная даже провальная средняя часть. Но это связано с увеличением излучения динамика на средних частотах за счет лучшего согласования сопротивления излучения на этих частотах. Это беда не только Ваших динамиков, но и других НЧ малогабаритных типа 6ГД 6 и клонов. Только у 6ГД-6 этот подъем на частотах около 800 Гц, а не 500.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *