25 АС-121 – «Романтические» фильтры. Анализ заводских фильтров. Часть 1

Невозможно пройти мимо таких эксклюзивных колонок 25 АС-121!

Исходные данные:

  1. 35 ГДН-1-4: 4 Ом, 0,7 мГн, 84 дБ/Вт.
  2. 20 ГДС-1-8: от сюда, 90 дБ/Вт.
  3. 6 ГДВ-6-16: 15 Ом, 100 мкГн, резонанс 3560 Гц, на резонансе 30 Ом, 91 дБ/Вт.

Влияние баффл-эффекта:

25 АС-121 – «Романтические» фильтры. Анализ заводских фильтров. Часть 1 25 АС-121 – «Романтические» фильтры. Анализ заводских фильтров. Часть 1

Для ВЧ влияние несущественно. АЧХ 35 ГДН-1-4 сглаженная и реальная:

25 АС-121 – «Романтические» фильтры. Анализ заводских фильтров. Часть 1

Пик возле 1 кГц Шоров убивал режекторным фильтром.

АЧХ СЧ и ВЧ голов имеют значительное различие в зависимости от изготовителя, лечить по фотографии не получится.

Итак, первая схема отсюда. Результат от Мультисима:

http://ldsound.ru/25-as-121-romantika/

Так как СЧ динамик в малом объёме ниже 200 Гц не излучает (хотя и тужится), то приблизительная суммарная АЧХ фильтров (фиолетового цвета) вручную подтёрта ниже 200 Гц и выведена на уровень фильтра НЧ.

Сразу понятно, что колонка экспериментальная. СЧ динамик работает без среза низких частот, крутизна скатов АЧХ фильтров очень большая, частоты раздела около 1,2 кГц и 5 кГц. Цепочка L3C4 (см. схему) работает режекторным контуром для ВЧ динамика, интересное решение. В области 700-1000 Гц имеем суммирование отдачи НЧ динамика с горбом на АЧХ, с отдачей СЧ динамика. Вдобавок здесь же – максимальный подъём за счёт баффла у обеих динамиков. Вместе с работой СЧ дина на всю НЧ полосу это второй пугающий факт. ЧХ сопротивления – не очень привлекательная:

http://ldsound.ru/25-as-121-romantika/

Второй вариант фильтра из 25 АС-121 ещё экспериментальнее и романтичнее:

25 АС-121 – «Романтические» фильтры. Анализ заводских фильтров. Часть 1

Полная противоположность первому варианту. Горб 35ГДН убран полностью и с запасом, скаты АЧХ фильтров – нежно-пологие… ВЧ убиты напрочь! Комментарий просто в точку. Редкий случай для советских колонок – применение одного дросселя по НЧ, без ничего больше. Режекторный контур в ВЧ звене угрохал всю полосу 5-8 кГц.  СЧ динамик играет с заниженным уровнем и одновременно не убранным пиком на частоте резонанса, зато по максимуму вверх (вместо ВЧ?), катушки 200 мкГн в фильтре явно мало.

ЧХ сопротивления гораздо плавнее:

25 АС-121 – «Романтические» фильтры. Анализ заводских фильтров. Часть 1

Два чуда-антипода продавались под одним названием. В каждом из них есть здоровые решения, и в каждом – нездоровых больше. КБ проводило эксперименты, производство требовало чего-то новенького. Нате!

Часть 2. Что делать?

Автор: Николай Марков

23 комментария: 25 АС-121 – «Романтические» фильтры. Анализ заводских фильтров. Часть 1

  1. Инженер пишет:

    АЧХ слабо отражают дребезжащий звук средне частотного динамика…(сх 1) даже на среднем уровне!

  2. Александр пишет:

    Очень хороший анализ, большое Вам спасибо за него.
    Мое мнение что фильтра были очень плохо спроектированы и рассчитаны, так сказать на глаз или на слух, человеком слабо знакомым со всеми этими фильтрами, разными методиками расчетов и т.д.. Поэтому необходимо внести изменения в фильтра, пересчитать номиналы компонентов и проверить.
    Стандартные частоты раздела для трех полосных ас по моему 500 гц нч и 5000 вч, можно конечно и другие выбрать.

  3. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Эти стандартные частоты для трехполоски ни разу не указ и правило на все случаи жизни. С этих частот , если заняться внимательно, быстренько съедем на пониже, кила на 2 максимум, тогда и звук получится, а не нарушенный кислотно-щелочной баланс на зубах. Кто не верит, выйди вон.

    • Марков Николай пишет:

      На своём макете 35АС-028 Старт последний вариант фильтра такой: НЧ – полторашный порядок, почти первый, 700 Гц. СЧ 20ГДС-1л-8 снизу – полторашный, 700 Гц, сверху – полторашный, 2700 Гц. ВЧ – Dibeisi E125, второй порядок, 2700 Гц. На 700 сшивка просто превосходная, голос не локализуется в СЧ, а стоит перед колонкой, высота образа сантиметров 80…100. СЧ/ВЧ раздел – не срастается. Сдуру не измерив АЧХ уменьшил пыльник на 20ГДС до минимума, получил АЧХ с пиком на 2250 +5дБ, тут же с 2400 до 3000 провал -7дБ. Зато пика 4кГц вообще нет. Наверное, с родным куполком было лучше, но не факт. А ВЧ красиво тянет с 3200. Если ничего не придумаю, придётся насиловать ВЧ от 2400…

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        СЧ настолько трудный излучатель, что подружить его с пищалкой и не испортить звук- скорее везение.
        за многие годы возни с трехполосками сложилась ” трехсобачья схема” СЧ фильтра: последовательный полосовой фильтр LC первого порядка и резисторный шунт на среднике либо переменник.
        Лишь этот вариант избавил от гадкого режущего призвука на стыке.

        • Марков Николай пишет:

          В курсе, выучил и уже пользуюсь, если заметили. И без копирайта :-) Могу добавить, что крутизна скатов в полосовике сильно зависит от резисторов, стоящих параллельно и последовательно с СЧ. Потому я бы расширил схему до “четырёхсобачьей”, то есть, плюс последовательный резистор. Появляется место для манёвра.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Николай, четырёхсобачий вариант живет и побеждает, с ним получилось уменьшить крутизну выхода на полку одному среднику, это был рупорный драйвер, с крутым спадом ниже резонанса. Резистор на входе сгладил крутой угол и убрал избыток чутья в паре с шунтом. И звук получился достойный.

    • Марков Николай пишет:

      Это я к тому, что 500/5000 – чистая выдумка, и даже там, где столько в паспорте прописали, часто не так.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Полностью с вами согласен. Были случаи, когда намеренно сдвигал полосу ровных и далеко бегущих средников повыше, к 5-6 кгц, удивляясь , зачем так рано обваливают такие хорошие динамики.
        Потом понял, почему так делается.

      • Инженер пишет:

        от чего зависит полярность включения динамика в колонке? От расстояния между динамиками и частотой разделения фильтров? или есть другие причины..

        • Марков Николай пишет:

          Полярность выбирают так, чтобы в рабочей зоне, обычно прямо по оси АС на уровне ВЧ динамика и не ближе 1м от АС, звуковые колебания от двух излучающих динамиков на частоте раздела слагались, увеличивая звуковое давление. Если суммарное звуковое давление при подключении второго динамика на частоте раздела уменьшается, полярность одного из динамиков меняют на противоположную. Если частоты среза фильтров совпадают, то на частоте раздела, она же частота среза, ФНЧ даст -45 градусов по фазе, ФВЧ соответственно +45 градусов. Что в фазе, что в противофазе, разница 90 градусов. НО. У динамиков есть свой сдвиг фазы, частотнозависимый, поскольку ток в звуковой катушке отстаёт по фазе от напряжения. У НЧ динамиков, как правило, этот сдвиг проявляется с более низких частот, в результате на частоте раздела разница фаз отличается от 90 в бОльшую сторону. Кроме того, звуковые катушки, как правило, находятся на разном расстоянии от передней панели, НЧ – дальше. Например, при разнице в 5 см и частоте раздела 700 Гц фаза излучения НЧ динамика дополнительно запаздывает на 37 градусов при условии, что край диффузора на 700 Гц уже не излучает. В результате разница фаз между НЧ и СЧ приближается к 180 градусов. В этом причина включения СЧ в противофазе к НЧ в 95% случаев.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Добавлю, что в бездарно сляпанных фильтрах такое творится на стыках, что крути фазу- не крути фазу- плохо или очень плохо.

            • Марков Николай пишет:

              Конечно! Есть ещё разный порядок фильтра и влияние реактивного сопротивления динамика, разнесённые частоты среза и т.д. Микрофон в помощь.

        • Марков Николай пишет:

          C СЧ/ВЧ разделом сложнее, так как те же 5см разницы по глубине на частоте 5кГц это уже… 264 градуса сдвига!!! Тут нужен микрофон. Хотя, по тому же принципу, учитывая индуктивности катушек СЧ и ВЧ и разницу в глубине, прикинуть всё же можно.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Николай, кроме микрофона к нему нужно приспособление в виде головы. Иначе может создаться впечатление , что освоить измерилку не сложнее, чем скачать приложение “Я- типа – акустик” И главное это микрофон. В нём вся вековая мудрость темы.

            • Марков Николай пишет:

              Интерпретатор в голове надо иметь последней версии, иначе с самым лучшим микрофоном “намеряется” такое, что и не снилось…

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    От много чего. От порядка фильтра, расстояния между динамиками, частотой раздела фильтров, смещения динамиков по глубине.

  5. Аудиостроитель пишет:

    “Режекторный контур в ВЧ звене угрохал всю полосу 5-8 кГц.” (с)
    Я его выкинул из схемы, но лучше особо не стало.
    Фильтры этих АС нужно переделывать (пересчитывать) полностью. Разве что ФНЧ ещё худо-бедно.

    • Марков Николай пишет:

      Конечно переделывать полностью! Без режектора 4…5 кГц имеется полка по -9дБ, 10кГц и 20кГц – там же. Толку мало.

  6. kolobrkin пишет:

    Из серии очевидного-невероятного. Почему резистор включенный параллельно динамику влияет на громкость его воспроизведения? Напряжение на динамике не меняется, возрастают токовые запросы к усилителю. Но ведь суммарное сопротивление оказывается не ниже стандартных 4 ом. Или у закона Ома есть какая-то интерпретация? Но работает. Почему?

    • Марков Николай пишет:

      Вы просто не ощущаете взаимодействие флюидов музыки с течениями эфира :-) Если врубить R тупо параллельно АС прямо с выхода УМ с низким выходным сопротивлением, то да, АС плевать хотела, пока уменьшение R не перегрузит УМ. Но, я надеюсь, Вы имели в виду включение R параллельно динамику в составе фильтра. У фильтра есть такой параметр – выходное сопротивление, оно к тому же имеет комплексный характер. Динамик – тоже имеет входное, и тоже комплексное. Получается соединение Z1-Z2, на Z2 (на динамике) измеряем напряжение. И тут параллельно Z2 врубаем R. Почему напряжение на средней точке цепи Z1-(Z2||R) должно не измениться???

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      динамик шунтируется резистором, уходят гадкие призвуки не резонансе.

  7. Марков Николай пишет:

    Готова вторая часть, игры разума с первой схемой: http://ldsound.ru/25-as-121-romanticheskie-filtry-chto-delat-chast-2/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *