Доброго времени суток мои дорогие читатели. Наверно не найдется того человека кто ездит без музыки в машине. Вот и я, любитель послушать музыку в более качественном исполнении приложил свои уши, вернее руки к одной из очень удачных конструкций сабвуферов. Речь пойдет об акустическом оформлении лабиринт (четвертьволновой резонатор) или лабиринт Рогожина.
Лабиринт Рогожина, в простонародье ЧВ (четверть волновой короб), одна из достаточно сложных и интересных конструкций. Представляет из себя волновод длинною равною (скорость звука/на частоту резонанса дина)/4.
В моей машине нет чего то особенного из аудио компонентов, обычная магнитола алпайн, в дверях и полке 13-е коаксиальные динамики. Отсутствие усилителя и силового кабеля (пока). Именно по этому меня заинтересовало данное акустическое оформление. Даже при малой подводимой мощности, головка динамика находится в пиках (превышает максимальный ход), что позволит запитать мой саб от обычного тылового канала магнитолы.
Расчёты:
Не стал принудительно загонять дин в низа, а выбрал для расчета короба частоту резонанса самой головки (из технических характеристик) 53 Гц. Высчитал плошать диффузора дина 78,5375 см2. Так же высчитал площадь сечения порта 117,80625 см2 и его длину = 1,617 м. Прикинул размеры стенок ширину и высоту порта 15 и 7,85 см.
Ну и собственно сам пациент, вернее пациентка 25АС-101 “Вега”, пережившая все мои летние дискотеки на природе, ну и извлеченная из нее динамическая головка 25 ГДН-3-4.
Замерил диффузор динамической головки и толщину стенок будущего корпуса:
Поездки с супругой в IKEA за новой мебелью не заставили себя долго ждать, и высвободили шкаф, который я раскрутил до винтика и привёз в гараж. Разметил ДСП полотно, для простоты последующей сборки скрутил два листа саморезами по диагонали.
Пилим, режем, чистим:
Сборка корпуса:
Выпиливаем отверстие под динамик:
Далее вставки в углы корпуса:
Расставил всё по своим местам, собрался с мыслями, разогрел герметик и пошло дело. Примерно так это будет выглядеть внутри короба:
Поочерёдно снимал каждую из стенок и герметизировал швы:
Излишки герметика после соединения двух половин тщательно удалял тряпкой:
Предварительно рассверленные отверстия были раззенкованны “под потай” для головки шурупа:
Окончательно подгоняем поверхности, соединяем боковую стенку предварительно разметив отверстия. Герметим сопрягающиеся поверхности стенок:
ЧВ готов, Ура!
Салон нивы ожил, ожило зеркало заднего вида, весь пластик, даже поплавок воткнутый в торпедо стал содрагаться в такт звука. Низов стало слишком много, пришлось уменьшить уровень фронт-тыл.
Автор работы: Евгений, Пермь, 2013.
Это не “Рогожинский” лабиринт. Нет “апендикса” для гашения 3 гармоники
Значит просто лабиринт.
Нивовский салон низ подтянул и запел.
Для любителей строить “дымоходы)) Из собственного, не очень богатого опыта (пока что его стараюсь умножить)), могу сказать , что для лабиринта, он же ЧВР, оптимальным (чаще всего) получается объём равный Vas, который указан в паспорте на динамик.
Что касается автора статьи Евгения, который сварганил Лабиринт для 25 ГДН-3-4, то он его сделал “от балды”, хотя и приложил фотки с якобы расчётами.
В инете много чертежей ЧВР для 10ГД-34. Принципиально эти динамики мало чем отличаются, не смотря на огромнейший магнит у 25 ГДН-3-4
Есть готовый проект самого Рогожина для акустики S-30 и им подобных, Название: “Лабиринт S-32”. Там все размеры с учетом проверки с разными экземплярами динамиков 25ГДН-3-4 (10ГД-34). И не надо снова “изобретать велосипед”. Человек всё уже сделал и предлагает к повторению.