3-х полосная АС на 10 ГД-З0Е, 4 ГД-8Е и 3 ГД-31

Предлагаемый вниманию читателей громкоговоритель выполнен на основе широко распространённых динамических головок 10ГД-З0Е, 4ГД-8Е, 3ГД-31 и предназначен для работы с высококачественной звукоусилительной аппаратурой.

Основные технические характеристики:

Воспроизводимый диапазон частот: 20 – 25000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне:
20-25000 Гц: 12 дБ
20-22000 Гц: 6 дБ
27-20000 Гц: 4 дБ
Номинальная мощность: 12 Вт
Максимальная мощность: 30 Вт
Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом
Частоты раздела фильтра: 500 Гц и 5000 Гц
Используемые динамики:
СЧ: 4ГД-8Е
ВЧ: 3ГД-31
Габариты (ВхШхГ): 500х350х250 мм

Описание:

Акустическое оформление громкоговорителя выполнено в виде фазоинвертора. Динамические головки подключаются к усилителю через трёхполосный разделительный LC-фильтр (рис.1) с частотами раздела 0,5 и 5 кГц. Отличительная особенность фильтра — наличие в нем аттенюаторов, обеспечивающих ступенчатую (с шагом 2 дБ) регулировку АЧХ громкоговорителя в области высших и средних частот на ±4 дБ относительно среднего уровня.

polkaS_014 ldsound.info (1)

Резисторы аттенюаторов намотаны манганиновым проводом ПЭМС 0,25. В качестве каркасов использованы резисторы МЛТ-2 сопротивлением более 100 кОм. Переключатели S1 и S2 — галетные (ПМ или ПГК).

Необходимые значения емкостей конденсаторов фильтра получены параллельным соединением нескольких конденсаторов типов МБГО, МБГН, БМТ и т. п. (желательно с допустимым отклонением ёмкости от номиналов ±5%).

Катушки L1 и L2 намотаны на пластмассовых каркасах (рис.2), L3 и L4 — бескаркасные, внутренним диаметром 36 и длиной 20 мм. Намотка всех катушек рядовая, виток к витку. Катушка L1 содержит 312, L2 — 263, L3 — 98, L4 — 82,5 витка провода ПЭВ-2 диаметром 1,84. Автотрансформатор Т1 выполнен на магнитопроводе ОЛ 32x28x5. Его обмотка содержит 1000 витков провода ПЭЛШО 0,27 с отводом от середины.

polkaS_014 ldsound.info (2)

Корпус громкоговорителя изготовлен из фанеры толщиной 10 мм. Передняя панель (рис.3), на которой установлены головки и переключатели S1 и S2 (для них предназначены отверстия диаметром 10 мм), отстоит от края корпуса на глубину 10 мм. В это углубление плотно вставлена съёмная деревянная рамка с туго натянутой на неё хлопчатобумажной канвой (для вышивания крестом), многократно покрытой нитроэмалью НЦ (в аэрозольной упаковке).

polkaS_014 ldsound.info (3)

Динамические головки закреплены винтами М4 с гайками через резиновые кольца-прокладки толщиной 1,5-2 мм. До установки кольца с обеих сторон покрыты резиновым клеем. Винты вставлены с лицевой стороны панели. Под шайбы крепления низкочастотной головки дополнительно подложены резиновые шайбы толщиной 2 мм.

Катушки разделительного фильтра желательно максимально разнести друг от друга и от магнитных систем головок. Лучше всего их разместить на задней стенке корпуса.

Стенки корпуса скреплены сосновыми брусками сечением 15х15 мм и шурупами, ввинченными изнутри корпуса. Перед установкой на место бруски покрывают синтетическим клеем «Марс». Этим же клеем герметизируют и все швы.

Между серединами боковых стенок корпуса вставлена деревянная распорка сечением 20х25 мм, а на расстоянии 80 мм от задней стенки установлена вертикальная перегородка размерами 410х120 мм, примыкающая длинной стороной к боковой стенке. Перегородка оклеена поролоном толщиной 10 мм.

В углах ящика созданы уплотнения из ваты так, что его внутренняя поверхность имеет округлую форму. Весь оставшийся объем равномерно заполнен ватой (600-700 г) с таким расчётом, чтобы между отверстием туннеля фазоинвертора и головкой 10ГД-30Е остался некоторый проход (его формируют металлической сеткой или проволочными дугами). Гофры диффузоров головок 4ГД-8Е и 3ГД-31 пропитаны раствором касторового масла в ацетоне (концентрация раствора для первой из них — 50-70 %, для второй — 15-20%). Такая пропитка снижает неравномерность АЧХ головок на 3-5 дБ. Центральная (до половины радиуса) часть диффузора головки 4ГД-8Е пропитана слабым раствором цапонлака в ацетоне, а после высыхания на неё дополнительно нанесён слой разбавленного бензином резинового клея (обработку ведут при вставленной в зазор звуковой катушки оправке из киноплёнки). Такое двухслойное покрытие в сочетании с несимметричным заполнением ватой колпака, закрывающего эту головку, позволило избавиться от провала на её АЧХ в области частот 1100-1700 Гц.

Колпак изготовлен из картона и представляет собой усечённый конический сектор с углом 90°, приклеенный непосредственно к головке. Пространство между его стенками и диффузородержателем головки заполнено ватой, причём с одной стороны от плоскости симметрии колпака её вложено больше, чем с другой. Для исключения попадания ваты в пространство между диффузорами головок 4ГД-8Е и 10ГД-30Е и их диффузородержателями окна в последних заклеены марлей.

polkaS_014 ldsound.info (4)

Туннель фазоинвертора (рис.4) изготовлен из дюралюминия Д16-Т. Для его перестройки используются две сменные вставки длиной 50 и 90 мм (рис.5). Увеличение длины туннеля со 100 до 176 мм позволяет изменить частоту настройки фазоинвертора с 30,5 до 18 Гц. Коническую часть туннеля можно также склеить из чертёжной бумаги (картона), сохранив при этом внутренние размеры Толщину стенок желательно довести до 4-5 мм. Для сменных стаканов может подойти сантехническая полиэтиленовая труба внутренним диаметром 36 мм или картонная труба от калейдоскопа с таким же внутренним диаметром.

polkaS_014 ldsound.info (5)

Обычно фазоинвертор настраивают либо на резонансную частоту головки, либо чуть ниже её. А поскольку резонансные частоты отдельных образцов головок одного и того же типа могут иметь значительные различия (у головки 10ГД-30Е например, резонансные частоты отдельных образцов могут быть в пределах от 24 до 40 Гц), фазоинвертор необходимо настраивать строго индивидуально с учётом резонансной частоты конкретного образца используемой головки.

Настроить фазоинвертор можно двумя способами — либо измерением модуля полного сопротивления головки в фазоинверторе, либо с помощью генератора резонансных частот. Первый из этих способов достаточно сложный, поэтому здесь не рассматривается, второй, предложенный автором, — намного проще: он не требует измерительных приборов и позволяет с достаточной точностью настроить фазоинвертор на частоту резонанса головки.

polkaS_014 ldsound.info (6)

Для настройки необходимо изготовить генератор резонансных частот (рис.6). Настраивают фазоинвертор в такой последовательности. Низкочастотную головку отключают от фильтра и подсоединяют к генератору. Включив питание, лёгким толчком по диффузору переводят генератор в режим автоколебаний (их частота будет равна резонансной частоте подвижной системы головки в данном акустическом оформлении). Перестраивая фазоинвертор, добиваются максимальной амплитуды колебаний воздуха в отверстии туннеля и одновременно некоторого уменьшения колебаний диффузора головки. Это будет свидетельствовать о настройке туннеля на частоту резонанса головки. Если возникнет необходимость настроить фазоинвертор на более низкую частоту, длину туннеля придётся несколько увеличить (оптимальную длину подбирают, прослушивая музыкальные программы с достаточным уровнем НЧ-составляющих).

При затруднении в определении максимума колебаний воздуха в отверстии фазоинвертора можно воспользоваться ещё более упрощённым способом настройки. Поскольку частоту автоколебаний генератора резонансных частот определяют многие факторы (механический резонанс головки, форма корпуса громкоговорителя, упругость воздуха в нем, наличие резонирующих отверстий и т.д.) и среди них не последнее место занимает акустическое оформление громкоговорителя, то при перестройке фазоинвертора изменяется и частота колебаний генератора. В частности, изменение длины туннеля от минимальной до максимальной сопровождается заметным на слух понижением частоты колебаний генератора. Расположившись на расстоянии 1-1,5 м по оси головки и перестраивая фазоинвертор указанным способом, нетрудно заметить сначала медленный, едва заметный спад звукового давления (громкости), а затем, по достижении некоторого предела, более значительный и резкий спад. Длину туннеля, соответствующую частоте чуть более высокой, чем частота этого перехода, можно считать оптимальной. Перед настройкой место соединения частей туннеля смазывают резиновым клеем.

polkaS_014 ldsound.info (7)

АЧХ громкоговорителя при установке переключателей S1 и S2 в средние положения показана на рис.7. Из характеристики видно, что её неравномерность в области частот 27-50 Гц составляет всего 1 дБ, а в области частот 27-20000 Гц — не превышает 4 дБ. Штриховыми линиями изображены АЧХ при установке переключателей S1 и S2 в крайние правое (а) и левое (б) положения.

В громкоговорителе можно использовать и головки 25ГД-26, 10ГД-34, 3ГД-31 (2 шт.). В этом случае номинальное сопротивление громкоговорителя составит 4 Ом, а номинальная мощность возрастёт до 30 Вт.

Автор проекта: Голунчиков А.
г. Майский, КБАССР

Готовая работа:

3-х полосная АС на 10 ГД-З0Е, 4 ГД-8Е и 3 ГД-31 3-х полосная АС на 10 ГД-З0Е, 4 ГД-8Е и 3 ГД-31

Еще одно повторение:

3-х полосная АС на 10 ГД-З0Е, 4 ГД-8Е и 3 ГД-31 3-х полосная АС на 10 ГД-З0Е, 4 ГД-8Е и 3 ГД-31 3-х полосная АС на 10 ГД-З0Е, 4 ГД-8Е и 3 ГД-31

81 комментарий: 3-х полосная АС на 10 ГД-З0Е, 4 ГД-8Е и 3 ГД-31

  1. Михаил пишет:

    На этих же динамиках есть статья Ф. Буданкова в “В помощь радиолюбителю” выпуск 79, называется “Высококачественный трехполосный громкоговоритель”, схема похожа на статью Голунчикова и, возможно, это плагиат с Голунчикова. Но в схеме у Буданкова нет трансформатора на сердечнике ол, нет резисторов из манганинового провода и переключателя АЧХ. Обычный кроссовер. Подскажите, уважаемые форумчане, есть-ли смысл собирать колонку по статье Буданкова в виду её более доступной элементной базы. Спасибо!

    • LDS (администратор) пишет:

      Данная статья и есть работа Голучникова. Я просто ее назвал по выбору используемых динамиков. Здесь в фильтре добавлены регуляторы по средним и высоким частотам. Можете делать без них, так намного проще.

  2. Alik пишет:

    То чувство когда начал собирать данную АС,и нашел по ней статью.Собирал по книге “Справочник по схемотехнике для радиолюбителя” 1987 Год.Динамики применяю 35ГДН-1-8,10ГД-34,6ГДВ-1-16,с фильтрами пока не ясно.Фазик сохнет,делал из картона пропитаного ПВА.

    • ZLOIVOVAN пишет:

      10ГД34 замени на 15ГД11 . Схему можно взять от 25 АС с такими же динамиками

      • Alik пишет:

        Пока собираю из динамиков которые есть в наличии.А там в процессе настройки будем по звуку подбирать.Фильтра думаю взять от 50Ас-106.

  3. Alik пишет:

    А я вот не вкурил,а для чего нужен автотрансформатор на СЧ динамике?

  4. Александр Юрьевич пишет:

    Колонки,если их сделать правильно,без каких бы то ни было отступлений и произвести соответствующую доработку динамиков ЗВУЧАТ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! особое спасибо именно автотрансформатору-если без него,то звучание координально меняется,причем далеко не в лучшую сторону. Наличие либо отсутствие антюнеаторов роли не играет. Неоднократно,в свое время повторял данную акустику,правда с некоторыми своими изменениями(СЧ самодельный,корпус из массива ореха,увеличение индукции звукового зазора НЧ и ВЧ)

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      верно пишете, автотрансформатор на сч или вч заметно меняет звучание в лучшую сторону, проверено лично. Работа по переделке фильтра невелика, но вклад в звук велик.

  5. Алексей пишет:

    Как интересно, про данную конструкцию даже пишут в наши дни ).
    Вот они, сделаны кем-то более 30ти лет назад.
    Думаю как улучшить, НЧ совсем слабые у них.

    • Алексей пишет:
    • Андрей пишет:

      “НЧ совсем слабые у них”
      ————————-
      Сильные НЧ нужны только тем, кто дома клубняк слушает.

      • Константин пишет:

        Наверно можно без болезненно сменить НЧ на 35гдн-1-8 и получить сочный бас при 30~40л объема с фи взяв Рижский динамик из за его распространенности и запаса по мощности, правда СЧ динамик тогда только от Вега он звучит сочнее. Насчет 3гд31 спорно в одних сборках он великолепен в других дает четкий металлический призвук вплоть до паранойи у слушателя. возможно зависит от состояния динамика и его места и времени производства.

      • юрий пишет:

        Вы полносью не правы !!!я ездил на авто 70л.с 1 -2 человека…………..когда сел за руль 270 л.с и так же 1 – 2 человека—блин большая разница– так и в звуке- коротко наз ДИНАМИЧЕСКИЕ способности( любой техники )

  6. Андрей пишет:

    Доводилось сравнивать данную АС с 50АС-106. В басовом регистре звучание одинаковое. Возможно из-за установленных в колонках 10гд-30б вместо сгоревших 10гд-30Е-32.До замены динамиков хозяин отмечал что басили сильнее. Полагаю что и с 35гдн-1-8 получится результат схожий с 50АС-106. у моей пары 10гд-30Е-32 добротность Qts оказалась 0,68 и 0,72 с частотой резонанса 31 и 33гц
    у пары 35гдн-1-8 оказалось 0,43 и 0,46 с резонансом 39 и 41гц. У 10гд-30б результаты похожи на 35гдн-1-8. Если и собирать эти АС то только на 10гд-30Е-32

  7. Alik пишет:

    Почти собрал АС только динамики 35гдн-1-8,6гдш-4,3гд-2(может верну потом 3гд-31).Какой длинны нужно делать фазоинвертор??

    • LDS пишет:

      50-90 мм, в зависимости от применяемого НЧ, настройка сугубо индивидуальна, об этом в статье написано.

      • Alik пишет:

        Замерил 35гдн-1-8,частота резонанса 36-37 Гц,на него и насроил фазик,труба длинной 13 см,настройка 36,5 Гц.

  8. Алексей Климов пишет:

    Почему нижняя граница воспроизводимых частот 20 Гц, если 10ГД-30Е начинает играть только от 63 Гц?

    • Alik пишет:

      Да и по ВЧ 20 кГц,хотя на этой частоте 3гд-31 уже молчит как партизан.Я за основу брал только корпус от этой АС.

    • Андрей С пишет:

      нижняя граница воспроизводимых частот зависит от акустического оформления, для динамика с резонансной 30гц вполне возможно.

      • Алексей Климов пишет:

        В принципе возможно, но, как правило, ниже своей резонансной частоты динамик практически ничего не воспроизводит.

    • boo пишет:

      Потому, что господин Галунчиков для своей конструкции отобрал два динамика из сотни с соответствующей резонансной частотой, о чём, кстати, намекнул в своей статье. У меня ниже 38 Герц не получилось.

  9. Марков Николай пишет:

    Странно, я считал, что автотрансформатор только для выравнивания по чувствительности ( и, соответственно, поднятия входного сопротивления на СЧ ). Не вижу физического объяснения улучшения звука при использовании автотрансформатора на железе. Влияние – да, активное сопротивление у него – будь здоров ( провод 0.27 мм). Ещё прикол: при отводе от средины обмотки входное сопротивление при нагрузке 4 Ома будет 16 Ом ( не 8 !!! ), а номиналы делителя совпадают с ВЧ звеном, где дин 8 Ом, т.е., +/-2 и +/-4 дБ регулировки в одном из звеньев, мягко говоря, враки. Как и АЧХ 3ГД-31 на графике. ( может, алмазной пылью пропитали…)))

    • Александр Р. пишет:

      Да, формально на СЧ получится 16 Ом, а с учетом тонкого провода – еще больше. По идее, это должно гасить разницу в отдаче СЧ и НЧ голов (7,5 дБ). Но автор, видимо, хотел получить входное сопротивление СЧ 8 Ом, поэтому взял аттенюатор от ВЧ. Конечно, ступени регулировки на СЧ будут другими, и постоянного сопротивления АС тоже не будет.

  10. Александр Р. пишет:

    О трансформаторе в АС.
    Похоже, психоакустика на пороге великого открытия. Не первый раз встречаю утверждения об облагораживании звука трансформатором перед АС.
    Одни связывают это с лампами, однако Лихницкий когда-то подключил трансформатор 1:1 на выход транзисторного УНЧ и звук приятно облагородился, несмотря на явное ухудшение объективных характеристик.
    Указывают даже конкретные чудо-трансы в магнитофоне Яуза-6.

  11. Alik пишет:

    Решил повторить родной фильтр и возник вопрос,какие номиналы резисторов нужно поставить на ВЧ и СЧ для согласования,вместо переключателей?Или подскажите какие резисторы замкнуты в режиме “0 дБ”,а то ничерта не пойму по схеме принцип работы переключателей.

    • LDS пишет:

      Посмотрел и сам не понял) От 2 до 5 Ом указано по-равну, но СЧ по чувствительности выше. Недавно сталкивался с подобной ситуацией, может будет полезно: https://ldsound.info/vosstanovlenie-filtra-50-as-022-amfiton-100-as-022/

      • Alik пишет:

        Я пробовал переменниками от 022 Амфитонов выставить на слуш,но что то не получилось.Хотел себе поставить крутилки эти,но показалось что слишком большой диапазон регулировки.Их схемы с таким же набором динамиков получается,резистор на СЧ 4ГД-8Е (5ГДШ-5-4)должен быть 10 Ом,ну а для ВЧ 3ГД-31 по классике,5.1 Ома(хотя показалось что громковато).

        • Alik пишет:

          Вроде разобрался,Г-образный делитель,получатся R3-R7 и R11-R15 это “0” дБ по общему уровню.

  12. Алексей пишет:

    Есть мысль освежить данную АС, а именно:
    – заменить 10ГД-30Е на что-то современное (25ГД-26 не предлагать 🙂 ),
    м.б. на Асалабовский В2006.8 ?
    или что-то еще ?
    Причина – еще сразу, после покупки не устраивали НЧ ватностью, инертностью и т.п.
    возможно усилитель неудачный, но все же

    – заменить 3ГД-31 на что-то современное из доступных, Visaton TW70 подойдет ?

    Все замены без переделки фильтров, т.е. снял/поставил (подогнал крепление)

  13. Алексей пишет:

    “Вы приобрели данную АС?”
    – она давно (много лет) в наличии, но в силу жизненных обстоятельств находится в другом месте.
    Сейчас думаю, стОит ли привозить ее на место ПМЖ, и если да
    получится ли улучшить НЧ и ВЧ (в первую очередь НЧ: вата).

    Такой момент,
    почему никто не хаит данный (и ему подобные) проект за то, что в нем применили для ФИ головку с Очень высокой Qts ??

    Так же постоянно забываю спросить,
    посоветуйте усилитель под данную акустику (в идеале из готовых плат на Али,
    вот такие популярные подойдут? :
    1. GHXAMP LM3886 Amplifier Audio Board JRC5534DD Op-Amp Full DC Servo Circuit LM317 LM337 Regulator C1237 Speaker Protection 68W*2 – как понимаю, это просто LM3886 с операционниками на входе)
    2. GHXAMP ONsemi Tube Amplifier Board UPC2581V 150W+150W HiFi Dual Channel Audio Amplifiers NJW0281G NJW0302G – выходной каскад на транзисторах
    * Мощи в них с избытком, но ни что не мешает ее ограничивать.

    Или что-то удачное, что можно купить в виде собранной платы.

    Предполагаю вопрос больше (кроме линейности характеристик) в выходном сопротивлении УМЗЧ, для работы на акустику где НЧ головка имеет большую общую добротность, т.е. требуется повышенное демпферирование усилителем.

    Мои предположения, что звук на НЧ мне не понравился именно из-за высокой добротности 10ГД-30Е (но и не исключаю неудачный УМЗЧ).

  14. Алексей пишет:

    На замену НЧ получилось купить новые (в коробках) 25ГД-25в (8ми омные).
    – На СЧ вопрос открыт, чем заменить 4ГД-8е
    Популярный вариант 5ГДШ-5-4, но может что-то современное попробовать ?
    Visaton FR 10/4 есть у кого опыт использования такого ?
    В данном случае от него требуется 500-5000 Гц только.

    • SV пишет:

      “Популярный вариант 5ГДШ-5-4, но может что-то современное попробовать ?”
      Много чего можно пробовать. А кто фильтры сводить будет?
      Это не такое простое дело, как кажется.

      • А.Б. пишет:

        Верно сказано. Только с точки зрения новичка – там все просто и делается на щелбан. Это только умники сомневаются.
        Есть и другая тонкость. Когда опыта вагон, все делается быстро и звучно. Но потом все равно думаешь, что можно было и так сделать, и вон то решение применить… было бы время повозиться. А времени как обычно нет никогда.

  15. Дмитрий пишет:

    В этой АС объем ящика 33 л. За вычетом объема СЧ и ВЧ динамиков, конструктивных элементов в виде брусков остается около 30 литров. Не маловато?
    А если заменить НЧ на 25ГД-26Б (почти аналог 10 ГД-30Е, разница в магнитах), увеличить объем ящика до 45 литров, остальное оставить без изменений, то качество звучания улучшиться?
    Вопросы, возможно, дилетантские. Но хочу услышать ответ на них.

    • ldsound пишет:

      Это немного разные динамики, но думаю что попробовать можно. 45 литров советую даже без фазоинвертора, просто закрытый ящик.

      • Михаил пишет:

        Я только недавно заинтересовался акустикой, поэтому спрошу: если этот набор динамиков применить в оя с пас?достался по случаю усь ,,электрон 104″ с родными колонками,динамики как новые,и пара 10гд30 есть,да и 3гд31 тоже.фильтр думаю последовательный сделать.

        • А.Б. пишет:

          Можно подробнее про вариант ОЯ с ПАС ? Сколь живу, такого не помню.

          • Дмитрий пишет:

            ПАС – пассивная акустическая система. Т.е. без усилителя.

            • А.Б. пишет:

              Принято считать эту аббревиатуру как Панель Акустического Сопротивления, она же вариовент, она же ARU . ОЯ с ПАС- непонятка.

              • Дмитрий пишет:

                Думаю, что Михаил имел ввиду именно не активную АС. 🙂

              • Сергей Гудков пишет:

                Пас — нацеленная передача мяча от одного игрока одной команды другому игроку той же команды. А Михаил назвал этот оргалит с отверстиями ОЯ с пас

                • А.Б. пишет:

                  На фото не ПАС, а защитная решетка от грызунов. Как говаривал наш кап-три, Не путайте Бисмарка с насморком и гайморит с геморроем.

              • Михаил пишет:

                Уважаемый Александр,я не правильно выразился.сам ящик открытый,а на динамиках ПАС. попробовал на 4гд8е надеть паролоновую шайбу внатяг.звук приемлемый на мой слух,не кричит.замеры произвести пока нечем.вот и попросил знающих людей совета.может кто и делал что то с таким набором динамиков.

                • А.Б. пишет:

                  Михаил, ПАС она не от крика, а от избыточной добротности динамика и то, на средине. ПАС на корзине динамика вмешается в низкие частоты, придется их обвалить. Применяют эти вещи осторожно, если дело касается басовика. Для выравнивания АЧХ внизу делаем ПАС на задней стенке колонки, динамик не трогаем. Убрать вопди на средине от переотражений от внутренних стенок проще шматком синтепона внутрь колонки.

                  • Михаил пишет:

                    Спасибо за ответ.просто недавно пробовал сделать двойной динамик (друг за другом) на 4гд35, получилось очень не плохо,вот и подумал что пас на корзине что то сгладит.

    • Дмитрий пишет:

      Я вам скажу так, данные динамики в 30-35 литрах лучше с фи использовать, отлично звучат, а уж если до 45 литров разжиться то можно и на закрытый корпус замахнуться

      • А.Б. пишет:

        Ваши понятия строго изнаночные против принятых правил. Не нужно так решительно призывать к глупостям. Инверторное оформление как раз требует увеличенного объёма по сравнению с ЗЯ.
        И это ещё не вся правда.

      • Михаил пишет:

        Уважаемый Дмитрий,вы про 10гд написали? меня интересует возможность поставить их в ОЯ.сделав им ПАС на окнах корзины.я понимаю что им нужен объем и ЗЯ,но пока нет возможности,стреляютс.вот и играюсь с тем что есть.сделал сдвоенные динамики на 4гд35,не плохо стали звучать,потом вместо заднего поставил 10гд,они естественно не стыкуются,но на низкой громкости вполне интересно звучит.можно поиграться.

  16. Сергей Гудков пишет:

    Уважаемые коллеги! Вспомните пожалуйста, не встречалась ли Вам публикация на тему “Влияние положения порта ФИ на результирующую АЧХ и другие характеристики АС”?

    • Сергей Гудков пишет:

      Так же важным вопросом в настройке ФИ будет выбор оптимальной добротности порта, чтобы сохранялась эффективность и в тоже время звук ФИ не басил на одной ноте – это сразу заметно и быстро утомляет. Например, МЦ Aiwa были с таким звуком.

      • А.Б. пишет:

        Осмелюсь добавить, что верно настроенный инвертор совершенно слитно поддерживает басовика, обеспечивая низкий, плотный , не разорванный во времени бас, без намёка на гул или звучание в одну ноту. Насчет Айвы- многие колонки у музцентров сделаны по остаточному принципу .Поэтому ничего удивительного.

        • Сергей Гудков пишет:

          А.Б., так вот кажется нет и не было такой литературы, которую я могу посоветовать по правильной настройке ФИ, что удивительно. Настройка по номограммам Э. Виноградовой, а кто их проверял?

          • А.Б. пишет:

            Я проверял, более того, в расчетах применяю эти номограммы, все идеально .
            Сам принцип расчета несложен, если прочувствовать , что с чем и как взаимодействует.
            Формулы тоже примитивные, точность предостаточная для наших задач.

          • А.Б. пишет:

            Для старта вам будет очень полезно прочесть статью Олега Салтыкова из журнала Радио. Она мне в свое время очень помогла понять самое главное. http://archive.radio.ru/web/1981/10/035/

            • Сергей Гудков пишет:

              А.Б., спасибо, в те времена я тоже “Радио” выписывал. К чему я спросил о настройке ФИ? В представленной А. Голунчиковым статье не описано, почему он выбрал именно такое положение ФИ и диаметр трубы (очень сложная составная труба выточенная из дюралюминиевого сплава с резьбой!) тут могу предположить только, что эту трубу он снял с самолёта. Вряд ли читатели будут и смогут её скопировать. Вот если бы тут было как у Салтыкова подробно с графиками добротностей и т.д. А в этой статье похоже единственным учитываемым параметром является частота настройки ФИ

              • А.Б. пишет:

                Не поверите, что во времена выхода статьи трубу проще было выточить из дюралевого полена на заводе за бутылку водки, чем найти что-то готовое в магазине типа нынешнего.
                А насчет настройки фазоинвертора – да, все слишком скудно и с упором на частоту, результат настройки тоже непонятен. Это сегодня микрофонные измерения доступны любому владельцу компа. А тогда подобная конструкция была сродни высадке инопланетян. Всё равно в этом мало кто понимал , верили на слово и повторяли в точности, надеясь, что успех в этой самой точности. Что совершенно не так.

                • Сергей Гудков пишет:

                  А.Б., я помню

                  • А.Б. пишет:

                    Сергей, вот смотрите. Чтобы нам пристыковать к динамику , работающему в оформлении ФИ, собственно ФИ, то есть, резонатор, сдвинутый ниже резонанса динамика , у динамика в этом объёме полная добротность обязана попасть в ворота от 0,57 до 0,63, чтобы при работе инвертора она поднялась до нормы 0,7 примерно.
                    Не видя реальной исходной картины поведения динамика в данном ящике, нам остается тупо крутить настройку инвертора, добиваясь чего-то там на слух . А сам процесс настройки представлен каким- то непонятным действом. И как все просто, понятно и прозрачно, если смотреть ачх динамика измерилкой, микрофоном.
                    При условии, что методика знакома .

                    • Сергей Гудков пишет:

                      А.Б., выше я имел ввиду добротность не динамика, а ФИ, который имеет не только резонансную частоту, но и добротность и её можно изменять. Короткая труба ФИ или отверстие в передней панели, малого диаметра, дают ту же частоту настройки, что и длинная труба большого диаметра. А эффективность работы их будет разная, кто-нибудь это учитывал?

  17. Марат пишет:

    Допустим (только допустим), что автор нашел ИЗ СОТНИ пару 10ГД-30е, с добротностью, например 0,4-0.45, чтобы можно было использовать в оформлении ФИ….Ящик там потребуется для этого литров под 60(50-60). А в этой статье сколько ??? Габариты (ВхШхГ): 500х350х250 мм, а с учетом толщины стенок и углубления спереди на 1 см получается 480х330х220 мм., т.е. 34.8 л. Минус начинка в виде бокса, корзин и МС. Получается оформление ЗЯ, но не ФИ.

  18. Александр пишет:

    “магнитопроводе ОЛ 32x28x5. Его обмотка содержит 1000 витков провода ПЭЛШО 0,27 с отводом от середины”
    Нет не фото, ни рисунка, что же это за железо?

  19. Данил пишет:

    Подскажите каким образом отделяется 4гд-8е? Какой ему объём нужен? Достались такие колонки, но там сч никак не отделён от всего объема, я думаю это неправильно

    • Сибиряк пишет:

      в металлическом стакане или колпаке должен быть… литра 1,5-2

      • Валерий пишет:

        Желательно применять материал стакана с большим коэффициентом затухания. Можно подобрать какую-нибудь пластиковую емкость с толщиной стенок несколько миллиметров. И да, с таким объемом.

        • Сибиряк пишет:

          Ой я их с акустикой 25АС от электроники Д1-012 спутал….

        • Данил пишет:

          Это с учетом магнита? Или чистый объём колпака? Ещё подскажите чем внутри обклеить, был поролон, но он весь разложился в силу возраста, я его убрал

          • Данил пишет:

            Про обклейку имею ввиду не колпак, а сам корпус колонки

            • Сибиряк пишет:

              я Ватином обклеивал… есть такая тряпка…простёганная вата складываешь несколько слоёв нужной толщины, прошиваешь что бы не распался и клеишь. Но только не на переднюю панель !! Только заднюю и боковые (верх, низ, право, лево). Вот посмотрите как люди делают. http://www.troelsgravesen.dk/cabinet-damping.htm

            • Федор пишет:

              Понятно, с акустикой Вы нем знакомы от слова “вообще”!
              По пунктам:
              1. Битумная виброизоляция – бред! Битум используется для ВИБРОПОГЛОЩЕНИЯ. Почитайте хотя бы Википедию!
              2. Демпфирование из ватина или войлока – бред! И тот и другой материалы используются для звукопоглощения, а термин “демпфирование” применяют для снижения СОБСТВЕННЫХ колебаний объекта.
              3. Нет понятия “акустический поглотитетль” – это Ваша выдумка, поскольку терминологией Вы не владеете. Есть понятие “звукопоглотитель”.

              • Федор пишет:

                А теперь слушайте “сюда”. Для ФИ систем звукопоглотитель НЕ применяется. Дело в том, что добротность ящика должна стремиться к 10 (если Вы в курсе расчета этого типа оформления).
                На деле, добротность ящика редко достигает 8-9. Кроме того, при данных габаритах, когда наименьшая длина волны сравнима с с размером ящика (при разделе на 500-600 Гц), звукопоглощение практически равно нулю, да и оно вредно! То что внутренние стенки покрывают ЗПМ при таких условиях соотношениях длины волны к наибольшему габариту ящика, говорит о безграмотности конструкторов что наших, что зарубежных. Только при высоком разделе частоты иногда покрывают стенки ЗПМ. НО не так, как на Вашей картинке.

                • Федор пишет:

                  Живете “буднями 60-х годов, пора что-нибудь и почитать, поскольку базового образования у Вас нет. Но не огорчайтесь. Не все получили высшее образование по специальности “Акустические технологии”. И наука это не так проста.

  20. Федор пишет:

    А зачем обклеивать ватином стенки? Что ватин не знали куда девать. Наверное, чтобы теплее динамику было! По моему, Вы не в курсе что такое “звукопоглощение”. Прежде чем давать советы, подумайте, а Вы знаете вопросю

    • Сибиряк пишет:

      Один “диванный эксперд” знает, что и куда клеить. Давай расскажи мне чем старый поролон лучше ватина ?? Акустика с “Утеплёнными” динамиками. Посмотреть бы на Шедевры Фёдора. наверно сплошь Hi-End

  21. Александр пишет:

    Поделись “Федор”, где Троелс накосячил?
    “1. Битумные прокладки не являются обязательными, и если вы только хотите сделать немного лучше, или вы, возможно, использовали легкие панели, нуждающиеся в дополнительном демпфировании.
    2. В дополнение к этому я рекомендую добавить войлочный материал толщиной 8-10 мм, как показано выше. Передняя панель не обязательно нуждается в каком-либо демпфировании. Обычно достаточно трех сторон.
    3. 30 мм acoustilux: Сразу за динамиками средних басов я всегда добавляю 1-2 слоя acoustilux, чтобы уменьшить ранние отражения в сторону тонкого конуса (ов) динамика.
    4. Довольно часто мы видим проблемы с незначительными пиками импеданса в области 100-200 Гц, и обычно это вызвано стоячими волнами между верхом и низом. При внутренней высоте, например, 1 метр мы можем иметь резонанс при 34000/100/2 = ~ 170 Гц (половина длины волны), таким образом, акустилюкс на 10-15 см сверху и снизу обычно устраняет проблему.”

  22. Александр пишет:

    Картинка не та прицепилась.

  23. Федор пишет:

    Видите ли, Александр, влияние стоячих волн в корпусе преувеличено. Я не буду сейчас подробно об этом говорить – это довольно длинный разговор, выходящий за пределы данной темы. Если интересно, дайте мне Вашу почту, поговорим отдельно. Скажу только одно. Нас мало интересует, какая волновая картина присутствует в корпусе, важно что на выходе. Так вот, влияние резонансов на низких частотах, в основном происходит за счет колебаний стенок корпуса. Поэтому корпус должен быть жестким. Это первое правило музыкальной акустики. Для этого укрепляют стенки корпуса стяжками, придают стенкам определенную форму, увеличивают толщину стенок…

    Например, в Yamaha 777 (имею такие) установлено три акустически прозрачные перегородки, играющие роль стяжек + боковые стенки выгнутые, что дополнительно увеличивает жесткость корпуса. Я, например, укреплял стенки стержневыми распорками с нятяжением. А ЗПМ в АС почти нет, так отдельные фрагменты какого-то звукопоглощающего материала на фильтрах и проводочках. Но это скорее всего корректировка частоты.

    По поводу Троелса. Я думаю, что перевод был неправильный. То, о чем он пишет, давным давно известно. Еще раз посмотрите что я написал про “демпфирование”. Вообще-то такой термин как “демпфирование” в современном русском техническом языке, отличается от того, что подразумевают малограмотные переводчики. В нашем понимании этого слова “демпфер” поглотитель колебаний Объекта в целом. Сходен с понятием “вибропоглощение”, но и имеет значение как “амортизатор”. Поэтому в статьях по акустике (серьезных статьях) этот термин не применяется.

    По поводу “звукопоглощающего” материала, который якобы должен гасить колебания. Посмотрите приведенную Вами табличку. Так правда “все в кучу” и однородный материал и звукопоглощающие конструкции. При этом не указано о какой толщине слоя материала идет речь. Где-то указана толщина, где-то нет. “Звукопоглощение” – это трансформация механических (акустических) колебаний в тепло – прямые потери. Но звукопоглощающий материал, например, ковер действительно снижает уровень звука в помещении, хотя его толщина не может указанный механизм поглощения звука осуществить. Там другой эффект. Пр падении волны на жесткую стенку отраженная волна имеет ту же фазу, что и падающая. Ковер слегка меняет фазу отраженной волны, поэтому отраженная волна идет уже с задержкой по фазе к падающей. В результате амплитуда стоячей волны меньше. И резонанс в помещении не становится таким острым.

    Но прямые волны – это только примерно 30% энергии волны. Основная часть переносится так называемыми боковыми волнами, которые распространяются вдоль стен. Поэтому безэховые камеры облицовывают клиньями из ЗПМ.

Добавить комментарий для Алексей Климов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *