35 АС-012 «Radiotehnika S-90D»

Изготовитель: ПО «Радиотехника», г. Рига.

Назначение и область применения: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях. Акустическая система «S-90», разработанная в 1975 г., является первой отечественной системой, удовлетворяющей требованиям международных документов на аппаратуру категории Hi-Fi. S-90D более поздняя модель «S90», отличающаяся расширенным диапазоном воспроизводимых частот, ведением индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым внешним видом. Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 20 – 90 Вт.

Паспорт S-90D.

 

Характеристики

 

3-х полосная напольная АС с фазоинвертором

Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-14 дБ) – 25000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 — 8000 Гц: ±4 дБ

Чувствительность: 89 дБ (0,56 Па/√Вт)

Направленность под углами 25±5° в горизонтальной плоскости и 7±2,5° в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС:

в вертикальной плоскости: ±3°

в горизонтальной плоскости: ±4°

Гармонические искажения АС при уровне звукового давления 90 дБ на частотах:

250 — 1000 Гц: 2 %

1000 – 2000 Гц: 1,5 %

2000 – 6300 Гц: 1 %

Сопротивление: 8 Ом

Минимальное значение импеданса: 7,6 Ом

Предельная (паспортная) мощность: 90 Вт

Кратковременная мощность: 600 Вт

Вес: 23 кг

Размеры (ВхШхГ): 710х360х285 мм

Установленные динамики:

s90d_ldsound_ru (7)

 S-90D ldsound.ru (1) S-90D ldsound.ru (2)

Конструкция

 

         Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанеровано шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок 16 мм, лицевая панель – фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

         Головки обрамлены каждая декоративными черными накладками, изготовленные штамповкой из алюминиевого листа, с четырьмя крепежными отверстиями. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головка НЧ расположена на лицевой панели по вертикальной оси, а головки СЧ и ВЧ смещены относительно этой оси влево и вправо. В верхнем углу лицевой панели находятся индикаторы перегрузки, а в нижней части прямоугольное отверстие фазоинвертора, размером 109х33 мм и частотой настройки 31 Гц. На шильдике изображены кривые АЧХ, соответствующие различным положениям регуляторов уровня, а также название АС и фирменный знак завода-изготовителя. Кроме того, на лицевой панели имеются втулки для крепления декоративной рамки с тканью. На задней стенке, в нижней части, крепится колодка с клеммами. Каждая головка со стороны лицевой панели защищена металлической черненой сеткой.

         Внутренний объем АС – 45 литров. Для уменьшения влияний на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей.

         Внутри корпуса на одной плате расположены электрические фильтры, обеспечивающие разделение полос АС. Частоты раздела между НЧ/СЧ — 750±50 Гц, между СЧ/ВЧ — 5000±500 Гц. В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СП3-38Б, С5-35И, ППБ, конденсаторы типа МБГО-2, К50-12, К75-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.

S-90D ldsound.ru (5)S-90D ldsound.ru (4)S-90D ldsound.ru (3)

         В комплект поставки входили: четыре пластмассовые ножки, которые можно прикрепить к основанию корпуса; съемная декоративная рамка, обтянута трикотажным полотном, обладающей высокой акустической прозрачностью.

s90d_ldsound_ru (2)

Некоторые фото, предоставлены мастерской “Змеиный огонь”.

184 комментария: 35 АС-012 «Radiotehnika S-90D»

  1. Виталик пишет:

    Всем здрасти. А как они будут звучать с усилителем Ланзар на две пары транзисторов? Или стоит посмотреть в сторону других оконечников? Просто у меня всё есть,темброблок,защита ас,трансформатор я сам намотан под любое напряжение,но ни как не определюсь с оконечниками. Пока что просматриваю в сторону Ланзара. За ранее спасибо.

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Звучать они будут точно так же как и от сотен других усилителей на транзисторах с общей обратной связью, не лучше и не хуже. Ланзар из себя в плане какого-то особенного звука ничего не представляет. Хотя схема красивая. Собирал её в 90-е годы, ничем не порадовала.

    • yes1111 пишет:

      А откуда там браться какому-то особенному звуку? Собственно, всей красивости-то там – это всего лишь симметричный входной каскад. Одинаково качает в обе стороны, по замыслу архитектора. На практике можно ожидать одинаковой скорости нарастания в “плюс” и в “минус”. В остальном банально и не одну тысячу раз пережевано. Из несомненных плюсов – что оно безусловно работоспособно.

    • yes1111 пишет:

      P.S. А в плане звучания (в том числе, и с сабжевыми АС) думаю, что TDA7293/7294 поинтереснее будут. Сугубо ИМХО, конечно. На роль гуру не претендую.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        ТДА 7294 очен мощная и крепкая микросхема. Единстенный минус у неё- есть песочек в звуке, а так- очень даже приличная.

        • LDS пишет:

          Есть у меня усилитель на TDA7293 и Optonica sm-1515. При слепом прослушивании разницы нет никакой, да и при зрячем так же. Никакго песочка не слушал. Единственное, в отличии от Одиссея-010 звучит приятней.

          • Руслан пишет:

            Поменяйте в одиссее все электролиты, кроме неполярных и больших банок питания, они в основном не высыхают. настройте ток покоя и симметрию подключите без темброблока прямо на выходники сигнал, и услышите разницу от тда!!!

  3. Виталик пишет:

    Значит единственный вариант,это продать сие чудо акустики и преобрести что-то нормальное. Спасибо.

    • Игорь пишет:

      1.Нет акустики с одинаковым звуком. 2.Нет усилителей с одинаковым звуком. 3.У людей разное восприятие звука. На основании чего, не слушав, делать такие выводы?

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Слушать,вслушиваться, запоминать особенности, сравнивать, не поддаваться вау-эффекту, сомневаться в услышанном, со временем вырабатывается некий внутренний эталон, какой звук лучше именно для вас, что бы там вокруг ни говорили знатоки. Слушать все равно вам, а не им.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Любая колонка, сделанная не вами, требует перенастройки под ваш слух .Как невероятное совпадение, вы нашли колонки, безупречно подходящие вам. За всю жизнь у меня такое было всего пару раз . Особенно когда стал что-то понимать в звуке.

      • Юрий пишет:

        Да , всё верно , и это объяснимо для тех , кто воспринимает информацию , а не зациклен на своей волне.

        • Юрий пишет:

          Ответ я “закреплял” к комментарию Игоря , но система сайта расположила иначе..

          • Виталик пишет:

            Просто они,как я послушал, предпочтительнее для танцевальной и энергичной музыки. Рок,метал вообще не возможно слушать. Но может дело и в усилителе. Я их подключал к lm1875, конечно звук по середине и верхам более нормальный,но мощности не хватает для раскачки нч. Купил в Китае пару оконечников на 2SC5200 + 2SA1943 за 600гр,но на них сч звучит хуже и бас какой то гулкий.

            • Виталик пишет:

              Хотел ещё спросить,а как правило подключить нч,сч и вч? Нч и сч в фазе а вч в противофазе или нч фаза а сч и вч противофаза? А то я менял провода и грешу что попутал полярности. Проверить то нетрудно,воткнув батарейку на провода,но хотелось бы знать наверняка. Спасибо. Может дело ещё в этом.

              • Александр Р. пишет:

                Правильно так, как на схеме – НЧ, СЧ в фазе, ВЧ – против. Но с ВЧ можно поэкспериментировать – возможно, ухо/микрофон подскажут.

            • yes1111 пишет:

              Схема пробовалась эта?
              http://cxem.net/sound/amps/amp166.php
              В УМЗЧ на LM1875 выходные транзисторы (те, которые внешние) включены по схеме с ОЭ. Такой каскад в первом приближении представляет собой управляемый источник тока, т.е. обладает высоким внутренним сопротивлением – в отличие от каскада с ОК, который представляет собой источник напряжения. Как следствие, могу предположить недостаточное демпфирование головок, которое может порождать гулкость звучания. Теретически общая ООС должна сводить этот эффект на нет, но на практике не исключены сюрпризы.
              Если же ИМС использовалась “голая”, без дополнительных транзисторов, то ее максимального выходного тока в 4 А для раскачки данной АС просто может оказаться маловато.

  4. Виталик пишет:

    Значит нч и сч в фазе,то есть плюс на вход и плюс на нч и вч и плюс на вход и минус на вч ? А то я схему пол часа смотрел,там все динамики в фазе. Или я не туда смотрел или есть опечатка. Спасибо.

    • Виталик пишет:

      Разобрался,плюс на входе и плюс на вч,а минус на плюс нч и сч. Спасибо. А то у меня один нч был неправильно подсоединён. Только не понятно почему минус на входе идёт на плюс нч и сч,а не на оборот.

  5. Виталик пишет:

    Кстати, сегодня сделал с сч как написано на этом сайте http://meandr.org/archives/26799
    получилось довольно таки не плохо,но по крайней мере стало лучше чем было,и уже вроде как ничего. Плюс наклеил дополнительный магнит в противофазе от таких же динамиков. Теперь бы узнать что лучше сделать с вч,а то они иногда аж раздражают.

  6. Виталик пишет:

    А что ещё хотел спросить,а стоит ли заменить конденсаторы на импорт,аудиофильские конденсаторы известных брендов пленочные полипропиленовые? Приблизительно так описал их характеристики.Бренд: JB Capacitors или Бренд: Round.

    • yes1111 пишет:

      Отвечу. Будет то же самое, как если в “Жигулях” поменять пару гаек на швейцарские, какой-нибудь всемирно известной фирмы. Никто не заметит, но зато самооценка приподнимется.

      • yes1111 пишет:

        На импорт менять только электролиты на плате индикации. На самые простые, но только новые и импортные. Но звучание здесь ни при чем.

        • Евгений пишет:

          А ещё можно плату индикации отключить и ничего не менять. Разве что проверить фильтр и номиналы элементов на соответствие схеме.

          • yes1111 пишет:

            Ну, раз стоИт – то пусть уж мигает тогда. Зря, что ли, инженерА когда-то старались, за свою позорную зарплату? Ах, да – забыл совсем. Светодиодики на импортные тоже можно поменять. Они светят ярче и красивше. Это точно заметят. Но на звук никак не повлияет.

            • Евгений пишет:

              На звук оно может только отрицательно повлиять, так как запитывается напрямую из звуковой цепи. Я сейчас восстанавливаю S-90F для себя. История долгая, но я специально купил родную панель регуляторов и плату, чтобы всё прикрутить чисто для эстетики. Подключать не собираюсь.

          • Виталик пишет:

            А если номиналы не совпадают,то менять на импорт или обязательно искать советские? И как лучше,катушка индуктивности намотана как ташушку или как здесь на фото, просто на воздух? И стоит ли перематать катушку с воздуха на катушку?

            • yes1111 пишет:

              Номиналы электролитов не совпадают? Типа, 22 мкФ вместо 20, или 47 вместо 50? Забить, и менять все, не глядя. Там просто со временем номинальный ряд поменялся, и вместо 10, 15, 20, 30, 50, 100 мкФ стали выпускать 10, 15, 22, 33, 47, 100. Различие роли не играет – у них все равно производственный разброс огромный, и стабильность никакая. Но для работы схемы абсолютно некритично, это же не фильтр. Оставлять советские, а уж тем более специально искать их – нонсенс. Там изначально половина брака была, а во что они превратились за 30 лет – боюсь даже и подумать. В фильтрах все конденсаторы и катушки оставить, как есть, и ничего не трогать. Если только номиналы и схема включения соответствует заводской.

              • Виталик пишет:

                Ну я и спрашивал про фильтр. Перегрузку мне уже перебрали в сервисе.

                • Виталик пишет:

                  А если не соответствуют номеналы конденсаторов в фильтре,то их меня на импорт или обязательно искать советские? И ничего что часть останется советских,а замененые будут импорт?

                  • Игорь пишет:

                    Зачем импорт? Там МБГО и к73-11 – практически вечные, да и по звуку неплохие.

                    • Виталик пишет:

                      Хотя бы кто-то читает сообщения в одной главе? Два раза спросил,если в фильтре не совпадают номеналы конденсаторов то их нужно поменять, ПРАВИЛЬНО ? А если их нужно ПОМЕНЯТЬ,то искать советские или импорт подойдёт. ТЕПЕРЬ ПОНЯТНО ?

                    • yes1111 пишет:

                      В фильтр подойдут любые бумажные или пленочные – хоть советские, хоть импортные. Смотрите, что легче и дешевле купить.

                  • шел мимо пишет:

                    НомИналы вполне могут быть +/-5%, это не критично

                    • Виталик пишет:

                      Извините конечно,но ни кто так и не ответил на мой вопрос. Вообще разброс у конденсаторов,как правило от 3 до 10% как правило.

                    • Евгений пишет:

                      Разброс у конденсаторов МБГО чаще всего встречается либо 10% либо 20%. Если есть возможность выбрать, то лучше выбрать поточнее, чем с 20% разницей от номиналов из схемы. К тому же в схеме S-90F, например, вместо С3 на 10 мкФ указано 3 конденсатора: 2 – на 3,9мкФ и один на 2,2мкФ. Я поставил на 10мкФ – так проще.

                  • Олег пишет:

                    Я пробовал менять конденсаторы.
                    На НЧ при замене на пленку звук становится более собранный четкий, но общая картина звука портится лучше оставить МБГО. На СЧ если заменить на пленку то же есть изменения но надо менять все конденсаторы 20мкф,10мкф,3,9-4,0 мкф. Если не трогать 20мкф разницы не будет. Звук стал чище и более собранный. ВЧ надо менять обязательно там стоять 2 конденсатора по 1мкф. После всех проведенных экспериментов пришол к выводу надо в фильтре менять только на ВЧ значительно улучшился звук. Ставил на НЧ и СЧ конденсаторы КZК белые на 400в. На ВЧ КZК оранжевые на 400в.
                    Еще катушки индуктивности на разных экземплярах разные показатели. НЧ должно по схеме быть 3.5мг по факту 3.25мг.

                    • Виталик пишет:

                      Олег,большое спасибо. Только вы прочитали мой вопрос и ответили на него.
                      И что самое интересное,не в одном фильтре не указывается диаметр провода которым должна быть намотаны катушки индуктивности. Прочитав кучу хлама в инете,советуют не менее 1мм. Это правильно? Или как рассчитать диаметр провода для катушки индуктивности? Просто хочу при необходимости перематать катушки. А то у меня одна катушка на нч вообще без катушки,намотана на пластмассовую тонкую палочку.
                      И ещё хотел спросить, катушки индуктивности мотается как трансформатор,виток к китку,без провалов? Я правильно понял? А то трансформаторы умею мотать,а катушки ещё не доводилось.

                    • Олег пишет:

                      Катушки надо наматывать виток к витку. Как намотаете первый ряд переходите ко второму повех первого. Желательно каждый слой промазать лаком (ПЛАСТИК 71 в чип и дип продается для плат и обмотке. Другие варианты лучше не применять).

                    • Олег пишет:

                      Катушки для фильтра радиотехника s-90D,F,B (фильтра у них по номиналам одинаковые только расположение разное элементов). Провода для намотки катушек идут разного диаметра. Для НЧ катушки на заводе мотали в пределах 1.0мм до 1.2мм. Лучше за эти пределы не выходить. На СЧ диаметры проводов разные на катушке где 5.1мГн провод около 0.8мм. Остальные в пределах от 1.0 до 1.1мм. Надо учесть и форму катушки если измените диаметр и высоту катушки то и сопротивление в катушке измениться. Промерив более 10 фильтров катушка с индукцией в 5.1 мГн не обнаружил. Все катушки в пределах от 4.8мГн до 4.93мГн. Видимо на заводе вносили изменения в фильтр по индуктивности. Оптимальный вариант купить фильтр от колонок s-90D.F.B. и на базе их катушек выбрать что вам нужно.

                    • Евгений пишет:

                      Есть же ещё допуски. Например, +-10% для намоточных изделий (катушек индуктивности, звуковых катушек…) – это очень хорошо, особенно при массовом производстве, так что 4,8 – 4,93 мГн – вполне в допуске. А так, я тоже не увидел разницы фильтров S-90D и F, а вот фильтр S-90B отличается тем, что регуляторы ВЧ и СЧ находятся на шасси фильтра в соответствующих отверстиях. В остальном я отличий не нашёл.

  7. Виталик пишет:

    Скажи пожалуйста неопытному,есть ли смысл выкинуть родные фазоинверторы и за место них поставить от 35 АС-212 в месте с накладками от 212 ? Улучшит ли это звучание нч ? Потому что из этого вылетают ненужные звуки воздуха при большой громкости. Спасибо всем за советы и консультации.

    • yes1111 пишет:

      Любые переделки конструкции АС, не подкрепленные глубокими знаниями и профессиональными измерениями, ведут к ухудшению параметров и звучания. Я считаю, что лучше просто оставить все, как оно есть. Или обратиться к грамотному специалисту (только, не дай Бог, к “аудиофилу”!).

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Порты фазоинвертора в данных колонках откровенно вредят звуку, делая из неважного – ужасный. По – хорошему их забить вообще, а ящик рыхло заполнить синтепоном или холофайбером. Хоть как-то зазвучит.

    • Ovreclocker пишет:

      ФИ там настроен очень низко, Вы ничего не услышите особо на этой частоте, нужно еще поискать музыкальный материал, что бы услышать их (фазиков) влияние. И да, прекращайте баловаться с чрезмерным уровнем громкости. Сожжете ВЧ, потом будете долго искать замену.

      • Виталик пишет:

        Я кручу громкость на усилителе до того момента как начинаем мигать перегруз на динамике и больше не делаю. Да и при всём желании сделать громче,я живу в квартире.

        • LDS пишет:

          Не всегда пишется индуктивность на катушках, а о том какой жилой она намотана и подавно. В 25АС-027 (http://ldsound.ru/25-as-027/) все катушки намотаны жилой 1,2 мм в диаметре.
          Если трансформаторы делали, то катушку намотаете без проблем, это намного проще. Но суть та же, виток к витку.
          Было даже дело, когда я включил фильтры от Амфитона, но без динамиков, так что Вы думаете, они звучали, вернее их катушки, очень тихо, но слышно.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        У басовой части S90 две беды и обе главные. 1.Высокодобротный басовик вперли в тесный ящик, усугубив фазоинвертором. Бубнящий бас на 80-100 гц из-за выброса на ачх выше резонанса ФИ.
        2. Идиотский НЧ фильтр с выбросом на верхнем срезе , в районе 400гц, в итоге мычалка на 400.
        Результат- чудовищное звучание всей колонки, если не брать в расчет кирзовую средину и сверлящие верха. А так- прекрасная акустика (где тут смайлик ” ржу-катаюсь под столом?”)))

        • Марков Николай пишет:

          Проблема у всех советских колонок одна: это был ширпотреб, все знали, что не сахар, но продолжали выпускать 20 ЛЕТ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ ущербные аппараты.
          Я ещё по молодости удивлялся: как любители могут усовершенствовать заводские АС? А что с ними делать, если в АС высшего класса фильтр на СЧ мог состоять из двух деталей – последовательно R и С ???
          По НЧ звену – позволю себе принципиально с Вами не согласиться. Новый исправный 75ГДН-1 должен иметь Q=0.35, это даже чуть ниже оптимального для оформления ФИ. Если его втулить в Эс-90 в ЗЯ (50 литров), получаем добротность 0.61, и даже с учетом сопротивления фильтра и проводов имеем около 0.75, т.е., бубнить вроде нечему. И тут вылезают НО!
          1. Старение. Пара моих 75ГДН после отлёжки показала резонансные частоты 38 и 34 Гц! После разминки и небольшого “распаучивания” центрирующей шайбы получилось 30 и 32 Гц соответственно. Поднял записи: новые были 25 и 30 Гц соответственно. Поскольку масса та же, подъём частоты пропорционален подъёму добротности!
          2. Разброс параметров. Тут лучше молчать и измерять.
          3. НЕТ нормального заполнения, которым можно было бы увеличить гибкость воздуха внутри АС до 20% и одновременно снизить добротность где-то до 25% (касается и ФИ, и ЗЯ ).
          4. Горб на 100 Гц формирует также ФНЧ совместно с реактивным входным сопротивлением НЧ динамика. Для ЭС-90 это около 2.5 дБ. Уменьшить можно, уменьшая номинал катушки ФНЧ, и, в меньшей степени, уменьшая номинал конденсатора на землю. Убрать полностью – усилок в АС! Ни фильтра, ни проводов!
          5. Нылки и мычалки ( а также зуделки, сюрчалки и сверлилки в СЧ-ВЧ звеньях ) лечатся подбором резистора 0.3-4 Ома последовательно с конденсатором (или частью батареи – для ЭС-90 ) на слух или по измерению. Я подбираю в Мультисиме. Получается такой себе “полторашный” регулируемый порядок, которым можно ещё и АЧХ подкорректировать!
          6. Желательно попробовать передвинуть/отодвинуть/приподнять АС от стены/угла/пола, звук может измениться в любую сторону.
          Если всё это учесть, басовую часть я бы реабилитировал)))

          • Чалов Денис пишет:

            Даже сейчас советские колонки уровня S-90 не являются ширпотребом. А “отлежка” и изменение параметров свойственно всем динамикам. Реактивное сопротивление басовика – это что-то новенькое. И что плохого в фильтре из одного кондера и резистора?

            • Евгений пишет:

              Я соглашусь с Денисом: Вы давно не видели ширпотреба, похоже. Даже лет 10-15 назад акустика от музыкальных центров была “ещё ничего”. А вот у современных – вообще кошмар: стенки тонкие, ДСП крайне низкого качества, динамики – совсем беда. А чтобы пользователи не заметили всего этого, их конструкция не подразумевает вскрытия – всё плотно склеено каким-то прочным клеем. Причём при разборке оказалось, что части ДСП корпуса оторвались вместе с пластиковой передней панелью. И это акустика от МЦ Филипс.

            • Марков Николай пишет:

              S-90 действительно выше ширпотреба, тут я погорячился, простите. Я имел в виду, что, если АС проходила по требованиям к классу, то редко на заводском уровне кто-то занимался её доработкой. А ещё можно было в корпусе из красного дерева не найти воздух ( 15АС-408 ).
              Реактивное сопротивление есть у всех динамиков. По крайней мере, Вахитов так утверждает.) Действительно, где взяться двум резонансным частотам при отсутствии реактивных составляющих сопротивления? Практически надо измерить напряжение на НЧ динамике ЭСки в составе родного фильтра на 100 Гц и сравнить с входным: есть +2дБ или нет.
              Хорошее в фильтре из двух деталей одно – наилучшая ФХ. Всё остальное – не очень. В первую очередь, не контролируется зона совместной работы с ВЧ. Дальше – высокое последовательное сопротивление на частоте резонанса ( без ПАС будет гудеть обязательно ) + малая крутизна ската = перегрузка НЧ составляющими

              • Чалов Денис пишет:

                Реактивное сопротивление динамик имел бы, если бы имел реальную электрическую цепь, какую рисуют эквивалентную. Это многие конструкторы не понимают и принимают при расчете эквивалентную схему (продвинутые АС). На самом деле динамик имеет активное + индуктивное сопротивления. Насчет фильтра: у катушки есть кроме индуктивности и активное сопротивление, которое раздемпфирует головку, отчего и изменяется ачх. Фильтр первого порядка имеет преимущество только при коаксиальном расположении динамиков. Для контроля совместной работы таких ас их АЧХ закладывается при проектировании (Celestion). ПАС- не панацея. Есть более и простые и оригинальные решения. Я не хочу сказать, что первый порядок это хорошо или плохо. Всему своё место.

                • Марков Николай пишет:

                  Денис! Ваш комментарий вынудил меня засомневаться во влиянии механического резонанса на электрические характеристики ФНЧ. Поэтому вчера я провёл эксперимент для выяснения истины.Действующие лица:
                  1. Корпус 35АС-028 с ФИ на 30 Гц, 400 граммов ваты
                  2. 75ГДН-1л-4, резонанс 30 Гц, активное сопротивление 2.8 Ом
                  3. ФНЧ в составе катушка 1.56 мГн, параллельно динамику две цепочки: 180 мкФ+1 Ом и 50 мкФ+1.2 Ом.
                  Измерял три напряжения: зажимы АС ( вход ФНЧ ), клеммы динамика (подпаялся и вывел через ФИ ) (выход ФНЧ), и на клеммах динамика при заторможенном рукой диффузоре.
                  Параллельно промоделировал эту же схему с учётом реальной Z-метровой характеристики и с учётом ТОЛЬКО индуктивности катушки = 1 мГн. Сопротивление катушки ФНЧ 0.3 Ом, учёл.
                  Результаты:
                  1. Полученная АЧХ ФНЧ близка к варианту с учётом РЕАЛЬНОЙ характеристики сопротивления ( т. е. , двухгорбого верблюда ), отклонение -0.2…+0.5 дБ в диапазоне 40…200 Гц.
                  2. Максимальный горб ( он на частоте 80 Гц ) составил +1.8 дБ относительно расчётной АЧХ с учётом только индуктивности катушки.
                  3. При торможении диффузора горб также имеет место, но максимум смещается на 150 Гц.
                  Выводы:
                  1. Игнорировать факт влияния комплексного сопротивления динамика на АЧХ фильтра нельзя.
                  2. Нужно учитывать также эквивалентные параметры вблизи резонансных горбов ( по сопротивлению ) динамика и АС .
                  3. Заполнение корпуса ТАКЖЕ будет влиять на АЧХ ФНЧ через снижение высоты горбов Z-метровой характеристики .
                  4. Отклонения вызваны ошибками:
                  1. реальное сопротивление катушки 2.8 Ом, а я при моделировании поставил 3.3 Ом ( увидел поздно )
                  2. Крутизну реальных горбов передал эквивалентной схемой приблизительно (практически на глаз).
                  Прошу Вас провести подобный эксперимент для исключения возможных ошибок с моей стороны, в т. ч. систематических.
                  (При необходимости попробую сбросить файлы)

                  • Чалов Денис пишет:

                    Честно сказать, я не понял что за эксперимент Вы проводили. Зачем мерить напряжения – тут влияние противо-эдс динамика, отчего и появляются вообще горбы на импедансной характеристике. Изменяя напряжения на динамике, вы мерили и напряжения противо-эдс. Это мнимые, виртуальные повышения сопротивления. Не умею я красиво объяснить. Ну вот выньте вообще диффузор с катушкой и проведите свой эксперимент на ней без движения в зазоре. Кстати, 2 горба и образуются из-за торможения диффузора фазоинвертором. Контролировать АЧХ ФНЧ лучше измерением микрофоном.

                    • Марков Николай пишет:

                      Насчёт “мнимого” – не понял. Эксперимент и был для того, чтобы проверить, будет ли горб ПО НАПРЯЖЕНИЮ на клеммах динамика. Он есть (по моим данным ). А если он есть, то U^R ещё никто не отменял. Если до фильтра 1 Вольт, а после фильтра 1.2 ( к примеру ), то Вы утверждаете, что увеличение мощности при подключении дина после фильтра мнимое или как? Динамик один, частота одна, сопротивление то же, а напряжение больше = увеличение мощности.
                      Понятно, что АЧХ контролировать лучше микрофоном, но задача была выяснить ПРОИСХОЖДЕНИЕ горба на 80-100 Гц

                    • Марков Николай пишет:

                      Прошу прощения, U^2/R

                    • Чалов Денис пишет:

                      Если хотите понять природу этого горба, сделайте два замера – с фазоинвертором и без. Просто заткните чем-нибудь. Можно, для наглядности катушку, да весь фильтр, заменить резистором ом на 10.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Николай, редко можно прочесть такие грамотные во всех деталях комментарии. Не со всеми могу согласиться, но в общем- удовольствие от встречи со специалистом. Редкая удача в наше время . Рад буду побеседовать с вами и поделиться своими наработками. Александр.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              единственные колонки, к НЧ узлу которых не было замечаний и не понадобилась донастройка – это были Амфитоны 50АС 022. Оказалось, что у многих знакомых были эти колонки и их хорошее звучание отметили все.

  8. Виталик пишет:

    А что вы скажете по поводу того,чтобы взять купол от 10 ГДВ-2-16 (10 ГД-35Б) ,или подобного,и перемотать его на 25 Ом. Есть ли смысл? Будет ли лучше звучание?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      звук определяет не само омическое катушки, а конструктив подвижки динамика, и если пищала от рождения кривая и горбатая, перемотка ей не поможет.

      • Виталик пишет:

        А вы знаете кучу пищалок на 25 Ом с ровной АЧХ? Просто тканевый купол всё равно приятнее звучит,чем пластиковый. По этому и спросил совет. И если бы у меня были много лишних денег,я бы не морочил голову с этими колонки.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          тканевый купол выносливее пластика, он не плавится а горит в уголь, когда совсем авария. А пластик плывет задолго до предельной мощности в катушке. Хотя звук у пластика неплохой.

  9. Виталик пишет:

    Проще тогда взять фильтр от 15ас-109,выпаять от туда катушку индуктивности и конденсаторы,и впаять в место родного фильтра на вч здесь,в s90d, и послушать, прежде чем перематывать.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      втулить к фильтру для 16-омной пищалы другую пищалу, перемотанную на 16 ом- даже не половина дела, а ноль. Слишком разные динамики , разные частотки, вообще все разное.
      Проще самому неспешно перемотать упаленную пищалу. Пока молодой, зрячий и руки не скрючены , повседневным трудом , до пенсии. Как у меня, к примеру.

      • Виталик пишет:

        Вы не поняли смысла,взять пищалку из,к примеру 15ас-109,10гдв 2-16 и сделать такой же фильтр как на 15ас-109,и подключить всё это вместо 6гдв 6-25 в s90d сразу от входа. Осталось только уточнить какое сопровождение туда поставить, чтобы сразу не спалить 10гдв 2-16. Так понятнее?

        И на сколько я осведомлён,у 10гдв и 6гдв купола одинаковые, разница только в выводах,у одних с одной стороны,у других по бокам. Но при перемотке выводы можно выпустить куда угодно.

        И ещё встретил в продаже вот такие купола
        http://saudio.zp.ua/zvukovaya-katushka-shyolk-10gd-35-10gdv-2-16-10gdv-4-16-25om/p554
        Кто нибудь пробовал их? Как они?

        • LDS пишет:

          ВЧ и фильтр от 15 АС-109 в S-90D такая же плохая затея, как и заменить родной ВЧ на импорт к примеру. Все равно необходимо будет провести акустические измерения.
          ВЧ фильтр не настраивается на конкретный динамик. Изменение в ВЧ фильтре неизбежно скажется на весь диапазон, можете поверить. Даже банальный резистор может изменить картину до не узнаваемости.

          Купола по ссылке не плохие, можно попробовать. Я думаю, они подойдут в штатное место ВЧ динамика идеально. Но опять таки, с учетом того, что этот тот же излучатель, что и у родного ВЧ.

        • Виталик пишет:

          Кстати,купил эти купола,вставил в вч динамики вместо родных. Звучание кординально изменилось в лучшую сторону. Короче,я доволен как слон. Правда никаких изменений не делал,не чем,но ушам очень понравилось. На много лучше родных. Они совершенно иначе звучат,чуть тише,но очень хорошо.

        • Alik пишет:

          В принципе можно,срез тот же,5000 Гц(если он действительно 5кГц).Сопротивление поставить 6,8 Ома.

  10. Виталик пишет:

    И я что-то плохо понимаю в схемах. На вч разве нет резистора? Только два конденсатора и катушка индуктивности? Резисторы только на нч и сч?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      чувствительность пищалы обычно выше чем средника и явно выше басовика, поэтому и давится отдача всякими резюками, чтобы уравнять с соседями. Иначе колонка засвистит.

    • LDS пишет:

      Почему нет, на входе ВЧ фильтра стоит 33 Ома подстроечные, т.е. это регуляторы на передней панели.

      • Евгений пишет:

        У меня в S-90F у этих резисторов в крайнем правом положении сопротивление 0,5 Ом, а в паспорте написано, что линейная АЧХ получается именно в крайнем правом положении.

      • Виталик пишет:

        Значит получается что если отключить регулятор,то нужно поставить сопротивление на 33 Ома. Ясно. Спасибо.

        • Евгений пишет:

          Наоборот, не нужно. Линейная АЧХ получается при минимальном сопротивлении – я в S-90F тоже сначала хотел впаять что-нибудь, но прочитав инструкцию подключил динамики напрямую.

          • Виталик пишет:

            И при какой мощности они у вас сгорят?

            • Евгений пишет:

              Я их слушаю при индикаторах усилителя в 1-5 Вт. Вообще слабо представляю, зачем дома “вкручивать” до моргания индикаторов перегрузки. Или Вы проводите на них дискотеки?

              • Виталик пишет:

                При пяти ваттах 75гдн вообще не будет работать, мощности не ощутит. И зачем тогда брать такие? Для таких мощностей проще взять что-нибудь проще,навроде 10гдш,у меня стоит пара колонок от Романтики 222,играют с s90d,как небо и канава. Просто для меня в них нет баса,а саб не охота подключать,хотя и саб есть, тоже на 75гдн 1-8.

                • Константин пишет:

                  Это не 35АС028-1 или 35АС013 со ступенчатым индикатором мощности. Там индикатор срабатывает где то на 50w.
                  Cлушать с горящей лампой перегрузки на громкости выше 60w не безопасно для ВЧ.
                  (делитель пропускает и в пике может спалить пищалку)

                • Евгений пишет:

                  Вполне нормально работает. Индикатор усилителя показывает действующее значение мощности. Если его умножить на 10 (Пик-фактор музыки) – будет вполне нормально.

              • Евгений пишет:

                С мигающим индикатором перегрузки НЧ-головки – это можно вызывать приступы ненависти у соседей.

                • Евгений пишет:

                  К тому же при мигающих индикаторах перегрузки очень сомнительно, что АС воспроизводят музыку….

                  • Виталик пишет:

                    Как раз,до мигания лампы,это считается Hi-Fi,а после,это уже начинаются искажения. Отдайте свой блок на ревизию. Мне сделали ревизию недавно.

                  • Марков Николай пишет:

                    У этого СЧ динамика рабочая мощность( при которой искажения меряются ) по паспорту 10 ВАТТ, с учётом его 16-омности – 20 Ватт средних частот с усилителя. Что он при перегрузке орёт – Алдошина его знает, но культурная, не скажет…

                    • Чалов Денис пишет:

                      Рабочая мощность, это мощность, при которой динамик создает звуковое давление в 94 дБ. Искажения меряют на номинальной мощности – 15 ватт для этой головки. Орет она не из-за искажений. Кстати они у нее довольно низкие.

    • Марков Николай пишет:

      На НЧ гасящего резистора не бывает – у низов отдача меньше, чем у СЧ-ВЧ , и он сильно поднимал бы добротность. Но тут действительно нет резистора по ВЧ – потому, что ВЧ имеет 25 Ом, а низ – 8 Ом, а это как раз ~ -4,7 дБ по чуйке. У СЧ здесь – 16 Ом, получаем -3дБ относительно низа при отсутствии гасящего резистора.

  11. Виталик пишет:

    Добрый вечер.У вас ошибка –
    В верхнем углу лицевой панели находятся лицевой панели находятся индикаторы перегрузки, а в нижней части находится прямоугольное отверстие фазоинвертора, размером 95х75 – только размер его 109х33

  12. Alik пишет:

    Господа,растолкуйте мне один феномен,у S-90D(B)фильтр ВЧ аналогичен с фильтром ВЧ S-50В,разница только в сопротивлении ВЧ головок 16 и 25 Ом,а частота раздела одинакова 5000 Гц.Как такое возможно?

    • Евгений пишет:

      Я сейчас тоже обратил внимание – различия минимальны. Возможно, где-то в схемах ошибка.

      • Alik пишет:

        По есть не правильно напечатали?Очень интересно.

        • Евгений пишет:

          Вполне возможно. А Вы свои S-50 вскрывали? Их схема соответствует приведённой здесь?

          • Alik пишет:

            Да,вскрывал,менял СЧ.По крайней мере,номиналы конденсаторов,резисторов и соединения элементов со схемой сходятся,про катушки индуктивности не скажу,не чем по мерить.

            • Чалов Денис пишет:

              Вас только этот узел фильтре смутил?

              • Alik пишет:

                Ну как бы да,почему при одинаковом фильтре,но с разным сопротивлением ВЧ динамика,срез частот один и тот же-5 кГц?

                • Чалов Денис пишет:

                  Частота раздела определяется частотой, соответствующей точке пересечения ачх полосовых головок. Так что частота в 5000 вполне может быть у обеих колонок.

                  • Alik пишет:

                    Я не силен в расчетах,но если у S-50B режится в районе 5кГц,и если в такой же фильтр поставить головку с большим сопротивлением,то фильтр будет резать гораздо выше?

                    • Чалов Денис пишет:

                      Гораздо круче

                    • Alik пишет:

                      В смысле?То есть срез будет ниже?

                    • Евгений пишет:

                      Я так полагаю, что Денис имел в виду спад вместо 18 дБ/окт, скажем, 20 – 22 дБ/окт. Для 24 всё же нужен 4-й порядок фильтра…

                    • Чалов Денис пишет:

                      Нет, я имею ввиду срез на ачх будет более угловатый. Почитайте про различные типы фильтров. Я столько писать не осмелюсь

                    • Alik пишет:

                      В общем лажа какая то с фильтрами у Радиотехники тогда получается.

                    • Чалов Денис пишет:

                      Лажа у S-50, у S-90B, D, F – полный порядок. У вч только исправить нужно.

                    • Alik пишет:

                      S-50В вроде не плохо играют.А что нужно у S90B
                      в фильтре ВЧ исправить?Я так понимаю нужно будет затронуть катушку индуктивности?

                    • Чалов Денис пишет:

                      Нет, только ёмкости. 0,6 мкФ и 2 мкФ – номиналы считая от входа к динамику.

    • LDS пишет:

      У катушки S-50B немного больше индуктивность. Сопротивление на входе заменено с переменного на постоянное, что по сути является одним и тем же. Только у S-50В динамик 6 ГДВ-1, а в 90-тых – 6 ГДВ-6.

      • Чалов Денис пишет:

        А ёмкость в нч фильтра, индуктивность в сч не вызывает вопросов?

  13. Виталик пишет:

    Здравствуйте всем. Подскажите пожалуйста,какие конденсаторы и катушки индуктивности отвечают за срез нч и сч? Просто хочу опустить ниже срез между сч и нч с 750гц до 400-500гц. И не знаю за что браться. Или может кто-нибудь подскажет что надо изменить. А то я в фильтрах не силён.

    • Чалов Денис пишет:

      Для чего Вы хотите сместить частоты раздела? Для этого нужно не только понимать работу фильтра, но и обладать неким измерительным оборудованием. Такая частота там выбрана не случайно.

      • Виталик пишет:

        Потому что у 75гдн после 500гц провал. По этому и хочу опустить частоту раздела. А сч мне будут делать под заказ,тоже на 16 Ом. Он будет играть от 400-500гц.

        • Чалов Денис пишет:

          Вы мерили этот провал или начитались? Не стоит трогать фильтр с Вашими возможностями и динамик на заказ на 16 Ом. Очередная убитая пара АС…

          • Виталик пишет:

            Ну так подскажите мне,с вашими возможностями. Всё равно есть стартовая прямая,золотая середина,от которой обычно отталкиваются. Я не поверю что вы гоняете через микрофон после каждого витка на катушке индуктивности или после каждого добавленного микрофарата.

            • Чалов Денис пишет:

              При чем тут витки на катушках? Вы собираетесь ставить неизвестный динамик чьего-то умного производства, хотите понизить частоту деления в полтора раза. Что советовать? Откуда кто знает параметры Ваших динамиков.

              • Виталик пишет:

                75гдн 1-8 верх обрезать на 400-500гц,20гдс 1-16 низ обрезать на 400-500гц

                • Виталик пишет:

                  Золотая середина 450гц

                  • Чалов Денис пишет:

                    Что Вас убедило думать, что 450 герц – оптимальная частота раздела?

                    • Виталик пишет:

                      Наверное то,что судя по отзывам у 75гдн провал после 500гц

                    • Чалов Денис пишет:

                      Не надо кроить колонку “по отзывам”. Измерьте сами головку, сами сделайте выводы.

                  • Alik пишет:

                    Фиг знает от куда там раздел 750 Гц если катушка индуктивности стоит 3.5 мГн.Срез должен быть гараздо ниже.

  14. Игорь пишет:

    В схеме наверху все динамики в противофазе, на моих в противофазе только вч. Как правильнее?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *