35 АС-1 «Radiotehnika»

Изготовитель: ПО «Радиотехника», г. Рига. Производилась АС с начала 1977 года и применялась для комплектования радиолы Viktorija 003 и електрофона Allegro 002, впервые бала показана на выставке «Связь-75». По тому времени она была лучшей не только среди отечественных АС, а звучала лучше многих АС зарубежных фирм.

Назначение: акустическая система 35АС-1 предназначена для высококачественного воспроизведения звуковых программ в сочетании с различными видами бытовой радиоаппаратуры.

Технические характеристики:

3-х полосная напольная АС с фазоинвертором
Диапазон воспроизводимых частот: 30 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ±4 дБ
Среднее стандартное звуковое давление: 0,1 Па
Сопротивление: 4 Ом
Минимальное значение импеданса: 3,2 Ом
Номинальная мощность: 35 Вт
Предельная (паспортная) мощность: 70 Вт
Установленные динамики:
НЧ: 30ГД-1-25
СЧ: 15ГД-11-120
ВЧ: 10ГД-35-3000
Вес: 27 кг
Размеры (ВхШхГ): 70х36х28 см
35ас1 ldsound.ru (6)
1 – звуковое давление, 2 – импеданс

Описание:

Ящик акустической системы 35АС-1 изготовлен из клееной фанеры толщиной 10 мм. Низкочастотная головка установлена на передней доске ящика, а среднечастотная и высокочастотная головки закреплены на декоративной фальшпанели, выполненной из сплава алюминия. Фальшпанель, в свою очередь установлена на передней доске ящика. Расположение головок на отражательной доске определяет характеристику направленности акустической системы. Задняя стенка ящика акустической системы плотно крепится, все просветы в стыках стенок тщательно зашпаклеваны. Высокочастотная и среднечастотная головки закрыты крышкой, заполненной хлопчатобумажной ватой. Это необходимо для получения замкнутого объема в ящике АС для НЧ головки, а так же для исключения влияния НЧ головки на СЧ.

Акустическая система является 3-х полосной закрытого типа с акустическим фазоинвертором. В ее деревянном ящике установлены три круглые динамические головки громкоговорителей прямого излучения и блок фильтров. Лицевая сторона ящика, на которой установлены также переключатели ступенчатой регулировки уровня громкости звукового сигнала на средних и верхних частотах, закрыта декоративной панелью. В акустической системе использованы следующие головки громкоговорителя: Гр1 низкочастотная типа 30ГД-1-25; Гр2 – среднечастотная типа 15ГД-11А-120 и Гр3 – высокочастотная типа 10ГД-35-3000. Все головки громкоговорителя включены с учетом полярности выводов их звуковых катушек для обеспечения синфазности их работы. Напряжение звуковой частоты на каждую головку подается через соответствующее звено блока фильтров, определяющее полосу (канал) частот, в которой работает данная головка.

Вид АС:

35ас1 ldsound.ru (4)

35ac-1 ldsound.ru (3)

35ас-1 ldsound.ru (5) 35ас-1 ldsound.ru (1)

Съемная декоративная панель представляет собой акустически прозрачную радиоткань, натянутую на раму. Эта панель крепится к ящику акустической системы с помощью защелок типа «репейник». При прослушивании высококачественных программ или при звучании с большой мощностью, а также при необходимости управления регуляторами тембра акустического системы декоративную панель необходимо снимать. Вилка для подключения акустической системы к усилителю электрофона, обеспечивает синфазность работы двух акустических систем 35АС-1.

Внутренние поверхности стенок ящика акустической системы (боковых и верхней) покрыты звукопоглощающим материалом (хлопчатобумажной ватой). Наличие этого материала уменьшает амплитуду стоячих волн в замкнутом объеме ящика и тем самым обеспечивает линейность частотной характеристики звукового давления акустической системы в области нижних частот звукового сигнала.

Как было отмечено выше, акустическая система 35АС-1 имеет акустический фазоинвертор, на передней доске ящика закреплена фазоинверторная труба, изготовленная из пластмассы. Фазоинвертор настроен на частоту 30 Гц и обеспечивает подъем частотной характеристики звукового давления на этой частоте на 3-4 Б, что дает некоторое расширение диапазона воспроизводимых частот. В верхней части фазоинверторной трубы закреплен металлический держатель с небольшим куском тонкой и мягкой ткани для ослабления прослушивания нежелательных призвуков.

Труба фазоинвертора:

35ас1 ldsound.ru (1)

35ас-1 ldsound.ru (3)

35ас-1 ldsound.ru (2)

35ac-1 ldsound.ru (4) 35ac-1 ldsound.ru (8)

Снятие декоративной панели производится следующим образом: пальцами давят сбоку на выступающие края панели в ее верхней части и, потянув на себя, отделяют панель от акустической системы. Прикрепление панели производится в обратном порядке снизу. При этом панель необходимо прижать в местах расположения крепежных защелок.

35ac-1 ldsound.ru (7) 35ac-1 ldsound.ru (11) 35ac-1 ldsound.ru (12)

Головки СЧ и ВЧ обрамлены декоративной черной накладкой, изготовленные штамповкой из стального листа. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом. Головка НЧ расположена на лицевой панели по вертикальной оси, а головки СЧ и ВЧ смещены относительно этой оси влево и вправо. На лицевой панели также находятся ручки регуляторов уровня СЧ и ВЧ, с шильдиком. На шильдике изображены кривые АЧХ, соответствующие различным положениям регуляторов уровня, а также название АС. Кроме того, на лицевой панели имеются втулки для крепления декоративной рамки с тканью. На задней стенке, в нижней части, крепится колодка с клеммами. На передней панели, внизу находится так же выход фазоинвертора.

35ac-1 ldsound.ru (9) 35ac-1 ldsound.ru (10)

Внутренний объем АС 75 л. Для уменьшения влияний на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей.

35ас1 ldsound.ru (3)

Электрическая схема 1

Электрическая схема 2

Монтажная схема 35 АС-1 и фото фильтров в корпусе:

35ас1 ldsound.ru (5) 35ac-1 ldsound.ru (5) 35ac-1 ldsound.ru (6)

Внутри корпуса на одной плате расположены электрические фильтры, обеспечивающие разделение полос АС. Частоты разделения между фильтром нижних частот, полосовым фильтром и фильтром верхних частот составляют 500 и 5800 Гц. Такая регулировка позволяет учесть индивидуальные особенности жилой комнаты, в которой установлены акустические системы, и добиться наиболее естественного звучания.

Все элементы блока фильтров смонтированы на металлическом основании. В блоке фильтров применены элементы следующих типов: резистор R5 типа МОН; остальные резисторы – типа ПЭВ; все конденсаторы – типа МБГО-2.

В акустической системе имеются два ступенчатых регулятора уровня воспроизведения раздельно для средних и высоких частот в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 25 кГц соответственно. Оба регулятора имеют по три фиксированных положений: «макс.», «норм.» и «мин.». В положении «макс.» сигнал с разделительного фильтра подается на соответствующую головку непосредственно. В приложениях «норм.» и «мин.» сигнал ослаблен относительно положения «макс.», на 3 и 6 дБ соответственно.

При включении переключателя В1 в положение «НОРМ» (замыкаются контакты 1,3; 5,7: 9,11 и 5′,7′) или «МИН» (замыкаются контакты 1,2: 5,6; 9,10 и 5′,б’) уменьшается добротность звеньев полосового фильтра, а головка Гр2 подключается к выходу фильтра через делитель напряжения сигнала, что уменьшает уровень громкости на средних частотах в акустической системе. При включении переключателя В1 в положение «НОРМ» это уменьшение составит 3 дБ, а в положении МИН б дБ на частотах 600-4000 Гц по отношению к уровню громкости звукового сигнала па этих частотах при включении переключателя В1 в положение «МАКС».

Цифры в маркировке акустической системы 35АС-1 обозначают следующее: 35 – номинальная мощность, Вт; 1 – номер разработки. (Позднее ей была присвоена маркировка 35АС-201, в которой цифра 2 обозначает группу сложности акустической системы).


Электрическая схема 35 АС-1 без регуляторов


Фото фильтров от мастерской “Змеиный огонь”:


Инструкция по эксплуатации в архиве.

Описание в книге Дерябина и Рыбакова.

Спасибо Чалову Денису за отдельно присланные фото.

Автор разработки: Rolands Kerno (Роланд Керно)
Фото с сайта: vef-rrr.ucoz.ru

79 комментариев: 35 АС-1 «Radiotehnika»

  1. Дмитрий пишет:

    Более вероятно как (7,0 – 0,3)х(3,6 – 0,3)х(2,8 – 0,15 – 0,2) = 6,7*3,3*2,45=54 л., минус объем динов и фильтов, таки да будет где-то 45-47 литров

  2. Scorpi74 пишет:

    А отличалась ли, чем нибудь, данная акустика экспортного исполнения от изготовленной для внутреннего рынка, кроме надписей на английском языке? Есть какие нибудь соображения?)

    • Степан Кузнецов пишет:

      В начале 80х годов у меня была пара 35 АС 1 в экспортном исполнении. Приобрести их мне помог Финкинштейн Дмитрий Ефимович, он был тогда замдиректора завода “Радиотехника” на Иманта.
      Первым моим усилителем был Электроника Т 1 002. Сравнивать в то время особенно не было с чем, но звучали великолепно.
      Вторым усилителем был Пульсар У 001, с ним звучали еще лучше, причем проработали несколько лет без малейших проблем.
      Третьим усилителем был Корвет 100 У 068. Звучали бесподобно, но начались проблемы: регулярно горели высокочастотники, пока я не заменил их на какие-то ленточные, марку не помню, только помню, что мощность была 50 Wt. Пришлось в схему добавить по конденсатору, чтобы приподнять высокие.
      Второй проблемой был сначала посторонний шум от низкочастотных головок, который появился, когда начали отламываться и искрить первые жилы в эластичном проводе, который соединял клеммы на корпусе ГД и клеммы на диффузоре. Проблему решил очень удачно, когда заменил их на пучки проводов от танковой гарнитуры. На этом проблемы кончились, только я применял функцию ограничения мощности, чтобы не спалить колонки, а она у Корвета была 2 х 150 Wt ! Они проработали тоже несколько лет, потом я купил какого-то зверя по кличке Kenwood, его мощности я и не знал, только помню, что на шильдике было написано 220 v 260 Wt. Но было ощущение, что он был помощнее Корвета, потому что на большой мощности диффузоры низкочастотных головок начинали выворачиваться наизнанку. Тогда же начал рассыпаться корпус, который я проклеил банальным клеем ПВА. Это после 20 лет нещадной эксплуатации!
      При сравнении с другими колонками, той же модели, и с колонками S 90 я заметил, что подвеска диффузоров у моих колонок была явно мягче, их амплитуда была больше и басы были соответственно заметно глубже и нежнее. В 2007 году я продал их перед отъездом в Испанию, о чем очень и очень сожалею. Неубиваемые колонки ! Мой низкий поклон разработчикам. Сейчас слушаю Bose Companion и регулярно вспоминаю свои колонки…

      • Сергей пишет:

        Здравствуйте оптимальная мощность усилителя к этим колонкам что бы не погорели ватт 50-70 с головой?

  3. Алексей пишет:

    Описание вроде подробное, но в схемах нет ни одного значения катушек)))-кому надо, найдут в другом месте.

    • LDS пишет:

      Номинал катушек это редкое явление. Раньше его никогда и нигде практически не указывали. Разве, что кто то измерит. Я так делал в 25 АС-027.

  4. Евгений пишет:

    Добавлю свои “5 копеек”: для катушек часто указываются их намоточные данные: размер и тип каркаса, количество витков и типоразмер провода.

  5. Александр пишет:

    В старых журналах Радио много писали про доработку фильтров в 35АС-1. Там же были указаны значения индуктивностей и намоточные данные.

  6. Александр пишет:

    Кстати , сейчас 35АС-1 б/у также пользуются спросом.
    Но производства Бердского радиозавода.
    Не знаю разницу – говорили что сборка лучше.

  7. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    такое впечатление, что интерес к советским колонкам образовался по причине недоступности остального. Подобная ситуация была в конце 90-х, дефолт и прочее беды, когда по бедности стали восстанавливать валявшийся хлам с чердаков, а я тогда бегал чинил телеки, завален был работой. Импортное стало дорого, вспомнили про наше. Так и сейчас. Но думаю , есть и другая причина: басовик 30ГД-2 или 75гдн – уверенно хороши для приличного звука.

    • yes1111 пишет:

      Народ в 90-е, на волне эйфории, понахватывал японских мыльниц с параметрами и звучанием на уровне 2…3-го советского класса, но зато с футуристическим дизайном и массой разноцветных огоньков. Если учесть, что их ресурс при этом примерно равнялся гарантийному сроку, а ремонтопригодность почти что никакой, то отрезвление и похмелье было достаточно скоропостижным и жестоким. Вот тут-то и вспомнили о старых добрых аппаратах. Увы, самые глупые к тому времени уже успели свою старую технику либо выбросить, либо развандалить. Этот процесс повторяется периодически, как только наступает массовое разочарование в очередной распиаренной маркетологами шняге.

      • Андрей С пишет:

        Это ладно 2,3 класс для нормальной импортной аппаратуры. Запомнилось в 91 году товарищ покупал себе аппаратуру. В магазине за 1800руб был наш переносной комплекс Амфитон-201 с CD проигрывателем, блочный стереокомплекс Радиотехника-7101с и пластмассовая двухкассетная погремуха с цветомузыкой Интернешенл. Мигающие огоньки победили разум товарища, как не старался убедить в пользу Амфитона или Радиотехники. И ведь сметали экзотический импортный хлам.
        В 90е годы мы в ремонт не принимали китайский хлам, брали только как “халтуру” в частном порядке. Отечественную аппаратуру в мастерской не брали т.к занимались только импортом. Мне приносили в ремонт только в основном 0класс, 1класс и ниже аудиотехнику в основном отдавали на запчасти, да дербанили на цветмет. После дефолта 98года нахлынул 9вал отечественной аппаратуры в ремонт, а вот китайских Осак и прочих Павасоников уже не попадалось. С массовым появлением ДВД и домашних кинотеатров в 2001-02 годах спрос на отечественное сошел на 0. И вот лет 8 назад и до сих пор снова появился небольшой но стабильный спрос на ремонт нашей техники.

        • Чалов Денис пишет:

          Да да да, знакомая ситуация :). Жаль, аппаратуры нашей становится все меньше.

  8. шел мимо пишет:

    В схеме без регуляторов цифрой 9 что обозначено? По моему, это там ни к чему, может вводить в заблуждение

  9. Сергей пишет:

    Приобрел парочку. Одна колонка имеет маркировку 35 АС 201 другая 35 АС 1. В конструкции есть только одно различие в 35 АС 1 на “входе” в трубу фазоинвертора стоит треугольная стальная распорка которая входит в пазы по бокам трубы. Интересно, что в 201 также есть эти пазы но пластины нет. Ее назначение вообще для меня тайна… Может убрать ее как думаете?

    • LDS пишет:

      35 АС-201 более позднее название 35 АС-1. Технически это одни и те же АС. Но в 201 может проявляться экономия в деталях.
      Распорка усиливает корпус и не дает его стенкам резонировать на низких частотах, конечно она нужна. Но ее отсутствие не смертельно, возможно разницы даже не почувствуете.

    • Сергей пишет:

      Не понял, насчёт “треугольная стальная распорка”.
      17 пар 35ас-1 (201), восстановил, видел только Г-образное крепление, для фазоинвертора и больше никаких конструкций.
      Коротким краем, заходит под плату фильтров, а длинным, прикручивается саморезом к фазоинвертору.
      Не “колхоз”, чей-то случаем…

      • Сергей пишет:

        LDS, насчёт “экономии деталей”, в 201-х – встречался другой фильтр!
        На ВЧ, не 2-й порядок, как в 35ас-1, а 3-й, примерно как в С90.

        • LDS пишет:

          Не пришлите схему, искал, не нашел. Но добавлю еще одну схему, хотя она вроде как идентичная с имеющейся.

          • Сергей пишет:

            LDS, отправил фото платы.
            Если присмотреться, то можно увидеть ещё один конденсатор сопротивление.
            До меня, акустика точно не вскрывалась, это “завод”.

      • Чалов Денис пишет:

        В некоторых 35ас была такая пластинка, к внутренней ее части приклеивалась марлечка, в остальных случаях она просто зажималась половинками фазика. Видимо, регулировка добротности фи.

  10. Игорь пишет:

    Марлю вешали что бы подавить вч призвуки.

    • Чалов Денис пишет:

      Вч призвуки? В фазоинверторе? Который настроен на 30 герц? И не надо про звук от постукивания пальцем, в реальности в колонке динамик или что то другое по фазику не стучит. А если вы про завихрения, то площадь трубы там такая, что марля больше призвуков даст, чем завихрения воздуха. Марля – это ПАС в этих колонках. И это не имхо, об этом подробно объяснялось в советской литературе конкретно по этим ас.

  11. Игорь пишет:

    Вот именно, читайте советскую литературы и в частности что такое ПАС и кто её ставил в фи,движение воздуха в трубе тоже настроено на 30 гц?,изогнутый в верх фи тоже способствует подавлению вч составляющей при движении воздуха,правильная настройка фи и оптимальный объём ящика должны обеспечить быстрый переходный процесс а Вы предлагаете ПАС в фи.если про марлю писали в советской литературе и Вы об этом знаете почему тогда написали “видимо регулировка добротности”.

    • Чалов Денис пишет:

      Потому, что вариант с креплением марли на пластинке в литературе нигде мне не встречался, поэтому и предположил, что это регулировка.
      ПАС как раз таки и призван уменьшить переходный процесс. И не путайте переходный и импульсный процессы. Изогнутый фазик там просто чтоб уместился в корпус. Посмотрите конструкции сабов от creative.

  12. Игорь пишет:

    Марля с пластиной ставилась что бы убрать паразитные колебания и стоячие волны в трубе,не знал что creative является эталоном в области акустики но они сделали фи правильно но не из за размера, можно уменьшить длину увеличить диаметр сохранив объём фи.

    • Чалов Денис пишет:

      Ну так вы посмотрели на сабы этой фирмы или Вам лишь бы ляпнуть? В них труба фи иной раз в спираль закручена. По другому не влазит в коробок. Игорь, а как происходит процесс образования стоячих волн в фазике? Расскажите. Вы должны знать. Ну, вкратце. Да пусть даже в ящике, не в фазике.

  13. Александр пишет:

    Здравствуйте! Кто нибудь может дать размер крышки СЧ ВЧ головок(выделенный объем)? Восстанавливаю данную акустику, детали утрачены прежним владельцем.

    • Чалов Денис пишет:

      Там не особо критично. Делайте по размеру отверстия под этот колпак, глубину подберите так, чтоб СЧ не упирался магнитом в заднюю стенку этого колпака.

  14. Василий пишет:

    Что-то по индуктивностям не сходится….
    Я смастерил прибор для замеров индуктивности, и у меня получилось следующее:
    L1 0.48мГн
    L2 1.18мГн
    L3 2.15мГн
    L4 0.23мГн
    На прецизионную точность не претендую… но всё-же…
    Так как каркасы в диаметре одинаковые и провод один и тот-же, то соотношение вес/индуктивность должен оставаться линейным, и он приблизительно соответствует моим измерениям.. Так же можно просчитать по физическим размерам катушек на любом онлайн-калькуляторе многослойных катушек они так же подтвердят приблизительное соответствие моим измерениям. А в книге Дерябина и Рыбакова, на которую ссылается данная статья, к сожалению ощущение, что про катушки накатали что-то “от себя”…

  15. Чалов Денис пишет:

    Вопрос администратору, Дмитрию, да и всем участникам. Принесли пару 35АС-1, не копанные, не улучшенные, только один 10гд-35 заменен на аналогичный, но с лавсановым куполом. Нужны ли фотографии колонок и их узлов, какие-то размеры, номиналы деталей фильтра, что-то ещё? Могу все сфоткать, все показать. И есть пара 15АС-404, под пломбами. Вопрос тот же. Если кого что интересует, спрашивайте.

    • LDS пишет:

      Трудно сказать, по 35 АС много фото. 15 АС-404 можно немного, но так же там есть. Пришлите на Ваш взгляд, чего не хватает. Сходится ли внешне фильтр с приведенным здесь? Габаритные размеры верны?
      Вообще можете прислать все фото, если сделаете, я их на диск добавлю и прикреплю здесь.

      • Чалов Денис пишет:

        ОК, пришлю все. Просто многие спрашивают способы крепления чего-нибудь, размеры сч бокса и тп. На фотках все видно. И укажу точные номиналы катушек на железной пластине и без нее. Интересно будет. Кстати, 35ас 1978 года!

        • LDS пишет:

          Да, пожалуйста, все, что сделаете – присылайте, все добавлю. Возможно Ваши фото добавлю и упрощу статью, так как уж очень много здесь их.

  16. Чалов Денис пишет:

    Интересный факт. Все детали фильтра подобраны очень точно. Разброс в паре 2%! 15гд с очень мягким и липковатым подвесом. И это 78 год. Колпак бумажный, но тактильно похож на мягкий пластик. Ящик из ДСП! Никакой авиационной фанеры.

  17. LDS пишет:

    Добавлены новые фото

  18. Dimtan пишет:

    Интересно, почему НЧ динамик в АС смещён влево от центральной линии? Порт ФИ мешает? По центру расположение было бы правильней относительно СЧ и ВЧ динамиков. В последующих С90 НЧ уже по центру расположен.

    • Чалов Денис пишет:

      Расположение и нч динамиков и сч в своих боксах должно быть асимметричным.

  19. Павел пишет:

    Подскажите, пожалуйста, какие отличия у олимпийского выпуска?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *