5 ГД-1 РРЗ

Назначение: применение во встроенных открытых акустических системах переносной бытовой радиоаппаратуры 1-й группы сложности при работе в помещениях и на открытом воздухе.

Технические характеристики:

Эффективный рабочий диапазон частот: 80 – 10000 Гц

Неравномерность частотной характеристики: 15 дБ

Уровень характеристической чувствительности: 96 дБ

Среднее стандартное звуковое давление: 103,8 дБ

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом (±0,4 Ом)

Номинальная мощность: 5 Вт

Частота основного резонанса: 65 Гц (±10 Гц)

Габаритные размеры: 260х180х108 мм

Вес: 0,75 кг

Описание:

Головка громкоговорителя электродинамического типа, широкополосная, овальная, с керновым магнитом из сплава АНКО-4 в магнитной цепи. Керн диаметром 19 мм. Диффузородержатель изготовлен штамповкой из стали. Диффузор с подвесом — из бумажной массы. Центрирующая шайба изготовлена из ткани, пропитанной раствором бакелитового лака.

61 комментарий: 5 ГД-1 РРЗ

  1. Аркеша пишет:

    Динамик, вызывающий восторг. Одинаково верно передает симфонический оркестр и тяжелый рок, динамический диапазон – от шороха пальца по гитарной струне до фортиссимо. Единственная доработка – заклеить лавсаном центр от попадания пыли и не при долговременной работе не разгонять более 70%.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Согласен полностью. Звук чарующий. АЧХ красивая, ровная, с плавным спадом без выбросов или провалов. Поразительная достоверность в передаче музыки.

      • CrazY1985 пишет:

        Ты же сам на аудиопортале писал, что ачх кривая, надо давить режектором верхнюю середину иначе крикливые и звук звезд с неба не хватает. Ты в разных местах разное пишешь.
        Были бы эти динамики сколько нибудь стоящими по звуку на авито они бы по 500р не продавались.

        • Александр Бокарёв пишет:

          На портале писано не про 5гд1 а про 6гд1, торчок на ачх у него, а 5гд ровный. И дины разные, мне горбатый принесли. Да и не по 500р они, опомнитесь барин.
          Опомнились через 15 лет, претензии выставить, сами гляньте, где я и где портал? И мне полагается, значит, с одним мнением всю жизнь носиться , как с пулей в голове? Эт вряд ли.

          • CrazY1985 пишет:

            Никаких претензий нету, просто зачем так преподносить эти динамики, как будто подобного звука сейчас не получить. Получить, и лучше, просто новые хорошие динамики других денег стоят но и параметры на высоте будут.
            Насчет цены, надо искать не по названию, так скорее всего на коллекционера ценителя попадешь за 6000р пара. Надо смотреть объявления где скопом разное старое барахло продают. Вот сейчас при беглом взгляде нашел пару 3 гд 32 за 300р, и лот из 5 гд 1, двух 3 гд 38 и какого то старого овала за все 500р.

            • Александр Бокарёв пишет:

              Звук такое дело, до него ещё дорасти надо. Вот, к 65 годикам дорос я до звука 5гд1, видимо, оттого и хвалю их во все лопатки. А вам-как получится. Очень личное дело, звук.
              В колонках у Шалина рабртали 6гд1, видимо, они крупнее чем 5гд1 и там на ачх выброс есть, с ним бились, и на 400гц бубен был, режеатором давил. А у 5гд1 ровная дуга , с плавным завалом пл краям и никаких выбросов. Стояли 5ГД1 в радиоле Сакта, а в Фестивале были разные дины.так бывалые рассказывали.

  2. ZLOIVOVAN пишет:

    Так в чем причина столь чудного звучания ? Форма диффузора? Материал (бумага)? Или что то другое? Ваши варианты знатоки ….

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Причина проста. Этот и другие рижские динамики-наследие великой фирмы Телефункен, владеющей секретами варки бумажной массы для диффузоров и технологией производства самих динамиков.
      Из переслушанных старинных динамиков Телефункены 10″ на слух побивают даже великих собратьев Сименс-Клангфильм KL-405.

    • Александр Р. пишет:

      О тайне этой бумаги писал Лихницкий. По его воспоминаниям, ее знал Роланд Керно, в годы войны работавший в Риге на заводе Telefunken, где изготавливались 300-миллиметровые громкоговорители. Состав включал 24 секретных компонента.
      После оккупации Роланд продолжил работу на том же предприятии уже в качестве советского инженера, и диффузоры ГГ РРЗ 40-х, 50-х и даже 60-х годов отливались из этого состава. Качество бумаги сохранялось в 6ГД-1 и других от “Фестиваля”, в меньшей степени в 5ГД-3 и 6ГД-2. После его ухода — нет, а умер он в Латвии в 2003 г.
      Керно будто унес тайну бумаги с собой, так как в отколовшейся Латвии похожих ГГ не производили, да и РРЗ развалили. В общем, вересковый мед.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Прошлой зимой брал на замеры и послушать пару 5ГД-1 в приличном состоянии, продавались на радиорынке. Не ожидал, что услышу такой божественный звук и увижу такую красивую ачх. И сами динамики небольшие, в скромных щитках места не попросят. Даже просто в руках они играют нет слов, а в щите с крохотным усилителем – красота будет. Кабы не новые колонки , ровные и звучные, оставил бы себе это чудо.

  3. Аркеша пишет:

    Суть в геометрии конуса, качестве бумаги, правильной формы магнитного поля и качества сборки. При прогоне через генератор практически частотный диапазон 57- 13000 гц, давление не менее 0,97 во всем диапазоне ( усредненные данные от 5 экземпляров), неравномерность в пределах 12%. Без всяких фильтров и примочек в ЗЯ 600*350*300 работают две штуки. Верность воспроизведения потрясающая. Единственное правило – стенки потолще, распорки и около килограмма распушенной ваты. Пара этих примитивных, казалось бы, агрегатов, затмевает все ранее мной услышанное.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      У приятеля в стену помещения врезана пара этих динамиков и даже без пищалок они воспроизводят всю музыку в отменном качестве. Насчёт 13000 гц вы преувеличиваете, но ровность ачх и красивый спад на краях диапазона заслуживают уважения.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Начну поиски этих динамиков, думаю, найду. Сделаю пробные щиточки либо плоские открытые ящички и сравню с колонками своей выделки на сканах. И уже примерно догадываюсь, какой будет выбор.

      • LDS пишет:

        Неужели поменяете сканспики на 5ГД-1?)

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Есть в звуке 5ГД-1 магия, недоступная даже сканам.другое дело- разменять компактные ящики на открытую акустику-…ммм….не готов пока. Но динамики ищу.

          • Юрий пишет:

            Александр, какой НЧ можно к ним подобрать? Динамик очень чувствительный, точно придется низ активный делать. Но какой НЧ сыграется с очень легким 5ГД-1 вопрос.Лежат 2 пары 5ГД-1, непонятно с какой стороны к ним подойти. Просто в щитках играют волшебно, но нужен низ, и нужен твиттер.

            • CaH9l пишет:

              У меня для баса четыре 6гд-2 в щите перед открытой тумбочкой.
              Для ВЧ может имеет смысл набрать то что будет под рукой: 2гд-36, 1гд-2 ВЭФ.
              Но для компенсации их низкой чувствительности придётся брать количеством. И по краям щита. Лучше от 8 штук, но не меньше 4х.
              Ну или 1гд-3 от симфонии должен подойти ещё луче, но их сложнее достать.

              • Юрий пишет:

                Чувствительный твиттер можно подобрать и средис современных, тот же PHT-409 или поискать у брендов – это проблема поменьше, чем с НЧ. А вот 6ГД-2 ему в качестве НЧ вызывает вопросы – ведь 5ГД-1 сам по себе доигрывает 70-80 Гц в щитах, а 6ГД-2 не намного ниже и тут решений немного – либо 6ГД-2 использовать на очень узкую полосу снизу, либо 5ГД-1 подрезать от 200 Гц и использовать только в качестве СЧ-ШП, так для этого есть кандидаты не хуже – тот же 3ГД-32.

  4. алексей пишет:

    не знаю , но динамики меня не впечатлили , чуйка не плохая но только на средних частотах, а дальше до краёв до 90 доходит , в своё время они были огонь, сейчас есть дины с чуйкой 124. но для старого джаза 5гд1 само оно.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      дело в том, с чем сравнивать эти динамики. Похожее звучание у их младших братьев 3ГД-32, овалов. По ровности ачх и плавности спада с ними трудно тягаться многим динамикам. Естественность звучания – разве что Телефункены способны на это. И в этом нет ничего удивительного, рижский завод был филиалом ТФК.

    • Tornadoboy пишет:

      С какой чуйкой простите!?

      • CaH9l пишет:

        У моих колонок dB technologies Basic 400 максимальное зв.давление 125 Дб.
        Неужели так технологии сильно шагнули вперёд?

    • дим пишет:

      алексей скажите название динамиков с чуйкой в 124дб

      • Александр Бокарёв пишет:

        Не путать максимальное давление с характеристичнской чувствительнлстью. А то договоримся до мультика про замороженные песни и морозы градусов под триста, а старики сказывпли, до 500 доходило.

  5. алексей пишет:

    а магнит у них кобальт

  6. Андрей пишет:

    “Среднее стандартное звуковое давление: 103,8 Па”
    Странное заявление характеристики. Болевой порог около 60Па, может всё-таки 103,8дб?

  7. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    явно ошибка, у 6ГД-2 чувствительность была 0,35Па

    • Юрий пишет:

      Чувствительность измеряется в децибелах , а не паскалях ))

      • шел мимо пишет:

        любую величину можно измерять равно, как в относительных величинах, то бишь, Дб, так и в абсолютных. В данном случае, Па/Вт.
        То, что Александр не дописал дробь в единице измерения, я воспринимаю лишь как описку, которая любому, сколь немного понимающему понятна.
        На уроках физики надо было не спать, “оппонент”!

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Характеристическая чувствительность динамика в дБ -Ватт на метре либо Паскаль на Ватт на метре. Есть таблица пересчета дБ В па. Кому надо-отыщет.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        гляньте в справочник по динамикам, там чувствительность – в Па, никаких ватт и метров.
        Метры -ватты за скобками и подразумеваются. Для тех, кто в теме.

        • Юрий пишет:

          Не нужно мне объяснять , опечатались(оговорились) ошибка есть ошибка .

          • Юрий пишет:

            Сами гляньте – там звуковое давление , а не чувствительность. А там где характер. чувствительность как раз на 1м от рабочего центра к корню квадратному из подводимой эл. мощности.

            • Андрей пишет:

              До введения ОСТ 4.383.001-85 был параметр “Стандартное звуковое давление” – звуковое давление, развиваемое громкоговорителем при подведении к ему электрической мощности 0,1 Вт в точке на расстоянии 1 м и расположенной по ее оси. Для 5гд-1 это и есть 0,35Па. При наличии желания и калькулятора легко и непринужденно пересчитывается в децибелы.

  8. Юрий пишет:

    Это верно.
    Но чувствительность никогда не была паскалем , как например ВА – ваттами , а перевести да, пару секунд.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Согласен со всеми , неточно выразился. Но главное- все поняли, что именно хотел сказать.
      И что такое паскаль- вроде знаю, единица давления, сила на площадь.
      Недавно в Москве попал на ствнцию Площадь Ильича. Вспомнилось: Только начинающий на вопрос”Как найти Площадь Ильича?” – умножит длину на ширину. Настоящий ученый – возьмет интеграл по поверхности.

      • Александр Р. пишет:

        Взять-то он возьмет, да кто ж ему даст :-)
        Тут бы с линейным интегралом разобраться: какая мощность подводится к динамику? Точнее, как она считается? Его сопротивление комплексное, ток сдвинут от напряжения, вспоминаем косинус фи.
        Раньше у нас приводили эти мощности в вольт-амперах, т.е. без косинуса фи. Что такое современный ватт в динамике, молчит наука (или я прослушал).

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Глянуть на кривую импеданса и понять, где усилителю хуже всего , а это примерно герцах на 200-250, яма. Усугубляет картину неправильно считанный фильтр НЧ, когда соотношение индуктивности и емкости – в пользу емкости, дополнительный провал импеданса, беда усилителю.
          Само собой, тонкости фазовые учитывать надо, но в динамике есть вещи более неприятные- разогрев провода и тепловая компрессия сигнала . А вообще, верить нужно написанному: написано на переносной балалайке 1500 W PMPO – значит так и есть:)

          • Александр Р. пишет:

            Это как раз та область выше резонанса, где импеданс минимальный и чисто активный. По идее, именно там надо измерять мощность (синусоидальную) .

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              думаю, да. Там нагрузка на усилитель самая большая.

  9. Александр Р. пишет:

    Происхождение этого динамика не менее чудесно, чем его звучание. На одном из фото видна частота резонанса 56 гц и год выпуска вроде 1951, но самое главное – катушка подмагничивания. Но где распаяны ее выводы? По идее, для них могла служить контактная площадка на противоположной (правой стороне), где видны два отверстия.
    Такой динамик действительно выпускался, но назывался 5ГД-1-МЭ, и есть достоверное упоминание о радиоле “Сакта” с таким, но выпуска 1955 г. С другой стороны, пишут, что “Сакта” выпускалась с 1959 г. И что у ранних 5ГД-1 выводы были на широкой стороне, и звучали они лучше поздних.

    • Куприянов Александр пишет:

      Никакой катушки подмагничивания у него нет. Обыкновенный керновой магнит. У меня на складе такой лежит. Но боюсь прикасаться к нему , развалится. Столько не живут. Пусть будет экспонат.

      • Александр Р. пишет:

        Обыкновенный керновой магнит не выступает за скобу магнитопровода. Посмотрите название складского экспоната, пока не развалился.

  10. Вячеслав пишет:

    Да, динамик не плох, но не всё так просто. По ВЧ стыковать лучше всего с 1гд3-ррз (один из лучших бумажных ВЧ динамиков СССР). 2гд36 не годятся маленькая чуйка. Основная проблема чем – обеспечить НЧ. Диффузорных с хорошей чуйкой ( 6гд-2, 6гд-1, 5гд-3ррз) найти очень сложно. Оформление всего этого ТОЛЬКО щит 120мм. х 160мм., или ОЯ приличных размеров. Всё остальное баловство или как говорят: ” танцы с бубном”. Всё это проверено практически. Да и усь ламповый без оос.

  11. Александр Бокарёв пишет:

    Просто всё лишь в теории. Атут на днях решил свести для хорошего знакомого трехполоску-открытку на 6 гд2 ррз, 3гд32, и пищалке от Пи Аудио, все динамики знакомы давно и прочно, казалось бы, пара ударов паяльником и трёхполоска в кармане….Угу, как бы не так. Измучившись и соорудив нечто в принципе звучащее, потом понял, что широкополос в роли средника делает построение правильной акустики невозможным.
    Почему- долгая история и печальная. Но как-нибудь расскажу

    • Юрий пишет:

      Расскажите, или в отдельной статье, или на вегалабе, хотя бы в теме Дамира, думаю, в тему будет. Очень интересно

      • Александр Бокарёв пишет:

        На данный момент я лишен возможности выложить файлы измерений в дополнение к статье. Надеюсь восстановить компьютер, там весь архив по измерениям.
        Пока все комментарии только на словах, пишу с планшета.

      • Александр Бокарёв пишет:

        Казалось бы, вариант трехполосной акустики в виде шикарно звучащего широкополоса и поддержкой басовиком и пищалкой на краях лежит на поверхности и все проще не бывает.
        Но именно такой подход оказался неудачнее прочих. Что в плане слитности, что в плане направленности, что в самом звучании, лишенном легкости и естественности. Столкнулся с этим неприятным явлением лет 15 назад, сочиняя амбициозные колонки на престижных динамиках, нормальное звучание достигалось большим трудом и все равно оставалось ощущение недоработки. И наоборот, сужение полосы средника до 700-2000гц с уменьшением крутизны спада на стыках делало звучание нормальным , приближая его к звучанию хорошей двухполоски.
        И ещё, подметил, что средник должен звучать на главной частоте, примерно 1300гц. Она отвечает за ясность голоса и презенс, провалить отдачу на частотах 1000-1500гц нельзя, звук умирает.

        • Юрий пишет:

          Стало быть, единственное грамотное применение 5ГД-1 – двухполоска с хорошим чувствительным ВЧ и максимально возможной отдачей 5ГД-1 вниз, насколько получится его оформить в открытке. Если уже пытаться замахнуться на трехполоску – ограничим хорошо звучащий динамик в очень узком диапазоне и потеряем весь смысл применять именно 5ГД-1

        • Станислав пишет:

          Скорее всего ШП дин крутит фазу на краях диапазона-отсюда и “необычайно душевный звук” и невозможность “тремя ударами паяльника” склеить по краям АЧХ дополнительные динамики…
          Пищалку ещё можно физически по перемещать (относительно ШП динамика), на слух ловя фазу (опять же – только для фиксированной точки прослушивания). А вот с басовиком гораздо сложнее-размерчики волны слишком большие, что бы “угадать”)

          • Александр Бокарёв пишет:

            Внизу все быстро и неплохо, все проблемы наверху, из-за острой напоавленности у 5ГД1 прлтянуть вверх не получается, дикая интерференция и ужас на внеосевых, слитности нет. А стянуть вниз в поивычные 200-300гц мешает необходимость круто валить басовик, отчего бас разваливается и отстает от музыки.

  12. Александр Бокарёв пишет:

    Блестящие комментарии к моим рассуждениям вслух. Именно так всё обстоит на деле: либо слушаем роскошный широкополос в наименее уродующем его звук оформлении, либо пытаемся всеми силами внедрить его в супер-акустику, с сомнительным результатом. Добавлю, что достаточно чуть обвалив полосу 5гд 1 наверху, пристыковать к нему скромную пищалочку, каких море, получив прозрачный ненаправленный звук.
    Пробовал советовать именно такой подход, разным псевдо-недо- меломано-аудифилам. В итоге нытьё про нехватку баса.

    • Юрий пишет:

      Видимо, нытье про нехватку баса было в сторону Вашего проекта двухполоски 6ГД-2 + ВЧ, которая обсуждалась не помню на каком форуме. Спасибо, что избавили от кучи бесполезных дров, которых я несомненно напилил бы, пытаясь воткнуть 5 ГД-1 в трехполоску. Остается открытым вопрос, как же все таки Дамир свел свою трехполоску нга 6ГД-2 + 3ГД-32. Или все таки не свел? Может, отдельный усилитель в НЧ полосе и активное деление помогло забороть.

      • Александр Бокарёв пишет:

        Юрий, как раз последний вариант двухполоски на 6ГД2 и Пишке 409й выдал прекрасную протяженную ачх и прозрачный звук . Просто первое впечатление от звучания этого динамика часто сменяет желание к его роскошной средине да добавить подземного низа, что в принципе маловыполнимо, уж больно стремителен его отклик. Дамир приводил ачх, все как бы достойно, там и ящик нч был приличный, может и удалось сложить звук в одно целое, да у меня не вышло.
        Такое впечатление, что проще принять звук 5гд1 как данность, либо делать три полосы на чем-то ином. Хотя, прошлогодний ваоиант 3-полоски на 15″ Бейме, 5гд1 и 409 Пишке как-то сложился, хотя сделан в условиях жуткой нехвмтки времени и неполадках с измерилкой. Но и там пришлось ужать полосу среднику , отпустив басовик и стянув пищалу пониже.

      • Александр Бокарёв пишет:

        Кстати да, был начальный спешный вариант у-полоски на 6гд-2 и Пишке, было неплохо, но осталось ощкщение мутноватой средины, что так и было на самом деле. Простой резистор в обход катушки нч фильтра совершенно преобразил звучание. Этот финт я проделывал и с 4а32 и с Сеанспиком Ревелатором 18 8531, резальтат всегда победный. Правда, за счет протяжки средины аж за 4 кила имеет место перехлёст и накладка средника и пищалы, но беспроблемная, просто меняем фазировку на пищалке , убирая провал на стыке и всё.

        • Юрий пишет:

          Вот проект проект на Бейме было бы интересно взглянуть. Давно уже теплится мысль у меня, что уж если с чем-то и сшивать 5ГД-1 снизу, так только с высокочувствительными прошными динамиками 15″-18″ с хорошими моторами. А Вы уже и реализовали такое, оказывается.

          • Александр Бокарёв пишет:

            На сайте Горнова Дмитрия ULF Diy sound.ru есть форум, там огромная тема по этой трехполоске на Бейме, 5гд1 и ПиАудио409. Автор ветки Петр из Сочи. Я уже дважды побывал там на месте и лично поучпствовал в настройке. Там проблемы с усилителем бвли, пищалка прежняя косая, постепенно устранили все промахи и что-то в итоге получилось. А сейчас Петр приобрёл пару 6гд2 и вскоре приступит к постройке 2-полоски .Все замеры мои у него есть, схема тоже.
            Тема Петиных колонок началась 10 лет назад на вегалабе, потом я на отдыхе заехал к нему в Сочи, с измерилкой, оставил замеры и советы по улучшению звука. В итоге Петру пришлось освоить измерилку, проделать гору замеров, выбрать удачное оформление, сочинить фильтры. Правда, по пприбытии на место все Петины фильтры летят в мусорку, заменяясь моими летучими соплями. Вот, через год приеду снова, послушаю, что у него получилось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *