6 АС-2 – делаем акустику круговой направленности

Меломаны знают, что многие пространственные стереоэффекты недоступны обычным фронтальным колонкам. Отличительная особенность данной системы в том, что она излучает звуки на 360° вокруг себя. Отражаясь затем со всех сторон, они создают объемную звуковую среду. Даже давно знакомые записи звучат теперь по-новому, получив совсем иную окраску, насыщенную различными оттенками.

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Я давно присматривался к колонкам системы пространственного звучания. Изучал специальную литературу и провел целое исследование в Интернете по ключевым словам «пространственная акустика 360°», «акустика круговой направленности», «акустическая система пространственного звучания» и прочим словосочетаниям этой тематики. И решил сделать такую систему самостоятельно, взяв за основу колонки 6 АС-2. Этими излучателями в советские времена комплектовались популярные проигрыватели «Мелодия 103м». У колонок хорошие корпуса из качественной фанеры, литые каркасы низкочастотных динамиков и резиновые подвесы диффузоров, что выделяет их на фоне современной «пластмассовой» китайской акустики. Недорого приобрести их можно на вторичном рынке (а если не получится купить готовые, то изготовить ящики по указанным на чертежах размерам тоже не такая большая проблема). Предлагаемая модернизация позволит дать старым коаксиальным колонкам «новую жизнь» и порадовать себя качественным звуком.

Начинаем с доработок корпуса. Для этого колонка полностью разбирается, за исключением внешнего клееного фанерного ящика. Все швы по стыкам соединений стенок и дополнительных деревянных уголков изнутри промазываются клеем ПВА. После просушки внутренние стенки колонки оклеиваются тонким войлоком (подойдет материал от солдатской шинели).

Нижняя часть

На нижней панели устанавливается фазоинвертор. В качестве туннеля фазоинвертора я использовал отрезок картонной гильзы от бумаги для рулонного принтера (плоттера). Ее диаметр оказался как раз подходящим. Одним концом он вклеен в заднюю стенку, а другой его конец закрыт куском капрона, который крепится резиновым кольцом, отрезанным от велосипедной камеры. Таким образом, осуществляется демпфирование и защита от попадания внутрь ящика мусора и насекомых. Перед закрытием фазоинвертора капроном задняя стенка и труба фазоинвертора были окрашены черной матовой нитрокраской из баллончика.

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Кроссовер (блок частотных фильтров):

  1. основание (фанера или ДСП);
  2. монтажный лепесток (10 шт.);
  3. стяжка ФС-16 (оцинк.);
  4. саморез 3×14 (10 шт.);
  5. хомут-стяжка (пластик);
  6. площадка под винт для крепления стяжек.

Подключение элементов частотного фильтра (кроссовера) и динамиков показано на принципиальной схеме. Так как НЧ-динамики устанавливается в колонки в перевернутом состоянии и воспроизводят обратной стороной диффузора, то относительно первоначальной схемы их полярность меняется на обратную, а полярность ВЧ-динамиков остается прежней.

Для удешевления конструкции кроссовера были применены: конденсатор С1 9 мкФ/250 В, компенсационный от светильников с люминесцентными лампами; конденсаторы С2 и С3 – составлены из двух конденсаторов МБМ 1 мкФ/160 В. В качестве провода для намотки бескаркасных катушек индуктивностей L1 и L2 использован двойной провод-бифиляр, извлеченный из примерно 20-метрового куска компьютерного кабеля Ethernet UTP с толщиной медной жилы 0,5 мм. При разборке кабеля получается четыре отрезка сдвоенных проводов, которыми мотаются четыре (две на каждую колонку системы) одинаковых катушки индуктивности по 150 витков.

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Акустическая система круговой направленности на базе 6 АС-2:

  1. колпак;
  2. винт М5х60;
  3. саморез 3×20 (4 шт.);
  4. уголок (дерево, 12 шт.);
  5. кроссовер (блок частотных фильтров);
  6. гайка врезная М6 (4 шт.);
  7. саморез 3×20 (4 шт.);
  8. шпилька М6х90 (4 шт.);
  9. стойка (муфта полипропиленовая, 4 шт.);
  10. гайка колпачковая М6 и гайка (4 компл.);
  11. нижняя панель 149x149x12 мм (фанера);
  12. ВЧ-динамик 3 ГД-2;
  13. конус (лиственница);
  14. НЧ-динамик 10 ГД-34;
  15. стенка колонки (фанера, S11 мм, 4 шт.);
  16. фазоинвертор;
  17. шильдик;
  18. верхняя панель 140x140x15 мм (фанера);
  19. подставка (фанера);
  20. саморез 4х13 (4 шт);
  21. шайба (Ст., 4 шт.);
  22. площадка под винт крепления стяжек;
  23. гайка М5 и шайба (8 компл.);
  24. винт М4 и шайба (4 компл.).

А – вид сверху со снятым колпаком;

Б – вид сверху со снятой верхней панелью.

Принципиальная схема подключения динамиков и элементов частотного фильтра:

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Монтаж кроссовера на нижней панели:

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Разборная оправка для намотки катушек индуктивности:

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Для намотки катушек индуктивности изготавливается разборная оправка из фанеры. Она крепится в патрон дрели или в другом подходящем устройстве. Перед намоткой в прорези оправки нужно вставить обрезки проводов, которыми затем будут стянуты витки катушки.

Наматывать катушки следует аккуратно, стараясь укладывать виток к витку. После намотки оправка разбирается, витки плотно фиксируются изолентой, а вспомогательные провода убираются. Готовые катушки индуктивности L1 и L2 имеют такие параметры: внутренний диаметр – 40 мм; внешний диаметр – 60 мм; высота – 34 мм; сопротивление – 0,7 Ом; индуктивность – 0,38 мГн.

Монтаж схемы кроссовера выполнен на основании из ДСП. Катушки индуктивностей закреплены на нем пластиковыми хомутами-стяжками. Конденсатор С1 притянут стяжкой к заранее установленной на саморезе площадке. С боков основания, а также сверху него установлены монтажные лепестки. К ним подпаяны конденсаторы С2, С3 и провода, идущие к динамикам. Все соединения выполнены проводом ШВВП 2×0,75.

Собранный кроссовер закреплен на нижней панели колонки с помощью стальных мебельных уголков. Чтобы саморезы не вышли наружу, под них подложены дистанционные шайбы. Провода для подключения колонок (ШВВП 2×0,75) припаяны к соответствующим монтажным лепесткам и выведены в отверстие «Ввод кабеля от УНЧ».

Также в нижней панели сделаны отверстия под врезные гайки, к которым крепится подставка. После установки этих гаек панель притягивается к корпусу колонки саморезами.

Подставка изготовлена из двух склеенных между собой фанерных пластин толщиной по 15 мм. Она покрыта шпаклевкой и окрашена в коричневый цвет. К колонке подставка крепится шпильками М6, пропущенными через трубчатые стойки из полипропилена. Нижние концы шпилек закрыты колпачковыми гайками, которые служат ножками.

Верхняя часть

Каждая колонка акустической системы 6 АС-2 укомплектована двумя динамиками: низкочастотным 25 ГДН-1-4 (10 ГД-34-80) и высокочастотным 6 ГДВ-1-16 (3 ГД-2). Перед использованием их необходимо обследовать на предмет целостности и работоспособности.

Поскольку НЧ-динамики будут стоять перевернутыми, то для придания презентабельного вида, и чтобы они не блестели через декоративную ткань, их каркасы и магниты нужно покрасить в черный матовый цвет. Для защиты диффузоров в процессе окраски отверстия в каркасе заклеиваются малярным скотчем, а непрокрашенные места замазываются черным маркером.

Если НЧ-излучателю в данной системе звукорассеивающий конус не нужен – его роль выполняет диффузор, то для ВЧ-динамика он необходим. Существует несколько возможных способов его изготовления – они описаны в литературе, я же использовал собственную технологию. Выпилил из доски лиственницы толщиной 20 мм два диска диаметром 50 и 100 мм, которые склеил (соблюдая соосность) между собой. В основании будущего конуса сверлом Форстнера сделал выборку диаметром 35 мм и глубиной 5 мм – она необходима, чтобы в последующем конус лег на выступающие части магнита НЧ-динамика. Затем из заготовки на токарном станке был выточен конус в соответствии с указанными на чертеже размерами. Четыре резьбовых отверстия М5 служат для установки винтов-стоек, на которых будет расположен ВЧ-динамик. Конус обработан акриловой шпаклевкой и окрашен из баллончика в черный глянцевый цвет.

Установка ВЧ-динамика на конусе:

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

В верхней панели имеются отверстия для вывода проводов:

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

ВЧ-динамик крепится к звукорассеивающему конусу на четырех винтах. С помощью гаек расстояние между острием конуса и куполом диффузора динамика выставляется равным примерно 3 мм. После этого винты-стойки окрашиваются в черный цвет.

Верхняя панель колонки выпилена из фанеры и обработана так же, как и нижняя панель. НЧ-динамик крепится к ней винтами магнитом вверх. Конус с ВЧ-динамиком фиксируется на магнитной системе НЧ-динамика двухсторонним скотчем.

В верхней панели есть два отверстия для вывода проводов. Крепится панель к корпусу на саморезах.

Блок динамиков в сборе:

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Колпак излучающей части колонки изготовлен по приведенному чертежу. Каркас из четырех стенок, основания и четырех брусков собран на клее ПВА, обработан напильником, наждачной бумагой, зашпаклеван и окрашен в черный цвет. После чего он был обтянут черным капроном средней плотности (использовались колготки 40 den). Сверху капрон зафиксирован с помощью степлера скобами, а снизу – подвернут вовнутрь и приклеен.

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Колпак:

  1. крышка (фанера);
  2. капрон;
  3. основание (фанера);
  4. стенка (фанера, 4 шт.);
  5. брусок 11×11 мм (сосна)

Процесс изготовления каркаса колпака:

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Каркас колпака обтянут черным капроном средней плотности:

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Финальная операция – установка крышки. Она сделана из фанеры, окрашена в коричневый цвет и крепится к колпаку саморезами.

Колонка круговой направленносги:

6 АС-2 - делаем акустику круговой направленности

Полученная в результате модернизации акустическая система имеет круговую характеристику направленности в горизонтальной плоскости для всего рабочего диапазона частот и следующие технические характеристики:

Рабочее положение АС: вертикальное
Номинальное сопротивление: 4 Ом
Номинальная мощность: 6 Вт
Номинальный диапазон частот: 63 – 18000 Гц
Габариты до модернизации: 157x157x300 мм
Габариты после модернизации: 157x157x545 мм
Масса: 4,7 кг

Ну и вместо заключения хочу привести цитату из «Воспоминаний» Сергея Давыдовича Батя – автора книги «Любительские громкоговорители», которая вдохновляла меня и очень помогала в работе. Надеюсь, пригодится она и другим самодельщикам.

«Построение громкоговорителей бытового назначения, как мне кажется, является стремлением создать приемлемую иллюзию звучания музыки. Я не знаю, как по-другому определить попытки заставить несколько кусочков бумаги (фольги, полипропилена, керамики, пропитанного шелка и тому подобное) звучать подобно симфоническому оркестру. Создание иллюзии, обеспечивающей эмоциональную вовлеченность слушателя, мне кажется, кроме инженерных средств, требует еще чего-то, близкого к искусству. Завязка на эмоциональный мир слушателя при попытке создания приемлемой иллюзии приводит в область индивидуальных предпочтений, которая может показаться инженеру весьма странной. Иррациональный мир индивидуальных предпочтений с одной стороны, требует от разработчика громкоговорителей внимания и уважения, с другой стороны, может удивить странной терминологией, свойственной узкому кругу любителей, ориентированных на своего собственного гуру, который сформулировал все основные правила и рецепты «правильного подхода» типа: «Динамик должен дышать», «Фильтры можно применять только первого порядка», «Усилитель должно строить только на лампах» и т.п. Чтение «антинаучной» литературы и посещение лекций по сходной тематике дало мне представление о том, что есть немало людей, способность восприятия которых сильно отличается от «среднего» уровня…»

Автор проекта: Анатолий Носовец, г. Новосибирск

Источники информации:

  1. Журнал «Моделист-конструктор» № 10-1985, И. Смирнов «Мелодия» звучит лучше.
  2. Журнал «Радио» № 02-1984, М. Корзинин «Пассивный излучатель в громкоговорителях 6АС-2».
  3. Журнал «Радио» № 03-2000, Р. Ку-нафин «Новое звучание 6АС-2».
  4. Журнал «Радио» № 04-1997, В. Шоров/В. Янков «Акустическая система для самостоятельного изготовления».
  5. С. Бать. Воспоминания. «Лига звука»

47 комментариев: 6 АС-2 – делаем акустику круговой направленности

  1. kolobrkin пишет:

    Чудо чудное, 70 герцовое. Больше подошло бы название: “Акустическая система Шорова/Янкова – для тех, кому лень делать звукорассеивающие элементы “))))))

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    В своё время глянул поведение басовичка, гудящего в трубу , примерно, как в этой АС. Лучше этого не видеть. Зато чертежи красивые, убедительные.

  3. Станислав пишет:

    НЧ голову наоборот надо по идее (+ конус ставить ему). Динамик и так с СЧ диапазоном не очень дружит в плане качества, так тут ещё и имеющиеся диапазон под зажали, ввиду излучения попой. И, да: на СЧ как бы в первую очередь надо было круговую направленность делать. А тут как бы про основное то и забыли.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      да, из окон корзины динамика с его тыльной стороны звук идет, как-бы так помягче сказать….Неважный.
      Но печалит скорее не это, а полное отсутствие фронтальной панели, лишающее динамик басовой поддержки. АЧХ такого излучателя трагическая внизу.

  4. ZLOIVOVAN пишет:

    Делать акустику с круговой направленностью и эксплуатировать ее установив вплотную к стене бессмысленно.

    • Andreez пишет:

      вот не соглашусь.
      Был опыт.
      АЧХ так себе, но стереоэффект впечатляет.
      И совсем не важно, как оно стоит.
      Есть в омниполярниках нечто привлекательное.

      • Andreez пишет:

        пара картинок

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Как говорил Ослик ИА, -ну вот. Я так и знал. С этой стороны- ничуть не лучше.
          А по-нашему- ужас ужас. Зато-патентованный. Тьфу.

          • Andreez пишет:

            Вот частенько вспоминаю америкосов, а именно BOSE.
            К Хай Фаю никак.
            Но черт возьми, вкусно звучат…
            Ну не все и не всегда, конечно.

      • Станислав пишет:

        Andreez
        Потому, что псевдо-голограмма. Вообще голографическая звуковая картинка это весьма прикольная штука. Жаль, что это направление дальше плоско-примитивного 7.1 сурраунда не пошло. Потому, что там нужны художники, а не просто звукочи.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Есть уменя унутреннее подозрение, что всякие голографические трюки в итоге перегружают сознание , утомляя избыточной информацией. Ну , не можно все время вертеть башкой на каждый внезапно возникший из ниоткуда звук у тебя перед носом. Устанешь, плюнешь и на моно перейдешь.
          Сам постоянно выключаю дурацкий режим стерео в понтовом телеке, там это стерео проявляется в мерзком навязчиво-свистящем звуке, который успокаивается в моно режиме. Полезу как-нибудь и динамики спаяю вместе.

          • ZLOIVOVAN пишет:

            /…и динамики спаяю вместе./ – и выпалите выходную микросхему 100%. Покопайтесь в меню настройки звука. Там всякие сураунды и другие виртуальные примочки отключите.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Добрый совет, спасибо! Хотя, если влез бы во внутренности усилителя, понял бы многое, стоит ли так делать и что делать.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Угнал стерео в одну колонку, разница стерео-моно исчезла. Выдохнул. надоумили, спасибо.

  5. Коля пишет:

    Вот, кому интересно Патент РФ Гайдарова, Виноградова 2158491 от 11.06.1999г. ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ

  6. kolobrkin пишет:

    Круговая направленность, круговая направленность. Это все вкусовщина. Ну предпочитает кто-то котлетку, перед употреблением, по стенам, потолку (не вспоминаю о поле) повалять. Так ешьте, получайте удовольствие и заряд “бодрости”)))))

    • Коля пишет:

      Ответьте, только честно, Вы слушали НАСТОЯЩИЕ контрапертурные колонки Гайдарова-Виноградова?
      “Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки..”

  7. KSV пишет:

    Единственный замер от Andreez, но непонятно ничего – какая акустика, как делались измерения, что означают разные цвета.
    Кто не знает – желтая линия внизу означает диапазон недостоверности, советую его умножать на 2 или 3.
    Идея использовать 6АС-2 кажется (не слышал) мне сомнительной.
    Интереснее было бы поставить ШП или СЧ динамик и послушать.
    Басовый динамик лучше отдельный – все равно от него и так “всенаправленность”.
    Всякие словечки как “голографичность” воспринимаю, как наглую впариваемую и внушаемую ложь и обман (другое название – business).
    Это сродни “инновации”.
    Интереснее было бы послушать что-то вроде 3ГД-38.
    Помню, в смутное время на радиорынке продавали подобную акустику. На вопрос продавцу – можно перед покупкой прослушать её в (вашей) комнате, следовал ответ: не-а, слушай тут (в мусорном баке). Естественно, продаж не было. Так у многих бузинных человеков – покупай кота в мешке, а дальше – твои трудности. Помню, звонил в те годы автору известных АС Verna с той же просьбой – послушать у него ДО покупки. Тот же ответ: покупай, потом слушай. Пришлось пойти в фирменный салон, где проблем с прослушиванием не было, уехал с покупкой – английской акустикой и не прогадал.
    Это я к тому. что споры и обсуждения имеют мало смысла без спокойного прослушивания в реальной комнате (не в огромном торговом зале – дома всё будет по другому).

    • Коля пишет:

      Посоветуйте, 1ГД4а “дал дуба”. Можно ли поставить 3ГДШ26 (в приемники VEF 201-202) вместо безвинно погибшего? Или переделка сложна.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        По мне, так станет перетыком, ачх похожа, правда, магнит не алнико, а неодим, но в принципе- почему бы и нет?

      • KSV пишет:

        Можно. Разрешено всё, что не запрещено. Но вот размеры, думаю и крепление, у этих динамиков разные, 1ГД-4А достаточно уникальный.

    • Andreez пишет:

      Чет я не ту картинку похоже сунул.
      Система там на картинке есть. 2дюймовый ширик с отражателем, в ФИ.
      Делал для эксперимента, сугубо, начитавшись статей про омниполярники/контраппертурники.
      Изначально планировал контраппертурно. Т.е. вот эти две части, на стойках друг напротив друга. Получилась полная хрень.
      Потом экспериментировал с отражателями – разной формы, на разном расстоянии от динамика.
      АЧХ во всех случаях значительно неравномернее, чем при прямом звуке.
      А стереоэффект действительно шире.
      Фот графики измерений при разном расстоянии между динамиком и отражателем.

      • Коля пишет:

        Ничего себе плохая! +- 6 дБ в широкой полосе на ШП без побора. Шоб я так жил.
        Да хрен с ней с АЧХой. Звук-то понравился?

        • Andreez пишет:

          В принципе, звук неплох. Если для фона.
          Для вдумчивого слушанья – не пошло.
          Я этот комплект (+сабик на 25гдн) подарил на дачу другу, вот там, распиханное “туда где место нашлось” оно хорошо выступило – такой вполне равномерный звуковой ненапряжный фон.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Есть тонкость при замерах ПАРЫ КОЛОНОК в режиме стерео. Поданный на усилитель шум, одинаковый в каналах, порождает чудовищную интерференцию, ачх совершенно уродская, какой бы ровной она ни была при настройке.
        Но выход есть, очень простой. на диске Lets Test от журнала Салон AV за 2001 год есть трек номер 11, с некоррелированным шумом. Его даем на обе колонки и видим изумительную по ровности картину.
        Которые неверующие, им два трека в зубы, один N10 – шум идентичный и N11- разный по каналам. Сравните оба шума, на слух и по микрофону. Отзывами делитесь, интересно. АБ.
        https://cloud.mail.ru/public/2Rq9/GnQ4ivV99 трек 10
        https://cloud.mail.ru/public/A4UL/4xeEP9jGK трек11

      • Коля пишет:

        Это еще что. Чего только не пишут, с чем только не экспериментируют на контрапертуре. Даже 3ГД38 ставят!

  8. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Сейчас щелкнуло: а что сегодня вообще ловится на ВЭФы?
    Помню, как в 2001 году дали починить приемник Селга, мол, ловить перестал, отец на даче обычно слушал . Стал проверять- ни одной станции. С генератора ловит как положено, гетеродин живой. упч и детектор в порядке.
    Потом допёр, когда дома попытался на своём Панасонике словить что-нибудь на СВ и КВ . Одну станцию словил, Чечня свободная. И усё.

    • ZLOIVOVAN пишет:

      На ДВ частота 153кГц ловится Radio Antena Satelor из Румынии. Радиостанция знаменита тем, что вещает более 80 лет на одной частоте. В старых довоенных приемниках на шкалах любили обозначать радиостанции – Radio Satelor там обозначена! В условиях большого города прием ДВ и СВ радиостанций затруднен высоким уровнем помех от импульсных источников (блоков питания, энергосберегающих и светодиодных ламп, а индукционные печи это вообще п-ц). Впрочем радиостанций с регулярным вещанием в этом диапазоне в России почти не осталось. Вечером на СВ слышны Китай и арабы.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Точно. На этих самых двух километрах в 60-е годы и далее румынов ловили даже днём, когда все остальные станции молчали , память хранит выражения на румынском , с тех лет. Щи аскультаторь мелодие преферате, айч Букурешть програмуль унум. Есте ора экзакта, щи треде щи чинчь де минуте. Ну , чистая латынь.

  9. Коля пишет:

    Мы с друзьями ДО короновирусной диссипации собрались как-то на дне рождения и разговор зашел о жизни на даче, а именно, что слушают и на чем. Так вот, слушают СТАРЫЕ советские приемники, переделанные для FM приема. Ни СВ толком, ни ДВ, вечером только КВ пробивается. Причина понятна. Приемники были классные, но, в основном, “Spidola” (1962 г.в.), VEFы 201 и 202, “Океан 209” и “Рига 103” (в белом корпусе). Жаловались на скрип и хрипы динамиков. Предложил поменять динамики на современные. Предложил принести и посмотреть, что можно сделать. На Океане и Риге поменял на “новые” не паянные 2ГД38 и 2ГД40 соответственно (из запасов). Выбросил оба 1ГД4 из Риги и заменил на 2ГД40, 1ГД 48 заменил на 2ГД38.
    Место позволяло провести замены (на Океане вообще один в один).
    А вот с VEFами проблема – места мало и динамики кончились. Вот вопрос и возник. Для “Spidola” нашлась замена на аналогичный.
    В общем, на днях приобрету 4 динамика 3ГДШ26 и поставлю на VEFы.
    Видимо от хранения на даче (да и возраст) диффузоры “поплыли”.
    Впечатления. С одним 2ГД40 вместо двух 1ГД4 Рига зазвучала! Звук Океана и Spidolы тоже стал лучше. Я все динамики покрыл герленом. На слух звук стал чище, не такой скомканный. Теперь жду 3ГДШ26. Семь приемников – семь бутылок коньяка. Договорились после “короновируса” снова соберемся и отметим второе рождение (там еще кондеры – электролиты заменил и так, по мелочи). Ох и крепка же Советская власть!

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Да, с герленом ширик лучше звучит, это так. И наши 2ГД40 очень звучные. Согласен.

      • Олег OLD пишет:

        так я так и не понял. герленом покрывать нужно диффузор, или только подвес? если диффузор, тогда чем подвес пропитывать?

    • Коля пишет:

      Появилась идея (жара спала немного…). Давно хотел реализовать. На РИГЕ еще место осталось, да и индуктивность 2 мГн неудовлетворенная валяется. Есть в загашнике еще 3ГДШ7-4 несколько штук. Надо бы один пристроить. Пошел искать картонку. Вырежу общую картонку под 2ГД40 и 3ГДШ7, закрою отверстия аккуратно. Сделаю примитивный фильтрик под них. Бокс делать не буду. И проверю “2-х полосное воспроизведение”. Даст че-нибудь, али не даст. Так сказать малокровный Hi-Fi (шучу). Кутить так кутить.

      • Коля пишет:

        Кстати, характеристики на 3ГДШ 7-4 “клюшница делала”. Вверху, а если еще герленчиком аккуратно подсобить (главное чтобы руки не дрожали, а уверенным мазком как Петров-Водкин), они в “ультразвук лезут”. Шутка, конечно, но ЧХ динамика получше будет, чем 1ГД50.

        • Коля пишет:

          Хочу поделиться результатом замены динамиков.
          В VEF201(202) 3ГДШ26 (доработанный герленом) значительно переиграл 1ГД4.
          2ГД38 (тоже доработанный) вместо 1ГД48 также был лучше.
          В Риге пара 2ГД40 + 3ГД47 с фильтром и герленом произвела фурор у слушателей.
          Коньяк тоже был хорош!!!

  10. Коля пишет:

    Подвес Я не пропитываю НИЧЕМ. Бумажный подвес – уже пропитан и испытан. Если добавить пропитку (касторку советуют), то внутрь целлюлозных волокон попадает жидкость. И что это даст?
    Про касторку. При запорах – самое ТО. Касторка разрушает волокна целлюлозы, подвес со временем разлохмачивается и становится похожим на губку. Это из личного опыта. Более того, возможна деформация подвеса.
    Если проблемы с бумажным подвесом, то или заменить динамик, или установить новый диффузор. Я предпочитаю первое.
    Герлен НЕ впитывается в диффузор, а как бы приклеивается к нему. Растворитель – бензин испаряется, а герлен остается на поверхности. Это хорошо видно. Изнутри нанес герлен, а снаружи отметин герлена нет. Если есть, то диффузор – решето.
    Два варианта нанесения герлена. Шоров рекомендует наносить только часть подвеса, примыкающий к краю диффузора (подробнее в его статье).
    Мной испытанный вариант – нанесение герлена только на поверхность диффузора изнутри равномерно. Кроме части диффузора, примыкающей к колпачку и ниже. То есть, нижняя часть диффузора (до колпачка) не мажется, а примерно от колпачка и выше до подвеса (но не сам подвес).
    Понятно получилось или не очень?

  11. Коля пишет:

    На основании определения “Белый шум” это – некоррелированный случайный сигнал с бесконечным и равномерным спектром – используется в качестве специального входного воздействия при идентификации линейных динамических систем методами корреляционных функций.
    Это определение используется при исследовании шума машин и другого оборудования. Как известно (по крайней мере мне) шум машин всегда коррелирован с частотой возбуждающей силы, свойствами антенны излучения и при импульсном шуме со спектром возбуждающего сигнала. Это при исследовании простой машины. Для сложной машины с несколькими независимыми источниками возбуждения для выделения сигнала от того или иного узла применяют метод отключения и т.д.
    То же самое для АС. АС должна воспроизводить этот самый некоррелируемый шум, поскольку в этом случае удается получить ее отклик на воздействие. В ГОСТе допускается исследование как скользящим тоном, так и белым шумом. Белый шум используется при регистрации отклика супер пупер узкополосным фильтром, поэтому чаще используют розовый шум, который может быть использован для выделения сигнала 1/3 октавным или октавным фильтром. Как правило, розового шума хватает для выделения основных “плюх” АС.

  12. kolobrkin пишет:

    На мой ух: 11 трек звучал немного тише, чуть более “осветленно”, но в тоже время с низкочастотными “биениями”. Хотя может микролаб 2.1 что-то от себя добавил)))))или скрыл(((((

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Трек 11 звучит на всю ширину звуковой панорамы, не меняется при смещении вдоль колонок слева направо, микрофон видит то же самое, выдает ровную спокойную ачх, в которой усредняется отдача обеих колонок.
      А 10й трек- там в одной точке , строго по центру ачх ровная, но любое смещение порождает дикую пляску на ачх. Потому на этом треке нельзя измерять ачх в стереорежиме.

  13. Skipper2 пишет:

    У меня вопрос такого рода-в списке литературы,использованной автором статьи,упомянута статья Р.Кунафина (Радио,№3,2000г). Там подобные манипуляции, но гораздо проще и доступнее. Никто не пробовал такую именно доработку(не радикальную переделку,как в вышеописанном варианте) ? Есть пара таких АС в стадии развала в прямом смысле-один корпус в виде набора дощечек,второй еле держится, внутренности,естественно, я вынул и спрятал подальше. Хочу их реставрировать, именно реставрировать,не глобально переделать,и мне кажется,такой вариант,внешне незаметный, как раз подходит для этого. Каково ваше мнение-даст такая доработка хоть какие то результаты? Линолеум,разумеется,клеить не буду, но есть мысль использоать для стенок автомобильный виброгаситель.

    • Коля пишет:

      Эта не доработка, а “доработка”. Понимайте как хотите, я не хочу чернить автора.

      • Коля пишет:

        Почему “доработка”.
        6АС-2, выполнена не вполне правильно, можно сказать, что для профессионалов-разработчиков этой АС просто отвратительно!!!
        Недостатки можно разделить на две части: проектные и исполнительские.
        Анализ
        I. Проектные:
        1. Малый объем корпуса НЧ для ЗЯ.
        2. Высокая частота раздела, обусловленная высоким резонансом ВЧ головки.
        II. Исполнительские:
        1. Малая толщина стенок корпуса.
        2. Высокая “звонкость” материала (плохое поглощение материалом корпуса его вибраций).
        3. Недостаточная виброизоляция НЧ головки от корпуса, и при п.2 возникает появление паразитных колебаний стенок и излучение стенками воздушных волн.
        Выводы:
        По п.I
        1. Изменить вид звукового оформления для НЧ с учетом параметров головки.
        2. Понизить частоту раздела путем замены ВЧ головки на СЧ-ВЧ головку. Плохо 10ГД34 работает на частотах выше 800 Гц.
        По п. II
        1. Укрепить ящик стяжками для увеличения жесткости корпуса. Это значительно снизит переизлучение стенками корпуса воздушных волн на низких частотах (уменьшит акустическое короткое замыкание).
        2. Изменить конструкцию виброизолятора НЧ головки с учетом “звонкости” материала (не делать же новый ящик)
        Примечание. Применение мягких виброизоляторов для 6 – 8 мм фанеры малоэффективно, а жестких типа “Агат” я в продаже не видел.
        Такой или примерно такой подход я использую при переделке АС. На самом деле этот вывод мной был сделан давно, еще в прошлом веке. Результат был успешно реализован.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Коля, печальный опыт общения с колонками, начисто лишенными фронтпанели, а 6АС-2 просто рафинированный образец такого идиотизма, заставляет думать про бессмысленность улучшения этого покойника. Макияж ему точно не поможет.
          Хотя, вариант накладки-рамки на переднюю часть для уширения морды лица изделия может чуток выровнять трагическую ачх.

        • Коля пишет:

          Блииин. Агат не виброизолятор, а вибропоглотитель. Стыдно, Николай!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *