6 ГДВ-6 (10 ГД-35) – обзор подвижных систем

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Добрый день, уважаемые читатели, сегодня речь пойдёт о ВЧ-звеньях 10 ГД-35, точнее, об их подвижных системах. Данная головка а также ее модификации чрезвычайно распространены и использовались в АС S-90 а также многих других, выпускавшихся в странах бывшего Союза.

Для наглядности я подготовил 3 новодельные подвижные системы, разной конструкции и сопротивления. Все они были куплены на Авито, общая стоимость составила 1,5 тыс. р. По ходу обзора одна подвижка будет разобрана, я испольую фотоматериалы в статье.

Итак, сразу предупрежу, что в различных партиях головок использовались купола (подвижки) шелковые а также из лавсана (полиэтилентерефталат, ПЭТ).

Приобрести заводской шелковый купол мне не удалось, но я позаимствовал фото в Интернете.  Вот, как выглядит “шелковый купол”:

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Это тканевая жесткая куполообразная диафрагма с воротом, к которой подклеена звуковая катушка. Подвес у диафрагмы отсутствует. Подкупольное пространство заполнено ватой. Бытует мнение, что тканевые диафрагмы звучат “мягче”, однако, в данном случае это едва ли оправданно. Заводские версии подвижек не имели гибких шнуров – выводы звуковой катушки подпаивались непосредственно к клеммам.

Пластиковые диафрагмы отличаются ненамного. Заводские версии имели небольшую пупырышку в вершине купола, гибкие шнуры также отсутствовали напрочь.

Ниже представлено фото кооперативных подвижек имеющихся в продаже.

Модификаций данной подвижной системы несколько, в основном, они отличаются только высотой намотки и сопротивлением (8, 16, 25 Ом), а также и размерами оправных колец.

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Купол на 25 Ом:

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Купол на 16 Ом:

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Купол на 8 Ом:

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Купола с оправами разных размеров;  диаметр диафрагмы один.

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Гляжу я, и становится ясно, что “волчий билет” этим детищам советских инженеров был выдан ещё при рождении; ни одни из вышерассмотренных диафрагм не удовлетворяют минимальным требованиям хорошего звуковоспроизведения. Они слишком жесткие, инертны и спроектированы неверно. Диафрагма не имеет даже подобия подвеса – только небольшую бороздку, в месте перехода купола в подвес, однако, это положения не спасает. Подвижку крайне легко защемить при монтаже, излишне туго провернув шурупы –  в дальнейшем это приведет к ярко выраженным искажениям, на слух воспринимаемым, как “сиплость”.

Давайте обратим более пристальное внимание на подвижки. Видно, что подкупольное пространство туго забито ватой. Крепежные оправные кольца склеены ужасно, между ними зияет щель. Виной всему – слишком толстые гибкие шнурки, которые тут ни к селу ни к городу.

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Под ватой находится лавсановый прозрачный купол, к которому подклеена звуковая катушка.

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем 6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Лепестки катушки приклеены на максимально неподходящий для этого клей, очевидно, “Момент”, или подобный. Клеевой шов неоднороден, некоторые лепестки можно поддеть иголкой. Искажения в этом случае неминуемы: это и “кислотный” звук, и  шепелявость. Возникает ощущение, что подвижки собирались “на коленке”, без сборочного оборудования, непрофессионалами, с минимальными знаниями о технологии и собственно назначении сих поделий.

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Давайте  разберем подвижку. Для этого нужно капнуть чуть ацетона:

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

…После чего клей расползается и все компоненты можно легко снять. Лавсановый купол ацетона не боится.

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем 6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Замеры сопротивления звуковой катушки выявили небольшое отклонение. Ничего, не страшно.

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

А вот и купол.

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем 6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Замеры показали, что он имеет толщину примерно 0,12 мм. Ширина, вместе с воротником, примерно 34 мм. Глубина купола – примерно 6 мм.

6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем 6 ГДВ-6 (10 ГД-35) - обзор подвижных систем

Пупырышка на верхушке отсутствовала и жесткость купола явно не сравнима с заводской. Очевидно, данные полусферы были отформованы на самодельной пресс-форме из лавсановой пленки.

К сожалению, выводы неутешительны: технология сборки нарушена столь глубоко, что данные ПС вообще непригодны для использования. Им место в помойке.

Знай, дорогой читатель, головки 6 ГДВ вовсе не плохие и грязь, которой их столь обильно поливают, –  не заслужена. Дело в плохих подвижках. Анти-лавры, по праву, принадлежат им. Наверняка проводились изыскания по выбору материала для купола, однако, почему-то всё свелось к использованию банальных лавсановых и грубых тканевых полусфер. Качественных аналогов до сих пор нет.

Но быть может, когда-нибудь появятся;  это будет новым рождением 10 ГД-35.

Это случится в один прекрасный солнечный день…

Мелодия

Обсуждение закрыто.