Старое обозначение: 30 ГД-2
Изготовитель: ПО «Радиотехника», г. Рига.
Назначение: для применения в закрытых и фазоинверсных акустических системах высшей группы сложности в качестве низкочастотного звена при работе в помещениях. Выпускается в двух модификациях с номинальным сопротивлением 4 Ом (75 ГДН-1-4) и 8 Ом (75 ГДН-1-8)
Характеристики:
Диапазон частот: 31,5 – 1000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 63 – 1000 Гц: 10 дБ
Чувствительность: 86 дБ
Звуковое давление: 1,26 Па
Коэффициент гармоник при рабочей мощности:
40 Гц: 5%
63 Гц: 4%
выше 80 Гц: 3%
Сопротивление: 4 Ом
Предельная мощность: 75 Вт
Долговременная мощность: 78 Вт
Кратковременная мощность: 80 Вт
Частота основного резонанса: 25 Гц (±5)
Полная добротность: 0,35 (± 0,05)
Размер: Ø 250 х 124 мм
Вес: 6 кг
Особенности конструкции:
Головка громкоговорителя электродинамического типа, низкочастотная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Корзина изготовлена методом литья под давлением из алюминиевого сплава.
Магнитная цепь состоит из кольцевого ферритового магнита марки 25БА170 размером К134 х 57х12 ММ; керна диаметром 49,7 мм; верхнего фланца с отверстием диаметром 53,7мм. Высота воздушного зазора 9,8 мм, его радиальная ширина 2 мм, индукция в зазоре 0,87 Тл.
Подвижная система включает: звуковую катушку, намотанную проводом марки ПЭВТЛ-1 диаметром 0,28 мм, намотка двухслойная, в первом слое – 53 витка, во втором 51, высота намотки 22 мм, омическое сопротивление 2,9 ± 0,3 Ом. Каркас звуковой катушки изготовлен из медной ленты ДПРНТ 0,05 х 40. Высота ЗК 41,6 мм, внутренний диаметр 50,7 мм, внешний (вместе с намоткой) 52,6 мм. Диффузор конусный, изготовленный из бумажной массы с пропиткой. Подвес тороидальной формы, изготовленный из резины. Центрирующая шайба изготовленная из ткани с пропиткой.
я прочитал комментарии
и очень растроился
и убедился что многие не знают ни чего о динамике 30гд2
У меня есть микрофонные замеры пары динамиков 30гд-2 в родном корпусе от 35ас , 1978 года,Рига.
Динамику явно тесно в ящике, позже перенесли его в закрытый ящик 75 литров и полка басовая выровнялась , выброс на нижнем срезе ушёл, звук заметно улучшился.
Эти колонки обсуждаются на форуме Сергеева в теме 35ас S90 жизнь после жизни.
Если задача сделать компактный низко работающий бокс- то лучше применить динамики 75 ГДН-1 от Амфитона. в ящике 57 литров имеем 40 герц шикарного баса.
Ага, например то что Qts у него совсем не 0,35, а вполне себе 0,95-0,97. По крайней именно такие я вытащил из S-90 1983 года.
Это не нормально.
Может динамик не исправный, или ошибка замера.
Замерил два динамика 0,95 и 0,97, тут фотку не вставишь, но, надеюсь, ссылка на фотку прокатит.
Вот по этой методике делались расчёты:
http://i97.fastpic.ru/big/2018/1117/b3/_9b1115fb3d937e0720ecde84cae992b3.jpg?noht=1
http://i106.fastpic.ru/big/2018/1117/a1/_c47ed8195d6425449f48fe3feff3f9a1.jpg?noht=1
Вот сами замеры и расчёты, простите за плохой почерк.:)
http://i106.fastpic.ru/big/2018/1117/94/_3306ea3b2113a9475249988398c2c794.jpg?noht=1
http://i106.fastpic.ru/big/2018/1117/e6/_c27f3bb7725768c9e3938d5132c4c3e6.jpg?noht=1
Перед тем как всё это делать много читал и в одном из форумов увидел высказывание что Qts 30ГД-2 равно единице, поэтому не был сильно удивлён. Сейчас жалею что ссылку не сохранил, потому что все остальные уверенно пишут паспортные данные 75ГДН.
Собрал ЗЯ на 82 литра кросовер на 260 Гц + 50ГДШ64-4 FA от Ноэмы. Получилось неплохо на мой вкус, но, как водится, широкополосник не дружит с тяжёлым роком.
http://i98.fastpic.ru/big/2018/1117/aa/_3aefa1eb77f655fdff3a8c2024eb88aa.jpg?noht=1
К тому же прикупил себе Technics F75-SB и выяснил что моя Yamaha A-S301 не может их подружить в совместном режиме. Вероятно буду из самоделок делать отдельные АС только под кино, а Техниксы будут только под музыку, эксперементы продолжаются.:))
Добротность под единицу и выше у динамика добегает в тесном ящике от S 90 и с портом инвертора.В ящике 65 литров без инвертора добротность получилась оптимальной. на уровне 0,7
у 75гдн1 толщина провода- 031
у 75гдн3 и у 75гдн5 -0335
у 50гдн3 -028
буквы в конце названия динамика-это производитель
например 75гдн1 л-это Красный Луч(Кливер)
75гдн1с-это Северодонецк(Электроника)
75гдн1 р/р это Рига(радиотехника)
выпускал ещё в начале Ивано-франковск но потом сняли с производства и начали выпускать 75гдн3
в двух модификациях
с обычным дифузродержателем и с оригинальным декоративным
да к стати!
до 1986 года до замены госстов и названия динамиков
производителя можно было определить по эмблемам на наклейке динамика
в этой статье фото динамика Кливеровского
на наклейке есть рыбки -это эмблема завода Красный Луч (Кливер)
и из моего огромного опыта скажу честно-самое лучшее качество динамиков было у Северодонецкого завода
на втором месте Рига (Радиотехника)
ну а потом Кливер(красный Луч)
Амфитоновские динамики(50гдн3 и 75гдн3) с этими не сравниваю-это совершенно разные динамики с совершенно отличающими параметрами
амфитоновские динамики звучат лучше
Узнал много нового.Хороший басовик.
Сколько метров обмотки в 30гд-8?
Никогда не считал сколько в метрах,хотя через мои руки их прошло немало. Но посчитать не сложно. Длина окружности (по гильзе) первого слоя 163 мм умножаем на количество витков и получаем результат. Но учитываем при этом что длина КАЖДОГО витка второго слоя будет немного больше конечно (мм на 5 приблизительно).
Скажите,если родной подвес из резины поменять на ППУ,звук сильно поменяется?
Наверное сильно. Интересно было бы найти подвес из резины, но тонкой. Правда таких не встречал, все стандартны.
А что тогда ставить?И подвес бугром наружу ставится или
внутрь?
Резиновый подвес, например, от фирмы Диффузор (Санкт-Петербург). С завода они ставятся полутором внутрь.
А резиновых подвесов нет у фирмы Диффузор,только ППУ
Можно узнать, например в Аудиомании (она является дистрибьютором “Диффузора”) или у самого “Диффузора” – на сайте у них написано, что изготавливаются под заказ.
Ну да,там и узнавал,сообщили что “к заказу недоступны”
Резиновые подвесы есть на алиэкспресс
Сколько будет стоить новый дифузор с обмоткой на этот динамик?
Суть в том что в одном ДК мне совершенно случайно достались клубные колонки на сдвоенных
Микрон 75гдв-1Л.(полный аналог)
в которых активно отдыхающая на дискаче фауна разорвала дифузоры. В итоге 3 динамика без дифузоров литые дюралевые корзины и магниты с клеммами.
Корпуса с ручками для переноса и фазиками щелевого типа на всю ширину 80х32х28 если оставить только 75гдн добавив 20гдс и 6гдв динамика и заменить переднюю панель корпуса на визуально похожую с 35АС1 перетянув все черной тканью. Использовав родные фильтры от s90.
Можно наверно получить близкие к оригиналу результаты.
Смущает настройка фазоинвертора возможно в закромах найду родные от s90 так как те что в корпусе настроены на работу с парой 75ГДН.
Нашел с КНР полимер с обмоткой подвес резина, центровка ткань за 480р с доставкой. Новые похожи на Альфард. 8ом с тигром или драконом на плоском куполе.
И здесь у перекупов от 600р за целюлоз-диф с обмоткой и центровкой но без купола. Купола по 50~100р.
Вполне божески за варианты с 4 и 8ом.
И уж совсем люто 1к за дифузор если знать что б.у дин за ~1.5 можно найти, это бред.
Наткнулся на предложение о ремонте 75гдн с заменой диффузора на кевларовый. Кто в теме, плиз, просветите
Данная услуга выполняется в большинстве случаев так:
на родную гильзу и обмотку 75гдн и центр шайбу сажают кевлар-диф от автосаба на 88клей без изысков.
Меняют подвес на мягкую резину и колпак могут металл, пластик, ткань, целлюлоза разных форм.
Все операции выполняются без замеров на глаз, и звук на ухо. Естественно меняется и вес а за ним АЧХ(не всегда в лучшую сторону.
За все время нашел всего одного мастера который делал намотку сам для достижения идентичности динов в паре. (замерял индукцию, сопротивления, ачх)
Парный комплект подобранный таким образом отличается от заводских сбалансированностью.
Имел оправки и алюминиевые формы для штамповки дифузоров из ЦБМ под температурой(давлением?).
Специализировался на ходовых 75\50\35ГДН.
Перемотка требуется в основном только при выходе из строя родной катушки. Также имеет смысл мотать заново дины на АС произведенные в лихие 1990~1995.
В этот период развалилась кооперация на многих НПО и упала общая культура производства.
если дифузор стал легче то увеличивается чуствительность,это нужно учитывать,А так из этого динамика можно хоть широкополосный зделать.кто мешает?самый лучший динамик ,тем более когда столько разных новых материалов,это широкополосный.просто это не взял и плюнул и готово.это некая механическая конструкция ,которая требует корекции своей формы под нужное ачх.иследования замеры.
Если хотите слушать относительно естественное звучание,то ИСПОЛЬЗУЙ РОДНОЙ ДИФФУЗОР,а если тебе нужно слушать раскаты грома,тогда ИСПОЛЬЗУЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ДИФФУЗОР. Эта непреложная истина подтверждена на примере многих автомобильных сабвуферах.
посмотри спектр частот раската грома.это уже не сабвуфер.просто пластик имеет более плотную структуру и высокие частоты по ней проходят лучше.пластик расчитан на большую мошьность и меньшие искажения.ты просто определись какую функцию выполняет конкретный динамик,а не то что пластик выше играет чем бумага значит лучше.какбы за это время столько новых матеиалов человечество изобрело,а вы хотите чтобы техника ссср не уступала современной.это невозможно.и это будет уже другой динамик
Хотел бы поправить неточность для 30ГД2-4 Ом; число витков 104+_2; провод 0,35мм;сопротивление постоянному току 3,2 Ом.Общая длина каркаса катушки 40мм,длина под намотку 23мм,воздушный зазор 9мм,высота катушки под вклейку 8мм.Для изготовления каркаса катушки использовал алюминевую фольгу 0,1мм с предварительной оклейкой клеем БФ конденсаторной бумагой,запирающее кольцо воздушного зазора и места вклейки,из кабельной бумаги.
АЧХ заводская какая то странная , горбатая. Как её сняли ? Антиреклама. Я замерял в разных колонках типа S-90 и всё не так страшно , вполне ровно. Если вообще без ящика , то почему 10ГД-30 , 25ГД-26 , 10ГДШ-1 и др. приводят в ящиках какого либо объёма ?
АЧХ на картинке и впрямь идиотская. Или без оформления снимали или в тесном ящике, литров 10.
Берем Кливер 35АС сминаем купол и у вас “точно такая же”. Без “сиськи” в 50гц от фазика в добавок к той что в ~150~180гц без обрыва как у ФИ плавный спад.
Кто то скажет что у 35Ас212 АЧХ=двугорбый верблюд и возможно он житель средней азии у него такие ассоциации.
Фазоинвертор должен быть настроен не на 50гц а ровно на резонанс динамика. Тогда горб динамика компенсируется провалом ящика. И всё станет ровно от резонанса до 1000гц.
Есть мнение что это правильно, да только производители так не считают особенно если это 2.1 мультимедия.
Ну или s90b где там эти 25гц? Дай бог 40 выжать и то хлеб.
Ко всему прочему разброс параметров среди 75гдн не позволяет говорить о повторяемости. Каждый раз по разному. Найти два одинаковых динамика уже чудо.
добротность у 30 ГД -2 совершенно не инверторная, он в ящике уже под единицу, в увеличенном объёме до 65 литров 0,7. И то, с бугром на 70-80гц.
Родная двугорбая ачх типа верблюд связана с выбросом на нижнем срезе из-за перебора по добротности , а верхний срез с выбросом на 400гц из-за неудачного фильтра 2 порядка. Увеличенный до 65-70 литров ЗЯ плюс фильтр 1го порядка с цобелем обеспечивает ровную ачх с красивым спадом и красивый звук .
Фильтр 1 порядка и цобель это интригует. В этом есть смысл, видимо на раннем этапе когда только формировали устои Hi-Fi в нашей необъятной горбы ачх предлагали править эквалайзом(на слух).
При правильном подходе почти любая АС имела ачх мониторов но все задирали ВЧ и НЧ на макс ради бумсэффкута.
Затем мода и увлечение аппаратным эквалайзером прошла на смену ей пришла тонкомпенсация и автокалибровка по нагрузке.
И вместе с ней сменилось поколение АС.
В нынешних прайсах Onkio Denon нет эквалайзера а программный так далеко в прошивке что до него доберутся только упорные из упорных.
С трудом понимаю, о чем вы пытаетесь донести, просто вывел некоторую особенность фильтров для НЧ динамиков, где тяжелым утюгам больше подходит катушка плюс цобель , а легкие быстроходы правятся проще и удачнее простой катушкой. Чистый фильтр 2го порядка , особенно с низкой частотой среза, безбожно уродует звук, дает задержку во времени и отрывает бас от самой музыки напрочь.
1 порядок это 6дб на октаву плавного спада.
4 порядок это где то 20/24дб на октаву практически вертикальной стенки.
2 и 3 порядок это достаточно крутые горки не имеющие между собой особой разницы.
Фильтр пассивный элемент влияющий на АЧХ.
Эквалайзер активный корректор.
Я к тому что в те далекие-недавние времена производители из ссср при проектировании АС исходили из возможностей воспроизводящей аппаратуры. Делать АС с верхней границей воспроизведения выше 22кгц не было смысла, 15кгц выжать из “майфуна” подвиг инженера.
Иногда фильтр производители делали из деталей доступных в конкретный момент, а не по схеме результат озадачивал всех.
На западе и вовсе делали фильтр из деталей соответствующих классу изделия т.е фильтр для ширпотреба мог быть из чего угодно конденсатор на электролите и катушки без сердечника скрутка из провода на изоленте обычное дело.
Сейчас не лучше акустика до 500у.е имеет две банки элекролита и кондер на ВЧ и поголовно построена по двухполосной схеме.
Большинство из акустических систем СССР высшего или первого класса и вовсе делали под определенный комплекс звуковоспроизводящей аппаратуры имеющей свои особенности АЧХ. Использование их с другими аппаратными конфигурациями не гарантировало повторяемости результатов.
Выясняется что отдельных изделий как акустическая система не было. Они всегда шли либо с электрофоном или еще с чем нибудь.
Когда как на западе акустические системы HiFi имели свою отдельную нишу на рынке и более или менее были совместимы с аппаратурой своего статуса.
Что касается 75гдн Рига как отдельного изделия то банальная замена колпака на тот что от 50гдн немного улучшает его свойства. Снижется общий вес подвижной системы.
Константин, про эквалайзер и крутизну спада фильтров 1-2-4 порядка я как бы в курсе.
Вернувшись в конце 90-х к теме аудио , с удивлением узнал, что нормальные колонки не нуждаются ни в каких криволайзерах , тонкомпенсаторах и прочих костылях , поскольку просто грамотно настроены . В отличие от нашего радиопрома, чью продукцию невозможно слушать, не выкрутив ручки тембров до упора. Сейчас понятна такая разница в звучании. Хотя, часто попадается откровенный шлак и среди винтажных динамиков. Мы имеем дело с динамиками, о которых мало знаем, либо их качества сильно преувеличены разными коллекционерами, а на деле там обычная крикливая лажа. Искажу вам, что перелопатив гору разных фирменных и не очень динамиков, получив опыт прослушивания, я зауважал многие наши дины, явно недооцененные или реализованные бездарно. Скажем, на 10Гд-34 или 75ГДН можно сделать прекрасную акустику. И на это у меня есть твердая уверенность, личная, что бы там кто ни говорил в их адрес.
Я не имел в виду что вы чего то не знаете.
Просто старался донести свои соображения развернуто.
Многие теоретики будут давать свои формулы расчета фильтра и построенную АЧХ.
Но АЧХ полученная в результате замеров будет отличатся из за применения реальных динамиков и корпусов в не идеальных помещениях.
Линейная функция математической формулы звука частота\громкость будет стремится к безобразию.
в жизни все не так, как на самом деле.
Фильтры считаются на пальцах или не считаются вообще, потому что заранее примерно ясно, какую катуху из коробки достать и какую ёмкость к ней подкинуть, чтобы получить желаемую ачх. Опыт, знаете ли, хорошая штука.
АЧХ, полученная в результате замеров и настроек во-первых, оптимальная по наилучшему звучанию, во-вторых, достоверная, если приборы откалиброваны .
А советовать малознающему формулы для расчёта фильтров это вообще ни о чем. Есть программки несложные, туда забиваем импеданс динамика, частоту среза и тип фильтра, получаем схему и номиналы. Что ничуть не избавляет нас от перебора десятков вариантов по наилучшему результату. А сама схема фильтра- это стартовый момент, с чего начать, чтобы на километр не промазать.
Главная ошибка начинающего- убеждение, что получи он заветную схему фильтра- звук у него в кармане. Вывести колонку в звук- дело неспешное, порой мучительное и требующее сомнений в идеальности настройки , первое впечатление часто- обманчивое.
Здесь я с вами согласен поиск звука это эксперимент латентно-бесконечный.
Особенно если речь идет о модернизации акустики из СССР или и вовсе самодел на основе компонентов из СССР.
Правда начинающие приходят к абсурдным решения как например коаксиальная авто акустика в 35ас012 на месте ВЧ и СЧ.
В дикие времена были комплекты СТАРТ для самостоятельной сборки АС и аппаратуры с отличным для того времени звуком.
Сейчас смог найти комплекты только Урал и Аудиомания.
С Вами согласен, к примеру, по ж-лу Радиолюбитель статья Аккустическая лаборатория аудиофила есть пример грамотного построения сабвуфера на тандеме 30ГД2 на 40(!)литров в виде журнального столика с ровной АЧХ и поражающими параметрами
Интересно хозяин сайта LDS Дмитрий как относится к спорам на его территории ? Превратив в форум по акустике.
50/50.
Особо горячие комментарии удаляются, их не мало.
Форум делать смысла не вижу, их полно, и на всех одно и тоже. Но хотелось бы чтобы общение разбавлялось еще и картинками, но повторюсь это уже форум, боюсь не хватит времени)
Привет. У меня используется такой же динамик, но без пылезащитного колпачка (он повредился). Влияет ли его наличие/отсутствие на звучание самого динамика или он только защищает от пыли?
Меняется звуковое давление. За ним и фактическая АЧХ, выражается в провале на 200гц.
Также изменяется она если сменить этот колпак на другой. Полушар на 90~100мм даст подъем в районе 300гц. Конус(пуля) даст подъем в 150гц но изменит направление волны на более узкую. Плоский колпак на весь диаметр диффузора даст не известные мне результаты, я так и не нашел плоский сотовый дифф на 25см за 0р.
Понятно, буду обязательно менять. Благодарю Вас за развернутый ответ!
Также можно эксререментировать над другими формами колпака как овальная впадина или и вовсе из разряда шаманизма фазовыравнивающее тело расчет которого сущий сионистский обряд. Так как это скорее Иудейское Вуду рекомендовать их не буду. (пример Sven Royal R2)
Еще большее извращение дефлектор(пирамида или овал вершиной обращенная к динамику находящееся на расстоянии максимального хода диффузора) часто выступает не как часть динамика а крепится к грилю динамика например N7(Япония), иногда чтоб не вешать балласт туда ставят ВЧ пищалку на выходе получая коаксиальную АС конкретный пример 6АС2(СССР)
Распространенность этих идей стремится к единицам в виду сложности реализации и неоднозначности результатов.
Форма пули более актуальна для СЧ и ШП динамиков.
Овальная впадина для малогабаритных НЧ/СЧ в двухполосных системах.
Многие путают НЧ дефлектор с телом венте в рупорных ВЧ из за схожести задач расширения диаграммы направленности.
На 75гдн пулю можно ставить для достижения двух целей первая эстетика вторая изменение АЧХ и диаграммы направленности. В любом случае изменится и общий вес подвижной системы и добротность динамика. Поэтому пулю лучше из пластика 60мм, весом равным или меньше родного колпака.
Большое спасибо за полезную информацию! Узнал много нового. Будем экспериментировать :)
добрый день.а вы уверены 0,28мм?я намотал 75гдн-1с-4 0,38мм получилось 3,3ом.заводской тоже там был 0,38мм.
0,38 по лаку или металлу?)
согласно ТУ диаметр по лаку 0,315. +погрешность измерения, вот и ваши 0,38
да по лаку.Мерил с микрометром не думаю что микрометр на такие разницы.он очень точный.
Транспортная компания взвесила пару 75гдн1-4 и выставила счет на 8кг. около 4кг один динамик?
Значит вес в описании под сомнением.
Дождусь доставки и взвешу сам.