Акустическая система «Четверка резвых»

Существует мнение, что хорошие акустические характеристики можно получить лишь при использовании самых высококачественных электродинамических головок громкоговорителей с малой резонансной частотой. Но ока­зывается, что хорошее воспроизведение низших частот и высокую звуковую отдачу можно подучить также, пользуясь относительно узкополосными и недорогими головками широкого применения, если сделать соответствующую АС.

Примером такой системы может служить АС «Четверка резвых», сконструированная американским радиолюбителем. «Четверка» означает число однотипных недорогих электродинамических головок, примененных в системе, «резвые» — так американские радиолюбители называют среднечастотные головки громкоговорителей. Радиолюбитель добился хорошего воспроиз­ведения даже относительно низких частот. В одной АС он применил одновременно несколько известных ранее способов повышения звуковой отдачи на низших частотах. Во-первых, корпус системы имеет вид трехгранной призмы, что способствует подъему самых низких частот дополнительно на 6 – 8 дБ. Во-вторых, все четыре однотипные головки размещены в одной плоскости на достаточно близком расстоянии друг от друга. В результате на частотах ниже 2 – 3 кГц наблюдается постепенное повышение звуковой отдачи, так как однотипные и синфазно включенные головки действуют на этих частотах как одна головка большого диаметра.

Корпус АС можно сделать из фанеры толщиной 10 мм. При указанных на рисунке размерах лучше всего использовать головки типа 4 ГД-8Е. Достоинство этих головок, предназначенных для воспроизведения полосы частот 125 – 7500 Гц, состоит в обеспечении ими громкости звучания, в среднем в 2,5 раза большей, чем стандартные головки типов 4 ГД-7 и 4 ГД-28 при той же подводимой электрической мощности. При последовательном соединении четырех головок типа 4 ГД-8Е номинальная мощность АС составляет 16 Вт. сопротивление — 16 Ом, а полоса пропускания частот расширяется: 50 – 8000 Гц. Кроме того, наблюдается дополнительный заметный подъем (на 6 дБ) в области средних частот в полосе 300 – 3000 Гц благодаря взаимному влиянию электродинамических головок и треугольной форме корпуса.

80 комментариев: Акустическая система «Четверка резвых»

  1. Александр Компромистер пишет:

    Можно ли акустическую систему «Четверка резвых» собрать на динамиках 0.5ГДШ-2-8?

  2. ZLOIVOVAN пишет:

    Был эстрадный усилитель “Радуга” с колонкой из 6 динамиков 4ГД28 звук весьма впечатляющий.Колонки к усилителю “Юпитер квадро” тоже по такой концепции собраны.

  3. Александр Компромистер пишет:

    Можно ли для корпуса использовать дерево более глубокой переработки (например, картон)?

  4. Алексей пишет:

    Подскажите пожалуйста если кто делал эту акустику- динамики снаружи или изнутри крепить лучше ?

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      крепим динамики изнутри- получаем некий неглубокий стакан вокруг динамика, работающий резонатором и дающий яму на ачх в какой-то важной области. Поэтому лучше динамик крепит снаружи, а края стакана расточить под пологим углом, убрать трубу вокруг корзины.

      • шел мимо пишет:

        Если отверстие выбрать в конус, то никаких провалов или всплесков там быть не должно, тут же не ВЧ динамики. Другое дело, что под каким углом делать эту выборку, как это скажется на жесткости конструкции да и на внешнем виде

        • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

          динамики легкие, особой прочности корпуса не просят. Чем более пологий скос у края отверстия, тем ровнее ачх и более открытый звук без противного рупорного окраса.

  5. Олег пишет:

    Кто нибуть прикидывал сколько штук нужно динамиков например 3гд38 или 3гд45 не суть,16 сантиметровых.Что получить уверенных 20гц. а не 50 как в статье?

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      насчёт добыть 20 герц от динамиков с резонансом в 60 – вас обманули. К тому же, куда вам с ними, этими двадцатью? Их даже в спектре музыкальном нет, не говоря, что в комнате уместиться негде.
      Ниже 45 герц затевать домашку- мучить соседей этим “БУХ”лом)))

      • Олег пишет:

        Насчет куда мне 20гц.я не согласен!также не согласен когда от пищалок которые тянут 25…40кгц.мол толку нет,типа всеравно не слышим)))лично мое мнение ч запас везде хорошо! Это касаеться не только частоты но и мощности.да и мощный двигатель в авто куда приятней чахлика))) и тких примеров море

        • Олег пишет:

          А без самого низа вы на сможете ощутить всю полноту концентного зала.будет чегото не хватать,то что трудно объяснить словами.нужно прочуствовать,и я не прикалываюсь!хотя на такой низкой частоте практически нет музыкальных инструментов.

          • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

            вы несомненно правы, есть могучий эффект появления фундамента в музыке с добавлением звука от саба на 25-35гц, это факт.
            Но по жизни мне хватает обычного скворечника с полосой 50-60 гц – 15000, при условии ясной средины и ровной ачх без выбросов и провалов , а также широкой направленности . В данный момент сижу слушаю такую прелесть, сам собрал и настроил, звуком доволен. Эти колоночки обсуждаются на сайте Димы Горнова-Ульфа. http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/avtorskie_stranicy/tvorcheskij_praktikum_a_bokarjova/dvukhpolosnye_polochnye_as_na_dinamikakh_scaspeak_18w_1831goo_i_d2904_970000/7-1-0-32

            • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:
            • Олег пишет:

              Интересный проэкт!но ябы не рекомендовал поключать последовательно с колонкой резистор на полтора ома.на корекцию ачх практически не окажет никакого влияния,а вот контроль унч над басовиком станет заметно хуже!наверняка начнет немного подгуживать,а это никому не интересно.

              • Олег пишет:

                Эфект очень тонкого и длинного провода.то с чем мы боремся.

                • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

                  Если почитать тект статьи, там есть оговорка: кононки сделаны специально для лампового унч с выходным полтора Ома, поэтому объём ящика, добротность динамика и поведение его на нижнем срезе оптимизированы под это значение, 1, 5 Ома. И никакого эффекта длинного провода здесь нет.
                  Внимательно гляньте приведенные ачх басовика в ящике и найдите выброс на резонансе. Как говорил товарищ Сухов – Это вряд ли!:)

            • Александр Р. пишет:

              Факт о сабах. Многие владельцы их отключают через неделю попыток использования. Резонансы большинства стандартных комнат лежат ниже 50 Гц и желательно, чтобы АС их не воспроизводили вообще.

      • Олег пишет:

        К соседям проникает 100герцовый гудеж,а не 20гц.

    • Евгений пишет:

      Возможно я что-то путаю, но добыть частоты ниже резонансной от головок можно только при помощи акустического оформления. Если Вы применяете 10 одинаковых головок с резонансной частотой, скажем 60 Гц, то они будут давать существенно бОльшую отдачу (в 20 и более раз), но только в своём рабочем диапазоне частот. Чудеса, увы, не случаются. Плюс при большом количестве головок возникнет вопрос их фазировки, так как в верхнем диапазоне частот будут возможны интерференционные явления между головками в разных концах АС.

      • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

        Ниже резонанной частоты отдача динамика падает стремительно , никакое оформление не позволит дать то, чего нет изначально. Другое дело, есть динамики с низким резонансом, но в открытом оформлении, которое рушит отдачу внизу за счёт АКЗ, вот тут есть резерв для получения нормальной ачх на басу. Увеличить площадь щита и увеличить число динамиков. Прочее- вряд ли.

        В оформлении фазионвертор есть вариант , по Чебышеву, когда срез колонки может быть даже ниже резонанса динамика, но эта разница невелика. Уж точно не 20 гц из 50 получить.

        • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

          Ещё вариант получения ровной ачх внизу от скудного по басу динамика- рупорное оформление, но там требования к динамику особые, абы какой туда не вставить. Да и сам рупор можно полжизни настраивать потом.

          • Евгений пишет:

            А ещё Вы не упомянули размер: я как-то пытался посчитать рупор на 40-50 Гц и его размеры меня сильно впечатлили…

            • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

              рупор на 40 герц – размеры там и в самом деле внушают, делим скорость звука на периметр рупора, чтобы получилось 40 герц, 8 метров, по 2 метра на сторону. Оно вам надо? Не рупор в комнате, а комната с жильцами- внутри рупора.

      • Олег пишет:

        Никто от них не требует выше 100…120гц.

      • Олег пишет:

        А какже сложение площадей диффузоров?я пробова 10головок в массив.очень низко брали,а если 30 и больше?ктото пробовал?

        • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

          я в сказки поверю, когда результат сам увижу на микрофоне. Эффект снижения резонанса как бы обязан быть, за счёт присоединения массы воздуха, но какой ценой-огромного щита? И всё ради чего- дикой свалки на средине и верхах? Нет, увольте.

          • Олег пишет:

            Яж писал что порезать этукучу динамиков на 100…120гц.о какой середине вы говорите?они не будут ей озадачены!а 3гд45 без проблем двигает диффузор хоть на 10гц.главно не перегружать ход диффузора желательно не больше 6..7мм.тогда и катушка выдерживает и механических разрушений нет!

            • Олег пишет:

              Кстати,я тут прикинул ровно 10шт.3гд45 по площажи диффузора как 1 шт.18ти дюймовая нч головка!это всеравно что это огромный лапух двигают 10ктушек со своими магнитами.разумееться если мелкие головки разместить максимально плотно друг к другу!

        • Евгений пишет:

          Сложение площадей – это, конечно здорово, но по физике получится головка с диффузором в N раз больше, а с параметрами Ваших малышей. Резонансная частота – физическое свойство конструкции и для того, чтобы её изменить, нужно изменить конструкцию…

          • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

            Вообще-то, такое решение, как замена одного лопуха кучкой быстроходов, применяется давно и уверенно, в той же сценической акустике: кубики из четырёх 10-12″ динамиков с пищалкой в центре, ими и набирается портал . Отклик и точность звучания такого кубика намного лучше огромного утюга.

            • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

              к сожалению, ни разу не увидел самой плюгавенькой ачх такого щита с кучей недорогих шириков. Напрашивается вывод: или автор не в состоянии измерить своё творение либо результаты тех измерений позорные , чтобы их приводить.
              Одно применение такой акустике точно знаю: музыкантам подарить, петь на сцене.
              А домой тянуть этот хор цыганский мало смысла во всех отношениях.

              • Олег пишет:

                Я тоже нигде не видел таких графиков.думаю потому что не популярное исполнение.я тоже ради прикола нарыл у себя 8таких головок,вкрутил в картону пимерно 70 на 40 см.включил по 2 последовательно и эти 8ми омные спарки в паралель.вышел на 2ома.даже в полный сигнал играло не плохо но немного верха не хватало.добавлял пищалки,дошел до 3 шт.стало немного интересней.пищи 2гд36 каждая со своим кондером на 1мкф.когда я поставил это творение))) под журнальный стол бас повалил такой что рядом стоящая калонка амфитон 50ас027 померкла,хотя она не плохо воспроизводит от 40гц.ниже берет но с большим спадом,корпус маловат для 50гдн3-30.а эта картонка тянет с 18гц.я графики не делал но на слух не жалуюсь.проганял по генератору.единсвеный недостаток,как по мне нехватает мощи.хочеться прибавить,начинают некоторые головки клиповать,приходиться снижать уроветь чтоб не угробить динамики.я пока пазобрал это чудо)))вот и думаю стоит ли заморочиться с большим количеством,да и не на щите и например в корпусе.делать общий объём,или каждому? Какой объем общий? Или сколько литров каждому?или не стоит вобще фигней страдать? Хотя бас очень радовал своей легкостью,быстротой,артикулированый,без намека на гудеж.одни плюсы.минус один МОЩА((( если ктото делал чтонибуть подобное напишите пожалуйста

                • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

                  у вас куча динамиков с добротностью под 3, на резонансе- торчит могучий шиш, вы его считаете басом и восторгаетесь , в то время, как рыдать нужно. Микрофон вам в помощь и все увидите.

                • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

                  для динамика , заточенного под открытое оформление . само понятие нужного объёма- абстракция. Любой объём, окромя бесконечного, ему вреден.

                  • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

                    В завершение дискуссии про четверку борзых хочу предположить одну малоприятную вешь: Тот американ, который статейку сочинил про эти колонки, он ведь марку динамиков не привёл, нет у них таких динамиков “4ГД-8Е” . зато есть сильно лучше. Оттого и колонка может и должна звучать лучше, чем на нашем мусоре , особенно тех хмурых лет. Те же венгерские ширики из колонок BEAG – в данную конструкцию- аж бегом. Но чтобы 8 штук найти , да ещё и одинаковых…..Эт вряд ли.

                    • Евгений пишет:

                      Да… В любой системе, где предполагается использование нескольких головок, эти головки должны быть максимально одинаковы…

  6. Олег пишет:

    некий саб из барахла но с воздушным басом))))

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Олег, если у вас есть моя почта, то мне будет проще вам скинуть ачехи 6ГД-2, которые вам нужны.

  7. Александр Р. пишет:

    Эта «Четверка резвых» взята из книжки Васильева “Зарубежные радиолюбительские конструкции” (рубеж 1970-х – 80-х). Там еще с пяток подобных невнятных описаний “японских” и “американских” конструкций, без всяких ссылок на источники. Скорее всего, это плоды пера автора, который просто заполнял выделенный ему объем издания.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      да, помню эту статейку, позже кочующую из одной книжки в другую. Со всеми её ядреными фразочками типа Четверка резвых или Реактивный поток (ныне TL ) Смысла мало, кроме будоражить неокрепшее юношеское сознание .
      Впрочем, в те далёкие годы и в самом журнале радио в разделе акустика царила полная ахинея. Наиболее грамотные статьи по акустике появились в средине 80-х голов.

  8. Алексей пишет:

    А кто-нибудь реально слушал такое готовое изделие ? Есть ли действительно ощутимый прирост на нч в сравнении с заводским исполннием типа 15ас-407 ?

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Замена лопуха четвёркой быстроходов -вещь полезная в плане увеличения скорости отклика. При этом динамики нужны с низким резонансом и ящик вырастает в размере и прилично, иначе выгода пшиковая.
      Сама эта идея- соорудить кричалку взамен одного ровного ширика типа 4ГД-7 или 4ГД-28, мне не нравится. Ковбойский хаенд какой-то.

  9. Олег пишет:

    Кто знает как правильно разместить 4 пищалки типа 2гд36? Для повышения отдачи на вч и наилучшей диаграмы направлености.

    • Александр Р. пишет:

      Правило №2 хороших АС – одна голова в полосе, иначе интерференции не избежать. Повысить отдачу можно рупорком, а ДН расширить линзой, горизонтальным расположением с рассеивателем и т.д. Но все это требует экспериментов и проб, если не повторять уже известную конструкцию.

  10. Бедняга пишет:

    Братаны, у меня в “комете” навернулись оба низкочастотника! Можно ли заменить их 4ГД 43Е?

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Всё можно, лишь бы в габарит вписались.

    • ZLOIVOVAN пишет:

      Если “сгорели” 10ГД34 то 4ГД43 “сгорят” и подавно. Кроме этого диапазон частот будет сильно ограничен снизу.
      Причина выхода из строя родных динамиков какая? Может постоянка прет? Прозвони гибкую подводку к диффузору- часто обрывается, хотя визуально кажется целой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *