Акустическая система «Четверка резвых»

Существует мнение, что хорошие акустические характеристики можно получить лишь при использовании самых высококачественных электродинамических головок громкоговорителей с малой резонансной частотой. Но ока­зывается, что хорошее воспроизведение низших частот и высокую звуковую отдачу можно подучить также, пользуясь относительно узкополосными и недорогими головками широкого применения, если сделать соответствующую АС.

Примером такой системы может служить АС «Четверка резвых», сконструированная американским радиолюбителем. «Четверка» означает число однотипных недорогих электродинамических головок, примененных в системе, «резвые» — так американские радиолюбители называют среднечастотные головки громкоговорителей. Радиолюбитель добился хорошего воспроиз­ведения даже относительно низких частот. В одной АС он применил одновременно несколько известных ранее способов повышения звуковой отдачи на низших частотах. Во-первых, корпус системы имеет вид трехгранной призмы, что способствует подъему самых низких частот дополнительно на 6 – 8 дБ. Во-вторых, все четыре однотипные головки размещены в одной плоскости на достаточно близком расстоянии друг от друга. В результате на частотах ниже 2 – 3 кГц наблюдается постепенное повышение звуковой отдачи, так как однотипные и синфазно включенные головки действуют на этих частотах как одна головка большого диаметра.

Корпус АС можно сделать из фанеры толщиной 10 мм. При указанных на рисунке размерах лучше всего использовать головки типа 4 ГД-8Е. Достоинство этих головок, предназначенных для воспроизведения полосы частот 125 – 7500 Гц, состоит в обеспечении ими громкости звучания, в среднем в 2,5 раза большей, чем стандартные головки типов 4 ГД-7 и 4 ГД-28 при той же подводимой электрической мощности. При последовательном соединении четырех головок типа 4 ГД-8Е номинальная мощность АС составляет 16 Вт. сопротивление — 16 Ом, а полоса пропускания частот расширяется: 50 – 8000 Гц. Кроме того, наблюдается дополнительный заметный подъем (на 6 дБ) в области средних частот в полосе 300 – 3000 Гц благодаря взаимному влиянию электродинамических головок и треугольной форме корпуса.

80 комментариев: Акустическая система «Четверка резвых»

  1. Олег пишет:

    я так понял что никто не сталкивался с подобной проблемой,поэтому буду первопроходцем)))сам с 4 овальными пищиками буду играться.вариантов не мало,буду пробовать все возможные.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      овальные пищалы расположите лучами от центра, получите равномерную направленность по осям. Только не надейтесь на штормовой рост отдачи всей этой кучи , нет этого в реальности.

      • Евгений пишет:

        Ну так там длины волн, излучаемых головками, уже соизмеримы с излучателем….

        • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

          ВОИСТИНУ ТАК, поэтому для снижения интерференции нужно разносить динамики и ещё оси разводить в стороны, а кто будет этим заниматься? Проще сляпать что получится и сказочку сочинить про волшебный прирост отдачи. Или к пищалке рупорок приделать от бутылки Пепси и явить миру новое акустическое чудо .

  2. Алексей пишет:

    Вобщем собрал сегодня такое изделие, все по расчетам на картинке. 4 динамика плюс пищалка 3гд-31. Результатом приятно удивлен. Слушал эту же комбинацию в заводском исполнении 15ас-407, бас был хилый и гулкий. В этих корпусах он значительно подрос. В пустых ящиках был немного гулковат, пооложил внутрь углом на задние стенку минвату – гул ушел, бас уплотнился, звучит достойно.

    • LDS пишет:

      Пришлите фото пожалуйста. Интересно взглянуть.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Алексей, все динамики напрямую, без коррекции? Или подправляли индивидуальную и суммарную ачх ?
      Спрашиваю не от праздного любопытства: у всех широкополосов есть торчок на средине, плюс рост отдачи по оси за счет сужения направленности , в итоге баланс обязан сместиться в средину и верхнюю средину, крик начнётся. И если не подправить фильтрами, колонки получатся излишне яркие. (может за это их обозвали резвыми?:))

      • Алексей пишет:

        Александр, да, все напрямую, только пищалки через конденсатор. В общем схема без изменений от 15ас-407

        • Алексей пишет:

          Да, колонки яркие, но и бас появился, поэтому в целом неплохо звучат. Зависит от усилка еще. На лампе или германиевом усилке звук мне нравится, а вот к ресиверу подключал, Nad Т752, не хватает чего-то, вроде как нижней середины

          • Алексей пишет:

            Я вот подумал, может есть смысл не все 4 динамика последовательно, а по 2 последовательно и потом обе пары параллельно включить ? Как думаете, имеет смысл ?

            • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

              именно так и делается, комбинированным соединением, чтобы суммарный импеданс колонки оставался равен таковому у отдельного динамика.

  3. шел мимо пишет:

    Собственно говоря, какая разница бутылка пепси или теннисный шарик?!) главное- результат!
    Но ни о результатах применения теннисного шарика, ни о рупорке от пепси (честно говоря, даже у самого была такая мысля применить к 15гд11 после прочтения о шарике, а че, дешево и сердито, почему бы и нет?))) никто нигде не сообщал о достигнутых результатах, кроме самих авторов этих идей. Так и с ас “четверка резвых”, разговоров много, но каких то результатов никто конкретно не предъявил. А сам автор той древней статейки красиво так написал, что, дескать, зарубежный радиолюбитель….. время то было еще то! можно и не ссылаться на автора идеи, а можно просто гнать плагиат,а можно просто нести бред со ссылкой на не существующего автора, но уважающие себя радиолюбители всегда делали ссылку на источники. А тут ЗЕРО!
    Возможно, что это просто идея автора и не более того! Ну постеснялся человек признаться в этом))
    Очень хотелось бы получить результаты измерений для такой АС на широко распространенных динах
    на счет расположения овальных диной длинными осями от центра. Что то я сомневаюсь, что это будет правильным. АС должна обеспечивать панораму, а не объем. Может я не прав, поправьте, но такое расположение , скорее всего, приведет к потере акустической мощности.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Так полагаю, что расположение овальных динамиков длинными осями от центра( АС “Ромашка”) оттащит их оси излучения дальше друг от друга, уменьшив свалку от интерференции. Что должно повлиять в улучшении и панорамы и объёма. Хотя, мне такой вариант колонки из кучи динамиков никогда не нравился. Чем- не знаю до сих пор.
      Хотя, уверен, что сегодня можно из отобранных наших 3гд-32 и бумажной пищалы в центре сделать просто шикарную акустику.

      • шел мимо пишет:

        как бы ни был хорош ГИ , но он обладает существенным недостатком и от этого никуда не уйти, исчезает локализация звука.и тем больше размер ГИ, тем это больше проявляется.
        ГИ хороши для озвучки каких то дискотек и тп, но не для прослушивания музыки, скажем так, в индивидуальном порядке.
        примером неплохого ГИ может служить Гелиос-100 http://ldsound.ru/gelios-100/

        • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

          совершенно согласен с вами, всё именно так. Но вера в чудесную “четвёрку трезвых” -непобедима!)))

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      теннисных шариков мне привез друг в лабораторию, мы их наклеили на мидвуфер, измерили ачх, ужаснулись и тему эту дурацкую закрыли. В те годы какой токо ерунды не печатали в Радио, а легковерные читатели носились потом с такими идеями и передавали этот бред из уст в уста.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      а по секрету вам скажу,что кусок горлышка бутылки Спрайта , тот, что у пробки, таки очень себе экспоненциальный рупорок.

  4. Петрусь пишет:

    Я провёл несколько экспериментов с бумажными ВЧ динамиками, и пришёл к выводу, что они портят звучание, придавая ему неприятную окраску. Я считаю, что это вызвано малой площадью диффузора и/или его большой жесткостью. Стенд для испытаний – АС, смонтированная в картонных продуктовых коробках. Низкочастотный динамик 25 ГДН-5 был помещён в отдельную коробку, с вырезанным под диффузор отверстием, свободное пространство было туго забито поролоном. В качестве СЧ звена использовались два динамика 3 ГД-38, смонтированные в отдельной коробке и соединённые последовательно, таким образом, общее сопротивление было около 8 ом. В этой же коробке располагался родной кинаповский пассивник с регулировкой затухания ВЧ от 0 до 6 ДБ. При прослушивании я прямо таки обалдел от такого качественного звучания, к низу и середине не было абсолютно никаких нареканий. В качестве ВЧ звена попеременно использовались:

    (динамик – субъективная оценка)
    1 ГД-1 – 1
    1 ГД-50 – 1
    2 ГД-36 – 1
    4 ГД-8E – 1
    1 ГД-48 – 1
    3 ГД-31 – 2
    1 ГД-48 – 3
    2 ГДШ-4 – 4
    3 ГД-38 – 5

    Наилучший результат показал динамик 3 ГД-38. Но я не остановился на на этом и использовал в качестве ВЧ звена плёночную головку от электродинамического микрофона(собираюсь купить 10 ГД-35, но пока с деньгами туго) – результат очень хороший.

    Так вот, я хочу спросить, у кого какой опыт использования бумажных и плёночных головок? Кто мог бы поделиться опытом в выборе ВЧ звена?

    • шел мимо пишет:

      батенька, а суть испытания в чем?
      как можно сравнивать 1гд-1 с диапазоном 150- 7000ГЦ и 1гд-50 с диапазоном 180- 12500 и 3гд-38 с диапазоном 80-12500? достаточно посмотреть паспортные данные, чтобы сказать, что первый хуже, а третий лучше по параметрам) про 2гд-36 молчу. смешались в кучу кони-люди

      • Петрусь пишет:

        У меня фаза ВЧ уже готовая – я использовал трёхполосный кроссовер. А суть испытаний в выборе динамика, минимально окрашивающего ВЧ фазу. Все динамики, получившие единицу, имели какой-то “картонный тембр”, это было сильно заметно на слух. Особенно меня разочаровали 1 ГД-1… На волне ажиотажа отдал за пару 800 р, но они того не стоили.

    • ZLOIVOVAN пишет:

      3ГД38 применялся в ТВ совместно с 2ГД36 . Для твоего случая включи последовательно 2 штуки 2ГД36 через 1 МКФ.

      • Петрусь пишет:

        Мне фазу делить ни к чему: я же пишу, у меня всё подключалось через родной трёхполосный кинаповский кроссовер, он выдаёт отдельно НЧ, отдельно СЧ и ВЧ.

        • ZLOIVOVAN пишет:

          Под какие дины кинаповский кроссовер изготовлен? Большинство ВЧ динамиков от кинапа имели сопротивление 25Ом и очень высокую отдачу. Ставя другие получается совсем другой результат. Может стоит фильтр подкорректировать?

          • Петрусь пишет:

            Да, я вкурсе. Но они очень дороги ;( На авито за них просят очень уж неподъёмные суммы.
            Чем можно заменить из доступных?

            • Николай пишет:

              Две с половиной тысячи – совсем не дорого для драйвера с раструбом.

  5. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    2гд-36 очень хорош, если есть из чего выбрать.
    1Гд-50 от приёмника Альпинист- редкий по ровности и звуку динамик, в качестве пищалки весьма хорош, но найти его сегодня непросто.
    3ГД-31 редкая мерзость.

    • Петрусь пишет:

      Есть 4 шт. 1 ГД-50, в идеальном состоянии, но ВЧ отыгрывают плохо. Их почти не слышно.

    • шел мимо пишет:

      ну почему же редкость? сегодня видел в продаже несколько лотов , в каждом по несколько штук. в одном аж 8!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *