Акустическая система «Реактивный поток»

В начале 70-х годов среди радиолюбителей стали распространяться акустические системы для стереофонических установок, которые носили громкое название «реактивный поток». При относительно небольших габаритах (лицевая панель 170х430 мм, глубина 270 мм) и использовании в каждой акустической системе всего одной динамической головки мощностью 15 Вт удалось получить полосу пропускания от 40 Гц до 18 кГц. Масса установки составляла только 4 кг. Эту систему можно легко повторить.

Akai SW-30 ldsound.ru

Akai SW-30 JET ROAD SYSTEM

Система разработана японской фирмой Akai. Резонансная частота лабиринта, кГц, f0=0,16/l, где l – общая длинна лабиринта, м. На рисунке l=1,3 м, что соответствует f0≈120 Гц. Если учитывать относительно большое расстояние между передним отверстием громкоговорителя и выходом лабиринта, влияние обратного излучения будет способствовать повышению отдачи на частотах ниже резонансной.

_АС_ реактивный поток ldsound.ru

При самостоятельном изготовлении подобной акустической системы рекомендуется использовать среднечастотные динамические головки, обладающие небольшими размерами и высокой отдачей. К ним относятся 4ГД-8Е, 4ГД-36. При изготовлении системы следует обратить внимание на жесткость всех соединений корпуса и лабиринта, а также принять меры, устраняющие появление резонансов внутри лабиринта, для чего выложить его стенки звукопоглощающим материалом (поролоном или войлоком).

Как явствует из кратного описания системы, опубликованного в Японии, ее «секрет» заключается в многоколенном акустическом лабиринте, идущем от задней стороны диффузора головки зигзагами в сторону задней стенки установки. Выход лабиринта сделан не внизу или сбоку корпуса, как обычно, а назад, подобно тому, как направлено сопло реактивного самолета. Отсюда, видимо, и название установки.
 
Автор: Васильев В.А.
1977

23 комментария: Акустическая система «Реактивный поток»

  1. шел мимо пишет:

    а стоит ли так заморачиваться с этими лабиринтами? Или тут главное- процесс?) по мне, так уж лучше потратиться на ЗЯ, ФИ, ПИ, чем с этим воевать. Как ни крути, а лабиринт идеально не подгонишь, два одинаковых, как бы ни изгалялся, не сделаешь. Миллиметр туда-сюда и у вас иная частота резонанса, разное звучание.. и не поправишь же! а до сборки никак не проверить, ни подрегулировать) Идея с котом в мешке в далекой перспективе, годится только для околонаучных изысканий и не более.
    Не верю я в эти лабиринты кустарного производства и, тем более, не верю, что в промышленных можно что то там выломать и звук попрет!)) бред

  2. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    лень сидеть считать длину дымохода с его коленами, но 70 герцами не пахнет здесь. Не было интереса к этим коленвалам, хотя участвовал однажды в настройке одной колонки по чертежам Александра Рогожина, там 30-40 герц басовых по микрофону , честных, но и сундук огроменный, не чета этим пердулькам реактивным.
    http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76695

  3. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Неправда. По картинке прикидочно длина дымохода не более метра. Резонанс трубы, при котором порт играет синфазно с динамиком, равен 170 делить на L (длину дымохода в метрах) Получаем 170 Герц, ну. 150, если в чудо поверить. А ниже- извините, физика не пускает.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Вторая беда этого оформления- резонансы на кратных длине трубы-колена частотах, которые нужно гасить размещённым в нужных точках поглотителем, а это ещё та задачка.
      В общем, подводя итог , можно сказать, что из всех вариантов применения динамиков типа 6гд-6 и 10ГД-34 наилучший это кубики Олега Салтыкова из Радио за 1977 год.Самая продуманная в мелочах конструкция, проверенная годами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *