Акустическая система «Реактивный поток»

В начале 70-х годов среди радиолюбителей стали распространяться акустические системы для стереофонических установок, которые носили громкое название «реактивный поток». При относительно небольших габаритах (лицевая панель 170х430 мм, глубина 270 мм) и использовании в каждой акустической системе всего одной динамической головки мощностью 15 Вт удалось получить полосу пропускания от 40 Гц до 18 кГц. Масса установки составляла только 4 кг. Эту систему можно легко повторить.

Akai SW-30 ldsound.ru

Akai SW-30 JET ROAD SYSTEM

Система разработана японской фирмой Akai. Резонансная частота лабиринта, кГц, f0=0,16/l, где l – общая длинна лабиринта, м. На рисунке l=1,3 м, что соответствует f0≈120 Гц. Если учитывать относительно большое расстояние между передним отверстием громкоговорителя и выходом лабиринта, влияние обратного излучения будет способствовать повышению отдачи на частотах ниже резонансной.

_АС_ реактивный поток ldsound.ru

При самостоятельном изготовлении подобной акустической системы рекомендуется использовать среднечастотные динамические головки, обладающие небольшими размерами и высокой отдачей. К ним относятся 4ГД-8Е, 4ГД-36. При изготовлении системы следует обратить внимание на жесткость всех соединений корпуса и лабиринта, а также принять меры, устраняющие появление резонансов внутри лабиринта, для чего выложить его стенки звукопоглощающим материалом (поролоном или войлоком).

Как явствует из кратного описания системы, опубликованного в Японии, ее «секрет» заключается в многоколенном акустическом лабиринте, идущем от задней стороны диффузора головки зигзагами в сторону задней стенки установки. Выход лабиринта сделан не внизу или сбоку корпуса, как обычно, а назад, подобно тому, как направлено сопло реактивного самолета. Отсюда, видимо, и название установки.
 
Автор: Васильев В.А.
1977

23 комментария: Акустическая система «Реактивный поток»

  1. Дмитрий пишет:

    Динамик 4ГД-36 высокая отдача- да,но небольшой размер? что то непонятно

  2. Евгений пишет:

    5АС-508 или 5АСЛ-1 – отечественный двухполосный вариант таких АС, даже выпускался относительно большой серией.

  3. Георгий пишет:

    Попробовал повторить на автомобильных Pioneer TS-G1331I. Материал – хвойный мебельный щит 18 мм. Без звуко- и вибропоглотителей. Результатом доволен.

  4. Георгий пишет:

    Послал на почту.

  5. Алексей пишет:

    Здравствуйте. В описании указана лицевая панель 170х430 – а динамик 4гд-36 имеет размеры: Ø 200 х 75,6 мм и как его можно пихнуть в 170мм?

  6. сергей пишет:

    Fostex 103й.лучший вариант для этой схемы

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      103й Фостекс чисто ящичный динамик, кинотеатральная серия. Всякие извраты с рупорами и дымоходами к нему -лишнее. Обычный ящичек размером с коробку для ботинок дадут вам сотню герц по низу , скромные размеры и ровную ачх. Ещё лучше будет 127-й или 126й. Они побольше , срез будет пониже.

      • сергей пишет:

        Fostex 103 в акаевском варианте от 40 гц басят не плохо…сам удивился..когда на akai sw-30 переклеил засохшие подвесы.

  7. ZLOIVOVAN пишет:

    Субъективные воспоминания из далекого прошлого: сравнивал звучание 6АСЛ-1 (шли в комплекте с усилителем “Ростов” и 6АС-2 шедших с “Мелодиями” и несмотря на меньшие размеры звучание последних нравилось больше.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Помню, в те 70-е годы ходила байка, что колонки эти не шли изначально, что с ними ни делали, и вот нашелся один вундер, который что-то там внутри лишнее выламывал и добывал звук. И вроде как сам директор завода Электроаппарат распорядился найти того вундера и купить у него его идею, чтобы спасти тонущий проект .
      Чего только не придумают пустые умы.
      Эти ящики хоть золотом покрой- останутся дровами.
      Аж интересно, если попадутся такие не убитые – гляну ачх , для личного мнения.

  8. сергей пишет:

    Повторял акаевскую схему https://youtu.be/wIzhWbhWrsw

  9. сергей пишет:

    Советский вариант тоже был но это дровишки)) середины никакой…вч лажа…и не поверите выкинул от туда оба дина и поставил 3гдш овал ..не мощно но звуккк душевный и с басом .лучше чем в щите,.жаль слабоват))

  10. сергей пишет:

    И еще.не знаю откуда фотография схемы.Но размеры частично не правильные…расстояние между прегородками лабиринта не 30 а 50, сегодня перепроверял. Кто захочет повторить обратите внимание!!! Жаль 103й.дороговат теперь.

    • сергей пишет:

      В статье почему то написана частота настройки 120 гц!!! При такой длинне лабиринта по другой формуле около 70гц, что более похоже на правду).

  11. шел мимо пишет:

    а стоит ли так заморачиваться с этими лабиринтами? Или тут главное- процесс?) по мне, так уж лучше потратиться на ЗЯ, ФИ, ПИ, чем с этим воевать. Как ни крути, а лабиринт идеально не подгонишь, два одинаковых, как бы ни изгалялся, не сделаешь. Миллиметр туда-сюда и у вас иная частота резонанса, разное звучание.. и не поправишь же! а до сборки никак не проверить, ни подрегулировать) Идея с котом в мешке в далекой перспективе, годится только для околонаучных изысканий и не более.
    Не верю я в эти лабиринты кустарного производства и, тем более, не верю, что в промышленных можно что то там выломать и звук попрет!)) бред

  12. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    лень сидеть считать длину дымохода с его коленами, но 70 герцами не пахнет здесь. Не было интереса к этим коленвалам, хотя участвовал однажды в настройке одной колонки по чертежам Александра Рогожина, там 30-40 герц басовых по микрофону , честных, но и сундук огроменный, не чета этим пердулькам реактивным.
    http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76695

  13. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Неправда. По картинке прикидочно длина дымохода не более метра. Резонанс трубы, при котором порт играет синфазно с динамиком, равен 170 делить на L (длину дымохода в метрах) Получаем 170 Герц, ну. 150, если в чудо поверить. А ниже- извините, физика не пускает.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      Вторая беда этого оформления- резонансы на кратных длине трубы-колена частотах, которые нужно гасить размещённым в нужных точках поглотителем, а это ещё та задачка.
      В общем, подводя итог , можно сказать, что из всех вариантов применения динамиков типа 6гд-6 и 10ГД-34 наилучший это кубики Олега Салтыкова из Радио за 1977 год.Самая продуманная в мелочах конструкция, проверенная годами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *