В начале 70-х годов среди радиолюбителей стали распространяться акустические системы для стереофонических установок, которые носили громкое название «реактивный поток». При относительно небольших габаритах (лицевая панель 170х430 мм, глубина 270 мм) и использовании в каждой акустической системе всего одной динамической головки мощностью 15 Вт удалось получить полосу пропускания от 40 Гц до 18 кГц. Масса установки составляла только 4 кг. Эту систему можно легко повторить.
Система разработана японской фирмой Akai. Резонансная частота лабиринта:
f0=0,16/l, (кГц)
где l – общая длинна лабиринта, м.
На рисунке l=1,3 м, что соответствует f0≈120 Гц. Если учитывать относительно большое расстояние между передним отверстием громкоговорителя и выходом лабиринта, влияние обратного излучения будет способствовать повышению отдачи на частотах ниже резонансной.
При самостоятельном изготовлении подобной акустической системы рекомендуется использовать среднечастотные динамические головки, обладающие небольшими размерами и высокой отдачей. К ним относятся 4ГД-8Е, 4ГД-36. При изготовлении системы следует обратить внимание на жесткость всех соединений корпуса и лабиринта, а также принять меры, устраняющие появление резонансов внутри лабиринта, для чего выложить его стенки звукопоглощающим материалом (поролоном или войлоком).
У нас подобные АС выпускали под названием 6АСЛ-1 «Лабиринт».
Динамик 4ГД-36 высокая отдача- да,но небольшой размер? что то непонятно
5АС-508 или 5АСЛ-1 – отечественный двухполосный вариант таких АС, даже выпускался относительно большой серией.
Может 6 АС-508 и 6 АСЛ-1?
https://ldsound.info/6-as-508labirint/
https://ldsound.info/6-asl-1-labirint/
Иненно… Пардон за неточность
6АСЛ , которые ингда читались как ” БАСЛ “, делались в Ростове , как комплект к усилителю Ростов-Дон , 4-канальному. Сделаны красиво, звук – дрова.
Обычный кубик Салтыкова лучше на порядок .
Попробовал повторить на автомобильных Pioneer TS-G1331I. Материал – хвойный мебельный щит 18 мм. Без звуко- и вибропоглотителей. Результатом доволен.
Присылайте фото, добавлю.
Послал на почту.
Здравствуйте. В описании указана лицевая панель 170х430 – а динамик 4гд-36 имеет размеры: Ø 200 х 75,6 мм и как его можно пихнуть в 170мм?
Может автор имел в виду увеличение ширины под динамик.
Fostex 103й.лучший вариант для этой схемы
103й Фостекс чисто ящичный динамик, кинотеатральная серия. Всякие извраты с рупорами и дымоходами к нему -лишнее. Обычный ящичек размером с коробку для ботинок дадут вам сотню герц по низу , скромные размеры и ровную ачх. Ещё лучше будет 127-й или 126й. Они побольше , срез будет пониже.
Fostex 103 в акаевском варианте от 40 гц басят не плохо…сам удивился..когда на akai sw-30 переклеил засохшие подвесы.
Имею 126е стояли и в родном корпусе ФИ 10.5 литров были корпуса Akai sw 35 поставил отверстие и крепление стали как для родных динамиков . Нч больше стало чем в ФИ родном оформлении.
Субъективные воспоминания из далекого прошлого: сравнивал звучание 6АСЛ-1 (шли в комплекте с усилителем “Ростов” и 6АС-2 шедших с “Мелодиями” и несмотря на меньшие размеры звучание последних нравилось больше.
Помню, в те 70-е годы ходила байка, что колонки эти не шли изначально, что с ними ни делали, и вот нашелся один вундер, который что-то там внутри лишнее выламывал и добывал звук. И вроде как сам директор завода Электроаппарат распорядился найти того вундера и купить у него его идею, чтобы спасти тонущий проект .
Чего только не придумают пустые умы.
Эти ящики хоть золотом покрой- останутся дровами.
Аж интересно, если попадутся такие не убитые – гляну ачх , для личного мнения.
Повторял акаевскую схему https://youtu.be/wIzhWbhWrsw
Советский вариант тоже был но это дровишки)) середины никакой…вч лажа…и не поверите выкинул от туда оба дина и поставил 3гдш овал ..не мощно но звуккк душевный и с басом .лучше чем в щите,.жаль слабоват))
И еще.не знаю откуда фотография схемы.Но размеры частично не правильные…расстояние между прегородками лабиринта не 30 а 50, сегодня перепроверял. Кто захочет повторить обратите внимание!!! Жаль 103й.дороговат теперь.
В статье почему то написана частота настройки 120 гц!!! При такой длинне лабиринта по другой формуле около 70гц, что более похоже на правду).
а стоит ли так заморачиваться с этими лабиринтами? Или тут главное- процесс?) по мне, так уж лучше потратиться на ЗЯ, ФИ, ПИ, чем с этим воевать. Как ни крути, а лабиринт идеально не подгонишь, два одинаковых, как бы ни изгалялся, не сделаешь. Миллиметр туда-сюда и у вас иная частота резонанса, разное звучание.. и не поправишь же! а до сборки никак не проверить, ни подрегулировать) Идея с котом в мешке в далекой перспективе, годится только для околонаучных изысканий и не более.
Не верю я в эти лабиринты кустарного производства и, тем более, не верю, что в промышленных можно что то там выломать и звук попрет!)) бред
Ага, напишите в компанию PMC о своих предположениях и сомнениях и в профессиональные звукостудии мира. Когда получите ответ, то опубликуйте его. Вместе посмеёмся.
лень сидеть считать длину дымохода с его коленами, но 70 герцами не пахнет здесь. Не было интереса к этим коленвалам, хотя участвовал однажды в настройке одной колонки по чертежам Александра Рогожина, там 30-40 герц басовых по микрофону , честных, но и сундук огроменный, не чета этим пердулькам реактивным.
http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76695
Неправда. По картинке прикидочно длина дымохода не более метра. Резонанс трубы, при котором порт играет синфазно с динамиком, равен 170 делить на L (длину дымохода в метрах) Получаем 170 Герц, ну. 150, если в чудо поверить. А ниже- извините, физика не пускает.
Вторая беда этого оформления- резонансы на кратных длине трубы-колена частотах, которые нужно гасить размещённым в нужных точках поглотителем, а это ещё та задачка.
В общем, подводя итог , можно сказать, что из всех вариантов применения динамиков типа 6гд-6 и 10ГД-34 наилучший это кубики Олега Салтыкова из Радио за 1977 год.Самая продуманная в мелочах конструкция, проверенная годами.
По его рекомендациям я демпфировал на этой колонке панели и промазывал швы оконной замазкой (пластилином у автора).
https://drive.google.com/open?id=1Ti4jB8WCz2Ezv6Lol37t7CGu016ZyUuX
Есть у лабиринта ещё недостаток – не корректное ГВЗ. Для квартиры, самый оптимальный выбор – ЗЯ.
Собирал по этой схеме колонки на 4ГД-36 ещё в пионэскую юность. Звучали очень хорошо по сравнению со штатными колонками 6ГД2 от “Мелодии 105с”. Правда я промазывал все стыки оконной замазкой, а изнутри все панели проклеивал толстым линолеумом, чтобы демпфировать посторонние колебания от корпуса на НЧ. В то время много было рекомендаций по улучшению колонок, печатавшиеся в ВРЛ, Радио и других журналах.
Не читал но осуждаю. Точнее лабиринтов слышать не приходилось, но теория говорит что любой нормальный лабиринт обязан иметь смещение динамика на треть.
Хотел собрать в прошлом году лабиринт на 8″ басовике, но испугался размеров.