Аналоговые, межблочные и акустические кабели. Мифы и реальность

кабеля-теорияВ статье рассматривается влияние, которое оказывают межблочные и акустические кабеля на качество звучания, а также приводятся варианты конструктивного исполнения таких кабелей.

До недавних пор в бытовой аудиоаппаратуре не придавалось особого значения межблочным кабелям, так как бытовые усилители звуковой частоты и акустические системы не обладали достаточно широким динамическим диапазоном (высоким разрешением). Кроме того, в тракте каждого усилителя присутствовал регулятор тембра, который удлинял тракт воспроизведения и тем самым уменьшал разрешение системы, а также позволял подкорректировать огрехи тракта (завалы АЧХ на краях звукового диапазона) по вкусу слушателя.

Сегодня считается признаком хорошего тона использовать в аудиосистеме усилители без регуляторов тембра. Это подразумевает, что весь акустический тракт, начиная от источника сигнала, усилителя звуковой частоты (УЗЧ), акустических систем (АС) и заканчивая соединительными кабелями между ними, безупречен, не вносит никаких частотных и фазовых искажений, не говоря о нелинейных искажениях. Вклад в качество звука каждой 16 из перечисленных компонент можно распределить примерно так: источник сигнала – 23%, УЗЧ – 50%, акустические системы – 25% и кабели – 2%. Возможно, у кого-то цифры получатся другие. Конечно, подразумевается, что вы подаете сигнал на АС через медные провода достаточного сечения (для бытовых систем обычно достаточно 2,5…4 мм2), а не пытаетесь получить качественный звук, подавая сигнал через тоненькие стальные омедненные провода.

И если качество вашего УЗЧ, АС и источника сигнала в сумме тянет всего на 40%, то не рассчитывайте, что остальные 60% вам удастся вытянуть за счет кабелей, в данном случае даже «золотые» кабели, в переносном смысле, не помогут, их влияния на тракт вы просто не почувствуете. В то же время если у вас тракт в целом хорошо сбалансирован, то замена одного из кабелей на кабель с «отсебятиной» уж точно внесет изменения в характер звучания не в лучшую сторону.

 

Особенности человеческого слуха

 

Работы Мартина Ленхарда доказали наличие у человека двух слуховых каналов: ушного и кожно-костно-жидкостного. Если по первому каналу слышимые частоты лежат в пределах 16 Гц…20 кГц, то по второму значительно выше – до 40… 100 кГц. Частоты, воспринимаемые по второму каналу, не воспринимаются как звук в нормальном понимании, но заметно влияют на восприятие картины окружающего пространства. Человек слышит гармоники до 100 кГц кожей, костями и жидкостью организма. На этом принципе уже много лет работает методика протезирования потери слуха у глухих. Звук переносится специальным прибором из слышимой области в ультразвуковую и передается через кожу и кости. После некоторой тренировки глухие начинают слышать. Очевидно, что те, у кого второй канал менее развит, менее чувствительны к тонким изменениям звука под действием смены кабелей. Поэтому у каждого слушателя свои ощущения, которые он не всегда может правильно оценить и передать словами.

Вот и получается, что в системах с высоким разрешением становятся слышны малейшие влияния кабелей, которые в звуковой частоте почти не проявляются. В системах с небольшим завалом в области ВЧ могут быть полезны кабели с композитными проводниками (посеребренные, кабели Ван ден Хула с углеводородными включениями и др.), хотя в сбалансированной аудиосистеме такие кабели чаще всего приводят к отрицательному результату. И, наоборот, в аудиосистеме, в которой имеется подъем в области ВЧ, могут быть полезны кабели с повышенной погонной емкостью, которые смогут внести небольшую коррекцию в АЧХ и ФЧХ, приятную для слуха.

Таким образом, сегодня многие аудиофилы пытаются бороться с проблемами своих аудиосистем подбором кабелей, как это раньше делалось с помощью темброблока или эквалайзера.

Вся эта возня с кабелями чем-то напоминает анекдот про сельских жителей, которые накрыли сарай недоброкачественно вымолоченной соломой, а лето выдалось дождливое, и рожь взошла. Вместо того, чтобы взять косу и скосить ее, крестьяне стали тащить на крышу корову, чтобы та поела траву.

 

Микрофонные кабели

 

Помимо электрических параметров, таких как сопротивление, погонная емкость и индуктивность, на параметры кабеля на самом деле влияют его конструктивные особенности как чисто геометрические, так и свойства использованных материалов: материала проводников, диэлектриков. От этого во многом зависит степень проявления скин-эффекта, подверженность микрофонному эффекту, защищенность от внешних электромагнитных полей и т.д.

Для применения в профессиональной технике были разработаны инструментальные и микрофонные кабели, которые и сегодня используются в студиях звукозаписи и всеми профессионалами. Наиболее известные производители профессиональных кабелей –  это фирмы Рrоеl, Саnаrе, Sоmmеr, Ехtrоn, Кlotz и др.

Длина микрофонных кабелей обычно от 15 до 30 м и более. Длина мультикора (многопарных микрофонных кабелей) от сцены до пульта звукорежиссера обычно от 50 до 150 м и более. Итого длина только микрофонных кабелей со слабыми сигналами, наиболее подверженными влиянию помех и свойств кабелей, достигает почти до 200 м. Как известно, чем больше длина кабелей, тем большую величину имеют его такие параметры, как емкость, индуктивность и сопротивление постоянному току, которые приводятся обычно как погонные на метр длины для конкретного кабеля. Кроме того, с ростом длины кабелей возрастает и негативное влияние диэлектрика, вносящего в сигнал электрическую турбулентность, связанную с поглощением энергии передаваемого сигнала, частичным ее преобразованием в тепло и частичным возвращением с некоторой задержкой обратно в проводник. Асимметричность заряда диэлектрика и его затухания вызывает волновые искажения, смещения по постоянному току, переходные помехи и потерю низкоуровневой информации.

Тем не менее, даже на таких длинных кабелях при передаче слабых сигналов профессионалы не замечают заметного негативного их влияния на звук и не помышляет об их замене супермодными современными аудиофильскими стоимостью от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов за метр.

 

Тесты аудиофильских кабелей

 

Тесты кабелей обычно проводят, сравнивая звучание системы с кабелем и с перемычкой. Вот некоторые выдержки из теста межблочных аудиофильских кабелей ценовой категории 1500-3000 USD (цена подержанного автомобиля в неплохом состоянии).

«Этот кабель по звучанию очень сложно отличить от перемычки. Он не вносит ничего от себя в музыкальную картину», в итоге такому кабелю дается невысокая оценка, ну раз он ничего не меняет в системе к лучшему.

«Против перемычки придает звуку резкость. Шлейф послезвучаний не воспринимается таким же детальным и глубоким –  звучание кажется поверхностным», и это кабель указанной высокой ценовой категории.

«Слегка приближаются удаленные планы, сцена получается менее глубокой», тем не менее этот кабель получает высокую оценку эксперта.

«В верхнем регистре колорит дискантов проработан даже лучше, чем у перемычки. Единственное «но» –  легкое замутнение тончайшего микродинамического рисунка». В итоге кабель получает высокую оценку.

«Воспроизведение делается намного более материальным и четким в басовой области. Чуть хромает стабильность и эшелонирование сцены…». Кабель также получает хороший отзыв.

 

Автор: Петров Александр, г. Минск

22 комментария: Аналоговые, межблочные и акустические кабели. Мифы и реальность

  1. шел мимо пишет:

    Вести спор о типах кабелей, применяемых в акустике для домашнего пользования, на мой взгляд так же глупо, как и спорить со столбом.
    Почему то все обсуждают типы применяемых кабелей, но напрочь забывают об условиях звуковоспроизведения в конкретной комнате. Весьма сомневаюсь, что какой то аудиофил оборудовал свою квартиру под музыкальную студию и только и делает, что наслаждается музыкой в ней)
    Реальные характеристики помещения вносят на столько серьезные искажения звука, что про искажения в кабелях можно напрочь забыть! А слова “Сегодня считается признаком хорошего тона использовать в аудиосистеме усилители без регуляторов тембра” вызывает недоумение, по меньшей мере. Я до сих пор считал, что регулировка тембра нужна для компенсации потерь при воспроизведении в конкретном помещении, а тут вона оно что, дурной тон!!!
    Про искажения тракта я даже не заикаюсь, это и так понятно.
    Что же до студийной аппаратуры, то тут другие требования, критерии оценок искажений. Да и престиж!!!!!Потратился на дорогущую аппаратуру, то несколько десятков тысч листов “капусты” на кабеля небольшие траты))

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      Грамотно настроенная акустика не нуждается в темброблоке, это моё твердое мнение. Без регуляторов тембра не обходилась ни одна убогая отечественная техника, с её уродливой ачх , особенно страдали колонки. Да и сами регуляторы тембра были сделаны скорее по принципу поднимаем то, что и так слышно. Потери ниже 100гц они не компенсировали, а надували тот самый 100-гц пузырь , признак плохой колонки. Отстроенная домашняя система звучит превосходно на любых уровнях. И в костылях в виде тембров не нуждается.

      • ZLOIVOVAN пишет:

        Некоторые советские усилители имели возможность отключения темброблока, в этом случае ачх была практически линейной.

        • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

          да, но звучали они в положении ровной ачх просто омерзительно. Оценивать качество звука в те годы как-то никому не приходилов ум. Звук есть- чего ещё вам, товарищ?

          • ZLOIVOVAN пишет:

            Оценивается звучание не отдельного усилителя,а всего тракта: источник сигнала – усилитель – колонки + акустические особенности помещения. И если в этой цепочке будет хоть одно “слабое звено” то ничего хорошего не получится.

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      Кабели ищу в музыкантских магазинах, музыканты- ребята толковые и беспонтовые, для них выпускается отменного качества продукция, в отличие от расфуфыренных посетителей хаендовских салонов. Тем впаривают позолоченное барахло за чудовищные деньги, к взаимному счастью.
      Жаль, что стремительно исчезает продукция Амфенола, австралийской фирмы, классные штеккера, гнёзда, на века сделано и красиво очень. Нойтрик исчез, взамен его какой-то Риан, фуфел китаецкий.

  2. Азамат Альфатович. пишет:

    По сути – статья малоинформативна. Просто продолжение заголовка на 18 абзацев. :)

  3. Любитель пишет:

    Бред.

    • шел мимо пишет:

      Не такой уж и бред, если о нем на всех закоулках интернета трындят различного покроя знатоки))
      А чтобы втюрить свою “супер-пупер продукцию” иные производители весьма вольно оперируют как терминами, так и физическими явлениями. Дошло до того, что без зазора совести пишут:”Из теории электромагнетизма известно, что в идеальном проводнике электрический ток течет только по поверхности, поскольку электрическое поле внутри идеального проводника равно нулю”. Вот так категорично бац и все! И ни слова о виде тока, главное, что на теорию сослались, как бы.
      А дальше процесс пошел и уже кичащийся “аудиофил”. а в прошлом, чего греха таить, откровенный троечник, спотыкающийся в законе Ома, уже продолжает цепочку рекламы..
      Собственно говоря, никто же не спорит, что любая деталь звукового тракта вносит свои искажения (в противном случае, не было бы спора о ламповом и транзисторном звуке), но что касаемо кабелей, то эти искажения на столько малы , что ими можно смело пренебречь!
      Другое дело, что весь тракт должен быть согласован по параметрам, что в бытовой аппаратуре даже высокого класса не всегда встречается. Ведь никто не спорит, что студийная аппаратура, построенная на той же элементарной базе, что и бытовая, но, согласованная по всем параметрам, звучит качественно. И не важно, какой длины межблочные кабеля, если вход-выход согласованы.

      • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

        Студийная техника – задумана инженерами , задача её – если есть два кирпича и их надо соединить- возьми два провода, соедини и не задумывайся, будет работать. За тебя фирма подумала.
        И неважно, какой длины твои провода: метр или сорок метров. Поэтому людям, работающим в студии, стоны аудиофилов по поводу метра нового дорогого кабеля – мимо смысла. У людей другие задачи.
        лет 10-15 назад аудифильская банда стала внедрять в свои поделки(подделки) решения, применяемые в студийных устройствах: соединения XLR , мини-XLR, на панели подключения наряду с привычными RCA гнездами появились Canon , а как же, мы тоже идём в ногу со временем и мы тоже – типа- студийная техника!
        С малым уточнением: в студиях звук добывают, а эти гномы от аудио – добывают бабло .

        • шел мимо пишет:

          Малое уточнение тут как ни есть, но самое главное!
          БАБКИ!Бизнес и ничего личного!)

          • LDS пишет:

            Все верно. Считаю, что кабель можно купить дорогой, на свой вкус, чисто из-за внешнего вида, не более.

            • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

              Я первым делом беру прибор и смотрю ёмкость кабеля.
              100пФ на метр кабеля- неплохо.
              300пФ- в мусорку.
              А когда в музыкантском магазине показали внутренности гитарного кабеля -зауважал всей душой: медная оплётка густо плетённая, как на старых советских РК-75, снаружи мягкая ПВХ изоляция. Такой просто так не сломается , классно сделан.

  4. Азамат Альфатович пишет:

    Вот вы всё про кабели. А например как быть с разъёмами? В частности, с терминалами для подключения АС. Купил на днях в наших “радиотоварах”, причём в разных, несколько разных по типу терминалов (пружинные зажимы, для штекеров типа “банан” и “лопаточка”). И что же я обнаружил – все они не из меди, и даже не из латуни. Все из обычного железа (которые пружинные) и из неизвесного серебристого цвета металла. Подозреваю, что в каком нибудь аудио салоне ситуация такая же. Выход: покупать исключительно “фирмУ” или обычные зажимы для радиоаппаратуры (которые выглядят не так симпатично).
    Всем этим я озаботился, начитавшись на аудиофорумах про то, что железные разъёмы – смерть для качественного звука.
    Насколько обоснованы мои сомнения?

    • LDS пишет:

      Тоже самое, что с кабелями даже проще. Единственная и самая важная задача – это хороший контакт, без окисления и всего прочего.

      • Азамат Альфатович пишет:

        Не совсем то же самое. Кабеля для аккустики из железа не делают.

        • шел мимо пишет:

          ишо как делают!)) только не из железа, а из различных сортов сталей с покрытием непонятно чем, на хром не похоже, на серебро тоже. Может никель, в любом случае, к магниту липли. Быстро тускнели и хорошо ломались штырьки

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      Почему же из неизвестного металла? Как раз из известного, крылатого алюминия, или ещё лучше- из силумина . Как и все штеккера , которые прежде делались из латуни, а сейчас силуминовые(Накамичи, Нойтрик и др)

      • Азамат Альфатович пишет:

        Скорее силумин, нежели чистый аллюминий, так-как увесистый.
        Так как на счёт железа и силумина? Портят звук?

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      Кстати, пружинные разъёмы сегодня не считаются высококачественными и применяются в разного рода копеечных устройствах. Зато удобно.

    • шел мимо пишет:

      вы еще про конденсаторы фильтров АС почитали бы на форумах и жизнь на валидоле обеспечена)))
      нипарадак!))

      • Азамат Альфатович пишет:

        Конденсаторы в фильтрах – вообще отдельный разговор.
        А по поводу железа в качестве проводника электричества можно порассуждать.
        И вообще, хорош флудить. Не можете или не хотите давать вразумительный, просим проходить мимо. Необязательно везде отмечаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *