АС с расширенным динамическим диапазоном на парных динамиках

Важнейший показатель качества акустических систем — их способность воспроизводить без искажений весь динамический диапазон реальных музыкальных сигналов. Количественная его оценка — максимальный уровень развиваемого АС звукового давления:

 

maxSPL=S+10lgP/P0

 

где:    S — характеристическая чувствительность, дБ/Вт/м;

P — кратковременная (музыкальная) мощность, Вт;

Р0 — 1 Вт).

 

У широко распространённой AC 35 АС-012 значение указанного параметра достигает 105, а у 100 АС-003 — 109 дБ, при одинаковой характеристической чувствительности — 86 дБ/Вт/м. Для высококачественных зарубежных АС эта величина не менее 107 – 109 дБ.

Известно, что эмоциональное воздействие музыки, звучащей в концертных залах, намного сильнее, чем той же музыкальной программы, воспроизведённой бытовой АС в домашних условиях. По нашему мнению, это связано, прежде всего, с тем, что динамический диапазон и максимальный уровень звукового давления, обеспечиваемый бытовыми АС, заметно хуже, чем аналогичные показатели музыкальных инструментов, звучащих в концертных залах.

Существующие рекомендации по выбору мощности электроакустических устройств не позволяют получить динамический диапазон, требуемый для высококачественного звуковоспроизведения. Так пиковые уровни звукового давления, создаваемого в первых рядах концертного зала такими источниками естественного звучания, как рояль и оркестр из 18 музыкантов, равны соответственно 103 и 112 дБ.

А это значит, что при воспроизведении звучания названных выше музыкальных источников в помещениях объёмом 50 и 100 м3 акустическая мощность составит соответственно в первом случае 0,073 и 0,577 Вт, а во втором — 0,114 и 0,905 Вт.

Поскольку коэффициент полезного действия современных АС не превышает 0,2 %, для создания указанных значений акустической мощности к АС следует подвести электрическую мощность опять же соответственно 37 и 288 Вт, и 57 и 452 Вт. Отсюда следует однозначный вывод — наиболее распространённые бытовые АС (35 АС-012 и т.п.) не способны обеспечить пиковые уровни звукового давления даже скромного по составу оркестра, вследствие этого и динамический диапазон, поскольку предельно допустимые уровни шума 30 – 45 дБ в жилых комнатах и концертных залах совпадают. В результате приходится либо мириться с ограничением пиков, сопровождающимся характерными нелинейными и динамическими искажениями, либо снижать средний уровень громкости, что из-за особенностей слуха также нарушает субъективное восприятие реальной музыкальной программы.

Из сказанного следует, что для обеспечения высокой верности воспроизведения необходимо использовать АС с расширенным динамическим диапазоном. В настоящее время желательность развиваемого АС максимального уровня звукового давления 108 – 109 дБ/Вт/м является технически и экономически оправданной.

Для его достижения на базе головок с характеристической чувствительностью 86 дБ/Вт/м необходимо создание АС с кратковременной мощностью порядка 300 Вт.

Более дешёвым и простым путём реализации этого требования было бы использование головок с характеристической чувствительностью 92 – 94 дБ/Вт/м, что и делается за рубежом, но у нас такие головки практически не выпускаются.

Необходимо подчеркнуть, что столь высокие уровни мощности АС и соответственно усилителей ЗЧ необходимы не для увеличения среднего уровня громкости, а для обеспечения неискажённого воспроизведения пиков записанных программ. Ссылки некоторых противников мощных АС и УМЗЧ на санитарные нормы, ограничивающие из-за возникновения болевых ощущений уровень звукового давления значением 100 дБ, некорректны, ибо они относятся к шуму, а не к музыке. Воздействие же музыкального сигнала принципиально отличается от воздействия шума из-за интегрального свойства слуха. В музыкальных программах пики звукового давления 104 – 109 дБ болевых ощущений не вызывают.

Наш опыт длительной эксплуатации в жилой комнате объёмом 100 м3 АС с высоким средним звуковым давлением 0,45 Па при подводимой мощности до 2х(100 – 120) Вт свидетельствует, что никаких болевых ощущений у кого-либо из слушателей не наблюдалось. Вместе с тем все они без исключения и, особенно, люди с профессиональным развитым слухом отмечали высокую верность звучания, в первую очередь, за счёт верной передачи динамического диапазона музыкальных программ.

Зарубежный опыт конструирования высококачественных электроакустических устройств показывает, что предназначенные для них бытовые усилители имеют выходную мощность от 2х100 до 2х200 Вт и более, что хорошо согласуется с приведённым выше расчётом. У нас также наблюдается устойчивая тенденция к росту мощности высококачественных усилителей: от 2х25 Вт («0диссей-001-стерео» — 70-е годы) до 2х100 Вт («Корвет-УМ-048-стерео» — конец 80-х). Причём для «Корвета-УМ-048-стерео» завод рекомендует использовать АС с паспортной мощностью не менее 100 Вт на канал.

С учётом приведённых выше соображений нами была сконструирована АС с следующими техническими характеристиками:

 

паспортная мощность: 150 Вт;

номинальная мощность: 75 Вт;

диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ±2 дБ: 25 – 20000 Гц;

характеристическая чувствительность — 89 дБ/Вт/м;

суммарный коэффициент гармоник — 1,6 %.

 

Принципиальная схема АС представлена на рис. 1:

polS-006 ldsound_ru (1)

 

В качестве НЧ излучателей выбраны две головки 75 ГДН-3. Для согласования АС с усилителем сопротивление каждой из параллельно включённых головок должно быть 8 Ом. Функции СЧ излучателей выполняют две головки 20 ГДС-1-4. Эти головки выпускаются с активным сопротивлением 4 и 8 Ом. Для нашей АС более предпочтительными с позиций согласования отдачи НЧ и СЧ звеньев были бы две последовательно соединённые четырёхтомные головки. Однако поскольку их нет в широкой продаже, нами были выбраны параллельно включённые восьмиомные головки с последовательным резистором в схеме разделительного фильтра для выравнивания отдачи относительно НЧ звена.

В ВЧ звене работают две головки 6 ГДВ-4-8, включённые последовательно. Они эффективно воспроизводят высшие звуковые частоты, начиная с 3000 – 3500 Гц, что упрощает их согласование с СЧ излучателями.

Наиболее эффективное демпфирование и снижение искажений излучателей НЧ достигается при охвате комплекса АС-УМЗЧ электромеханической обратной связью (ЭМОС). В связи с этим параметры разделительных фильтров АС (см. рис. 1) выбирались не только из соображений надлежащего выделения полос, но и с учётом их влияния на действие ЭМОС (ёмкости конденсаторов C1+СЗ, включение резистора R1). Дополнительно снизить искажения позволяют сдвоенные НЧ излучатели. Такой способ можно рекомендовать как усовершенствование предложенной конструкции АС, особенно если введение ЭМОС затруднено.

Корпус АС (рис. 2) изготовлен из древесностружечной плиты толщиной 18 мм, на которую наклеен с наружной стороны слой фанеры толщиной 5 – 6 мм. Передняя панель (а) и задняя стенка (б) — съёмные и крепятся к вертикальным брускам, закреплённым по периметру боковых стенок (в) и (г) корпуса с помощью шурупов. К горизонтальным брускам крепят крышку (д) и дно (е) корпуса. Передняя панель АС изготовлена из склеенных друг с другом столярным, казеиновым либо эпоксидным клеем трёх слоёв фанеры толщиной 9 мм. Все головки установлены с наружной стороны панели, под их фланцы стамеской выбраны необходимые углубления. На установочные места нанесены слои пластилина, после чего головки закреплены шурупами.

polS-006 ldsound_ru (2)

На внутренней стороне задней стенки размещены платы с элементами разделительных фильтров, разъем для подключения АС к усилителю, а также согласующие резисторы R2 и R4, движки которых выведены под шлиц на наружную сторону.

Катушки фильтров намотаны на каркасах из изоляционного материала. Диаметр каркаса катушки L1 — 50, а остальных — 18 мм, длина намотки — соответственно 27,5 и 25 мм. Катушка L1 содержит 140 витков провода ПЭВ-2 1,71; L2 — 176, a L4 — 145 витков провода ПЭВ-2 1,0. Катушка L3 состоит из 295 витков провода ПЭВ-2 0,64. Конденсаторы разделительных фильтров МБГО-2 и К42-11 (можно и К73-11). В описываемой АС предусмотрено акустическое демпфирование НЧ и СЧ излучателей. Для демпфирования НЧ излучателей применена панель акустического сопротивления (ПАС), установленная в фазоинверторе. Туннель образован П-образной подставкой под АС и полом. ПАС изготавливают из фанеры, гетинакса или пластмассы толщиной 10 мм (рис. 2). Одну из поверхностей панели смазывают клеем «Момент» и с натяжением приклеивают к ней ткань (подойдёт неоднократно стираный батист или упаковочная ткань). ПАС крепят снаружи ко дну ящика шурупами тканью вовнутрь. Головки СЧ звена демпфированы в соответствии с рекомендациями. На рис. 3 представлена характеристика АС по модулю полного сопротивления для оптимального типа ткани.

polS-006 ldsound_ru (3)

Все внутренние поверхности ящика, за исключением передней панели и окна под ПАС в основании АС, оклеены звукопоглощающим материалом (войлоком, поролоном) толщиной 15 – 18 мм. СЧ головки изолированы от общего объёма АС боксами из фанеры толщиной 6 – 8 мм. Для этой цели подойдут и алюминиевые миски с вырезанными в них отверстиями под магнитную систему. Щель между магнитной системой и краями отверстия нужно замазать пластилином. В том и другом случае бокс заполняется неплотно уложенной ватой.

Переднюю панель закрывают деревянной рамкой, с натянутой на неё лёгкой (звукопроницаемой) тканью темных тонов. Рамка изготовлена из брусков сечением 20х25х31 мм. Наружные её размеры — 999х496 мм. По углам к ней прикреплены четыре штифта диаметром 4 и длиной 22 мм, которые входят в подпружиненные гнезда на передней панели корпуса АС (на рисунке не показаны).

 

Авторы: И. Беспалов, А. Пикерсгиль (журнал “Радио” № 12, 1989 год)


Фото с интернета данных АС, прислал Юрий:

7 комментариев: АС с расширенным динамическим диапазоном на парных динамиках

  1. Марков Николай пишет:

    ПАС в данном случае демпфирует ФИ, а не НЧ головки. Диаграмма направленности по горизонтали будет очень узкая и на СЧ, и на ВЧ. При регулировке уровней в СЧ-ВЧ полосах будут меняться АЧХ и ФЧХ соответственных полос. В СЧ звене напрашиваются 2 шт. 16-Омных динамиков (R2 тогда лишний). +/-2дБ – очень смелая заявка для этого набора динамиков. Понравились алюминиевые миски и отсутствие распорок/стяжек для уменьшения амплитуд колебания довольно больших стенок и косых пластин для уменьшения стояков (грустная шутка). Немного сырая конструкция.

  2. Vip Kit пишет:

    Самое интересное, что в оценке ,,правильного звучания” – сколько людей обсуждает, столько мнений разных. В итоге – банальное, ,,уши у Всех разные” и на вкус и цвет…)))
    Понятно, что параметров влияющих на звук десятки.
    Один из них – тональный баланс ,формирует общий регистр звучания.
    В подавляющем большинстве АС имеют завышенный общий звуковой регистр звучания.
    Происходит так, по той причине, что обертоны звучат с не пропорциональным затуханием к основному звуковому тону, как, когда слушаешь в ,,живую”.
    Да, ещё чувствительность человеческого слуха к диапазону от 500 до 5000 Гц
    повышенная. А, Вы гляньте
    АЧХ даже хороших динамиков, на этот диапазон
    приходится повышенная отдача.

  3. LDS пишет:

    Добавил фото готовых АС, немного напоминает 50 АС-5: http://ldsound.ru/50-as-5-radiotehnika/

  4. А.Р. пишет:

    Вопреки авторам, их АС воспроизводит шум гораздо лучше музыки.

  5. читатель пишет:

    Дмитрий, а можно (если известно конечно) указывать откуда взят материал? т.е. не только авторов, а ещё из какого номера журнала и за какой год. Доступных динамиков раньше было так мало, что все колонки были близнецы. Для расширения диаграммы пришлось бы усложнять конструкцию, несколько СЧ гармошкой как в мониторах Beag. Ещё что неудобно в таких конструкциях большая масса и габариты

  6. Александр Бокарёв пишет:

    На закате советского строя с одной стороны началось оживление темы аудио, в связи с перестройкой, и журнала в том числе, ушло снобство, высокомерие и причастность к некой секте узкоизбранных. С другой стороны, что можно было сочинить в те нищие годы, кроме жалкой кучки кирзовых динов с помойки с именем Юный техник.
    Вот и эта акустика, при всем поклонении двум одесским гениям, прпдстасляет из себя жалкую попытку сделать из дерьма дворец.
    К фильтрам трудно прибодаться, но в целом серятина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *