Звуковой аудиокомплекс

Выношу на суд читателей разработанный и изготовленный мною звуковой комплекс, точнее звуковой аудиокомплекс.

Начну я свой рассказ издалека и с некоторыми пояснениями. Заниматься конструированием радиоаппаратуры я начал в середине 60-х годов прошлого века. В начале 70-х годов в городе Борисове был построен комфортабельный, по тем временам, ресторан “Березина”. Работал в этом ресторане профессиональный вокально-инструментальный ансамбль. Так вот этот ансамбль работал на радиоаппаратуре, которую полностью изготовил я. По тем временам сложно было приобрести качественную радиоаппаратуру: усилители, звуковые колонки и т.д. Изготовленная мною по тем временам ламповая звукоусилительная техника работала практически 24 часа в сутки и главное – безотказно. С тех далеких времен я преследовал цель создать звуковую аппаратуру, позволяющую вызывать у слушателя эффект полного присутствия на выступлении музыкального исполнителя. С тех пор я собрал более 100 усилителей низкой частоты различной мощности и сложности от 1 Вт до 300 Вт, на различных элементных базах, от ламп и транзисторов до устройств полностью на микросхемах. Удавалось получать при воспроизведении качественных стереофонических фонограмм эффект объемного и качественного звучания, но не более. Однажды в 1999 году, присутствуя на концерте ВИА “Песняры”, я пришел к неожиданному решению этой проблемы. А не создать ли мне звуковую аппаратуру по методу вокально-инструментального ансамбля? То есть голосовая аппаратура отдельно, а для инструментов отдельно. Не буду описывать, сколько мне пришлось потрудиться над воплощением этой идеи в жизнь. Было перечитано огромное количество специальной литературы на эту тему, поставлено множество экспериментов. В 2000 году я достиг того, к чему стремился. На звуковом аудио комплексе, состоящем из шести усилителей низкой частоты и восьми звуковых колонок, я виртуально присутствовал на концертах “Битлз”, “Песняры” и т.д. Мною разработана недорогостоящая усилительная аппаратура, позволяющая получать эффект полного присутствия слушателя на исполнении музыкального произведения при воспроизведении качественно записанных стереофонических фонограмм. Приглашенные мною на прослушивание музыкальные специалисты все в один голос заявляли, что живое исполнение практически не отличается от исполнения на фонограмме, подчеркиваю особо еще раз, качественно записанной стереофонической фонограммы.

Рис.1. Структурная схема аудиокомплекса

Аппаратура для воспроизведения фонограмм использовалась следующая: бобинный магнитофон “Астра-106 стерео” первого класса, проигрыватель виниловых дисков высшего класса “Радиотехника”, плеер для проигрывания аудио дисков “Томсон”, компьютерный 52-х скоростной CD-ROM. Co всей этой аппаратурой воспроизведения, разработанные в моем исполнении усилители, согласовались наилучшим образом. Структурная схема аудиокомплекса приведена на рис.1. Шесть усилителей были объедены в два корпуса. В одном корпусе голосовой стереофонический усилитель высококачественного воспроизведения (рис.2), с глубокой регулировкой частотной характеристики по высоким и низким частотам и разделенной регулировкой усиления по каждому каналу.

Рис.2. Принципиальная схема голосового стереофонического усилителя

В другом корпусе находятся четыре усилителя НЧ, содержащие четыре оконечных и четыре предварительных усилителя эффектов. Эти усилители (рис. 3 и 4) не имеют никаких частотных регулировок, точнее имеют фиксированные регулировки по высоким и низким частотам.

Рис.3. Принципиальная схема предварительного усилителя эффектов

Рис.4. Принципиальная схема оконечного усилителя эффектов

Рис.5. Принципиальные схемы БП

Громкоговорители расположены от плоскости пола на высоте 2,5 метра. Марки громкоговорителей представлены в табл.1.

Таблица 1
1-й громкоговоритель 6 ГД-2, 6 ГДВ-1-16 (4 Ом)
2-й громкоговоритель 4 ГД-53А, 3 ГДВ-1-8 (8 Ом)
3-й громкоговоритель 5 ГДШ-1-4, 2 шт. (8 Ом)
4-й громкоговоритель 5 ГДШ-1-4, 2 шт. (8 Ом)
5-й громкоговоритель 6 ГД-2, 6 ГДВ-1-16 (4 Ом)
6-й громкоговоритель 5 ГДШ-1-4, 3 ГДВ-1-8 (4 Ом)
7-й громкоговоритель 5 ГДШ-1-4, 3 ГДВ-1-8 (4 Ом)
8-й громкоговоритель  5 ГДШ-1-4, 2 шт. (8 Ом)

Кубический объем помещения, в которых может быть установлен звуковой аудио комплекс с заданными параметрами усилителей НЧ и громкоговорителей, может находиться в пределах 80-10000 м3. Примерное расположение громкоговорителей показано на рис.6.

Рис.6. Примерное расположение громкоговорителей

Принципиальная схема 2-го громкоговорителя приведена на рис.7. Изготовленный звуковой аудиокомплекс прошел испытания по специальной программе, отказов в работе не наблюдалось.

Рис.7. Принципиальная схема 2-го громкоговорителя

Автор: Гайдук А., г. Борисов (по материалам из журнала “Радиолюбитель”)

7 комментариев: Звуковой аудиокомплекс

  1. Станислав пишет:

    Непередаваемое ощущение, что “часть текста отсутствует…”.
    Реинкарнация псевдо-квадро за счет разнесения источников “особым образом”.
    Тогда предложу более извращенный вариант: динамики на щитах, хаотично расположенные по комнате и повернутые “боком к слушателю”. Будет как колейдоскоп-одна и та же мелодия восприниматься по разному в зависимости от громкости, расположения слушателя, времени суток и атмосферного давления :)

    • шел мимо пишет:

      Это не псевдо-стерео или квадро. Тут сам подход несколько отличен.
      Во- первых, разные излучатели;
      во-вторых, расположение излучателей как по составу ГД, так и по сопротивлению ;
      ну и в третьих, различен сигнал , поступающий к разным излучателям.
      Да, возможно, это очередное извращение, но без прослушки нельзя ни хвалить, ни хаять. Автор же утверждает, что прослушка прошла успешно.
      В любом случае, автор реализовал некую свою идею и предложил её на обсуждение.

      • Константин пишет:

        Согласен с шел мимо идея прямо скажем “не стандартная” как нудист в троллейбусе. Но ему так нравится и бог с ним.
        Просто углы это места классического засилья стоячих волн и дифракционных искажений. Те кто купили места в крайний угол в imax скажут что оглохли на одно ухо и не расслышали другим ухом звук от дальней стороны.
        Нельзя не согласится с утверждением что центральный сектор с 3 по 6 ряд самые лучшие места для просмотра кино.
        Такое расположение сработает только в строгом квадрате при расположении ГГ в обратный клин.
        Так же автору статьи стоит дополнительно пунктирами отметить направленность АС по оси.(в виде сунус/косинус по отношению к стене и слушателю)

        • Константин пишет:

          Почему именно важна направленность излучателя многие поймут. Так как при определенном угле отклонения слушателя от оси излучения падает громкость и искажается стерео картина.
          При больших площадях помещений может наблюдаться выраженный эффект Хааса.

  2. Куприянов Александр пишет:

    Проходил в институте эту тему. Называется “разнесённая система озвучивания” кинозала. Когда не два мощных динамика на сцене оглушают первый ряд , а на заднем еле слышно. А по стенам развешаны много менее мощных динамиков , и везде одинаково слышно. И можно создавать эффекты движения. Это типа домашний кинотеатр только без процессора , а с фазовращателями. Псевдопроцессор.

  3. Vip Kit пишет:

    На АС 2.0, можно получить эффект, когда АС словно растворяются, а сцена и КИЗ выраженно ощутимы в пространстве помещения независимо от расположения слушателя.

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Во времена убогого стерео 60-х и 70-х был интерес к разного рода расширителям и углубителям стереоэффектов, разной степени глупости. Данная статья -немного другое, попытка улучшить звучание группировкой излучателей , разбивкой их на части. К стерео это уже мало имеет отношения, скорее к более удачной равномерной озвучке зала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *