Большая 3-х полосная АС на динамиках ScanSpeak 855500 + 4531G04 + D2905

В АС применены динамические головки:

НЧ: Scan-Speak 21W/855500 (пара)

СЧ: Scan-Speak 15M/4531G04 – обладает несколько большей полной добротностью, чем обычный СЧ Ревелатор 15М

ВЧ: Scan-Speak D2905/9900 – пищалка классической серии D2905/9900

Эта АС была сделана для ноябрьской выставки “Российский Hi-End” 2013 года, где и участвовала. Это первая моя большая АС с пассивными фильтрами. Две восьмерки на басу имеют площадь порядка 440 см2, что немного меньше площади типового 12″ динамика – 500 см2. На СЧ я хотел попробовать открытое оформление. Учитывая некоторую новизну проекта, я решил попробовать новую разработку на макете, а не делать сразу чистовой корпус. Вот так выглядел собранный макет АС:

Импеданс динамиков в макетном корпусе:

Видно, что настройка НЧ примерно 34 Гц. Впоследствии, на макете фазоинвертор был удлинен и настойка опустилась ниже 30 Гц. Чистый объем макетных ящиков под НЧ был около 35 литров. В чистовом корпусе чистый объем был сделан около 38 литров на один динамик. Импеданс НЧ динамиков снимался при минимальном заполнении синтепоном, а СЧ динамика в закрытом корпусе. Впоследствии было сделано открытое оформление – снята задняя стенка ящика макета.

АЧХ двух НЧ головок в макетном корпусе по оси каждого динамика, снятые с расстояния 0,5 м (черный график – АЧХ нижнего динамика №2, зеленый – верхнего №1):

АЧХ СЧ и ВЧ головок в макетном корпусе по оси каждого динамика, снятые с рсстояния 0,5 м:

В чистовом корпусе АЧХ динамиков выглядят немного по-другому, но этого достаточно для предварительного сведения. Ниже АЧХ одной из НЧ головок и трубы ФИ в ближнем поле:

Корпус был почти пустой, а труба уже удлинена, и настройка ниже 30 Гц. На макете были применены фазоинверторы Intertechnik BR/TR60 и удлиненны примерно на 50 мм. В чистовом корпусе были использованы трубы ФИ Audiocore Ptube 006, с которыми настройка была чуть выше, чем с удлиненными BR/TR60.

Это чистовой корпус (шпон – европейский орех):

Это эскизы корпуса:

По этим эскизам делались корпуса, но их изготовители сказали, что некоторые перегородки им пришлось двигать. Судя, по всему, нужно двинуть сплошную перегородку между басовиками вверх на 20 мм, так как она налезает сверху на отверстие под нижний басовик. Также нижнюю распорку нужно двинуть вниз на 30 мм, так как она налезает на отверстие нижнего динамика снизу.

По результатам сборки выяснилось, что отверстие в перегородке на расстоянии 400 мм от верха (лист 3 и вид В на листе 2) надо расширить в сторону передней панели, так как не очень удобно продергивать провода из отсека СЧ-ВЧ вниз. Отверстий в перегородке на расстоянии 700 мм от верха достаточно два, а не три, а отверстий в наклонной перегородке напротив СЧ динамика должно быть два.

Отверстие под задний гриль сверху задней стенки фактически было сделано прямоугольным, а не со скруглениями. Гриль крепился не на клипсы, отверстия под которые показаны на листе 3, а держится на трении. Поэтому, делать их не нужно.

Боковые стенки набраны и семи слоев оргалита (или MDF) толщиной 3 мм и имеют, соответственно, суммарную толщину примерно 21 мм. Скругление боковых стенок делать не обязательно, это не влияет на АЧХ. При прямых боковых стенках объем слегка увеличится, но это не страшно. В этом случае можно слегка уменьшить глубину корпуса.

СЧ динамик стоит в негерметичном отсеке сложной формы. Это вариант “открытого” оформления. На макете было проверено, что СЧ динамик не перегружается без задней стенки СЧ бокса с примененным фильтром, а середина звучит более “открыто”. Такую сложную форму отсека СЧ (его нижней стенки) пришлось сделать, чтобы не “съесть”объем, нужный для НЧ бокса. При этом, ставить СЧ динамик выше ВЧ тоже не хотелось, так как нижний раздел довольно высок, и классическое расположение динамиков является оптимальным. Отсек СЧ заполнен синтепоном примерно на 70%. Но синтепон не должен прилегать к динамику.

Каждый НЧ динамик находится в своем боксе со своей трубой фазоинвертора. В каждом отсеке НЧ расположен кусок синтепона 60х30 см. В синтепоне проделано отверстие для трубы ФИ, и он надет на ФИ и расположен вдоль задней стенки но не впритык к поверхности.

По моим впечатлениям, я бы слегка увеличил высоту и уменьшил глубину АС, но и так корпус смотрится неплохо. При этом басовики придется сдвинуть вниз на разную величину, чтобы сохранить равенство объемов.

Это схема фильтра:

Цепь R1C2 служит для дополнительной фильтрации выброса на АЧХ НЧ динамиков выше 3000 Гц. Цепь L3C3 служит для компенсации “накачки” – подъема на АЧХ выше 60 Гц, который маскирует самый нижний бас и ухудшает звучание на нижней середине. Такая компенсация обеспечивается выравниванием верхнего горба импеданса фазоинвертора за счет последовательного контура параллельно НЧ динамику.

Обычно в таких контурах присутствуют три элемента: резистор, конденсатор и катушка, но в данном случае собственное сопротивление катушки даже превышает необходимое сопротивление контура на резонансе.

Это собранные фильтры для одной АС:

Ничего особенно страшного для несчастного аудиофила. Правда, пара Мундорфов Суприм по 22 мкФ в параллель – это сурово.

Посмотрим на импеданс собранной АС:

Видно, что верхний горб импеданса НЧ динамика не исчез полностью, что свидетельствует о том, что активное сопротивление контура L3C3 выше необходимого, но и этого достаточно. В остальном, схема фильтра не отличается от моих предыдущих проектов трехполосных АС. Так как в НЧ звене применены две 8-ми омные головки в параллель, то система является 4-х омной. Модуль импеданса нигде не падает ниже 3,2 Ом. Для этой АС нужен довольно мощный усилитель, однако и на малой громкости АС играет хорошо.

Фильтр был сделан на двух досках: СЧ-ВЧ фильтр лежал на герметичной перегородке (700 мм от верха) позади отверстий диаметром 9 мм. Фильтр НЧ был приклеен к боковой стенке второго снизу отсека АС. При этом, фильтр касается нижней перегородки (230 мм от низа на листе 3).

Это АЧХ на метре двух АС в чистовом корпусе:

Разница АЧХ снизу вызвана тем, что левая и правая АС находились на местах прослушивания.
Частоты раздела – примерно 500 Гц и 3500 Гц.

Это АС с установленными динамиками, но без фильтра:

Окончательно собранная пара:

Это патриарх отечественного радиолюбительства и колонкостроения С.Д. Бать у АС:

Эта акустика предназначена для помещения от 25 м2 до 50 м2. В демонстрационном зале выставки Росхайэнд некоторые слушатели говорили, что много середины, в моей комнате 24 м2, наоборот, немного превалировал бас. В сильно заглушенной комнате может показаться, что мало верха. Уровень верхних частот зависит от расстояния слушателя до АС. Если оно меньше 2-х метров, ВЧ могут показаться избыточными.

По материалам из сайта: geokrilov.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *