Дополнение к идеальному звучанию

Перечислим наиболее важные качественные аспекты еще раз о том, как добиться идеального звучания в жилой комнате практически от любой акустической системы:

  1. На умеренных громкостях (скажем, до 90 дБ SPL звукового давления в 1-2 метрах от АС) в разумной жилой комнате путем грамотной эквализации звукового поля в зоне прослушивания можно добиться практически полной идентичности звучания любых произвольно выбранных пар АС.
  2. Все проблемы, связанные с так называемой «сценой» или «эшелонированием» звучания проистекают из неудачного взаимодействия АС с помещением и могут быть в большинстве случаев решены путем грамотной эквализации звукового поля каждой из АС в отдельности.
  3. Нелинейные искажения, присущие абсолютно всем АС в мире, не оказывают на звучание никакого влияния до тех пор, пока они не переходят в дребезг, хрип или звон.

Примечание: По причине явной тупорылости многие люди даже после исчерпывающих объяснений продолжают упорно думать, что под «комнатной АЧХ» понимается какая-то абстрактная АЧХ одной АС, измеренная то ли каким-то особым образом, то ли под каким-то особым углом, то ли в какой-то особой точке. Вынужден посему повторить еще раз, что «комнатная АЧХ» — не является АЧХ самой АС в каком бы то ни было понимании. Комнатная АЧХ — это кривая звукового давления, которая получается путем пространственного усреднения ряда измерений звукового давления в зоне прослушивания (обычно в 12 точках). Измерения проводятся для каждой АС в отдельности и представляют собой, в конечном итоге, среднее суммарное звуковое поле, в которое входит не только непосредственное излучение из АС, но также и все отражения и переотражения звука в комнате. В общем случае комнатная АЧХ самым существенным образом зависит от местоположения АС в комнате, местоположения слушателя в комнате, разворота АС на слушателя, отделки/обстановки комнаты и многого другого. Комнатная АЧХ — это итог взаимодействия АС и комнаты в заданной ограниченной области пространства в окрестностях головы слушателя. Таким образом, даже для одной и той же пары АС и одной и той же комнаты, число различных комнатных АЧХ, вообще говоря, чрезвычайно велико — итог будет зависеть от взаимного расположения/сочетания всех факторов, уже перечислявшихся выше.


Теперь о количественных факторах. Для начала о самом простом — так называемой воздушности, прозрачности звучания. Воздушность, прозрачность, утонченность (назовите как хотите) звучания определяется сугубо высокочастотной составляющей комнатного спектра — от, примерно, 10 кГц и выше. Принцип очень простой — идеальная комнатная АЧХ должна, во-первых, «плоско» простираться вплоть до 10 кГц и, во-вторых, спадать после 10 кГц как можно медленнее. И все это должно осуществляться за счет естественных (конструктивных) особенностей динамиков АС, без какого-либо дополнительного усиления ВЧ (т.е. без принудительной эквализации) — это чрезвычайно важно. Только при соблюдении двух этих условий будет обеспеченна максимальная воздушность и кристальная чистота звучания.

Более того, именно это же самое условие обуславливает (при прочих равных) непревзойденную четкость, отрывистость и структурированность баса, каким бы невероятным это кому-то ни казалось. «Секреты» басовой атаки скрыты в ВЧ-области звукового спектра, а вовсе не в НЧ его части.

И, наконец, перейдем к такому важнейшему понятию, как масштабность звучания. Как это ни странно, но многие не понимают толком, что это вообще такое. Масштабность чаще всего путают с громкостью, глубиной/шириной сцены или обилием баса. Но все это также далеко от понятия «масштабность», как Луна от Земли. Масштабность — это совсем другое, и это никоим образом не регулируется «извне». Масштабность — это физическое ощущение перемещаемых воздушных масс. Поскольку серьезно смещать воздух может только предмет с большой площадью поверхности, масштабность АС оказывается целиком и полностью свойством НЧ-секции.

Ясно, что любой сравнительно плоский, жесткий и относительно крупный предмет может приводить воздух в движение — вопрос лишь в полезной площади и скорости смещения. Практика показывает, что диафрагмы небольшой площади испытывают определенные трудности с перемещением воздуха, поскольку вместо того, чтобы «толкать» воздух, они как бы движутся «сквозь» него, разгоняя его в стороны. Поэтому чем больше по площади диафрагма, тем меньше «проскок» и больше «толчок». А происходит это потому, что воздуху, находящемуся в центральной части диффузора с большим диаметром, сложнее «разбежаться» по сторонам, чтобы «освободить место» для движения диафрагмы, а потому ему не остается ничего другого, кроме как (хотя бы временно) двигаться вместе с диафрагмой. Все это объяснено, конечно, на чисто феноменологическом уровне, что не делает материал менее полезным.

Практика показывает, что масштабность звучания начинает проявляться лишь с диффузоров площадью от 400 см2 (т.е. от 23 см в диаметре) и выше — чем больше площадь (диаметр), тем больше масштабность. При этом много одинаковых диффузоров маленького диаметра (как, например, в конструкциях типа vertical array) никогда не дадут той масштабности, какую обеспечит один-единственный басовик такой же суммарной площади — по причинам, озвученным выше. Чувствительность АС путем применения нескольких НЧ-динамиков малого размера поднять можно, но не более того.

Кстати о чувствительности. Побочным положительным эффектом большого диффузора является то, что для того, чтобы обеспечить одно и то же звуковое давление, большим диффузорам нужно сдвинуться на меньшее расстояние, чем маленьким. По-другому можно сказать, что, при смещении на одно и то же расстояние, большие диффузоры создадут большее звуковое давление, чем маленькие.

Автор: Hate you

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *