Доработка 25 АС-309

Приобрёл себе данные колоночки. Подключил одну из них послушать в паре с “Радиотехникой” S-30. На удивление, “Радиотехника” порадовала больше! Маленькие, а звук сочный, высокие чёткие, звучит приятно. 25 АС-309 – слышны больше средние, баса гораздо меньше, высокие смазаны. Подробное описание 25 АС-309 можно найти тут.

Дальше, естественно, разобрал. Сборка не понравилась, надо проводить доработку. Такое впечатление, что куча щелей, герметичности никакой, задняя стенка тонкая, колпаки СЧ привёрнуты прямо сверху по проводам, из-за чего тоже никакой герметичности. ВЧ динамики – в одной старой маркировки, в другой – по новому стандарту.

Ну и самое интересное, в фильтрах этой пары – разные марки конденсаторов, вот фото:

доработка 25ас309 ldsound_ru (1)доработка 25ас309 ldsound_ru (2)

 

Описание проделанной работы:

 

Итак, всё разобрано. Вторую АС по крупным щелям промазал ПВА, как и советовали. Мелкие щели – ограничился герметиком. Заодно привёл в порядок отслоившиеся места.

доработка 25ас309 ldsound_ru (4)

 

Новый поролон под накладки панелей:

доработка 25ас309 ldsound_ru (5)

 

На заднюю стенку – ребро жёсткости:

доработка 25ас309 ldsound_ru (3)

 

Сами панели – в мойку:

доработка 25ас309 ldsound_ru (6)

Вокруг шильдиков, в канавках – белые неотмываемые пятна клея впоследствии были закрашены чёрной матовой эмалью через маски из малярного скотча.

 

Новые кроссоверы:

 доработка 25ас309 ldsound_ru (19)

Вместо 2 мкф использовал 2.2, вместо 3 – 3.3. Вместо 4 мкф поставил параллельно 3.3 и 1, вместо 20 мкф – параллельно 10 и 10. Думаю, некритично) Пришлось немного поломать голову: детали разместил так, чтобы они соединялись своими собственными выводами. Использовал лишь один небольшой отрезок соединительного провода.

 

Возвращаемся к корпусам. Войлока под рукой не оказалось, но был поролон дома – им и оклеил стенки. Задние торцы стенок и сами задние стенки покрыл чёрной матовой эмалью, чисто для внешнего вида.

доработка 25ас309 ldsound_ru (7)доработка 25ас309 ldsound_ru (20)

 

Все динамики установил на герметик: в штатном варианте вокруг всех них были щели – несмотря на резиновые прокладки (дубовые). НЧ – так же на герметик, т.к. фанера в посадочных местах прилично выщерблена.

доработка 25ас309 ldsound_ru (9)

 

Одну колонку попробовал оклеить самоклейкой “орех”. Полироль напоминала мне старые шкафы, к тому же была прилично поцарапана, плюс трещины в некоторых местах.  Результат понравился – смотрится посовременнее, ровно и аккуратно.

доработка 25ас309 ldsound_ru (10)

 

Поменял внутреннюю разводку. Панели привернул, подложив снаружи поролоновые прокладки, а изнутри – залив отверстия герметиком и положив прокладки из подложки для ламината. В колпаке СЧ одной из АС заделал две дыры, непонятно каким образом проделанные там.

доработка 25ас309 ldsound_ru (16)доработка 25ас309 ldsound_ru (17)

 

На заднюю стенку положил синтепон. Вовнутрь так же поместил синтепоновый поглотитель. Уплотнение задней крышки сделал всё-таки поролоновое: резиновый оконный уплотнитель не даёт крышке встать на своё место, вровень с корпусом.

доработка 25ас309 ldsound_ru (18)доработка 25ас309 ldsound_ru (13)

 

Вот что получилось в итоге. Почти как новые:

доработка 25ас309 ldsound_ru (11)

 

По-моему, с плёнкой симпатичнее. Сестра высказала такое же мнение)

доработка 25ас309 ldsound_ru (12)

 

Вид сзади:

доработка 25ас309 ldsound_ru (8)

 

Аккуратно привернул петли – хочу повесить на стену, т.к. больше некуда:

доработка 25ас309 ldsound_ru (14)

 

Последний штрих: напечатал новые наклейки по старому образцу. Ручкой вписал те же серийные номера). Не уверен только насчёт года: на оригинале очень плохо читается, мне показалось вот так, но с другой стороны, на сайте вроде указано, что модель пошла с 85-го.

доработка 25ас309 ldsound_ru (15)

 

Общее впечатление от переделки. В целом, звучать стало получше, стало попрозрачнее. Не знаю, что этому способствовало – то ли небольшое изменение схемы фильтров, то ли другой тип конденсаторов. Однако на определённой какой-то низкой частоте остался резонанс. И такое впечатление, что не хватает “низких средних” частот, как-то больше верещит что ли, не знаю как сказать. Некоторые записи звучат хорошо и чисто, некоторые – всё равно какая-то “вата” и муть. А те же самые записи на моих колонках “Davis Acoustics DK-200” – звучат все более-менее, “ваты” на них нет, не знаю почему так, “Davis” всего только 2,5 –полосные, а середина куда чище и красивее.

Но в целом, в коллекцию 25 АС теперь годны) Выглядят аккуратно, и звучать стали лучше.

 

Автор работы: Максим, г. Москва

13 комментариев: Доработка 25 АС-309

  1. Артём пишет:

    Здрпвствуй.Где ты смог найти наклейки на колонки?весь интернет излазил

  2. Максим пишет:

    Здравствуйте. Узнаю свою поделку) Наклейки сделал в Фотошопе и распечатал на принтере. Шрит – похожий, точно такой как был – не нашёл.

  3. Евгений пишет:

    Доброго дня. Нашел у себя такие же колонки, собираюсь отреставрировать их по вашему методу. Только вот боюсь не справлюсь с фильтрами и конденсаторами.. Какие там есть ньюансы, и где достать детальки. Не подскажите?

    • LDS пишет:

      Доброго. Не нужно там ничего переделывать в фильтре. В АС используются детали хорошего качества, конденсаторы там врятли могли высохнуть. Считаю не оправданую замену их на современную пленку китайского происхождения. Догорие детали ставить смысла нет, уровень не тот.
      Оправданой доработкой считаю проклеить стыки изнутри, помыть, обновить внешний вид, подложить поролон под переднюю панель, поменять звукопоглотитель на новую вату с тем же весом. Замена проводов не даст ничего, разве что для успокоения души.

  4. zerouser пишет:

    У этой акустике очень неудачное решение с лицевыми панелями (грилями).
    Ну ооочень сильно они звук душат.

    Так что если соберётесь делать им апгрейд, то в первую очередь начните с этих панелей.
    Со своими 309-ми поступил элегантно и просто – выпилил круги, а динамики окрасил безопасным способом.
    Результатом доволен.

    Видеозапись сравнения звучания, а так же полный отчет по данной модернизации можете посмотреть здесь:
    http://repairacousticsnsk.blogspot.com/2016/03/freevega-25-109-309.html

    Надеюсь кому-нибудь пригодится.

  5. Владислав пишет:

    Не думаю, что этот “улучшайзинг” пошел на пользу звуку. Акустика сама по себе неплохая, кто бы там чего не говорил. Лучше сменить источник звука на более приемлемый. Слушаю с них виниловый вертак. Пластинки все фирменные и головка-картридж от Ортофона ОМ5. Басы красивые, хорошо прорисованные, густые. Что касаемо “верхов” то для многих мерило их “качества” это выраженное “цыкание” (особенно для поклонников S-30) но в реале те же живые ударные-тарелки не “цыкают”, даже хэт. Как раз на этих колонках, если они конечно исправны, верхи звучат очень живо и по-настоящему, если конечно записан живой барабанщик, а не драм-машина. Наталкивание на внутренние стенки какого-то толстого и плотного материала, только уменьшили внутренний объем, так необходимый для достойного воспроизведения нижних частот. Верно кто-то выше написал, что не надо там ничего мудрить. Проклейте, оцените состояние динамических головок и проклейте швы. И еще полезное решение это удаление-выпиливание отвратительных решеток пред динамиками.
    Гуляет ошибочное мнение, что акустика в СССР проектировалась глупцами и неумехами, а вот домашний умелец осилив десяток страниц анонимного интернета, решает, что обладает знаниями в области акустики и плотницкими навыками, что бы из “проклятого совка” сделать Hi-End-чудо. Это не так.
    Иным людям испытывающим нестерпимый зуд “улучшайзинга”, достаточно, что бы колонка звучала лучше протереть её влажной тряпкой удалив пыль. :))

  6. Роман пишет:

    Здравствуйте! То, что Вы сделали с колонками, это хорошо, очень красиво, все выглядит. Однако я сомневаюсь, что их звучание, от этого, стало лучше. Я думаю, даже хуже. Я сам раньше, делал кое что похожее. Но это принципе не то, что нужно этим колонкам. Поролон, только уменьшает объем ящика, вследствие этого звук получается хуже, т.к. объем воздуха становится меньше. Чтобы получить действительно качественное звучание, нужно увеличивать объем воздуха. При помощи фазоинвертора. Нужно вставить в ящик трубу из полипропилена, выход трубы внутри в ящик, а снаружи из ящика. Размеры трубы длина 120 мм, диаметр 50 мм. Тоже самое нужно сделать и со 2 ой колонкой. Ящики должны быть полностью глухими, кроме этого отверстия для трубы. И еще как видно на фотографии у Вас стоит не тот 2 ой динамик. Должен стоять среднечастотный динамик. Т.е. широкополосный.
    Например 20 ГДС-4. Или примерно такого типа. А у Вас стоит 25 ГДН-Б или 26 ГДН-Б. А это низкочастотный динамик (басовик). И 1 ый динамик у Вас басовик. Нельзя ставить в одну колонку почти 2 одинаковых динамика по звучанию. У Вас плохо будут слышны средние частоты. И звук будет глухой, как в гробу. Поэтому вот эти 2 ошибки я советую Вам переделать, чтобы звучание было лучше. Здесь главное не ошибиться с размерами трубы. И труба должна находиться сзади, чуть выше 1 го динамика. Располагаться должна она по центру задней крышке, чуть выше центра. Чтобы не упираться в магнит динамика. И вообще должен быть зазор. Чтобы воздух мог свободно проходить в трубу.

  7. VK "Колонки и динамики" ВК пишет:

    А вы не думайте и не сомневайтесь.
    Вопрос нравится ли такое лично вам, здесь не ставится.
    Просто я слышал с грилем и без гриля. И вариант без гриля звучит намного живее и отчетливее – звучание почти такое же как у АС Электроника 25ас-126 ( Электроника 25ас-326 ) – http://ldsound.ru/25-as-126-elektronika/
    Просто теоретиков по сети тьма тьмущая – и у каждого своё, особое мнение, сформированное в основном ” там сказали, а тут поддержали”

    А вот чтобы самому взять и сделать, а потом поделиться своим ПРАКТИЧЕСКИМ опытом – это нет, тут все сразу заняты и им некогда… а теоретизировать времени всегда хватает :-)

    Ну и так для справки: наличие демпфирующего материала (в разумных пределах) увеличивает эквивалентный объём. А если этого материала положить слишком много – экв.объем становится вновь меньше.

    • LDS пишет:

      Такие сетки и грилем назвать нельзя, скорее защита динамиков. Конечно без гриля будет лучше по АЧХ.

  8. VK "Колонки и динамики" ВК пишет:

    И Автор работы (Максим ) – молодец, всё красиво и правильно сделал, видно что у человека руки из нужного места растут :-)
    А вариантов доработки много – можно выбрать что то одно, а можно и всё сразу.
    Конечно если всё и сразу, то это скорее уже будет строительство новой акустики на основе 25ас-309 (109)
    :-)

  9. Влад пишет:

    Восстанавливаю уже третью пару этой акустики.
    Как показали эксперименты и опыт, для “дыхания” достаточно увеличить отверстия в грилях. Процедура несложная с шуруповертом, по 15 минут на один гриль. Отверстия 3.8 мм, рассверливаем легко до 5.5-6 мм. Появившийся облой и белесость закраин аккуратно лечим феном. Таким образом акустика сохраняет свою аутентичность, что в наши дни очень важно для винтажной аппаратуры. Фильтры (если это именно 309-е) оставляем как есть, они свою работу выполняют достойно, там портится и ломаться нечему. Провода внутренние – как хотите, есть желание меняйте для успокоения души, на “безкислородную медь” (а какая еще бывает?). Если динамики исправны, не пережили гвозди любопытных и влажные помещения (особенно это актуально для 3ГД-31) то оставляем как есть. Герметизируем корпус, хоть чем можно клеем “Момент”, хоть герметиком для ламината, пофигу. В проем крышки – самоклеющийся уплотнитель, не толстый, для дверей. В заднюю крышку можно врезать клеммы-зажимы и то без фанатизма, без позолоты. Лакированные бока полировал машинкой, можете сделать это и руками. Полировальная паста пойдет самая гуманная по абразивности. Засияют так, что все гости ахают. Мешок с ватой не забудьте вставить. Много не надо, а то она басы размазывает. И наконец, кто готов потрудиться – оклейте изнутри стенки виброизолом, вместо пенополиуретана и ватина. Толщины виброизола 3-4 мм хватит с запасом. Даже такие нехитрые манипуляции превращают эту акустику в замечательный излучатель звука. И если есть жалобы,что не хватает низов или верхов и ли еще чего – смените усилитель или выберете более качественный источник звука. Эта акустика по сути выверенная классика оформления “З.Я.”, её и сейчас повторяют многие производители звуковой аппаратуры.
    Что касаемо врезки ФИ, это дело гиблое. Кроме гудения на НЧ получить ничего не получится. Почему? Характеристики динамиков не предназначены для этого акустического оформления. Тем более если ФИ выпиливается от балды с приметкой на продаваемые канализационные трубы, а не на точные расчеты после замеров параметров динамических головок. Так дело не пойдет. Вот на фото пример увеличения отверстий гриля до 5 мм, и отверстий в штатном варианте. http://www.imageup.ru/img121/2626679/img_3322.jpg

  10. Михаил пишет:

    Рекомендую “пищалки” 3ГД-31 заменить на 6ГДВ-4. 6ГДВ-4 надо будет прикрутить изнутри передней стенки, иначе рупорок упрётся в защитную решётку. Фильтры можно не переделывать, но лучше увеличить сопротивление резистора R3 с 5.1 до 8 Ом, так как чувствительность головки 6ГДВ-4 выше, чем 3ГД-31. Если резистор не менять, будет небольшой подъём на ВЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *