Доработка фильтра 35 АС-018 с родными динамиками (Nivaga)

Описание акустической системы 35 АС-018 “Амфитон”

Часть I

В исходном виде сей опус советской промышленности звучит мощно, но невыразительно. Только на отдельных композициях удаётся поймать стереопанораму и приблизительно локализовать кажущиеся источники звука (КИЗ). С приходом DVD и домашнего кинотеатра захотелось улучшить пространственные параметры системы. Стал смотреть – что думают люди по этому поводу. Предложения на сайте сводятся в основном к замене среднечастотного динамика. Прикинул – дорого и хлопотно. Стал анализировать схему фильтра в части средних и высоких частот. Обнаружил, что на среднечастотник приходит только 20% подводимой энергии. С чего же ему петь-то, если суммарное реактивное сопротивление С1 и L2 (по родной схеме) составляет примерно 33 Ома в диапазоне от 500 до 5000 Гц и держит бедолагу на голодном пайке. Пришлось увеличить ёмкость конденсатора С1 до 40 мкФ, уменьшить индуктивность дросселя L2 до 0,43 мГн и совместить его с L3, чтобы обеспечить среднечастотник энергией на уровне около 50% от подводимой, т.е. в 2,5 раза больше исходного. И он запел! И ещё как запел! Стереопанорама по всей комнате, а не только по оси между колонками, чёткая локализация КИЗ, эффект присутствия, даже какая-то объёмность. Все старые, давно известные композиции зазвучали по новому, настолько тонкой и витиеватой стала музыкальная ткань. Получившаяся схема представлена на рис.1.

Рис. 1. Схема фильтра громкоговорителя 35АС-018. Этап 1

Я постарался использовать все родные элементы исходного фильтра. Дополнительно пришлось докупать конденсатор С1.1 ёмкостью 30 мкФ и устанавливать его на место удалённого L2 (по родной схеме), для чего в шасси кроссовера пришлось сверлить 2 отверстия d3,3 и нарезать резьбу М4. Всё остальное – паяльничком с пинцетиком. По пути увеличил сечение проводов, по которым бегает ток низкочастотного звена, до 1 мм2 и исправил схемную ошибку: оторвал резистор R2 от L3 (по моему – это ошибка копировщицы) и установил его параллельно высокочастотному динамику – там его присутствие логично и оправданно.

И да простят меня гуру от акустики, но я не обнаружил прока в звене Цобеля ни в низкочастотном звене, ни в среднечастотном. Может я заблуждаюсь, но в своих колонках я закоротил резисторы R3, R4 и R1, что на схеме показано пунктиром. Кто верит – пусть оставляет, кто сомневается – пусть проверяет, благо через трубу фазоинвертора можно вывести переключатели и пощёлкать ими.

25.05.2009


Часть II

Когда я написал, что в результате доработки «среднечастотник запел и ещё как запел», то я немного слукавил. Ибо запел он не один, а вместе с высокочастотником, причём синхронно и синфазно, что пока не может обеспечить ни один из известных мне фильтров для трёхполосных акустических систем. А в паре динамики работают в самом чувствительном для человеческого уха диапазоне 3 – 6 кГц, где малейшие искажения терзают слух. Здесь же расположен спектр большинства музыкальных инструментов и обертоны человеческого голоса. Поэтому здесь очень важна синхронность и синфазность работы динамиков, которая обеспечивается автоматически при нагрузке обоих элементов фильтра.

Теперь подумаем и пойдём дальше. На высоких частотах конденсаторы С2 и С5 (Рис.1. в Части I) фактически работают параллельно, но с небольшим фазовым сдвигом, создаваемым С1+С1.1. Следуя предложенному механизму взаимодействия становится ясно, что конденсатор С2 уже не нужен. Его функции вполне может выполнять С5, так как воздействие С1+С1.1 на высоких частотах ничтожно мало.

Теперь о стыковке с низкочастотным звеном. Чтобы точнее состыковать фильтр низкочастотного звена (120 мкФ х 4 Ом =480 мс) и фильтр СЧ +ВЧ, необходимо сблизить их постоянные времени, для чего пришлось увеличить ёмкость конденсатора С1+С1.1 до 60 мкФ (60 мкФ х 8 Ом =480 мс).

Получившаяся схема показана на рис.2. Она уже значительно отличается от исходной:

Рис. 2. Схема фильтра 35АС-018. Этап 2

Резисторы R3,R4 я предпочитаю закорачивать, но это не обязательно. В процессе обсуждения выяснилось, что многие заменили в своих колонках СЧ и ВЧ динамики советского производства на импортные фирмы Visaton, и на основании этого утверждали, что моя доработка им не подходит. Почему же? Подходит! Специально для такого случая разработаны схемы на Рис.3 и Рис.4.

Рис. 3. Схема фильтра 35АС-018. Этап 2.1

В варианте Рис.3 индуктивность дросселя L3 остаётся без изменений, но частота раздела между СЧ и ВЧ динамиками – около 3,5 кГц, что ведёт к повышению нагрузки на ВЧ динамик.

Рис. 4. Схема фильтра 35АС-018. Этап2.2

В варианте Рис.4 индуктивность дросселя L3 уменьшается до 0,27 мГн путем сматывания 20 витков, а конденсатор С5.1 удаляется. Частота раздела между СЧ и ВЧ динамиками приближается к 5 кГц. Я бы предпочёл такой.

Во всех вариантах схем диапазон воспроизводимых частот СЧ динамика ограничен параметрами фильтра, что нивелирует индивидуальные особенности разных моделей. Разница только в громкости (чувствительности), под которую приходится подстраивать НЧ и ВЧ звенья громкоговорителя. Поэтому я не сторонник без особой нужды менять динамики в колонках.

И профессионалы и любители, занимающиеся усовершенствованием акустических систем, гоняются в основном за линейностью АЧХ, упуская другие параметры. Я же решил погоняться за стереоэффектом, за объёмом, за панорамой, даже в ущерб линейности АЧХ.

Как известно, мысль не стоит на месте. Идея получения диффузного звукового поля во всём диапазоне воспроизводимых частот ищет новые решения. Но об этом в следующий раз.

08.07.2009


Часть III

С момента публикации предыдущих частей прошло уже полгода. Народ активно читал, но ничего не предпринимал. Только в январе один из читателей попробовал переделать одну колонку. Вроде понравилось. Обещал дать полный отзыв после переделки обоих колонок и пропал. Видимо при прослушивании комплекта как открыл рот от удивления, так никак закрыть не может. Ну да бог с ним, пусть радуется. В конце последней статьи я обещал продолжить рассказ о доработках фильтра. После определённого этапа оптимизации можно опубликовать полученное решение. Чтобы понять ход преобразования фильтра перерисуем схему на рис.2 из Части II в виде, представленном на рис.5.

Рис. 5. Схема альтернативного фильтра 35АС-018. Этап 3.1

Это та же самая схема, только с перевёрнутым порядком подключения СЧ +ВЧ звена. При этом все динамики подключаются синфазно. По звучанию колонки с этой схемой ничем не отличаются от исходных, собранных по схеме рис.2.

Анализ полученной схемы показывает, что конденсатор С1+С1.1 в общем-то лишний. Его функции на средних и высоких частотах вполне может выполнять батарея конденсаторов С2-С5. Но вот дроссель L1 будет сильно шунтировать СЧ+ВЧ звено. Так его индуктивность можно увеличить. При этом частота раздела между НЧ и СЧ звеньями снизится, но не выйдет за пределы диапазона СЧ динамика, а диапазон работы НЧ динамика сузится до сабвуферного. Полученная схема представлена на рис.6. Все конденсаторы и резисторы берутся от родного фильтра. Дроссель индуктивностью 0,3 мГн получается из исходного в 0,43 мГн путём смотки с него 16 витков. С дросселем индуктивностью 3 мГн сложнее. Я доматывал основную катушку в 1,2 мГн проводом с освобождённой ранее катушки L2 в 1 мГн до полного заполнения (примерно 60-70 витков), мерил индуктивность и подгонял под 3 мГн. Колонки именно с этим фильтром приводят просто любителей хорошего звука в неописуемый восторг, а технарей к сильнейшему удивлению: этого не может быть! Оказывается может! Можете проверить сами. Я проверил на 6 парах колонок разного типа. Везде эффект потрясающий. Дерзайте, если интересно, если любите слушать хорошую музыку в хорошем качестве!

Рис. 6. Схема альтернативного фильтра 35АС-018. Этап 3.2

15.02.2010


Часть IV

Последний вариант фильтра, предложенный в части III, вызвал заметный интерес среди любителей музыки, умеющих держать в руках паяльник. Но почему-то больше всего им заинтересовались юные радиолюбители, не знающие как и чем померить индуктивность катушек индуктивности, ёмкость конденсаторов, сопротивление резисторов и вообще с трудом читающие электрические схемы (по их собственным признаниям). Ну прямо «детский сад» какой-то. Чтобы уйти от технологических дискуссий о том, как что сделать, как соединить и как померить, я разработал специальный «детсадовский» вариант фильтра, который можно реализовать из деталей исходного фильтра, ничего не дорабатывая, не докупая и не меряя. Для оценки предлагаемой структуры фильтра этого варианта вполне достаточно. После определённого этапа прослушивания и накопления статистики достоинств и недостатков можно постепенно переходить к решению по рис.6 в части III или более оптимальному по собственному усмотрению (если понадобится).

В этой схеме для получения индуктивности почти вдвое большей, чем исходная, но достаточной для развязки с СЧ звеном фильтра, использовано последовательное соединение имеющихся штатных индуктивностей L1+L2=1,2+1,0=2,2 мГн. При этом сами катушки остаются на своих местах, а подсоединить L2 к L1 можно в любом направлении – как удобнее. Делитель R1/R2 изменён в сторону увеличения потока энергии в ВЧ динамик. Практика показала, что такой делитель более оптимален, а совсем отказываться от него нельзя – ВЧ шум заметно возрастает. Структура фильтра не изменилась. Перепаять фильтр – полдела. Надо найти оптимальное решение для собственных ушей в конкретных условиях прослушивания. Как это делается? Примерно так: Берём отвёртку, разбираем колонки, берём паяльник, перепаиваем фильтры в обоих колонках, собираем, подключаем к аппаратуре, ставим любимую музыку без улучшайзеров, тихо балдеем одну, две, три , пять, десять композиций. Постепенно в голове формируется образ разногласий между желаемым и действительным. Эти разногласия распределяются по трём корзинам: НЧ, СЧ, ВЧ.

Анализируем полученную информацию: 

Если выперают басы, то надо увеличивать ёмкость батареи конденсаторов С2-С5 на 10; 20; 30 мкФ в зависимости от уровня выпячивания низов, или увеличить индуктивность L1+L2, чем мы и занимались в части III.

Если выпирает середина, то надо увеличивать ёмкость конденсатора С1 на 0,5; 1,0; 1,5; 2,0 мкФ в зависимости от уровня назойливости средних частот.

Если звенит в ушах от высоких частот, то надо сматывать с катушки L3 постепенно 4; 8; 12; 16 витков в зависимости от уровня дискомфорта.

Чтобы не мучиться со сборкой-разборкой колонок, рекомендую вывести наружу через фазоинвертор провода параллельно батарее С2-С5 и параллельно С1. Катушку L3 придётся выносить целиком на удлинительных проводах. Когда поиск оптимального решения закончится, все эти хвосты надо будет убрать.

Итак смотрим на схему на рис.7, сравниваем с исходной, чешем затылок:

Рис. 7. Альтернативный фильтр 35АС-018 начального уровня

11.06.2010


Часть V и последняя

Последняя схема фильтра (рис.6 в Части III моих статей) всё же произвела некоторое впечатление на сообщество любителей хорошего звука. Кто поверил и доработал свои колонки, те наслаждаются новым качеством звука, недостижимым в исходной структуре фильтра. Кто не поверил – остались пока при своих заблуждениях. У них всё ещё впереди. Всё это время мои колонки постоянно тестировались новыми ушами, новыми композициями, сравнивались с другими решениями. Волей случая пришлось столкнуться с активными мониторами, в которых разделение по полосам производится на уровне предварительного усилителя, а динамики подключаются на выходы УМ безо всяких промежуточных фильтрующих элементов. В результате сравнения стало понятно, что всякий резистор последовательно с СЧ или ВЧ динамиком влияет на звук в худшую сторону, и от него желательно избавляться.

Стал думать. Резистивный делитель на ВЧ динамике в упомянутой выше схеме подгоняет чувствительность этого звена под СЧ динамик с сохранением общего сопротивления нагрузки. Но при данном наборе сопротивлений динамиков (4, 8, 16 Ом) нет необходимости упираться в номинальное значение сопротивления динамика, а достаточно просто не снижать сопротивление нагрузки ВЧ и СЧ звена ниже 4 Ом. Другими словами в данной структуре фильтра можно регулировать чувствительность СЧ и ВЧ звена в определённых пределах с помощью подключения параллельно динамикам балластных резисторов, отбирающих часть энергии на себя. При этом последовательно динамикам никаких резисторов, что соответствует наибольшему их демпфированию в данных условиях включения. Полученная схема представлена на рис.8:

Схема альтернативного фильтра 35АС-018. Этап 6

Здесь R1 управляет отдачей СЧ звена, а R2 – отдачей ВЧ звена. Колонки с этой схемой показали самые лучшие качественные параметры из всех представленных в предыдущих моих статьях о доработках фильтра. Всё, дальше некуда. Можно подводить итоги.

Что я получил в результате всех этапов разработки своего фильтра “Nivaga”?

  1. Во-первых: Диффузность создаваемого звукового поля позволяет находясь рядом с одной колонкой слышать другую, а находясь посередине между колонками без напряжения представлять всю звуковую панораму. В исходном виде (до всех доработок) этих эффектов не было.
  2. Во-вторых: Легко и свободно идёт классика. От фортепиано до большого симфонического оркестра, от пианиссимо до фортиссимо. Голос просто осязаем. Слышно всё, включая ошибки. Эмоциональное воздействие колоссальное. В исходном виде (до всех доработок) слушать классику на этих колонках было сплошным насилием над слухом.
  3. В-третьих: Пришлось пересмотреть свои взгляды на тонкомпенсацию. Это был шок. Десятки лет во всех встречавшихся системах упорно не хватало баса и его приходилось добавлять с помощью довольно глубокой тонкомпенсации. И вдруг не надо добавлять! Я вынужден был передвинуть частоту начала НЧ коррекции с 200 до 100 Гц, а на современных блюзовых композициях вообще от неё отказываться. Рушится стереотип. Мозги кипят. Ищут новую точку опоры.

В общем, только через 50 лет после разработки стандартов и запуска в жизнь стереофонической звукозаписи удалось реализовать голубую мечту её создателей – перенести атмосферу концертного зала или студии звукозаписи в место прослушивания. Что же раньше то мешало? Наверное заблуждения, особенно коллективные.

Например: Как в самом начале создания 3-полосных акустических систем было предложено использовать три независимых фильтра (НЧ, ВЧ и полосовой), так до сих пор эта структура и остаётся неизменной при их производстве, несмотря на многочисленные исследования отклонений фазовых характеристик и их влияния на качество звука. И все 50 лет идёт поиск компромиссов между АЧХ и ФЧХ в рамках однажды заданной неоптимальной структуры. Или ещё, в те же незапамятные времена кто-то написал, что предпочтительней использовать фильтры 2-го порядка, а то и выше. И до сих пор этот тезис периодически всплывает, хотя давно показано, что они сильно искажают импульсную передаточную характеристику акустической системы. Но самое коварное заблуждение затаилось в применении формул расчёта фильтра, которые выводились из условия одновременной нагрузки обоих плеч LC-фильтра, а применяются для схем с нагрузкой одного из плеч, что не корректно и приводит к искажённым результатам. И это не считая мелких брызг про специальные кабели, суперконденсаторы, хитро намотанные катушки индуктивности, золочёные разъёмы и т.п., которые все вместе может и дают 0,1% прироста качества, но их роль всячески раздувается. Преодоление этих заблуждений – процесс тяжёлый, длительный, драматический, потому и затянулся.

Сей трактат составлен 28.10.2011

Автор: Николай Васильевич ник: Nivaga


Заключение

На одной из выставок «Русский Hi-End» я разговорился с Александром Сырицо, патриархом звукоусилительной техники. Его статьи ещё в журнале «Радио» Советского времени вызывали много размышлений и дискуссий. Так вот, он рассказал о своих исследованиях по оптимизации условий работы СЧ и ВЧ динамиков. Я запомнил его выводы: оптимальный режим для динамических СЧ и ВЧ головок – по току, а вот для ленточных ВЧ излучателей лучше по напряжению. Его аргументация показалась мне убедительной, и возразить было нечего. Позже я проверил на своей системе приведённые доводы и убедился в их справедливости. Этот разговор помог мне посмотреть на фильтр для любимых 35АС-018М, который я тут упорно предлагал и совершенствовал, с необычного ракурса.

Я долго размышлял над феноменом яркого и чистого звучания СЧ динамика после доработки фильтра по предлагаемой в предыдущих своих статьях структуре. В какой-то момент до меня дошло, что вероятно это может быть из-за отсутствия в этой структуре специального фильтра для СЧ динамика, в отличие от всех серийно выпускаемых трёхполосных акустических систем. Когда я начал говорить об этом на последней выставке «Русский Hi-End», на меня смотрели как на идиота, несущего ахинею. Предлагаю посмотреть на эту ахинею поближе.

Возьмём с одной стороны типовой фильтр 2 порядка (L1C1) для НЧ динамика, который выделяет сигналы ниже 400 Гц (±100 Гц) как полезные, а те, что выше, отбрасывает. Возьмём с другой стороны типовой фильтр 2 порядка (L2C2) для ВЧ динамика, который выделяет сигналы выше 6 кГц (±1 кГц) как полезные, а те, что ниже, отбрасывает. Как видим, спектр «отбросов» обоих фильтров совпадает со спектром работы СЧ динамика, и если ими запитать этот СЧ динамик, то дополнительный фильтр для него не понадобится. Как это сделать? В рамках типовой структурной схемы, состоящей из 3-х параллельно работающих независимых НЧ, СЧ и ВЧ фильтров с опорой на общий провод, это не получается. Но если один из фильтров подключить «вверх ногами», т.е. с опорой на сигнальный провод, тогда появляется разность напряжений нужной величины и спектра для работы СЧ динамика. Получившаяся структурная схема изображена на следующем рисунке:

Рис. 6.1. Структурная схема альтернативного фильтра 35АС-018

В чистом виде эта схема не готова к эксплуатации. Здесь отсутствуют элементы выравнивания звукового давления всех составляющих. Я их убрал для наглядности. На рисунке хорошо видно, что на низкой частоте СЧ динамик закорочен низким сопротивлением L1, на высокой частоте он закорочен малым сопротивлением С2, на средней частоте СЧ динамик подключён к линии через L2 и С1, суммарное сопротивление которых не больше половины сопротивления СЧ динамика. То есть все условия для нормальной работы СЧ динамика соблюдаются. А поскольку последовательно ему всегда подключено какое-то комплексное сопротивление, то рекомендации Александра Сырицо о режиме по току автоматически выполняются. И ещё немного теории. В курсе электротехники при рассмотрении LC контура указывается, что его вырождение в фильтр происходит при нагрузке обоих реактивных элементов на сопротивление, равное характеристическому. Из этого условия вытекают все формулы расчётов акустических фильтров, которыми мы все пользуемся. Но на практике обычно нагружается один из элементов (L или С), а другой остаётся без нагрузки, что приводит к отклонениям от задуманных параметров. Моя попытка нагрузить эти элементы балластными резисторами (смотрите мои предыдущие статьи) провалилась, так как вылезли подводные камни в виде снижения общего сопротивления системы. А вот в описываемой здесь структуре сопротивление СЧ динамика является такой недостающей нагрузкой как для L1 в контуре L1C1, так и для С2 в контуре L2C2, что выравнивает фазовые и переходные характеристики обоих фильтров.

Перейдём к практике. Поскольку низкочастотный спектр является самым энергонасыщенным, то НЧ динамик должен работать на всю свою мощь безо всяких ограничителей. А вот СЧ и ВЧ динамики должны под него подлаживаться для выравнивания АЧХ всей системы. Для этого используются обычные резистивные делители. Моя попытка регулировать отдачу СЧ и ВЧ динамиков простым шунтированием не выдержала испытания опытом, и я вынужден от неё отказаться. Делитель эффективнее, и звук лучше. Таким образом, получилась практическая схема, изображённая на следующем рисунке:

Практическая схема альтернативного фильтра 35АС-018

Вот та же схема (рис. 6.2) только изменён внешний вид:

Схема мне представляется достаточно универсальной. Вместо делителей R1/R2, R4/R3 вполне можно поставить переключатели с наборами делителей, и получится схема для 35 АС-212 (S-90) или аналогов. А если поставить переменные резисторы с подпоркой, то получится схема для S-90B,D,F, а также для 75 АС-065 и им подобных. Правда, для этих наборов динамиков придётся перестроить ещё и фильтры L1C1 и L2C2.

Схема фильтра отличается от предыдущих моих вариантов только подключением С2 к общему проводу: через С1 или непосредственно. На звук это влиять не должно, так как емкостное сопротивление С1 на ВЧ очень мало и оказать влияние на С2 уже не может. Хотя… у некоторых товарищей и провода поют.

Результат доработки довольно точно оценил мой приятель музыкант: колонки звучат как наушники. А наушники – это широкополосники, в которых фазовые искажения просто не могут появляться. Значит и в доработанных АС фазовые искажения очень малы, а синхронность работы всех трёх динамиков высока. Результат – объём и детальность. Можете проверить.

Автор: Николай Васильевич (Nivaga) 24.06.15

35ac-018.ucoz.ru

307 комментариев: Доработка фильтра 35 АС-018 с родными динамиками (Nivaga)

  1. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    А что вы хотите услышать ? Вам нужно мало того, что поменять НЧ фильтр, удвоив индуктивность, сопротивление цепи цобеля и уменьшив емкость фильтра, так еще под увеличенное напряжение на клеммах колонки подогнать гасилки СЧ и ВЧ фильтра, не нарушив частот среза , и все это здешние обязаны вам выдать щелчком пальца, чисто на ваши хотелки? А не склеится у вас в одном месте, уважаемый?

    • Виталик пишет:

      Я смотрю здесь много умных и грамотных людей развелось,а по сути вопроса ни толку,ни совета,ни дела. Проще поискать,а кто ищет,то всегда находит.

      http://35ac-018.ucoz.ru/publ/dorabotka_s_90f_s_rodnymi_dinamikami_i_reguljatorami/2-1-0-43

      Спасибо за вашу грамотность на словах,а не на помощи

      • Виталик пишет:

        И вот ещё,для таких как я,кто хочет и не умеет,а кто умеет, только умничает.

        http://35ac-018.ucoz.ru/publ/dorabotka_s_90d_s_rodnymi_dinamikami_i_perekljuchateljami/2-1-0-38

      • АлексСербин пишет:

        У меня S90b.
        По этой схеме есть шанс получить перегруз резонансной СЧ после прохода сигнала по минусовому плечу через 70мкф.
        Оставил схему с параллельным подключением нч через 3.5 мгн и 55мкф(частота обрезки 425гц) последовательным СЧ (Faital 4FE 35 16 om) через 20мкф на 500гц и 0.47мгн 5750гц и ВЧ 6гдв 25 через 1мкф на 8000гц. Пришлось вернуть Вч крепление на наружную часть панели что б все динамики стали в одну плоскость. Иначе верхов почти не было слышно.
        Музыка действительно стала панорамной и отстала от колонок.
        комментарий к про последовательное подключение.

      • Nikolay_bobylev@mail.ru пишет:

        Ачх кто нибудь замерял?!???

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    ладно, автор нагромоздил деталей на слух, поспешив заявить о неслыханном звуке и не привел по традиции ни единого замера. Это его принцип и подход. Нравится ему такой звук. Ну а вам-то какой смысл защищать чужую , совершенно незнакомую конструкцию , словно она у вас в комнате играет ?
    Заодно – упрекать людей разбирающихся – в невежестве и нежелании помочь. Читаю ваши сообщения и диву даюсь.

    • Виталик пишет:

      Наверное потому что у каждого свой слух им свои предпочтения. И для каждого жанра нужна своя акустика. Одна и та же акустика не способна воспроизвести рок,а потом арию или классику. Каждому своё

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Не соглашусь с вами, жанрово заточенная акустика, по меткому выражению Жени Комиссарова, есть признак негодной акустики . Нормально сбалансированная колонка играет любую музыку на любом уровне.
        Мои Сканы , к примеру, спокойно уживаются и с Эллой и с Чикаго и с Нирваной и с Цеппелином и со Стили Деном и с Дайаной Кролл, и все исполнители звучат завораживающе. Другое дело, добиться такого – понадобились время и труд.

        • Виталик пишет:

          Может вы и правы,но для этого ещё надо иметь не только время,но и деньги,так как эксперименты сейчас обходятся не дёшево. Но не все имеют возможность потратить кучу денег на эксперименты. У кого-то есть возможность повторить эксперимент и наслаждаться тем,что получится.

          • Чалов Денис пишет:

            За любые удовольствия нужно платить. Или деньгами или временем. Выбирайте. Халявщиков никогда не жаловали.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Понимаете ли, в чем сложность: не набив руку на несложных вариантах, браться за экзотику, которой являются последовательные фильтры- дело провальное. Силы, деньги, время убьёте в никуда, опыта не добудете, лишняя неопределенность вместо понятных вещей останется.
            Я на досуге как-нибудь включу пару динамиков на последовательный вариант, гляну микрофоном, но предчувствие заранее дрянное. автор явно чего-то не договаривает, как тот Герасим из анекдота.

            • Виталик пишет:

              Всё возможно. Но ведь и вы знаете лучше меня,что одни и те же динамики родом из советского союза разных годов и заводов звучат по разному,если верить справочнику с АЧХ. Хотя и АЧХ рисовали от болды. Даже корпуса от одной и той же колонки собранные в разные горы по разному будут резанировать

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Недавно убедился, что советские динамики имеют солидный звуковой потенциал, просто нужно внимательно с ними поработать. Одновременно, изучая схемы фильтров к этим динамикам, пришел к выводу, что все силы брошены были на убийство этого звукового потенциала, настолько отвратно звучали многие наши колонки. ну, тогдашним конструкторам простительно, сегодня любой сидящий в интернете обладает техникой для измерений, несравненно более могучей, чем в то время. И само общение в сети позволяет стремительно набрать опыт и знания.

                • Чалов Денис пишет:

                  Я вообще никогда не понимал, чем так ужасны 20гдс и 6гдв. Измерив, подумав, можно очень замечательный результат получить.

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    Средники , кроме заведомо качественных 30ГДС-1 нужно отбирать, а с пищалами беда, одна дрянь.
                    Неплохие 3ГД-47, 6ГД-13, остальные – нецензурно.

  3. Виль пишет:

    Привет всем!
    У меня колонки 35АС-016 «Орбита», были когда-то переделаны по статье в журнале «Радио» с заменой оригинальных СЧ головок на 30ГДШ-7 4 Ом (Новосибирск). Сейчас у одной из колонок сгорел ВЧ динамик и я решил заменить все ВЧ динамики колонок на Visaton SC 10 N/8 с переделкой фильтра согласно этой статьи по рис.7.
    Путем экспериментов подобрал необходимые номиналы компоненты фильтра, используя только элементную базу из заводской схемы ВЧ и СЧ фильтров: 0,22 мГ, 0,56 мГ, 4 мк, 20 мк (2 шт):
    1. Добавил в НЧ фильтр 4 мк (стало 100+4=104 мк), 1,3 мГ (стало 1,6+1,3=2,9 мГ);
    2. Установил на ВЧ и СЧ фильтр (рис.7) 0,22+0,56=0,78 мГ и 20 мк
    3. Подключил фильтр ВЧ и СЧ фильтр через 20 мк (защитил их от возможного постоянного напряжения при поломках усилителя), при этом поменял полярность подключения НЧ головки
    4. Не стал применять цепь Цобеля для СЧ, не ставил никаких сопротивлений, заводские переключатели и сопротивления снял.
    5. Пассивное сопротивление колонок стало 6,5 Ом
    Звук стал прозрачным, басы сочными, мне кажется, что «овчинка стоит выделки», к старой схеме фильтров уже не вернусь.

  4. Владислав пишет:

    Господа, доброго времени суток. Переделывал кто по схеме 6.2 колонки Электроника 25АС-027? Есть какие-то конкретные изменения по номиналам катушек и конденсаторов? Динамики 50 гдн3, 15гд 11а и 10 ги1. Есть 2 пары, во второй паре НЧ динамики без маркировки, но сильно отличаются, буду мерять и искать на что похожи.

    • Марков Николай пишет:

      Владислав! Посмотрите для ознакомления http://ldsound.ru/nivaga-bolshe-ne-enygma/. Последовательный фильтр вовсе не магический, но очень сложный в настройке, может, посмотрите первый порядок. Если не передумаете, дайте знать, смогу прикинуть для набора 25АС-027 теоретически.

      • Владислав пишет:

        Марков Николай, потому и написал, что хочу попробовать по схеме. Сейчас работает 027 по стандартной схеме, но вместо СЧ стоит 30ГДС1. Перед ним сопротивление 4 ом , его собственное 6 ом. НЧ 50 uly и ВЧ штатная 10ГИ1. С 30ГДС1 середина изумительная, особенно голос и струнные.Что можете предложить?

        • Марков Николай пишет:

          Владислав! Есть такой человек – Чалов Денис, обещал показать 25АС-033 в варианте с последовательным фильтром:http://ldsound.ru/dorabotka-filtra-35-as-018-s-rodnymi-dinamikami-nivaga/comment-page-2/#comment-28792. Давайте вместе попросим: Дедушка Мороз! Не надо нам дорогих подарков, скиньте только схемку! А от -033 до -027 уже придумаем.

          • Владислав пишет:

            Николай, писал как-то в ютубе ему, ответа нет. А судя по видео и отношению к технике его, и не будет. Имхо. Основная проблема это номиналы катушки и резисторов под 10ГИ, на нч , понятно, надо оставлять 90 мкф, как в родной схеме. И к тому же у меня стоит на середине 30ГДС-1, сопротивление 6 ом.

            • Марков Николай пишет:

              Денис часто бывает на сайте. Если не отвечает, значит, не получается. С понедельника попробую. Есть у Вас чем катушки измерять?
              С праздником!

              • Чалов Денис пишет:

                Да комп сломался. В нем схемка осталась. Суть в том, что нч и вч играют весь спектр, а сч закрывает яму между ними. Это для параллельного. Для последовательного всё обычно.

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Я пришел к такому варианту 3-полоски тоже. И в отличие от всенародного стремления применить средник на всю полосу с костылями по краям , данный вариант работает слитно и ненаправленно.

                  • Марков Николай пишет:

                    И я ползу туда же. Единственное – нужна пищалка, тянущая от 2,5кГц. Разделы 700 и 2500, СЧ тогда можно не менять, ПАС не помешает.

            • Марков Николай пишет:

              Придумал схему. Суммарная АЧХ – приблизительная. Яму вытягивает баффл-эффект. Полярности указал. За основу для дальнейшей работы подойдёт.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Позволю поумничать и поважничать, как обычно. Я сдвинул бы кумпол среднечастотной ачх влево, чтобы его макушка попала на 1000-1300гц. У вас на частоте презенса яма. Баланс сместится вверх, развал звука, бумцыц в итоге.

                • Марков Николай пишет:

                  Баффл дотягивает до +2дБ как раз в нужном месте. Очень тяжело чего-либо добиться от последовательника, тугой на всю голову. Например, сдвинуть зрез СЧ полосы вниз на 200 Гц, но так, чтобы она не захватила 100 Гц и одновременно были человеческие скаты у СЧ и НЧ, которые здесь очень связаны, просто нереально.

            • Марков Николай пишет:

              К ней характеристика сопротивления:

            • Марков Николай пишет:

              Ещё вариант, без конденсатора 70 мкФ. СЧ может перегружаться частотами, близкими к резонансной в стакане (около 250 Гц), зато есть “смайлик”. НЧ полоса залезает выше 1кГц.

            • Марков Николай пишет:

              И её ЧХ сопротивления

              • Чалов Денис пишет:

                Если делаете последовательник, делайте 3хполосным. Зачем басовик отдельно? Смысл фазовой согласованности именно на частоте раздела нч-сч, пищалка – вторична. Её можно запараллелить 2м порядком.

                • Чалов Денис пишет:

                  Кстати, 30гдс этой системе нафиг не нужен. 20гдс там идеально работает. Частота раздела 4000.

                • Марков Николай пишет:

                  А где он отдельный? Конечно же, весь кайф в слитном НЧ/СЧ переходе.

  5. Петр II пишет:

    Уважаемый Николай Васильевич, обращаюсь к Вам, так как сам не справляюсь. Постоянно получаются разные значения. Мой набор динамиков: вч- 8 ом, сч- 2 по 8 ом в параллель, нч – 8 ом. Схема рисунок 6.2 . Буду благодарен за любую помощь!

    • LDS пишет:

      Почему картинки в первый комментарий не загрузили?
      Не знаю как Николай Васильевич, но я ничего не понял. Понял только, что СЧ должен быть 8 Ом и это должен быть 20 ГДС-3-8.

  6. Петр II пишет:

    Я так понимаю, что авторство этого фильтра принадлежит Николаю Васильевичу.
    В том, то весь и подвох, что у меня на СЧ звене стоят два динамика по 8 Ом
    и как это объединить ума не приложу. Советчиков много. Хочется узнать мнение специалиста! С уважением!

    • LDS пишет:

      Можно спросить лично у него.
      Но как Вы собираетесь соединить два динамика, если на схеме один? Для этого нужна совсем другая и новая схема.

      • RA9YUP пишет:

        Неправильно я вам написал ( косячит клавиатура с смартфоне…подтупливает)
        При параллельном включении динашей т.е. по вашей схеме резистор R2 имеет сопротивление около 6 ом а при последовательном – около 24ом , я уже собирал схемы с разными включениями головок и примерно записал значения сопротивлений но это чисто на мой слух, вы же сами по экпериментируйте

  7. Петр II пишет:

    Добрый день! Я не такой уверенный пользователь ПК. Как с ним связаться, даже не знаю. Не могли бы Вы рассчитать фильтр с данными головками? Расходы я оплачу.

    • LDS пишет:

      Добрый. Отправил его почту вам.
      Могу рассчитать, но это ничего не даст, нужны динамики и корпуса + измерения. И никому не верьте, что смогут рассчитать без динамиков. Тем более не стоит за такое давать денег.

  8. Петр II пишет:

    Спасибо за помощь и участие!

  9. RA9YUP пишет:

    Пару месяцев назад Николай Васильевич получил патент за эту схему….

    • Марков Николай пишет:

      В смысле? Запатентовал давно известную схему? Интересно, хоть там измерения есть?

      • RA9YUP пишет:

        “. Материалы этой статьи легли в основу патентной заявки, рассмотрение которой длилось около 2-х лет. И вот в октябре 2019 года патент зарегистрирован”
        Н.В. Галахов NIVAGA
        ..это с сайта 35as-018. ucoz

        • Чалов Денис пишет:

          Да не зацикливайтесь Вы! Простите, не знаю Вашего имени, RA9YUP. Пусть у Вас эта схема звучит, хорошо. Но есть системы лучше! Не фанатейте по Ниваге. Это лишь идея. А по поводу патента: откройте любую книгу СССР по акустике и откройте раздел “фильтры ас”. Там будут схемы и параллельных и последовательных фильтров с формулами. Никакого патента у Ниваги нет и быть не может.

      • Ёшкин Кот пишет:

        Патент должен удовлетворять критерию новизны. Раз выдали, значит эта новизна чем-то подтвержлена.
        Любопытно бы найти его и почитать.

  10. Matt пишет:

    Вопрос новичка: индуктивность измеряна в милигенри или микрогенри ?

  11. андрей пишет:

    переделас свои с 90 по схеме 6,2 изменил только сопротивление паралельно среднему динамику так как использовал доработанный купольный динамик на 8 ом, звук отличный спасибо автору схемы!!!

    • Чалов Денис пишет:

      Оо! Купольники с последовательными фильтрами?! Круто! Ну, главное, чтобы нравилось самому. Только не вздумайте измерять такие ас!.. :) А то испортите себе впечатление какими-то ненужными графиками.

      • Марков Николай пишет:

        При небольшой громкости может быть отлично. А при значительной – можно даже порвать купольник.

  12. Миколай пишет:

    Большое спасибо за вашу схему и вашу идею.
    Попробовал и понял действительно фитльтра решают, с начала собрал по рис.7, сделал разщеты под свои сопротивления динамиков (у меня СЧ я делал сам из 15 гд, заменил подвес на полиуретан, дифузор значительно легче и более меньшим конусом , катушка на алюминии (заказывал 8 Ом)) ВЧ тот же 10ГДВ но правда в них заменены системы на имторнтный шелк, тоже заказывал 8 Ом)
    Но реальные сопротивления динамиков значительно отличаются вот в чем фокус, даже в 35ГДН сопротивление 3,4ОМ, СЧ 5,6, ВАЧ 6,3Ом.
    Да я сначала был в восторге по потом заметил на НЧ некий “софт ефект” затухания на определенных частотах, это добавляло стерео эффект, но это было подозрительно, устарнил изменив НЧ емкость к 60мкФ, при этой емкости исчез захлеб СЧ звена, вч шунтировал набором резюков в переключателе С-90, щелкнул минум6 Дб и все выровнялось.
    Кайфовал но у нас карантин и я решил заканчивать с недоделками.
    Далее собрал фильтр по схеме рис.8, на слух АЧХ стала более ровной в области СЧ,тоже на слух чувствительность НЧ немножко спала, хотя я понимаю что 3 мкГн сделали свое и обрезали сердних в НЧ звене, емкость НЧ увеличил до 80 мФ, больше емкость дает просачивание НЧ в СЧ звено, мне не нравится.
    По поводу ВЧ и почему там появился конденсатор 2Мф и шунт по току именно паралельно ВЧ а не ВЧ-конденсатору.
    Там была та-же картина я отчетливо слышал “софт ефект ВЧ звена, слышал как середина валила на ВЧ , хотя по формулах должна была быть подрезана, решил срез стредних в ВЧ звене кондюк, конденсчатор в СЧ можно и 4 мФ , тогда немножко упадет чувствительность ВЧ, это практически не заметно при установке последовательного 2 мФ конденсатора.
    Что касается шунтируюших резисторов по току , подбирал я их согластно чувствительности моих дин. головок а они у меня не стандартные ни разу.
    На колонке стоял спареный трех позиционный переключатель, было решено щелчком 1 нодрезать ВЧ звено, щелчком 2 подрезать СЧ звено.
    Скажу сразу По ВЧ звене схематически логично правильнее резистор вешать на точке соединения СЧ-ВЧ и на + ВЧ головке, но даже при сопротивлении в 8 ом на слух спад АЧХ был рактически незаметен, а вешать ниже сопротивление мои верования мне не позволили, при подключении непосредственно в ВЧ головке спад стал лболее заметным , но не как на С-90, где написано на тумблере 3 ДБ и ты конкретно слышишь как херак и ВЧ не стало, здесь спад плавныйи менее заметный, + шунт по СЧ и ВЧ звене дает прирост по току на НЧ звене и это скорее корекция фильтра, на слух приятная )

  13. Алексей пишет:

    Добрый день! Имею амфитоны, и вопрос сложный все динамики по 4 Ома чуйка у всех за 90+ -, вопрос как переделать данные фильтры под динамики 4 ом?

    • LDS пишет:

      Полный пересчет. Но без измерений это плохая идея. Не плохо было бы написать названия Ваших динамиков.

  14. Atz пишет:

    Кто будет модернизировать советские трёхполоски типа 35АС-018 или 25АС-033 – ставьте в СЧ динамик 15ГД-14 (это такой 20ГДС с огромным магнитом), не пожалеете!
    И с дополнительной фишкой: эти динамики должны быть максимально задемпфированы, причём довольно хитрым способом. В глухом и свободном СЧ-стакане они работают как плохие НЧ-динамики, а нам нужно сделать из них хорошие мидбассы. 15ГД-14 нужна такая коробка, которая с одной стороны, не пропускает давление НЧ-динамика на СЧ-мидбасс, а в другую сторону, наоборот, резонирует, пропуская СЧ-звук на НЧ-динамик и т.о. используя его как дополнительный пассивный излучатель по самым низам СЧ-диапазона (на участке, где спад фильтра). Да, появятся интермодуляционные искажения, но голос становится невероятно глубокий – к глухим боксам для СЧ после этого уже возвращаться не хочется никогда.
    ИМХО, так происходит из-за того, что ниже частоты среза (примерно 700 Герц) проходит эмоциональный диапазон речи, а выше (до 3400) информационный и мы как раз отправляем часть этого эмоционального диапазона на большой диффузор.
    В качестве гибких стаканов для СЧ подходят современные прозрачные контейнеры для еды из материала, похожего на толстый жёсткий полиэтилен: нужно подобрать по диаметру стакан и выводить провода не сзади, а сбоку, чтобы задняя стенка нормально резонировала. Доработанные таким способом 35аС-018 я гонял на максимальной возможной для них громкости с НЧ-динамиками 8ГД-1-25 — и СЧ-динамикам от этого ничего не было. Однако низы шли такие, что тряслись трубы в ванной. Дальше повышать громкость не стал, потому что один комментатор где-то писал, что эти НЧ способны расколоть стёкла.
    Зы: рецепт посоветован одним очень хорошим р/любителем “старой школы”, который сейчас лежит в больнице с инфарктом, после которого возник ещё и инсульт из-за коронавируса и спросить теперь ничего больше не у кого, ведь он больше не разговаривает… :~(

    • Чалов Денис пишет:

      При записи звука, звукарь использует мониторы – АС, у которых максимально ровная ачх. Все эмоции и информацию закладывает он, сводя звук. Для того, чтобы это услышать, нужна АС с такой же максимально плоской АЧХ. Без украшательств.

    • Марков Николай пишет:

      Такое донышко пропустит пик СЧ не на НЧ динамик, а внутрь АС, что сделают со звуком внутренние резонансы и как обрадуются стенки – неизвестно, сколько пройдет через диффузор НЧ динамика – тоже загадка. Намного больше пропрет напрямую через более тонкий диффузор СЧ динамика. И это будет нытье резонансного характера. ЗАЧЕМ?

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Пришла забавная идея в ум. Как раз в данный момент смакетирована отменная звуком и ачехой двухполосочка на базе 10ГД-30 Е и Визатоне TW70 А сейчас скидаю-ка я этот винегрет на последовательные фильтры и сравню результаты. А вы впервые в жизни увидите реальную ачх этой ” легенды ” .

  15. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Итак. Получено семейство ачх с фильтром последовательного типа.
    Индуктивность взята низкоомная, 0,68 мГН. Емкость менялась от 150 мкф до 33мкф. Поскольку отдача пищалы изначально была намного выше, чем басовика с подсевшим кобальтовым магнитом, она включалась через делитель.
    Увиденное меня мало порадовало, точнее, не порадовало вообще своей неуправляемостью и каким-то особым ослиным упрямством в плане что-то улучшить. Поэтому картинки получили название , которым внучка зовет всё нехорошее, от предметов до людей, – дябдя.
    Внутренне я обозвал данный вариант фильтров чуть крепче: куда эту схему ни целуй-всюду задница. Звук шумный, средина избыточная и торчит, нет напрочь привычной деликатности , словно кухонный репродуктор.
    Начали, первая картинка это стык динамиков без делителя на пищале. Емкость 100мкф Дябдя номер 1

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Наврал. Первая картинка УЖЕ С ДЕЛИТЕЛЕМ к пишалке. Без него торчок на вч был просто чудовищный. Не сохранил на память этот ужас.
      Следующая картинка- емкость 68мкф

  16. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Наврал. Первая картинка УЖЕ С ДЕЛИТЕЛЕМ к пишалке. Без него торчок на вч был просто чудовищный. Не сохранил на память этот ужас.
    Следующая картинка- емкость 68мкф

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Емкость понижена до 33мкф, как бы все стало неплохо, но убрать торчок не получилось никак . Маневры индуктивностью только добавили выброс, увеличив отдачу басовика. Смена полярности пищалки не дала вообще ничего, тот же выброс.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        картинка с емкостью на НЧ динамике 150мкф, выбросу на стыке добавился провал ниже по частоте

  17. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Единственная картинка, хоть как-то напоминающая что-то приличное. Но жесткость в звуке никуда не делась.

  18. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Вывод несложный. Как говорил товарищ Сухов- лучше, конечно же помучиться. Если хочется такого звука. Хотя схема -две детали, но как ими не крути , получишь нечто неизменное в своей безнадежности . И выше этого не прыгнуть. К тому же, требование одинаковой отдачи динамиков с одной стороны упрощает схему, избавляя её от делителя на вч, с другой стороны, иди найди такие динамики, строго одинаковые.
    А ещё- как видно из картинок. стык у нас строго на 1 кгц, поэтому сразу вопрос: много вы знаете пищалок, способных к такой работе? Я-так не очень.
    И последнее. Внутренняя чуйка подсказывает, что приложив умение, можно в итоге укротить и эту схему, усложнив вч контур, добавив деталек, в итоге получим примерно то же , чего добиваемся обычными параллельными фильтрами . Только нужны ли эти усилия, вот вопрос.

    • Марков Николай пишет:

      Не нужны!

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Если чуток поразмыслить, можно изложить требования к динамикам для последовательных фильтров. Скажем, легкий, далеко бегущий с ровным естественным спадом и хорошим разрешением на средине басовик, пищалка с мощной катушкой и низкой добротностью на резонансе. И снова вопрос в лоб: кто знает такие динамики и где их взять.
        Ага, а я знаю такие именно динамики. берём колонки ЭПОС ES12 ES14 и смело приступаем к улучшению. ))) Цена вопроса – пустячок. Зато идея воплотится в железе.

        • Чалов Денис пишет:

          Так а я о чём писал. Нужны очень хорошие динамики с такими характеристиками, о которых и Вы говорите. А если динамики и так хороши, что прекрасно работают с первым порядком, зачем заморачиваться на последовательный фильтр?

  19. kolobrkin пишет:

    Автор (NIVAGA) ставил 0,3мгн и 5мкф, делитель на 3ГД-31 3ом и 12ом. (Доработка 10МАС-1(10МАС-1м) для ленивых)

  20. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Да, я подкидывал к основной катушке на 0,68 мгн такую же, получая те же 0,33, отдача басовика протягивалась до частоты естественного спада, 4-5кгц, перехлест пищалки явный, да и без гасилки никак .
    такой вариант сильно похож на заводской, с сиротской индуктивностью и гасилкой на вч. Тоже как-то играет.

  21. Сергей Гудков пишет:

    Схема рис.6.2. частоты раздела получились НЧ до 350 Гц, СЧ от 150Гц до 10кГц ВЧ от 5,5кГц

  22. Андрей пишет:

    Позвольте добавить свои две копейки в обсуждение.
    Достались мне год назад 35ас015 . НЧ и сч целы, а вч сгоревшие. Внешний вид их понравился, вот и решил привести эти колонки в чувство сохранив по возможности аутентичность. Вч прикупил на АВИТО с шёлковыми куполами. Корпуса освежил, собрал и послушал-средних частот немного не хватает на мой ух. Полистал интернет и нашёл сей достойный ресурс, почитал, порылся в своих закромах, нашёл нужные детальки и собрал схему “этап 3.2”. На мой взгляд получилось неплохо для наших колонок, очень даже .
    Что слушал: Пикник, Наутилус и винил старый( но не тёртый). Сравнивать есть с чем, это вторая система в комнате.Та кошерная, япония старая, колонки чувствительностью под 100дб, класс А унч, МС головка. Конечно лучше, но как альтернатива очень даже бюджетная для желающего послушать музыку и посмотреть кино вполне себе годится, делайте смело.
    Недавно принесли мне 35ас018- интересно было потренироваться их корпуса шпоном красного дерева фанеровать своими так сказать руками.
    Подвесы поролоновые у меня на глазах развалились в труху. Решил я их сравнить с 35 ас 015.
    Заказал у одного товарища подвесы новые тканевые (сч и нч), сделаны оказались очень качественно и размеры точные, ничего подрезать не пришлось.
    Собрал с родными фильтрами- средние частоты совсем плоховато, низких много. Вариант 3.2 всё поправил. Ну и сравнил с 35 ас 015. Усилитель японский, 74 года, но класс АВ. Есть переключатель на 2 пары колонок, вот и пощёлкал. Динамики в них одинаковые. На средних и высоких разницы на слух нет. НЧ 35 ас018 на мой слух поболее будут, впрочем и пишут что фазоинвертор должен побеждать пассивный излучатель. Ещё послушать надо будет, но пока 35 ас015 больше по душе. Подключать в основную систему точно не буду. Измерять не собираюсь в обозримом будущем. Измерять кстати думаю надо в конкретном месте конкретной комнаты. Для этого японцы в былые времена сделали комплект отличный Technics sh8000 и к нему третьоктавный эквалайзер типа sh8065, 8075, 9012…
    Вывод: Отличная схема, собирайте и будет вам счастье. Всё лучше чем телек смотреть на диване сидя.
    Автору благодарность и уважение за проделанную работу.

  23. Игорь пишет:

    Здравствуйте ,тема злободневная раскажу о своих экспериментах. Как то проежая по дачному обществу на обочине лежали две .s30 взял для экспериментов. Долго мучился с фильтрами с колпачками ни чего неполучилось хорошего. Насмотревшись роликов оразборе динамиков решил разобрать 25гдн ,один динамик был хорош из нутри катушки в идеале . Очистил керн и зазор малярным скотчем собрал ,о боже это чото не узнал динамик звук чистый прозрачный. На радостях решил и с фильтрами поставил последовательный 1 порядка катушка 0,15 кандер 4 микрофарада сопротивление на вч 6.6 ом. Колонка зазвучала ,радует душу. На радостях разобрал 2й динамик у него отвалилась центрирующаяя шайба ,собрал результат динамик зазвучал . Итог или на заводе их не центруют или центровка уходит от плохой эксплуатации . Вывод не копаные динамики звучат хуже грамотно ремонтируемые , надо центровать почти все динамики СССР . Просмотрев эту тему вопрос зачем нужнф шунтирующие сопротивления на вч и сч динамики? С уважением Игорь.

  24. Борис Шестопалов пишет:

    Здравствуйте!Подскажите пожалуйста очень начинающему, по рисунку 6.2 роль элементов L1,C1,L2,C2?
    Правильно я понимаю что:
    1.L1-срезает с НЧ сигнал и отправляет остаток на СЧ+ВЧ.Чем больше индуктивность,тем меньше басовику и больше СЧ+ВЧ?
    2.C1-регулирует отдачу между НЧ и СЧ?То есть чем больше С1-тем ниже будет играть СЧ и меньше сигнала поступит на НЧ?
    3.L2-что дает ее увеличение/уменьшение?
    4.C2-как я понял,дает ВЧ играть ниже(выше),то есть уменьшая емкость-ВЧ начинает играть ниже частотой?
    Пробовал читать Алдошину,но это довольно непросто,без понимания азов…
    C уважением Борис

  25. Валерьян пишет:

    Уважаемый Николай Васильевич. Я переделал схему альтернативного фильтра 35АС-018. этап 6.чесно скажу что мои колонки никогда так класно не звучали.Спасибо
    Вам за схему.ВсехВам благ.

    • Carline пишет:

      Да фильтра работают, и акустика начинает извлекать правильные звуки, я применил последовательный фильтр в проэкте Рогожина, работает всё отлично сказать, значит не сказать ни чего….

      • Carline пишет:

        Самым интересным является факт, что такая последовательная конструкция является «самоуравновешивающейся». Другими словами, даже если импеданс головок сильно меняется от частоты, а номиналы емкостей/индуктивностей фильтра имеют значительные отклонения от номинальных, электрическая сумма напряжений, подводимых к звуковым катушкам излучателей, будет ВСЕГДА ТОЖДЕСТВЕННО РАВНА выходному напряжению усилителя

  26. Евгений пишет:

    Уважаемый Николай Васильевич. Я поставил паралоновые подвесы на НЧ и СЧ динамики. Будут ли ваши фильтры эффективно работать с такими подвесами. Собрал одну колонку по схеме №1 другую по схеме №7. По обоим каналам металический призвук по верхам и нет детализации в середине. В планах была замена ВЧ и НЧ на ВИЗАТОН но теперь сомневаюсь. Посоветуйте как убрать это металлическое пришепётывание.

    • Юрий пишет:

      Автор отвечает здесь-http://35ac-018.ucoz.ru/

    • Игорь пишет:

      Автор не отвечает на такие вопросы.Ему больше интересны вопросы связаные с концепцией фильтра как такового.
      https://ldsound.club/index.php?threads/trjoxpolosnaja-as-s-posledovatelnym-nch-sch-filtrom.515/
      Прочтите это с первой по последнюю и внимательно.
      Не к чему не призываю,но сделаете массу полезных выводов и возможно не допустите гору ошибок.

      • Юрий пишет:

        Был,читал-делаю вывод,что форум превращается в “датагорный” со своими “гурманами” определяющими исключительную правильность звучания ас линейной АЧХ…и что Вы имеете ввиду под горой ошибок?
        p.s. каждый имеет право-налево! )))

        • Игорь пишет:

          Разве правильный тональный баланс (даже на слух настроенный) и примерно ровная ачх по микрофону не синонимы?)

          • Юрий пишет:

            Отвечу Вам Вашей же цитатой:
            “Прочтите это с первой по последнюю и внимательно.
            Не к чему не призываю,но сделаете массу полезных выводов и возможно не допустите гору ошибок.”
            …посмотрите на все это- под немного другим углом зрения ;-))

      • Игорь пишет:

        А нужно ли,когда вопрошающий совсем новичёк в акустике каким был совсем недавно я.
        По сути путь с нуля не замороченый и не тупиковый.Ну не перевариваете последовательные фильтра,дак кто запрещает сделать как в 018ом амфитоне,всего лишь пересчитав если нужжо номиналы под свои сопротивления и частоты раздела.Даже есть готовые онлайн калькуляторы,ввёл свои данные и всё готово и даже график поведения фильтра(примерный) выдаёт.
        .Что ещё может быть проще? Но одно но,микрофон,без него никак.Как ёжик в тумане будете.Но и это элементарно решается ,купив на авито капсуль(250р!!!)
        И собрав за пол часа себе микрофон.Штатной встроенной звуковой карты для сведения полос,для замера ачх и даже искажения оценить-за глаза! Программы достаются легко.

        • Юрий пишет:

          Реплика не в мой адрес.
          Игорь,я не адепт линейной АЧХ и микрофон есть и руки растут откуда надо,но вступать в полемику с метанием бисера пока не вижу необходимости…
          P.S. Каждый имеет право налево! :-))

        • Top Tonic пишет:

          С микрофоном за 250 руб. и штатной звуковухой, достоверную АЧХ акустики получить не возможно, а вот ,,карту Марса” – запросто.
          Если конструктор АС, уповает только на формулы и измерения микрофоном, то натуральный звук будет, только в теории.

          • Игорь пишет:

            Поспешные выводы.Единицы реально делают,сотни- флудят заполоняя коментами сайты,форумы.

    • Чалов Денис пишет:

      Евгений, почитайте отзывы об этом фильтре здесь. Вопросы отпадут.

    • SV пишет:

      “Будут ли фильтры эффективно работать с такими подвесами. Посоветуйте как убрать это металлическое пришепётывание.”
      Евгений!
      Я не Нивага, но немножко отвечу.
      1) С бибилейских времён люди жаждут и требуют чуда, увы…
      2) Новый подвес НЧ динамика на фильтр влиять не будет, по крайней мере в первом приближении. На СЧ динамике сказать сложнее т. к. может измениться полоса частот, без замеров сказать затрудняюсь.
      3) Металлическое (вы не поклонник металла ?) пришепётывание, скорее всего, из-за ВЧ динамика. Причин может быть много и “по фотографии” определить сложно. Вполне возможно, фильтры не годятся для конкретных пищалок (особенно если динамики на классических фильтрах не шепчут). Сами пищалки часто имеют разброс, брак и т. п. Без измерений микрофоном, сказать трудно. Причём, для НОРМАЛЬНЫХ фильтров с микрофоном проще – можно отдельно измерить каждый динамик со своими фильтрами и подогнать. А с чудесными фильтрами куда сложнее – всё взаимосвязано и даже измерить динамики по отдельности, заметно сложнее. Ещё сложнее подстроить фильтры т. к. подстраиваешь под один динамик, а нежелательное влияние оказывается на другие. Последовательные фильтры сложнее и неудобнее, они требуют ровных хороших динамиков. На мой взгляд, они для опытных колонкоделов с микрофоном.

  27. Александр пишет:

    Добрый вечер,скажите пожалуйста,есть S-90F,динамики 8-16-25 ом,можно ли их поменять на 4-8-16,соответственно переделать фильтра по схеме Nivaga

    • ldsound пишет:

      Здравствуйте. Да. Но нужны не только динамики сопротивлением 4, 8 и 16 Ом, а еще и конкретных моделей.

    • Carline пишет:

      Александр! Я лично проверил это на не одном десятке пар колонок, особой разницы по сопротивлению динамиков 4или8, я не нашёл, хотя щас полетят слюни в мой адрес, но факт есть факт, собирайте пробуйте, если что можно подкорректировать резисторами, пробуйте и сами увидите как Ваши колонки станут просто супер акустикой

  28. Кирилл пишет:

    Доброго здравия всем. Можно ли этот фильтр применить в Амфитон 100АС-022 с родными динамиками?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *