Доработка фильтра 50 АС-022 “Амфитон” от А.Б.

В акустической системе 50 АС-022 “Амфитон” родной ВЧ заменяется на Visaton SC 10 N и немного изменяется электрическая схема фильтров. С динамиком SC 10 N я знаком с 2000 года, это скромная и недорогая модель не стала хуже, повторяемость её отменная, звук чистый и ясный, АЧХ ровная и красивая. Очень советую этот динамик на все случаи жизни.

АЧХ с родными фильтрами 50 АС-022

НЧ динамик 50 АС-022 в ближнем поле с фильтром.

СЧ динамик 50 АС-022 с оригинальной схемой.


Мой вариант электрических фильтров с новым ВЧ динамиком:


Порт излишней площади и чрезмерной длины, настройка ФИ на 30 Гц, Fc – 45 Гц, на 60 Гц – выброс. Спокойно заглушив порт, можно получить закрытый ящик с частотой среза 40 Гц, но  каких  40 Гц – закрытоящичных, настоящих!

НЧ в ближнем поле. Красным – корпус с фазоинвертором; сиреневым – закрытый ящик.

Измерил в ближнем поле АЧХ 75 ГДН-3-4, прекрасный результат, удачный динамик. Разница между ЗЯ и ФИ в пользу ЗЯ, потому, что вклад порта на 30 Гц никакой, реальная полоса начинается от 45 Гц. Микрофон не видит собственно отдачу порта, она сливается. С заглушенным портом выброс на 60 Гц меньше, отдача протягивается ниже. Горб импеданса ЗЯ на 45 Гц, прекрасный вариант компактной комнатной 3-полоски.

Выяснился еще один неприятный факт: внеосевые АЧХ сильно разные, это результат компактного Г-образного расположения пищалки. Влево от оси АЧХ – как вкопанная, но вправо –  провал на средине, на слух тоже слышно, как глухота на средине. Но по оси СЧи звучание и АЧХ шикарные.

50 АС-022 настроенная. Различные положения крутилок СЧ и ВЧ.

ВЧ на фоне остальных динамиков

СЧ на фоне остальных динамиков

Красным: 50 АС-022, по оси. Внеосевые: синим – влево 30°, зеленым – вправо 30°.

НЧ динамик 50 АС-022 на фоне импеданса. Избыток добротности на 60 Гц. ЗЯ будет по-лучше ФИ.

Импеданс 50 АС-022. 15 Гц, 30 Гц, 45 Гц – работа порта ФИ.


Стык НЧ-СЧ динамиков. Новый фильтр.

50 АС-022, новый стык СЧ-ВЧ динамиков.

Финальная АЧХ с новым ВЧ и фильтром.

Импеданс доработаных 50 АС-022

Автор работы: Александр Бокарёв

159 комментариев: Доработка фильтра 50 АС-022 “Амфитон” от А.Б.

  1. А.Б. пишет:

    В 2004-2005 году заменял этими динамиками откровенно негодные СЧ и ВЧ динамики в некой самоделке . Результат понравился.
    Хотя, внимательное знакомство с SC13n выявило некоторые недостатки в плане работы динамика именно как средника. Он все же мид, к тому же проблемный по добротности. Короче- я бы применил другой средник, который средник, а не пойми что.

  2. Андрей пишет:

    И ещё один вопрос. Хочу заглушить фазоинвертор, убрать дно и нарастить снизу корпус. Какое количество добавленного объёма будет наилучшим?

  3. А.Б. пишет:

    Судя по замерам, ничего делать не нужно. Все идеально и так.
    Для полной информации попросите кого-то на ходу прикрывать и открывать порт, а вы послушайте эффект от инвертора. По мне-он не нужен. Отдача с 45 герц шикарная.
    Добавив объема, мы увеличим болтанку динамика внизу.

  4. Марков Николай пишет:

    Обратите внимание на пик АЧХ СЧ динамика на его резонансной частоте. Он всего на 10…12дБ ниже среднего уровня. Стибрил А.Б. свой любимый резистор в параллель динамику! И ПАС не поставил. Только что изменил параметры 20гдс-3 с новым подвесом в стандартном стакане с ватой. Получил 150 Гц и 41 Ом на резонансе. Давить пик обязательно!!!

    • Марков Николай пишет:

      Измерил. И умылся с пивом

      • А.Б. пишет:

        У средника на моих картинках бугор на 200, на суммарной ачх торчок на 150, это проделки басовика.
        Колонки эти- там решалось : выкинуть или что-то попробовать. Я попробовал, получилось на удивление удачно. Все счастливы.
        Резистор шунтовой на средник не ставился, все звучало и без него, динамик спокойный, обошлись макияжем. Другая причина- добраться до регуляторов уровня там неудобно, подумали и решили, пусть будет как есть. Средники получились в среднем положении, пищалка на максимуме. Это баланс.
        Гляньте график с названием Финальная ачх с новым фильтром и пищалой. Там сквозь черноту просматривается ачх каждого динамика. И средник торчал бы на 200, но этого нет.
        Ваш накат мимо.

  5. Марков Николай пишет:

    Я об этом. На следующем графике (финальном) разница общий уровень/уровень СЧ на резонансе всего10дБ. То, что суммарная АЧХ не пострадала, хорошо. Плохо, что СЧ нагружен вредным участком частот.

  6. Марков Николай пишет:

    Вполне возможно, что уродская на ВЧ АЧХ родной схемы (самый первый забор) была получена при положении регулятора ВЧ на максимум, на что указывает и общий уровень ВЧ. В то время, как нормальное положение соответствует трети введенного сопротивления регулятора. А без гасящего уровень и добротность фильтра входного резистора АЧХ фильтра второго и третьего порядков и должна иметь такой взбрык.
    Я к тому, что АЧХ заводской схемы, вероятно, гораздо лучше приведенной.

  7. Николай Анфилов пишет:

    Прочтение статьи доставило удовольствие, приятно когда мастер делает свое дело и получается отличный результат. Неужели всеми критикуемый 20гдс не так уж и страшен, и его можно использовать?

    • А.Б. пишет:

      Первая мысль была: зачем принесли этот кошмар. Но услышав шум , понял, что там все скорее очень неплохо, чем очень плохо, как обычно. Средник сильно не похож на кирзовый 15 ГД-11, намного более ровный, без диких зубов дракона.
      Басовая секция выполнена вообще превосходно, оставлена как было.
      Приятно было услышать мнение владельца, сказавшего, что теперь он нашел свой звук с этими колонками.

      • Петр пишет:

        Подскажите. Поставил данный вч от visaton. Правда в фильтре ничего не переделывал, как тон глуховато звучит
        Нет выразительности что ли.
        Какой кандер поставить на вч?

    • Марков Николай пишет:

      20гдс-3 действительно выгодно отличается от -1 за счёт минимального куполка, приклеенного непосредственно на ЗК. Тот же фокус можно проделать с -1, уменьшив куполок. Пик 4,5 кГц уходит.

  8. Александр.Крым пишет:

    Спасибо А.Б. за совет,заглушить ФИ .Низа стали не гудящие и быстрые!
    С уважением!!! Александр! Крым.

    • А.Б. пишет:

      АЧХ тому доказательство. Ну и слух, разумеется. Рад, что услышали и заметили разницу.

      • Wlad пишет:

        Рекомендацию по удалению фи нужно будет применить для 35ас012. Уважаемый А.Б., стоит ли отверстие от фи закрыть элементом из войлока толщиной 10-15 мм.

        • А.Б. пишет:

          Wlad , решение избавиться от инвертора или его оставить и перевоспитать в коллективе мы выносим по приговору Его Сиятельства Светлейшего Князя Измерительного Микрофона и никак иначе. Все прочее- отсебятина и отбалдинство, к правильному звуковоспроизведению мало относящееся.
          ПС. Слух учитывается тоже. разумеется.

          • Wlad пишет:

            Не общаясь с все сильными измерительными инструментами, сидеть напротив колонок, в обнимку с органолептикой, не возбуждаясь на картинки по тексту.

            • А.Б. пишет:

              Навостривши слух по микрофону, можно спокойно понять, что творится в районе нижнего среза колонки, даже не включая измерилку. Для этого взять генератор либо тест- диск с посылками тона от 20 до 120 герц и вслушаться в уровень , но делать это на пределе слышимости, то есть очень тихо. И всё станет ясно.
              ПС. Слушаем сидя близко к басовику, сантиметров в 20-30 не далее.

              • Wlad пишет:

                На планшете “Спектроид” рисует красиво, и в нижней части может даже правильно, выпирающее волнение на 55-80гц. Оно при низком уровне громкости служит неплохим фоном. При увеличении громкости, уже немного напрягает, нч немного на минус крутим.
                “Избыток добротности на 60 Гц. ЗЯ будет по-лучше ФИ.”- цитата из текста. Надо попробовать.

  9. Петр пишет:

    Подскажите. Поставил данный вч от visaton. Правда в фильтре ничего не переделывал, как тон глуховато звучит
    Нет выразительности что ли.
    Какой кандер поставить на вч?

    • А.Б. пишет:

      Схема вроде есть , для Визы десятки.Попробуйте.. Родной фильтр придется подправить. Там все не так было. Перетыком менять пищалу никто не обещал . Прочтите неспешно . Может, я чего упустил, а народу непонятно … Схема ВЧ фильтра для Визы десятки от дяди Саши : резистор-реостат на входе, родной переменник , 22 или 15 Ом, 4 мкф емкость, 0, 18 мгн катуха и 10 Ом резистор параллельно пищалке.

    • Игорь пишет:

      Да он и будет глухой, купол мягкий пропитки нет, резонанс 1700, магнитная цепь так себе,каркас катушки на алюминии тот что мне попался.

  10. А.Б. пишет:

    Поясните, как может быть глухой пищала, если не убитая , из магазина. Мне такое понять тяжко, всегда считал Визу десятку отменной за свои денюхи.

    • Игорь пишет:

      Я уже писал, резонанс низкий, купол мягкий без пропитки, чутьё низкое, катушка на алюминиевом каркасе,магнитная цепь так себе, но выбора особого нет.

      • А.Б. пишет:

        Чутьё доводилось измерять точно, совпало с даташитом. Не назвал бы его низким, скорее, честное среднее. Около 90 дБ ватт на метр

      • Аудиостроитель пишет:

        Ни одно из описанных свойств не может само по себе привести к глухому звучанию.
        Пустая и ничем не подтверждённая болтовня. Типа, мамой клянусь.

        • А.Б. пишет:

          Кивну и соглашусь, что Виза десятка , знакомая мне с 2001 года, ни разу не подвела , всегда вписывалась в задачу, звучала и звучит отменно, из двух пищалок, купленных наобум, обе
          всегда идеальная пара. По поводу глухого звучания этого динамика дам совет наставника по акустическим делам: – Мойте уши.

      • Инженер пишет:

        Возможно попутана полярность включения относительно СЧ динамика — попробуйте поменять полярность на визатоне…(при неправильной полярности возникает ощущение придушенности меньшего по размеру динамика). Дополнительно, на время, заткнуть фазоинверторы и послушать.

  11. Аудиостроитель пишет:

    Кстати, по поводу глухого звучания в принципе. Возможно, что есть любовь к выкручиванию тембров.
    Каждый раз я предлагаю апологетам рассыпчатого звона тарелочек и т.п. сходить на концерт или в студию и услышать, как инструменты звучат на самом деле. С первого раза может ошарашить и огорчить очень сильно.

    P.S. Сейчас в одной из колонок стоит Визатон. Я всё ещё страдаю экспериментаторством, точнее уже год руки не поднимаются что-то сделать. Верхов предостаточно, а регулировки тембров у меня нет вообще. Никакой.

    • А.Б. пишет:

      В список достойных слуха пищалок добавлю недавно обнаруженное рязанское чудо, микроширики в габаритах бывшего 2ГД-36, ныне 2ГДШ-16-8. В сравнительном тесте не уступили ни в чем, а по отдаче даже превзошли итальянские пищалы Sica LP66-25 . Ровная протяженная ачх , без обвала выше 10 кил, присущего 2 ГД-36, ясное не окрашенное звучание. Достойное изделие за смешную цену.
      Идеально стыкуются с многими мидами 6-7 дюймов, равно как и с нашими 25ГДН3-4, 10ГД-34 , 6гд-6 , 10ГД-30. Единственное, о чем нужно позаботиться- соорудить нахлобучку на динамички , чтобы басовики не выдавливали им диффузоры наружу. Благо, стаканы от всяких сушеных продуктов – в достатке .

    • А.Б. пишет:

      Вы не представляете, что бывает у людей в башке. Посетили как-то мою лабораторь какие-то местные молодые удифилы. Я надеялся услышать слова одобрения домашке, которую долго и внимательно выводил в звук. Не тут -то было. Эти остолопы сморщились, им не хватало толченого стекла и черствых сухарей в звуке.” Как могут пищалки из ткани воспроизводить звук металлических тарелок? Только керамика! Только титан!” (Знали бы они, несчастные, сколько довелось наслушаться этой титановой мерзости , да с керамическим покрытием, да все под соусом битвы за хаенд)
      Наверное и сейчас ищут свою ржавую железяку , не успокоившись . Хотя, людям свойственно с возрастом умнеть , учиться слушать и слышать. Будем надеяться.

      • Сергей Гудков пишет:

        А.Б. “Вы не представляете, что бывает у людей в башке. Посетили как-то мою лабораторь какие-то местные молодые удифилы” – сколько старикам говорят, не надо впускать домой посторонних

        • А.Б. пишет:

          Отдельные свернутые не в счет, куда больше настоящих ценителей звука. В мои диски вслушиваются, фоткают, записывают названия, свои диски приносят, что-то новое выслушивают, открывают для себя. Таким моя фирма всегда рада.

          • Wlad пишет:

            Уважаемый А.Б., подвигли Вы меня к инструментарию. На планшете установлен спектроид, на второй планшет скачал генератор. Конечно профессионализмом тут не пахнет, но все же. После трёх часов экзекуции пришло осознание, советские инженеры, на калькуляторах и в столбик, верно поделили полоски. А ещё выяснил, что выше 13к я не слышу.

            • А.Б. пишет:

              За выходные сложилась сказочной красоты звука двухполосочка на базе стандартных 10АС-225, полученных на изучение. Главное , что заняло много времени и сил, это катать пластилин и герметизировать щели в ящике, с ними все измерения превратились в ахинею. Труды увенчались точными цифрами параметров динамика 25ГДН 3-4 , узнал оптимальный объем оформления, двухполоска сложилась в двух вариантах с разными пищалками, одна- ширик в габаритах 2ГД-36 , звать его 2ГДШ-16-8, рязанский. Отменного качества динамик, на голову лучше прежнего, 2ГД-36. Другая пищалка автомобильная, Филипс, 4-омная, Ауди-Фольксваген , сделана в Украине. Ровная, спокойная звуком, идеально созвучная басовику 25ГДН3-4 . Результат крепко порадовал, схема предельно простая, 4 детали на весь фильтр.

              • Глеб пишет:

                Очередной “шедеврик”

              • Wlad пишет:

                Автомобильные пищалки от али, они все пьезо?
                У сонь полочники, так называемый динамик объёмного звучания состоит из вч купольного и трёх пьезо, последовательно через маленький электролит. Пробовал их отдельно к усю, ничего особо не слышно, наверное глухой.

                • АБ пишет:

                  Пищала Филипс для Ауди-фольксвагена купольная тканевая на неодиме.Добрая проверенная временем.Но китаецы уже вовсю ее клонируют

  12. А.Б. пишет:

    Как одну из вероятных причин ” оглохения “))) пищалы назову дрянное качество контактуры переменника, примененного в колонках 50АС-022.Шуршит- ещё не беда. может потерять контакт более серьёзно, если бегунок вообще не контачит, тогда пищала включена через конское сопротивление, 15 или 22 ома. Это очень много, уровень обвалится децибел на 8-10, глухота на верхах гарантирована.

    • Александр Г пишет:

      Применил данный фильтр в 35ас- 018 Амфитон.
      нч -75гдн3-4, сч -20гдс3-8, вч -6гдв6-16. Звук изменился кардинально, ушёл дискомфорт при прослушивании, вроде как звука стало меньше, а музыка звучит как-бы сама по себе.(микрофон Арзуманова)

Добавить комментарий для Маik. W. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *