Доработка S-90D с родными динамиками и переключателями. Nivaga

Пришли ко мне колонки S-90D с плавными регулировками по СЧ и по ВЧ, да ещё с индикацией перегрузки по каждому динамику. Примерял, примерял к ним свою схему фильтра от “35 АС-018 Амфитон” – не стыкуется и всё тут. И пришлось мне вывернуть свой любимый фильтр наизнанку и создать вариант с параллельным подключением динамиков, аналогичный существующему в колонках. Схема получилась не столь изящная и компактная, но столь же потрясающая по звуку, как и исходная (с последовательным соединением динамиков). Кроме того, в ней появилась возможность независимой подгонки частот среза по каждой полосе, что очень нравится дотошным товарищам, гоняющимся за каждым пучком и провалом в АЧХ. Итак, встречайте!

В фильтре использованы все родные катушки индуктивности – доматывать и сматывать ничего не пришлось, поскольку всё уже стояло на родной фанерке. Конденсаторы тоже почти все родные, кроме С1. Вот с резисторами пришлось повозиться, и поставить те, какие надо и куда надо, а те, которые были, снять. Изюминкой схемы являются резисторы R3 – R6, при отсутствии которых звук теряет объём и возвращается на исходные заводские позиции. Кто знает электротехнику, тот поймёт причину такого эффекта, кто не поймёт, пусть изучает электротехнику заново. Могу только сказать, что это лестничный фильтр первого порядка с линейной фазой. Хотелось бы назвать его “Nivaga 9”, чтобы не путать с предыдущими компактными вариантами. Аналогичных решений в серийных колонках я пока нигде не встречал: ни у нас, ни у них. Так что решение оригинальное, не сдутое из-за кордона. Пробуйте Господа! У вас получится.

Автор работы: Николай Васильевич (Nivaga) 14.12.11

По материалам: 35ac-018.ucoz.ru

46 комментариев: Доработка S-90D с родными динамиками и переключателями. Nivaga

  1. Павел пишет:

    Повторил я схему изложенную выше. Ну, что сказать… Низы выпячены, долбит на Direct’e (без темброблока) так. что мама не горюй. И как следствие середина с верхами получилось принижена.
    Ни знаю, но в стоке чучуть низов не хватало. Середина с верхами устраивали полностью.
    Я прав Николай Васильевич?
    Слушал через Yamaha AX-492 + Focusrite Scarlet Solo + Yandex музыка
    без эквалайзеров
    На большой громкости, очень приятно. Но на малой не очень. Как следствие два комплекта акустики ((

    • Павел пишет:

      R1 и R2 я не использовал

      • Марков Николай пишет:

        Поставьте R1=8 Ом и проконтролируйте фазировку НЧ/СЧ.

        • Павел пишет:

          Середины и так не хватает.
          При чем сейчас одна колонка переделана полностью по выше предложенной схеме, у другой только НЧ часть.
          Сопротивление полностью переделанной – 4,8Ом, частично – 7,4Ом.
          В купе они звучат отлично, дополняя друг друга. И разница в выхлопе не разительная. Бочка появилась которую не ждал с басами на Direct’e.

          • Павел пишет:

            С фазами я особенно заморачивался. Все минуса с минусами. Батарейкой полутора вольтовой полярность выверял у всех динамиков и подписывал на корпусе, провода цветом маркировал. в обоих колонках минусы к минусам.
            Ранее я менял в них проводку и фазировку переделывал отличную от стока (“-” к “-“)

          • Марков Николай пишет:

            Фильтр на самые низкие частоты никак не влияет. Значит, стало меньше СЧ/ВЧ. А Вы не думали, что в родном варианте СЧ были лишние, а ВЧ резали слух из-за фильтра, а долбёж из-за комнаты, раньше маскировался лишней срединой?

            • Павел пишет:

              Возможно, сейчас я с неделю послушаю, потом вторую колонку переделаю.

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Когда такие навороты вижу, всегда спросить хочется: ребята, а вы как это все получили, чисто на слух и перетыком? А вторая непонятка: зачем ставить катушки и емкости, чтобы тут же зашунтировать их кучей резисторов? Попроще -никак, не-а?
    И так же, как и раньше, одни поэтические образы взамен понятной картинки , называемой ачх. Грустно всё.

    • Павел пишет:

      Линейная АЧХ не нужна ни кому. Из-за особенностей ушей, каждому нужно своё. Поэтому либо эквалайзер, либо фильтра под себя ковырять.
      а вот первого или десятого порядка тут методом тыка

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Та шо ви говорите! таки прямо никому? )))) А я тогда кто?
        В принципе, методом тыка можно получить какой-то результат. Примерно с таким же успехом, как подбрасывая в воздух сотни кирпичей, дождаться момента, когда они упадут вниз в виде красивого дворца.

      • LDS пишет:

        Не в линейной АЧХ дело, а в ошибках, если такие есть (пик, яма) в схеме. И это еще про импеданс никто не говорит, а зря, график не менее полезный АЧХ. А потом вопросы, что с этим усилителем звучит, с этим не звучит.

      • Олег OLD пишет:

        дело в том что ИМХО если АЧХ колонки изначально ближе к линейной, то подстроить ее эквалайзером под личное предпочтение не составит труда. Другое дело когда АЧХ пилообразая. тогда ровнять ее возможно лишь многополосным параметрическим эквалайзером, при чем я не уверен в успехе этого безнадежного занятия

        • Павел пишет:

          какие ровные? о чем, люди? ни когда слышите, НИКОГДА линейный АЧХ не даст того что даст кривой.
          Вспомните юность с “линейной” ачх, как вштыривало?
          а сейчас с ровной ачх штырит?
          и не надо ляля

  3. Станислав пишет:

    Да здравствуют “лестничные фильтры 1-го порядка”! Звучит круто. И солнце теперь вращается вокруг земли. А кто против-тот Еретик и его на костер! .

  4. Марков Николай пишет:

    Ща как заброшу в симулятор да как начну ругаться… А в каком положении регуляторов ровная АЧХ предвиделась-то? Может, потому у Павла НЧ много…

  5. Марков Николай пишет:

    Вот результат от Мулькосима при R1 посредине, R6 – на максимум. На первый взгляд и неплохо, лучше последовательного Ниваги точно. Не считая пропущенных на ВЧ динамик частот, равных резонансной, остальное имело бы право на жизнь.

    • Марков Николай пишет:

      НО. Я уже в курсе, что Мулькосим удваивает разность фаз на стыках (когда возводит напряжение в квадрат), поэтому теперь всегда проверяю НЧ/СЧ раздел на разницу фаз между ТОКАМИ в динамиках. Вот что имеем. Красная кривая – НЧ, зелёная – СЧ. Добавим запаздывание фазы от НЧ за счёт размещения звуковой катушки на 3 см дальше, чем у СЧ, 5…30 градусов для частот 250…1200 Гц соответственно, и получаем от 110 до 150 градусов для тех же частот, на разделе (700 Гц) – 140 градусов. А по родной схеме – НЧ и СЧ включены В ФАЗЕ !!! Значит, на разделе ждём дыру!

      • Марков Николай пишет:

        Вижу ошибку. Считал смещение акустических центров по положению звуковых катушек, а неправильно. У 75 ГДН скорее надо считать от конского купола, а у 20ГДС – где-то от середины диффузора. Правда, результат почти тот же… Кстати, в той же раскрученной “схеме 6.2” СЧ в фазе с НЧ.
        Вопрос к Чалову Денису: Вы пробовали 25АС-033 с последовательным фильтром, что у Вас было с полярностью динамиков?

        • Чалов Денис пишет:

          +, -, +. Соответственно нч, сч и вч. Смещение нужно устанавливать по катушкам, а не колпачкам. У нас разделы не на частотах в поршневом режиме.

          • Марков Николай пишет:

            Так и думал. Следовательно, все Ниваги – коту под хвост.
            Главное, патент получен.)
            У 75ГДН катушка закрыта толстым колпаком, непрозрачным для 700 Гц, считать от катушки нет смысла. Вообще непонятно, откуда он излучает на частотах выше поршневого режима. Может, кольцом шириной 1см в месте подклейки колпака…

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Николай, при всей невозможности излучать средину , динамики 75ГДН и 30ГД-2 её издают, причем, красивую и спокойную.
              Пик на 1800Гц, уведенный децибел на 15 ниже ватерлинии, слышен , он складывается с звуком средника как раз в нужном участке. Важно выполнить одно условие: не обваливать басовик слишком низко и круто, тогда бас будет свободный и слитный со срединой, звук не развалится. Обычно хватает первого порядка с цобелем.

          • Сергей пишет:

            Всем привет! Вопрос Денису Чалову: можете в двух словах описать впечатления об эксперименте с фильтром, что получилось в плане звука (“Вы пробовали 25АС-033 с последовательным фильтром, что у Вас было с полярностью динамиков?”). Стоит ли заморачиваться? Решил взбодрить свои 227-ые, пробую разные варианты фильтров и тут наткнулся на эту тему… PS можно сюда ( s.oleinikov2014@yandex.ru )

            • Чалов Денис пишет:

              Впечатление… Сначала “вау!” – за счет сильного подъёма на частотах 300 – 1000 герц сильно выраженный стереоэффект. Потом привыкаешь, замечаещь огрехи. В конце концов понимаешь, какая это лажа. Взяв микрофон, этот путь к понимаю можно сократить до 2х минут.

              • Марков Николай пишет:

                Но Вы же писали, что ровная линия от 200 Гц и выше, по памяти? Я понял, что вывод сделан именно с микрофоном, или я что-то прощёлкал? Набор динамиков позволяет и первый порядок, и последовательник при грамотном подходе (но не Нивагу).

    • Марков Николай пишет:

      И на закусь – характеристика сопротивления. Она прекрасна! Ведь все три звена содержат цепочки Цобеля, в явном или неявном виде. Даже пики ФИ сглажены! Вот только… АС была 8 Ом, а стала 4,8. половина мощности УМ (он должен быть 4-Омный!) – в тепло. Поздравления.

  6. Инженер пишет:

    Кто не боится работать с оборудованием и не молится на заводских рабочих,попробуйте мой вариант .

    Концепцию этого фильтра объясню позже.

    • Инженер пишет:

      Ватой заполнить только верхнюю часть колонки(по низ среднечастотного динамика)

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Не смог придраться. Очень толково.
      Разве что цобель на среднике не применяю давно. Гашу его резюком.
      Где вы были 40 лет назад, когда заводские консрухторы сочиняли это недоразумение .

    • Павел пишет:

      Я таки могу попробовать, а чем это “гроизит” ?

    • Чалов Денис пишет:

      Пробовал и такой вариант когда-то. Пока не было измерилки. Не то.

    • Марков Николай пишет:

      Вижу, учли недочёт в ВЧ звене схемы 50АС-106.http://ldsound.ru/50-as-106-vega/comment-page-2/#comment-42393. Щас займусь, держитесь :-)

      • Марков Николай пишет:

        Приблизительная суммарная АЧХ фильтров. Без горба 8кГц можно было обойтись, в целом неплохо.

      • Марков Николай пишет:

        Рассчётная ЧХ сопротивления. И снова здрасьте. В СЧ звене 30 Ом активного сопротивления, в ВЧ вообще 45, УМ грузится на 9 Ом. Хотя в результате ЧХ красивая, фильтр явно не оптимален.

  7. Павел пишет:

    вот с номиналами проблемка, а так влегкую перепаяю.

    • Инженер пишет:

      резисторы 19 Ом и 13 Ом можно получить первоначально из переменников.

      1.2 мк = 1+0.22 3,47= 2+1+0.47 ,,,,а 3.7 часто попадаются номиналом от 4 мк(4 шт таких нашел)

  8. Инженер пишет:

    ВАЖНО !!! 19 Ом и 13 Ом нужно отмерить точно (даже отклонение в 2-4 Ом скажется на согласовании уровней и как следствие на звуке) остальные резисторы можно ставить с разбросом 25%

  9. Павел пишет:

    комментарий к: Марков Николай
    я проклеил герметиком по периметру, распорки не ставил. Разделил нч часть и сч/вч на разные фанерки. переменики убрал как “врагов” (вибрации может быть шляпа”). R4 и R6 по 13 Ом я не нашел, поставил близкие к ним на 12Ом. . Мерял китайским LCR тестером индуктивности, ну что сказать. все параметры гуляют. исходя из этого был принят вариант не запариваться, а попробовать как будет. емоксти мерял и привел к 30 мкф(К73-17), 1 мкф пободрал из имеющихся.(К73-11)
    компенсировать из отсутствие я всегда смогу темброблоком.
    сейчас я слушаю напрямую так называемый direct. есть такая шляпа на УМ.
    мне этого достаточно. как вы не поймете.
    психоакустика, настроение, выспался или нет и т.д. что ещё пояснять?
    узбакойтесь. жизнь проще чем вы думаете
    СЧ в противофазе к ВЧ и НЧ

  10. Sergej пишет:

    Всем привет! Хочу предложить вам иную схему фильтра, но увы не электрическую, а собранную на дощечке. Если кто ее узнает, буду признателен за информацию.
    Это колонки S-300, экспортный вариант. На динамиках нет маркировок. Хочу знать больше.
    Спасибо

    • LDS пишет:

      Здравствуйте. Фото не пришлете больше? Кое что я нашел ,можно статью сделать. С ходу можно сказать что упрощенная копия S-90D и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *