Фазировка акустических систем

Итак, требуется правильно сфазировать частотные полосы в АС. Для начала все же отмечу, что фильтры на стыке желательно иметь одного порядка – в этом случае фазовые характеристики их идут в целом "параллельно", обеспечивая достаточно стабильное значение электрического рассогласования. В противном же случае оно будет сильно меняться в полосе совместного звучания и говорить об удачной взаимной фазировке по всей полосе уже намного сложнее, ибо всегда найдется участок, где полосы будут "мешать" друг другу.

Предположим, что фильтр рассчитан качественно и взаимное рассогласование достаточно постоянно. У нас есть два варианта фазировки прямая и обратная – в каком-то из вариантов вектора будут скорее складываться, чем вычитаться – именно такая фазировка и будет правильной. Кстати, это и есть главный критерий – при правильной фазировке общая чувствительность АС возрастает.

Сама технология:

Начинаем с перехода бас/середина (пусть колонки имеют 3 полосы). Отключаем пищалку (ВЧ) и пробуем варианты. При правильном включении середина звучит лучше, но главный критерий – чувствительность, т.е. "комфортная" громкость в комнате достигается при меньшем значении регулятора громкости на усилителе, причем это, как правило, заметная величина.

Далее подключаем пищалки и фазируем второй переход в целом по этой же схеме. Просто для этого перехода есть еще один критерий, позволяющий при обычном прослушивании сразу сказать, верна ли фазировка. Если фазировка нарушена, то в звуке существует некая "граница" по вертикали – своего рода плоскость. При переходе через эту "плоскость" звук меняется в зависимости "над" или "под". Поскольку неверная фазировка – достаточно распространенная ошибка, то частенько приходится видеть мучения хозяев акустики, которые всячески наклоняют ее назад, пытаясь бороться с указанным эффектом. При правильной фазировке подобная "граница" в звуке, как правило, отсутствует…

Ну и еще один весьма интуитивный, но субъективно понятный критерий. Правильно сфазированные колонки звучат так, "как если бы под фальшпанелью был просто один большой динамик" – т.е. воображение вполне может дорисовать "картинку" и образ окажется устойчивым. В случае ошибок фазировки этот образ практически сразу разваливается. При правильной фазировке звук "простой". В случае неверной фазировки его можно описать как "диковинный", иногда в чем-то "эффектный", но никак не "простой". Однако "простота" обычно многого стоит – более качественный усилитель тоже звучит как бы "проще"…

При правильной фазировке звук "открытый", а именно создается впечатление, что фонограмма звучит вне колонок – "висит в воздухе". В случае неправильной фазировки звук, так или иначе, прячется "внутрь" ящика – он может субъективно нравиться своей "эффектностью", но исходить будет как бы "изнутри".

Вот, пожалуй, и все критерии + методика. Точнее ушей пока инструмента нет… Кстати, при применении фильтров 2-го порядка фазу на частотном переходе нужно менять – если все полосы выставлены синфазно (а такое имеет место почти всегда), то обычно требуется "перевернуть" полярность на середине (СЧ).

Автор: Владимир Шабунин (iXBT)

13 комментариев: Фазировка акустических систем

  1. Vip Kit пишет:

    Не надо менять полюсы динамика, будет противофаза(0°)
    Фильтры одного порядка и правильная частота раздела.
    У фильтров в двухполоске между
    мидбассом и твитером примерно
    в 6 октав, если первым порядком. Иначе – каша.
    В стык можно резать только фильтрами с высокой крутизной
    среза(-24,-30дб).

  2. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    встряну добавить. Фазировка динамиков внутри колонки(я зову это дело”фазировка по вертикали) делается под контролем микрофона, ухо для этих дел инструмент никудышний, не надейтесь свести колонку только “слухометром”, чушь.
    Фазировку пары колонок легче всего делать с помощью тест -диска Lets Test или Аудиодоктор FSQ, автор их -Дмитрий Свобода, гениальный акустик, организатор выставок Российского Хаенда в МТУСИ.
    Посылки розового шума в фазе и противофазе мгновенно дают понять, верно у вас с фазировкой или нужно менять полярность одной из них.
    Не представляю, как я раньше обходился без этих прекрасных дисков. На них еще куча полезных треков и музыкальных произведений, с их помощью можно оценить возможности вашей домашней системы и выявить все слабые места.

    К написанному автором темы могу добавить, что при неверной фазировке колонок меж собой голос исполнителя как бы разбегается в стороны и звучит с края, как сказал один спец- ” поёт на два рыла” А при верной фазировке картина собирается в центре. При этом бас мощный и ровный, а при енверной фазировке он поджатый и гудит в каких-то местах комнаты, но в центре его нет

    А в плане угадать полярность динамика в зависимости от порядка фильтров- это вообще в никуда пальцем. Сам динамик вытворяет такие кульбиты, при которых фаза мечется в стороны, что это дело только микрофону по зубам.

  3. Анатолий пишет:

    Я старый,но знаюший.Йода.Поставьте колонки лоб в лоб.Если басов нет,они работают в противофазе.Твиттеру по фигу.

  4. Дмитрий пишет:

    А я всю жизнь фазировал батарейкой колонки – подсоединяешь минус к одному проводу а второй кратковременно тыкаешь на плюс батарейки, если дифузор басового дина двинулся вперед, наружу то полярность соответствует батарейке (т.е. провод подсоединенный к плюсу батарейки и есть плюс, аналогично и с минусом), а если дифузор нч дина пошел внутрь, значит неправильно батарейку приложил, меняешь проверяешь, чтобы было как в первом случае и все, профит! Сложнее когда надо сфаз ровать не готовые ас, а при сборке.. с нч опять же все просто, с сч иногда тоже можно определить батарейкой, а вот с вч дифузор никуда не будет двигаться, там сложнее, вот сейчас как раз у меня такая делема пришло две пищали alphard без опознавательных знакоф + и -, даже не знаю как буду определять.. кстати не уверен так ли это важно на пищалке при тех то частотах которые она воспроизводит…

    • Владислав пишет:

      Даже ВЧ купол двигается, хоть это и не особо заметно. Можно использовать лупу с подсветкой или дотронутся если возможно кончиком пальца. Я по крайней мере так вычислил полярность 6ГДВ-1-16. А вот батарейку типа ААА я использовал старую и изрядно подсевшую, что бы не спалить головку.

    • ZLOIVOVAN пишет:

      Берете микрофон, подсоединяете к осциллографу установленному на максимальную чувствительность. Кладете на стол прямо против динамика ось в ось и кратковременно подключаете к динамику батарейку. На осциллографе появится импульс определенной полярности. Помечаете полярность на динамике. Подключаете другой и добиваетесь аналогичной картинки. помечаете полярность.

      • Дмитрий пишет:

        Осталось всего ничего – найти осцилограф )))

        • Александр Юрьевич пишет:

          Да ни к чему осцилограф! Я не знаю зачем и для чего ЗЛОЙВОВАН написал о нем.Дмитрий же сказал верно,доступно и понятно любому…

          • ZLOIVOVAN пишет:

            для непонятливых повторяю – использование осциллографа совместно с микрофоном позволит определить полярность абсолютно любой головки, в том числе и рупорной ВЧ.

    • шел мимо пишет:

      “кстати не уверен так ли это важно на пищалке при тех то частотах которые она воспроизводит…”

      как бы не так! фазировка очень серьезная штука

      • гена пишет:

        падает кпд динамика и ачх.я тут читал про фазировку двух басовиков в одном корпусе и якобы если их подключать в противофазе то улучшается отдача на низах.

        • Константин пишет:

          Обычно двухполски синфазны.
          Трехполоски ВЧ НЧ синфазны, СЧ в противофазе.
          Есть конечно и экзотические конструкции в следствии сложности фильтров.
          Сталкивался с противофазой ВЧ на ремонтированных пищалках с них отдача хоть стетоскопом прислонись. Чаще всего бывшие владельцы путали фазировку на купольных ВЧ типа 6гдв6 при замене мембраны шанс перепутать 50/50 выводы расположены диаметрально без обозначения плюса.

          Сам как и многие использую “метод Батарейки” и дифузор вперед/назад. Купольные ВЧ при ремонте так же на взлет без акустической линзы ограничителя.

          Способ ZLOIVOVAN уместен только при определении полярности на: не маркированных, не разборных рупорных пищалках из КНР в проприетарных конценртных или трансляционных АС.
          Для обычного домашнего DIY творчества слишком сложен и дорог осцилограф хороший стоит от 100к(в бесконечность и далее Б.Лайтер)
          У меня он есть Fluke но толку от него только при определении кривизны синусоиды и грязи в сигнале(без микрофона) остальное время лежит в тумбе.
          А из за курса доллара начал смотреть в сторону продукции ПрофКиП или КНР.

        • ZLOIVOVAN пишет:

          Если НЧ динамики в одном корпусе и установленные на одной плоскости включить в противофазе то отдача на НЧ будет стремиться к 0. Ваш случай – “сдвоеные” динамики, развернутые друг к другу диффузорами и включенные противофазно, там действительно понижается нижняя граница, но отдача падает в два раза из за увеличения суммарной массы диффузора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *