Фильтруй клиента!

Написать эту короткую заметку меня побудило длительное общение с клиентами, обращающимися ко мне по вопросам приобретения той или иной аудиоаппаратуры. Кого-то коробит при слове «клиент»? Я знаю, есть такие. Полагаю, сейчас у многих есть счета в банках. Надеюсь, вы знаете, кем вы являетесь для банка? Правильно — клиентом, клиентом банка. И это вполне уважительная классификация, которая означает лишь то, что вы пользуетесь услугами, предоставляемыми банком. Так что «мои клиенты» имеет абсолютно тот же смысл.

Какие же бывают клиенты? Оказывается, их можно разделить на несколько групп. Я назвал бы их так: конкретики, мающиеся, праздношатающиеся и доставалы.

Конкретики — это самые лучшие, самые толковые и самые вменяемые клиенты. Они точно знают, чего хотят, и беспокоят только по конкретным вопросам. От них почти никогда не услышишь нытья из серии «А как бы послушать?», «А как споётся это с тем?» или «А можно взять на время домой под залог?». Конкретики покупают технику не слушая, и не изводя продавца своим присутствием. Поскольку и так прекрасно знают то, что получат. Конкретики просят принять себя только для того, чтобы убедиться в том, что состояние товара на 100% соответствует заявляемому. При этом они всегда приходят с деньгами и покупают товар, если убеждаются в его идеальности. Никаких «мне нужно подумать» после встреч с ними не бывает. Особенно хочется отметить конкретиков из других городов России, которые покупают технику вообще не приезжая в Москву — они просто переводят нужную сумму и спокойно, без дергатни ждут, когда к ним придет груз. Перед такими клиентами снимаю шляпу. Такие клиенты всегда получают скидки и подарки при последующих покупках.

Мающиеся — это те, кому и хочется, и колется. Таким клиентам хочется все и одновременно ничего конкретного. Они ходят, слушают вроде бы с искренним намерением купить (и деньги есть, что самое интересное!), но у них ничего не получается. Им нравится и то, и это, и пятое, и десятое, но остановить свой выбор на чем-то конкретном они не могут принципиально. Такие клиенты часто засыпают продавца «вариантами» возможных покупок, которые они «собирают» по всей сети. Они присылают все новые и новые ссылки с просьбами «оценить», «высказать мнение», «посоветовать» или «отсоветовать». Нельзя сказать, что такие клиенты никогда ничего не покупают, но изнурить своим метанием как вонь в кальсонах могут конкретно. С мающимися вполне можно иметь дело, но больших скидок им не видать как своих ушей. Подарков тоже.

Праздношатающиеся — это те, кто делают вид, что офигенно хотят что-то купить, но в действительности не собираются делать этого даже в теории. Для таких людей главное — это приятное (для них) времяпрепровождение. Ну, нравится им взять пивка, прошвырнуться куда-нибудь, развеяться, сменить обстановку, посидеть у кого-нибудь дома, послушать музычку в новых условиях, расширить, так сказать, свой кругозор. Такие «клиенты» приходят, делают умный вид, много комментируют, делают вид, что вдумчиво слушают, а потом уходят с обещанием «подумать» и обязательно «вернуться для покупки». Пользы от таких «клиентов» — абсолютный ноль. Не стоит даже тратить на них свое время. Праздношатающиеся вычисляются достаточно просто, после чего вежливо отправляются туда, где не светит солнце.

Доставалы — это особая категория клиентов. Как правило, это люди с больным самолюбием (или еще чем), которые постоянно требуют к себе «особого отношения» и «уважения». Такие люди могут сутками изводить продавца (по аське, например) теоретическими вопросами, сомнениями, подозрениями и «вариантами». При этом делают они это вполне вежливо и аккуратно — не всегда сразу поймешь, с кем имеешь дело. Вроде бы и форум читает давно, да и на ламера конченного не похож, но… что-то не то ощущается во всем поведении. Они очень часто забывают, о чем уже спрашивали, и начинают задавать одни и те же вопросы по второму и даже третьему разу. Они настаивают на прослушиваниях и впадают в ступор, когда им в этом отказывают. Тогда в ход идет излюбленный «прием» — начинают давить на «вы можете потерять своего потенциального клиента». Когда отвечаешь: «Да и хер с ним…», на том конце провода наступает лингвистическое удушье. Некоторые пытаются играть в замануху: «Я ведь не просто так приеду, я тебе деньги покажу!». Когда отвечаешь, что твои деньги нах не нужны — только отвяжись — впадают или в истерику или в обиду. Я пришел к простому выводу: чем больше человек бакланит попусту, и чем больше он задает вопросов, тем меньше шанс, что он что-то купит. Так что и тратить время на таких клиентов — себе в убыток.

Ну, есть еще, конечно, просто тупорылые — их больше всего. Относить их к клиентам не имеет смысла. Тупорылые — это те, кто пишут ноты примерно следующего характера. «Уважаемый! (тысяча восклицательных знаков) Читал форум! Много думал! Вы — мой бог! Памажите советом: как будет играть связка Ротель такой-то с Монитор Аудио такими-то. Хачу купить, но нимагу ришицца. Комната такая-то. В ней кроме меня проживает еще кот и морская свинка. Как это отразицца на звучании? Памажите!!». Ну, или вариации на тему. На такие вопли лучше вообще не отвечать, а сразу стирать.

Всем удачных покупок и продаж.

Автор:  Raoul Sanchez

Комментарии запрещены.