История одних 35 АС-016. Изменение фильтра по схеме от Nivaga

Дисклеймер: Со своими колонками делал то, что считал нужным. Важным и необходимым. Если когда-нибудь надоест – переделаю. Считаете, что сделал неправильно – со своими не делайте. Написал с ошибками или моё использование русского языка вас оскорбляет – не читайте.

Для начала – колонки эти у меня очень давно. Я ещё женат не был – считай вечность. И в общем-то пока они работали со старой “Вегой-стерео” – повода задуматься о замене не давали, почти всё в них устраивало.

Но, с годами «Вега» стала раздражать шуршаниями, причём буквально всего и вся. И если с регуляторами особых проблем не было – достаточно просто устранялось, то шорохи в покое требовали усилий.

Так появилась «Ямаха», которая, кстати, тоже вышла не идеальной, особенно в воспроизведении музыки оказалась совсем не сильна, но, для просмотра фильмов – компания к колонкам получилась очень приятной, всё стреляло, пуляло, выло и рычало, да ещё и пульт был – вставать лишний раз не надо.

Собственно, теперь можно и к самой истории перейти. Сразу же стоит упомянуть, что, если бы не Николай Васильевич Галахов (aka NIVAGA) – история бы эта и на свет не появилась. Также стоит упомянуть Дмитрия, владельца портала ldsound.ru, который также очень поддержал в данном прожекте.

Возникли несколько свободных месяцев, в течение которых у меня было время послушать через Ямаху-орбиту не только фильмы, но и немного музыки. Ну, о чём, собственно, рассказ.

Все S-90 – подобные колонки с рождения представляют собой устройство, которое может кричать громко. Раздражать соседей и трясти стены «хрущёвок». Но именно «играть» им не удаётся, а уж «играть красиво» – иногда и вовсе кажется недостижимым.

Все недостатки расписаны вообще всеми, кому не лень – отсутствует детализация, не формируется панорама, мусор в тарелках и характерное «псыканье». Правда, стоит отметить, что в их ценовом диапазоне равных найти очень сложно, а учитывая их нынешнюю ценность – данное качество в принципе недостижимо в обозримом бюджете. Но, не стоит сбрасывать со счёта огромный рынок Б/У-шной буржуинской техники. Вполне реально взять приличную модель от тех же Dali за 18000 рублей (цены конца 2018-начала 2019 года). Отсюда и исходим, чего ж проще – продать и купить.

Ан нет. Внешность у колонок за все долгие годы щадящей эксплуатации ни лучше, ни современнее не стала. Поэтому на объявление на всем известном сайте не откликнулся ну как бы вообще никто. Не думайте, что я ценник закинул космический. Я вполне себе предварительно порылся, нашёл в продаже точно такие же за 10000 руб, посмотрел на дату публикации и поставил 7500, с учётом торга до 6 т.р.. Внешний вид ну в самом деле был без криминала, да и возраст не спрячешь, но эксплуатация в самом деле очень щадящая. Как они выглядели вначале:

Вот примерно на этом этапе я и стал искать, что же с ними сделать, с продажей вообще не фонтан.

Поскольку самое слабое место в них – 20ГДС-1-8, начал искать, что можно сделать с ним. Не надо говорить, что изначально динамик – говно, надо менять на Visaton SC 13/8 и дальше с ним ловить нечего, я вот живу в убеждении, что советские разработчики-колонкостроители тоже не совсем идиоты и, если б было что вместо – ну наверное, в какой-нибудь итерации 35АС догадались бы. И верно, большая часть динамиков сходного толка имеет паспортные характеристики, ну мягко говоря, не лучше (пересмотрел с десяток, не меньше). А те, что лучше – существенно подбрасывали бюджет мероприятия просто за счёт своей цены, не говоря уже о том, что и корпуса серьёзно пришлось бы переделывать, а это недопустимый колхоз в моём случае.

Помню, что многие делали ПАС к нему, вроде как даже успешно, но естественно, подробностей не
очень-то помню, пошёл курить энторнет.

А в этих ваших энторнетах… Вот только задайте в поиске «доработка 20ГДС» – чего вы только не
начитаетесь. Про половинку от теннисного шарика даже читать смешно, не то что делать.

Самое адекватное, что удалось найти – это статьи того самого Ниваги о том, что можно изменить схему фильтра. Начал ковырять глубже. Николай Васильевич за последние 15 лет создал несколько вариантов фильтров для семейства 35АС и даже открыто публикует свои схемы, с достаточно редко встречающимися благодарными отзывами попробовавших, хотя, казалось бы – колонок в семействе море, почему бы не пробовать.

На самом деле хотелось мне сделать очень лениво – отдать пару кому-нибудь, а тот, через неделю готовые, дескать вот оно ваше, лучше не сделать.

В процессе беседы с Николаем Васильевичем пришёл к выводу, опять же, с его подачи – да не ленись, разбери, я всё сделаю, а корпуса отдай специалистам (кстати да, мало того, что отзывается, так ещё и советы даёт грамотные). Дальше рыл в этом направлении. Ну в смысле – найти того, кто разберётся с внешним видом двух ящиков из ДСП.

Фильтры едут к Николаю Васильевичу:

А корпуса – в малярный цех:

Плёнку ободрал сам. Фен – очень полезное устройство. Мероприятие немного подзатянулось, всё это не мгновенно. Зато маляр пофоткал заключительный этап (Валентин, привет!):

Утверждаю – эти колонки никогда ещё так хорошо не выглядели.

Дальше – демпфирование объёма. Найдётся любитель рассказать мне, как я потерял качество и количество баса? Это (демпфирование) делать необходимо, рассказывать необязательно. Я делал Герметоном А30, на эту пару ушло 2 листа (не полностью). Здесь я сам пытаюсь зафоткать процесс:

Ну не фотограф, вынужден сознаться. Ещё были докуплены шурупы TORX, чёрные. Ну как без них?

Кстати – Герметон почти хорошо клеится. Верхняя часть только проседает под собственной тяжестью – надо прибить на мебельный степлер.

Тем временем прилетела СМС из грузовой – фильтры приехали:

Переключатели на месте, Николай Васильевич решил их не хоронить. Ставим на родные места, доклеиваем Герметон на оставшиеся голыми поверхности. Итого пол куска осталось неиспользованным (из 2-х закупленных).

Ну и дальше снова никаких премудростей нет, просто процедура, обратная разборке. Операция «Колбаса» и Стинг в телевизоре, ага:

Мебельным степлером приколачиваем аутентичные ватные рулоны к передней стенке, попытавшись вспомнить, как же она, зараза, там располагалась. Итого заполнение вышло порядка 50%, хотя не считал, разумеется. Как пишут в умных книгах – заполнение фазоинверторного ящика делается до 90% объёма, так что я вполне уложился. Приклеивать герметиком СЧ-стакан, как делают некоторые передельщики, не стал, вместо того вышел из дома до ближайшего магазина автозапчастей. Автопластилин, самая тема. Нарезаешь, укатываешь в колбаску и на стыки поверхностей. Далее пайка динамиков, все хвосты изначально были промаркированы, Николай Васильевич дополнил, пострадавшие в результате доработок, метки.

О! Что я делал с динамиками. Собственно, опять ничего нового. Тушь, силикон, хитозан. Вот, имитация работ:

На самом деле – сделал всё, пока фильтры ездили, после покраски и пропитки всё сохло не меньше недели. Хитозан прекрасно смешивается с тушью, после высыхания придаёт глянцевость, мазал среднечастотник с двух сторон, хитозана ушло меньше, чем полбанки про эффект ничего сказать не могу, просто решил, что надо. Басовик только тушью, матовый.

Вот, практически собрал:

Люстра отражается по-дурацки, но суть понятна, мне кажется. Все шурупы поменял на полукруглый TORX чёрного цвета, я уже упоминал. Как-то не представлял себе, что я закручиваю старинные, шлицевые; низкочастотник на место прикрутил тоже торкс-винтами с цилиндрической головой, красиво выглядывает из окошка от пломбы.

Собственно, всё. Включать было страшно. Очень не хотелось убедиться в том, что я полный ноль, а в колонках ничего не изменилось. И в принципе S-90 уже не спасти. Тем не менее включил. А, ещё ж хвосты от Ямахи к колонкам поменял на Klotz. Были какие-то «Театр Теней», импортозамещённые видимо. На самом деле – всё изменилось благодаря кабелям. Всё остальное – излишки от нечем заняться, ага.

Итак – к включению. А вы знаете, панорама появилась. Совершенно отчётливая. Дальше судорожные щёлканья источником и выслушивание сибилянтов. Первое включение, конечно, ошеломило, потом ничего – привык. Звучание очень изменилось. Ушло в другой класс, я бы сказал. Планировал ещё и пищалку поменять на шёлковую, теперь это по меньшей мере откладывается. Возможно, разойдусь-таки, хотя не уверен, не вижу необходимости.

Ещё забавная ситуация – минут через 15 прослушивания дошло – а панорама-то смещена. Достаточно точно, вправо. Пытался победить – крутил баланс, расстояния до колонок, вроде всё ровно, перемерял, непонятно.

Утром полез проверять стаканы. Вот результат:

Все комплектующие лежали в разных ящиках, собирал по очереди, соответственно – на разницу в наполнении внимания не обратил. А зря. Поправил количество ваты. Естественно – лабораторных весов у меня нет, делал объем примерно. Странно, но до изменения фильтров я разницы не слышал. Считаю – это подтверждает слова Николая Васильевича о том, что с родным фильтром динамик не «дышит».

Теперь о выводах:

  1. Внешность поправилась. Натуральный шпон и лак – было бы красивее, но в наших краях я не смог найти того, кто сделает, а поставщикам шпона мои объёмы закупок были совсем не интересны – вообще никто не отозвался, обращался в 4-5 контор.
  2. Наполнение корпуса изменило характер баса. Он перестал ухать, но стрелять при этом не начал – подвижная-то система не изменилась. Бас стал деликатнее и не могу сказать, что его стало меньше.
  3. И не такое уж он и говно, этот 20 ГДС-1-8. Полноценной и однозначной замены не сыскать, а гадостей про него говорят намного больше, чем стоило бы. Правильные фильтры дают ему «заиграть». Колонки звучат намного приятнее, музыкальнее, красивее. Несравнимо с тем, что с рожденья.
  4. Динамики в колонках отлично согласованы, наложения спектров не грубые, пограничных искажений я не нашёл.
  5. Наконец-то есть панорама. Сцена нейтральна и совершенно прозрачная, постигаю КИЗы.
  6. Тарелки звучат очень прилично, дурацкое псыканье меня отпустило.
  7. Жаль, но мои колонки смогли достойно зазвучать только в 30-ти летнем возрасте, при этом тиражи клонов S-90 были очень приличными. Почему все годы выпуска никто так и не догадался, как надо сделать?
  8. Опять же, субъективно, ибо не измерял, но Ямахе стало попроще качать. S-90 очень простой нагрузкой не назовёшь, особенно при рекомендованном сопротивлении не ниже 6 Ом.

Да, после такой переделки, можно заморочиться и найти колонки лучше. Но они будут намного дороже. Очень сильно дороже, если искать новые.

И не зря упомянул б/у-шные Dali где-то в начале. Dali – отличные колонки. И до доработки моих – они однозначно выигрывали. После переделки, «в лоб» я их не сравнивал и не планирую. Но бюджет в общем-то, достигнут.

В интерьере:

И вот ещё что, никогда я особенно не доверял разным автоматическим системам, помогающим подстроить звучание под особенности помещения, в Ямахе тоже такая есть – YPAO называется. И не пользовался я ею с момента покупки несколько лет вообще. Потом уже как-то друг рассказал, что у него есть такая приблуда, он пользуется, и ему нравится результат. Тогда и я нашёл свой, заброшенный с момента покупки в самый дальний угол, микрофон измерительный. Включил.

Особого какого-то эффекта я не обнаружил, но в конце всего Ямаха пишет – вот, рекомендую проставить такую-то задержку туда-то, применить? Завсегда соглашался, ну не зря ж железячка думала, там то 50 мс, а то и побольше получалось. Так и здесь, после включения и когда немного от шока отошёл – достал микрофон и отправил считать. По завершении процедуры – ну там розовый шум, меандр и что-то ещё транслирует. В общем, в этот раз она меня не просила никаких задержек расставить. Фиг её знает – то ли с предыдущим намеренным совпало, то ли реально хорошо отстроилась. Но это железяка, кто ж знает, что там она надумала.

З. Ы. А всё-таки молодец я, что решился на переделку. Так бы и дальше жил с убеждением, что колонки – дерьмо и это не победить. Однако можно победить.

З. З. Ы.

Почему-то мои эксперименты с Ямаховской самонастройкой впечатлили Николая Васильевича, и он предложил попробовать перенастроить с разными начальными состояниями. Как сделать обнуление памяти я, так и не нашёл, но сделал следующее – несколько раз перемещал измерительный микрофон (YPAO) в разные точки и перезапускал тест, проверяя, что при этом меняется (в эквалайзер не ползал – он параметрический, через меню – крайне неудобно пользоваться).

Менялись:

  1. Уровни во фронты (на щелчок в ту или другую стороны).
  2. Измеренные расстояния до колонок (кстати довольно точно, до 10 см погрешность).
  3. Больше никаких задержек никуда не предлагалось ни в одной из попыток.

После всех предпринятых попыток, на одной из колонок поменял подводящие провода местами и снова запустил тест – по окончании теста Ямаха выругалась, что нарушена фаза и предложила скорректировать. Отказался, вернул провода и снова перезапустил – тест прошёл ровно, опять скорректировались уровни, никаких больше коррекций фаз сигналов.

Автор работы: Павел Наволоцкий (aka teddybeer)
2019 г
Для публикации на ldsound.ru

16 комментариев: История одних 35 АС-016. Изменение фильтра по схеме от Nivaga

  1. Алексей Климов пишет:

    Не понял фразу “На самом деле – всё изменилось благодаря кабелям.” Что этим хотел сказать автор?

    • Чалов Денис пишет:

      Сарказм в адрес любителей менять провода, видимо.

    • Александр Р. пишет:

      Скорее всего, автор этим показывает, что остальные его переделки – косметические. Поэма о Распахнутом Звуке в конце – закон жанра (наблюдение А.Бокарева).

      • Чалов Денис пишет:

        Ну не будет же человек писать, что бабки потрачены зря, звук стал хуже, а колонки внешне красивее. Все так говорят.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Поэма о Распахнутом Звуке- шикарно. беру на вооружение!АБ.

    • LDS пишет:

      Да о кабелях это сарказм.

  2. RA9YUP пишет:

    Молодец, Павел, не стал много размышлять, а просто поверил в фильтры Н.В.Галахова. Я так же поступил и собрал их сам, вернуть в исходное никогда не поздно. А теоретики пусть постоят в сторонке…

    • Александр Р. пишет:

      Ну коли Теория сюда не допускается, призовем Поэзию:

      Умом Нивагу не понять,
      Аршином общим не измерить,
      У ней особенная стать –
      В Нивагу можно только верить.

  3. RA9YUP пишет:

    Неужели господа зазнайки вы считаете, что Галахов, толкнул фуфло!? Так то он далеко не глупый человек, и больше половины жизни посвятил радиотехнике и электронике. Ах как вы здесь дружите против него, и его разработок. Слабые люди…
    А что с вами будет через десять лет? Как старые бабки будете обсуждать, “теорить” чужие разработки, труды…
    За вами может быть тоже есть труды, но здесь вы себя показываете с самой базарной стороны. Мне с вами не интересно…
    Честь имею!

  4. Чалов Денис пишет:

    Сергей? Вроде так Вас зовут. Простите, если ошибся. Так вот. Вы вроде взрослый человек, а ведете себя как маленький, ей богу. Если Вы считаете, что фильтры Нивага улучшают АС – Ваше право. Но не нужно их так активно всем навязывать. Для этого комплекта динамиков с этим фильтром получается подъем на АЧХ 3-4 дБ в районе 500-700 Герц, что и придает ощущение расширенной панорамы. Все это мной было пройдено лет 20 назад, может и больше. Да, ФЧХ лучше родной, но на этом все, преимущества заканчиваются. Смотрите на вещи реальным взглядом, к каждому динамику всегда нужен индивидуальный подход, даже одному типу, особенно советского производства. Любой фильтр не может улучшить АС. Он может изменить звучание, но не улучшить. Улучшение достигается комплексно, с выяснением характеристик динамиков, анализа, заменой слабых звеньев. Не нужно выдавать желаемое за действительное. И мне плевать на стаж радиолюбительства любого человека. В моей жизни было достаточно людей, гнущих пальцы, орущих как они всю жизнь чем-либо занимались, а ты никто. И как потом жалко смотреть на этого человека, которого молча уделывает какой-нибудь щегол, который вполне себе в теме, и действительно понимает в своем деле. Я не про себя. Знаете, сколько я открытий сделал, пока занимался колонкостроительством. Очень многих вещей в книгах не написано. Интересно, что мои выводы подтверждены в конструкциях АС различных фирм.

    • RA9YUP пишет:

      Где и кому я их навязывал??? Ну найдите текст. Болобол.
      И ещё , где я написал или намекнул ,, вы все дураки,,(ваши слова).А вот я вам могу напомнить как вы отзывались о этих фильтрах, а потом бац – собрал и ….
      И советы свои для детей своих оставьте. Считаете себя умнее других, ваше право, только скромнее нужно быть.

  5. LDS пишет:

    Статья обновлена.

  6. Андрей пишет:

    Уважаемые любители разработок Ниваги и прочих квазиуниверсальных фильтров для трехполосных АС, разрешите поинтересуюсь, почему просто не замерить две АЧХ любым конденсаторным/электретным микрофоном – АЧХ “До” изменений и АЧХ “После” изменений? Любым конденсаторным микрофоном, только одним и тем же, в одном и том же помещении с одним и тем же расположением АС и в одной и той же точке? Этого будет достаточно для некоторого анализа изменений. Я уж не пишу про замеры гармоник, фазу и т.п., а хотя-бы АЧХ? Хотя бы телефоном? Четыре года заметки опубликованы и тишина. Дадите догадаться почему?

    • Андрей пишет:

      Так вот догадываюсь, почему нет ни одной публикации инструментальных измерений применения чудо-фильтров и доработок – патамушта там АДЪ и СТЕНА ПЛАЧА

  7. Аудиостроитель пишет:

    Мысли вслух.
    Пока был жив фирменный анализатор спектра (единственный сертифицированный для соревнований по автозвуку, если правильно помню), я абсолютно доверял снятым им АЧХ. Распечатывал их и подписывал.
    На сегодняшний день, есть программы (разные), звуковые карты (всякие) и микрофоны (у кого что есть). Про наличие камеры или личного сада (были верные рекомендации) я даже не заикаюсь.
    Исходя из вышеизложенного, даже замеры АЧХ АС с последовательными фильтрами не впечатлят. Мизерное количество грандов звука пришло к использованию таких схем. И вдруг, появляется панацея от всех бед кривых динамиков, пьяного сборщика и отсутствия клея на конвейере.
    Это ИМХО. И оно ни о чём.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *