Японо-китайский «Онкен»

Завалялась у меня пара стареньких Пионеровских  динамиков, вынутых из какой-то архибюджетной акустики, родом из 90-х. Повертел в руках – вроде приятный диффузор, тканевый пропитанный подвес. Померил, получилось:

Fs  = 57,75 Гц
Re  = 6,39 Ом (dc)
Qt  = 0,54
Qes = 0,64
Qms = 3,62
Mms = 13,92 г
Vas = 35,04 л

Подумал, а может собрать на них что-нибудь интересное? А поскольку очень давно хочется посмотреть на оформление типа «онкен» в живую, решил а пуркуа бы и не па?

И пусть это будет 2-х полоска. Для верха решил использовать плод давнишних экспериментов, китайский ноунейм пищик с самодельным рупором.

Как-то, на досуге, захотелось посмотреть, что будет, если к купольной пищалке приделать экспоненциальный рупор. Были рассчитаны сечения, и в 3D редакторе нарисована модель.

Японо-китайский «Онкен» Японо-китайский «Онкен» 

Сие напечаталось на принтере, и получилось, как не странно, довольно интересно. АЧХ пищалки без рупора в ближнем поле, через 5 мкФ:

 Японо-китайский «Онкен»

И с  Рупором, через 5 мкФ:

Японо-китайский «Онкен»

Вот собственно, этот «тандем» я и решил использовать на ВЧ. Для начала, накидал все это безобразие на некое подобие щита. Чтоб понять, есть ли вообще смысл возиться.

Японо-китайский «Онкен» Японо-китайский «Онкен»

Где-то месяц оно играло «на фанерке», а я экспериментировал с фильтрами, и понял что звук то вполне себе неплохой…

Ну и тогда решил, что пора пилить «по взрослому»

Расчет доверил, как всегда, проге «BassBox 6 pro» – по моему опыту, единственная программа, которая, при правильном применении дает результат практически 100%. Т.е. после измерения АЧХ готового изделия, совпадение с расчетом почти идеальное. При объеме АС в 62 л получилась такая АЧХ (инвертор настроен на 47 Гц):

Японо-китайский «Онкен»

Рисуем корпус:

Японо-китайский «Онкен»

Фанера 12 мм, добавляем пару распорок:

Японо-китайский «Онкен»

Го в магазин, за фанерой. Фотографий процесса сборки не делал, вечно увлекаюсь, и забываю. Так что сразу к финальному виду. Спереди:

Японо-китайский «Онкен»

Сзади. Видны элементы фильтров:

Японо-китайский «Онкен»

И с звукопоглотителем – такой вариант в итоге стал финальным – валик синтепона в серединке:

Японо-китайский «Онкен»

Про фильтры особо писать не буду – пока еще  не идеально. (хочу сделать тут небольшой реверанс в сторону АБ – мне еще учиться и учиться).

Пара АЧХ (разделение полос):

Японо-китайский «Онкен»

И с 1 метра, примерно на оси ВЧ:

Японо-китайский «Онкен»

Как-то так. Супруга, хотя она и не особо «удифилка» сказала так: «О какой классный звук! Такого у нас дома еще не было». Мне тоже пока нравится. Но, само собой, это не на долго. Идеал недостижим, хотя путь к нему и доставляет удовольствие….»

Автор работы: Новиков Андрей, aka Andreez

 Апрель 2020

48 комментариев: Японо-китайский «Онкен»

  1. Олег OLD пишет:

    Приветствую. Отличная работа! укажите размеры,ю, пожалуйста. и как осуществляли отделку корпусов?

    • Коля пишет:

      Можно снять ряд ЧХ?
      1. Без ЗП мешка
      2. ЗП мешок у задней стенки.
      3. ЗП материал распушить по корпусу
      Средний уровень ЗД в диапазоне 150 – 2000 Нz по ЧХ 142 дБ
      Провал 100 Hz -12 дБ до 130 дБ
      Пик 70 Hz +8 дБ до 138 дБ
      Дальше резкий спад
      И это еще при измерениях в третьоктавном фильтре
      При этом ящик как у Симфонии 60
      ЧХ получается хуже, чем у критикуемого 10МАС или в “консерватории” что-то не так.

  2. Andreez пишет:

    размеры 620х330х400мм
    А оттделки пока нет никакой – голая шлифованная фанера.

    • Дмитрий Большаков пишет:

      Очень красиво и технически безупречно, аккуратно собранный ящик! Мои симпатии Андрей! Скажите пожалуйста, это так нужно, что эквивалентный динамика 34 литра а ящик 62?

  3. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Красиво очень, аккуратно, жаль, низ отсутствует напрочь.
    Друг из Подмосковья долго бился с Онкеном, закрыл тему. Средина лезет из портов, ничего с этим не сделать.

    • Коля пишет:

      Александр, что посоветуете мастеру. Второй раз за мою недолгую жизнь на форуме встречаю хорошо сделанный корпус с мягко говоря неважными характеристиками. Такое впечатление, что весь “пар в гудок” уходит. Много сил тратится на корпус, а на существо – акустику – уже не остается.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Коля, я все движения в сторону звука начинаю с обмера конкретного динамика, а здесь я ничего не посоветую, данных нет. Судя по ачх, выжать низкие не получится, резонансная видимо высока .
        Есть мысли оставив корпус, найти динамик к нему,хотя вариант этот крайне неудачный.Обычно корпус строится под динамик, собака виляет хвостом, а не наоборот.

  4. Коля пишет:

    Прочитал отзывы на Онкен. Мда-а. А переделать в закрытый ящик с наполнителем? ФИ с такой добротностью не вытянет. Только фильтрами гасить.
    C таким объемом и без счастья…

  5. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Так, есть три кита для расчета инвертора. Хотя, с добротностью 0,54 просится ящик, а не инвертор. Но в ящике срез в районе 70 герц не греет . Значит, Чебышев . Басс Бокс не врет, все получается именно так. Остается убедиться в исправности микрофона, такой позорный обвал ниже 180 гц с расчетами никак не вяжется.
    Андрей, пробуйте на малом уровне громкости выслушать поведение динамика , взяв за опорную частоту герц 100 и идти вниз до пропадания звука. Если на слух дотянет до 50 гц, значит, колонка работает как надо, а микрофон косой.

    • Коля пишет:

      Я читал в публикациях насчет Онкен. Большинство, а точнее все отмечают, проблемы этого оформления. Мнение одно. Хрень полная. Практически, приоткрытый ящик. То есть ящик с дырками. Тогда все сходится. Низов нет, на низких пики-провалы. Клячин, кстати, весьма недружелюбно о нем отзывался. Микрофон здесь не при чем. Наверху еще он может хулиганить, но внизу дает ровный спад ниже граничной частоты, если электродинамический. Если электретный, то почти до 0 все нормально. Даже если ненормально, то таких пиков быть не должно. Я правда любительской аппаратурой не мерил, всех казусов не знаю.
      А чем Вас беспокоит спад ниже 70 Гц. Симфония также имела спад, причем очень крутой. А в этом ящике спад будет довольно плавный. 8-12 дБ на октаву. В помещении слушать нормально “ежели его к теплой стенке приставить, то он еще очень очень может”.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Коля, вспомнил я историю общения с промышленной колонкой исполнения онкен. Японские, известной фирмы. Что примечательно, нигде ранее не видел я такой ровной , протяженной ачх на низу, Ещё удивила ачх басовика, снятая в упор к динамику. На нижнем срезе там был могучий выброс, что обычно считается промахом в расчетах и настройке. Но эти ребята с ф. Корал умело учли все потери самого оформлегия, в итоге получилась дивная картина. Правда, динамик там был никакой по отклику, мыло вместо звука, есть такое среди неудачных басовиков, но сама ачх крепко порадовала. Поэтому насчет провальной идеи онкена я не согласный

        • Коля пишет:

          Александр, наверное я неважно написал. Я имел в виду, что браться за такое оформление как Онкен, не имея большого опыта в работе и специальных знаний, при наличии сомнительных головок, отсутствия измерительной базы и т.д. и т.п…. Лично я бы не стал рисковать и тратить на это время. А то получается, куда ни ткни, везде непонятка.
          Может быть эти звери реально хорошо работают, слушать надо. А потом то, что мне бы не понравилось, другим нравится. Вот жена его, например, ничего лучше не слышала. Критерий? Критерий.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Как два спеца, мы разберемся промеж собой, я так думаю! Главное- общий вектор мышления)))).

  6. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Полезно глянуть на вибрации динамика при смене частоты, он должен застыть на частоте настройки порта, а из порта начинает дуть воздух, это ловится мокрым пальцем руки .или микрофоном смотрим горб резонансный самого порта, если у нас срез колонки 47, порт будет дуть герцах на 40 примерно.
    Еще бы я забил порты и глянул ачх ящика, многое прояснится.

    • Коля пишет:

      Вот вот. Но только дырки эти закрывать сложно. Их можно только забить фанерой. Уж больно большие размеры. Ну разве что одолжить у детей пластилин.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Я глушил дымоходы в Ройял Вестминстере Танной кирпичами из поролона, замотанных в тонкую пленку, по секрету-мешки для мусора.

        • Коля пишет:

          Я не понял последнюю фразу. Есть понятие “звукоизоляция”, а есть “звукопоглощение”. Первая основана на эффекте отражении звука, а вторая на поглощении акустических волн материалом, попросту перевод энергии звуковых волн в тепло. Есть понятие “затухание” звука – этот термин применяется, когда наряду со звукопоглощением дополнительно может присутствовать “рассеяние” звуковых волн.
          Вопрос неспроста. У автора ЗПМ находится в полиэтиленовой пленке, т.е., ЗПМ попросту не работает.

          • Andreez пишет:

            И таки где вы пленку углядели?
            Там рулон синтепона.

            • Коля пишет:

              Пардон, пардон. Тогда другой вопрос. А что он там делает?

              • Коля пишет:

                Я поясняю. Когда синтепон в таком виде как на фото, я могу понять.

                • Коля пишет:

                  Еще вопрос, а рупор на ВЧ зачем?

                  • Andreez пишет:

                    пардон, а читать статью не пробовали?

                    • Коля пишет:

                      Покажите цитаты.

                    • Andreez пишет:

                      “Как-то, на досуге, захотелось посмотреть, что будет, если к купольной пищалке приделать экспоненциальный рупор. Были рассчитаны сечения, и в 3D редакторе нарисована модель.”
                      и далее по тексту

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    Много лет возмущаюсь против впихивания ровных ачехой купольных пищалок в разные рупора. Равно, как и всяких широкополосов. Смотрится красиво, но результат драматический, а самое неприятное, что желанного роста чувствительности не дает ни на шиш. Скорее наоборот.

                    • Andreez пишет:

                      Соглашусь. Хороший пищ самодостаточен.
                      Но не все пищики – хорошие.
                      В этом конкретном случае АЧХу удалось подкорректировать – рупорок приподнял область нижних ВЧ, так сказать)))

                  • Коля пишет:

                    С точностью до Ваших измерений. Вблизи излучателя по оси увеличилось звуковое давление, что ожидаемо. За счет увеличения сопротивления излучения резонанс головки задавлен. Но при этом пропорционально увеличивается направленность излучения. У Вас на оси улучшилась ЧХ ГГ, но только на оси. Причем в области основного слышимого диапазона. У Вас в колонке места много. Может быть имело смысл установить дополнительный СЧ излучатель? Это позволило бы повысить частоту раздела вверху и снизить частоту раздела внизу. Я уже не говорю о снижении Интермодуляционных искажениях. При сравнительно небольших затратах можно было значительно улучшить характеристики колонки в целом.

                    • Andreez пишет:

                      Это был бы уже совсем другой проект.
                      Я пока 3х полоски не рвусь делать. С двумя бы разобраться с фильтрами))

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Любимая рупорная пищала от Пи Аудио РНТ409 дает результат куда более уверенный , чем самоделка , а выглядит идентично.

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Материал этот звать холофайбер, особенность в том, что нити его пустотелые, трубочки , в отличие от синтепона, и удобный он в плане пользования .

                  • Коля пишет:

                    Нет, это кокосовое волокно, которое широко используемое в брендовых изделиях. Но мин.вата (при всей ее противности) дает результаты не намного хуже. Синтепон – закрытоячеистый материал. Как утеплитель этим и хорош, но поэтому же так же плох как ЗПМ.

                    • Andreez пишет:

                      Смелое заявление. Замеры проводили?

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Холофайбер синтетический материал, гну я свою линию, к тому же открытопористый. Его в подушки набивают. Эффективность его сам проверял не раз, работает. Скажем, резонансная в пустом ящике 53гц снижается до 50гц с набивкой холофайбером.
                      А недавно комедия была, фирменный материал от Визатона под названием овечья шерсть, по виду один в один, серо-желтое грязное нечто в фирменной упаковке, не выдержало проверки паяльником, оказавшись крашенным синтепоном, но за дурные деньги.

                    • Коля пишет:

                      Ага, щас все брошу.. Сами поищите в интернете. Информации – вагон.

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Если мне не измегяет склероз, то кокосовое волокно встречалось внутри колонок, выглядит оно как желтосерая мочалка. Это волокно намотано снаружи кокосового ореха, отходы производства, зато натюрэль, не эта ваша синтетика.

                    • Andreez пишет:

                      Ничего не имею против холофайбера, но вот смелое заявление Коли, что синтепон никуда не годится как звукопоглощающий материал – это что-то.
                      Хотелось бы увидеть все же не хамство в ответ, а пруф с измерениями.

                  • Коля пишет:

                    Если с 2-х полосками, тогда другое дело. Тогда для начала почитайте сначала вот это Радио 1984 №2 статья Шорова “Двухполосное звуковоспроизведение”. Если читали, то почему сами так не сделали. Важно подобрать СЧВЧ динамик. По бюджету проходит вот это 3ГДШ-32Р ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
                    Номинальное электрическое сопротивление8 Ом, 16 Ом
                    Эффективный рабочий диапазон частотот 160 до 12500 Гц
                    Уровень характеристической чувствительности87+-3 дБ
                    Предельная шумовая мощность3 Вт
                    Предельная кратковременная мощность6 Вт
                    Масса50 г
                    А вот его ЧХ

                    • Коля пишет:

                      А кто ж его знает, может быть это фото холофайбера под другой надписью. Я был сам удивлен, когда увидел и прочитал. Чего только не пишут в инете. Да Бог с ним, с кокосом… Мин. вата – наше все.
                      Уважаемый. Вы не работодатель, а мы не исполнители. Советам, которые Вам даются, Вы можете следовать или не следовать. Это ВАШ проект и он нужен Вам в первую очередь. Я и мой коллега “по цеху” Александр нашли “дыры” в Вашем проекте и предлагаем Вам ВАРИАНТЫ технических решений. Но работать за Вас, лично я не буду. Оставляйте все как есть.

    • Andreez пишет:

      Вот никак не могу освоить измерения в НЧ области((( Комната лезет, шумы от компа…все подряд. На графиках – лажа. Играет оно 50, и даже ниже. Вот разве что могу замер порта показать. Остальные замеры – неудобоваримые вообще.

      • Коля пишет:

        Если проблема в помещении, то она решается просто – улица, лучше дачный участок. На табуреточку разместил, 220 в подвел и будет счастье. Я серьезно. Когда я обмерял 35 АС, то с 6-го этажа бросал удлинитель вниз, чтобы подключить генератор белого/розового шума.
        Что-то уважаемый, у Вас много графиков и все разные.
        Вы уж как-нибудь определитесь. И неча на зеркало кивать…

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          В тихом саду на окраине Новошахтинска колонка на табуретке выдала невиданно ровную ачх внизу, все так и есть. Но зимой тема не работает.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Угадал с 40 герцами из порта, так и есть. Осталось басовик глянуть в упор к нему.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        У вас ачх порта зачётная, осталось микрофон поднести к центру басовика, должна получиться зеркально дополняющая часть, выше 45-50гц , это ачх басовика с учетом влияния порта.
        По возможности не меняч уровня, на одну картинку приведите отдачу порта и динамика, тогда все будет предельно ясно

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Наврал, динамик обвалится герцах на 70, там, где начинается спад отдачи порта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *