Вариовент и переходные процессы в громкоговорителях

Одним из очень важных показателей работы динамической головки громкоговорителя (динамика) на ряду с векторной точностью (соответствие полученного фронта импульса формообразующей исходного сигнала) и амплитудной точностью, охарактеризованной АЧХ динамика, в моем понимании, очень важное значение имеет и переходной процесс – возврат подвижной системы после импульсного воздействия в исходное состояние. В этом процессе возврата и установления в состояние покоя диафрагмы динамика участвует как минимум ☺ три составляющих.

1

Механическая упругость подвеса излучающей диафрагмы, которая суммируется из упругости подвеса (сурраунд) и центрирующей шайбы (спайдер). Эти две пружины в сумме образуют механическую упругость подвеса и от соотношения этой упругости и массы подвижной системы зависит как быстро подвижная система вернется к начальному положению. Так как масса подвижной системы инерционная, то процесс установления представляет собой апериодические колебания, где подвижная система в течение некоторого времени с убывающей амплитудой перемещается как выше нулевого состояния так и ниже. Чтобы сократить время таких колебаний, в подвес вводят дополнительные потери на трение в материале подвеса, которые работая как амортизатор гасят энергию колебаний, за счет чего уменьшается время и амплитуда этих самых апериодических колебаний и улучшаются переходные характеристики системы в целом.

1.1

Отрицательной стороной такого метода компенсации колебаний переходных процессов является необходимость затрат энергии на преодоление этой упругости и трения при подаче полезного сигнала. Эти потери частотно зависимы и особенно могут проявить себя на мидбасовых частотах в виде потери детальности малых уровней. Так как в данном частотном диапазоне частоты имеют довольно большие периоды колебаний. А потери на трение в подвесе зависит именно от времени и частоты. Кроме того, и величина линейного перемещения таких подвесов мала и как следствие, происходит изменение резонансной частоты динамика при различной подведенной мощности.

1.2

Такие системы применялись в Немецкой школе 40-х годов, при этом, масса подвижной системы делалась как можно меньше, а следовательно и упругость подвеса для такой системы тоже нужна не высокая и потери на трение минимальные. Самым лучшим примером такого подхода был динамик Телефункен, который при диаметре излучающей диафрагмы около 260 мм имел полную массу подвижной системы в районе 12 грамм. Современные же динамики для профессиональной школы имеют обычно 30-40 граммов минимум при таком диаметре и супер жесткие подвесы. Звучание подобных систем в профессиональных инсталляциях обычно очень чистое, с мощным и динамичным нижним басом но с малой детальностью на мидбасе, бархотности и хрипотцы голоса Луиса Армстронга на таких системах услышать трудно. Вибрато в таких система как бы компрессировано – подчищено.

2

Нагрузка среды (Аир лоадинг) за задней, иногда и перед передней стенкой диафрагмы громкоговорителя. Это дополнительная пружина и (или) масса или волновое сопротивление в различных конструкциях.

2.1

Различные виды рупорных и лабиринтных нагрузок. Рупор это резонансный фильтр импеданса, он изменяет сопротивление среды излучению от задней стороны диафрагмы и делает его частотно-зависимым, увеличивая нагрузку на диафрагму на некоторых частотах – тем самым по сути увеличивая «пружину» на данной частоте на которую настроен резонанс. Это демпфирование улучшает переходные характеристики системы и увеличивает отдачу на низких частотах за счет использования энергии, которая излучается от задней поверхности диафрагмы громкоговорителя.

Компрессионный подвес – впервые предложенный в полном виде Эдгаром Вильчуром и воплощенный в АС AR-1 Американской компании Acoustic Research. Суть метода заключается в герметичном закрытом ящике некоторого объема за задней поверхностью диафрагмы. Этот объем воздуха работает как дополнительная пружина при сжатии и возвратная пружина после окончания импульсного воздействия. Эта пружина менее инерционная, чем упругий подвес диафрагмы, более линейна по величине перемещения и обладает лучшими переходными характеристиками нежели системы для открытых экранов с собственно достаточными жесткими подвесами. Но все это верно для подвижных систем с небольшим весом подвижной системы. В погоне сделать маленький ящик с глубоким басом, производители делают супер-тяжелые диафрагмы и эффективность такой воздушной пружины недостаточна для быстрого возврата подвижной системы в состояние покоя и быстрого успокоения – приходится и подвес ужесточать и мириться с затянутыми переходными процессами, маскируя их сверхнизкой частотой такого вуфера и прямой АЧХ.

Механическое демпфирование подвижной системы дополнительными к ЗЯ резонаторами, которые так же как и рупор с одной стороны увеличивают КПД системы за счет использования энергии НЧ от тыльной стороны диафрагмы динамика, и при этом улучшают демпфирование системы за счет увеличения массы динамически присоединенного воздуха к подвижной системе. Но при этом, ухудшаются импульсные характеристики системы, так как в систему добавляется инерционность и собственно искажения в переходных процессах этих резонаторов. Самый худший вариант такого оформления ФИ резонатор Гельмгольца – где энергия от задней поверхности диафрагмы излучателя передается через изменение давления в ящике. Плюс сама инерционность резонатора и плюс увеличение времени передачи фронта звукового давления в ящике при использовании плотного заполнения звукопоглощающего материала, скорость распространения фронта звуковой волны в котором в два раза медленнее чем в воздухе.

3

Вид пружины – это собственные пружинные свойства катушки громкоговорителя. Этот вид демпфирования вызван генерацией импульса противо-ЭДС , который образуется при движении катушки в постоянном магнитном поле при импульсном воздействии полезного сигнала (ток в системе катушка – выходное сопротивление усилителя при «сливе» импульса противо-ЭДС через выходное сопротивление усилителя). И величина этой возвратной пружины напрямую зависит от индукции в зазоре и длины проводника катушки. Кроме того, очень большое значение в этой системе играет и «выходное сопротивление» такого генератора – это импеданс катушки громкоговорителя. И на самой критической частоте – резонансной, этот импеданс имеет огромный пик и эффективность пружины уменьшается с ростом импеданса. А ведь при достаточно мощном моторе (магнитной системой в связке с катушкой) такая пружина намного линейнее, и быстрее и мощнее чем все виды механических подвесов.

Таким вот образом, после почти пяти лет использования широкополосной системы с жестким подвесом, упругости которого достаточно для работы в открытых оформлениях, да плюс к тому еще и нагрузка в виде четвертьволнового резонатора Войта, я после долгих сравнительных прослушиваний пришел к необходимости смены религии – к «компрессионным» системам, преимущества которых так долго не видел за тем суррогатом 12 дюймовых динамиков с чувствительностью 85 дБ/Вт и тяжеленным диффузором для установки в маленькие ящики, которые в обилии доступны в России и были доступны в СССР.

Эра золотого века высокочувствительных, в том числе и широкополосных систем прошла в 60-х годах, когда массовое производство и маленькие ящики породили класс систем со слабыми моторами и тяжелыми подвижками, которые имели отличную АЧХ, супер глубокий низ и маленькие габариты. Но зачастую звучание отвратительное, не динамичное и не детальное. Пример именно такого подхода, да еще и убогого исполнения с диким разбросом параметров – Советские S-90.

Но на западе, в 60-х годах, делали совсем другие системы.

Самым типичным представителем динамиков того времени были широко известные модели динамиков английской школы.

Goodmans Axiom 301:

Переходные процессы в громкогокорителях

Tannoy Monitor 12 Gold:

Переходные процессы в громкогокорителях

И малоизвестные динамики Wharfedale SUPER 12 RS/DD:

Переходные процессы в громкогокорителях

Безусловно и американская школа Altec Lansing и JBL шли абсолютно по тому же пути. Жаль нет доступа к Американскому вторичному рынку – дорогое удовольствие доставки.

Типичные параметры таких динамиков: 1,6-1,7 Тл в зазоре, резонансная частота около 30 Гц, масса подвижной системы 25-30 граммов, (компрессионный) мягкий подвес, и мощнейший мотор. И типовой ящик для таких систем был примерно 100-150 литров. При этом, такой ящик имел либо классический щелевой резонатор гельмгольца либо в дорогих системах очень экзотическое оформление «апериодическая мембрана» либо вообще рупорную нагрузку как в легендарных акустических системах Танной. По другому, этот же вид нагрузки называется Variovent, ARU, DP, Aperiodic membrane… у разных фирм по разному, но суть – одна.

Ни в какой литературе, включая патенты этих фирм нет описания электрической модели – аналога этого вариовента. Расчета такой нагрузки тоже нет. Единственное, у всех одинаковое конструкционное решение – это отверстие или серия отверстий или щелей в стенке АС общей площадью 20-80% от эффективной площади излучающей поверхности диафрагмы громкоговорителя, на входе в которое помещена ткань или иное волокнистое вещество или нетканый материал, имеющий высокое сопротивление продуву воздуха. Каждая конкретная фирма давала абсолютно конкретные размеры и материал такой мембраны для своих динамиков, зачастую, сами изготавливали и продавали как опцию. Видимо, и размер и материал подбирался экспериментальным путем. Что же дает такое оформление, вернее вид нагрузки.

Это прежде всего звучание как в закрытом ящике. ЗЯ при всех достоинствах имеет один недостаток – при установке громкоговорителя в ЗЯ растет резонансная частота. Снижается нижняя воспроизводимая такой системой частота. Пик импеданса тоже растет и теряется контроль мотором такой подвижной системы на возврате. Вариовент, в теории ☺, снижает резонансную частоту такой системы и сглаживает пик резонанса, возвращая контроль (пружинный возврат и успокоение) мотору. При этом, и объем ящика получается относительно небольшой и низ достаточно глубокий. Нижняя граничная частота большинства систем 60-х годов была в районе 35-40 Гц в ящиках 110-170 л с вариовентом. Практически сказочные обещания.

Но это достаточно большие ящики, а маркетинг требовал большего. Развитие транзисторной схемотехники и мощные усилители позволили маркетологам пойти по пути минимизации АС за счет снижения чувствительности – ослабления мотора и увеличения массы подвижной системы. А малая чувствительность компенсируется мощным усилителем. Такие системы по моим ощущениям дают большую громкость, но очень медленные и не детальные. Может и неплохо для электронной музыки, но для живой музыки с большим динамическим диапазоном и обилием деталей малых уровней такие системы отыгрывают очень плохо. Достаточно послушать контрабас и вообще все джазовые и блюзовые системы на таких “глушняках” и все становится понятно. Но эту разницу познаешь только в сравнении.

Приходишь в магазин и когда две АС 120 и 40 литров имеют одинаковый показатель нижней граничной частоты и АЧХ, при этом маленькая еще и 300 Вт, а большая 25 Вт и стоит раз в пять меньше, то не задумываясь берешь новую, маленькую «хАрошАю». В результате продается в разы больше таких малышей и прибыль растет. А вот когда слушает систему 120 литров ЗЯ с чувствительностью под 96 дБ/Вт и 45 л с динамиком 85 дБ/Вт + ФИ, вроде бы и последняя 20 Гц дает, а звучание баса в ЗЯ ни с каким ФИ не сравнить.

Но вернемся к Вариовенту, уж больно сказочные характеристики обещает такая система. Никакая программа – симулятор не может симулировать работу такой системы. Да и динамики для таких систем редкость и дорогостоящая редкость. А современный радиолюбитель пока не увидит красивые результаты в симулирующей программке в железе, ничего делать не будет. Но мы не привыкли отступать. Кто не рискует – тот слушает S-90 и утешает себя 30 Гц нижней граничной частоты и ровной АЧХ.

Читаем мат. часть – в основном это рекламные буклеты и скудные технические описания компаний Гудманс, Варфедейл, Динаудио… Пара патентов 60-х годов, где описываются общие принципы без расчетов и конкретных материалов. Путь, который я вижу – это простое копирование конструкций этих фирм, замеры и эксперименты, попытка систематизировать получившиеся результаты. Главное начать. Тут главное – динамики. Заграница нам поможет ☺.

Впервые, информацию о работе распределенного порта я нашел в книгах Артура Бриггса “Sound Reproduction” 1956 года выпуска. Опять таки, изделия уважаемой мною компании Хелиум тоже используют таинственный принцип вариовента. Но нигде, кроме патента Тэда Джордана (Гудманс), да и в самом патенте, нет никаких теоретических основ расчетов подобного оформления.

Нет теории, одни практические рекомендации, основанные на результатах практических экспериментов. Зачастую, результаты, полученные в ходе практических экспериментов, расходятся с компьютерным моделированием работы подобных конструкций. По сути, Бриггс делал распределенный порт ФИ с общей площадью порта примерно 30-40% от эффективного диаметра излучающего конуса динамика. При этом, глубина порта равна толщине стенки и если смоделировать такой ФИ в любой программе, использующей модель Тиля-Смолла о поведении динамика в ЗЯ или ФИ – то получится абсолютно нелепая система с задранным резонансом в достаточно высокой области. Но фотографии замеров импеданса и АЧХ говорили о совсем другом эффекте. Нет двух горбов классического ФИ – резонанс динамика смещается в более низкочастотную область и размазывается в пологую полочку с невысоким значением импеданса.

Более подробное изучение книг Бриггса, показало, что он в некоторых проектах полностью заполнял корпус довольно плотно звукопоглотителем. В классическом понимании ФИ, должен существовать некий незаполненный ватой канал от динамика к ФИ. В варианте же Варфдейла, заполнялся полностью весь объем. Безусловно такой «воздух» в ящике обладал куда большим сопротивлением, кроме того, несколько конструкций инсталляционных комплектов Варфдейла вообще не имели заполнения, НО вскользь, упоминается, что на входе порта наклеивается тряпка типа тонкой стеклоткани.

Варфдейл и Гудманс 60-х – классический пример когда акустику настраивали не по упрощенным и идеализированным параметрам Тиля-Смолла (их тогда еще не написали и не опубликовали), а путем примерных вычислений и долгих практических экспериментов. При этом, нельзя сказать, что не было измерительной базы. Приборы были высокоточные, может не столь автоматизированные, и без интуитивно понятного интерфейса как Виндовс ☺, но все же, именно опытным путем и Гудманс и Варфдейл пришли практически к одному и тому же виду оформления. DP (Distributed Port) у Wharfedale и ARU акустическое сопротивление у Goodmans. Кроме того, и Dynaudio ничего не объясняя, по понятиям тоже делает вариовент или апериодическую мембрану. Ну и наши Хелиум применили вариовент после долгих экспериментов и ехидно хихикают при сравнении их баса с конкурирующими изделиями.

Так как в моем распоряжении есть отличная пара 12 широкополосников Варфдейла (глубокое КУ заграничным сподвижникам) и рекомендации 60-х годов по его применению – я провел серию экспериментов. Диаметр порта является относительно большим и длина туннеля по существу равна толщине панели, фактически такой классический ФИ резонатор без тряпок имеет массу весьма низкую, что приводит к резонансу в ящике, который намного выше чем разумная частота настройки для данной системы, это означает что система, оснащенная таким портом действительно имела бы очень странную горбатую отдачу и высокую резонансную частоту.

С этим «резистором» потери чрезвычайно низки, полная добротность Qp ОЧЕНЬ низка (приблизительно 1-2 максимум), и таким образом действие порта вблизи резонанса подвижной системы громкоговорителя эквивалентно нагрузке гораздо большего объема воздуха. Результат – выраженная система с относительно невысоким Fb (за счет присоединения такого балласта) для данного объема ящика АС, который имеет очень низкий Qb.

Какое преимущество этот вид нагрузки имеет? Хорошо согласуется с нормальными басовыми громкоговорителями с мощными моторами, и это маленький ящик. Этот вид оформления не имеет никакого преимущества по эффективности должным образом разработанными АС типа ЗЯ. Но и недостатков использования энергии от задней стороны диффузора, как в классическом ФИ, тоже нет.

От размышлений к практике. Динамик Wharfedale SUPER 12 RS/DD имеет примерно ☺ следующие параметры Тиля-Смолла:

fs 21,2 Hz free air resonance frequency
Zmax 65,9 Ohm impedance at resonant frequency
Rdc 12,5 Ohm DC-resistance
Qms 0,99 mechanical Q of the speaker
Qel 0,23 electrical Q of the speaker
Qts 0,19 total Q of the speaker
Mmd 24 mass of driver’s cone
Cms 2 compliance of driver’s suspension
Rms 3,5 The mechanical resistance of the driver resulting from its suspension losses.
Vas 682 liter compliance volume of the speaker
Vas was determined with a test cabinet (Vb=120,0 liter)

Вроде такой страшный эквивалентный объем ☺)) но динамику уже 30 лет и резонансная частота с 31 Гц ушла на 22 Гц ну и измерительный ящик 120 литров вместо рекомендуемых 60 л тоже может дал погрешность, но это не главное – главное практические эксперименты.

Итак – один из серии замеров параметров Т-С:

Переходные процессы в громкогокорителях

Все как в программе – симуляторе. Синий – freeair, зеленый – ЗЯ на 120 литров с соответствующими линиями фазы (красный для freeair). К сожалению, я побоялся провести измерение массы методом добавочной массы – побоялся приклеивать груз чем-либо к такому конусу. Да и измерения в области 5-10 герц для моего компьютера и измерительного усилителя на TDA2050 тоже будут не очень точными.

Далее пошла серия экспериментов в ящике 120 литров с распределенным портом – 12 щелей размером 6х250 мм и глубиной 30 мм:

Переходные процессы в громкогокорителях

Первый замер без тряпок. Синий – как и обещал БассБокс 6 про ☺)) с точностью до 10%. Тут я и задумался на счет правильности пути, но мы не привыкли отступать, перерыв все скудные очерки и проанализировав попытки выудить хоть какую-то информацию у Игоря из Хелиум (жаль, он не стал раскрывать коммерческих секретов) предположил, что все дело в тряпке и (или вате). И пошли разные тряпки на вход порта.

Первый синий – без тряпок, ужас – в газенваген;

Второй – чисто зеленый с обычной ХБ тканью;

Третий – «морской волны» с одним слоем не тканного полотна типа «новогодняя скатерть одноразовая» прогресс на лицо;

И вот, на 8-м экземпляре ткани получилась крайне интересная картинка.

Четвертый график – цвета «хаки».. Ткань подкладочная, синтетика с простеганным тонким слоем синтепона…

Опаньки, а вот оно работает, и это все без заполнения ватой корпуса.

И обратите внимание. Что происходит с кривой фазы…

Кривая импеданса как и обещал Бриггс в начале 60-х годов, представляет собой пологую полочку от 15 до 60 Гц, одну, да еще такую низкую по абсолютному значению импеданса, в районе 28 Ом для 12 омного динамика. Кривая фазы пересекает 0º в районе 30 Гц, второго излома нет. Что ж, на данном промежуточном этапе самое время вернуться к попыткам осмысления полученных результатов.

Как следует из описания патента Goodmans на ARU: согласно заявлению на изобретение, данный метод заключается в установке на какой либо стенке (стенках) ящика акустической системы, акустического сопротивления, которое представляет собой в варианте Гудманс рамку, в которую вставлены две перфорированные стенки (решетки гриль), между которыми помещен волокнистый материал с высоким показателем сопротивления воздуху за счет трения волокон. Согласно патенту, размер порта ☺)))))) выбран таким образом, чтобы эффективно демпфировать подвижную систему динамика, что снизит как резонансную частоту, так и искажения. При этом, собственное излучение от такого порта будет пренебрежительно мало. Да уж, повторяйте люди добрые.

В подобной конструкции, на низких частотах, масса воздуха, сосредоточенная в порту добавляется к массе подвижной системы (динамически соколеблющаяся масса воздуха), что и снижает частоту основного механического резонанса подвижной системы. На частотах, выше частоты основного резонанса, масса воздуха в таком «объеме» слишком инертна для таких скоростей и система работает как обычный ЗЯ. На более низких – опять таки объемы перемещения слишком высоки и это опять ящик небольшого размера ☺.

В патенте отсутствует точная математическая модель данного вида нагрузки. Для динамика с эффективным диаметром излучающей диафрагмы в 10″ (254 мм эффективного диаметра) описывается порт площадью в 103 см2. И соответственно около 22% от эффективной площади излучающей поверхности диафрагмы 12″ динамика (4902 см для Ø250 мм). В варианте Бриггса, порт занимает 35% от эффективной площади излучения. Далее – в чертежах АС для динамиков Гудманс использует АРУ с площадью 50-80 % от эффективной излучающей площади динамиков – видимо меняя плотность материала мембраны. Возможно, что именно определение «сопротивления потоку воздуха» материала резистора и определяет геометрические размеры порта и вот его то и трудно смоделировать.

В общем, получается 20-50% от эффективной площади, обязательно малые диаметры отдельных частей порта или размеры отверстий, формирующих порт (распределенный порт) и дальше уже подбор тряпок или ваты по виду импеданса до оптимальной формы.

Хелиум использует вариовент размером 10% от площади диффузора. При этом заполняет сильно синтепоном, видимо компенсируя малую массу воздуха в порту таким добавочным ПАСом.

А может быть, Бриггс нигде и не афишировал про вату и «тряпку» в порту, так как на Гудмансе, EDWARRD JAMES JORDAN (Ted Jordan) запатентовал этот «резистор» в 1955 году и порвал бы Артура Бриггса и его Варфдейл за такую тряпку.

Патент 1955 года теперь, как я понимаю, публичный и его можно использовать абы как заблагорассудится. Дальше – уже практическая реализация в реальных корпусах с акустическими замерами и массовыми прослушиваниями ☺)))). Чертежи начерчены, осталось за малым – напилить да собрать ☺))

Автор: Gajdar

8 комментариев: Вариовент и переходные процессы в громкоговорителях

  1. Марков Николай пишет:

    Шикарно! Осталось найти Wharfedale SUPER 12, и доделать измерения АЧХ за автора…
    Результат работы ПАС в окнах диффузора 20ГДС-3: красивая полочка импеданса в 11 Ом от 100 до 150Гц вместо пика в 41 Ом на резонансе: https://ldsound.club/index.php?threads/20-gds-3-8-15-gd-11a.354/post-35294.

  2. Сергей Гудков пишет:

    Существует универсальный метод Гудкова по определению резонансной частоты динамиков. Суть метода берём на рынке неизвестный динамик резонансную частоту которого требуется определить, подносим к уху и ударяем пальцем по диффузору динамика, определяем частоту резонанса на слух. Предварительно нужно натренировать слух узнавать частоты, для этого прослушать частоты от генератора или музыкального инструмента. Методом Гудкова легко можно отличить ШП динамик с резонансной частотой 63Гц от басовика на 32Гц. любые резонансы определяются до СЧ диапазона. Также метод подходит для настройки музыкальных инструментов.

  3. Роман пишет:

    Очень интересная статья автора.Благодарю!!!

    • Иван пишет:

      “Очень интересная статья автора.”
      А что интересного? То, что АС-90 – никуда не годная акустика? Нужен только импорт! Ну кто бы сомневался. Преклонение перед всем иностранным давно уже в крови. Все технические процессы, как и результаты описаны словесно, хотя здесь скорее необходимы изображения.
      Можно сколь угодно долго создавать высококлассную акустику, а звучать она будет в каждом помещении индивидуально, да и еще аж на TDA2050. Ну теперь нужны патенты на создание помещений для прослушивания музыки. А еще восприятие звука зависит от настроения слушателя и количества принятого горячительного. И так до бесконечности.

      • А.Б. пишет:

        S90 могла бы стать отличной колонкой, кабы не стая рационализаторов и экономистов, понимающих тему на уровне барышни , считающей, что творог добывается из вареников. Басовик там качественный, а все остальное, начиная с тесного корпуса , уродских динамиков и кривых фильтров – очень плохо.

        • Роман пишет:

          Да так наверное и нельзя сказать отчего и почему мы получили S-90 именно такой,какая есть сейчас)Но с течение времени резиновый подвес басовика теряет эластичность,для того чтоб размягчить до исходного есть ПМС-200,для чуйки в 88дб/м нужен усилитель с высоким током,но и высокие частоты в них нерезкие, соответственно желателен либо ярковатый сверху,либо линейный аппарат с хорошей тягой. Но даже эти АС реагируют на смену акустических проводов,когда ставишь старый СССР медный жёлтый провод или современный медный,но уже более бледный по цвету.

      • Роман пишет:

        Вы мне приписываете слова, которых я не писал…так не строят разговор.
        Статья интересна своими мыслями, подсказками возможных применений, для людей стремящихся самостоятельно что-то сделать,а из отечественных или зарубежных компонентов делать это уже самому решать.
        Что ж вы не выражали радости в статьях про отечественные широкополосные динамики? Наверняка, у вас опыт есть работы с такими вещами)Поделитесь.

  4. А.Б. пишет:

    Статья классная, понятная тому, кто в теме. И кто такой Gajdar тоже известно.
    И Варфедейл двенашка тоже знаком лично , суперский динамик.
    Единственный момент, само оформление вариовент требует возни и приборного контроля, на слух или по понятиям – не получится.
    Добавлю, что к этому Варфедейлу в комплект идет восьмерка средник, типа блюдце. Причем, включен без фильтра, тупо в параллель . Но когда глянули его ачх- а там купол среднечастотный, фильтр не нужен. Умели же люди.

Добавить комментарий для Сергей Гудков Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *