О магнитах – альнико, феррит, кобальт, неодим

При выборе материала для постоянного магнита встают че­тыре основных вопроса:

  1. Какие магнитные свойства материала необходимы?
  2. Какие требования предъявляются к физическим свойствам материала?
  3. Какие температуры предстоит выдержать магниту?
  4. Какие требования предъявляются к стоимости магнита?

На сегодняшний день существует много материалов, используемых при изго­товлении постоянных магнитов. Альнико, ферриты (керамика), самарий-кобальт, не­одим-железо-бор, железо-хром-кобальт и материалы в виде смеси магнитного по­рошка и какой-либо связующей компоненты. Рас­смотрим основные преимущества и недостатки каждого из вышеперечисленных материалов.

Альнико

Альнико или сплав ЮНДК — ферромагнитный сплав, один из старейших магнитных материалов. Его получают литьём, из порошков и горячей деформацией слитка. Состав сплава: Fe = 53%; Al = 10%; Ni = 19%; Co = 18%. Альнико обладает высокой коррозионной устойчивостью, большим значением Br (сила магнитного поля) и стабильностью при высоких температурах (до 550 °C). Возможность формирования в материале магнитного поля большой кривизны.

О магнитах

У него может быть очень высокая остаточная намагниченность Br, изменяющаяся от 6700 до 13500 Г. Температура Кюри (температура, при которой материал полностью теряет свои магнитные свойства) у этого материала примерно 840 0С, температурная стабильность данного материала очень высока. Температурный коэффициент индукции и других магнитных характеристик составляет 0,02 %/0С, меньше чем у многих других доступных материалов.

Один из недостатков Альнико – определённая трудность использования в составе изделия. Альнико – очень жесткий и хрупкий материал. Он может быть обработан только полированием, шлифованием или электроэрозионной обработкой. У Альнико низкая коэрцитивная сила, изменяющаяся в пределах 0,64 – 1,9 кЭ.

Феррит (керамика)

Феррит – самый дешёвый магнитный материал. У этого материала умеренно высокие значения коэрцитивной силы Hcb и Hci (от 2,500 до 4,000 Гс), что значительно выше, чем у Альнико. Его электрическое сопротивление также очень высоко. Когда мы думаем о керамических материалах, мы думаем о диэлектриках, тогда как практически все магнитные материалы имеют умеренную электрическую проводимость. Ферриты с успехом используются в тех случаях, когда необходимы относительно хорошие магнитные характеристики материала. Главное же достоинство ферритов – их низкая цена. Не следует также забывать о высокой химической стабильности к окислению, позволяющей ферритам сохранять свои свойства и внешний вид без всякого покрытия в течение десятилетий.

О магнитах

К недостаткам ферритовых материалов можно отнести умеренно низкую температуру Кюри (около 450 0С), а также низкую температурную стабильность. Температурный коэффициент ферритовых материалов составляет 0,2 %/0С, т.е. они в 10 раз менее стабильны, чем альнико.

Самарий-кобальт

Материал самарий-кобальт (SmCo) впервые был использован в конце 70-х годов в Дэйтонском университете в рамках одного из проектов ВВС США. Энергия магнитного поля этого материала оказалась значительно более высокой, чем у альнико, а температурная стабильность – просто превосходной.

О магнитах

Как магниты, широко используются в оборонной промышленности. Достоинства магнитов SmCo включают в себя высокие остаточную намагниченность Br (до 11,5 кГ), коэрцитивную силу Hci(от 5.5 до 25 кЭ) и высокую температуру Кюри.

Существует две марки SmCo:

  1. 1:5 – сплав, у которого температура Кюри 750 0С;
  2. 2:17 – сплав с температурой Кюри 825 0С.

Из двух сплавов – 1:5 и 2:17 – менее дорогим (на 10-15%) является сплав 2:17, поскольку в нем небольшая часть используемого кобальта замещена железом, и содержание самария также меньше, чем в чистом сплаве 1:5. Выпуск магнитов из сплава 2:17 пока на 50% выше, чем из сплава 1:5. Разработанные из сплава 2:17 магнитные системы имеют большую магнитную энергию, при этом сплав 2:17 производит ту же работу, что и сплав 1:5, и имеет меньшую стоимость. Второй существенный недостаток материала SmCo – это его хрупкость. Заказчикам обычно советуют иметь магниты SmCo с фасками радиусом скругления 0,004 дюйма.

Магниты SmCo имеют очень хорошую температурную стабильность 0,035 %/0С, их температурный коэффициент индукции чуть больше, чем у альнико. Они также обладают достаточно высоким значением энергетического произведения (BH)max на единицу объёма ((BH)max изменяется в пределах от 16 до 30 МГ*Э).

Недостатками магнитов SmCo являются их высокая стоимость и хрупкость. Это самый дорогой из имеющихся магнитных материалов. Высокая цена материала определяется использованием в нём дорогих редкоземельных металлов. В частности, технология очистки самария достаточно дорога, так же, как и кобальта, который широко используется в производстве сталей высоких марок.

Неодим-железо-бор

Научные исследования нового магнитного материала – неодим-железо-бор (NdFeB) – начались с 80-х годов прошлого века, а его широкое применение в промышленности – с 1984 года. Производители искали магнитный материал, который обладал бы такой же магнитной энергией, как SmCo, но имел существенно более низкую стоимость. Было установлено, что у сплавов NdFeB очень высокое энергетическое произведение – вплоть до 50-55 MG*Oe – при значительно меньшей цене, чем цена SmCo.

О магнитах

Магниты NdFeB имеют широкий диапазон рабочих температур (от -40 до +150 0С), некоторые их виды можно использовать вплоть до 200 0С, однако, они имеют пониженные значения магнитных характеристик по сравнению с остальными марками.

Магниты NdFeB имеют меньшую температурную стабильность, чем магниты SmCo – их температурный коэффициент магнитной индукции изменяется от 0,07 до 0,13 %/0С (сравните с 0,035 %/0С у кобальтовых). Вследствие этого при температурах более 180 0С магниты SmCo могут создавать большие значения магнитного поля, чем магниты NdFeB.

Материал NdFeB очень сильно подвержен коррозии, поэтому его покрывают цинком, никелем, медью или комбинацией этих материалов. Кроме того, во избежание возникновения химически нестабильных соединений в структуре сплава процесс изготовления проводится в отсутствие воздуха. Так же неодимовый магнит имеет низкую температуру Кюри – примерно 310 0С, которая может быть повышена добавлением кобальта. Однако, как отмечалось ранее, использование кобальта вместо железа ведет к удорожанию материала.

В настоящее время магниты NdFeB очень широко используются в двигателях электроприводов в компьютерной технике благодаря своим высоким энергетическим магнитным характеристикам. Примерно 60% использующегося в промышленности магнитного материала NdFeB применяется в приводах компьютерных дисков.

Подверженность коррозии NdFeB вынуждает наносить на магниты покрытие. Окраска, покрытие эпоксидной смолой хороши в качестве защиты от окисления, но добавляют лишний слой между магнитом и другими частями изделия. Этот слой вызывает дополнительное магнитное сопротивление в цепи, подобно сопротивлению в электрической цепи. Покрытия никелем и цинком наиболее выгодны из-за возможности нанесения слоя очень малой толщины. Никель особенно эффективно защищает магнит от воздуха и влажности благодаря своей герметичности. Кроме того, это один из наиболее дешевых методов защиты от окисления. Как правило, толщина покрытия никелем не превышает 15-20 мкм.

В настоящее время магниты NdFeB доступны с присадками из различных материалов, такими как диспрозий, кобальт, ниобий, ванадий, галлий и т.д. Добавление данных химических элементов ведет к улучшению стабильности магнита с температурной и коррозионной точек зрения. Эти модифицированные магниты могут быть использованы до температур +220 0С. Для успешного использования при повышенных температурах дизайн магнитной цепи должен быть оптимизирован с точки зрения минимизации процессов размагничивания при высоких температурах.

Магнитопласты

Магнитопласты изготавливаются посредством смешения магнитного порошка и какой-либо связующей компоненты. В качестве связующего вещества могут применяться каучук, акрил, полиамид, термопластик, пластик, винил, эпоксидная смола, PPS и др.

О магнитах

Магнит изготавливается из смешанной массы следующими способами:

  1. Каландрованием: прокаткой в сплошное полотно посредством прессования между двумя катками.
  2. Выдавливанием: нагретая масса формируется путём выдавливания через отверстие определённого сечения.
  3. Отливкой: нагретая масса впрыскивается в матрицу, где охлаждается до отвердения, затем матрицу открывают и извлекают отливку.
  4. Прессованием под давлением: покрытый магнитный порошок помещается в полость матрицы и плотно сжимается под высоким давлением.

Магнитопласты обладают физическими свойствами, типичными для связующего материала. Каучуковый магнитопласт гибкий, не крошится и не ломается. Магнитопласты на основе эпоксидной смолы имеют хорошее сопротивление воздействию масел, бензинов и обычных растворителей.

Основные органические связующие материалы имеют следующие характерные особенности:

  1. предел использования по температуре соответствует температуре, при которой связующий материал теряет твердость (обычно 120-220 0С);
  2. негерметичность, из-за которой внутрь материала могут проникать вода и воздух, влияющие на магнитные свойства материала;
  3. связующее вещество может набухать, впитывать влагу, и, как следствие, изменять свои размеры и терять прочность.

Правильный выбор связующего материала может минимизировать негативные эффекты. Латунь, алюминий, сталь и даже высокотемпературные пластики могут быть использованы в процессе прессования магнитопластов, когда магнитные соединения формируются за счет перемешивания магнитного порошка и связующей компоненты. Одновременная добавка в форму для литья двух компонент позволяет изготовить продукт, содержащий два различных материала. Это могут быть два магнитных материала или смесь магнитных материалов и пластика.

Рабочие температуры магнитопластов низки по сравнению с рабочими температурами спеченных магнитов. Использование разных магнитных порошков позволяет получить «гибридный» магнит, обладающий тем или иным набором свойств.

Один из недостатков магнитопластов – верхний температурный предел использования, диктуемый температурным состоянием связующего материала. Эта величина обычно составляет от 80 0С до 220 0С. Термоэластичные магнитопласты имеют верхний предел использования по температуре около 80 0С.

В целом весовая концентрация порошка колеблется от 60 % до 80 %. Причем при производстве магнитопластов и магнитоэластов используются порошки NdFeB, ферриты, Альнико и SmCo, а также их различные комбинации.

Одной из наиболее перспективных сфер применения магнитопластов является создание компактных и высокоэффективных электрических двигателей и приводов, а также различного рода датчиков. Возможность создания магнитов самой сложной формы и высокой намагниченности, а также хорошие механические свойства – основные конкурентные преимущества магнитопластов.

Автор: Походенко Д.П. amtc.ru

32 комментария: О магнитах – альнико, феррит, кобальт, неодим

  1. А. Шульгин, пишет:

    Простите, а отчего в статье ни слова о характере звучания динамиков с магнитными цепями из разных вышеупомянутых материалов?

    • Сергей Гудков пишет:

      А Шульгин, вы читали статью? Неужели не заметили, что автор ни коим образом не занимается динамиками и понятия не имеет как это влияет на звук, и какой смысл об этом писать нам? Напишите автору Походенко Д.П

    • Аудиостроитель пишет:

      Скорее всего, что от материала магнита звучание никак не зависит. По крайней мере, физического обоснования этому нет. А делать абсолютно идентичные динамики с разным материалом магнита в здравом уме никому в голову не придёт. Это уже аудиофилия.

      • Vladi пишет:

        Вот как раз физическое обоснование этому есть. Возьмите тесламетр и щупом измерьте индукцию в магнитном зазоре магнитной системы на феррите и AlNiCo. На AlNiCo магнитное поле будет более равномерно распределено по зазору. По этому катушка динамика с магнитом AlNiCo или AlNi или ЮНДК и ЮНД как кому нравится, при смещении будет находится практически в неизменном магнитном поле в отличие от ферритового магнита.

        • Аудиостроитель пишет:

          Любое неумение сделать хорошо всегда можно чем-нибудь обосновать. Фирмачи научились делать хорошо и на феррите и не страдают по кобальту ну ни разу.

          • Vladi пишет:

            Ну кто же спорит,как и никто не пытается доказать обратное.

            Значительную роль в общем звучании динамика играет его правильная конструкция в первую очередь, далее в той или иной степени применяемые материалы. Вопрос ведь был в научном обосновании и оно есть. Как и есть по сути обоснование влияние соединительных кабелей на звучание. Ведь никто не отменял погонное сопротивление кабеля, ёмкость и индуктивность, возможность разных материалов по разному проводить ток и пр. И это ведь физика, а не аудиофилия, как многие “понимающие” крутя пальцем у виска пытаются это преподнести, в свою очередь не понимая по сути ничего как в аудиофилами так и физике, на которую, напуская на себя умный, вид ссылаются. Подобные люди считают так, что если их ум не даёт чего-то понять и или слух услышать и прочие органы обоняния ощутить или это выходит за рамки их восприятия то такого существовать просто не может. Каждая мелодия состоит из нот. Когда мы слушаем мелодию, мы воспринимаем ее как цельный объект в тональном пространстве. Но есть люди, способные разложить эту мелодию на ноты и с помощью нотного стана и нотных знаков ее записать и в последствии воспроизвести. Но многим это не дано и что они теперь будут убеждать людей обладающих музыкальным слухом и знаниями, что такого быть не может? Подобное происходит и с разными кабелями и направлением их включения и это не фантазии. Но этот эффект не настолько значим и проявляется в системах достаточно высокого уровня (не в денежном изменении замечу) по отношению ко вкладу остальных компонентов системы, чтобы разбивать лбы и что-то доказывать особенно здесь.

            Возвращаясь к нашему обсуждению хочу сказать что “фирмачи” делают свои динамики и на AlNiCo магнитах. Феррит дешевле и динамики получаются более доступными.

            Сказанное мной выше не относится не коим образом к вам Аудиостроитель, цель моего сообщения не была вас каким образом оскорбить или поучить, я высказался в общем ненавязчиво изложив вопрос, по этому прошу не вдаваться в оскорбления в мой адрес, призывания меня к совести и пр., как здесь порой применяют некоторые коллеги. Если есть аргументы всегда рад выслушать. Я всего лишь преследую цель изложения достоверной информации как здесь на ресурсе так и на прочих.

    • Сергей Гудков пишет:

      тут задавались подобным вопросом и нашли ответ https://hifi.forum2x2.ru/t1576-topic

      • Распони из Турина пишет:

        Считаю, что все посторонние призвуки динамика (с не “тем” магнитом) хорошо “услышит” и измерительный микрофон анализатора спектра (если уж звуки “теннисного мячика” способны слышать отдельные люди). Человек Юрий на форуме, вроде, говорит про добротность.
        А гармоники сигнала могут появляться только при наличии нелинейных цепей (или при нарушении закона Гука для подвеса) — тут тоже вроде понятно.
        В конечном итоге мы приходим к заявленному изготовителем набору параметров Тиля -Смолла готового динамика (на настоящее время вне зависимости от типа магнита), то есть к тем параметрам, которые необходимы для правильного расчета пары “динамик — корпус”. Дело, как всегда, за опытом — сыном ошибок трудных.

  2. Илюха7 пишет:

    Лучше всего динамики с электромагнитами и выпускаются они по сей день.

  3. Аудиостроитель пишет:

    “Ну кто же спорит,как и никто не пытается доказать обратное.
    Значительную роль в общем звучании динамика играет его правильная конструкция в первую очередь, далее в той или иной степени применяемые материалы. Вопрос ведь был в научном обосновании и оно есть. Как и есть по сути обоснование влияние соединительных кабелей на звучание. Ведь никто не отменял погонное сопротивление кабеля, ёмкость и индуктивность, возможность разных материалов по разному проводить ток и пр. ” (с)
    Специально привожу цитату, чтобы ещё раз попросить не доказывать обратное.
    Нет НИКАКИХ (от слова “абсолютно”) доказательств того, что ИСПРАВНЫЕ, соответствующие СТАНДАРТАМ кабели оказывают влияние на звучание исправное и т.п. аппаратуры.
    Естественно, что если подключить холодильник к розетке бельевым шнуром, соединить с утюгом упаковочной лентой, и попробовать послушать Вивальди, то звучок будет так себе. Нецензурный, по большей части. Тот же результат будет и в холодильнике и под утюгом.
    Задайте корректные изначальные условия тестирования, и всё будет куда проще и понятнее.
    Соберите динамик из нормальных материалов, с соблюдением стандартов и ТУ, и ему (динамику) будет абсолютно фиолетово, какой применяется магнит. Но! Даже второй такой же динамик будет звучать немного по другому. Разброс параметров никто не отменял. Да и ухи у всех разные (хотя бы левое и правое).

    • Vip Kit пишет:

      Если существуют параметры RLC, в усилителях, динамиках или кабелях, то как они могут не влиять на звук ?!
      Какие ещё нужны доказательства ? ))

      • А.Б. пишет:

        Это так, просто влияние кабелей на звук, скажем так, несколько преувеличено.
        ПС. Как и резисторов, конденсаторов, регуляторов, трансформаторов, гнезд и материала коробок.

        • Vip Kit пишет:

          Да, одни это влияние переоценивают, другие недооценивают, но оно существует. И игнорировать его, а тем более отрицать, значит обкрадывать себя, жертвуя достоверностью и натуральностью saunda.

          • Zaf пишет:

            Категорически согласен!

            Два раза проводили слепое прослушивание небалансных межблочников. Причём кабели сравнивали одновременно, посредством перекоммутации входов на УМЗЧ с дистанционного пульта. Сравнивали следующие кабели.

            Два фирменных VanDenHul среднебюджетной категории – один с посеребрением, другой без оного;
            Один самодельный на основе хорошего японского коаксиального кабеля Canare;
            Один самодельный, сплетённый как множественная коса (один из слушателей сильно увлекается подобным плетением);
            Один самодельный, на основе Daxx-R99 коаксиала;
            И один самодельный на основе ethernet кабеля UTP Cat5 (описание здесь soundex.ru/forum/index.php?/topic/44196-межблок-из-витой-пары-utp-по-технологии-efa-life-технология-изготовления/.

            Те, кто верит только в физику (на уровне советской школы), были удивлены. Люди могут верить или не верить во влияние кабелей, но все четверо участников оба раза отмечали разницу в звучании. Потому как те, кто проходил хотя бы ТОЭ в техническом ВУЗе, знали объяснение услышанному. В результате, опять-таки повторюсь, слепого прослушивания, получили следующий результат:

            Многовитая “коса” играла мягко, причём ожидаемо, с “зализыванием” деталей в ВЧ диапазоне. У него оказалась самая высокая погонная ёмкость (почти 1000пФ/1м);

            Неожиданно интересно звучал шнурок из UTP кабеля. Он работал своего рода цепью тонкомпенсации, приподнимая края диапазона ЗЧ. До недавних пор не было измерительного микрофона, поэтому в планах есть задача измерить и увидеть глазами разницу в передаче сигнала между кабелями;

            Ну, а больше всего понравился кабель на основе японского Canare. Он звучал как-то интереснее;

            Посеребренный VanDenHul играл нейтрально;

            Ну, а Daxx-R99 был как-то “суховат”

            Разница в звучании не ох-какая-огромная. Ведь разные кабели – это не разные акустические системы. И даже не разные усилители. Но вот разница в звучании, как будто между разными ЦАПами разных производителей.

          • Аудиостроитель пишет:

            Да, одни это влияние переоценивают, другие недооценивают, но оно существует. И игнорировать его, а тем более отрицать, значит обкрадывать себя, жертвуя достоверностью и натуральностью saunda. (С)

            +100500!!!
            Единственное, что хотелось бы узнать, это единицы измерения “достоверности” и “натуральности”.
            Да, и сколько добавлять кобальта к неодиму, чтобы добиться стопудового результата?

            P.S. А в каком саунде пытаетесь отыскать “достоверность и натуральность”? Не в том ли, который прошёл десяток сведений, сэмплингов, микширований и перезаписей? И эталон (исходное звучание в аутентичной студии с сохранением всех исходных данных) всегда под рукой для сравнения имеется?

            P.P.S. Аудиофилия, это весьма сложное, комплексное психическое состояние головного мозга, проявления которого могут быть весьма разнообразны. К счастью, это в большинстве случаев не опасно.

            • Vip Kit пишет:

              Аудиостроитель, Вы, когда свои Танои – Меркури дорабатывали, то помнится сетовали,на отсутствие натуральности, на холодное и отстраненное звучание. Так, что, Вы его термометром измеряли ? Вы не Аудиофил, а слух Ваш с Вами не согласен ))

  4. Юрий Робертович пишет:

    Меня устраивают ферриты, на 6гд-2, 4гд-4, 4гд-28…

  5. Сергей Гудков пишет:

    Вы совершенно правы магнитную систему нужно правильно рассчитывать, исходными данными являются индукция в магнитном зазоре, а по кривой намагничивания выбирается рабочая точка магнита и необходимая коэрцитивная сила. Материал магнитов имеет разный предел намагничивания т.е. происходит его насыщение и разную магнитную проницаемость. Вот каталог магнитов https://technomagproduct.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0312/312956.jqsplmullh.pdf

  6. Аудиостроитель пишет:

    К ночи в голове всплыл ещё один довод.
    Возьмите для примера студийные мониторы. Именно на них звукорежи сводят те самые записи, достоверность и натуральность которых некоторые пытаются расслышать. Эту акустику производители делают с максимально ровной частоткой и т.п, чтобы она не вносила “отсебятины” в исходный материал. И не скажите, что ваш домашний хай-энд звучит точнее! Но я не нашёл сведений о том, что мидбасы мониторов повально делают с применением кобальтовых магнитов. Значит дело не в этом. Скорее всего, что впарить звуковикам сказки гораздо сложнее, чем домашним экспертам по звуку. Если бы какой-то тип (или материал) магнитной системы имел явные преимущества, то этим бы наверняка воспользовались. И цена бы не имела значения, так как топовое оснащение студий и без этого стоит лошадиных денег.
    Останусь при своём мнении, что качественно сделанный динамик (вне зависимости от материала магнита) является необходимым и достаточным условием получения хорошего звучания. Его интеграция в корпус, это уже другая история ( и тема для распрей в Интернете).

    • Распони из Турина пишет:

      Доброй ночи Аудиостроителю!
      Пока не спится обдумываю разнообразную информацию по теме “разницы” звучания динамиков при прочих равных условиях, но с разными магн. материалами. И про “ориентированные” кабели тоже “думаю”.
      Один хороший человек мне говорил, что в студиях применяют кабели далеко не “Хай-Эндовские”. Там несколько иной подход — о чём Вы уже и сказали выше.
      Всё, что слышат обладатели хороших ушей “должен” услышать микрофон и отобразить анализатор спектра — ведь им “по барабану” какой магнит установлен в динамике. Дело за простым экспериментом даже с разными динамиками.
      Я слушал изодинамики и на чистом феррите и на неодиме. Разумеется, динамики разные (и мои уши тоже), но характер звучания этих изопланаров в целом субъективно гораздо более легко отличим от звучания купольных ВЧ динамиков. Другими словами я гораздо легче слышу разницу между “изо” и купольным ВЧ динамиком, чем разницу между двумя разномагнитными “изо”.
      Для любителей “особых” кабелей: в авторитетном журнале Stereo & Video” за октябрь 2007 года случайно нашел полезную информацию на специальных рекламных страницах (фото фрагмента прилагаю) — парни безвозмездно прогревали кабели на своём стенде.
      С уважением,
      Распони

      • Vip Kit пишет:

        Если у кобальтовых магнитов показатели по равномерности и сопротивлению магнитному полю в зазоре выше, чем у ферритовых, то соответственно, потери в ЗК динамика меньше – КПД больше !!!
        Это же элементарно Распони !

        • Распони из Турина пишет:

          Доброе утро VipKit!
          “… показатели по равномерности и сопротивлению магнитному полю в зазоре выше, чем у ферритовых …” А где это указано? (Из свидетельств Vladi что-ли?) Я почитаю тот материал и стану образованнее.
          Чувствительность динамика, проистекающая из соответствующих объективных параметров, влияющих на КПД нашего электродинамического преобразователя в целом, к качественным характеристикам ГД напрямую вроде не относится, это скорее количественная характеристика. Есть хорошие “тугие” динамики и есть хорошие, но более чувствительные.
          Повторюсь, что параметры магнитного зазора (и равномерность поля в нём) определяются скорее его геометрией (при прочих равных). Неоднородность поля в зазоре приводит к появления искажений, которые у всех “наших” динамиков и так “конские”.
          Наша известная компания “РусАудио” выпускает динамики и с ферритом и с неодимом. Последние даже меньше по массе. И что, с неодимом как-то не так звучат?

          • А.Б. пишет:

            Дело за малым. Назвать выявившего повышенную неравномерность магнитного поля магнита на неодиме. А то фраза типа ” всем известно, что….” – не убеждает.
            Книгу Алдошиной откройте, Громкоговорители. Главу про магнитные материалы . И найдете там все что нужно. Без лишних завихрений в извилинах.

            • Vip Kit пишет:

              У неодима и ферита выше сопротивление магнитного поля, чем у кобальта и -гораздо выше, чем у динамиков с электромагнитами.
              А этот параметр определяет качественные характеристики звукового сигнала проходящего через ЗК динамика. Т.е., при одинаковой подвижке и коэртивности МС,у динамика на кобальте искажений будет меньше, чем на ферите и неодиме, а динамик с электромагнитном будет самым референсным из всех, поскольку имеет самое низкое сопротивление магнитного поля.

              • Распони из Турина пишет:

                Приветствую VipKit’а!
                В 3.8 “Нелинейные электромеханические процессы преобразования сигнала в электродинамических громкоговорителях” (книга И.А. Алдошиной) про сопротивление магнитного поля магнитов вроде ничего не говорится.
                А немерянные искажения набираются по совокупным причинам и магнит тут далеко не главный. Или я ошибаюсь?

                • Vip Kit пишет:

                  Распони, зайдите по ссылке Сергея Гудкова на архивный форум 2015 г.
                  Обратите особое внимание на комментарии Юрия Прохорчука. Там вся важная информация.
                  Возможно, когда И.А. Алдошина работала над своей книгой, понятие ,,сопротивлениемагнитного поля МС” было малоизвестной и слабоизучено.
                  Всё-таки почти сорок лет прошло.

                  • Распони из Турина пишет:

                    Спасибо и Вам и Сергею Гудкову, был вчера и читал, есть там интересные фразы. С самого начала
                    говорил, что надо к физикам обращаться (без сарказма — тема очень сложная понял это, когда в 90 – ом изучал книгу Гитлица М. о магн. записи сигналов).
                    Затухание одиночного импульса с разными магн-ми в толковании Прохорчука напоминает электрич-ю добротность. Хотелось бы ещё почитать другие труды Прохорчука.

            • Распони из Турина пишет:

              Приветствую Александра!
              Спасибо за указание на источник.
              Вопрос-то был про разницу в звучании одних и других магнитов и не мной был сформулирован.
              Не поленился, посмотрел “источник” и нашел, что слово неодим в 4.2 (подраздел “Магнитные материалы”) упоминается всего дважды (в одном абз-е), а текст про “повышенную неравномерность поля … на неодиме” — ни разу. Ознакомился и с 3.8 “Нелинейные электромеханические процессы преобразования сигнала в электродинамических громкоговорителях” — про “неодим” там тоже мало что слышно. А про магнитный зазор, его конфигурацию и 10% потока вне зазора — это есть. Может, не там читаю? Пока неправды в своём мнении про зазоры я не нашел … и лишних завихрений в извилинах (разумеется, магнитного потока) тоже.

    • Иван Л. пишет:

      “Качественно сделанный динамик”, “качественно сделанный провод”. Как мне понять, 10ГД-30А со знаком качества – это качественно сделанный динамик или нет? А 10ГД-30Б (на феррите)? Этот качественный?

      • аудиостроитель пишет:

        Что можно вложить в понятие “качественный”?
        Абсолютно точно то, что “Знак качества” к этому отнести нельзя. Не зря в СССР его называли знаком количества.
        Точно так же можно уверенно сказать, что ни 30А ни 30Б качественными изделиями тоже не являются. Уж слишком много инженерных косяков. Более того, разрабатывались то они под малогабаритную акустику типа 10МАС, но параметры для малого объёма никудышные. Отчего и существует куча тем по допиливанию рашпилем.
        В моём понимании, качество изделия предполагает повторяемость во-первых, и рекомендации применения от производителя во-вторых. И отсюда и плясать нужно, а не пихать что попало и куда попало. И ведь пишут же некоторые производители, что рекомендуем такой-то объём ЗЯ или такой-то ФИ. А ещё и АЧХ в оформлении приложат.

        P.S. Но материал магнита тут снова ни при чём.

      • Сергей Гудков пишет:

        Иван Л., наверно БРЗ имел ввиду, что 10ГД-30А не развалится (клей качественный) до окончания срока службы, (кстати сколько он составлял? 2-3 года), а не обещание качества звучания – это субъективно.

  7. Аудиостроитель пишет:

    Синьору Распони.
    Естественно, что есть разница в звучании разных типов динамиков. Вероятно, что её можно будет обнаружить и в звучании одинаковых (что невозможно в принципе) динамиков, но с разными материалами магнитов.
    Но! Я в жизни не возьмусь судить о том, какое из этих звучаний более правильное, соответствующее оригиналу. Я не имею ни малейшего понятия, каков этот оригинал. Его не слушал, не слышу и никогда не смогу услышать. С чем же сравнивать?
    Все критерии оценки сводятся к категории нравится-не нравится.
    Замечу, что в категории “не нравится” это самое “не нравится” проявляется в кривой АЧХ. То есть определяется приборными измерениями.
    Более чем уверен в том, что имея идеальные условия (безэховую камеру, кучу эталонного измерительного оборудования и т.п.) можно будет выловить и измерить и такую разницу в звучании. Однако, производителям такой бред в голову почему-то не приходит. Они либо направляют усилия на создание действительно качественных компонентов ( но цена сразу резко идёт вверх), либо на создание обычного ширпотреба (и совершенно от этого не страдают). Итог то одинаковый. Для кого-то звук дорогущих мониторов будет сухим и безжизненным, а кто-то раскачает четыре s-90 и будет счастлив, ибо валит в полный рост.
    Некоторые свои любимые треки я слушаю уже лет 40. А что я помню за те 40 лет? Иллюзии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *