МАЯК-233 стерео

Изготовитель: завод “Маяк”, г. Киев, выпуск с 1987 года.

Назначение: для записи и последующего воспроизведения стерео- и моно-фонограмм с компакт-кассеты МК60 или МК90.

МАЯК-233 стерео

Характеристики магнитофона (соответствуют требованиям для 2-го класса):

Диапазон воспроизводимых частот на ленте

1-го типа (Fe2O3): 40 – 12500 Гц

2-го типа (CrO2): 40 – 14000 Гц

3-го типа (FeCr): 40 – 16000 Гц

Отношение сигнал/шум: 54 дБ

Коэффициент детонации: ±0,2%

Потребляемая мощность от сети: 38 Вт

Выходная мощность контрольных усилителей: 2х4 Вт

Габаритные размеры (ШхВхГ): 460х134х360 мм

Масса: 9,2 кг

Цена на момент выпуска: 333 руб без АС и 383 руб с АС

МАЯК-233 стерео

Описание:

Кассетный магнитофон-приставка «Маяк-232 стерео» был в двух вариантах оформления – с чёрной и с серебристой передней панелью, однако серебристые экземпляры встречаются значительно реже.

МАЯК-233 стерео МАЯК-233 стерео МАЯК-233 стерео

На передней алюминиевой панели магнитофона располагаются:

  1. люминисцентный индикатор уровня записи/воспроизведения;
  2. переключатель типов ленты, кнопки включения СШП, микрофона; управления лентопротяжным механизмом;
  3. регуляторы уровня записи, громкости (раздельные по каналам), а также тембра по низким и высоким частотам;
  4. гнёзда для подключения микрофона, наушников и проводного пульта дистанционного управления, который мало кто видел в живую;
  5. счётчик расхода ленты.

МАЯК-233 стерео МАЯК-233 стерео

На задней стенке находятся:

  1. гнёзда для подключения АС;
  2. разъём линейного входа и выхода;
  3. предохранитель;
  4. гнездо для сетевого шнура.

МАЯК-233 стерео

Рассматривая данный МП, трудно говорить отдельно о его достоинствах или о недостатках ввиду того, что определённый узел аппарата может иметь явные плюсы и явные минусы одновременно. Но мы всё-таки попробуем разграничить конструкцию на «хорошо» и «плохо».

МАЯК-233 стерео МАЯК-233 стерео

Начнём с ЛПМ. С одной стороны, всунутая в него «огромная дура от тепловоза» в буквальном смысле периодически вырывает ракорд на кассетах при перемотке. С другой же, мощный двигатель делает перемотку более короткой, что уменьшает время поиска нужного трека. Продолжаем далее. Лентопротяжный механизм очень надёжный, даже устройство автостопа практически никогда не выходит из строя, он никогда не «жуёт» ленту. Но если рассматривать то, что ЛПМ делает с кассетами при нажатии кнопки «воспроизведение», то становится одновременно и смешно, и страшно – соленоид настолько сильно притягивает к себе головки, что они «выстреливают», оставляя вмятину на ленте, затем отлетают назад, не попадая в рабочее положение, и их приходится «поправлять» карандашом или отвёрткой. Я молчу о том, что весь этот процесс сопровождается жутким клацаньем и небольшим подпрыгиванием магнитофона. Если не замечать всего описанного выше, а ещё и принять к сведению, что электронно-логическое управление режимами работы ЛПМ эффективное, то протяг аппарата можно отнести к его достоинствам, но так как я придерживаюсь нейтральной позиции, (хоть и являюсь владельцем магнитофона), то говорю обо всём в МП без утайки.

МАЯК-233 стерео

Следующим спорным узлом является индикатор. На нём отображается не только уровень записи/воспроизведения, но и соответствующие значки при включении микрофона, СШП, режима «запись»; выборе типа ленты. Казалось бы, всё более чем прекрасно, но не тут то было.  «Люмик» крайне ненадёжный, у него постоянно «скачет» нуль – то при включении магнитофона горит только один левый сегмент на каждом из каналов (так и должно быть), то два, то три и т. д. Лично для меня, индикатор – это скорее недостаток, чем достоинство аппарата.

МАЯК-233 стерео МАЯК-233 стерео

На этом сомнительные узлы закончились. Будем разбираться с конкретными плюсами модели, а именно, обратим внимание на:

  1. СШП – очень эффективно подавляет как собственные шумы магнитофона, так и помехи, записанные на ленте;
  2. Наличие контрольных усилителей – их достаточная мощность обеспечивает контроль записываемого сигнала на весьма высоком уровне;
  3. Ремонтопригодность МП – обусловлена блочно-модульной конструкцией аппарата;
  4. Внешний вид – магнитофон выглядит неплохо за счёт металлической передней панели;
  5. Удобная эксплуатация аппарата – обеспечивается удачным расположением органов управления МП.

Конечно, к преимуществам модели можно отнести приятный звук даже с родной головкой, однако учитывая её недолговечность, в список плюсов это не включаем. Ситуация с ПДУ весьма странная. Вообще, пульт – вещь удобная, но был бы он.) Я ни разу в жизни его не видел.

МАЯК-233 стерео

Но не обошлось без недостатков. Во-первых, пластиковый корпус МП постоянно дребезжит, во-вторых, крашеная пластмасса кассетного кармана быстро теряет привлекательный вид, и, наконец, колпачки с подкассетников часто отлетают и постоянно теряется крышка, закрывающая снаружи ЛПМ.

МАЯК-233 стерео МАЯК-233 стерео

Сейчас трудно найти «Маяк» в идеальном состоянии, но при достаточном количестве финансов, даже это возможно, но необходимо иметь в виду, что техника тех времён, в каком бы состоянии она не находилась, требует профилактики.

МАЯК-233 стерео

Руководство на диске

С уважением, Алексей Климов.

34 комментария: МАЯК-233 стерео

  1. Andy_P пишет:

    Протяга дубовая, но надёжная. Был у меня 233-ий. К недостаткам отнесу выход на дохленьких УН7 и таки индикатор – фонит он на звуковой частоте. Потом был 120-ый, потом сменил на Электронику-204 с лпм с двигом на 220в. С ней и экспериментировал. ЛПМ по параметрам не айс, но “отскока” головы от ленты не замечал – верхний электромагнит держит намертво. Доработка – включение двига через реле. Из недостатков лпм – если переборщить с фрикционом узла подмотки, может и ленту растягивать. В версии питания двига от сети может заметно меняться скорость движения ленты. На базе этой “платформы” испытывал штук пять разных УВ и парочку УЗ, но больше всего с подмагничиванием возился. Хорошие головы 080 и 081, но смысл в СДП2 появился только тогда, когда уже при перестройке в Одессе купил комбинированную головку от Акай. Уже в разгар перестройки. Особо и не успел наиграться – пошли массово CD и этот испытательный стенд забылся совсем. Хотя лет 15 у меня верой и правдой…

    • Юрий пишет:

      Выход на “дохленьких ун7” это не недостаток , а огромный плюс, ибо 233 это магнитофон-приставка и усилителя в нем не предполагалось. Но разработчики все же поставили типа контрольный усилитель, зная что большинству народа больше и не надо и укомплектовали дешёвыми колонками. Это был гениальный маркетинговый ход. Маяки разлетались аки пирожки.

      • Andy_P пишет:

        Оно был-бы плюс, если-б там была не УН7 а хоть 2003 с её хоть какими-то защитами, к примеру. Смерть УН7 гарантирована даже при кратковременном КЗ в нагрузке :) Разьемы “точка-тире” торчали наружу, Маяк 32\33 довольно большой в глубину, его стабильно упирали этими штеккерами в стену и загибали их, провода отламывались, коротили и Здрасте :) Будучи школьником и имея периодический доступ к дефицитным тогда УН7 (использовались в Электрониках 311) – на ремонте Маячков зарабатывал. Ещё их приличный косяк – переключатель режимов на П2К – пайки этих переключателей в плату стабильно отваливались. Когда появилась возможность покупать 081-й сендаст в розницу – это вообще песня, вечная голова для них.

        • Александр пишет:

          ГДР-овская А210 аналог УН7 неубиваема (но высокие частоты чуть подрезает).

  2. Коля пишет:

    Проясните, это ретро-спеш? Ведь кассеты давно вышли в утиль. Все мои магнитолы давно уже просто приемники, а цифру воспроизводят через встроенный блютус.

  3. Andy_P пишет:

    Сейчас кассеты снова входят в моду :) Но это просто мода.

    • Коля пишет:

      Музыкальный центр Panasonic RX-CT870

    • Алексей Климов пишет:

      Не знаю, кто как, а я до сих пор слушаю кассеты (на этом Маяке), ведь при бережном хранении они практически не портятся. Конечно, я понимаю, что по качеству звука кассеты проигрывают бобинам и дискам CD-R, но несмотря на это, компакт-кассета – весьма неплохой носитель аналогового звука.

      • Дмитрий Большаков пишет:

        Плёнка размагничивается, магнитный слой осыпается. Запись более-менее качественная сохранится лет 10. Это в идеале.

        • Алексей Климов пишет:

          Это всё понятно, но при соблюдении должных условий хранения, всё не так плохо. По крайней мере, такие кассеты, как Денон, ТДК и Макселл у меня играют без потерь, хотя им более 20 лет.

          • Дмитрий Большаков пишет:

            Хранить не пробовали как то по особенному? Параллельно магнитному полю земли например, слышали об таких полусказаниях? Или вообще заэкранировать от паразитных излучений? В медном боксе? В каждой шутке, только доля шутки, как Вы знаете. Вполне применимо для раритетных вещей…

            • Алексей Климов пишет:

              Если Вы серьёзно, то нет.) Хранение кассет у меня самое обыкновенное – в вертикальном положении в кассетницах-вертушках, чтобы не попадал солнечный свет и вблизи не было магнитных полей. А также, подальше от батарей отопления. Конечно, я согласен, что кассеты – вещи раритетные, но у меня к ним отношение, как к носителям звука, а не как к редкости.

    • Дмитрий пишет:

      Не просто мода. Это тренд назад… Народу. Когда повырубают всё, то хоть что-то останется, на чём можно будет музыку слушать… Чтобы не спятили. Теория заговора реальна.

  4. Коля пишет:

    RX-FS22 – Стереомагнитола Panasonic

  5. Андрей Кравцов пишет:

    Классика, у родителей такой был, я его будучи школотой использовал как усилитель для дивидишника. А так, за всё время эксплуатации на нем сдох один-единственный конденсатор, из-за которого блок головок не поднимался, но это исправили), и ещё сточилась голова, от чего лютый бубнёж, менять её надо…

  6. Ю.Г. пишет:

    Маяков 232-233 – насмотрелся много. Индикаторы левыми сегментами мигали только какой-то одной серии. не лечилось. Менял целиком. Шумодавы были ну очень разного качества. От весьма хороших, до класса – “отдай врагу”. Причём визуально вроде ничем не отличались.
    А вот “не мнут плёнку” – мяли. Ещё как. Третья или четвёртая по массовости причина попадания этих монстров на стол.
    И… Моим кассетам по 30-40 лет. Ни одна не посыпалась. Чемодан с ними просто лежал с 1998г., “как бронепоезд” на запасном пути. Даже больше скажу. Выжили даже 120 минутки родом из 1970-х. Но их ставить страшно было. )))
    З.Ы. Катушки Свема посыпавшиеся через 50 лет – видел. Даже рыжую Тасму – пришлось разок переписать.

  7. Алексей Климов пишет:

    Если кто-нибудь решит, как я, менять в этом Маяке родную пермаллоевую голову на сендастовую, то делайте следующим образом: выставляйте токи подмагничивания на максимум (R4 и R10 на плате коммутации), уменьшайте ёмкости С15 и С16 с 220 пФ до 100 пФ (находятся на той же плате), тогда в песнях, записанных на ленту станет понятно слова.
    Идея взята из журнала Радио и проверена мной на практике. Результат – “небо и земля”.

  8. Александр пишет:

    А я сделал проще:Правда и Маячок у меня 231.Раздобыл схему 120 Маяка, купил головку,туже самую что в 120-м,и все номиналы привел в соответствие со схемой 120 Маяка.Получился тот же 120,на базе 231.Уже 5 лет как пашет без единой претензии к нему..ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАСШИРИЛСЯ.После замены головки и номиналов деталей в УВ.Пермаллоевую головку естественно выбросил. Г..но.. еще то…

    • Алексей Климов пишет:

      На самом деле, пермаллоевая голова не так уж и плоха. При воспроизведении её частотный диапазон вполне приемлем, но вот при записи, мне не хватало от неё ВЧ. И ещё, родная головка 233-го Маяка чувствительна к размагниченным кассетам – чуть-чуть они побыли в магнитном поле, и звук на них то громче, то тише. С сендастом такое не прокатывает.

  9. Геннадий (Ставрополь) пишет:

    Всё верно.231 Маяк,это база для 120.И там все просто сделать что бы получился 120-й. Делал одному своему товарищу на заказ,со 231,на 120,он даже потом переднюю панель от него где то раздобыл что бы отличий не было..

  10. Сергей пишет:

    Тоже так мне сделал мой друг из радио мастерской.Не за даром конечно!Было это уже давно,как раз только 120 Маяки пошли.В славном городе Киеве в аккурат мне и головку сендастовую,уже выбранную по параметрам для установки в аппарат,довелось приобрести у заводчан.До сих пор играет,и хорошо.С индикацией правда ему,мистеру пришлось повозиться,ибо я захотел такие же как в 120-м с подсветкой индикаторы.И их удалось купить тогда.Всегда ведь тащили несуны с заводов,за вознаграждение что закажешь..Панель правда осталась 231,да и не стал ее менять.Она светлая и так мне нравится.А во всем остальном 120 Маяк у меня.

  11. Вадим Андреев (Волгоград) пишет:

    По звучанию 231 Маяк получше чем 232 или 233.Это проверено.Да и схемотехнические решения лучше у 231, и иже с ним 120, чем у 232-233. Этот старичек 231 до сих пор у меня трудится,Лет 7 назад провел ему полную ревизию,время потребовало,и он заработал..Так и не решился менять его на что то более крутое из импорта или новое.Он меня устраивает полностью. Да и кассет у меня много сохранилось еще с тех пор.Звучат хорошо..

  12. Ю.Г. пишет:

    Тема о 233-м. Но сколько комментариев о 231-м. И ни слова, что Маяк-231 был в двух версиях. Один – совершенно отдельное изделие. Платы не совпадали с 232 и 233. А вот вторая версия была полным “близнецом” 232 и 233-го (кроме индикаторов и УМ). Второй версии – было много.
    А первой версии было видимо мало. Попадала в ремонт редко.

  13. L.I.N. пишет:

    Специально за ним ездил в Киев–покупал в ЦУМЕ в январе 1992–работает до этих пор–находится на ДОНБАССЕ–переделок особых не было–только замена движка КД-6-4. Каждый год приезжая в отпуск–гоняю по полной. Хороший аппарат!

  14. К.В.А. пишет:

    У меня и сейчас стоит как новенький и пашет отлично, и ничего не менял, а кассеты и в машине в бардачке, и так валяются-ничего с ними не случается как играли так и сейчас играют, а вот дисковый LJ 3CD стоит 2а раза включал и всё, считай новый

  15. nihilist пишет:

    А еще мой стрелял кнопками как из пистолета когда их автоматически отщелкивал, например, в конце кассеты, или при стопе на перемотке. В итоге кнопки перемотки и воспроизведения оказались на эпоксидке.

  16. Андрей Кравцов пишет:

    Так как еще не создали статью про Маяк 232, то спрошу здесь – лентопротяг “тянет” кассету. Где копать?

  17. А.Б. пишет:

    Узел подмотки , фрикцион смотреть, засаленный фетр начинает закусывать и тянуть выше нормы. И в видиках та же беда со временем.

    • Андрей Кравцов пишет:

      А счётчик с ик-диодом может быть виноват?

      • Andy_P пишет:

        Где в 233 счетчик на ИК-диоде? Там механический. А то – датчик автостопа. И на стабильность движения ленты он не должен влиять. “Тянет ленту” – растягивает, деформирует? Или просто плавает скорость, замедляется лента? Фетр на приемном фрикционе стоит почистить и распушить, а на подающем узле подтормаживание проверить.

        • Андрей Кравцов пишет:

          Про счётчик я спросил, потому что на этом лентопротяге он подклинивал, я уже заменил этот узел, так что это фетр скорее всего… Я когда имел в виду “тянет” ленту, то это значит, что скорость не держится и падает, а иногда и кассеты с трудом прокручивает вплоть до срабатывания автостопа. При этом мотает как и должно.

  18. Андрей Кравцов пишет:

    Лентопротяг почистил, теперь кассеты не заедают. Теперь другое – вч маловато, практически нет реакции на регулятор. Голова стоит сендастовая, на вид не спиленная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *