Микрофонный предусилитель INTERSOUND – путь к индивидуальности

Лампа?

Расхожий постулат, что «лампа в аналоговом тракте – непреложный признак качества» на самом деле весьма сомнителен и зачастую лишь поддерживает коммерческий успех некоторого аудиотовара. Меланхолично-отстраненный характер звука, который способна выдавать дешевая аппаратура с номинальной лампой в одном из каскадов усиления, ошибочно принят многими за «тот самый ламповый», «тёплый» и «по-настоящему аналоговый» звук.

В реальности ламповая схема может работать действительно хорошо, лишь вступая в противоречия с компактностью, экономичностью и умеренностью финансовых затрат. Например, типичной платой за раскрытие музыкального потенциала лампы является потребление и рассеивание большого количества энергии, значит — возникает необходимость в отведении тепла и принятии особых мер безопасности. Кроме того, многие компоненты ламповых схем вынужденно имеют достаточно большие размеры и массу — они громоздки и не любят перегрев. Всё это требует дополнительного пространства, так что “съесть” сразу несколько мест студийного рэка для какого-нибудь одноканального лампового предусилителя — дело совершенно обычное. Пожалуй, это допустимо в случае с единичным эксклюзивом, но при потребности звукоинженерии во множестве высококачественных линеек усиления, – слишком расточительно.

Транзистор?

Общеизвестно, что в бюджетном -и не только- сегменте аналоговых звуковых устройств прочно закрепились схемы на биполярных транзисторах и микросхемах (операционных усилителях). Не претендуя на высокие качественные показатели, они при этом демонстрируют стабильность, надежность и ценовую доступность при максимальной миниатюрности. Иногда их комбинация с лампой способна несколько повысить потребительский интерес, но по-настоящему выдающийся результат удаётся получить лишь в редких случаях и не без перехода в более высокий ценовой кластер – за счёт применения дорогостоящих компонентов, дискретизации, введения настроек и параметрической селекции.

Достойным соперником лампы, тоже способным демонстрировать незаурядные звуковые способности, но при существенно более скромных запросах на энергию, тепло и пространство, является полевой транзистор (FET – Field-Effect Transistor). По этой причине FET-схемотехника также широко распространена в сфере профессионального аудио. В отличие от ламп полевые транзисторы не требуют сложного высоковольтного и энергозатратного питания, создают меньше проблем по отводу избыточного тепла и не вынуждают к принятию специальных электроизоляционных мер. Единственная сложность заключается в необходимости обязательной индивидуальной регулировки режимов работы каждого конкретного экземпляра и предварительном его отборе по группе параметров из некоторого числа претендентов, что не всегда приемлемо в условиях бюджетного серийного производства. Тем не менее, хорошо выверенная схема на полевых транзисторах, при сопоставимом с лампами качестве, значительно более экономична, проста, компактна, долговечна и не восприимчива к электро-магнитным полям. Она имеет низкий уровень собственных шумов и малые нелинейные искажения.

Трансформатор?

Пожалуй, единственным безальтернативным компонентом, ставшим общепризнанным идолом звукотехники, является трансформатор. Обладая способностью корректно обращаться с сигналом даже слабого уровня, данный электронный артефакт продолжает находить применение в приборах усиления и обработки звука самого высокого класса. Прежде всего он актуален в качестве согласующего звена между микрофоном и предусилителем. Подверженный внешнему электро-магнитному и механическому воздействию, сложный в изготовлении аудиотрансформатор всё же незаменим, пусть и недёшев.

Имея богатый опыт работы с различным звуковым оборудованием, а также хорошо представляя свои профессиональные потребности, команда ИНТЕРЗВУК решилась на создание собственного базового линейного предусилителя. Главное требование – обладание оптимальной внутренней структурой, позволяющей обеспечить высокое качество звука применительно к максимальному числу современных студийных задач при умеренных затратах на разработку и производство. Звучание должно обладать индивидуальностью и пластичной податливостью, способной поддержать эксперимент.

Микрофонный трансформатор, сопряжённый с полностью дискретной схемой на согласованных между собой полевых транзисторах, – вот в общих чертах идея устройства, вытекающая из вышеизложенных рассуждений и соответствующая поставленному требованию. Разумеется, входные характеристики и параметры усиления устройства должны подходить для большинства микрофонов различных типов, а также допускать подключение других источников (гитар, процессоров и пр.). Кроме того, сохранению аутентичности звуковой структуры, безусловно, может способствовать сверхкороткий путь сигнала, который успешно реализуется благодаря всё тем же FET-компонентам.

Созданная в результате личных практических изысканий и технического опыта партнёра студии — разработчика высококачественного музыкального оборудования «CleverAudio», ячейка предварительного усиления обладает универсальностью и надежностью, но, главное, она демонстрирует высокие качественные показатели, подходящие для различных видов аудиозаписи.


Сергей Наветный, руководитель студии ИНТЕРЗВУК:

В студии между акустическим инструментом и рекордером неизбежно присутствует микрофон. Выбор микрофона и способ его размещения в акустической зоне – всё это ключевым образом влияет на звук, который в конечном итоге будет услышан. Но сигнал микрофона требует усиления, так что подбор предварительного усилителя для микрофона – ещё один ключевой момент трекинга. «Пред» способен либо обогатить сигнал, дополнительно раскрыть нюансы звука, сохранить детали, артикуляцию инструмента, либо полностью всё это уничтожить. Здесь должно возникнуть правильное понимание: нет идеального, или даже универсального микрофона или преампа, как нет универсального инструмента. Любая музыкальная партия – это уникальное сочетание звука музыканта и студийного тракта. Техническую реализацию всегда предваряет творчество: как должен звучать записываемый инструмент в контексте данного музыкального произведения, какие характеристики звука нужно сохранить и выделить, а что завуалировать. В связи с этим, вариативность выбора предварительного усиления так же важна, как и обширный парк микрофонов. Это и заставило нас искать пути обладания расширенным, и, самое главное, лично протестированным набором микрофонно-инструментальных преампов.

Наш FET-структурный пред — «All-FET amp» прошёл полный цикл проверки и отладки в рабочих студийных условиях. Мы провели тестирование прибора со всеми типами микрофонов: динамическими, ленточными, конденсаторными, ламповыми. Записываемый сигнал имел совершенно разную природу: голос, акустическая и электро-гитары, компоненты ударной установки: бочка, томы, малый барабан… Поскольку некая универсальность прибора на уровне типа подключения предполагалась изначально, разработчиком были предусмотрены балансные микрофонные и небалансные инструментальные входы, — это позволило нам также использовать преамп в работе с линейными процессорными сигналами, а то и просто подключать электрические гитары прямо в инструментальный вход прибора. Мы шли по пути сравнения новобранца с действующими моделями известных производителей студийного оборудования, в первую очередь dbx и TL-Audio, которыми оснащена наша студия. Анализ получаемых результатов систематически сообщался разработчику. В итоге мы получили прибор, который не просто устроил нас по звуку, но и оказался способен составить конкуренцию действующим промышленным моделям. Например, наряду с полным частотным спектром, прибор предлагает нам корректный тональный баланс, а при наличии ярких высоких частот и верхней середины звук голоса не содержит искажений в сибилянтах, вплоть до того, что мы практически перестали использовать ди-эссер при последующей обработке вокала в миксе за его ненадобностью. При записи электрических гитар, в том числе и «линейным» способом, мы убедились, что в звуке сохраняется острота — но без излишней яркости, плотность в области нижней середины и заметная артикулированность, благодаря чему сигнал инструмента сохраняет «читаемость» в миксе. В ряде наших последних работ в финальном отборе осталась звуковая дорожка бас-гитары, записанная через инструментальный вход напрямую, и этот сигнал прекрасно справился со своей задачей обеспечения плотного, но читаемого «низа» и нижней середины в фонограмме. Ещё хочется добавить, что в настоящее время почти все основные микрофоны мультитрека ударной установки мы также доверяем приборам предусиления собственной разработки. С их участием инструмент звучит плотно и цельно, с логичным соотношением атака/сустэйн.


Как уже упоминалось, устройство оснащено дополнительным инструментальным входом, переключающимся в линейный режим с малым коэффициентом усиления. Это ещё более расширяет его функциональные возможности. Благодаря такому переключению можно осуществлять не только корректное предварительное усиление для электрогитар (напрямую и через педаль), но и для электронных клавишных инструментов, звуковых процессоров или других источников с сигналом высокого уровня на выходе. Разделенная на два этапа, регулировка усиления вместе с обеспечением тонкой подстройки позволяет эффектно «подгружать» один из внутренних каскадов усиления, создавая мягкий клиппинг. Данный нюанс — дополнительный повод для творческих экспериментов со звуком.

Схема устройства является полностью авторской и не содержит заимствований. В её состав входят только качественные, хорошо зарекомендовавшие себя с музыкальной точки зрения элементы, среди которых есть и винтажные экземпляры от советского военпрома.

Сердце аппарата — микрофонный трансформатор — еще одна интрига проекта. Он обладает своеобразным, но выверенным звучанием, придавая записи индивидуальный характер. Трансформатор является собственной разработкой CleverAudio. Его изготавливают на одном из военных предприятий Санкт-Петербурга по специальному техническому заданию разработчика.

Помимо достаточно компактного полноразмерного исполнения, включающего в себя три канала усиления (triple), прибор имеет одиночную (single) версию, хорошо подходящую для небольших студий или выездных сессий.

Ниже приведён перечень объективных достоинств, делающих описанное устройство привлекательным компонентом для студийного тракта записи:

  1. Универсальный трансформаторный вход, согласующийся со всеми типами профессиональных микрофонов.
  2. Схема усиления содержит только полевые транзисторы (All-FET amp).
  3. Все транзисторы вручную отобраны и гармонизированы.
  4. Всего два каскада усиления – очень короткий путь сигнала, сохраняющий исходную музыкальную суть.
  5. В схеме отсутствует портящая звук общая отрицательная обратная связь.
  6. Усиление схемы +60 dB — достаточно для работы с большинством источников.
  7. Имеется дополнительный вход, переключающийся в режимы инструментального (+25 dB) или линейного (0 dB) для сигналов с высоким уровнем.
  8. Специально предусмотренный небалансный выход типа Jack удобен для применения в составе мини-студий.
  9. Безрезонансный корпус из композитного материала способствует нейтральности звучания и хорошо защищает схему от вибраций, предотвращая микрофонный эффект.
  10. Гарантированный надзор производителя за состоянием устройства (при соблюдении пользователем норм и правил эксплуатации).

© Антон Мельников, CleverAudio

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *