Лабиринт для Radiotehnika S-90 (дешево и ооочень сердито)

Сегодня у нас не совсем обычная статья. Посвящена она не каким-то заоблачным технологиям, а делам вполне земным, привычным и понятным простому человеку :-) Сегодня мы поговорим о еще одном необычном способе сделать уже даже не только “Дешево, громко и сердито”, но еще и вполне себе “Басисто”!

Думаю нет такого человека который хоть раз в жизни не слушал бы Radiotehnika S-90 или не имел дома/на даче одной из их инкарнаций. Можно относиться к ним как угодно, но это самые распространенные народные АС на территории всего бывшего СНГ. И если стоит выбор на чем слушать музыку, да еще и громко, да еще и с басом, да еще и за самый что ни на есть абсолютно минимальный бюджет, то не смотря на все их несовершенства, конкурентов у Radiotehnika S-90 не остается совсем. Ибо получить три полосы такой мощности, с 10″ низкочастотником в такой цене иного способа просто не существует.

Много тысяч таких “Радиотехник” трудятся в квартирах молодых и не очень ребят, которые по какой-то причине не могут позволить себе делать сложные проекты на дорогих динамиках, либо просто пойти в магазин и купить хорошие фирменные АС. Однако все мы любим слушать музыку. У всех нас иногда бывает хорошее настроение когда мы хотим сделать по-громче. Все мы любим качественные низкие частоты. Ибо без них музыка лишается фундамента и половины эмоций. А многие современные стили и вовсе – значительной части важной информации. Однако бас – штука тонкая. Просит больших мощностей, больших корпусов и динамиков, но даже имея все это, часто он все-же остается невнятным, гудящим и не приносит нам того удовольствия которое должен. В результате мы не можем слушать музыку долго. Устаем, начинаем крутить эквалайзеры и думать о несовершенстве этого мира. Думаю с подобной ситуацией сталкивались практически все владельцы этой акустики.

Именно для них и написана эта статья.

Причины вышеописанных проблем кроются в нескольких вещах. Первая и самая основная причина – как известно и многократно подтверждено исследованиями авторитетных специалистов – эти акустические системы имеют в своей конструкции инженерную ошибку, допущенную при проектировании низкочастного оформления. Бесчисленное количество людей на протяжении какого-то абсолютно неадекватного количества времени чуть ли не с самого момента выхода этих АС и вплоть до сегодняшнего дня бьются с фильтрами, пилят трубы фазоинверторов, укрепляют родные корпуса, пихают в них не пойми что и т.д. Друзья, перестаньте заниматься ерундой. Это все абсолютно бесполезно. Родной корпус имеет не правильный объем, не соответствующий требованиям оптимального режима работы примененных в нем динамиков. Можно хоть покрыть его золотом, корректно работать он все равно не будет.

Дальше. Много жалоб на неравномерность частотной характеристики и призвуки на средних частотах. Все грандиозные проекты попыток всех обмануть и сделать из S-90 студийные мониторы заканчиваются либо провалом, либо полной заменой всех динамиков. Зачем для этого портить готовые колонки – не понятно. Если ты такой умный – бери и проектируй новые АС с нуля на современных динамиках, а не порти то что уже сделано таким какое оно есть. По-этому. Мы не будем заниматься глупостями и оставим нетронутой всю родную комплектацию S-90. Ценность ее – в минимальном бюджете и как ни умничай, а доказанной десятилетиями, работоспособности. Сделаем мы другое. Ибо есть в этих АС то что можно принципиально улучшить интенсивным методом, причем 100% обратимо в случае продажи. А именно – сделаем им другой, правильный, корпус. В который можно просто переставить весь родной комплект динамиков и фильтров, выйдя при этом на принципиально новый уровень качества звучания всей АС в целом и ничего при этом не испортить.

Задачу немного усложнил тот момент что динамики 75 ГДН-1-4 имеют большой разброс параметров по годам и партиям. Однако я решил эту проблему, расчитав такую настройку, которая позволит корректно чувствовать себя в этом корпусе как динамикам из самых ранних партий, так и самых последних.

В процессе выяснилась еще одна интересная вещь – не правильную конфигурацию имеет не только НЧ оформление, но и СЧ корпус т.н. “стакан”. Причем неправильное у него все – начиная с формы и объема, заканчивая внутренним оформлением. По-этому предлагаю от него избавиться совсем и сделать все как положено. Безусловно это не сделает 20 ГДС-1 другим динамиком, но зато хотя-бы даст ему делать то что он может и не мешать ему в этом. По-этому звучать наши S-90 теперь будут по-другому не только на НЧ, но и на СЧ.

Привожу список основных проблем родных корпусов 35АС-012:

  1. не правильный объем НЧ оформления не дает достаточного уровня низких частот
  2. не правильная частота настройки фазоинвертора не дает достаточного качества баса
  3. не правильный объем СЧ оформления приводит к призвукам на середине
  4. не правильная обработка СЧ оформления дает зажатость динамики средних частот
  5. слабые стенки корпуса дают призвуки и потерю КПД на НЧ
  6. плохая герметичность не дает работать даже тому НЧ резонатору который есть
  7. плохая работа фазоинверторного типа оформления как такового приводит к однообразному гудению, высокой неравномерности баса в комнате, требованию больших мощностей от усилителя
  8. не удобный размер и форма корпуса требует установки его на подставки или мебель, в противном случае получаем недостаток высоких частот и не правильную сцену.

Теперь – список того что мы получим в новом корпусе:

  1. Низкочастотное оформление – четвертьволновой лабиринт со всеми его преимуществами, подробно описанными здесь.
  2. Правильная частота и добротность настройки резонатора – дадут оптимальный уровень и полосу баса.
    Высочайшая жесткость корпуса даст максимально чистый звук и максимальный КПД.
  3. Правильный, жесткий корпус для среднечастотного динамика даст более открытую и живую середину.
  4. Колонки превратятся в классические стройные напольники современной формы, с оптимальной высотой динамиков, не требующих никаких подставок, которые можно легко расположить в любом удобном месте комнаты прямо на полу.

Немного подробностей. Изначально у меня была идея – сохранить форму передней панели и расположение динамиков полностью как у родного корпуса для того чтобы максимально сохранить оригинальную настройку кроссовера. Однако в процессе работы над чертежом от этой идеи было принято решение отойти т.к. взамен мы получим целый ряд преимуществ. По многочисленным отзывам стало ясно что родной кроссовер все-равно не обладает той точностью и качеством настройки, за сохраниние которой есть смысл фанатично бороться. Основное-же планируемое достоинство нового корпуса – это бас. Качественный, правильный бас. Максимум того что можно выжать из этих динамиков. По-этому на первое место в приоритетах был поставлен правильный низкочастоный лабиринт. Правильной формы и настройки, без каких-бы то ни было урезаний и излишеств, но с сохранением минимально возможных внешних габаритов АС. Частота настройки корпуса – 35 Гц. Второе что мы получили – корпус СЧ золотого сечения. Кто не в курсе – это форма корпуса, при которой его внутренние резонансы располагаются наиболее равномерно и не складываются ни на каких основных частотах. Что в свою очередь позволяет не использовать агрессивного звукопоглощения внутри корпуса, чем мы максимально сохраняем динамику и открытость звука. Динамик таким образом оказывается как-бы не просто в корпусе, а в такой-себе небольшой студии звукозаписи. Один из размеров у нас не совсем оптимальный, а именно – ширина. Сделана она такой потому что я не захотел излишне увеличивать высоту АС и уводить динамики с оптимальной позиции. Однако СЧ и ВЧ у нас сами по-себе смещены от центра по золотому сечению, чем в принципе так-же закрывает и вопрос с шириной. Смещение СЧ и ВЧ от центра вертикальной оси корпуса дает наиболее равномерный “baffle step” – распределение краевых резонансов передней панели. Пусть даже если сам СЧ динамик у нас и не совсем ровный, то теперь он хотя бы будет находиться в правильном корпусе и влияние передней панели на него будет так-же – максимально правильным. В родном корпусе динамики тоже смещены, однако на какое-то не понятное мне значение, плюс родной корпус широкий и с бортиком, плюс, это вообще весело – левая и правая колонки часто смещены у владельцев в одну и ту-же сторону :-) Ну что я вам могу сказать. Многие из вас с новым корпусом кроме лабиринтного баса возможно и так-же впервые откроют для себя понятие “звуковая сцена”. Естественно для это новые корпуса должны быть выполнены зеркально.

Дальше. По сборке. Я выбрал толщину материала – 16 мм. Причин несколько. Первая – новый корпус не должен весить как автомобиль. Вторая – конструкция лабиринта позволяет использовать такой материал ввиду высокой изначальной жесткости. С ФИ или ЗЯ аналогичного размера такие номера у вас бы не прошли. Третья – это самая доступная и широкораспространенная толщина любых материалов. А так как акустика у нас должна оставаться бюджетной и народной, то 16 мм для нас – это оптимальное решение. В идеале это конечно должна быть фанера. Но вполне может пойти и ДСП, и МДФ, и старый шкаф. У кого на что хватит фантазии. Дерзайте. Обязательный момент – 100% внутренних поверхностей лабиринта должно быть покрыто швейным ватином толщиной 5 мм. Его толщина учтена при проектировании. Он убирает лишние призвуки лабиринта и нормализует его добротность. Лабиринт без оклейки это как подвеска машины без амортизаторов. Работать и звучать он будет примерно так-же. Резонанс лабиринта – это пружина. Оклейка – амортизатор. Разобрались. Внутренняя камера СЧ – оклеивайте таким-же ватином. Я думаю больше ничего и не понадобится. Не пихайте бездумно никакого синтепона, ваты, родных поглотителей и прочего мусора ни в лабиринт, ни в СЧ камеру! Это можно делать только тогда когда вы понимаете зачем и почему вы это делаете и что вам действительно в вашей ситуации нужно делать именно это! Во всех остальных случаях – оставляем все это в родных корпусах и прячем или выбрасываем. Замкнутые объемы в “треугольниках” и камере твитера – вот их туго заполните синтепоном или обрезками того-же ватина. В противном случае после сборки они станут резонаторами и будут “подвывать” через стенки корпуса на своих частотах. Две перегородки на задней стенке камеры СЧ нужны не для красоты, а для того чтобы придать оптимальную форму этой камере и не создать в ней лишних резонансов. Они нужны. Ставьте обе. Вообще в новых корпусах не меняйте никаких размеров и деталей. Каждая деталь и ее позиция высчитана до миллиметра и находится именно в том месте и именно в той форме в которой она должна быть. Диаметры установочных отверстий под динамики я не указывал во-первых по причине отсутствия в паспортах динамиков точных данных об этих размерах, во-вторых для чтобы не загромождать чертеж и избежать потенциальных ошибок в случае наличия у кого-то других версий корзин. Думаю это не будет для вас проблемой. Просто при сборке измерьте отверстия в своих S-90 и вырежьте точно такие-же в новом корпусе в указанных на чертеже позициях. Кроссовер. Особых требований по месту установки нет. Удобнее всего разместить на перегородке за динамиком. Если-же у кого-то чешутся руки сделать все по-максимуму – выносите его в отдельный корпус и ставьте прямо возле усилителя, как завещал некто Филип Ньюэлл – известный проектировщик студий. При такой установке усилитель будет взаимодействовать с компонентами кроссовера наиболее правильно. А проводов к колонкам у вас будет идти аж по три пары на каждую. Возможно позже будет статья по какой-нибудь простой базовой коррекции номиналов кроссовера. Пока оставляем все как есть. Положительных изменений в звуке у вас и так будет – выше крыши. И главное – практически бесплатно ;-) Единственное что сделал бы лично я – это выполнил все соединения внутри колонок – медной элетропроводочной моножилой 4 мм2. Только между твитером и кроссовером поставить – 1 мм2. Все остальное – 4 мм2. Абсолютный минимум кабелей – 2,5 мм2. Но реально – этого мало. Хотите бас – тяните 4 мм2 моножилу прямо от усилителя и соединяйте ей все внутри АС. Клеммы ставьте лучше по-ближе к кроссоверу – короче будут провода и меньше их вклад.

Ну вот собственно и все! Удачной постройки! Да пребудет с вами новый звук! :-)

Всегда ваш, А. Рогожин.
24. 04. 2017.

102 комментария: Лабиринт для Radiotehnika S-90 (дешево и ооочень сердито)

  1. Владимир пишет:

    Здравствуйте. Грили для динамиков на самом нижнем фото от чего?

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Довелось поучаствовать в настройке 3-полоски на автодинамиках, выполненной по расчетам и чертежам от Рогожина Александра.И скажу, что был удивлен необычно ровным и низким звучанием басовой секции, непривычно ровной ачх , практически независимой от расстояния до колонки. Конечно, размеры этого ящика немалые, но в просторной комнате пара этих колонок обеспечила на диво красивый звук. Не сомневаюсь, что данная конструкция на 30ГД-2 (75гдн) выдаст максимум, на что способен басовик .

  3. Александр Р. пишет:

    Очередное развлечение для любителей попилить и добыть «глубокий бас». Да еще «четвертьволновый резонатор» – одно название звучит лучше любой колонки, и заткнуть заткнуть за пояс бестолковых инженеров, разработавших популярные АС. А это Керно Р.П. и Ласис Д.А., авторы патента № 00588661 на первую в СССР акустическую систему класса Hi-Fi. Первый работал в Риге еще на Телефункене, а в советское время разработал акустическую часть лучшего приемника «Фестиваль», АС «Симфонии» и т.д.
    Разумеется, эти АС предназначались для наших квартир и не могли быть размером со шкаф. Чтобы формально вписаться в категорию Hi-Fi, авторы применили в 35АС-1 фазоинвертор, который в реальности представляет собой довольно большую изогнутую пластиковую трубу, она недостаточно жесткая и создает основные проблемы этой АС.
    То, что здесь предлагается – тот же ФИ с камерой 50 л (над НЧ-динамиком) и большой жесткой трубой (под ним). Такой шкафчик действительно будет звучать громче и с меньшими призвуками, однако в высококлассной акустике ФИ в любой форме не применяют.
    В общем, пилите, Шура, пилите…(©)
    Если же хочется улучшить имеющиеся АС, а не строить новые, достаточно удалить из 35АС-1 (S-90) трубы ФИ, сделать ящик закрытым и усилить его несколькими распорками. Поле дальнейших опытов – заполнение НЧ и СЧ секций. Дополнительно можно заменить бумажные емкости фильтра (особенно ВЧ секции) на пленочные с высоким напряжением.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Александр, соглашусь с вами во многом, особенно про вариант закрытого ящика для 30ГД-2 или 75ГДН-1, этот вариант измерен мною лично , там все достойно. Разве что чуть добавить объема, литров на 10 – будет идеально.
      Вариант Рогожина (не для 30ГД-2) – я слушал лично, есть и замеры, звучание впечатлило, ачх тоже необычно ровная.
      другое дело-габариты этого излучателя мало кому понравятся. Мне- вряд ли ))
      Приходилось дорабатывать 35АС и S90 , их главная проблема- выброс на нижнем срезе из-за превышения по добротности и выброс на 400гц из-за неудачного нч фильтра. Выровняв ачх басовика на микрофоне, получаем без преувеличения, королевский звук, такой плотный, низкий и красивый бас -ещё поискать, что бы мне в ответ ни говорили сторонники “правильных” басовых динамиков. Средина и вч-слабое звено этих ко-лонок, пришлось заметить их на Альфард ETP1300S2 и Визатон SC10N , результат превосходен. Тема доработки колонок быа выложена на форуме Сергея Сергеева, но со временем все фото , схемы фильтров и ачх исчезли, к сожалению.

      • Александр Р. пишет:

        Согласен, СЧ и ВЧ головы в 35АС – не шедевры (но и не хлам), но главный недостаток – оформление: металлическая панель и пластиковый корпус. Технологично, но звук точно не украшает – сюда просится фанера. Что до фильтров, то я не понимаю фазировки головок: при втором порядке СЧ должна быть в противофазе. Может быть, отсюда и выброс на 400 гц, о котором Вы пишете? А забугорные головы – неплохо, конечно, но в новом корпусе это будет уже совсем другая АС.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          нет, нет. Выброс на 400гц- из-за резонанса кучи банок на 90мк с индуктивностью басовика. Стоит врезать в емкостную ветку нч фильтра резистор и превратить фильтр в 1-го порядка с цобелем, как выброс уходит напрочь, сменяется плавным спадом и спокойным звучанием. Полярность средника при этом нужно сменить на обратную, иначе на стыке нч и сч получим провал и нарушение слитности. Само собой, полярность вч динамика нужно тоже поменять . Третий порядок вч фильтра нужно заменить на второй, если пищалка приличная, а не родной ужас.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            С полярностью динамиков вроде не напутано, грубых нестыковок я не увидел на измерении заводской пломбированной колонки, но вид ачх -как бы так помягче-то… Пугать народ:)

          • Чалов Денис пишет:

            У 75ГДН-1 один серьёзный недостаток: из-за большого колпака на его АЧХ наблюдается сильный выброс в районе 1500-1700 Герц, поэтому второй порядок фильтра ему просто необходим.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Я обошелся в итоге первым порядком с цобелем 90 мк родные банки плюс резистор 5,6 ома из аттенюатора на вч . Выброс не 1700 гц присел ниже ватерлинии, затем суммировался со средником аккурат на полезной частоте презенса, звук получился что надо. Попытка обвалить басовик круто и низко дала обратный результат, звук развалился, бас отстал, средина стала торчать и резать слух.

              • Чалов Денис пишет:

                Да не может бас отставать. Там же не миллисекундные задержки. Цепь Цобеля кроме уравнения импеданса, ведет себя как фильтр. И тоже влияет на фазу. Не проще сделать фнч полноценным 2-го порядка с индуктивностью 3 мГн и ёмкостью 90 мкФ? И никакой совместной работы на частотах аж за 1500 герц со средником, повышающей Кг.

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Бас может отставать и ещё как, вплоть до момента, когда скажем, удар барабана и гитарный аккорд начинают играть в противотакт.
                  Для забавы прислушайтесь к музыке из проезжающих автосабов. Может, поймете, об чем я тут ворчу. А ещё забавно читать советы по улучшению колонки, которые и были откинуты как убивающие и разваливающие музыку. Тот же самый нч филтр от 35ас с его чудовищной ачх .

                  • Чалов Денис пишет:

                    Вы не путайте эффект Доплера – изменение частоты колебаний звуковых волн, воспринимаемой наблюдателем, вследствие взаимного движения наблюдателя и источника волн и фазовые сдвиги. В первом случае длина волны низкой частоты соизмерима с расстоянием между вами и автомобилем, во втором – это задержка в полпериода на частотах 500-600 герц.

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      вы сюда и допплер приплели. ой….худо все как и запущено. Ходу отседова. Воюйте с другими, мне своих баламутов хватает.

                    • Чалов Денис пишет:

                      А конкретней, в чём я не прав?

                    • шел мимо пишет:

                      Зарапортовался, батенька, надо сказать!
                      Это куда у Вас акустика бежит?

                    • Чалов Денис пишет:

                      Мне предложили послушать как запаздывает бас у проезжающих автомобилей. Этот эффект носит название Доплера. Когда автомобиль приближается к вам, он догоняет излученные волны (длинные волны, НЧ). Когда уезжает – как бы обгоняет. Это и создает иллюзию замедленного или ускоренного баса.

            • Марков Николай пишет:

              АЧХ с колпаком и без: https://ldsound.club/index.php?threads/75-gdn-1-4-30-gd-2.121/post-7421
              Для нормального второго порядка нужна ещё плюс цепочка Цобеля, иначе выброс гарантирован. Слишком много деталей. Полторашник с резистором 1…2 Ома абсолютный чемпион по простоте и показателям. При разделе 600 Гц полторашник успевает сработать на первом пике, а без купола прекрасно работает раздел 800 Гц первым порядком, ибо пика 1400 нет, а следующий 2500 Гц.
              Эффект Допплера, конечно, имеет место, Вахитов подтверждает: http://ldsound.ru/nonlinear-distortion-of-electrodynamic-speakers/
              Но, кажется, под “бас отстал” имелось в виду что-то другое.

              • Семён пишет:

                Основной недостаток S-90 это отстойный СЧ динамик (хоть и громкий). Он работает до 5000 герц. Соответственно на эту частоту настроен фильтр. От 5000 Гц и выше средние частоты отыгрывает купольные динамик. Но 5000 герц-это не его частота!!! Он захлебывается, песочит. Часто сгорает на больших громкостях. Эти колонки доделываются просто: меняется СЧ динамик на динамик с большей чуйкой, с бумажным подвесом. Который до 8000-10000 сможет играть. И перенастроить фильтр на 8000 герц. Ну и нормальные провода 2.5-3 мм2. И всё!!!! И не надо пилить коробки по 300 литров размером со шкаф.

  4. Николай пишет:

    Александр! Возможно приобрести модернизированные колонки S-90 в корпусе лабиринт?

  5. Сергей пишет:

    Из имеющихся S 90, купленных в 1986 году(я единственный хозяин) сделал лабиринт Рогожина… Даже в тестовом режиме не сопоставить с бывшими корпусами. Размер для меня не имеет значения, живу в частном доме. Детали:кроссовер разделён под бивайринг, в ВЧ контуре конденсаторы поменяны местами. СЧ динамик доработан:ПАС, перевернут пылезащитный колпачок..
    Спасибо Александру Рогожину.

    • Игорь пишет:

      Сергей, а не составит ли у вас труда опубликовать схему или фото вашего кроссовера?
      Спасибо.

  6. Данилл пишет:

    вопрос таков. фильтра остаются стандартными или нужно что-то переделывать?

    • LDS пишет:

      Стандарт.

    • Евгений пишет:

      Мне для рогожинские лабиринтов “тюнинговал” фильтры Хоаанов Александр из Питера. Разница в звучании с родными от 35ас012 ощутима не вооруженным ухом.я месяц родные слушал, потом от новые – небо и земля.
      Кстати, если интересно, могу подсказать как ещё звучание улучшить с минимальными вложениями.

      • Данилл пишет:

        мне бы улучшить s90b, а эти потом)

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        верно пишете. Проделать такой великий труд – корпус, оставив нетронутыми родные фильтры- даже не треть успеха, а гораздо меньше.
        ПС. Не прошу у вас схему фильтров, потому что умею это сам.:) Удачи вам!

      • Игорь пишет:

        “Кстати, если интересно, могу подсказать как ещё звучание улучшить с минимальными вложениями.”

        Очень даже интересно, если не затруднит, расскажите

  7. Денис пишет:

    Здравствуйте! Приложенные чертежи подойдут для колонок “Орбита” 35 АС-016? По всем параметрам смотрю вроде одинаково, что динамики одинаковые, что сопротивление колонок, мощность.

  8. Максим пишет:

    Здравствуйте очумельцы. Дак а где статья про фильтры под эти корпуса??
    а то действительно, как писали выше, корпуса сделать это полдела, даже меньше.
    если можно (и если это тайна коммерческого плата) можно на почту мне maksss95@bk.ru

    • Александр пишет:

      Максим советую использовать трехполосной усилитель и фильтры не будут нужны….

    • Александр пишет:

      Да-да уважаемые! Я тоже никому не скажу : ) можно и мне схему кроссовера от лабиринта. Нормальных парней нужно продвигать,а то иш все разбегаются из России , Европу им подавай sedovsam1@mail.ru .

      • LDS пишет:

        Родной фильтр остается.

        • Александр пишет:

          Без доработок?
          Подскажите,а дополнительная секция в СЧ забивается ватином как твитерная или ?

          • LDS пишет:

            В статье о фильтре ничего не сказано. Да и вся работа выполняется только для оформления НЧ динамика.
            Под СЧ просто вату положить или ватин тот же, как и в родном стакане.

          • Марков Николай пишет:

            Посмотрите http://ldsound.ru/35-ac-012-s-90-part-1-filter-analysis/ .
            Одну АС оставляете опорной, другую переиначиваете. Сравниваете, делаете выводы, движетесь дальше. Вопросы и измерения приветствуются.

  9. RRR-Ak пишет:

    Такой вопрос. Тут нужны s90 любые. А что если я использую s70? Просто они без усилителей родных и корпуса убитые( плюс их переделали под фазик).

    • LDS пишет:

      Если все отключено и не работает (ЭМОС), то можно.

      • RRR-Ak пишет:

        Эмос работает только со встроенным усилителем? Если да, то тогда нужно просто использовать другой усилитель, чтобы эмос не был задействован? И что ещё нужно отключать?

        • LDS пишет:

          На НЧ динамике 2 пары контактов.
          1 пара – включение динамика к усилителю, стандартно.
          2 пара – датчик ЭМОС.

  10. Коля пишет:

    Не понимаю из-за чего сыр бор. Г-н Рогожин делает свой коммерческий проект. По простому, по деревенски бабала хочет срубить на разводе публики. На кой хрен городить этого монстра. Процитируем его претензии к родной АС с комментами:
    “Привожу список основных проблем родных корпусов 35АС-012:

    – не правильный объем НЧ оформления не дает достаточного уровня низких частот. – Объем правильный. При заданной добротности и Vas самый рациональный.
    – не правильная частота настройки фазоинвертора не дает достаточного качества баса. – Раз правильный объем, то и настройка правильная.

    – не правильный объем СЧ оформления приводит к призвукам на середине.
    -Тут аффтор прибил себя сам. Средник надо менять на подходящий ШП. Кстати, объем вполне нормальный, только ПАС надо сделать на средник как говорил Великий Шоров, как учит Ирина Алдошина.

    – не правильная обработка СЧ оформления дает зажатость динамики средних частот. -Суперзагадочная фраза. По моему аффтор для галочки писал пункт, ну чтоб больше было.

    – слабые стенки корпуса дают призвуки и потерю КПД на НЧ. – Стенки надо смотреть конкретно. Все-таки изделию около 40. Что-то ослабло, можно подклеить или стяжку поставить (не корпус же менять, тоже мне проблема).

    – плохая герметичность не дает работать даже тому НЧ резонатору который есть. – После этих слов аффтор окончательно потерял уважение. Резонатор – АУ, ты где?

    – плохая работа фазоинверторного типа оформления как такового приводит к однообразному гудению, высокой неравномерности баса в комнате, требованию больших мощностей от усилителя. – ФИ известен с 30-х годов, работает во многих конструкциях. И очень удачно. На 35АС он рассчитан превосходно, ну подстроить, тоже мне бином Ньютона. Загадочная фраза – однообразное гудение.

    – не удобный размер и форма корпуса требует установки его на подставки или мебель, в противном случае получаем недостаток высоких частот и не правильную сцену. – Размер тот, который получился при расчете. Расчет -верный. А установка на стойку – это правильно. Но к корпусу отношения не имеет.
    Короче, друзья – эта статья есть развод. Часом аффтор не с ОдЭссы будет?
    Пардон, Господа. Последний удар в область паха. Про к.п.д. У ФИ оформления этот параметр выше, чем у закрытых систем. “Мордой об стол (или фэйсом об тэйбл) кому как удобнее.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Коля, позволю себе снизить градус вашего возмущения. Причина есть.
      Я однажды лично поучаствовал в измерении и настройке колонки, выполненной по расчетам и с помощью Александра Рогожина, точнее- ящик считан и собран по Рогожину, а настройка полос моя. Результат выложен на Вегалабе, а сам скажу, что такой ровнейшей басовой ачх в обычной комнате, правда, большой, я не видел давно.
      Единственное, что я не стал бы делать, так сооружать для 75ГДН именно такое оформление, как лабиринт, габариты раздуваются, хотя и ценой высокой отдачи внизу. Всё-таки закрытый ящик литров 60 для него оптимальнее , 45 герц реальных, что ещё нужно для счастья от звука.
      тема на Веге:http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76695

  11. Коля пишет:

    30ГД2 был оптимизирован для работы в ФИ 1/2 Vas. В этом случае он в таком корпусе имеет оптимальные частоту среза (спада, как угодно) и К.П.Д. Расширение полосы пропускания в сторону нижних частот ведет к НЕОПРАВДАННОМУ увеличению амплитуды колебаний катушки и, как следствие, росту искажений, в том числе, и нелинейных.
    Хорошо, точнее правильно отрегулированный ФИ не дает подъемов и всплесков на граничной частоте, которые страшны только одним. Увеличением времени переходного процесса.
    Когда-то, давным давно, было принято считать, что ЗЯ дает более “слитное” звучание “басовых” составляющих спектра. В основном, это было мнение “музыкантов”, при этом ЧТО они слушали было неясно. И эта сказка переходила из издания в издание.
    30ГД2 имеет верхнюю частоту в пределах 1000 Гц. Это означает, что при правильном оформлении у него хорошая переходная характеристика или как раньше говорили “хорошая атака”.
    Можно долго спорить какое оформление лучше. Типа что лучше BMV или Мерседес.
    Суть не этом. В ораторском искусстве не принято “топить” своего визави. Придумывать небылицы про 35АС, да еще так безграмотно… Появляются сомнения не только в профессионализме аффтора, но и его порядочности.
    Это я и хотел сказать в своем посте, не более.
    Мир, дружба, жвачка.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Ваши тонкие дополнения – лишь доказывают сложность и неоднозначность бытия. Хочется ЗЯ- жертвуй нижним срезом, хочешь ФИ- забудь про короткий незатянутый отклик. Куда же бедному крестьянину податься…..

      • Аудиостроитель пишет:

        Есть другое мнение.
        Хочешь ЗЯ – используй НЧ голову с параметрами ТС для ЗЯ.
        Хочешь ФИ – испльзуй голову под ФИ.
        Хочешь бандпасс 6-го порядка – заплати хитрозадому индусу Боузу за патент.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Как все у вас просто. Этот- туда, этот-сюда. Так и дурак сможет.
          А ты внедри совершенно негодный автодин -да в фазоинвертор, потом то, что получилось, громко назови фазаинвестарам, в устрашение остальным неучам, пущай завидуют.

          • Аудиостроитель пишет:

            Я лишь имею ввиду то, что не нужно изначально загонять себя в тупик. Выруливать потом сложно и дорого. И долго.

      • Коля пишет:

        Не надо забывать о “коротком отклике”. Отклик ФИ такой же как у непередемфированного динамика. Правда, если набивать ящик ватой, то время реакции резонатора Гельмгольца действительно будет затянуто. А если нет, то нет.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Меня манит особый вариант ФИ, по Бесселю. У Алдошиной он изложен, как лучший в мире фазоинвертор. И как услышавший его однажды лично, желаю построить его снова. АБ.

  12. Аудиостроитель пишет:

    Ещё раз отмечу (вроде уже писал), что “дёшево” такой шкаф делается только украв материалы с мебельной фабрики и не учитывая собственное время.

    P.S. Собственный труд многие вообще почему-то не ценят. А почему?

  13. RRR-Ak пишет:

    В статье указано, что толщина материала 16 мм, а фанера только 15 мм. Ее можно использовать или лучше мдф?

    • Дмитрий Большаков пишет:

      Разница в миллиметр, не сыграет значительной роли.

      • RRR-Ak пишет:

        ну а вы бы выбрали МДФ или фанеру? Что лучше?

        • Дмитрий Большаков пишет:

          Фанеру или ДСП. Но я не весть какой авторитет.

        • Коля пишет:

          Однозначно музыкальный МДФ. То есть не слишком спрессованный и, как говорят, не проверял, содержащий резиновую (?) крошку. Якобы для увеличения потерь при колебаниях. Идея не нова. Но от фанеры я бы воздержался. Уж слишком звонкий материал.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Сейчас напомню про колонки из бетона. Армированные углеволокном.

            • Чалов Денис пишет:

              А я делал :) Жесть жесткая… Никогда не делайте бетонных колонок! Никакая вата внутри них не спсёт звук.

    • Vip Kit пишет:

      А чем плоха фанера на 18мм ?

      • Коля пишет:

        Нашел на сайте
        “У каждого, кто занимался акустикой, есть свой опыт борьбы с вибрацией стенок корпуса.
        Едва ли кому надо пояснять, что эффект это нежелательный.
        Редкие исключения – скорее повод для создания иных систем АС, чем повод терпеть призвук.

        Используется много способов. Начиная от усиливающих перегородок и распорок, заканчивая экзотическими мраморными АС (“а ваши мраморные колонки клееные или долбаные?Smile”). Засыпка двойных стенок песком, обклейка битумными мастиками – можно продолжать долго.

        Мы использовали с большим успехом криволинейные (полуцилиндрические) стенки.

        Весьма технологично и удобно для производства. Легкие и жесткие.
        Прочные. Будет интересно – выложу технологию.”

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Знакомый, занимающийся мебелью, говорил, что нет проще сделать криволинейную форму ящика из склееного 5-мм гнутого на оправке МДФ, он принимает любую форму, толщину можно нагнать какую хошь, прочность не хуже остальных вариантов.

  14. Коля пишет:

    Только 16 мм для такого ящика маловато будет, хотя там перегородки какие-то есть.

  15. kolobrkin пишет:

    Да зачем все утолщать? Расстояния между панелями небольшие. Ну перестраховаться, сделать переднюю панель – двойной. Да этого за глаза и с запасом.

    • RRR-Ak пишет:

      Так если переднюю панель увеличить в толщине, то длина “отверстия” снизу увеличится. Это как-то повлияет на звук?

  16. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    На НЧ нет. На средине и вч да.

  17. kolobrkin пишет:

    На НЧ приращение длины тоннеля на 1,5-2 см.(0,7%) не отразится. На СЧ и ВЧ другое акустическое оформление. Тоннель не задействован.

  18. v@rZer пишет:

    Интересно,как на 16 мм дсп/фанере/ ЗАКРЕПИТЬ 75 ГДН……

  19. RRR-Ak пишет:

    Такой вопрос. Стоит ли переднюю панель брать более толстую? К примеру, взять не 16 мм, а 32? Эти 16 мм как-то повлияют на звук ? И есть ли смысл? Углублять место под динамики я не собираюсь. P.S. планирую переделать 50 ас 022.

  20. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Родной ящик от 50Ас 022 ничем не выказал слабости стенок при басовой нагрузке. Я бы не заморачивался.

    • RRR-Ak пишет:

      А еще вопрос, но уже по поводу амфитонов. Передняя панель вылезла немного из корпуса. Её можно как-то обратно вдавить?

  21. RRR-Ak пишет:

    А вообще 50 ас-022 подходят для такую переделку? Просто здесь используется 75 гдн 1-4, а в Амфитонах 75 гдн 3-4.

    • Чалов Денис пишет:

      Я б не советовал такую переделку и для 75гдн-1. Ящик в 100 литров делает его бас неадекватным, а тут открытый…

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        родной ящик от Амфитона совершенно оптимален по объему для его динамика , кидаться в повторение незнакомой конструкции- смысла ноль.
        Для 75ГДН-3 нужен ящик 40-45 литров, не 60 , как для 75ГДн-1.
        У 75ГДН-3 добротность меньше.
        Какой нужен объём для дымохода я не в курсе.

        • RRR-Ak пишет:

          ну а если есть желание собрать такие “столбы” , то амфитоны подойдут или все-же ящик рассчитан под 75 гдн1 ?

          • Чалов Денис пишет:

            Если цель – собрать такие столбы – собирайте. Вы же это хотели услышать?

            • RRR-Ak пишет:

              Я хочу услышать, что ящик рассчитан не только на75гдн 1, но и на 75гдн3.

              • LDS пишет:

                Да ответь человеку проще)
                Да подойдет. Корпус рассчитан на резонансную частоту.

                • RRR-Ak пишет:

                  Спасибо за ответ) Если звучание будет хуже чем в родных ящиках, то я просто верну динамики обратно. А так , если они подходят, значит звук мне понравится)

                  • LDS пишет:

                    Да, т.е. с меня спросу нет) Такого корпуса я не пробовал, но люди хвалят. Соберете, отпишитесь пожалуйста что вышло.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Третий раз . Амфитоновы 75ГДН-3 это ДРУГИЕ динамики под ДРУГОЙ расчет оформления. Какой- вопросы к Рогожину, он считал.

  22. RRR-Ak пишет:

    А для корпусов все-же лучше фанеру или мдф?

    • Чалов Денис пишет:

      МДФ! Она поглощает вибрацию, а не передает наружу из корпуса, издавая призвуки.

    • LDS пишет:

      Еще MDF обрабатывается легко. Но себе взял бы фанеру высшего сорта с порезкой.

      • RRR-Ak пишет:

        Я так понял МДФ – это топ? И я бы тоже взял фанеру, но она 15 мм, поэтому я выбрал пока что МДФ)

        • Чалов Денис пишет:

          Топ – это мдф переменной плотности. С одной стороны плотнее, с дугой рыхлее. Бывает по краям плотная, внутри рыхлая. Делайте из того, что есть или дешевле в Вашем районе купить. Сделайте пробный вариант – понравится, делайте чистовые корпуса из хорошего материала.

  23. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    По мне- так чрезмерно раздутая и надуманная проблема. Не имея понятия о звуке колонки в целом, истерически начинают метаться, хватаясь за подслушанные у гурей секреты. Ах! Фанера! Ах! МДф ! Ах! HDF Только в них счастье и успех. А ни фига. Хоть из стали сделай ящик, умеючи – будет звучать. Маленькая поправка. Умеючи.

    • RRR-Ak пишет:

      Мой вопрос относился к общим качествам: обработка, цена и т.д. По звуку , как мне кажется, разницы мдф и фанеры не замечу, хотя отличия между всеми своими парами АС чувствую, вижу. Амфитоны приятнее всех играют. S90F мне как-то по басам не нравятся(гудят такое ощущение и все), S90B по басам были лучшими ( до 50АС-022), но были как-то глуховаты на высоких. S50B по ВЧ, лично мне, показалось, что играют лучше S90 (B и F), ну а с амфитонами пока не сравнивал.

  24. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Меня всякие доски устраивают, а фанера впереди всех. МДФ тяжелый и при распилке создает огромную тучу очень мелкой пыли.
    Шпонированный дубом МДФ вообще сказка. Но найти его непросто.

    • RRR-Ak пишет:

      А если после сборки отдать эти ящики в мебельную мастерскую, чтобы они отшпонировали? P.S. я так и планировал)

      • Чалов Денис пишет:

        Цену сначала шпонирования узнайте. Сделайте пробный вариант. Черновой, из любого материала. Понравится, ищите уже из чего делать и как оформить.

        • RRR-Ak пишет:

          Я планировал сначала собрать голые ящики из мдф, послушать, снять динамики и затем отвезти корпуса в мастерскую.

          • Чалов Денис пишет:

            Шпонирование – это очень дорого. Тем более ящики такого размера. Попробуйте сделать одну колонку, из любого г… материала. Как раз опыт изготовления появится. А затем, если результат устроет, делайте окончательный, чистовой вариант из двух одинаковых ящиков.

  25. Сергей Гудков пишет:

    Раньше любая схема в журнале начиналась и описания (жирным курсивом) ,в котором говорилось что это, для чего нужно, а далее (самая замануха!) какие у неё технические характкристики. Мощность……………Вт, Частотный диапазон…………………….Гц,
    КНИ……………………%, Неравномерность………………..дБ, Габариты…………….мм, Масса………………кг. Почему бы тут так не оформить?

  26. Valery пишет:

    Не совсем понимаю подхода в этом проекте – одна из основных причин это не правильно спроектированный корпус девяностых. Поэтому автор решает сделать новый корпус-лабиринт оставив комплектацию и схемотехнику прежней. В итоге получаем новый корпус в современном формфакторе. Ну, так себе результат. Не знаю как они играют но выглядят они страшновато. Как ни крути а динамики девяностых угадываемы за версту. Изюминка девяностых, про звук пока не говорим, это винтажный вид и натуральные материалы в отделке. Сейчас это в тренде. Многие современные производители включают в свою линейку именно винтажного вида акустику. Например JBL 4319, JBL L100, Wharfedale Denton, Linton. Так может быть есть смысл рассчитать новый, правильный корпус и не отходить от изначальной идеи!?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *