Модернизация S-90 по Рогожину

Статья посвящается новым методам улучшения звучания широко распространенных колонок S-90. Известный звукорежиссер и инженер конструктор акустических систем из Киева, специализирующийся на студийной аппаратуре и акустических системах предложил “Народный проект” по переделке колонок S-90 на лабиринтное акустическое оформление. Автор – Александр Рогожин. Работа выполнена по оригинальной статье. Александр Рогожин придумал ноу-хау, как перевести наиболее известные большинству русскоговорящих людей колонки Радиотехника S-90 в лабиринтные корпуса. Статья посвящена наиболее массовой и более 20 лет считавшейся эталоном акустике советского периода, которая в первой своей генерации называлась 35 АС-1.

В позднем СССР кроме колонок S-90 конечно появлялись «клоны», содранные с лучших зарубежных образцов, например – Электроника 100 АС-063 или 75 АС-065. Но они были очень дороги и мало распространены, тягаться по популярности с акустикой S-90 они не могли.

Конструкция и сборка

Для изготовления лабиринтного корпуса колонок S-90 лучше всего взять материал толщиной 16 мм. Причин тому несколько: Первая – новый корпус не должен быть «неподъемным», Вторая – конструктив лабиринта, это когда много перегородок и мало протяженных поверхностей, а значит лабиринт – изначально более жесткая конструкция чем закрытый ящик или фазоинвертор, Третья – ДСП, МДФ и фанера толщиной 16 мм это самый распространенный и доступный материал. При таких габаритах колонок обойтись материалом толщиной 16 мм в фазоинверсном или закрытом акустическом оформлении не получится. Так что здесь лабиринт в явном фаворе. В идеале корпус нужно изготавливать из березовой фанеры, но при ее отсутствии вполне подойдет ламинированный МДФ, ДСП и даже – старый шкаф.

На задней стенке бокса среднечастотного динамика установлены две перегородки, чтобы придать боксу оптимальную акустическую форму и снизить паразитные резонансы. Они нужны обе и обойтись без них нельзя. Вообще желательно в новых корпусах колонок S-90 не менять никаких размеров и не ставить никаких дополнительных деталей. Каждый элемент корпуса высчитан до миллиметра и находится именно в том месте где нужен.

На чертеже не указаны диаметры установочных отверстий под динамики т.к. головки, которые устанавливались в колонки S90 выпускались множеством предприятий бывшего СССР и, как и все, что делалось в СССР не имеет однозначных размеров. При установке динамиков в новые лабиринтные корпуса померьте реальные размеры головок и перенесите их на переднюю панель. Версий корзин динамиков 30 ГД-2 и 15 ГД-11 было множество.

Демпфирование

Очень важный момент, 100% внутренних поверхностей лабиринта и среднечастотного бокса должны быть покрыты швейным ватином толщиной 4-6 мм. Толщина ватина учтена при проектировании колонок, и его отсутствие, либо замена на что-то более толстое ухудшит их объективные показатели. Ватин следует приклеить на резиновый клей или двухсторонний скотч (в листах), он нормализует добротность лабиринта и убирает лишние призвуки. Лабиринт без ватина на стенках, тоже самое, что автомобиль без амортизаторов. Лабиринт без ватина играть будет так же, как машина будет ехать без амортизаторов (резонанс лабиринта – пружина, оклейка лабиринта – амортизатор).

Все стенки с внутренней стороны среднечастотного бокса так же должны быть оклеены ватином, заполнять его внутренний объем чем-либо не следует.

Не нужно «улучшать» акустику лабиринта путем запихивания в него синтепона, войлока, ваты или родного поглотителя, оставшегося от старых корпусов. Заполнение звукопоглотителем делаем только для камеры ВЧ динамика и глухих «треугольников», формирующих каналы лабиринта. Если этого не сделать, после сборки треугольники превратятся в резонаторы и каждый на своей частоте станут “подвывать” через стенки колонок.

Звук

На сегодняшний день была изготовлена одна пара лабиринтных корпусов. Колонки были собраны и опробованы в сравнении со штатными стоковыми колонками Радиотехника S-90. Гарантирую, что многие из меломанов, которые решатся на подобную переделку фазоинверсного оформления на лабиринтное, кроме на 100% ЛУЧШЕГО лабиринтного баса возможно откроют для себя понятие «настоящая звуковая сцена».

Положительных изменений в звуке у вас будет – выше крыши. И главное – практически бесплатно, особенно если сравнивать стоимость этих корпусов с ценником аналогично играющих фирменных колонок.

По материалам: aovox.com

47 комментариев: Модернизация S-90 по Рогожину

  1. ZLOIVOVAN пишет:

    Это не модернизация, это создание абсолютно новой акустики.От S90 только динамики и накладки.

    • Шел мимо пишет:

      Абсолютно согласен. Сюда бы подошло “Превращение с90 в…”.
      Но идея заслуживает внимания. Тем более, что технология расписана очень хорошо. Жаль, что все на уровне “мамой клянусь”

      • Константин пишет:

        Общая АЧХ до и после?
        Хотя если были только сами динамики то можно сравнить с 35АС212 АЧХ которой снято много кем и всем прекрасно известны эти “горбы верблюда”.

    • RA9YUP пишет:

      Причем тут s90? Динамики и накладки от “Амфитон 35ас 018”
      S90 отдыхают рядом с Амфитоном и без переделок

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Довелось участвовать в настройке колонки с басовой частью в виде лабиринта по расчетам и чертежам от Рогожина Александра. Звук и ачх внушают уважение, если не восторг. Но габариты этого шкафа….
    И я против применения в комнате колонок с полосой от 30 гц. Ладно, если своя, без соседей, и то , все домашние не будут знать, куда спрятаться от всепроникающего гула.
    45 Гц предел для низа, так думаю.
    Другое дело-киношники, им без саба кино не кино, тогда-да, с этими лабиритнами саб не нужен.

  3. Александр пишет:

    Добрый день!
    Подскажите по поводу материала для корпуса. Пишите что фанера лучше, но её нет 16мм! Есть 15 и 18 мм.
    Какую тогда лучше взять? И тогда нужно пересчитывать размеры корпуса, да?

    • LDS пишет:

      Есть еще MDF, там есть 16 мм.
      А вообще сколько раз брал фанеру с порезкой, то получается, что она не 15 мм а почти 16 мм. 10 мм почти 11 мм. Всегда приходилось убирать этот миллиметр, так как не подходило идеально. Конечно, 1 мм запаса там нет, но 0,5 мм точно есть.
      В Вашем случае берите 15 мм. Здесь лабиринт.

      • Дмитрий пишет:

        А что можно использовать в качестве внутренней обивки? Видел в леруа панели шумопоглащающие. Они хоть и по 4 см в ширину, но их можно расслаивать, мениральная вата есть…

  4. Евгений пишет:

    Собрал я себе лабирины по Рогожину, ну, почти всё верно описано, но кое что все же я добавил своего к конструкции: усилил брусками боковины вокруг нч дина, усилил верхнюю и нижнюю полки, ватина всё же два слоя, и концы лабиринта проклеил акуст поролоном волна. Фильтры мне Александр Хованова в Питере делал, и разместил я их внутри, и, конечно же, выкинул родной сч, вместо него отлично играет альфард 1300.
    Фильтры прогреваю второй месяц, но звук с каждой неделей становится всё вкуснее, так что родные с-90 рядом не стояли.
    Я из МДФ 16 мм сделал, доволен более чем.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Да, Альфард 1300 на удивление хороший средник за свои копейки , он даже напрямую без фильтра играет настоящую средину, спокойную и ясную.

    • шел мимо пишет:

      “Фильтры прогреваю второй месяц, но звук с каждой неделей становится всё вкуснее”… занавес!Очень лаконично, научно и технически грамотно.
      Стесняюсь спросить, а что прогреваете то два месяца в фильтрах?) Может их надо было до того как в изделие ставить, в духовке прожарить часиков скоко при температуре эдак под 300 °C, а собрав уже сразу слушать и наслаждаться))

      • Vip Kit пишет:

        Если бы, ,,технически грамотное”, ещё и звучало бы !))
        Глухих, но грамотных – выше крыши.
        Зато, ,,прогрев” кабеля, усилителя, АС, слышат очень многие, у кого со слухом всё в порядке.
        Простой тест – поворот вилки в розетке, слышно разницу в звуке – зачёт, не слышно – менять надо профессию и хобби.))

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Среди знакомых, крутящих вилку в розетке и ловящих этим глубину сцены, не припоминаю ни одного, кто замер бы при звуках голоса или красивой мелодии. Потому что они глухие в упор на самое важное , собственно, в музыке- к самой музыке. Зато трепать языком и изображать экспертов- на это они мастера. Лживое лицемерное чванское племя. Слава богу, есть и другие, для кого постройка домашней системы- не повод удивлять других, а жизненная необходимость.
          А то, что со временем звук лучшеет, это факт. Но так бывает не всегда, чаще звук начинает доставать, вау-эффект проходит и понимаешь, что попался на красивую приманку и нужно вернуться к прежнему звучанию.

          • Vip Kit пишет:

            Не повезло, Вам, со знакомыми. ))
            Удивляет другое, Вы, даже не допускаете мысль, что есть меломаны, с очень критичным отношением, к качеству звучания любимой музыки.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              это знакомым не повезло , с тратой жизни на совершенную ерунду – ловлю призраков и перетыкивание вилок. А меняя моя домашка устраивает совершенно, каждый кирпич в ней сделан лично и уложен как надо для достижения нормального звучания и достойной ачх. Хотя, само явление изменения звучания при смене полярности сетевой вилки мне понятно , его основа- физика и электротехника. Это явление можно свести к нулю не только отсутствием слуха, но и грамотной схемой питания.

              • Vip Kit пишет:

                Каждый конструктор аудио, прежде, чем добиться результата, который его устраивает, много раз ,,наступает на грабли” и несет всевозможные материальные потери.
                Почему чужой опыт – ,,пустая трата жизни, на совершенную ерунду” ?
                Я, так понимаю, если кто то, пытается добиться совершенства, то это уже не совсем ерунда.))

        • Vip Kit пишет:

          Стоит разделять внешние сетевые помехи и локальные помехи, от силовых и сигнальных цепей, а также ,,земляные петли”, которые часто образуется при подключении в сеть нескольких аудио устройств. Все помехи попадают на общую сигнальную землю и оттуда через проходную ёмкость сетевого трансформатора, дальше в сеть, через кабель питания. Именно этот эффект влияет на звук.
          При смене сетевой фразировки, меняются активные и реактивные потери локальных помех и ,,земляные петли” исчезают.

    • Дмитрий пишет:

      Доброго времени суток. Подскажите, куда внутри разместили фильтры и не искажает ли это звук?

  5. Profi пишет:

    “Простой тест – поворот вилки в розетке, слышно разницу в звуке – зачёт, не слышно – менять надо профессию и хобби.))”

    Фильтровать сеть надо, а не вилки крутить.

  6. NEULO пишет:

    На самом деле повороты вилки могут влиять на звук, правда не всегда. Тут суть в том что сеть то у нас несимметричная- фаза и ноль.) А не фаза и фаза.
    Когда то давно в далёком детстве собрал магнитофон на фанерке, хороший, по своей схемке. Так вот уровень фона сильно зависел от положения вилки в розетке. (оно и понятно в общем то) Но то магнитофон, да ещё и неэкранированный. Как оно может на усилок влиять для меня загадка.)

  7. Profi пишет:

    “сеть то у нас несимметричная- фаза и ноль”
    Усь, да и любой аудио девайс гальванически развязан от сети через трансформатор. И где на вторичке ноль и фаза?
    Используемая литерература: учебник физики, 8 класс.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      силовик по природе несимметричен, по отношению концов обмотки к железному сердечнику, а в выпрямителе связь с сетью через емкость вторичка-первичка рвется 50 раз в секунду, порождая мультипликативную помеху, про это написано много статей. А как устроить неразрывную связь шасси с сетью по вч или ослабить помеху – другой вопрос.
      В этом плане весьма полезна статья Евгения Карпова про организацию и выбор схемы блока питания для минимизации всяких помех от сети.

    • NEULO пишет:

      У любой обмотки есть начало есть конец. Никаких даже учебников не надо.
      А учитывая что я никаких физических выкладок не приводил а только собственный опыт, то спор ни о чём. Давай машину времени построим и вернёмся в 1992 год. И проверим?)))

  8. RA9YUP пишет:

    Всех десантников, с праздником! Слава ВДВ!
    104Гв.ВДД 1995г

  9. Евгений пишет:

    Всем здравствуйте, подскажите эти корпуса подойдут под “Амфитон” 50АС-022,
    они с 90ми вроде одинаковые….? (кроме объёма стоковых корпусов) или нет?

  10. Алексей пишет:

    Никто не говорит почему нч динамик не стоит в начале тоннеля.Это же все равно,что писать против ветра и зачем делать хуже,кто мешает не быть попугаем?

    • Сергей пишет:

      Да вроде каждый попугай что слышал о лабиринтах знает что смещение на треть убирает “третью” моду и прилично ровняет АЧХ самого лабиринта (не динамика)

      • Алексей пишет:

        Вы правы в одном,что это все на уровне слухов,а не потому ли она выравнивается,что возникает сопротивление потоку от отраженки?И не лучше ли будет просто сделать полуволну?

  11. Дмитрий пишет:

    Где внутри лабиринтов лучше всего фильтры разместить, что бы не искажало звук?

  12. Алексей пишет:

    На мой взгляд,лучшее место на задней стенке закрытым блоком.

    • Дмитрий пишет:

      Сделать им короб на выходе из лабиринтов? Я просто думал их закрепить на самом верху или в закрытом отсеке среднечастотника. Только придется их собирать компактней.

      • Vip Kit пишет:

        Бокс изменит расчетный объём лабиринта. Фильтр монтировать на одну из нижних полок, детали не лепить слишком близко, катушки индуктивности располагать перпендикулярно друг к другу.

  13. Дмитрий пишет:

    Для внутренней обивки подойдут блоки из менералтной ваты? В леруа видел.

    • Vip Kit пишет:

      Достаточно войлока 5мм, но прежде стоит послушать АС, как есть, с недельку другую и оценить звучание, определить, что не устраивает.

      • Дмитрий пишет:

        Оббирать сразу не нужно? Или сначала с войлочной оббивкой послушать, а потом дополнять дальше?

        • Vip Kit пишет:

          Собрать можно сразу, войлоком обклеить тоже.
          Проект этот грамотный и обкатанный.
          Боковую стенку имеет смысл сделать не ,,глухой”, а съёмной.

  14. Monster9000 пишет:

    Можно ли при модернизации любых ас использовать минвату вместо синтепона или ваты?

    • Vip Kit пишет:

      Можно, как высокоэффективный и не дорогой демпфирующий материал, но необходимо пылеудаление при раскрое и упаковка минваты в нетканый материал ,,Спандбонд”, ,,Агротекс”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *