Модернизация S-90 по Рогожину

Статья посвящается новым методам улучшения звучания широко распространенных колонок S-90. Известный звукорежиссер и инженер конструктор акустических систем из Киева, специализирующийся на студийной аппаратуре и акустических системах предложил “Народный проект” по переделке колонок S-90 на лабиринтное акустическое оформление. Автор – Александр Рогожин. Работа выполнена по оригинальной статье. Александр Рогожин придумал ноу-хау, как перевести наиболее известные большинству русскоговорящих людей колонки Радиотехника S-90 в лабиринтные корпуса. Статья посвящена наиболее массовой и более 20 лет считавшейся эталоном акустике советского периода, которая в первой своей генерации называлась 35 АС-1.

В позднем СССР кроме колонок S-90 конечно появлялись «клоны», содранные с лучших зарубежных образцов, например – Электроника 100 АС-063 или 75 АС-065. Но они были очень дороги и мало распространены, тягаться по популярности с акустикой S-90 они не могли.

Конструкция и сборка

Для изготовления лабиринтного корпуса колонок S-90 лучше всего взять материал толщиной 16 мм. Причин тому несколько: Первая – новый корпус не должен быть «неподъемным», Вторая – конструктив лабиринта, это когда много перегородок и мало протяженных поверхностей, а значит лабиринт – изначально более жесткая конструкция чем закрытый ящик или фазоинвертор, Третья – ДСП, МДФ и фанера толщиной 16 мм это самый распространенный и доступный материал. При таких габаритах колонок обойтись материалом толщиной 16 мм в фазоинверсном или закрытом акустическом оформлении не получится. Так что здесь лабиринт в явном фаворе. В идеале корпус нужно изготавливать из березовой фанеры, но при ее отсутствии вполне подойдет ламинированный МДФ, ДСП и даже – старый шкаф.

На задней стенке бокса среднечастотного динамика установлены две перегородки, чтобы придать боксу оптимальную акустическую форму и снизить паразитные резонансы. Они нужны обе и обойтись без них нельзя. Вообще желательно в новых корпусах колонок S-90 не менять никаких размеров и не ставить никаких дополнительных деталей. Каждый элемент корпуса высчитан до миллиметра и находится именно в том месте где нужен.

На чертеже не указаны диаметры установочных отверстий под динамики т.к. головки, которые устанавливались в колонки S90 выпускались множеством предприятий бывшего СССР и, как и все, что делалось в СССР не имеет однозначных размеров. При установке динамиков в новые лабиринтные корпуса померьте реальные размеры головок и перенесите их на переднюю панель. Версий корзин динамиков 30 ГД-2 и 15 ГД-11 было множество.

Демпфирование

Очень важный момент, 100% внутренних поверхностей лабиринта и среднечастотного бокса должны быть покрыты швейным ватином толщиной 4-6 мм. Толщина ватина учтена при проектировании колонок, и его отсутствие, либо замена на что-то более толстое ухудшит их объективные показатели. Ватин следует приклеить на резиновый клей или двухсторонний скотч (в листах), он нормализует добротность лабиринта и убирает лишние призвуки. Лабиринт без ватина на стенках, тоже самое, что автомобиль без амортизаторов. Лабиринт без ватина играть будет так же, как машина будет ехать без амортизаторов (резонанс лабиринта – пружина, оклейка лабиринта – амортизатор).

Все стенки с внутренней стороны среднечастотного бокса так же должны быть оклеены ватином, заполнять его внутренний объем чем-либо не следует.

Не нужно «улучшать» акустику лабиринта путем запихивания в него синтепона, войлока, ваты или родного поглотителя, оставшегося от старых корпусов. Заполнение звукопоглотителем делаем только для камеры ВЧ динамика и глухих «треугольников», формирующих каналы лабиринта. Если этого не сделать, после сборки треугольники превратятся в резонаторы и каждый на своей частоте станут “подвывать” через стенки колонок.

Звук

На сегодняшний день была изготовлена одна пара лабиринтных корпусов. Колонки были собраны и опробованы в сравнении со штатными стоковыми колонками Радиотехника S-90. Гарантирую, что многие из меломанов, которые решатся на подобную переделку фазоинверсного оформления на лабиринтное, кроме на 100% ЛУЧШЕГО лабиринтного баса возможно откроют для себя понятие «настоящая звуковая сцена».

Положительных изменений в звуке у вас будет – выше крыши. И главное – практически бесплатно, особенно если сравнивать стоимость этих корпусов с ценником аналогично играющих фирменных колонок.

По материалам: aovox.com

235 комментариев: Модернизация S-90 по Рогожину

  1. ZLOIVOVAN пишет:

    Это не модернизация, это создание абсолютно новой акустики.От S90 только динамики и накладки.

    • Шел мимо пишет:

      Абсолютно согласен. Сюда бы подошло “Превращение с90 в…”.
      Но идея заслуживает внимания. Тем более, что технология расписана очень хорошо. Жаль, что все на уровне “мамой клянусь”

      • Константин пишет:

        Общая АЧХ до и после?
        Хотя если были только сами динамики то можно сравнить с 35АС212 АЧХ которой снято много кем и всем прекрасно известны эти “горбы верблюда”.

    • RA9YUP пишет:

      Причем тут s90? Динамики и накладки от “Амфитон 35ас 018”
      S90 отдыхают рядом с Амфитоном и без переделок

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Довелось участвовать в настройке колонки с басовой частью в виде лабиринта по расчетам и чертежам от Рогожина Александра. Звук и ачх внушают уважение, если не восторг. Но габариты этого шкафа….
    И я против применения в комнате колонок с полосой от 30 гц. Ладно, если своя, без соседей, и то , все домашние не будут знать, куда спрятаться от всепроникающего гула.
    45 Гц предел для низа, так думаю.
    Другое дело-киношники, им без саба кино не кино, тогда-да, с этими лабиритнами саб не нужен.

  3. Александр пишет:

    Добрый день!
    Подскажите по поводу материала для корпуса. Пишите что фанера лучше, но её нет 16мм! Есть 15 и 18 мм.
    Какую тогда лучше взять? И тогда нужно пересчитывать размеры корпуса, да?

    • LDS пишет:

      Есть еще MDF, там есть 16 мм.
      А вообще сколько раз брал фанеру с порезкой, то получается, что она не 15 мм а почти 16 мм. 10 мм почти 11 мм. Всегда приходилось убирать этот миллиметр, так как не подходило идеально. Конечно, 1 мм запаса там нет, но 0,5 мм точно есть.
      В Вашем случае берите 15 мм. Здесь лабиринт.

      • Дмитрий пишет:

        А что можно использовать в качестве внутренней обивки? Видел в леруа панели шумопоглащающие. Они хоть и по 4 см в ширину, но их можно расслаивать, мениральная вата есть…

  4. Евгений пишет:

    Собрал я себе лабирины по Рогожину, ну, почти всё верно описано, но кое что все же я добавил своего к конструкции: усилил брусками боковины вокруг нч дина, усилил верхнюю и нижнюю полки, ватина всё же два слоя, и концы лабиринта проклеил акуст поролоном волна. Фильтры мне Александр Хованова в Питере делал, и разместил я их внутри, и, конечно же, выкинул родной сч, вместо него отлично играет альфард 1300.
    Фильтры прогреваю второй месяц, но звук с каждой неделей становится всё вкуснее, так что родные с-90 рядом не стояли.
    Я из МДФ 16 мм сделал, доволен более чем.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Да, Альфард 1300 на удивление хороший средник за свои копейки , он даже напрямую без фильтра играет настоящую средину, спокойную и ясную.

    • шел мимо пишет:

      “Фильтры прогреваю второй месяц, но звук с каждой неделей становится всё вкуснее”… занавес!Очень лаконично, научно и технически грамотно.
      Стесняюсь спросить, а что прогреваете то два месяца в фильтрах?) Может их надо было до того как в изделие ставить, в духовке прожарить часиков скоко при температуре эдак под 300 °C, а собрав уже сразу слушать и наслаждаться))

      • Vip Kit пишет:

        Если бы, ,,технически грамотное”, ещё и звучало бы !))
        Глухих, но грамотных – выше крыши.
        Зато, ,,прогрев” кабеля, усилителя, АС, слышат очень многие, у кого со слухом всё в порядке.
        Простой тест – поворот вилки в розетке, слышно разницу в звуке – зачёт, не слышно – менять надо профессию и хобби.))

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Среди знакомых, крутящих вилку в розетке и ловящих этим глубину сцены, не припоминаю ни одного, кто замер бы при звуках голоса или красивой мелодии. Потому что они глухие в упор на самое важное , собственно, в музыке- к самой музыке. Зато трепать языком и изображать экспертов- на это они мастера. Лживое лицемерное чванское племя. Слава богу, есть и другие, для кого постройка домашней системы- не повод удивлять других, а жизненная необходимость.
          А то, что со временем звук лучшеет, это факт. Но так бывает не всегда, чаще звук начинает доставать, вау-эффект проходит и понимаешь, что попался на красивую приманку и нужно вернуться к прежнему звучанию.

          • Vip Kit пишет:

            Не повезло, Вам, со знакомыми. ))
            Удивляет другое, Вы, даже не допускаете мысль, что есть меломаны, с очень критичным отношением, к качеству звучания любимой музыки.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              это знакомым не повезло , с тратой жизни на совершенную ерунду – ловлю призраков и перетыкивание вилок. А меняя моя домашка устраивает совершенно, каждый кирпич в ней сделан лично и уложен как надо для достижения нормального звучания и достойной ачх. Хотя, само явление изменения звучания при смене полярности сетевой вилки мне понятно , его основа- физика и электротехника. Это явление можно свести к нулю не только отсутствием слуха, но и грамотной схемой питания.

              • Vip Kit пишет:

                Каждый конструктор аудио, прежде, чем добиться результата, который его устраивает, много раз ,,наступает на грабли” и несет всевозможные материальные потери.
                Почему чужой опыт – ,,пустая трата жизни, на совершенную ерунду” ?
                Я, так понимаю, если кто то, пытается добиться совершенства, то это уже не совсем ерунда.))

        • Vip Kit пишет:

          Стоит разделять внешние сетевые помехи и локальные помехи, от силовых и сигнальных цепей, а также ,,земляные петли”, которые часто образуется при подключении в сеть нескольких аудио устройств. Все помехи попадают на общую сигнальную землю и оттуда через проходную ёмкость сетевого трансформатора, дальше в сеть, через кабель питания. Именно этот эффект влияет на звук.
          При смене сетевой фразировки, меняются активные и реактивные потери локальных помех и ,,земляные петли” исчезают.

    • Дмитрий пишет:

      Доброго времени суток. Подскажите, куда внутри разместили фильтры и не искажает ли это звук?

    • Сергей пишет:

      а все таки можно ли использовать уралы вместо родных нч?

  5. Profi пишет:

    “Простой тест – поворот вилки в розетке, слышно разницу в звуке – зачёт, не слышно – менять надо профессию и хобби.))”

    Фильтровать сеть надо, а не вилки крутить.

  6. NEULO пишет:

    На самом деле повороты вилки могут влиять на звук, правда не всегда. Тут суть в том что сеть то у нас несимметричная- фаза и ноль.) А не фаза и фаза.
    Когда то давно в далёком детстве собрал магнитофон на фанерке, хороший, по своей схемке. Так вот уровень фона сильно зависел от положения вилки в розетке. (оно и понятно в общем то) Но то магнитофон, да ещё и неэкранированный. Как оно может на усилок влиять для меня загадка.)

  7. Profi пишет:

    “сеть то у нас несимметричная- фаза и ноль”
    Усь, да и любой аудио девайс гальванически развязан от сети через трансформатор. И где на вторичке ноль и фаза?
    Используемая литерература: учебник физики, 8 класс.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      силовик по природе несимметричен, по отношению концов обмотки к железному сердечнику, а в выпрямителе связь с сетью через емкость вторичка-первичка рвется 50 раз в секунду, порождая мультипликативную помеху, про это написано много статей. А как устроить неразрывную связь шасси с сетью по вч или ослабить помеху – другой вопрос.
      В этом плане весьма полезна статья Евгения Карпова про организацию и выбор схемы блока питания для минимизации всяких помех от сети.

    • NEULO пишет:

      У любой обмотки есть начало есть конец. Никаких даже учебников не надо.
      А учитывая что я никаких физических выкладок не приводил а только собственный опыт, то спор ни о чём. Давай машину времени построим и вернёмся в 1992 год. И проверим?)))

  8. RA9YUP пишет:

    Всех десантников, с праздником! Слава ВДВ!
    104Гв.ВДД 1995г

  9. Евгений пишет:

    Всем здравствуйте, подскажите эти корпуса подойдут под “Амфитон” 50АС-022,
    они с 90ми вроде одинаковые….? (кроме объёма стоковых корпусов) или нет?

  10. Алексей пишет:

    Никто не говорит почему нч динамик не стоит в начале тоннеля.Это же все равно,что писать против ветра и зачем делать хуже,кто мешает не быть попугаем?

    • Сергей пишет:

      Да вроде каждый попугай что слышал о лабиринтах знает что смещение на треть убирает “третью” моду и прилично ровняет АЧХ самого лабиринта (не динамика)

      • Алексей пишет:

        Вы правы в одном,что это все на уровне слухов,а не потому ли она выравнивается,что возникает сопротивление потоку от отраженки?И не лучше ли будет просто сделать полуволну?

  11. Дмитрий пишет:

    Где внутри лабиринтов лучше всего фильтры разместить, что бы не искажало звук?

  12. Алексей пишет:

    На мой взгляд,лучшее место на задней стенке закрытым блоком.

    • Дмитрий пишет:

      Сделать им короб на выходе из лабиринтов? Я просто думал их закрепить на самом верху или в закрытом отсеке среднечастотника. Только придется их собирать компактней.

      • Vip Kit пишет:

        Бокс изменит расчетный объём лабиринта. Фильтр монтировать на одну из нижних полок, детали не лепить слишком близко, катушки индуктивности располагать перпендикулярно друг к другу.

  13. Дмитрий пишет:

    Для внутренней обивки подойдут блоки из менералтной ваты? В леруа видел.

    • Vip Kit пишет:

      Достаточно войлока 5мм, но прежде стоит послушать АС, как есть, с недельку другую и оценить звучание, определить, что не устраивает.

      • Дмитрий пишет:

        Оббирать сразу не нужно? Или сначала с войлочной оббивкой послушать, а потом дополнять дальше?

        • Vip Kit пишет:

          Собрать можно сразу, войлоком обклеить тоже.
          Проект этот грамотный и обкатанный.
          Боковую стенку имеет смысл сделать не ,,глухой”, а съёмной.

  14. Monster9000 пишет:

    Можно ли при модернизации любых ас использовать минвату вместо синтепона или ваты?

    • Vip Kit пишет:

      Можно, как высокоэффективный и не дорогой демпфирующий материал, но необходимо пылеудаление при раскрое и упаковка минваты в нетканый материал ,,Спандбонд”, ,,Агротекс”.

  15. Valiko пишет:

    …да век живи…надо же такое придумать…просто дал воздуху прогуляться…молодец!!!

  16. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76695
    это реально звучащая трехполоска на автодинамиках моей настройки, там все ачх и комментарии. Эти колонки дают очень уверенный бас, я сам не ожидал такого эффекта. Хотя и габариты ого-=го.
    забыл добавить, это как раз тот самый рогожинский лабиринт, в народе-дымоход.

  17. Сергей Aleph пишет:

    Если бы не габариты и требование знаний параметров Тиля-Смолла, то я бы давно сделал лабиринт вместо ЗЯ. Ящик тоже хорош, но лабиринт тоже хочется попробовать. Если бы не лень, уже бы изготовил его версию на 6гд-6. Если впечатлит, смирюсь с габаритами и сделаю с 8″

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      На нашем ростовском заводе Электроаппарат давно тому назад выпускались колонки 6АСЛ, лабиринты на основе 6ГД6, звука не давали. Может, у вас получится.

      • Сергей Aleph пишет:

        Так я по статье Александра делать буду. Плюс у меня новая МС под сдвоенный магнит. Добротность будет ниже, более фазоинверторная.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Меня не устраивает в варианте Александра тот факт, что фильтры родные остались без изменения, поэтому что там и как звучит , оставлю на совести повторяющих.В чудеса не верю , поэтому большое сомнение в итоговом звуке колонок, хотя оформление нч более выгодное и грамотное, а исполнение просто супер.

  18. Valiko пишет:

    …76695 тоже выглядить хорошо и звучить наверное хорошо…так как воздух не сжат…вот так потихоньку выкатываются домашние заготовки…зачем их прятать …может кому нибудь пригодиться…всех благ…

  19. Сергей Aleph пишет:

    Я повторю только сам лабиринт. Очень возможно первым порядком состыкую с купольником 39 мм. Будет полу-средник\полу-пищалка. При прослушивании вблизи, направленность купольника на ВЧ роли не сыграет. А на 6гд-6 будет диффузор с нормальной образующей.
    На высокое качество не претендую, просто будет ночная замена большим АС. Лабиринт как способ получить максимум баса от таких крошек.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Я ошибочно подумал, что вы S90 копируете. А для 6ГД-6 габариты колонки будут куда скромнее. Выйти на 50гц- самое то. И дины очень певучие, знаком с ними аж с 8го класса, когда наборы появились для постройки колонки, там доска , 6гд-6, 3гд-31 и кучка деталек фильтра. остальное-сам.
      Это было в 1970 году .

  20. Сергей Гудков пишет:

    на заводе такие колонки делать не выгодно, работы много, материала много, транспортировать накладно, покупать их мало кто станет, поставить в жилую комнату негде, поднять нельзя, большую часть времени они просто стоят. Интерес представляют только для самого сборщика любителя

  21. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Видимо, поводом для выпуска этих лабиринтов на заводе послужила статейка в популярной книжке про японские колонки Акаи с сбивающем с ног названием Реактивный поток. В те годы считать частоты и понимать результат вообще умели единицы, остальные ходили с лапшой на ушах, передавая друг другу легенды , то про четверку резвых, то про реактивный поток. А умные журналы хранили гордое молчание.

  22. Valiko пишет:

    …все мы знаем про машины ролс-ройс, бентли, бизнес класс и т.д. никто не спрашивает куда ты поставишь свой ройс или жигули… у каждой колонки свой хозяйн…мне показалось здесь есть только одна маленькая проблема-это центр тяжести-он располжен очень высоко и площадь основания маленькая…любой ребенок заденет, он упадет…а если перевернуть звучать не будет…если только на основание не прикрутить ДСП большой площади… а в остальном идеальный для людей обычным достатком и конкурент дорогим изделиям за малые деньги…

  23. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Проблема тут иная. Бас добывается в длинной трубе, открытой с конца. Нижняя граница задана длиной трубы и ничем иным, и ежели хочется пониже, делай трубу длиннее, а это габарит. И получится при равных с ящиком размерах скудный бас, либо раздувай габарит , при этом граница баса уедет вниз.
    В этом плане дины типа 6ГД-6 удобные, резонанс умеренно низкий, габариты разумные.

  24. Сергей Aleph пишет:

    Игрался на днях в Хорнресп, вводил разные добротности (0,2-0,55), массы подвижки (30-60 грамм) и резонансы для абстрактной “десятки”. Нормальная работа лабиринта хочешь-не хочешь начинается если площадь трубы не меньше площади излучателя. При уменьшении площади вдвое или сильном сужении лабиринта пользы от него меньше чем возни с ним.
    Психологически лабиринт для 8″ для меня предел по габаритам.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Можно сужать от закрытого конца к открытому и выиграть в длине трубы, или нагружать выход трубы на щель (т.н. MLTL) и выиграть в сечении и длине относительно прямого канала.

      • Ёшкин Кот пишет:

        Доп. бонус: играя перегородкой в конце MLTL-трубы имеем возможность подстройки.

    • Семён пишет:

      Для лабиринта нужны динамики с хорошим, приличным Bl (больше 12), тогда всё получается красиво. И даже если сечение здорово меньше оптимального, по звуку переигрывают любой ФИ.
      Сейчас в процессе изготовление АС “лабиринт” с 10″ динамиком ЕВМ. Расчётный объём 43-45 литров. Это не так и много.

      • Ёшкин Кот пишет:

        А как называется модель динамика? Где покупали?
        С Ноэмой 150ГДН45-8 получается примерно такой же литраж (прямая труба на 40 Гц, длина 2 м, сечение 230~250 кв.см.).
        С Ноэмой 100ГДН45-8 уже ничего хорошего не получается. Вся разница в конструкции между ними – четырёхслойная катушка против двухслойной.

        • Семён пишет:

          Покупал у изготовителя. http://www.evmaudio.ru/catalog/94/
          Если нет готовых на складе то сделают в течении 3-4 недель после оплаты. Моя модель C102C18.
          Приобретён для переделки 25АС-027. Собственно говоря от 25АС-027 ничего не осталось, будут использоваться лишь части бывшего ящика))

          • Ёшкин Кот пишет:

            Спасибо за уточнение. 150ГДН45-8 ложится в лабиринт красивее, на мой взгляд (Bl=16,7).

            • Семён пишет:

              Кот, вот на всякий случай телефон барышни принимающей заказы 8-911-918-69-04 Раткина Лариса Юрьевна.
              Звоните, не стесняйтесь, она вам всё расскажет что да как. Я свои динамики ждал почти 2 месяца, потому что все работники уехали на морЯ)) Было лето))

  25. Сергей Гудков пишет:

    достоинства s90 – красивый внешний вид, алюминиевые полированные кольца, лакированный шпон, большая мощность и широкий диапазон. Обычно доработку начинают с замены СЧ динамика, потом оббивка звукопоглотителем, потом замена пищалок и проводов и переделка схемы фильтров, ну все это читали в Радио и интернетах видели, дальше пересказывать не надо. А тут что? Обратная последовательность модернизации, динамики 15ГД-11А оставили, 10ГД-35 тоже, 30ГД-2 с резиновым басом. Рогожин сначала S30 модернизировал, ну там объём маленький, есть смысл добавить лабиринт, а тут лучше СЧ сменить или поставить ШП динамик и в TQWP. Вообще я сторонник фактов, объективных измерений, графиков, сравнения в числовом виде. А тут столярная работа одна. По конструкции считаю, что чем больше изгибов в волноводе – тем хуже звук, есть такое явление как отражение волн, взаимодействие прямой и обратной волны и.т.д.

    • Сергей Aleph пишет:

      Лабиринт не рупор и работает лишь на НЧ Какие на НЧ стоячие волны?
      Рогожин много раз писал что сворачивает много раз лабиринт не от нечего делать, а чтоб из порта шли только НЧ. Если колена делать парой вертикальных перегородок, то приходится заполнять сильно и падает эффективность.
      Труба лабиринта работает резонатором, воздух там не гуляет туда-сюда как в порте ФИ так что всякие завихрения в лабиринте лишь эпитеты, а не факты. В ЗЯ мы наоборот ставим всякие перегородки чтоб разбивать стояки, а тут вдруг в лабиринте эти перегородки гадить стали)))
      За графиками и АЧХ пожалуйста на Вегалаб. Там куча тем по лабиринтным АС и без измерений там народ не делает.
      На Веге Рогожин писал что ему нет смысла что-то менять в СЧ/ВЧ звене, слишком уж разные параметры от партии к партии у динамиков. Так насоветуешь, а потом не отмоешься. И сам лабиринт усреднённый, большинство 30ГД-2 в нём работают хорошо, но не на все 100 потому как без индивидуального расчёта высокого качества не добиться.

      • Сергей Гудков пишет:

        “Лабиринт не рупор и работает лишь на НЧ”
        До какой частоты у вас область НЧ?
        ” Какие на НЧ стоячие волны?”
        Где в моём комментарии слово “стоячие волны”?
        “Рогожин много раз писал что сворачивает много раз лабиринт не от нечего делать, а чтоб из порта шли только НЧ.”
        Правильно, отражённая волна гасит прямую, лучше всего отражаются высокие частоты, поэтому только НЧ
        “Труба лабиринта работает резонатором, воздух там не гуляет туда-сюда как в порте ФИ”
        Легко проверить, поднести лист бумаги к порту
        “большинство 30ГД-2 в нём работают хорошо”
        Ну и хорошо, я не возражаю

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Добавлю ещё одно сомнение . Лабиринт добавит отдачи на низу минимум вдвое, оставив прочие излучатели позади по отдаче. Баланс уедет вниз, звук получится гулкий , темный, как принято говорить. А кто его вернет назад? Как бы, некому. Процесс настройки выведен за скобки. Результат мутный.

      • Сергей Aleph пишет:

        Выходит в лабиринт просятся динамики у которых как у 6гд-2 полка середины выше отдачи на НЧ? Суммарно с лабиринтом может получиться полка начиная с самого резонанса и без тёмного звука. Понятное дело при этом динамик должен быть фазоинверторным по добротности.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          я мало представляю, каким должен быть динамик для лабиринта, но осколками разума понимаю, что резонанс лабиринта должен совпадать или быть рядом с резонансом самого динамика. Формула для расчета длины трубы дымохода учитывает резонансную динамика.А вот про добротность там молчок

          • Семён пишет:

            Александр, на Веге есть всё про лабиринт, и про добротность тоже. Не всякий, далеко не всякий динамик для этого пригоден, но главное чтобы мотор у динамика был не слабый иначе “полку” не получить..
            В процессе тренировок “на кошках” понял, что труба будет резонировать на той частоте какой длины её сделать, в не зависимости от добротности динамика. Так что можно сделать дымоход и на высокодобротном динамике, но в этом случае высокодобротный динамик никто не будет тормозить ибо некому, В этом случае резонанс высокодобротного динамика будет просто сверлить уши и мозг))
            Что касается “тёмного” звука. Наверно помните на Веге тему Александра Сабсоника о почти постоянном и значительном подъёме на НЧ, даже сверх необходимой коррекции по кривым равной громкости. Так что думаю что всё будет хорошо. В крайнем случае всегда можно убавить басов простым рег. тембра.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Хорошо, что есть такие спокойно рассуждающие люди, как вы. За что вам спасибо. Пара строк- и все ясно как день.
              Значит, чудес не бывает и добротность с её закидонами никто не отменял. Понято!

      • Семён пишет:

        Вот чего чего а гулкости у лабиринтов нет. По началу люди привыкшие слушать АС с ФИ отмечают что басов нет или их мало)) Впрочем что я вам рассказываю, вы же сами слышали.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Да, я сам был весьма впечатлен звуком лабиринтов, он непривычно хорош, а ачх на диво ровная , без привычных ям и ухабов. Причем, как вблизи от басовика, так и на дистанции.
          Хозяин этих колонок приезжал недавно, поправить кое-что на фильтрах. звуком весьма доволен.

  26. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    В лабиринте басовый динамик выдаст все, на что способен, ведь имеем суммирование излучения обеих сторон динамика плюс резонанс трубы.
    КПД , так думаю, повыше нежели просто +3дБ будет. Не проверял.
    Другое смущает. Такой могучий НЧ излучатель и в квартире держать- значит, досаждать соседям однозначно, либо нужна отдельная квартира или дом, иначе ваша музыка будет для кого-то наказанием.
    Поэтому не питаю к этой конструкци нежных чувств, сам точно обошелся бы простым ящиком на 60 литров, в котором 30ГД-2 звучит превосходно , срез на 45 герцах, самое то для квартиры.

  27. Аудиостроитель пишет:

    Обожаю фразы : – “Лабиринт не рупор и работает лишь на НЧ Какие на НЧ стоячие волны?” (с)

    Давайте уже придём к заключению, что НЧ – вообще не волны, а лишь эпитеты. И делов-то.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Волны на нч- самые стоячие. Из всех стоячих. Дайте любую частоту в динамик, скажем, 60-50 -70 герц и походите по комнате, вслушайтесь, где звук сменяется тишиной. Потом поменяйте частоту и снова походите.
      Потом делайте выводы, кто на ком стоял и где)))))

      • Аудиостроитель пишет:

        Да я то это прекрасно понимаю. Просто многие пытаются физику к лабиринту свести. Или в лабиринт завести.
        А там опаньки, Минотавр!

  28. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Кстати, да. Строить лабиринт и не обратиться к соседке Ариадне за нитками- верх легкомыслия. Минотавр загрызет.

  29. Сергей Гудков пишет:

    Сергей Aleph
    07.01.2020 на 14:59 писал: “Какие на НЧ стоячие волны?”… “Труба лабиринта работает резонатором” Кто заметил противоречие?

  30. Семён пишет:

    Ещё чуток о лабиринтах. Хочу предостеречь тех кто решится сделать дымоход)) Перед изготовлением тщательно снимите все параметры ТС динамика! Потом в Хорнресп и проверяем разные варианты. Процесс подбора отпимума может занять довольно долгое время. Не спешите пилить! Так как в случае с ФИ ещё можно что-то изменить, подобрать длину трубы, диаметр, то в с лабиринтом так не получиться. Если не получилось то путь вашей АС один – на дрова)) Мне иной раз приходилось спиливать в дрова 2, а то то 3 макета. Это знаете ли затратно, жаль потраченных усилий, времени да и денег тоже)

  31. Валерий пишет:

    Здравствуйте! А есть ли смысл сейчас повторять( один к одному) рогожинский лабиринт на морелях? Динамики новые уже года 4 лежат

    • Valiko пишет:

      …зачем неустойчивый титаник…есть модели по круче, если только для себя…
      схема хорошая…
      https://ldsound.info/dynaudio-consequence-ultimate-edition/
      …всех благ…

      • Станислав пишет:

        Всегда “обожал” “перевернутые” колонки. Стоишь себе спокойно на голове и слушаешь.
        Для тех кто не понял: иногда бывает в музыке художественный прием-когда музыкант снизу вверх (ну, или наоборот) прогоняет гамму. Вот тогда и слышно, что у ШП все в одной кучке, а у трех-полоски звуки перемещаются “снизу__верх”. Но когда трех-полоска стоит “попой кверху”-мне лично не нравится, потому как не логично, что тонкий звук идет снизу , а жирный и низкий -сверху. В природе “привычно” именно наоборот. Да и эстетически -пирамида вниз – конструкция вызывающая подсознательное беспокойство -ща грохнется!))

  32. Valiko пишет:

    …мир давно отошел от трех измерений…пора забыть далекий, бедный и замкнутый мир…и ее наследие…строить надо с размахом…мир многомерный и хорошо звучить…

    http://www.troelsgravesen.dk/ATS-4.htm и др.варианты…

    …правда у него ничего покупать не стоить…все можно наити в москве и питере…
    …с уважением…

  33. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Копировать Троэлсовы вытребеньки -мало желающих. Разве что денег вывалить охота, без особого результата.
    Поначалу читал его материалы не отрываясь, потом понял, что непросто все в датском королевстве и доллар рулит даже слухом.

    • LDS пишет:

      Ну так он же провода слушает и конденсаторы. И чем дороже, тем лучше звучит судя по применяемым деталям. Но не уважать его нельзя.

  34. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    На определенном этапе я учился по его статьям и графикам, потом и сам дорос до чего-то своего. И такое конское количество деталей на фильтрах считаю лукавым ходом. На звук мало влияет, а навар жирнее .

  35. Valiko пишет:

    …господа…я всего лишь сказал мир не трехмерный, а многомерный…я сам знаю, что он ради прибыли готов между 20-180 гц запихать 3-4 динамика…лишь бы народ клюнул…просто есть 4-х полоски и др…которые хорошо играют…после того как я сам построил 4-ку, я разобрал свою родную 25ас126 на запчасти…не потому что он плохой…он 30 лет служил правдой, ну сейчас проиграл самоделке…я человек уравновешанный…не стал бы ломать, если бы 25-ка была лучше самоделки…я же говорю, жизнь чуть мимо не прошла…всех благ…

    • Vip Kit пишет:

      Видимо, Троелс, ставит два динамика, на НЧ диапазон, не для расширения последнего, но для выравнивая АЧХ нижнего басовика.
      Почти у всех басовиков есть подъём на 80 – 120 Гц и если мидвуфер настроить соответствующим образом, то можно решить проблему.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Уважаемый Валико, к вам только уважение и почет за ваш труд, я лишь ворчу по поводу троэлсовых наворотов , а что эта самая 25-ваттка звучит средне-собачьи, так кто бы сомневался. Одно там хорошо, ящик у неё крепкий и лакированный. И накладка красивая. Подобрать дины и радоваться звуку, я сделал бы именно так.

  36. Владимир пишет:

    Доброго всем!
    Ребята, никто не встречал аналогичный вариант переделки колонок Radiotehnika-s50b?

  37. Владимир пишет:

    Я правильно понимаю, что можно всё сделать в родных корпусах?
    Сможете помочь с расчетами и чертежами?

    • Владимир пишет:

      Или новые корпуса?

    • Ёшкин Кот пишет:

      Я ради любопытства симулировал 35ГДН-1-4 в hornresp по “усреднённым параметрам” из интернета, и получил красивую картинку с полкой АЧХ 40-250 Гц и 30 Гц по -3дБ. Внутренний “чистый” объём канала 50 л, длина 1м 50см, сечение сужающееся от 700 кв.см до 70 кв.см, смещение динамика от глухого конца трубы 48 см, и небольшое заполнение в районе динамика. Сужение было выбрано с целью вывести ровную АЧХ на НЧ, т.к. Qts динамика была взята за 0,45.
      Это как бы просто для примера, а в S50b установлен 35ГДН-1-8. И без измерений реальных параметров динамиков браться за построение ЧВР не стоит, т.к. разброс параметров у 35ГДН существенный.
      Старый корпус, думаю, не подойдёт никак.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        как обычно, ведро холодной воды на головы романтиков.
        Лабиринт от Александра Рогожина с нижним срезом 40 герц – явно не вариант для тесной каморки . Просторный зал с высокими потолками, другое дело.
        Только есть сомнение, что принц, владелец замка с залом для балов и светских приёмов в свободное время собирает лабиринт.
        Зато парниша из хрущёвки, реальный персонаж, притащит в свою каморку очередного бессмысленного монстра . Хочется баса , очень низкого. Любой ценой. И уговоры не помогают, вера она сильнее чужих глупых речей.

        • Владимир пишет:

          Комната 17 метров, пороге стандарт 2,5.
          Слушать музыку и фильмы.
          Не для громкости, но для мягкости и чистоты
          “пороге” потолок. Т9 ломает тест. Извините
          Да, 35ГДН-1-8.
          Сейчас разобрал колонки, проверил.
          Кондеры проверил согласно оригинальной схеме.
          Все ещё похоже родное.
          Как я понимаю из комментария, нужно параметры 35ГДН снять.
          Но что и как пока не знаю.
          Пока только сильное желание.
          Не откажусь от помощи, если позволите )))

          • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

            в моих 12 квадратах даже 50- 55 герц новых колонок оказались излишними против удачных 63 герц прежних полочников.
            Комната уже намекает, что бас в избытке и пользы от него меньше чем вреда.

            • Владимир пишет:

              Баса так то хватает.
              Усил Ямаха начала 2000-х, идёт хорошо.
              Но меня идея зацепила, что при меньшем размере, можно получить аналогично или даже лучше звук.
              Да и если сделать колонки уже, но выше, то высокочастотники как-то более правильно будут размещены.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                По мне, идеальная колонка для каморки- полочники-скворечники от Динаудио, самые младшие на 17-см басовичках. Роскошные динамики.

                • Владимир пишет:

                  Телом бас “слышно”?
                  Я как раз Ямахи направленно в верхних углах комнаты крепил, но увы.
                  Бас вроде как по полу хорошо идёт?

        • Ёшкин Кот пишет:

          Сей динамик крайне неудобен для ЧВР, и полученные параметры трубы (совсем нетипичные) есть результат сложения всевозможных компромиссов, а не стремления получить 30 Гц любой ценой; я бы и сам выбрал 50 Гц, мне бы хватило. 🙂 Альтернатива этому (или приближённому к нему) расчёту – это горбыль-торчуга 60-80 Гц на АЧХ.

          • Владимир пишет:

            Я сейчас горбыль на 59-60 слышу при прогоне генератором звука.
            Не вариант на них строить?

            • Ёшкин Кот пишет:

              Здесь только Ваш выбор. Всё решают конкретные параметры головок. Я для себя этот вариант пока отложил.

            • Ёшкин Кот пишет:

              Хороший вариант для лабиринта – это Ноэма 150ГДН45-8. По заявленным параметрам выходит длина канала около 2м, сечение примерно 230 кв.см, объём 45-55 литров, полка АЧХ до 50 герц. И это без “натягивания совы на глобус”. 🙂

              • Владимир пишет:

                Это что-то огромное получиться?

                • Ёшкин Кот пишет:

                  50 литров не много вроде, хотя смотря для чего…

                  • Владимир пишет:

                    Дружище, я вот смотрю на s50, так и они не малы.
                    А они на 27 литров )))
                    Я бы даже на чуть меньше готов.
                    Брал себе колонки Ямаха – 555 серии фронты, они меньше, мощность норм. Думал будет Вау и места меньше – хрень. Нет глубины ни в низах, ни вверху в сравнении с s50. Все же объем нужен, но не чрезмерно.

                    • Ёшкин Кот пишет:

                      В таком случае нужно искать динамик меньшего размера и с подходящими параметрами. У этой Ноэмы диаметр 10 дюймов. 🙂
                      А 35ГДН в VK Рогожина обсуждали немного:
                      https://vk.com/topic-68410774_33520704

            • Семён пишет:

              “Я сейчас горбыль на 59-60 слышу..” Это не АС виновата, это моды комнаты. Комната аналогичная по квадратуре и кубатуре и возникли те же проблемы. Бороться с этим явлением очень тяжело, но можно.
              Вариант первый – электрический! Просто убрать эквалайзером. Вариант второй – сделать новый корпус, с настройкой пониже, герц так на 30-35, тогда на этой частоте (59-60 Гц) появиться “седло”, яма. Второй вариант не универсальный и пригоден только для той комнаты где будут стоять ваши АС. При переезде АС в другое помещение или если вздумаете дать послушать друзьям, то есть шанс услышать о себе (как мастере) не очень лестные слова)) Поищите в инете калькулятор мод помещения – пригодится!

              • Владимир пишет:

                Спасибо!
                Я вчера когда читал инструкцию по “лабиринту”, то у меня как раз закралась мысль, что это из-за расстояния от стены до стены.
                Расстояние 3 метра. Как раз там где-то и вылазит этот горб )))
                Места в общем мало для таких колонок.

  38. Владимир пишет:

    Там 35ГДН-1-4, а у меня 35ГДН-1-8
    Вы писали выше, что с ними не всё хорошо, так?
    Ясно. Прочёл. Спасибо.
    Нужно очень вникать.
    А кто-то небезвозмездно может вникнуть и помочь?
    Если оно того стоит конечно.

    • Ёшкин Кот пишет:

      “Трудные” они для лабиринта. Если только повезёт с экземплярами…
      И 35ГДН-1-8 я не моделировал. Была возможность взять 35ГДН-1-4, поэтому прикидывал для них.

  39. Ёшкин Кот пишет:

    Измерить Ваши динамики можете только Вы сами. А покрутить параметры в программе – дело недолгое.
    И в сильно малый объём для 35ГДН я не верю.

    • Владимир пишет:

      Можно подсказку какие и как снять параметры?
      Хоть слова верные для поиска )))
      И даже если объём будет аналогичен, но колонка будет уже и выше – это лучше однозначно!

      • Ёшкин Кот пишет:

        Поиск по запросу “измерение параметров Тиля Смолла динамика”.
        Хорнресп для расчёта запрашивает: Sd, Re, Fs, Vas, Qes, Qms и необязательные Le, Pmax, Xmax.

      • Владимир пишет:

        Я прикинул. Размеры колонки ш*г*в снаружи 24*31*57. Если вычесть стенки по 3 см примерно, то около 31 литра выходит, ну и литра 4 на динамики (стакан под среднечастотник).
        Если ширину и делать меньше, например под диаметр динамика и глубину диаметр+толщина канала, то высота колонки будет ближе к 70 см. А лучше б 75-80.

        • Ёшкин Кот пишет:

          Из “народной практики” длина канала получается около 1,5~2 метра, площадь его сечения зависит от параметров динамика. Как Вы свернёте трубу или измените соотношение сторон её сечения – дело индивидуальное.
          Вот статья Рогожина, дающая базовое понимание вопроса:
          https://ldsound.info/labirint-rogozhina/

          • Владимир пишет:

            Спасибо, читаю.
            Если опираться на формулу, то при частоте 40 – длина лабиринта 2,14 метра.

            • Олег OLD пишет:

              Я бы Вам не советовал делать узкие АС, для звука не полезно. Но с другой стороны тоже Вас понимаю – загорелся какой то идеей и покоя не дает

              • Владимир пишет:

                Узкие относительно основного динамика?
                Т.е. если делать примерно в размер динамика, то не очень?
                Какие рекомендации относительно 35ГДН -?
                Его посадочный 200 мм.

  40. шел мимо пишет:

    Монстростроители никак не угомонятся!)))
    Никак понять не могу, зачем в комнате на 20-30 квадратов ставить такие гробы, кого удивить хотите или что найти, услышать желаете? Сродни мании наркомана
    Абсолютно согласен с Александром Ростов-на-Дону, что гнаться за басами в жилых комнатах нет смысла. И не только, что акустика помещений далека от желаемого, но и о соседях надо думать

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      На Вегалабе в ярких красках рассказано про удачную реинкарнацию великой легенды . Как тут устоять , не кинувшись с головой.
      Жаль, умолчали главное: куда девать потом эти добытые 40 Гц.
      Ах, да! Забыл. Нынче всем только баса не хватает. Особенно несчастным соседям .

      • Владимир пишет:

        Доброе утро.
        И я не сплю )))
        40 герц разве это низко?
        Мне ведь не для очумения, но для полной картинки произведений.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          дело не в низко-не низко, а в том, что в вашей комнате вы их не услышите, зато на кухне уши скрутит в трубочку. И соседям тошно станет жить.

          • Владимир пишет:

            Александр, спасибо.
            Может порекомендуете направление для реализации потребности в звуке?
            Может порог в 40 герц не нужен, у чуть выше?
            Я не слушаю “нигерскую” музыку, но что-то типа Rihanna заходит хорошо (это я про низкую частоту).
            А вообще и классику иногда, и хард-рок.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              В небольшой комнате полезнее всего установить на столе пару небольших ровных и низко работающих мониторчиков, будете слушать словно в суперских наушниках, без уродующего звук влияния комнаты и окружающие не пострадают.
              40 герц -реальная полоса грамотных мониторов в варианте ФИ.
              Можно прикрутить их на стене напротив, на кронштейнах, направив сверху на вас, оттянув от стены. Очень удачный вариант, кстати. И ходить не мешает.

              • Владимир пишет:

                Это рассматривать готовое решение (что?) или сделать?

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Смотря, что вам больше интересно: повозиться самому или звук добыть с гарантией. Готовое проще до ума довести,чем с нуля битву затевать. С мутным результатом.

                  • Владимир пишет:

                    Александр, что из готово вы “оценили” бы как хорошо в моем случае?

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Динаудио Фокус 140, небольшие и ровные по звуку. Из всех полочников только Динаудио гарантирует плотный низ , без обмана.
                      Остальные- набор фокусов и дымовая завеса.

                    • Владимир пишет:

                      Александр, спасибо.
                      Но это не в моем бюджете.

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Полочники Танной Меркюри М2 доступны по цене, но там не ваши 40 гц, гораздо выше. Зато звук медовый.

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Гроб-самоделка с переделками отнимет денег не меньше, чем пара бэушных фирменных скворечников.

                    • Владимир пишет:

                      Предложение нашел одно.
                      Ценник норм. 10 к.

                    • Владимир пишет:

                      Tannoy Mercury MX2 – это аналогичная модификация?

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  меркури МХ2 это небольшая модификация М2, в принципе то же самое

      • Ёшкин Кот пишет:

        Не понимаю страданий по избытку баса. Ну поставьте кондёрчик на вход УМЗЧ поменьше, или то же самое в делитель ООС. Делов на три рубля. Всё же проще, чем ящики лишний раз пилить.
        Только вот комнату так же просто не победить.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Аккурат нынче думал про енто самое. В плане емкость убавить на входе унча.

          • Владимир пишет:

            Ну я в принципе готов избавиться от s50b.
            Tannoy Mercury M2 или Technics SB-CA1060?
            Что даст “кондёрчик на вход УМЗЧ поменьше” по отношению к АС с частотами от 40 и от 48 герц?
            Извините, я не располагаю знаниями настолько.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Слово Техникс sb-ca1060 ничего не говорит. Советую лишь то, что знаю и уверен в результате. И то, для моего слуха.

  41. Владимир пишет:

    Да, я прикинул после статьи – действительно гробы.
    А если рассматривать динамики размером меньше, то там что-то от 60 герц только идёт.
    В общем засада

    • Владимир пишет:

      Ноэма 35ГДН62-8 например взять если за основу?
      Но ведь нужно всё остальное затачивать под такое, в том числе делать фильтры, а это за гранью моей компетенции.
      Я то думал взять то что есть, и немного улучшить за счёт иного подхода по корпусу.

      • Олег OLD пишет:

        Вам бы 2х полоску пока попробовать, если уж хочется что то свое построить типа “башенок” – широкополосник с пищалкой, разделить фильтром 1го порядка (то есть включена пищалка через конденсатор). но 35ГДН62-8 для такого не подойдет – там провал в области 1.2кГц – важный участок для музыки.

  42. Сергей Aleph пишет:

    В жилую комнату если уж просится лабиринт думаю адекватным решением будет басовик 5-6 дюймов. Такой не может играть сильно низко и лабиринт даст ему недостающий бас. Думаю можно будет добиться честных 50 Гц с адекватной громкостью. И габариты АС выйдут адекватные.
    Делал я ЗЯ на динамиках 13, 10 и 8 дюймов. Динамики “правильные” с мощным мотором и низкой резонансной. Оглядываясь назад скажу что в комнате 3,5 на 5 метров разницы не ощутил, 8″ вполне низкий бас дал. С нынешней десяткой пришлось отодвинуть АС от стен и самому садиться посреди комнаты чтоб попасть в минимум стояков и получить наиболее читаемы

    • Сергей Aleph пишет:

      Не дописал, началось на послать.
      …наиболее читаемый бас. Так это ЗЯ, а лабиринт ещё поднимет НЧ. Так спросите себя, нужна ли вам гигантомания?

    • Владимир пишет:

      Сергей, спасибо за опыт.
      Нужно ещё решить на чем делать…

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        В Украине есть фирма, дилер Монакора, а у Монакора есть шикарные дины, SPH130 . Довелось послушать и измерить, непривычно ровная и протяженная ачх , точные параметры, удобные для постройки ЗЯ и ФИ . Звук бесподобный, быстрый, плотный, прозрачный. Уххх, красотища. Очень советую. 12 литров там предельный объём .

  43. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Сергей, побольше бы таких разумных , как вы. Одиночка не убеждает , нужен здоровый коллектив, против нашествия басового безумия. Причем, баса нормального никто из жаджущих не слышал , но все его желают и побольше.

    • Владимир пишет:

      )))
      Помогите с выбором динамиков.
      Попробую сделать АС.
      И ещё ведь фильтр нужно будет ваять (знаний ноль)

      • Владимир пишет:

        По динамикам доступное по деньгам, до 10 к если возможно

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Вы становитесь на заведомо провальные рельсы , с нуля, без знаний, опыта и приборов, самому, -по совету друзей- собрать достойно звучащую акустику. К тому же недорого.Сами как оцениваете свои шансы?

        • Владимир пишет:

          Да, грустно.
          Спасибо.

        • Сергей Aleph пишет:

          Владимир, я, как человек с минимальными доходами, пошёл по пути переделок советских динамиков. Если рискнёте, 6гд-6, или аналог несложно переделать в приличный НЧ. Там не так уж страшно, как кажется в начале пути. Всего-то и надо что хоть какой-то токарь. С требуемым справится даже ученик токаря. Нужно заменить родной керн на динамиках 6гд-6 на большей длины, чтоб в МС стал не один, а 2 магнита и керн чуть выступал над зазором. Таким образом даже с родной подвижкой за счёт умощнённого магнита динамик станет с добротностью, подходящей для ФИ и лабиринта. Выточить цилиндр 25 мм из стали марки 2, или 10 (низкоуглеродистая) и проточить с одного края посадку под нижний фланец дело простое и стоит совсем недорого. Рублей в 400 можно уложиться, а то и меньше.
          В итоге за 1000 можно получить пару мидов аналоги которых будут стоить от 5к. каждый. Думаю такая экономия стоит таких хлопот))

          • Владимир пишет:

            Сергей, от души.
            Такие преобразования мне по нраву.
            Интересно.

          • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

            Друг таким образом доработал свои 10″ Брауны, подобрав керн от советских басовиков и получил прекрасную пару ровных басовиков. До этого был выброс внизу , неустранимый и с отдачей плохо.
            Сергей, а готовые динамики с двойным магнитом , для доработки 6ГД-6 есть в природе?

            • Сергей Aleph пишет:

              Я сначала сам по аналогии с 30гд-2 решил попробовать, а потом тут на сайте увидел что были подобные заводские и понял что по параметрам Т.-С. в нужную сторону смотрю.
              https://ldsound.info/25-gd-32/
              Увы, всё никак вдохновение не появляется доделать. Не получилось сразу намотать катушки, ошибся с выставлением подкладками из фольги под зазор, а он в моём варианте 1 мм шириной, и на этом застопорилось. А уже на опыте выяснил, без вдохновения только испорчу.

              Добавлю для новичков. Может это я не аккуратный, но готовьтесь что будет большой процент брака катушек. Вроде бы посчитал, подмотал фольги (оправка диаметром с керн) чтоб катушка стала по центру зазора, а всё равно не угадываешь и попробуешь снова и снова. Самое худшее это мотать пищалку. Первый слой видно нормально как ложится, а вот уложить переход на следующий слой между крайними витками нижнего тяжело. Провод тонкий, сливается, даже с лупой тяжело.

  44. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    тут такие зубры собрались, и то, каждый не без проблем, жалуются. А вы- да ерунда, сделаю, вы только подскажите.
    Ага. щаз. Купи Страдивари – и ты Паганини. Скачай приложение : собираю колонку с нуля и без знаний. Или ролик ю-тубовый , там все знают и умеют. И так все там просто….

  45. kolobrkin пишет:

    Даже выпускались динамики с двойным магнитом, 25гд-32(тут есть) но потом, похоже их “забил” 25гдн-3(с одним но болшим магнитом)

  46. Сергей пишет:

    Здравствуйте.А можно ли использовать сабовые динамики на нч?
    По частотам от 33 до 1000 герц?Например альпайн swg 1044?

    • LDS пишет:

      Для такого оформления считаю что можно, но для АС в целом нет.

    • Andreez пишет:

      Вот конкретно этот Алпайн считал, очень не плохо в симуляции выглядит.
      Сечение трубы 350см2; апендикс 100см, выхлоп, соотв. 200см.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Ваш симулятор не скажет вам самое главное: как обстоит у динамика с откликом на сигнал. Потому как сабовый утюг кроме мычания к другим звукам мало приспособлен. А быстрые легкие мидбасовики с тонкой мембраной так стеганут вам по ушам звуком барабана, что этот самый барабан вы не только услышите, но и увидите.

        • Andreez пишет:

          Абсолютно согласен. Кроме самого нижнего баса, доверять утюгам ничего не стоит.
          У меня сейчас пара сабов на автодинах, в бандпассе. Играют в диапазоне 30-50, выше подхватывают колонки.

        • Аудиостроитель пишет:

          Лет 20 назад у меня в машине играла 10″ от Инфинити, обрезанная где-то на 60 Гц. Уже не вспомню, что за трек я тогда использовал как тестовый, но по скорости “пуляния” саб ни на секунду не отставал от 6,5″ фронтов. А уж давило в салоне по самое немогу. Драйва было чуть ли не больше, чем от двигла.
          Конечно, это был именно саб, но вполне себе быстрый.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Моё лучшее воспоминание – сабик на паре польских басовичков на тряпке, изобариком врезанных в 20-литровый ящик с портом. Лучшего баса в машине не слышали ни я , ни хозяин той машины, ни его пассажиры.
            А до этого обегали салоны автозвука, брали динамики сабовые , но после замера и прослушки с содроганием возвращали обратно. На радиорынке случайно подвернулась пара удачных динамиков- и все мигом срослось.

  47. Сергей пишет:

    Спасибо…Жаль что так ибо цена на мидбас явно отличается))
    Просто 75 гдн из этого проекта очень похож характеристиками на сабовый альпайн..Вот я и подумал…
    И еще..Ведь Алпайн играет до 1000.Резать на 500-800?Неужели он не отыграет эти частоты а дальше уже средник.И я считал на 500 см2,ведь отношение площади сечения надо умножить на 1,5?

    • Andreez пишет:

      Да отыграет скорее всего. Но может получиться как с теми поддельными елочными игрушками – радости от такого звука ни какой….
      Я бы наверное рискнул – люблю различные извращения. А Вот умудренный опытом Александр, сейчас скажет – не майтесь фигней, ничего хорошего не получится. И будет, как всегда, прав)

    • Аудиостроитель пишет:

      Для таких дел нужно использовать автомобильные 8-9″ мидбасы. Они существуют и позволяют обойтись без сабвуфера в большинстве случаев.
      Правда стоят денег, а дома всё-равно выдадут внизу герц 40. Но настоящих.

      P.S. Сабвуферная голова не отыграет так чётко. И, опять же, дома автосабы не выдают того, что в салоне. Там низ вытягивает передаточная функция.

      • Andreez пишет:

        Довольно долго пользовался сабом по “Рогожински” с автодином, правда не дешевым, JL lab. АЧХ выкладывать не буду, ибо тяжко такие вещи в комнате измерить, но играло диапазон 30-200, и весьма неплохо. Быстро и разборчиво.

  48. Алех пишет:

    не было в те года среднечастотника , поэтому я собрал колонки на древних кинаповских динамиках, низ 50гдн1-8 кинап -бокс прямоугольный с рупором ,динамик отнесен в зад ,низко-среднечастотная группа 4а32 и 4а28 в одном корпусе но разделенны между собой, высоко-средняя группа динамики тесла (незнаю какие нет маркировки высокочастотник- рупора из колонок дунакорд,,,,, корпуса сделанны из 24 мм фанеры обклеянны шпоном вишня, установленны друг над другом со смещением,подключение от калонки к колонки до центрального подключения,фильтра для каждого динамика , а также корпуса расчитовал друг ,раньше работал в Ленинградском филиале московского институте акустики,
    усилитель 2 моноблока тесла по 150 ватт на канал в качестве предусилителя техникс 7700к звучание просто … от рока до симфонического оркестра,пинк флойд ,назарет, квин, отпад, даже на тихом звучание,если в доме хватает одного техникса, ровняли со звучанием Odeon Audio No.33 не уступают ,а где то даже лучше- особенно в звучании низких и средних частот,все про все встало в 30 тысяч деревянных рублей,к примеру Odeon Audio No.33 стоят больше 3 лямов (практически каждый инструмент играет в своем динамике прикольно, токо одно – но высота колонок 2,20м и страшно тяжолые

  49. инженер пишет:

    “””Гарантирую, что многие из меломанов, которые решатся на подобную переделку фазоинверсного оформления на лабиринтное, кроме на 100% ЛУЧШЕГО лабиринтного баса возможно откроют для себя понятие «настоящая звуковая сцена».””””
    Друг собрал на основе фильтра от S-90 с одним переключателем(одним гасящим резистором)(переключатель хозяин убрал)
    Моя задача-подключить фильтр.
    Такое разочарование было на лице друга- звук “ни о чем!”(его слова)…. На что было мной замечено- лабиринт то работает и явный горб от него есть между 35 и 45 Гц. Разочарованию его не было предела.Нет пространственной картинки 5 трек,нет и барабанов в 3-ем тесте рауля-санчеса. Глядя на это предложил выкусить один конденсатор из фильтра НЧ(для быстрого хотя и неправильного закрытия ямы между СЧ и НЧ ).Но это же изменение фильтра!!! А тем написано-ничего менять не надо!!! За час убедил и О ЧУДО – радость осветило лицо энтузиаста пилы и стамески.
    Заиграли колонки. Предложил через месяц сделать нормально (если надумает)- пока и так его счастье переполняет. Новых успехов ему!(и я что то новое услышу) .Так что не только в лабиринте счастье!

  50. Богдан пишет:

    Здоров, Мужики! Вопрос простой. Скажите пожалуйста, кто делал такие, сколько ушло материала?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *