На шаг ближе к Hi-Fi! Доработка Одиссей-у-010

Итак, мой агрегат Одиссей-010, 1988 года выпуска, попал ко мне в неплохом состоянии. Внешний вид довольно приличный, внутри все цело, сам усилитель работал. Регуляторы, правда, скрипели все, но этот недуг я поборол, пролив их жидкостью WD-40 и как следует смазав литолом.

Звук выглядел мощно, но тускло. Какие-то невнятные средние частоты и почти отсутствующие верха. Конечно захотелось большего и я взялся за переделки.

Первым делом заменил все электролиты (кроме самых больших банок в блоке питания). С трудом нашел неполярные, для предварительного усилителя. Затем заменил проходной конденсатор на входе УМ на МБМ 1 мкФ. Потом взялся за микросхемы в преде, выпаял те что там были, впаял панельки и вставил TL-071 (панельки нужны чтобы можно было поэкспериментировать, хочу попробовать что-нибудь из ОРА-*** совместимое по ножкам). Отпаял все входы и сам коммутатор входов-выходов, от единственного оставшегося входа толстым проводом из OFC меди проложил сигнальную линию на пред, с преда на заглушку (на задней стенке корпуса, там где можно включить оконечник напрямую) и оттуда прямо на входные конденсаторы мощника. В результате из линии прохождения сигнала, от входа до выхода были исключены все контактные соединения, никаких штекеров!!! (Кроме, разве что, заглушки между предом и мощником, но от нее я отказываться не хочу, все-таки оконечник самостоятельно звучит лучше, чем со штатным предом).

Звука прибавилось значительно! Он стал мягче, появился достаточно прозрачный верхний диапазон, но мне и этого было мало. Я решил подойти к вопросу глобально, тем более что на форуме (еще на позапрошлой версии) появился список транзисторов, рекомендованный в качестве замены. Накупив каждого номинала с полуторным запасом (на случай если спалю, заодно чтобы подобрать по усилению) я взялся за дело.

На потенциометре у меня есть тестер, который меряет усиление. Когда я сравнил наши транзисторы с импортными – понял что затеял это все не зря! У наших усиление в диапазоне от 15 до 50, двух одинаковых не встретилось, а у импортных – диапазон от 95 до 105, причем кучность достаточно высока. Легко подобрал пары с одинаковыми параметрами для дифкаскадов, дальше уже старался чтобы в разных каналах стояли примерно одинаковые по усилению транзисторы в одних и тех же каскадах. На предвыходные поставил Toshiba, точную маркировку надо посмотреть, но в общем – аналог 816/817 подобрать не сложно. На выход, а так же в блок стабилизатора поставил по совету бывалых MJ15024/MJ15025 Motorola рассчитывая в будущем повысить питание и поднять выходную мощность.

С фонами боролся довольно долго, но кажется все-таки поборол. Всю землю свел на минусовую пластину конденсаторов питания, от платы защиты оторвал совсем (там был такой проводок, который землился на плате предварительного усилителя, куда я его только не таскал – фон оставался… А когда он отломился – фон вдруг исчез, что меня очень порадовало))) Фонокорректор просто обесточил (от коммутатора входов он был оторван еще раньше)))

В конечном итоге, на данный момент в усилителе практически не осталось ни одного российского транзистора…

Результат переделки мне очень нравится по звучанию. Упругий бас, очень приятная серединка и прозрачные верха. Звучание не утомляет совершенно.

Что бы еще хотелось сделать в будущем – прежде всего заменить буферные конденсаторы в блоке питания (сейчас стоят штатные по 10000 на плечо), думаю поставить около 30000 разными номиналами и зашунтировать мелкими бумажными или пленочными. Заменить диодный мост на быстрые диоды или на Шоттки, лучше в каждое плечо свой мост. Поставить провода питания, по крайней мере по 0,5 кв.мм. начиная от трансформатора и вплоть до мощника.

Кроме того, требуется тонкая настройка усилителя (выстроить дифкаскады до полного соответствия, настроить рабочие режимы ВСЕХ каскадов усилителя подбором соответствующих номиналов резисторов, выставить ток покоя повыше (сейчас стоит 100 mA, а транзисторы переживут и 250, зато на большем промежутке мощности будут работать в классе A) отрегулировать обратную связь, до минимума, при котором усилитель ведет себя стабильно… К сожалению для всего этого требуется лабораторное оборудование, генератор, двухлучевой осциллограф, и прочее, а этого пока в хозяйстве нет. Возможно в будущем обзаведусь и доведу свой агрегат до максимально возможного идеала…

Если это маленькое эссэ вам понравилось – буду рад ответам и комментариям по адресу: vvs7(собака)yandex.ru На форуме USSRHI-FI.RU я бываю под ником Одиссей, вот решил написать переделках своего усилителя, буду рад, если это окажется полезно и интересно.

C уважением, Владимир Сазоненко

12 комментариев: На шаг ближе к Hi-Fi! Доработка Одиссей-у-010

  1. arkadi15 пишет:

    Что тут скажешь, испортил усилитель. Диоды Шоттки – абсолютно бесполезны для его блока питания, в основном они используются в импульсных блоках питания.Конденсаторы на 15000мкф менять на 30000мкф тоже деньги на ветер. Замена кр541 на TL071 – тоже существенно ни к чему не приведет,замена наших отечественных транзисторов на импорт – по усилению нет смысла, чего там усиливать, он и так выдает по 50вт на канал, ток покоя повышать до 100мА стараться сделать из него класс А глупое дело, разброс параметров транзисторов отразится на звучании в том случае, если будет несоответствие постоянного напряжения на выходе УМ, которое можно спокойно измерить и регулировать резисторами R39, R42. Если отрегулировать не получается, тогда можно подобрать транзисторы дифф каскада и предоконечные по усилению. Замена 818 и 819 на импорт не принесет никакого результата. А вот замена межблочной проводки на экранированные и силовых проводов на более толстые даст заметные улучшения, как и замена электролитов на новые и подстройка тока покоя до заводского уровня и правильное разнесение “земли”.

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      В плане замены наших кт818-819 на импорт выгода есть.
      Возился с этими транзисторами, ещё та дрянь. Мало того, что у N усиление вдвое выше , пары не сложить, так ещё и подошва у них стальная, мощность не держат , вылетают на раз. Пластиковые КТ818-819 на медной подошве даже понадёжнее этих стальных. Уже не говорим про обвал усиления на больших токах, чем не страдают хорошие импортные , те же Моторолы , указанные автором. Насчёт банки увеличить- почему бы и нет, они сейчас компактные и недефицитные, хотя, насчёт диодов соглашусь, Шоттки там ни к чему, куда лучше наши неубиваемые КД2997 или КД 213. Замена 574 уд на TL071 как бы очистка совести, но звук может оказаться чуть интереснее, мне вот почему-то наша 574 не пошла никуда, сухой звук у неё и трескучий, а ТЛ082 или 071 -сказка.

  2. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    Увеличение тока покоя всё же влияет в целом на звучание, и если радиаторы позволяют, то 200 ма звука не испортят точно.
    А то вся эта битва за экономию электричества приводит к паршивости звучания в итоге.

  3. arkadi15 пишет:

    Откуда у вас звук трескучий, не пойму. У меня Одиссей с родными 819/818ГМ ничего не выходит из строя, чтобы их реально убить, надо его гонять на макс. громкости целыми днями. Не знаю, насчет качества звука у меня жалоб нет, хоть и сравнивал я его со всякими сансуями и другими. Ко мне попал Одиссей давно, уже кто-то паял его, я его настроил по мануалу, восстановил почти половину деталей, все как полагается, плюс заменил электролиты, выходники 819/818 на новы. плюс проводку поменял также. И все Уже 10 лет проблем не было с ним. Усилитель хороший.

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      Я говорю лишь про неважно работающую в звуке нашу 574 уд1. Странная микросхема, параметры вроде высокие, а звук зажатый и аскетичный. Причины не знаю. Обычный TL 082 или 071 куда приятнее звучит.

      • Александр пишет:

        Во-первых, это 80-е годы. Для тех лет-неплохая была. Во-вторых. Мне вот на работе приходится работать в некоторых приборах с УД 1208, той же линейки (не получается её заменить по ряду причин на импорт, работает в схеме операционником по току). Три производителя были, не дай Б-г, не ту партию закупить не того производителя-сразу лажа дикая в показаниях прёт-разные они очень. И даже из “правильной” партии 50% идёт в цепь, где не важны параметры особо. Ну и не быстрая она, изначально.

  4. Александр пишет:

    Господа, может, кто подскажет. На одном канале Одиссея 010 тихий звук, снижался постепенно. Причём пред ни при чём, с заглушки-то же самое, то есть мощности. Предполагаю усохший проходной кондёр, типа С1 на 2.2мф. Где ещё потыкать, с большой степенью вероятности?
    Сам киповец, у меня совсем маленькие токи, типа 0-5мА, 4-20, так шта немного другая область. Приборы есть.
    А вообще этот канал кровушки уже попил у меня. То база у транзистора отвалится, то у другого пробой, напруга вроде везде близка к документации… старенький уже, но мне низы нравятся, работает в связке ЦАП китайский FX-audio, ламповый пред той же национальности на 6n1, выходную лампочку поменял на 6н1п, и 25ас 109 сильно доработанные.

  5. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    сам делаю так: касаюсь выводов конденсаторов отвёрткой и слушаю зудящий фон с обеих сторон кондёра. На живом он одинаковый. У дохлого слышен только с одной стороны.

    • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

      или тычу в одинаковые выводы транзисторов в обеих каналах, сравниваю результат. Этим” методом лопаты” пользуюсь когда лень осциллограф с генератором доставать.

      • Александр пишет:

        Эээ… Спасибо, этот метод необходимо осмыслить) На грани магии)
        Ну да, понятно, обрыв, или сильно потерял своё предназначение)

        • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

          будете смеяться. Но даже кондёр , сидящий по питанию на землю и в обрыве, начинает фонить либо на осциллографе на нём видна переменка, чего нет в норме.

          • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

            ещё простой метод- подкинь баночку. К подозрительному кондёру на ходу подкидываем живой заведомо, пусть и меньшей ёмкости. Разница сразу слышна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *