Обратный рупор на широкополосном динамике Sonido SFR-145

SONIDO NEA

Обратный рупор на венгерском широкополосном динамике Sonido SFR145. Рупор использует помещение как продолжение своего канала, что дает ему возможность эффективно воспроизводить такие низкие частоты, которые по стандартным расчетам рупор такого размера давать не может. По оригинальному проекту автора динамиков и корпуса – Иштвана Варги.

Ниже привожу небольшую статью, написанную мной по-поводу окончания сборки и тест-драйва этих АС.

“Двое из ларца” или компактный напольный рупор “NEA” от Иштвана Варги

Собрали вот таких малышей по оригинальному проекту Иштвана. Парень долго думал, какие ему сделать белые или черные, решил сделать одну такую, другую такую. Ну а нам чего, нам не жалко МДФ 18 мм, отделка акрил, полу-мат.

Параметры производителя здесь.


Мои Thiele-Small parameters:

Fs = 64.93 Hz

Re = 6.30 ohms[dc]

Le = 165.18 uH

L2 = 543.19 uH

R2 = 15.52 ohms

Qt = 0.29

Qes = 0.30

Qms = 9.93

Mms = 4.98 grams

Rms = 0.204778 kg/s

Cms = 0.001206 m/N

Vas = 10.45 liters

Sd= 78.54 cm^2

Bl = 6.513401 Tm

ETA = 0.91 %

Lp(2.83V/1m) = 92.74 dB

 

Added Mass Method:

Added mass = 6.00 grams

Diameter= 10.00 cm


Судя по сравнению паспортных и снятых параметров малыши явно еще не догрелись, хотя работали несколько дней, видимо правду говорят, что их нужно мять около 100 часов.

Итак начнем. Малыши хитрые – используют заднюю стену и пол как продолжение своего рупора. Оптимальное расстояние до задней стены – 40 см. Очень лихо трясут диван и даже пытаются давить в грудь с расстояния около 3 метров в помещении общей площадью 25 м кв. Сравнение графиков и личных впечатлений в очередной раз показывают что рупорные системы живут все-таки немного по другим законам, чем обычные колонки. Первое чем поражают малыши это конечно бас и мид-бас – откуда там оно в них берется совершенно не понятно. Все очень живо, слитно, мягкие бумажные высокие звучат конечно не так аналитично и рассыпчато как привычные купола, но если смотреть трезвым взглядом, то их равномерность и достоверность как для ШП просто феноменальная, подобного качества шириков я пока еще не слышал Сшивка второго диффузора с основным просто невероятная. Я честно – до последного думал что Иштван врет со своими АЧХ из паспортов. Нет! Похоже он таки сделал невозможное! Действительно все ровно! Заставить их хоть чуть-чуть покрикивать можно только на особо громких моментах и то далеко не всегда и не каждым диском!

Но некоторые легенды мы все-таки разрушим.

Легенда номер 1. Теперь расставим точки над “i” относительно рабочих уровней такой конструкции. Ходит много легенд совершенно диаметрально противоположного содержания про адекватные для ШП уровни, реальное количество и качество баса. Я не слышал Лоутеров, Гудмансов и других представителей “элиты”, но что могу сказать про сегодняшних малышей. Я не знаю у кого там мало баса от огромных рупоряг на 8″ дорогучих шириках, но у этих пиндюрок баса столько что если сделать еще больше, то это будет просто перебор. Причем бас не томный и не гундосый, а быстрый и четкий, даже не побоюсь этого слова “рупорный”. Кто привык к томному мурчанию может не понять, кто в теме – очень удивится услышав. Значит-ли это, что можно устроить с их помощью драм-н-бэйс дискотеку или закрыв глаза представить себя на концерте AC/DC в фан зоне? Естественно нет. Мы все взрослые люди, для этого нужны другие мощности и другие колонки. Но вот представить что у тебя в комнате сидит живой гитарист или певец – запросто. Даже барабанщик. Выше 40-50Гц диффузор демпфируется намертво и малышня запросто выстукивает снейр-драмом так что первые два дня все время бегаешь смотреть – не вылетели-ли еще эти беленькие маленькие игрушечные штучки Гитара, да что там гитара, даже контрабас звучит ну просто бесподобно, при чем ничего не надо домысливать – все ноты жирно, полновесно, с мельчайшими подробностями и дрожанием дивана и груди (!). Про голос даже рассказывать не буду – это надо слышать. Кайф просто таки наркотический Колонки реально усаживают тебя и заставляют выволакивать все новые и новые пластинки – потому что реально интересно и их хочется слушать и слушать, не то что не вызывают утомления, а наоборот задурманивают так что хочется привалиться и никуда уже не идти Можно-ли слушать на них электронику и рок? Можно. Но смотря какие и с какой целью. Если какой-нибудь трип или интеллигентное техно или хаус, то супер – ставлю знак качества и даю благословение как заядлый электронщик и джедай-любитель. Все щелчки, структура звуков, объемные эффекты передаются бесподобно. Dire Straits со своими супер-басами звучит так что хочется уписяться как маленькой собачке. Если-же нужны колонки от которых хочется иногда получить звон в ушах и протрясти печень и другие органы (я не говорю что это плохо, это дело тоже тонкое и нужное), то попросту нет смысла переводить таланты этих малышей – девайс далеко не дешевый (хотя для своих возможностей я считаю что более чем недорогой) и он просто ориентирован на немного другие ценности, выгоднее будет пожертвовать все-таки этой супер-слитностью и комфортом и купить что-то пусть менее живое, но более брутальное.

Легенда номер 2. Говорят что такие колонки должны играть от двухваттных ламповых однотактов. Бред сивого коня. Совершенно нормально они работают и с моими любимыми 3886 и даже с крикливой 200-ваттной Ямахой, не так объемно и детально конечно, но сказать что хочется закрыть рот руками и убежать в уборную я не могу т.к. никаких ужасающих эксцессов и удифильской кары небесной от такого атеистического союза на меня не низверглось. У теперешнего хозяина чудесненько себе поют от недорого Кембриджа на тех-же лм-ках. Они кстати прекрасно выдерживают ватт наверно 10 в пике так точно, при этом при выходе за хмакс они не хрипят и не трещат, просто начинают, я бы сказал “мягко компрессировать”, а хороший демпинг транзисторов им точно не вредит, как и любым другим здоровым колонкам. Так что тут откровения тоже не получилось Единственное что наверно я бы сделал для совсем уж полного кайфа – это наверно срезал их вторым порядком герц на 40-50, будет вообще чума.

Легенда номер 3. Говорят, что у шириков диаграмма “голову в тиски”, “прибить себя гвоздем”, “убить себя об…” (хотя это наверно лучше сделать тем кто так говорит) и т.д. Ну что я вам скажу. Она не такая как у обычных АС это да. Если поставить их по старой привычке – чуть развернув в стороны как обычные колонки, то таки да – ждет разочарование. Как сказал один форумчанин: “жена будет слушать одну колонку, ты вторую”, так и будет По-этому не стоит заниматься самобичеванием, а нужно сразу поставить их как положено для такого типа АС, а именно – образовать равносторонний треугольник, направив оси колонок точно на его вершину которая “слушатель”, но вершина эта должна быть не на месте прослушивания и не сзади него, а где-то в 0,5-0,7 метра перед. Т.е. оси колонок должны пересекаться не на свит-споте, а в полу метре перед ним. Тогда все становится на свои места. Сцена чудесным образом не начнет бегать за вами по всей комнате, но зоной комфортного прослушивания станет как минимум весь диван, а то и шире. При этом человек сидящий сбоку не будет слушать одну колонку, а будет просто сидеть сбоку живой, нормальной сцены, что, согласитесь вполне естественно и не без (продолжите сами).

Долго думал, собирал все в кучу, надеюсь многим будет интересно, т.к. самого беспокоило большинство освещенных вопросов, ну и вот они, собственно ответы – теперь на практике. Всем кто дочитал – спасибо за внимание!

Автор: Александр Рогожин, по материалам: http://rogozhinalex.narod.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *