Однотактный ламповый усилитель на 6Н5С (по мотивам Ongaku)

Еще в конце 90-х, познакомившись со схемой легендарного Ongaku от Audio Note, у меня возникло желание, используя некоторые идеи господина Кондо, создать любительскую конструкцию на отечественной элементной базе, отвечающую, на тот момент, и моим понятиям о хорошем звуке. Поскольку, в последствии данная конструкция неоднократно и с успехом была повторена многими любителями-самодельщиками, хочется теперь порекомендовать ее более широкому кругу меломанов, стремящихся приложить собственные руки к совершенствованию домашней аудио системы.

Как ни странно, но этот маломощный ламповый однотактный усилитель (3,5 Вт/8 Ом) оказался способен соперничать с более мощными аппаратами, подчас демонстрируя превосходство, как по энергетике, так и в подаче басового регистра. Что касается баса, кстати, то жертва некоторой части, и без того малой мощности в пользу демпфирующей способности не прошла напрасно. Почти все, кто имел возможность познакомиться с этим усилителем, отмечали его способность свободно, отчетливо и легко воспроизводить НЧ диапазон, что не всегда удается аппаратуре данного типа. Присущие же ламповым однотактникам высокая детальность, чистота и прозрачность звучания здесь также преподносят музыкальное произведение, как нечто особенное, не оставляющее в равнодушии. Акустика залов, где происходили записи фонограмм, слышна прекрасно, что создает впечатление присутствия слушателя на концерте, в клубе или студии, а то, как расположились музыканты на сцене – легко угадывается.

Очевидно все же, что усилитель тяготеет к чувствительным АС (89 dB и выше). Чем чувствительнее оказывалась акустика, тем более явно проявлялись его достоинства. Опытный образец усилителя, например, великолепно сочетался с АС на базе широкополосных отечественных громкоговорителей 15ГДШ-1 (15ГД-12) – 92 dB, 16 Ом, помещенных то в закрытые объемы (по 50 л), то в экраны. Клоны аппарата работают с акустикой Tannoy, Celestion, B&W, Supravox.

Схема усилителя показана на Рис.1. Предварительное усиление осуществляется половинкой лампы 6Н2П-ЕВ, имеющей высокий, для  триодов, коэффициент усиления и целиком обеспечивающей необходимую «раскачку» (амплитуду) напряжения +90 В. Буквы «ЕВ» в индексе немаловажны, т.к. звучание обычной 6Н2П не идет ни в какое сравнение с ее аналогом, обладающим повышенной надежностью и долговечностью. Драйверный каскад – катодный повторитель на 1/2 6Н6П. Его задача, при непосредственной связи, установить режим покоя для выходного каскада, а также обеспечить работу усилителя в классе А2, что  позволяет получить дополнительную мощность. В этом классе, до появления отсечки, мощность достигает 5,5 Вт (8 Ом). Выходная лампа – сдвоенный триод 6Н5С, имеющий низкое внутреннее сопротивление, что позволяет удачно согласовать ее с нагрузкой, используя выходной трансформатор с умеренным количеством витков в первичной обмотке. Как оказалось, эта лампа обладает приятным, теплым, комфортным характером звучания. Немного ранее ее высокая музыкальность была проверена и в двухтактных схемах.  В данной же схеме, без потерь в качестве, наверняка можно использовать и практически аналог – 6Н13С или параллельную пару 6С19П, изменив смещение и анодное питание. Некоторых же трудностей стоит подбор идентичности половин (в реальности имеет место значительный разброс параметров). Здесь контроль осуществляется замером напряжения, на катодных резисторах R12 и R13.  Идеально, если на них падает 0,865 В, что соответствует расчетному току покоя 173 мА. Более точно, корректировку режима выходной лампы можно произвести регулированием смещения на сетке драйверной лампы, подбирая резисторы R7 и R8 или установив вместо них потенциометр в 300кОм.

tubeS_019 ldsound.info (1)

Спецификация:

R1

100к(В)

R9,10

270к

С1

0,1-0,22/200В

С15        330/400В V1

6Н2П-ЕВ

R2

500к

R11

51к

С2

2200/16В

С16-19  680/200В V2

6Н6П

R3

4,3к

R12,13

10 Ом

С3

0,01-0,1/160В

С20,21    1,0/250В V3,4

6Н5С

R4

1,5М

R14,15

150 Ом

С4

100/200В

R5

18к

R16,17

2,7к

С5

100/63В

L1-3     Д38 1,2Гн VD1-6

КД202Р

R6,7

100к

R18,19

2,5к

С6-11

330/350В

R8

200к

R20,21

33к

С12-14

0,47/400В

О трансформаторах. Всегда раздражающе выглядит отсутствие какой-либо информации об этом наиважнейшем звене в некоторых публикациях, перегруженных описанием схемных решений и великолепного, в результате, звучания, что, на самом деле, в принципе невозможно без правильно расчета и изготовления трансформаторов. Именно поэтому трансформаторному вопросу здесь уделяется особое внимание.

В представленном усилителе все «трансы», выходные и силовые, сделаны на базе очень распространенных ТС-180. Лучше, если удастся их отобрать из некоторого количества, обращая внимание на магнитопровод, который должен быть, как можно более плотно навит, ровно разрезан, и не иметь механических повреждений. Также желательно отдать предпочтение сердечникам преимущественно более ранней даты изготовления.

tubeS_019 ldsound.info (2)

Выходные трансформаторы имеют две катушки, имитирующие тор. Одноименные слои на разных катушках, являясь продолжением один другого, переходя на уровень выше, повторяют ту же последовательность (Рис.2). Между слоями «первички» проложены слои «вторички». Ктр=12,5. W1=1940 вит. (194 вит. в слое). W2=155вит. W1 и W2 намотаны одним и тем же проводом – ПЭТВ-2, d=0.35 мм. Обмотка W1 имеет по две параллельные ветви, а W2 – восемь.

Важно, чтобы необходимое число витков ровно, без остатка, распределилось по слоям, и вся медь уместилась на катушку, не препятствуя последующей сборке сердечника. Намотку нужно вести от стенки к стенке, виток к витку, плотно укладывая слои и прокладывая между ними тонкую бумагой. По краям, для выравнивания слоя, можно наматывать х/б нить. Транс имеет большое количество соединений, поэтому, чтобы не запутаться следует помечать, хотя бы узелками, на свободных, впоследствии отсекаемых, концах провода номер слоя. Величина немагнитного зазора – 0,34 мм, здесь использован промасленный картон. Пропитывание (проварка) трансформаторов очень важна. Лучше, если в качестве пропитывающего вещества будет взят натуральный пчелиный воск, так как он не утрачивает до конца своих пластических свойств после застывания. Трансформатор полностью погружают в расплав, нагревают до температуры среды и периодически переворачивают, контролируя интенсивность выделяющихся пузырьков.

У силового трансформатора «первичка» оставлена прежней – W1=800вит. W2=448вит.+36 вит., d2=0,53 мм. Разбив это количество витков на две катушки, получим: 224+18+224+18. Эти добавочные витки 18+18 необходимы для нивелирования потерь в источнике питания (при настройке, подключаясь к разным выводам, добиваются необходимого напряжения на анодах выходных ламп). W3=800 вит., d3=0,2 мм; W4=W5=24 вит., d4=1,7 мм; d5=0,7 мм. В конце, его, естественно, тоже уместно проварить.

Компоновка – Рис.3. Редко удается обеспечить привлекательный внешний вид без ущерба для звуковых качеств. В данном случае, расположение компонентов осуществлено таким образом, чтобы, минимизировав сигнальные пути, сберечь звук. Все ответственные элементы, в их числе и конденсаторы блока питания, оказывающие немалое влияние на звук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Резисторы регулировки уровня громкости расположены на задней панели у входных клемм и через стержневые тяги соединены с рукоятками спереди. Два тумблера включения также находятся спереди: S1 – «сеть» и S2 – тумблер подачи анодного питания. Так что при выключенном S2, питаются только накалы ламп, обеспечивая предварительный разогрев для увеличения их срока службы. Шумы, наводки, фон сведены практически к порогу слышимости при помощи печатно-навесного монтажа, при котором крупные элементы (конденсаторы питания, мощные резисторы) располагаются на печатной плате, а резисторная обвязка, разделительные и шунтирующие конденсаторы установлены кратчайшим путем с минимумом паек навесным способом, подходя прямиком к выводам ламповых панелей. Лампы и остальные компоненты схемы находятся с разных сторон платы, что обеспечивает компактность и снижает взаимный тепловой обмен.

При сборке усилителя не стоит забывать и о влиянии различных типов и номиналов электронных компонентов на звук, особенно конденсаторов. Эта тема хорошо проработана в других статьях и на форумах. Здесь предоставляется широкое поле деятельности для индивидуального творчества, доводок и совершенствований. Нелишне лишь обратить внимание на то, что можно только приветствовать увеличение номиналов емкостей С18, С19 и С20, С21 до любых, самых неразумных, пределов.

tubeS_019 ldsound.info (2)

tubeS_019 ldsound.info (1)

Технические характеристики:

Диапазон частот: 5 – 53000 Гц (-3 dB)

Выходная мощность, класс А: 3,5 Вт(8 Ом)

Выходная мощность, класс А2: 5,5 Вт(8 Ом)

Разделение каналов: 51 dB

Чувствительность: 0,7 В

Выходное сопротивление: 1,8 Ом (20 Гц)

Потребляемая мощность: 160Вт

Автор: А. Мельников, Санкт-Петербург, CleverAudio Design

Для ldsound.info

8 комментариев: Однотактный ламповый усилитель на 6Н5С (по мотивам Ongaku)

  1. Олег пишет:

    кривая до горя лампа, как раз для однотакта)

    • Станислав пишет:

      Она в классическом включении (Драйвер+6н5с/6н13с) весьма дубовая по звуку. Используя в виде SEPP (два однотактника включенных в противофазе, с взаимокомпенсацией кривости упомянутой лампы)значительно повышает качество звука.

      • Александр Р. пишет:

        два однотактника в противофазе = двухтактник,
        повышающий качество звука за счет подавления четных гармоник.
        Скорее всего, японцу попалась книжка для начинающего радиолюбителя 1950-60-х годов, и он нашел там нечто типа “УНЧ для детекторного приемника”.
        Тяготеет к колокольчику типа 10ГРД.

  2. Сергей пишет:

    Удачный усилок, изготовленный автором статьи у меня уже лет … 10, даже потерял счёт времени. Только у меня по две пары маленьких и средних ламп стоят.
    Я полнейший чайник в радиоэлектронике и прочих паяльниках. Кстати, закончил с успехом ХИРЭ, но даже не знаю схемы детекторного приёмника.
    Но слушаю индийскую классическую музыку, к слову, единственно которую можно назвать музыкой. И вот эта кривая, не музыкальная лампа играет так, что я полностью удовлетворён.
    Обычно технари гоняют какой-нибудь джаз для теста. Всю жизнь одну и ту же пластинку.
    И, конечно же слушают “винил”, а не саму музыку.
    Другой знаток технических параметров приходил ко мне покритиковать усилок, но через пару часов его растащило так, что он стал задаваться вопросом “а что же это всё-таки звучит? т.е. почему так хорошо?” И сделал вывод, что, наверное, выходные трансы, намотанные вручную ещё в те времена, когда люди что-то мотали… )))

  3. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    сделано очень грамотно, не придраться. Работа выходного триода с токами сетки позволила выжать 3.5 ватта с низким анодным питанием.
    Сам как-то сочинил на 6н5с двухтактник, за неимением других ламп , правда, из ведра отобрал две пары ламп всего, -дикий разброс половин у них.
    Второй момент- 6н2п не самая удачная по звучанию лампа, есть у неё муть в звуке. Замена ей- сверхминиатюра 6н17б-в или 6н21б-в. или одиночные 6с7б-в, супервариант.

    • Мельников пишет:

      Александр, в схеме рекомендуется применять 6Н2П-ЕВ. У меня, например, их целая коробка (1980г.). Звучит она довольно прилично, в одиночку обеспечивая требуемый размах амплитуды. К тому же, в данной схеме анодная характеристика V1 подобрана так, чтобы скомпенсировать неравномерность выходной лампы, особенно в режиме А2.

  4. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Однажды принесли мне пару моноблоков на этих самых 6н5с. Мощность куриная, ачх куцая, спектр ужасный, но самое странное. что звучало это недоразумение господне просто убойно. Так и не понял, в чём фишка.

  5. Роман пишет:

    Это был мой первый самодельный ламповый…звучал классно!
    Особенно NP Титаник..и выходные трансформаторы ну нормальные они для такого железа.Очень удачная конструкция…с него всё и началось …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *