Однотактный УМЗЧ на триодах по схеме Loftin-White (8 Вт/8 Ом)

Несмотря на простоту конструкции, звучания усилителя отличается хорошей музыкальностью. Данный усилитель может быть рекомендован для первого опыта интересующихся «ламповым» звуком, имеющим скромный бюджет. Собрав эту схему, вы будете потрясены звучанием любимых записей!

         Конструкция аппарата восходит к так называемой схеме Loftin-White – двухкаскадного усилителя с непосредственной связью. Отсутствие межкаскадного конденсатора (или трансформатора) положительно сказывается на линейности, широкополосности и фазовой характеристики усилителя.

         Внимание! Не следует приступать к изготовлению данной конструкции, не имея опыта работы с высоковольтными электроцепями (до 1000 В). Безопасность – прежде всего, соблюдайте осторожность, не подвергайте себя риску!

Его чувствительность — около 1 B, чего вполне достаточно для большинства СD-проигрывателей – наиболее массового ныне источника музыкального сигнала. Заметное на слух ограничение появляется на уровне выходной мощности около 8 Вт. Но оно настолько «ласковое», что, чуть снизив громкость, можно продолжать прослушивание. При мощности 4 Вт коэффициент гармоник не превышает 0,4%, при 1 Вт – не более 0,1%. Основной продукт искажений — 2-я гармоника сигнала.

 tubeS-010 ldsound_ru (1)

Схема усилителя

 

B первом каскаде по схеме работает один из триодов лампы 6Н8С. Лампа выбрана после прослушивания в данной схеме нескольких типов в различных режимах и имеет на взгляд (ухо?) автора несколько преимуществ. Ее звуковая сигнатура отличается естественностью, a построение стереопанорамы — точностью и глубиной. Если усилитель изготавливается в виде моноблоков, разумно применить одиночные триоды 6С2С – даже c несколько лучшим результатом. Могут подойти также и 6С5 (6С5С).

Примечание. Возможно, кому-то понравится звук лампы 6Н1П, которая также неплохо работает в данной схеме, но автор считает ее звучание здесь резковатoм.

Небольшой по величине резистор автоматического смещения не шунтируется конденсатором, что создает небольшую местную ООС c линеаризующим действием. Кроме того, отсутствие конденсатора снимает проблему его влияния на звук, которое почти никогда не бывает положительным.

Для выходного каскада также после проб выбрана лампа EL34 в триодном включении.

Совет. Постарайтесь ее найти, она порадует вас упругим басом, гармоничным тональным балансом – прекрасный прибор!

Существовал и ее отечественный аналог, правда, малораспространенный 6П27С. Несколько хуже будут 6ПЗС (в этом случае предпочтительнее 6ПЗС-Е), ГУ-50. При соответствующем перерасчете выходного каскада можно попробовать 6Н5С (6Н1ЗС), по паре включенных в параллель EL84 (6П14П), 6П1П, 6П6С (все – в триодном включении) или 6С19П.

И наконец, кто располагает лампами 6СЗЗС или 6С41С, может и c ними поэкспериментировать, умощнив источник питания и понизив анодное напряжение. Хотя, строго говоря, мощность первого каскада в данной схеме для их «раскачки» недостаточна. На схеме ниже показана цепь общей отрицательной обратной связи (резистор R7), введенная c целью снижения интермодуляционных искажений. Однако в авторском варианте ОС не включена.

Примечание. Автор настороженно относится к применению общей ООС в подобных схемах, тем более, что в данном усилителе c выключенной ОС искажений не слышит. Послушайте и определите, как вам больше нравится.

Схема содержит совсем небольшое количество элементов, но качество каждого очень важно. Здесь мы изложим некоторые желательные «излишества», хотя и в минимальном варианте звучание усилителя вас не огорчит.

Начнем c регулятора громкости. Если вам доступен дискретный переключатель высокого качества – лучше применить его, собрав схему L-аттенюара. На практике бывает достаточно всего 5-6 положений.

Резисторы R2 – R5 типа МЛТ-2. R2 выполняет защитную функцию при возможном нарушении контакта в движке потенциометра R1. R6 можно набрать из четырех МЛТ-2 в смешанном соединении или применить проволочный остеклованный мощностью 10 Вт. Допуск номиналов всех резисторов – 5%.

Конденсатор для цепи катода выходной лампы лучше приобрести импортный – из наших деталей подойдет разве что К50-35. Но наилучшим решением будет применение здесь полипропиленовых или бумажных (МБГЧ или МБГП) конденсаторов емкостью хотя бы 50-60 мкФ.

Выходной трансформатор заслуживает отдельного разговора. Если ориентироваться на его самостоятельное изготовление, сечение железа следует выбрать около 10 см2 (можно немного больше). Намотка секционированная – чередование 5 слоев «первички» (2500 витков, диаметром 0,25 мм) и 4 слоев «вторички» (300 витков, диаметром 0,б мм). Сделайте отводы от 240-го и 270-го витка для настройки под конкретную акустику.

Автору больше нравится звучание трансформаторов на Ш-железе, но можно применять и ленточный сердечник. Многое зависит от качества стали — лучше всего использовать сердечник от какого-либо звукового трансформатора (кинотеатральная аппаратура, ламповые радиоузлы и т.д.). Толщина немагнитной прокладки при сборке около 0,15 мм.

Если применяете межобмоточную изоляцию из конденсаторной бумаги, то лучше пропитать собранный трансформатор парафином для повышения электрической прочности и фиксации витков. Автор использует для изоляции тонкую сантехническую ленту «ФУМ» (белого цвета). Она хорошо фиксирует витки, обладает свойствами отличного диэлектрика. И если трансформатор при этом намотан аккуратно (витки по краям не проваливаются и т. п.), его можно и не пропитывать.

Несколько слов об особенностях монтажа. Лучше, если все соединения будут наиболее короткими – крепление компонентов «от точки к точке». Если длина соединительных проводов будет менее 10 см, их влияние на звук не будет столь ощутимым. Наиболее компактно смонтируйте катодные цепи, точка заземления всех компонентов должна находиться вблизи входного разъема. Сюда же подключите общий провод анодного питания.

Не жалейте на источник питания средств и усилий! B крайнем случае – используйте один трансформатор c достаточным запасом мощности и раздельные выпрямители. Представляется также разумным применение отдельного трансформатора накала (например, серийных ТН) — рисунок ниже. Это упростит намотку анодных трансформаторов и решит проблему предварительного прогрева нитей ламп перед включением высокого напряжения.

 tubeS-010 ldsound_ru (2)

Вариант применения отдельного трансформатора накала

 

Питание нитей накала выпрямленным напряжением предпочтительно в отношении уровня фона и качества звучания. Оптимальный анодный выпрямитель двухполупериодный (не мостовой!). Такая схема показана на рисунке ниже, она гасит синфазные помехи из сети, и усилитель получается очень «тихим», без неприятного фона и рокота.

 tubeS-010 ldsound_ru (3)

Схема питания канала стереоусилителя

(от отдельного силового трансформатора)

 

Примечание. Автор придерживается мнения, что только питание каналов усилителя от отдельных силовых трансформаторов на рисунке ниже полностью реализует преимущества однотактного лампового усилителя в «деликатности» передачи стереопанорамы.

Для выпрямления лучше применять силовые вентили на токи свыше 5 А c большой площадью кристалла. Обычные диоды при переключении создают помехи c широким спектром, которые портят звук. Можете убедиться в этом сами!

Дроссели от ламповых цветных телевизоров, типа Др-5-0,08. Если пожелаете, примените в источнике кeнотроны (5ЦЗС хорошо подойдут), бумажные конденсаторы МБГЧ или КБГ-МН в сочетании c большими дросселями на 10-15 Гн.

Если не смутят габариты, это будет по-настоящему «безальтернативный» источник, который, возможно, пригодится вам в будущем, когда захочется попробовать элитные выходные лампы (6С4С, 300В и другие).

B качестве компромисса предлагается шунтирование конденсаторов C1, С2 и C4 (хорошо, если они будут импортными) бумагомасляными (МБГЧ, КБГ) и емкостью не менее 10 мкФ.

Совет. С целью повышения выходной мощности до 10-12 Вт можно рекомендовать введение в первом каскаде усилителя фиксированного смещения величиной 2,5–3 В.

Небольшая мощность усилителя требует чувствительной акустики. Из отечественных громкоговорителей прошлых лет акустика мощностью 15-30 Вт небольшого размера предпочтительнее, чем клоны S-90. Сейчас еще можно найти старые кинотеатральные громкоговорители c головками 4А-32, они хорошо подойдут.

Вариант c 2А-12 и рупорным ВЧ-звеном на базе головки 1А-20 или подобной — это уже серьезная акустика! После небольшой доработки получаются громкоговорители c хорошей динамикой, красивым басом и высокой чувствительностью. Если ваши возможности совсем ограничены – наберите несколько старых 4-ваттных головок с бумажным подвесом диффузора и разместите их в открытых ящиках большого размера, дабавив, если есть, «бумажные пищалки». Для баса хорошо 6 ГД-2. Желаю успехов и наслаждения звуком.

 

Статью подготовил: Николай Сухов

Автор усилителя: Виталий Брусникин, г. Петрозаводск

10 комментариев: Однотактный УМЗЧ на триодах по схеме Loftin-White (8 Вт/8 Ом)

  1. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Давать 400 вольт анодного на холодную сетку лампы ЕЛ34- плохое решение, ёлки нынче дорогие.
    Кенотрон здесь был бы как никогда к месту.Скажем, 5AR4 .

    • Олег пишет:

      А я вместо С1 стабилитрон газоразрядный попробовал-бы, цепочку из двух…

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Перевести выходной тетрод 6п14п в триод и одновременно завести общую оос – самое лучшее решение для превращения звука в зажатое плоское убожество, заодно обрушив и без того небольшой запас усиления.
    Не знаю, что у автора со слухом, если такое не слышит.
    Лофтин на 6п14п в триоде без оос делал в разных вариантах, звучит превосходно. Всякие костыли к этой самодостаточной схеме наводят на грустные мысли.

  3. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Виноват, лампа ЕЛ34 в схеме, не 6П14П, но принцип тот же: без ООС в триодном включении звук совершенно иной , свободный и живой.
    Хотя, в однотактном каскаде ЕЛ34 звучит странно, она проектирована для двухтактных схем. 6П14П сюда подходит гораздо удачнее.

  4. boo пишет:

    Ну а карту по постоянке кто пристёгивать будет? А, простите: “…звуковая сигнатура отличается…” Понятно.
    “…питание каналов усилителя от … в «деликатности» передачи стереопанорамы…” Не, ну тогда вместо дросселя нужно использовать динамик с электромагнитом и катушкой подмагничвания, включенной в сетевой фильтр в качестве дросселя. Иначе никак не получить звук “c хорошей динамикой, красивым басом и высокой чувствительностью”, потму что “…и имеет на взгляд (ухо?) Автора…” Трак-растарарах, Авторы, вы бы хоть как-то схемотехникой-то…
    “…Могут подойти также и 6С5 (6С5С)…” СТОП! Святое не трогать. На них в… 65-ом(?) я собрал свой первый настоящий ( бестрансформаторный!) усилитель. А были и 6С19П, и 6С33С. Притом на 6С33С сам рассчитывал, мучился с выходным в кучу слоев. А силовик там знаете на каком керне был? Потом другу подарил, так он сварку на том трансформаторе сделал 🙂
    Ох, самовнушение – величайшая в мире сила!

  5. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    В чём фишка этой схемы. Сама ЕЛ34 лампа великая, но в однотакте звучит паршивенько, высокий уровень 2 и 3 гармоник делает этот звук излишне живым , позже навязчивым, как надоедливый болтун в купе поезда. Вам спать, а он не угомонится. ООС делает этот звук строгим , ровным и правильным. Но потом понимаешь, что от его правильности хочется бежать , ощущая свою неполноценность и неправильность.
    Какой-то среднеквадратичный компромисс- лампа 6П6С или супервариант её от Атомпрома- 1515 . Так себе лампа, с постным аскетичным звуком , без мёда или куража, но в целом нейтральная и достаточно музыкальная(хотя мне ни в каком виде, кроме Бокемона не зашла)

  6. boo пишет:

    Другое дело.
    “высокий уровень 2 и 3 гармоник …” Я тут не вижу, где она на анодно-сеточной.
    Добавьте конструкцию выходного трансформатора. Для однотакта это та ещё проблема с подмагничиванием. Кроме того, нет же компенсации чётных.

    А, ну его всё…

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      На анодно-сеточных и я не вижу, все спектры получены в программке . И лично вырулены на их красоту и краткость.
      Про это долго разговаривали на форуме Сергеева Сергея, в бытность моего там разгула борьбы мнений.
      Сейчас все картинки тамошние уничтожены суровыми правилами сайта, спасибо, что сохранилось хоть что-то в архиве.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      веерные ВАХи – первый холодок внутри, при выборе лампы в выходной каскад, они залог кривого странного звука

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *