Основные используемые аудио разъемы

Разъёмов для подключения аудиоаппаратуры великое множество. Разберем в статье основные соеденители, которые применяются для комутации аудио. Впрочем использовать можно любой конектор, вплоть до голой жилы, главное чтобы он обеспечивал надежный контакт.

1. Разъём типа банан

Разъемы типа банан представляет собой коннектор для подключения акустики, щупов измерительной аппаратуры или лабораторных блоков питания. Контактная клемма штекера выполнена из подпружиненных пластин для обеспечения плотного контакта с гнездом. Диаметр контакта штекера может составлять 2 мм или 4 мм. В качестве изоляции используется защитный корпус. Корпус штекеров имеет разборную конструкцию и предназначен для монтажа на кабель.

 

2. Разъём XLR

Разъем XLR бывают в виде разъёмов, вилок и розеток. Используют балансное подключение. Применяются в основном в профессиональной аудио, видео и световой аппаратуре. Разъем разговорно называют Канон. Разъёмы XLR используются для симметричной передачи сигнала. Их использование в основном оправдано, если передача сигнала имеет большое расстояние. Просто так их не удастся подключить к усилителю, так как сам усилитель должен иметь такие разъемы, а следовательно и соответствующую схему.

 

3. Разъём TRS (jack)

Данный разъем был разработан в 19 веке для использования в телефонных коммутаторах и имел отличающуюся от современных штекеров форму. Обычно имеет три контакта (TRS, стерео), но есть вариант с двумя (TS, моно), четырьмя (TRRS), и редко — пятью контактами (TRRRS).

Существуют три стандартных диаметра разъёма:

  1. jack (6,35 мм, 1/4 дюйма);
    mini-jack (3,5 мм);
    micro-jack (2,5 мм).

Часто 1/4″ TS называют «джек» или «четвертьдюймовый джек»; разъём TRS 3,5 мм называют «мини-джеком»; разъём TRRS 2,5 мм — «микро-джеком».

4. Разъём типа Speakon

Данный тип кабельных разъёмов, разработанный компанией Neutrik и является зарегистрированным товарным знаком Neutrik AG используемых преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения акустических систем к усилителям мощности.

Соединительные акустические кабели, как правило, комплектуются с обеих сторон разъёмами Speakon типа «папа». На усилителях и акустических системах установлены разъёмы типа «мама». Кроме того, существуют соединители двух кабелей, выполненные в виде двух разъёмов типа «мама» в небольшой пластиковой трубке. На акустических системах часто устанавливают два разъёма типа «мама» — основной и вторичный, который предназначается для подключения дополнительных акустических систем или сабвуферов к тому же каналу. Разъёмы Speakon рассчитаны на большие значения токов (до 40 А). В них предусмотрена защита от прикосновения человека к токоведущим частям, что актуально для мощных усилителей.

Разъёмы типа Speakon могут содержать два, четыре или восемь контактов. Двух- и четырёхконтактные разъёмы частично совместимы между собой, восьмиконтактные разъёмы имеют большие размеры. Наиболее распространены четырёхконтактные разъёмы, они позволяют использовать отдельные усилители для низкочастотного и высокочастотного тракта без использования дополнительного кабеля и разъёмов.

5. Разъём RCA (тольпан)

RCA jack или в просторечии «тюльпан», «колокольчик», AV-разъём. Название RCA произошло от названия Radio Corporation of America, предложившей этот тип разъёма в начале 40-х годов для подключения фонографов к усилителям.

Большим недостатком таких соединителей является то, что при подключении сначала соединяется контактная пара сигнала (с напряжением), а лишь затем контакты корпусов. Это может вызвать повреждения приборов в момент соединения при наличии разности потенциалов между корпусами.

Стандартный штекер RCA (на сленге — «папа») выглядит как центральный металлический выдающийся вперёд контактный штырь, окружённый металлическим круглым ободком. Внешний диаметр ободка зависит только от его толщины и не нормируется. Гнездо RCA — обычно панельный разъём (на сленге — «мама»), на который надевается ободок, поэтому обжимающие губки ободка должны иметь немного больший внутренний диаметр.

В недорогом исполнении пространство между коннектором/цангой и ободком/корпусом (внутренний изолятор) заполняется простой пластмассой или полиэтиленом, в среднеценовых — текстолитовыми шайбами или аналогичными из прессованного стекловолокна, в дорогих — термостойким тефлоном или керамикой.

6. Разъём типа “лопатка”

Разъем типа “лопатка” используется для подключения акустического кабеля различного сечения. Кабель может подводится под различными углами. Зажимается кабель винтами. Данный тип соединителя позволяет получить хороший контакт и максимальную площадь коммутации в разъеме, который в свою очередь винтовым зажимом надежно фиксирует лопатку на месте.

7. DIN 41529 для громкоговорителей (разъём точка-тире)

Поляризованный двухконтактный неэкранированный разъём, разработанный для подключения громкоговорителя к усилителю мощности звуковой частоты. Известен как разъём DIN 41529 для громкоговорителей. Он существует в виде розетки для монтажа на панель и розетки/вилки на провод. У вилки имеется плоский центральный контакт и круглый контакт, смещённый от центра. Круглый контакт нужно подключать к положительному полюсу (красный), а плоский — к отрицательному (чёрный).

Советские аналоги: ОНЦ-ВН-1-2/16-В — вилка и ОНЦ-ВН-1-2/16-Р — розетка. В Советском Союзе и сейчас, его неофициально называют «разъём точка-тире».

Этот разъём в настоящее время можно встретить главным образом на старой технике. Такой же разъём используется для подключения некоторых галогенных ламп к источнику питания, а также в советских Hi-Fi усилителях и немецкой винтажной акустике и усилителях/ресиверах. Существуют также трёх- и четырёхконтактные варианты данного разъёма, использующиеся, например, фирмой Bang & Olufsen.

 

8. Toslink (разъём для передачи цифрового сигнала)

Toslink это стандарт соединения с помощью оптоволокна, разработанный корпорацией Toshiba. Часто применяется в бытовой аудиоаппаратуре, компьютерных звуковых картах, где передаётся цифровой аудиопоток. Изначально Toslink был разработан корпорацией Toshiba для передачи аудиопотоков формата ИКМ между фирменными CD-плеерами и AV-ресиверами, но вскоре был адаптирован для большинства CD-плееров, независимо от производителя.

9. Разъём DIN

Разъём, изначально стандартизованный Немецким институтом стандартизации. Существуют стандарты DIN на многие типы разъёмов, поэтому термин «разъём DIN» не означает какой-либо конкретный тип разъёма до тех пор, пока не указан номер стандарта (например, «разъём DIN 41524»).

В контексте бытовой техники термин «разъём DIN» обычно означает семейство круглых разъёмов, изначально стандартизованных DIN для аналоговых звуковых сигналов. Некоторые из этих разъёмов позднее использовались для аналогового видео и для цифровых интерфейсов, таких как MIDI или разъём PS/2 для клавиатуры и мыши персонального компьютера. Оригинальных стандартов DIN на эти разъёмы уже нет в печати. Они были заменены равнозначным международным стандартом IEC 60130-9.

Несмотря на то, что разъёмы DIN кажутся внешне похожими на новые профессиональные разъёмы XLR, они несовместимы. Существуют семь распространённых раскладок с количеством штырей от трёх до восьми.

Автор: LDS, специально для сайта ldsound.ru

2017

18 комментариев: Основные используемые аудио разъемы

  1. Sergik пишет:

    кто в курсе – из какого материала делались контакты в советских разъемах DIN 5 и точка – тире? сейчас на новых похоже на обычную сталь, которая нежелательна в аудио(((

  2. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    Старые пятишки советские DIN – СШ-5 c резиновым хвостом и карболитовой основой были латунные, насчёт покрытия -скорее всего серебро. Потому что резина делала контакты жутко черными. Позже стали делать контакты из дрянных трубочек, разваливались в руках.

    • ZLOIVOVAN пишет:

      В позднем СССР лепили из того что было. Контакты в СГ-5 ржавели от сырости.Пластик основания попадался белый – сильно боялся перегрева при пайке.

      • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

        Те разъёмы страшно вспоминать. И когда на барахолках спрашивал “настоящие пятишки” на меня таращили зенки, не понимая, о чем это я? Вот тебе разъёмы, лежат, чего тебе ещё?

      • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

        Сегодня найти приличные ДИН разъёмы разве что в музыкантских магазинах, но лучше всего на барахолке купить убитый хлам с этими гнёздами и провода с ними же.

  3. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    недавно пытался припаяться к 5-штырьковому китайскому красавцу позолоченному, но не смог, не паяется этот металл.

    • Александр Юрьевич пишет:

      Паяется,Александр! Но только обыкновенной протравленой цинком паяльной кислотой! А больше ну абсолютно ничем! Сам замучился. Перепробывал и канифоль и паяльный жир и ……

      • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

        Александр Юрьевич! У меня есть флюс с радиорынка, звать его ФН, паяет всё что не алюминий. С лету.
        раньше пользовался глицерином, в который насыпался хлористый аммоний, флюс гостированный, для пайки ног у кт315. Тоже практически как ваш хлористый цинк водный.

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      было это не дома, у заказчика, поэтому не смог доделать как надо, а дома- всё под рукой, нет проблем.

  4. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    Разъёмы точка-тире там однозначно латунь лужёная.

  5. Sergik пишет:

    Бриг 001 – в разъеме для наушников отвалился контакт правого канала.
    Что проще – поставить новый разъем DIN -5, или разъем Jack 6мм,или как-то припаять отвалившийся родной контакт?
    Как добраться до места?

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      тут варианты. Есть наушниковый разъём типа конверт, на 2 положения, а есть обычный 5 штырьковый. Там тоже два варианта: с гнездом- трубочкой и с разрезным контактом.
      Контакт можно добыть из свободных нераспаянных контактов, развернув вывод и выпрямив его из штопора, в который он скручен, чтоб не выпал. В собачей трубочке есть зубчик, упирающийся в корпус, его нужно шилом впереть обратно внутрь и вытащить трубочку.

    • Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

      Ежели есть новый ДИН-5, то просится решение не мудохаться, а поменять на новый.

  6. Sergik пишет:

    Александр, если можете оставить свой контакт ( почту или моб) я бы связался с вами. я не ремонтник, но эту задачу выполнить смогу. только хотелось бы обсудить с опытным человеком)

  7. Sergik пишет:

    Александр, глянь ящик

  8. Валера пишет:

    У меня в машине AUX-вход находится в бардачке. Хочу с помощью кабеля AUX-вход вывести куда-нибудь на переднюю панель. Ищу аудиокабель: 3.5, папа 90 градусов, мама нужна с креплением на панели панель. Нигде такой не могу найти. Такой в природе вообще существует?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *