Основные правила приклеивания пылезащитного колпачка к динамику

Небольшая статья-памятка об основных правилах приклеивания пылезащитного колпачка к динамику.

В СССР в 50-70-е годы выпускали множество широкополосных динамиков, тембр звучания которых был специфическим, но в то же время приятным, мягким и «бархатистым». Очень распространённой проблемой динамических головок тех лет было попадание пыли в зазор между звуковой катушкой и керном по причине отсутствия пылезащитного колпачка. Это могло привести к появлению хрипов, к затруднённому ходу диффузора и даже к повреждению звуковой катушки. Вспомним подобные динамики: 1ГД-18, 2ГД-28, 4ГД-7, 5ГД-14. Этот перечень можно продолжать достаточно долго, но мы остановимся на одной модели, на 1ГД-18.

Этот широкополосный громкоговоритель попал ко мне в весьма приличном состоянии:

Поскольку я не привык просто коллекционировать динамики, мне в голову пришло решение сделать активную акустическую систему на 1ГД-18, 2ГД-36 , а в качестве усилителя использовать «старую добрую» схему на 6Ф1П, но об этом чуть позже.

Ввиду того, что этот динамик будет работать, а не лежать на полке, я решил приклеить к нему пылезащитный колпачок, который «вырвал» из какого-то неисправного китайского динамика:

Колпачок был именно вырван (а не отклеен), поэтому мне пришлось его «подготовить» для установления в динамик.

Сначала при помощи кисточки и ацетона промазал края колпачка:

Затем ножиком удалил остатки бумаги и клея. Покрыл клеем ПВА диффузор динамика в соответствующем месте:

Приложил пылезащитный колпачок и чуть-чуть придавил его пальцем. Главное, не переусердствовать и не деформировать каркас звуковой катушки (ЗК):

После подключения динамика к усилителю я понял, что звук до и после доработки не изменился. Самое важное, что масса пылезащитного колпачка и клея должна быть минимальна, тогда не увеличится инерционность диффузора и, следовательно, звучание останется на прежнем уровне.

Автор работы: Алексей Климов

12 комментариев: Основные правила приклеивания пылезащитного колпачка к динамику

  1. Николай пишет:

    Чего слабо-то так? Вы даже не удосужились отмыть ошмётки китайского диффузора, не говоря уже о том, что серебристый колпачок на динамике 50-60гг выглядит весьма странно.

    • Алексей Климов пишет:

      В статье же сказано, что при помощи ножика и ацетона были удалены остатки клея и бумаги.

      Я не собираюсь делать из этого динамика музейный экспонат – для меня важнее всего его практическое применение. Самодельный бумажный колпачок будет смотреться ещё ужаснее, чем этот.

      • Дмитрий Большаков пишет:

        Скажите пожалуйста,а как можно снять колпачок с диффузора (не повредив его) для дальнейшего ремонта?

        • Дмитрий Большаков пишет:

          Динамик 35ГДН (не блестящий)

          • Николай пишет:

            Накапать ацетона по окружности, чтобы он впитался в бумагу. Когда клей размякнет, осторожно поддеть лезвием и снять.

  2. Куприянов Александр пишет:

    А я бы сначала очистил (плёнкой) и отпылесосил зазор звуковой катушки.

  3. Nikolay пишет:

    Что-то вы как-то уж слишком радиолюбительски колхозно.
    Даже во времена юности вашего динамика в 60х годах рекомендовали приклеивать колпачки, сформованные из мокрой бумаги, и клеить ненпременно столярным костным клеем – он высыхая, становится твердым и жестким. Сами колпачки делались конусными из фотопленки со смытым светочувствительным слоем. Или вовсе из части белого целлулоидного шарика для настольного тенниса, аккуратно срезанного в нужный размер. Считалось, что это еще и улучшает отдачу на высоких.
    Сам шарик обязан был быть неновым, а уже игранным, от чего как бы его стенки уплотнялись и становились тверже.

  4. Nikolay пишет:

    Для красивости в открытых головках – срежьте донышко пивной банки (или косметической тубы)в нужный размер, и приклейте цианакриловым клеем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *