Penaudio Sinfonia. Финский гром. Обзор АС от журнала “АудиоМагазин”

Директор и главный разработчик финской компании Penaudio Сами Пенттиля охотно ездит на презентации своих новых моделей и с удовольствием демонстрирует их звучание. При этом он не слишком откровенничает о каких-либо секретах или спецприемах, использованных при создании АС. Обычно он отшучивается и говорит, что не применяет космические технологии, редкие экзотические материалы и обтекаемые формы, изысканные лаки или необычные акустические оформления. А секрет успеха — просто в ручной сборке, тщательном подборе драйверов и компонентов фильтров и вылизывании всей конструкции до мелочей.

Дьявол в деталях

Каждый, кто прочитал хотя бы пару обзоров об акустике Penaudio, наверное, уже запомнил идейные основы компании, но на всякий случай напомню их. Комбинированные корпуса делаются из плотной березовой фанеры и MDF — береза идет на бока, а более толстый MDF с березовым же шпоном в качестве облицовки — на остальные стенки. Внутренняя разводка во всех новых моделях выполнена кабелем Jorma Design — Сами любит его за акустические свойства. Используемые динамики — всегда норвежской фирмы SEAS; некоторые из них дорабатываются по спецификациям Penaudio. Входных терминалов — только одна пара WBT. Акустическое оформление — фазоинвертор, причем порты из кусков толстой алюминиевой трубы имеют очень небольшой размер, приближая фазоинвертор к закрытому ящику. Из прочих неизменно всплывающих деталей надо упомянуть катушки с воздушным сердечником Graditech и полипропиленовые конденсаторы SCR в фильтрах. В спецификациях АС всегда указываются частоты раздела, но не уточняются порядок фильтров и внутреннее устройство корпуса. Вроде бы информации достаточно, однако, во-первых, в ключевых пунктах она может мало отличаться для разных моделей Penaudio (что само по себе неплохо, поскольку говорит об устоявшейся концепции), а во-вторых, дотошные аудиофилы всегда хотят знать как можно больше интересных подробностей. По слухам, Сами спроектировал Sinfonia в качестве подарка любимой жене на день рождения — как нечто необыкновенное, чего дотоле ему сделать не удавалось. Но даже если и не так, эта история лично мне нравится больше стандартного рассказа о десятилетнем опыте конструирования акустики, позволившем появиться колонкам с по-настоящему большим звуком — достойному конкуренту других моделей адекватного класса. Впрочем, одно другому нисколько не противоречит, ведь подарки супруге и выстраданные произведения искусства не исключают необходимого ингредиента в виде прежнего опыта и новых амбиций. В Penaudio Sinfonia из обычного набора вечных ценностей надо отметитьв первую очередь динамики SEAS. В этот раз на ВЧ стоит доработанный T29CF002 Crescendo, а на СЧ — пара 16-см драйверов с магниевыми диффузорами и очень мягкими резиновыми подвесами с тангенциальной насечкой из линейки Excel, те же, которыми укомплектованы полочная Cenya и напольная Sara S. Кстати, группа из трех динамиков на фронте могучих Sinfonia вызывает ассоциации именно с последней моделью, да и схема в 2,5 полосы (не считая нижнего баса у масштабной новинки) позаимствована у названных АС, с той же частотой раздела между средней и верхней полосами: 4500 Гц. Вместе с тем шелковый купол твитера имеет калибр 29 мм, а не три четверти дюйма (19,05 мм). Разъемы WBT у Sinfonia — лучшие из возможных, Next Gen 0705 Ag.

Демону любопытства (или тому самому дьяволу, который кроется в деталях) в этот раз тоже удалось потрафить, поскольку совсем недавно, в сентябре нынешнего года, Сами Пенттиля отступил от своей шуточной манеры и дал развернутое интервью финскому аудиомузыкальному журналу «Inner-Audio», в котором подробно ответил на разнообразные «зачем» и «почему», связанные с конструкцией Sinfonia. Для тех, кто не видел этот материал в интернете или не слишком дружит с английским языком, я позволю себе воспроизвести здесь наиболее интересные моменты из него.

Во-первых, на вопрос, почему он не захотел использовать также и вуферы из линейки Excel, а взял динамики попроще, Сами ответил, что экспериментировал с разными вариантами и начинал именно с наиболее естественного, однако не смог добиться от низкочастотной секции такого крупного, «первозданного и неподдельного» баса, который слышал внутренним слухом и который стремился получить. Зато бумажные с пропиткой конусы обеспечили желаемую тембральную насыщенность. Точный выбор динамиков, удовлетворяющих условиям задачи и задуманной концепции, — это, по словам Сами, лишь полдела. В 3,5-полосной схеме два боковых «сабвуфера» работают только до 80 Гц, а потом идет подборка, весьма сходная (за исключением более качественного крупного твитера) с упоминавшейся Sara S. Один из среднечастотников работает от точки сшивки с басом до 200 Гц, после чего мягко обрезается, а второй продолжает функционировать в широчайшей полосе в несколько октав вплоть до 4500 Гц. Причин для принятия именно такого решения несколько. Например, из соображений локализации образов и натуралистичности отработки сцены и планов, а также контроля тональной окраски нижней середины Сами нравятся только «узколицые» АС (отсюда безальтернативные следствия: очень глубокие корпуса для обеспечения литража оформления и боковое расположение вуферов). 2,5 полосы для фронтальных динамиков были логично выбраны для компенсации эффекта «Baffle step». До модели Sara и последовавшей за ней Sinfonia Сами пробовал все варианты — 2, 2,5 и 3 полосы, и остановился на двух с половиной. Вариант в 3 полосы не приглянулся ему из-за подъема в верхнем басе и сопутствующего провала в нижней середине. А 2,5 полосы на фронте позволили сделать менее заметной сшивку с боковыми низкочастотниками.

Что касается последних, то каждый их них работает в отдельном 50-литровом отсеке с непараллельными внутренними стенками. Базирование нижнего вуфера максимально близко к полу было выбрано в целях усиления фундаментального нижнего баса. А место установки верхнего подбиралась опытным путем. Вообще, как несложно заметить, долгое вдумчивое экспериментирование буквально с каждой частью конструкции — отличительная черта Сами Пенттиля как разработчика. Это касается и пресловутых конденсаторов SCR, отобранных из разных вариантов за «более твердый и плотный нижний и средний бас», и даже серебряных терминалов WBT, тоже внесших свою лепту в звук в желаемом направлении. Два среднечастотника установлены в собственном отсеке в 20 л, который снабжен портом ФИ, выходящим вперед. В конструкции вуферов примечательны магнитные системы с четырехслойными катушками, у магнитов СЧ-излучателей на Т-образном полюсном наконечнике сверху и снизу закреплены медные короткозамкнутые витки. Корпуса имеют внутренние стяжки, стенки изнутри выстланы автомобильным шумопоглотителем Dynamat, внутренний объем по углам заполнен пеной и хлопковым наполнителем.

Музыкальный материал:

  1. Baroque Favourites» (EMI, CDCFP 4557)
  2. Beethoven. «Piano Sonata No. 23 in F minor Appassionata». E. Gilels (DG, 457 296-2)
  3. Wagner. «Tannhauser: Overture». Wiener Singverein, Sir Georg Solti (Decca, 460 510-2)
  4. C. Прокофьев. «Александр Невский, Скифская сюита». В. Гергиев, хор и оркестр Мариинского театра (Philips, 473 600-2)
  5. «Organ Landscape: Lubeck, St. Jakobi». W. Baumgratz (MDG Gold, 319 0962-2)
  6. AC/DC. «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)
  7. Grave Digger
  8. Katatonia. «Viva Emptiness» (Peaceville Rec., CDVILEF 103)
  9. Kataklysm. «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)

Технические характеристики:

Тип: напольная акустическая система

Акустическое оформление: фазоинвертор

Частотный диапазон (в безэховой камере, по уровню ±3 дБ): 30 – 30000 Гц

Количество полос: 3,5

НЧ – 260 мм x 2, бумажные конусы

СЧ – 160 мм х 2, магниевые конусы

ВЧ – 29 мм, шелковый купол

Частоты раздела: 80, 200, 4500 Гц

Сопротивление (номинальное): 4 Ом

Чувствительность (2,83 В, 1 м): 87 дБ

Габариты: 1780 x 180 x 540 мм

Масса: 72 кг

Дыхание грома

Для прослушивания мы добавили в компанию к колонкам предварительный и оконечный усилители Hegel P10 и H10, отличающиеся типичной для этой фирмы тонкой гибкостью, прозрачной мощью и вниманием к деталям. В роли источников использовались три CD-проигрывателя: McIntosh MCD301, Plinius СD101 и Burmester CD Player 052. Система была установлена в очень просторном зале, и отсутствие боковых стен и расстояние не менее чем в 2 м до задней чрезвычайно благотворно сказалось на звуке. Вообще Sinfonia не относится акустике, «умещаемой» на малых и средних площадях, и вышеупомянутый простор в 35 м2 представляется необходимым минимумом для нее. Кроме того, в силу бокового расположения динамиков, в варианте, когда они смотрят внутрь, желательно, чтобы пространство между АС было незанятым. Оптимальный тональный баланс в свободной расстановке далеко от стен был достигнут при небольшом развороте осей на слушателя и при расстоянии до каждой АС около 3 м (довольно низко расположенные твитеры в этом случае оказываются как раз на уровне ушей). В этой же диспозиции нижний бас по тестовым трекам с набором тонов уверенно чисто и одинаково воспроизводился с 40 Гц — превосходный результат.

Может ли гром греметь нежно? Мощно, захлестывая звуковой волной, всеобъемлюще и очень низко, плотным рокочущим валом или резким ударом — это пожалуйста. А вот нежно, ясно и деликатно… Н-да, сомнительно. И все-таки, как выяснилось, бывает и такое. При прослушивании сразу же с предельной ясностью ощущаются ярко индивидуальный почерк и представление музыки новой топ-моделью Penaudio. Базовая комфортность и матовая замкнутая цельность былых компактных колонок фирмы уступили место ясному и насыщенному звуку, одновременно крупному и точному. Вначале была установлена невысокая громкость, но потом она неоднократно увеличивалась вплоть до очень рискованных уровней (чтобы иметь удовольствие охватить весь динамический диапазон симфонического оркестра). И никаких признаков крикливости и искажений не отмечалось. Очень равномерное и уверенное заполнение звуком всего пространства помещения, взрослая уверенная подача, открытая, но сбалансированная и не утрированная, — вот признаки аудиокомпонента по-настоящему весьма высокого класса. Как обычно у Penaudio, бас оказался полностью управляемым, но на этот раз он был к тому же воистину фундаментальным, а собрать столь глубокие и динамичные низкие частоты и естественно интегрировать их в остальной частотный диапазон — задача крайне непростая. Sinfonia встраивают свой масштабный «первородный гром» в общую копилку частот совершенно органично, как широкое могучее дыхание. Явственно ощущается плотность массивных деревянных дек у натуральных инструментов и звукоизвлечение «на опоре» у вокалистов. Последний момент особенно отчетливо заметен у всех правильных полноформатных АС, причем даже в высоких женских голосах. Очень высока детальность, понимаемая в смысле частного тембрального разрешения отдельных инструментов и общей прозрачности плотных оркестровых полотен, хорошей артикуляции и сопровождающих шумовых призвуков, нюансов атаки и пр. Превосходная микродинамика, глубина и объем тихих линий, замирающих нот и сходящих на нет инструментов подчеркивают серьезность и взрослость конструкции. Свою лепту в радикальные перемены внес, видимо, и гораздо более качественный крупный твитер, потому что колонки действительно задышали совершенно свободно и раскованно, с нужной естественной живостью, четкой внезапной атакой, отличным сфорцандо и ясным разделением тембров. Например, барочная скрипка стала именно аутентичной барочной, а не классической, в звучании появилось гораздо больше воздуха и объема, к тому же равномерно по всему частотному диапазону и без признаков приглушения на ВЧ. Фирменные мягкость и округлость звучания сохранились разве что в вокале и плотных оркестровых тутти, однако в очень незначительной степени, на уровне угадывания родовой принадлежности АС. Причем великолепнейшая дикция и артикуляция вокалистов затуманиваются только на фоне самых напряженных динамичных моментов игры оркестра (в этом своем эксперименте Сами Пенттиля практически совершил чудо с воспроизведением масштабной классики, и только самые убойные места оставляют ряд вопросов). Жаль, что конструктивно нельзя попробовать biamping. И еще надо иметь в виду, что Sinfonia были безжалостно подвергнуты череде самых трудных краш-тестов c привлечением треков из моей личной коллекции, среди которых сложнейшие Dies Irae из Реквиема Верди, увертюры Вагнера и «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» Прокофьева. Мало какой акустике удается отыграть все это подряд — обычно я ограничиваюсь чем-то одним. Нежный гром в исполнении Sinfonia очень быстро приручает слушателя, к этой подаче привыкаешь и погружаешься в нее полностью. Система, обладающая непринужденной масштабностью и даром убеждения без авторитарности, — большой и желанный подарок. АС полностью адекватны эмоционально, они передают нагнетание терзаний и тяжести, вязкое отчаяние и высокую драму именно так, как надо, ничего не смягчая, не облегчая и не сглаживая.

СD-проигрыватели McIntosh MCD301, Plinius СD101, Burmester CD Player 052

Предварительный усилитель Hegel P10

Усилитель мощности Hegel H10

Коммутация кабелями Analysis-Plus Golden Oval

Что касается влияния источника, то вариант с McIntosh MCD301 оказался очень плотным и насыщенным, с подчеркиванием объема и панорамы зала и немного брутальным. Солирующие инструменты и голоса звучали уверенно и с нажимом, а баса был целый океан. Связка с Plinius СD101 по контрасту сыграла не столь эффектно и крупно по звуку, зато заметно более ровно и правильно, спокойно и даже несколько скучновато — много ума и мало чувства. Идеальным вариантом я сочла союз с Burmester CD Player 052. Результирующий гармоничный и ненарочитый звук вначале не поразил супердетальностью, зато потом был признан лучшим изо всех трех попыток. Драйв и напряженно-эмоциональная подача в роке и металле тоже, как ни странно, перевесили прямой напор McIntosh — за счет несоизмеримо более тонкой пластики и общего верного баланса.

Вывод

Penaudio удалось создать акустику, удивительно превосходящую их прежний опыт, былую концепцию звукоизвлечения и все ожидания от звука финского бренда. Любому, кто располагает помещением адекватного размера, настоятельно рекомендуется ознакомиться с Sinfonia при выборе кандидата в домашние АС. Звучание этих колонок одновременно мощное и деликатное, насыщенное и ясное, громоподобное и обволакивающее — интереснейшее сочетание черт. Но придется серьезно озаботиться усилением и источником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *